Выбор УМК
С 2007 года обучение биологии веду по рабочим программам составленным на основе образовательных программ разработанных В.В. Пасечником. УМК В. В. Пасечника имеет концентрическую структуру и системно-структурный подход. От УМК Сонина Н.И. отказалась, так как функциональный подход оказался сложным для многих учеников. Кроме того затруднилась подготовка к ЕГЭ и олимпиадам. В 10-11 классах приходилось изучать заново ботанику и зоологию при подготовке к ЕГЭ. Системно-структурный подход в УМК Пасечника сохраняет лучшие традиции в подаче учебного материала с постепенным усложнением уровня его изложения. Содержание курса биологии направлено на формирование универсальных учебных действий, таких как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, доказывать. В 6 классе при изучении курса «Бактерии, грибы, растения» материал излагается интересно, содержит многочисленные эксперименты, опыты, наблюдения, которые рекомендуется проводить учащимся дома и которые проводим на уроках. Материал 7 класса («Животные») авторы программы предлагают почти полностью изучать на живых или демонстрационных объектах. К недостаткам этого курса я бы отнесла недостаточное рассмотрение внутреннего строения хордовых животных. В 8 классе изучается курс «Человек и его здоровье». Достоинство именно этой линии учебников в том, что большое внимание уделяется самонаблюдению, практическим и лабораторным работам. В каждой теме рассматриваются вопросы здорового образа жизни, санитарно-гигиенической службе и охране среды жизни человека (что отсутствует в УМК Сонина Н.И). Учебник содержит много продуктивных вопросов и заданий. Единственное, что не устраивает в этом курсе – это изучение темы «Нервная система» в числе последних тем. Логичнее и понятнее детям именно с этой системы органов начинать изучение строения и физиологии организма человека. В 9 классе обобщаются знания о жизни и уровнях ее организации, раскрываются мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщаются и углубляются понятия об эволюционном развитии организмов. В 10-11 классах также придерживаюсь линии этого автора.
Программы В.В. Пасечника, В.М.Пакуловой, В.В.Латюшина базируются на биоцентрическом мышлении соответствуют Госстандарту образования. В таблице представлена реализация базисного плана.
Класс Автор учебника Название учебника Кол-во часов + Спецкурсы.
5 кл. Пакулова В.М. Природа неживая и живая 2
6 кл. Пасечник В.В. Бактерии. Грибы. Растения. 1
с/к Экология растительных сообществ. 1 час
7 кл. Латюшин В.В. Животные. 2
8 кл. Колесов Д.В. Человек и его здоровье 2 с/к Твоё здоровье – в твоих руках. 1 час
9 кл. Каменский А.А. Введение в общую биологию. 2
10-11 кл. Каменский А.А Общая биология по 1 часу с/к Биология в вопросах и ответах. 1 час в 10 кл