Воспитательная работа

Михалева Татьяна Германовна

Формирование позитивного социального опыта учащихся.

Я являюсь заместителем директора школы по воспитательной работе. В этой должности я работаю 10 лет и то состояние образовательной и воспитательной среды в нашей школе, которое сложилось на данный момент является и моей прямой заслугой. Моя задача как заместителя директора организовывать и координировать все сферы школьной жизни. В 2011 году я была инициатором разработки воспитательной системы школы. Проект был утверждён на педагогическом совете школы. По этой системе осуществляется воспитательная работа на протяжении 3 лет.

1. Создание благоприятного психологического климата в школе, атмосфера товарищества, толерантности (в динамике за 3 года).

Воспитательная система школы является гуманистической. Она ориентирована на личность ребенка, на развитие его способностей, задатков, индивидуальности; на подготовку его к жизни среди людей, взаимодействию с ними; на самопознание и самовоспитание ребенка; на создание в школе обстановки социальной защищенности, взаимодействия и взаимопонимания, творческого содружества.
В современной ситуации, когда ребёнка окружает столько социального неблагополучия, особенно явно существующего в селе, одной из основных задач работы школы является формирование  атмосферы психологической комфортности, а также бытовой комфортности. В работе классных руководителей акцент всегда делаю на сплочение классных коллективов. С этой целью в классах проводится диагностика уровня развития коллектива по методике А.Н. Лутошкина. (см презентацию). Особенно важны социометрические исследования, позволяющие выявить лидеров и что ещё важнее – аутсайдеров. На данный момент в школе 3 таких ребёнка. За ними ведётся наблюдение, в классах проводятся классные часы толерантности (http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2014/03/10/zhestokost-kak-ey-protivostoyat«Агрессия: как ей противостоять").

Школьный коллектив у нас небольшой и поэтому вполне реально добиться чтобы, каждый ребёнок имел свою нишу, круг общения, занятия по душе. Для этого существует развитое классное и школьное самоуправление, сеть дополнительного образования.

Кроме того с 2011 года в школе работает программа «Семь вершин успеха» http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2014/03/11/adaptirovannaya-programma-sem-vershin-uspekha. Суть программы «Семь вершин успеха» - предоставление возможности учащимся и целым классам самостоятельно выбрать сферы приложения своих сил и талантов и добиться там успеха, реализовав свой потенциал. Результатом работы программы в течение 3 лет является повышение творческой активности детей (рейтинг участия школьников в мероприятиях разного уровня), отсутствие острых конфликтов между членами коллектива.

 2. Наличие развитой инфраструктуры самоуправления, максимальная вовлечённость учащихся в решение проблем класса, школы.

Заказ на воспитание личности определен в законодательных документах. В них говорится, о воспитании конкурентоспособной личности. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте второго поколения уточняется, что в основе реализации программ образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности и диалога культур. Таким образом, и воспитательная работа должна быть направлена на достижение поставленных государством ориентиров. Педагогический коллектив стремится воспитать успешную здоровую во всех отношениях личность, социализированную в современном обществе. Большое внимание уделяем развитию инициативы и самостоятельной деятельности школьников.    

В школе действует орган ученического самоуправления «Совет Учеников» с 2001 года. Предпринималась попытка реформировать школьное самоуправление в Школьную Демократическую республику, но эта форма не прижилась. Оказалось, что Совет Учеников – это оптимальная форма самоуправления для нашей школы. Во главе -президент и правительство, сформированное на выборной основе из уч-ся 5 – 11 классов. Президент выбирается общим голосованием всех учащихся школы в День Выборов, которому предшествует предвыборная кампания. Предвыборная кампания начинается с выдвижения кандидатур: это может быть самовыдвижение или выдвижение от класса. Правительство состоит из 5 министерств: Образования, Культуры, Здоровья и Спорта, Печати, Труда.
Совет дела – другая форма самоуправления. Он создается временно при подготовке определенного мероприятия. Об актуальности и эффективности работы Совета учеников можно судить по результатам анкетирования https://docs.google.com/document/d/1KHaSLIfxPy59KgV51F_FAq88tmmCpH8PLLmP-ruTgGs/edit?usp=sharing, проведённого Областным Детским Парламентом. Президент Совета Учеников – Салькова Наташа, ученица 10 класса является членом  Районного Детского Парламента.

 

3. Участие учащихся в социальных проектах, волонтёрских движениях.

Вовлечение учеников в социальную активную деятельность проводится разными способами. Во-первых это ежегодный конкурс социальных проектов. Каждый класс составляет социальный проект для решения актуальной на их взгляд проблемы. В этой работе участвуют и родители учеников. На общешкольном собрании происходит защита проектов. Приглашаем главу МО «Табарсук», директора ИМЦ, представителей общественности. Обсуждается актуальность проектов, реальность их осуществления. В 2013 году были предложены следующие проекты: «Безопасная дорога» (о прекращении движения большегрузных машин по территории села), «Автобусная остановка» «Ледовый корт», «Живи, родник», «Рассада – это доход». Проект «Автобусная остановка» был реализован Муниципальным образованием в течение лета 2013 года, проект «Ледовый корт» включён в проект бюджета МО «Табарсук» на 2014 год, временный корт создан на озере силами фермера Герасина А.В. Проект «Живи, родник» предварён в жизнь усилиями Совета учеников, в его реализации принимало участие 102 человека, включая родителей и общественность. Проект «Рассада – это доход» осуществил 8 класс, заработав 7,5 тысяч рублей. Средства направлены на покупку ноутбука ребёнку – инвалиду Румянцевой Оле. Остальная сумма была собрана на благотворительной пасхальной ярмарке, в ней приняли участие 83 % учеников школы.

Ученики ежегодно участвуют в озеленении школьного двора. Высаживают огромное количество цветочной рассады, ухаживают за ней в течение лета. Кстати, цветочно-декоративное оформление школьной территории – это реализующийся на протяжении 5 лет проект ученика Колесникова Евгения (ныне студента ИрГТУ). Таким образом детские проекты реализуются и живут.

В школе уже третий год работает система взаимопроведения классных часов и внеклассных мероприятий по принципу «Равный равному»  и она даёт свои результаты. Система заключается в том, что более старшие классы готовят сами с классным руководителем и проводят мероприятие для более младших. Например, в 2013-2014 году в рамках месячника профилактики употребления психически-активных веществ (декабрь) схема проведения таких мероприятий была следующая:

Для кого

Тема мероприятия

Кто проводит

5-6 класс

«Курение – забава для дураков» Гёте

7 класс и Кузьмина Р.Г.

7-8 класс

«Пиво делает людей тупыми, ленивыми и бессильными» Бисмарк

9 класс и Непокрытова Н.С.

9-10 класс

Влияние ПАВ на личность и жизненный стиль человека.

11 класс и Плынская Е.В.

  Ученики, которые готовят мероприятие,  становятся активными участниками педагогического процесса. Они сами готовят выступление, презентации, придумывают и продумывают интерактивную часть занятия, кто-то занимается подготовкой оформления, реквизита и т.д. Это настоящее КТД. Здесь многое зависит от учителя, от того как он организует подготовку к мероприятию. Можно найти сценарий, раздать детям слова, два раза отрепетировать и провести, не получив от этого никакого воспитательного эффекта. В начале внедрения этой системы было и такое. Но каждый такой классный час проводится как открытый и обсуждается коллегами. Поэтому формализм быстро изжил себя. Кроме того эта система используется в школе вместо волонтёрской деятельности, так как данная деятельность в силу некоторых причин не прижилась. Как мы считаем, в нашем случае, это более результативно, так как даёт больший охват активных участников. Можно сказать, что волонтёрской деятельностью у нас охвачено около 30 человек, что составляет 36 %. 

         С 2007 года в школе возрождена тимуровская работа. Также школьный коллектив (учителя, ученики, родители) принимали посильное участие в возрождении храма Иоанна Предтечи в п. Кутулик. 

4. Отсутствие вредных привычек у учащихся, правонарушений.

Профилактике вредных привычек посвящена большая часть воспитательной работе в школе. Это непосредственная задача Поста Здоровья (Наркопост), который действует с 2008 года. Я являюсь его руководителем. Работа проводится по нескольким направлениям: групповая работа с учениками, индивидуальная работа, работа с родителями, диагностика. Наблюдается положительная динамика: снижение курящих детей в школе.

 

2011-2012 уч.г.

2012-2013 уч.г.

1 полугодие 2013-2014 уч.г.

Кол-во учеников стоящих на учёте Поста Здоровья на конец отчётного периода

 

10

 

5

 

1

Нужно отметить, что на протяжении 3 лет ни один ученик не состоит на учёте КДН и ПДН (скан) https://plus.google.com/u/0/. Есть родители, которые состоят на подобных учётах (2 человека). Я считаю это большим достижением: при значительном общем неблагополучии семей в школе достаточно благополучная обстановка. На внутришкольном учёте состоит 5 учеников, что также меньше, чем в прошлые годы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon konkurs_proektov_1.ppt2.86 МБ
Office presentation icon monitoring_vr.ppt345 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Powerpoint Templates Мониторинг воспитательного процесса Зам директора по ВР: Михалева Т.Г. МБОУ Табарсукская СОШ

Слайд 2

Образ выпускника МБОУ Табарсукская СОШ 1. это свободная личность, с чувством ответственности за себя и свою семью, с высоким уровнем самосознания и самоуважения; 2. физически и психически здоровый человек с устойчивой потребностью к здоровому образу жизни; 3. личность, знающая свою родословную, почитающая обычаи предков, любящая родителей, свою малую и большую Родину; 4. личность социально защищённая и закалённая, нравственно стойкая и готовая к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности; 6. личность, способная к непрерывному процессу саморазвития и самосовершенствования.

Слайд 3

Показатели результатов воспитательной деятельности: Ø социализированность личности учащихся; Ø сформированность нравственной направленности личности учащегося; Ø удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью школы; Ø уровень развития классных коллективов; Ø удовлетворенность родителей деятельностью образовательного учреждения; Ø уровень развития самоуправления в школьном и классных коллективах. Ø уровень воспитанности учеников.

Слайд 4

Учащиеся Родители Одноклассники Учителя Участники опроса Диагностика уровня воспитанности.

Слайд 5

Мониторинг воспитанности учащихся начального звена (1-5) Класс Любознательность Прилежание Отношение к природе Отношение к школе Красивое в моей жизни Отношение к себе Средний балл Уровень воспитанности 1 4,0 4,0 4,6 4,3 4,3 4,7 4,3 Хор 2 4,3 4,1 4,3 4,3 4,2 4,0 4,2 Хор 3 4,2 4,0 4,0 4,5 4,3 4,2 Хор 4 3,9 3,8 4,7 4,2 3,9 4,1 Хор 5 4.2 4,0 4,5 4,3 4,3 4,3 Хор

Слайд 6

Мониторинг воспитанности учащихся среднего звена (5-8). класс Эрудиция Отношение к труду Я и природа Я и общество Эстетический вкус Отношение к себе Средний балл Уровень 6 3,6 4,0 5,0 4,3 4,0 3,7 4.1 Хор 7 3,9 4,4 4.7 4,5 4,3 4,6 4,4 Хор 8 3.6 4,4 4.4 4,0 3,8 4.3 4,0 Хор 9 3,7 4.2 4,7 4,4 3,9 4.2 4.2 Хор

Слайд 7

Мониторинг воспитанности учащихся старшего звена (9-11). Класс Интеллект Милосердие Ответственность Справедливость Характер Средний балл Уровень 10 4.3 4.7 4.7 4,3 4,7 4,5 Выс 11 4,2 4,8 4,7 4,8 4,4 4,6 Выс

Слайд 8

Мониторинг воспитанности за 3 года.

Слайд 9

Я иду утром в школу с радостью. В школе у меня обычно хорошее настроение. В нашем классе хороший классный руководитель. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации. У меня есть любимый учитель. Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (по А.А.Андрееву)

Слайд 10

Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью 6 . В классе я всегда свободно могу высказать свое мнение. 7. Я считаю, в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей. 8. У меня есть любимые школьные предметы. 9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни. 10.На летних каникулах я скучаю по школе.

Слайд 11

Изучение удовлетворённости родителей работой школы. 1. Удовлетворены качеством преподавания предметов: 87 % 2. Считают, что ребёнок любит школу – 67 % 3. Удовлетворяют учителя, работающие с ребёнком – 89 % 4. Устраивает директор школы – 89 % 5. Чувствуют себя желанными гостями в школе – 65 % 6. Удовлетворены качеством информирования об успехах и поведении ребёнка – 72 %

Слайд 12

Изучение удовлетворённости родителей работой школы. 7. Обслуживающий персонал в школе дружелюбен – 63 %. 8. Имеют право голоса – 70 % 9. Довольны программой внеурочной деятельности и кружков – 87 % 10. Устраивает, как в школе следят за посещаемостью – 96 % 11. Удовлетворены чистотой в школе – 100 % 12. Удовлетворены работой классного рук – 89

Слайд 13

Изучение удовлетворённости родителей работой школы. 13. Устраивает работа библиотеки – 74 % 14. Устраивает работа столовой – 70 % 15. Считают, что учителя являются примером в отношении к предметам, в проявлении творчества – 48 % 16. Считают, что учителя являются примером в организованности и дисциплинированности – 76 % 17. Считают, что учителя – пример в умении понять, прийти на помощь – 67 % 18. Считают, что учителя развивают любознательность, уверенность в себе – 48 %.

Слайд 14

Изучение удовлетворённости родителей работой школы. 19. Считают, что домашние задания посильны и учат самостоятельности – 67 % 20. Считают, что учителя укрепляют авторитет ребёнка в коллективе – 54 % 21. Соблюдается в школе конфиденциальность при решении вопросов, затрагивающих честь ребёнка – 61 % 22. Считают, что учителя владеют данными диагностики здоровья и психики и используют эти данные для оздоровления ребёнка – 50 %

Слайд 15

Уровень социализированности школьников (М.И. Рожкова) Уровень социализированности 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс Высокий 4 (57%) 2 (29%) 1 (33%) 1(33%) Средний 3 (43 %) 4 (57%) 2 (66%) 2 (66%) Низкий 1 (14%)

Слайд 16

Уровень развития классных коллективов (по Лутошкину А.Н.) Класс Уровень развития коллектива 5 класс «Мягкая глина» 6 класс «Алый парус» 7 класс «Мерцающий маяк» 8 класс «Мерцающий маяк» 9 класс «Мерцающий маяк»

Слайд 17

Сформированность нравственной направленности личности учащихся (по результатам методики М.И.Рожкова) 52 % учеников 8-11 кл имеют высокий уровень нравственной направленности . 41 % учеников имеют средний уровень 6 % (1 ученик) – низкий уровень.

Слайд 18

Итоги Уровень воспитанности выше чем у учеников прошлых лет. 70 % родителей удовлетворены работой школы. 45 % учеников 5-11 кл. имеют высокий уровень социализированности. Уровень развития классных коллективов невысок. По результатм диагностики состоится педсовет.