Внеурочная деятельность
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Музей боевой славы» для 6- 11 класса составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г № 1089) и среднего (полного) общего образования.
- Авторская программа Беловой Т.П., Кузнецова А.А. (программу реализует ГОУ СОШ №50 ЦАО г. Москвы с 2007 года). Сборник Образовательные программы педагогов дополнительного образования детей. - М.: Глобус, 2007 г
- Основной образовательной программы МБОУ СОШ № 11
- Учебного плана МБОУ СОШ № 11 на 2013-2014 учебный год
Данная образовательная программа имеет военно-патриотическую направленность, рассчитана на дополнительное образование подростков от 11 до 17 лет.
Актуальность и педагогическая целесообразность состоит в том, что школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность. Основная работа нашего музея - пропаганда боевых и трудовых традиций народа. Они помогают расширять знания школьников об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, воспитывать патриотизм и чувства уважения к ее истории.
Предполагается работа по развитию познавательных способностей детей. Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам войны, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, передают свои знания другим, приобретают навыки исследовательской деятельности. В числе важнейших мер предусматривается использование школьного музея в учебно-воспитательной работе с учащимися. Главная задача педагогического коллектива школы состоит в том, чтобы максимально использовать музей в учебно-воспитательной процессе.
Цель программы:
1. Дать школьникам первоначальные знания об организации и ведении музейного дела; 2. Подготовка школьных музейных экскурсоводов; 3. Сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала; 4. Расширить и углубить знания учащихся о родном городе; 5. Формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления экспозиций; 6. Воспитывать нравственные качества.
Задачи:
- Знакомство с основами музейного дела и экскурсионной деятельности.
- Воспитание уважения к Подвигу советского народа, отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей – полководцев Великой Отечественной войны, рядовых солдат Победы, тружеников тыла.
- Способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, выступления на конференциях, ведения дискуссий, поиска и обработки информации, проведения экскурсий, работы с музейными экспонатами.
- Способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся.
- Развитие мотивации обучающихся к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и понимания судьбы россиян. Воспитание гражданина, патриота Родины, способного встать на защиту Отечества.
- Формирование знаний, умений, навыков в области истории Отечества и Вооруженных Сил РФ, физкультуры, спорта, гигиены, медицины.
- Физическое развитие обучающихся, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и умения действовать в сложных экстремальных ситуациях.
- Воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.
- Формирование у учащихся социально-ориентированных норм поведения, культуры межнационального общения.
В программе предусмотрено взаимодействие с различными видами Вооруженных Сил РФ, МЧС, с силовыми структурами, различными учреждениями и организациями системы образования.
В основу данной программы положен анализ типовой программы Беловой Т.П., Кузнецова А.А., в программу внесены следующие изменения:
1. Программа адаптирована под график работы школы и календарь памятных дат.
2. Введена собственная система контроля;
Данная программа рассчитана на длительный период поэтапного освещения каждого года ВОВ и опирается на знания обучающихся по разным школьным предметам (истории, обществознания, краеведения, МХК, географии и т.д.), на определенный возраст и круг интересов детей, ориентирована на системный подход. Основывается на тщательном отборе материалов, учитывает особенности развития школы. Поэтому представленная программа является адаптационной.
А также подразумевает ответственную подготовку лекторской группы каждого года обучения. Так, нынешние шестиклассники в текущем году получат представление о событиях начала ВОВ, в следующем – 2014 учебном году – о событиях 1942 года, в 2015 – о событиях 1943года, в 2016 – 1944 года, в 2017 – о 1945, т.о. к 10-му классу нынешние шестиклассники уже будут иметь широкие познания и, заинтересованность, в отечественной истории.
Программа помогает социализации школьников и развитию самоуправления в школе, что на современном этапе является очень важным, способствует развитию и улучшению воспитательной системы школы, так как приоритетами воспитательной системы школы являются гражданско-патриотическое воспитание и здоровьесберегающие технологии.
Для успешной реализации программы музея Боевой славы создан целый ряд новых экспозиций:
- Фонотека «Живые голоса»;
- Историческая ретроспектива «Бьется в тесной печурке огонь…»;
- Биографическая экспозиция – «Судьба человека»;
- Стенд – «Ничто не забыто, никто не забыт»;
- Экспозиция «Краснознаменный Северный флот»;
- Экспозиция, посвященная десантному кораблю «Митрофан Москаленко» – «Никто, кроме нас…».
Новизна программы заключается в том, что она деидеологизирована, отличается витагенностью, интерактивностью, целостностью в подходе к развитию индивидуальности личности в процессе освоения содержания программы, большей практической направленностью, включением местного краеведческого материала, основ туристской подготовки в ее содержание, элементами интеграции. Изучение учебного материала строится по принципу спирали с повторением изученного материала и с переходом от простого к более сложному.
Программа предполагает комплексное, взаимосвязанное изучение музейного и краеведческого материала: вопросы истории края изучаются музейными средствами, знания и умения по основам музееведения формируются на основе краеведческого материала.
Особенность данной программы состоит в том, что музей Боевой Славы МБОУ СОШ №11 должен стать центром гражданско-патриотического воспитания школы. Программа музея в условиях общеобразовательного учреждения дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Музейное пространство создается для реализации музейно-образовательных и культурно-творческих программ, экскурсионно-выставочной и клубной работы, апробирования музейно-педагогических технологий, проведения психолого-педагогического мониторинга. Программа развития музея предусматривает мероприятия по усилению противодействия и искажению и фальсификации истории Отечества. В экспозиции школьного музея имеются подлинные материалы, которые раскрывают важнейшие этапы Великой Отечественной войны, героические подвиги красногорцев.
Программа кружка рассчитана на работу с учащимися 6 -11 классов на 68 часов в год (2 часа в неделю), в каникулярный период заплпнировано проведение ряда экскурсий.
Обучение производится по следующим темам:
1. Заседание совета музея (2 часа)
Современный музей и его предназначение. Тип и профиль музея. Понятие « музей общеобразовательного учреждения». Признаки, специфика, функции музея общеобразовательного учреждения. Роль и место музея в образовательном учреждении. Чем отличается музей образовательного учреждения от музея государственного. Нормативная база. «Положение о музее образовательного учреждения». Концепция музея. Понятие о музейном предмете. Классификация музейных предметов. Музейная терминология.
Школьный музей как общественное объединение учащихся. Совет и актив музея образовательного учреждения. Планирование работы. Взаимодействие школьного музея с общественными, ветеранскими и иными организациями, государственными музеями и другими учреждениями.
2. Укрепление материально-технической базы музея (8 часов)
Основные направления работы актива школьного музея, план работы на текущий год. Выборы органов управления музея: Совета, формирование рабочих групп, выборы их руководителей.
Составление плана поисково-собирательской деятельности музея на текущий учебный год. Распределение обязанностей между участниками поисково-собирательской группы. Определение объектов и источников поступления памятников в фонды музея.
3. Работа с музейным фондом (10 часов)
Понятие о фондах музея. Структура фондов: основного и научно-вспомогательного. Обменный, дуплетный фонды. Учетная документация школьного музея: Главная инвентарная книга, инвентарные книги и описи, паспорта музейных предметов и картотеки. Атрибуция и шифровка музейных предметов.
Знакомство с документацией школьного музея, оформление текущих поступлений в фонды музея. Атрибуция и шифровка музейных предметов.
Концепция и художественный замысел экспозиции. Последовательность создания экспозиции: изучение и отбор материалов, составление тематико-экспозиционного плана, разработка архитектурно- художественного проекта, изготовлении оборудования, текстов, монтаж и оформление. Виды экспозиции: Тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая. Основные приемы экспонирования музейных предметов.
4. Научно-методическая работа (30 часов)
Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приемы подготовки экскурсии с использованием источников, научной и популярной литературы, материалов музея. Составление текстов и маршрута экскурсии. Экскурсионные методы и приемы. «Портфель» экскурсовода.
Подготовка и проведение тематических экскурсий по экспозиции музея в соответствии с планом работы. Участие в подготовке и проведении тематических классных часов согласно плану работы музея.
- Работа с ветеранами (18 часов)
В современной школьной программе историю ВОВ изучают вкратце, и у школьников нет возможности почувствовать, масштабность Победы в мае 1945 года. Поэтому в музее Боевой славы периодически проводятся встречи с ветеранами, проживающими в нашем городе, так как важную роль в воспитании патриотизма и уважения к старшему поколению играет общение с оставшимися в живых ветеранами. В своей работе мы выделяем три группы ветеранов: — ветераны Великой Отечественной войны; — женщины ветераны трудового фронта; — ветераны локальных воин; — ветераны – педагоги школ района. Благодаря этому разделу дети соприкасаются с трагедией прошедшей и нынешних воин. Им становится более ясна губительная сила вражды. Ребята учатся уважительному отношению к старшему поколению, трепетному и терпимому отношению к пожилым людям, любить Родину и гордиться ею. Актив учащихся «Комнаты Боевой славы» посещает ветеранов на дому, оказывает им посильную помощь по ведению хозяйства, но чаще ребята ходят слушать их интересные рассказы, записывают, а позже используют материл для написания исследовательских работ или оформления альбомов. Ведется работа по сбору информации, воспоминаний, фотографий о тружениках тыла, которая оформляется на стендах. Проводятся классные часы о героическом вкладе тружеников Красногорского завода в победе над фашистской Германией.
В результате реализации программы ожидается, что:
- увеличится количество учащихся, желающих участвовать в поисковой деятельности;
- появится интерес к истории своего отечества и родного края;
- у учащихся школы появится уважительное отношение к ветеранам, к старшему поколению, появится интерес к истории своего отечества и родного края;
- укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни;
- обучающиеся получат знания по основам экскурсоводческой деятельности, навыки общения с аудиторией, навыки работы с историческими и литературными источниками;
- учащиеся получат основы научно-исследовательской работы исторической направленности.
Формы и методы работы:
Следуя принципам личностно- ориентированного обучения, рекомендуется использовать разнообразные формы организации деятельности и учебных занятий:
- Практические занятия: проведение экскурсий в школьном музее; подготовка докладов, выступлений, презентаций, викторин;
- посещение музеев города,
- Научно-исследовательская деятельность: работа в библиотеках, архиве, подбор материала, необходимого для проведения экскурсий, оформления экспозиций музея.
- организация встреч с интересными людьми, уроков Мужества.
Предпочтение отдается работе в парах и группах, развивающей коммуникативные способности учащихся. Предполагается применять активные методы обучения:
- игровой,
- метод проектов,
- метод проблемного обучения,
- создание мультимедийных проектов,
- оформление буклетов.
Очень важно учить детей творчеству через овладение ими приемами логического мышления (составление маршрутов, схем, таблиц и др.)
Основной формой обучения является групповая, так как эта форма работы наиболее приемлема для подросткового возраста, когда есть желание у детей проявить себя. В качестве самостоятельной работы учащимся можно рекомендовать итоговые занятия по изучаемым темам – защита проектов.
Формы контроля:
1.Тестирование.
2.Составление кроссвордов, викторин, написание сочинений и другие виды творческих работ.
3. Создание и защита проектов.
4. Создание мультимедийных проектов.
5. Написание исследовательских работ.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы - выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д. Все это оказывает влияние на:
– обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
– приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
– профилактику асоциального поведения;
– создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, се интеграции в систему мировой и отечественной культур;
– интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;
– укрепление психического и физического здоровья;
№ п/п | Раздел Тема | УУД | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Заседание совета музея (2 часа) | ||||
Избрание Совета музея и Актива | собрание | 02.09.2013 – 06.09.2013 |
| |
Разработка программы деятельности музея | собрание | 02.09.2013 – 06.09.2013 |
| |
Укрепление материально-технической базы музея (8 часов) | ||||
3-4. | Созданию странички школьного музея на WEB-сайте школы | Работа в кабинете информатики | 09.09.2013 – 20.09.2013 |
|
5-7. | Пополнение библиотеки музея новыми книгами по военной и исторической тематике. | собрание | 23.09.2013 – 04.10.2013 |
|
8-10 | Реставрация старых стендов. | Творческие задания | 30.09.2013 – 11.10.2013 |
|
Работа с музейным фондом (10 часов) | ||||
11-12 | Поиск и пополнение музейного фонда музейными предметами | поиск | 14.10.2013 – 18.10.2013 |
|
13-14 | Инвентаризация имеющихся музейных предметов. | Обновление инвентарных книг | 21.10.2013 – 25.10.2013 |
|
15-16 | Пополнение инвентарных книг поступлениями музейных предметов на постоянное хранение. | Обновление инвентарных книг | 28.10.2013 – 31.10.2013 |
|
17-18 | Систематизация музейных предметов по разделам и темам. | Обновление инвентарных книг | 11.11.2013 – 15.11.2013 |
|
19-20 | Обновление картотеки музейных предметов. | Обновление инвентарных книг | 18.11.2013 – 22.11.2013 |
|
Научно-методическая работа (30 часов) | ||||
21-30 | Обзорные тематические экскурсии музея: «Мы пришли в музей» - экскурсия-лекция, оживленная «живым» общением с ветеранами | Обзорная экскурсия для 1-4 классов | 25.11.2013 - 27.12.2013 |
|
31-32 | Курс лекций, посвященных событиям каждого года ВОВ: 1941год – начало (среди возможных тем: «22 июня - началась Великая Отечественная война», «22 июня – 20 июля - оборона Брестской крепости», «23-29 июня - танковое сражение в районе Луцк – Броды – Ровно», «10 июля 1941 года – 9 августа 1944 года - битва за Ленинград», «30 сентября 1941 года – 20 апреля 1942 года - Битва под Москвой», «5 декабря 1941 года – 7 января 1942 года - началось контрнаступление советских войск под Москвой», «20 декабря - Красная Армия освободила Волоколамск». | Экскурсия, видео-урок для 6-х классов | 13.01.2014 – 17.01.2014 |
|
33-34 | Курс лекций, посвященных событиям каждого года ВОВ: 1942 год (среди возможных тем: «23 марта - завершился 1000-километровый рейд партизанских отрядов В.З.Коржа, А.И.Далидовича и Н.Н.Розова в Минской и Пинской областях», «15 мая - началась оборонительная операция партизан южного массива Брянских лесов против карательной экспедиции», «17 июля – 18 ноября - Сталинградская стратегическая оборонительная операция», «19 ноября 1942 года – 2 февраля 1943 года - Сталинградская стратегическая наступательная операция».
| Музейный мультимедиа- урок для 7-х классов | 20.01.2014 – 24.01.2014 |
|
35-38 | Курс лекций, посвященных событиям каждого года ВОВ: 1943 год (среди возможных тем: «10 января – 2 февраля - наступательная операция «Кольцо», «12 января – 30 января - стратегическая наступательная операция «Искра». «2-31 марта - Ржевско-Вяземская наступательная операция», «17 апреля – 7 июня - воздушные сражения на Кубани», «5 июля – 23 августа - Курская битва», «12 июля - встречное танковое сражение в районе Прохоровки», «3 августа – 15 сентября - операция «Рельсовая война», «19 сентября – 31 октября - операция «Концерт».
| Экскурсия, видео-урок для 8-х классов | 27.01.2014 - 07.02.2014 |
|
39-42 | Курс лекций, посвященных событиям каждого года ВОВ: 1945 год – окончание (среди возможных тем: «19 января - Красная Армия освободила Краков, Лодзь», «27 января - Красная Армия освободила узников концентрационного лагеря Освенцим», «9 апреля - Красная Армия овладела Кёнигсбергом», «13 апреля - Красная Армия овладела Веной», «16 апреля – 8 мая - Берлинская стратегическая наступательная операция», «1 мая - водружение Знамени Победы над Рейхстагом», «2 мая - Красная Армия овладела Берлином», «9 мая - День Победы, Красная Армия освободила Айзпуте, Борнхольм, Прагу, Капитуляция группы армий «Курляндия».
| Музейный мультимедиа- урок для 9-х классов | 10.02.2014 - 21.02.2014 |
|
43-50 | Продолжение разработки содержания обзорных и тематических экскурсий по экспозиции музея. |
| 24.02.2014 - 21.03.2014 |
|
Работа с ветеранами (18 часов) | ||||
51-55 | Подготовка и проведение встречи с ветеранами Великой Отечественной войны | Уроки-мужества | 01.04.2014 - 19.04.2014 |
|
56-60 | Организация поздравления ветеранов Великой Отечественной войны к праздникам. | Подготовка мероприятий | 14.04.2014 - 02.05.2014 |
|
61-62 | Пополнение фонотеки музея новыми записями. | Работа в кабинете информатики | 05.05.2014 – 09.05.2014 |
|
63-64 | Содействие учителям в использовании материалов в учебном процессе, внеклассной и внешкольной работе | Подбор материала | 12.05.2014 – 16.05.2014 |
|
65 | Участие в областных и городских военно-патриотических мероприятиях. | Подготовка выступлений | 19.05.2014 |
|
66-67 | Участие в научно-практической конференции по защите проектов по военно-исторической тематике | Подготовка выступлений | 19.05.2014 – 23.05.2014 |
|
68 | Награждение учащихся школы, принявших активное участие в работе музея | Итоговое мероприятие | 23.05.2014 |
|
ИТОГО 68 ЧАСОВ |
| Экскурсионная работа. | Совет музея | В течение каникулярного периода | экскурсии |
1. | Посещение Мемориального музея немецких антифашистов | 5-8 кл. | Осенние каникулы |
|
2. | 2.1. Посещение мемориального комплекса Снегири 2.2. Участие в туристических соревнованиях по ориентированию "Партизанские тропы"; | 7-9 кл.
| Зимние каникулы |
|
3.
| Посещение музея военной техники на Ильинском шоссе | 7-11 кл. | Весенние каникулы |
|
Список литературы
- Сборник Образовательные программы педагогов дополнительного образования детей. Авторская программа Беловой Т.П., Кузнецова А.А. (программу реализует ГОУ СОШ №50 ЦАО г. Москвы с 2007 года). - М.: Глобус, 2007 г.
- Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. Методическое пособие. — М.: ООО «Глобус».
- Борисов Н.Методика историко-краеведческой работы в школе.М.,1982.
- Матюшин Г. Историческое краеведение.М,. 1980.
- Персин А. И. Краеведение и школьные музеи: Учебно- методическое пособие.- М., ФЦДЮТиК, 2006г.
- Туманов В.Е. Школьный музей- хранитель народной памяти. Методическое пособие, изд. Третье, дополненное.-М.:ФЦДЮТиК,2006г.
- Туристско-краеведческое движение «Отечество»: исследования, конференции, конкурсы. Сборник статей.-2-е, изд., исправленное и переработанное.-М.: ЦДЮТиК МО,2004г.