4. Программа кружка
Дополнительная общеобразовательная программа "Волшебные ладошки" по обучению рисованию возраст 4-6 лет. Срок реализации программы 1 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Кружок по рисованию | 83.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Дюймовочка»
г. Советский
УТВЕРЖДАЮ |
Заведующий МАДОУ д/с «Дюймовочка» |
_______________ Е.С. Гордеева |
«25» сентября 2020г. № 359 |
Дополнительная общеобразовательная программа
по обучению рисованию
Возраст обучающихся: 4-6 лет
Срок реализации программы: 1 год
Каргапольцева Елена Николаевна,
(Ф.И.О. педагога (ов), составившего(их) программу)
2020 г.
Название программы | Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебные ладошки» |
Составитель программы | Каргапольцева Елена Николаевна, воспитатель МАДОУ д/с «Дюймовочка» |
Название организации реализующей программу, ее адрес | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Дюймовочка" Адрес: 628242, Тюменская область, ХМАО-Югра, г. Советский, ул. З. Космодемьянской д.1 Телефоны: 8 (34675) 3-18-87 |
Направление программы | Художественно - эстетическое |
Цель и задачи программы | Цель: развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования. Задачи:
|
Возраст детей, на которых рассчитана программа | 4-6 лет |
Количество детей | 10-12 человек |
Срок реализации | 1 год |
Пояснительная записка
Рисование в дошкольном возрасте является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественная, продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество.
«Творчество существует не только там, где оно создаёт великие исторические произведения, но и везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создаёт что-то новое» Л.С. Выготский.
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев… Другими словами – чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». В. А. Сухомлинский.
Рисование приносит много радости дошкольникам; копируя окружающий мир, они изучают его. Как правило, занятия в дошкольных учреждениях чаще сводятся к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциала нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей детей.
Эта программа позволяет научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения, развивать творчество детей.
И так как есть социальный заказ со стороны родителей, уровень развития и способности детей, возможности МАДОУ в предоставлении условий для реализации данной программы, то считаю, что её создание достаточно актуально и педагогически целесообразно.
Программа занятий по дополнительному образованию детей 4-6 лет в изостудии «Волшебные ладошки» составлена на основе следующих источников: «Изобразительная деятельность в детском саду» Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова; "Занятия по изобразительной деятельности в детском саду" Г.С. Швайко; «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Г. Н. Давыдова; «Обучение детей дощкольного возраста рисованию животных по алгоритмическим схемам» Н. В. Шайдурова; «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет» К.К. Утробина, Г.Ф.Утробин.
Программа рассчитана на детей 4-6 лет, имеющих желание освоить рисование нетрадиционными техниками. Программа создает условия для более полного раскрытия природных задатков и самореализации детей.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Программа помогает развивать объемно-пространственное мышление, чувство цвета, реализовать способности и желания ребенка, получить базовые знания о цвете, материале, рисунке, повысить практические знания и умения и развить творческую личность.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Саккулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Программа «Волшебные ладошки» разработана согласно Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г., Концепции развития дополнительного образования (утверждена Распоряжением Правительства РФ №1726-р от 04.09.2014 г.), Приказа МИНОБРНАУКИ РФ №1008 от 29.08.2013 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», САНПИН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Устава МАДОУ д/с «Дюймовочка».
Новизна программы заключается в изучении нетрадиционных техник рисования, возможности их применения в изо деятельности.
Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Цель: развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
- познакомить детей с различными техниками рисования;
- развить мелкую моторики рук, глазомер;
- развить аккуратность, терпение, усидчивость, бережное отношение к окружающему миру, трудолюбие;
- развить воображение, фантазию, изобретательность;
- привить основы культуры труда: общение в коллективе, взаимопомощи при выполнении работ;
- развивать абстрактное и логическое мышление, воображение, речь.
Особенностью данной программы является то, что она позволяет маленькому художнику, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу фантазии и вселяют уверенность в свои силы. Владея разными навыками и способами изображения предметов или действительности окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает занятию творческий характер.
Сроки реализации программы.
Программа «Волшебные ладошки» разработана на 1 года обучения, Программа рассчитана на 1 год с частотой занятий – два раза в неделю. (64 занятия в год).
Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Для детей 4-5 лет обучения, происходит общее знакомство с различными техниками рисования, для детей 5-6 лет – рисование композиций с использованием нескольких техник.
Режим занятий. Программа рассчитана на детей 4-6 лет по 12 детей в каждой возрастной группе. Продолжительность занятий 20-25 мин.
Форму занятий можно определить как творческую и самостоятельную деятельность детей. Организационная часть должна обеспечить наличие необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете знания.
Ожидаемый результат и способы его оценки
У учащихся будут сформированы компетенции:
теоретические:
- оперирование специальной терминологией;
- знание основ цветоведения;
- знание основ композиции;
- знание основных техник;
практические:
- умение применять полученные знания на практике;
- творческая активность;
- участие в творческой деятельности коллектива.
Формы подведения итогов.
Программой предусмотрено проведение текущего и итогового контроля. Текущий контроль успеваемости обучающихся (далее «текущий контроль») проводится в течение учебного года с целью систематического контроля уровня освоения обучающихся тем учебных занятий, прочности формируемых знаний, умений и навыков. Текущий контроль успеваемости проводится в следующих формах: наблюдение, устный опрос, контрольные вопросы, творческая работа; выставки работ, конкурсы, творческие отчеты.
Итоговый контроль представляет собой оценку качества усвоения обучающимися содержания дополнительной общеобразовательной программы по окончании ее изучения. Итоговый контроль представляет собой мониторинг результатов обучения. Результаты итогового контроля фиксируются в мониторинговой карте «Критерии оценки в декоративно-прикладном и изо объединениях», разработанных в трехуровневой системе: высокий, средний, низкий уровень. (Приложение №1-2)
Мониторинг результатов обучения по дополнительной общеобразовательной программе оценивает следующие показатели:
1. сформированность теоретических компетенций:
- оперирование специальной терминологией;
- знание основ цветоведения;
- знание основ композиции;
- знание основных техник;
2. сформированность практических компетенций:
- умение применять полученные знания на практике;
- творческая активность;
- участие в творческой деятельности коллектива.
Учебно - тематический план 4-5 лет
Раздел | Месяц | Количество занятий |
Мир детства | Октябрь | 8 |
Животный мир | Ноябрь | 8 |
Зима | Декабрь | 9 |
Радужный мир | Январь | 6 |
Мир моря | Февраль | 8 |
Мир дома | Март | 9 |
Весна | Апрель | 8 |
Лето | Май | 8 |
Итого | 64 |
Содержание программы обучения детей 4-5 лет.
№ | Тема | Цель | Средства изображения | ||
Раздел | Мир детства | ||||
Месяц | Октябрь | ||||
1. | Ягодки и яблочки на тарелочке | Упражнять в комбинировании различных техник при изображении простейшего натюрморта, в расположении рисунка по всей плоскости листа. Воспитывать интерес к новым техникам рисования. | Оттиск отпечатками из картофеля, оттиск пробкой | ||
2. | Я шагаю по ковру из осенних листьев | Закрепить умение работать с техникой печатания листьями, развить цветовосприятие. Продолжать учить смешивать краски прямо на листьях или тампонах. Воспитывать аккуратность. | Печать листьями | ||
3. | Осеннее дерево | Учить отражать в рисунке впечатления о золотой осени, передавать ее колорит. Закрепить умение рисовать деревья, используя различные цвета красок для стволов, листьев. Совершенствовать свободное экспериментирование. | Рисование ладошкой. Рисование набрызгом | ||
4. | Дары осени Банка с компотом | Учить на основе впечатлений, знаний и умений самостоятельно определять содержание натюрморта, его композицию, цветовую гамму предметов, а также способы изображения в рисунке. Создать радостное настроение. | Оттиск пробкой | ||
5. | Грибы в лукошке | Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатании печатками. Развивать чувство композиции. | Оттиск печатками, рисование пальчиками | ||
6. | «Неволяшка» | Учить передавать в рисунке образ куклы – неволяшки. Учить украшать предмет мелкими деталями. Знакомить с техникой рисования пальчиками; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор. | Рисование предметное | ||
7. | Ушастые пирамидки | Учить рисовать горизонтальные овалы разного размера. Упражнять в украшении рисунков, используя печатание | Рисование предметное | ||
8. | Кисть рябинки – гроздь калинки | Закреплять умение рисовать листья приемом примакивания. Использовать навыки изобразительных средств. | Рисование пальчиками, кистью. | ||
Животный мир | |||||
Ноябрь | |||||
9. | Утята на пруду | Продолжать учить рисовать методом тычка, закреплять умение правильно держать кисть. Учить рисовать утят. | Рисование сухой кистью, ватной палочкой. | ||
10. | Петушок | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определённого образа (петушки). Развивать воображение творчество | Рисование ватной палочкой, кистью. | ||
11. | Вот ёжик – ни головы, ни ножек | Учить рисовать методом тычка, расширять знания о животных леса. | Рисование сухой кистью Рисование «по мокрому», монотипия. | ||
12. | Белка пушистая | Познакомить детей с понятием живописи - портрет. Учить изображать белку сухой кистью приемом – тычок щетинной кистью. | Рисование сухой кистью | ||
13. | Зайчик | Продолжать знакомить с техникой рисования кулачком, дорисовывать элементы пальчиками. Закрепить умение составлять симметричный узор, используя нетрадиционные методы рисования. | Рисование кулачком | ||
14. | Воробей | Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками – учить дорисовывать воробью голову, клюв, лапки. Развивать внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. | Рисование ладошкой | ||
15. | Жираф | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. | Рисование ладошкой | ||
16. | Слоник | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. | Рисование ладошкой | ||
Зима | |||||
Декабрь | |||||
17. | Снежинки | Продолжать учить рисовать пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность листа. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке | Рисование пальчиками | ||
18. | Шишки не ветке | Учить рисовать заснеженную ветку ели с шишками. Совершенствовать технику рисования тычком | Рисование сухой кистью | ||
19. | Морозные узоры | Рисование морозных узоров в стилистике кружевоплетения (точка, круг, завиток, листок, лепесток, прямая линия с узелками, сетка, цветок, петля и т.д.) | Рисование декоративное по мотивам кружевоплетения восковой мелок + акварель Рисование мыльными пузырями | ||
20. | Дерево в серебре | Учить детей отражать в пейзаже настроение зимнего леса, совершенствовать навыки рисования различными материалами; красиво располагать изображения на листе бумаги; использовать холодную цветовую гамму в своих рисунках. | Рисование гуашью | ||
21. | Елочка – красавица. | Продолжать знакомить детей с техникой печатанья ладошками. Развивать внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к отображению ярких впечатлений в рисунке; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе. | Рисование ладошками | ||
22. | Украсим нашу елочку | .Продолжать учить детей создавать ритмические композиции. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Вызывать у детей желание украсить елочку к новому году. | Печать пробками, спичечными коробками | ||
23. | Дед Мороз | Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками – учить рисовать бороду Деда Мороза. Развивать внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. | Рисование ладошками | ||
24. | Новогодние шары | Ознакомление детей с новой техникой рисования мыльными пузырями. Развивать силу дыхания. Выполнять равномерные изображения кругов, распределяя по всему листу бумаги. Вызвать положительные эмоции. | Рисование мыльными пузырями | ||
Радужный мир | |||||
Январь | |||||
25. | Снегирь на ветке | Совершенствовать умение рисовать птичку, для изображения использовать круглые формы. Учить предавать характерную окраску снегиря (красная грудка, черная головка, спинка). | Рисование ладошкой | ||
26. | Избушка Деда Мороза | Учить в рисунке передавать образ сказочной избушки. Учить детей в рисунке использовать краски холодных оттенков. | Рисование поролоновые палочки | ||
27. | Снеговики | Учить создавать выразительный образ снеговика. Развивать глазомер, чувство формы, пропорции. | Обрывная аппликация | ||
28. | Зимняя ночь | Продолжать учить рисовать в технике граттаж. Учить передавать настроение тихой зимней ночи с помощью графики. | Черно – белый граттаж | ||
29. | Животные, которых я придумал сам | Познакомить с техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание» | Кляксография | ||
30. | Бабочки, которых я видел летом | Продолжать знакомить с техникой монотипии. Закрепить умение использовать технику «старая форма – новое содержание» | Монотипия, обведение ладошки и кулака. | ||
31. | Наши черепахи на прогулке | Формировать умение наиболее выразительно отображать в рисунке образ животного. Воспитывать эстетическое отношение к природе. | Восковой мелок + акварель | ||
Мир дома Февраль | |||||
32. | Рукавичка | Познакомить с орнаментами округа, использовать региональный компонент | Восковой мелок + акварель | ||
33. | Веселые вертолеты | Учить детей рисовать воздушный транспорт (вертолет). Уточнить представление о строении и способе передвижения вертолета. | Рисование предметное | ||
34. | Щенок | Учить рисовать методом печати ладони. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию. | Рисование ладошкой | ||
35. | Мой любимый город | Учить детей передавать свои впечатления о любимом городе; развивать умение рисовать дома и улицы ночного, родного города, используя нетрадиционный способ рисования – граттаж. | Черно – белый граттаж | ||
36. | Семеновские матрешки 1 часть | Упражнять в рисовании предметов овальной формы. Развивать цветовосприятие. | Восковой мелок + акварель | ||
37. | Семеновские матрешки 2 часть | Учить определять колорит, элементы росписи и украшения. Упражнять в рисунке силуэтов матрёшек разной величины. | Восковой мелок + акварель | ||
38. | Пир на весь мир (декоративная посуда и сказочные яства) | Рисование декоративной посуды по мотивам «гжели», дополнение изображениями сказочных яств и составление коллективной композиции (праздничный стол) | Восковой мелок + акварель | ||
39. | Веточка мимозы | Упражнять в технике рисования тычком. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать желание сделать в подарок маме красивый букет. | Рисование сухой кистью методом «тычок» | ||
Мир моря Март | |||||
40. | Нарядные бусы для мамы | Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки - рисовать узор бусины на нитке. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. | Рисование пальчиками | ||
41. | Кораблик в море | Закрепить умение пользоваться техниками рисования по сырой бумаге. Развивать пространственное мышление. | Рисование по сырому. | ||
42. | Нарисуй какую хочешь вазу и укрась ее. | Учить рисовать чашки различной формы (прямоугольной, полукруглой, треугольной). | Оттиск печатками, печать по трафарету. | ||
43. | Тюльпаны для мамы | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. | Рисование ладошкой | ||
44. | Самолеты | Познакомить с техникой тиснения. Учить закрашивать предмет с рифленой поверхностью. | Тиснение | ||
45. | Осьминожки | Расширять представления о море и его обитателях. Учить задумывать композицию рисунка, его содержание. Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. | Рисование ладошкой | ||
46. | Золотая рыбка | Упражнять в рисовании предметов овальной формы. | Восковой мелок + акварель | ||
47. | Чудо-писанки | Уточнение представления о композиции и элементах декора славянских писанок. Освоение техники декоративного раппортного рисования на объемной форме (яйце) | Рисование на объемной форме | ||
48. | Букет цветов | Рисование с натуры; возможно точная передача формы и колорита весенних цветов в букете. Развитие способности к передаче композиции с определенной точки зрения. | Рисование с натуры | ||
Весна | |||||
Апрель | |||||
49. | Набежала тучка озорная | Познакомить с новой техникой рисования – тампонированием. Учить аккуратно набирать краску. Продолжать знакомить с цветом. Развивать эстетический вкус. | Тампонирование | ||
50. | Превращение ладошки | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество. | Монотипия, обведение ладошки и кулака. | ||
51. | Львенок | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. | Рисование ладошками | ||
52. | Деревянный дворец для скворца | Продолжать знакомство детей с перелетными птицами, которые живут в наших краях. Учить рисовать предмет прямоугольной формы, правильно передавать относительную величину частей предмета (прямая крыша, круг – леток). | Рисование предметное | ||
53. | Фрукты на блюде | Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение ритмично наносить точки в определенной последовательности. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. | Рисование пальчиками | ||
54. | Грач на горе – весна на дворе | Учить детей рисовать птичку, используя круглую и овальную форму для передачи формы тела и головы. Совершенствовать технические умения в работе с художественным углем. Развивать творческие способности. | Рисование углем | ||
55. | Одуванчики | Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выразительного образа. | Рисование сухой кистью | ||
56. | Медведь проснулся | Продолжать учить использовать выразительные средства графики (пятно, штрих, линия). Закреплять умение пользоваться такими материалами как гуашь. | Рисование гуашью | ||
57. | В звездном небе летит ракета | Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги. | Рисование с элементами аппликации. | ||
Май | |||||
58. | Стрекозы и божьи коровки на лугу | Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие. | Рисование пальчиками | ||
59. | Береза | Закрепить умение рисовать свечой и акварелью. Учить создавать выразительный образ березовой рощи. | Рисование вос. мелкамии | ||
60. | Чудо-цветок | Учить детей создавать образ сказочного цветка. Познакомить детей с техникой –монотипией. | Монотипия | ||
61. | «Цыплята на лужайке» | Учить детей рисовать цыплят кистью «щетинка» | Рисование сухой кистью | ||
62. | Солнышко, улыбнись | Вызывать у детей интерес к созданию солярных образов в технике аппликации. Учит вырезать солнышко из бумажных квадратов, сложенных дважды по диагонали, и составлять из них многоцветные (полихромные) образы, накладывая вырезанные формы друг на друга. | Аппликация декоративная (полихромная, накладная) | ||
63. | Радуга-дуга, не давай дождя | Продолжать учить самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях разными изобразительными средствами. | Восковые мелки + акварель. | ||
64. | Мой маленький друг | Учить рисовать собак, расширять знания о домашних животных. Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. | Рисование сухой кистью. |
Учебно - тематический план обучения детей 5-6 лет
№ | Раздел | Месяц | Количество занятий |
1 | Животный мир | Октябрь | 8 |
2 | Пир на весь мир | Ноябрь | 8 |
3 | Зима | Декабрь | 9 |
4 | Волшебный мир | Январь | 6 |
5 | Фантастический мир | Февраль | 8 |
6 | Весна | Март | 9 |
7 | Мир сказки | Апрель | 8 |
8 | Лето | Май | 8 |
Итого | 64 |
Содержание программы обучения детей 5-6 лет.
№ | Тема | Цель | Средства изображения | |
Раздел | Животный мир | |||
Месяц | Октябрь | |||
1. | Ветка рябины | Учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности. Закрепить умение рисовать пальчиками. | Рисование пальчиками. | |
2. | Осеннее дерево | Воспитывать эстетическое отношение к природе и ее изображению в пейзаже; учить отображать состояние погоды в рисунках (ветер, туман, дождь). | Восковые мелки + акварель, черный маркер + акварель. | |
3. | Запасы на зиму (натюрморт) | Формировать эстетическое отношение к натюрмортам из даров осени и их изображению в рисунках. | Оттиск пробкой, печатки из картофеля, | |
4. | Осень на опушке краски разводила | Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени. Познакомить с новым видом изобразительной техники - «печать растений». Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы. | Печать листьев, монотипия. | |
5. | Животные жарких стран «Верблюд» | Совершенствовать умение детей в нетрадиционной изобразительной технике отпечатки ладоней | Рисование ладошкой | |
6. | Маленький кролик | Формировать у детей обобщенное представление о птицах. Пробуждать интерес детей к известным птицам. Расширять знания о перелетных птицах. Учить рисовать снегирей, используя метод тычка. | Рисование тычком | |
7. | Попугаи | Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке облик птиц. Развивать чувство композиции. | Рисование сухой кистью | |
8. | Цапля | Совершенствовать умение детей в нетрадиционной изобразительной технике отпечатки ладоней | Рисование ладошкой | |
Пир на весь мир | ||||
Ноябрь | ||||
9. | Веселые матрёшки I занятие | Познакомить детей с семёновскими матрёшками. Учить определять колорит, элементы росписи и украшения. Упражнять в рисунке силуэтов матрёшек разной величины. | Декоративное рисование | |
10. | Веселые матрёшки II занятие | Продолжать знакомить детей с семёновскими матрёшками. Упражнять в рисунке несложной композиции на фартуках ранее нарисованных матрёшек. Развивать цветовосприятие. | Декоративное рисование | |
11. | Птицы волшебного сада | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках. Познакомить с райскими птицами. | Оттиск пробкой, печатки из картофеля, монотипия. | |
12. | Пир на весь мир | Учить детей рисовать посуду по мотивам гжели, дополнять изображениями сказочных явст и составлять из индивидуальных работ коллективную композицию. | Декоративное рисование | |
13. | Чудесные платки | Закреплять умение передавать колорит дымковских узоров. Учить комбинировать различные, освоенные ранее, элементы в новых сочетаниях. Развивать чувство композиции, цветовое восприятие. | Рисование ватными палочками | |
14. | Тёплый свитер или платье | Учить строить композицию, используя различные материалы для создания выразительности образа. | Восковые мелки + акварель, печать пробкой | |
15. | Фруктовая мозаика | Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Упражнять в аккуратном закрашивании изображений фруктов восковыми мелками, создании созвучного тона с помощью акварели. | Цветной граттаж | |
16. | Белые лебеди | Совершенствовать умение детей в нетрадиционной изобразительной технике отпечатки ладоней | Рисование ладошкой | |
Зима | ||||
Декабрь | ||||
17. | Морозные узоры на окне | Учить детей технике рисования – кляксография с ниточкой. Упражнять в дорисовывании тонкой кистью недостающих деталей, используя только белую краску. | Рисование нитью | |
18. | Моя любимая погода зимой | Воспитывать эстетическое отношение к природе и ее изображению в различных техниках. | Печать поролоном по трафарету, набрызг, рисование пальчиками. | |
19. | Я слепил снеговика | Упражнять детей в комбинировании двух различных при объёмном изображении выразительных образов снеговиков. Развивать воображение, чувство композиции. | Аппликация. Обрывание и скатывание бумаги | |
20. | Снегири на ветках | Упражнять детей в рисовании птиц простым карандашом. Продолжать учить закрашивать изображение, используя метод «тычка». Учить использовать пенопластовую крошку для изображения снега. | Декоративно-оформительская деятельность | |
21. | Новогодняя маска | Продолжать учить детей самостоятельно придумывать маскарадную маску, украшать её, используя все имеющиеся в наличии материалы. Развивать воображение, творчество. | Различные | |
22. | Новогодняя игрушка | Учить детей делать объемные игрушки из цветной бумаги и картона, показать один из способов их изготовления путем присоединения 6-8 одинаковых форм (кругов, ромбов, квадратов, овалов и т.д.), вырезанных по условной мерке, предложить украсить игрушку по желанию. Развивать чувство цвета. | Рисование пальчиками, акварель + восковые мелки | |
23. | Зимняя ночь | Совершенствовать умение в нетрадиционных техниках. Учить в работе отражать облик елей наиболее выразительно. | Черно-белый граттаж, печать поролоном по трафарету | |
24. | Зелёная красавица | Учить детей выкладывать нитками (шерстяными, зелёными) форму ёлки, по заранее нарисованному силуэту, украшать ёлку бусами или игрушками (бусинки, клейкие картинки), дорисовывать композицию красками | Рисование нитками, бусинками | |
25. | Дед Мороз | Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения. Закрепить умение рисовать фигуру изображаемого персонажа, передавая форму частей, их расположение, относительную величину. Побуждать детей к творческой активности, помочь в овладении изобразительными навыками и умениями. | Рисование солью | |
Волшебный мир | ||||
Январь | ||||
26. | Дворец Деда Мороза | Закреплять навыки нетрадиционной изобразительной техники граттаж. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих. | Цветной граттаж. | |
27. | Мои любимые снежинки | Учить украшать тарелочки и подносы узором из снежинок различной формы и размера. | Аппликация | |
28. | Зимние забавы | Совершенствовать умение детей в нетрадиционной изобразительной технике отпечатки ладоней | Рисование ладошкой | |
29. | Я в волшебном еловом лесу | Совершенствовать умение в нетрадиционных техниках. Учить в работе отражать облик елей наиболее выразительно. | Черно-белый граттаж, печать поролоном по трафарету. | |
30. | Превращение ладошки | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовать их до определенного образа. Развивать воображение, творчество. | Рисование ладошкой | |
31. | В подводном мире | Совершенствовать умение детей в нетрадиционной изобразительной технике: восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней. Учить «превращать» отпечатки ладоней в рыб и медуз, рисовать различные водоросли, рыб разной величины. Развивать воображение, чувство композиции. | Рисование ладошкой, восковыми мелками + акварель | |
Фантастический мир | ||||
Февраль | ||||
32. | Шалуны | Упражнять детей в использовании кляксографии, как способа получения необычного рисунка. Развивать воображение. Упражнять в придумывании образа, дорисовывая недостающие детали получившейся кляксе. | Кляксография | |
33. | Звёздное небо | Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. | Набрызг, печать пенопластом. | |
34. | Корабли на рейде | Учить детей рисовать восковыми мелками по наждачной бумаге, с силой нажимая на карандаш. Упражнять в составлении коллективной композиции, раскрашивании восковыми мелками | Отпечатки из пенопласта | |
35. | Русалочки в подводном царстве | Вызвать интерес к созданию сказочных сюжетов по мотивам знакомых сказок. | Рисование с элементами аппликации | |
36. | Космос – загадочный мир | Закреплять навыки нетрадиционной изобразительной техники граттаж. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих. | Цветной граттаж | |
37. | Фантастическая планета | Учить детей при помощи пастельных мелков создавать фантастический рисунок необычной планеты. Развивать воображение, творчество. | Рисование ватными палочками. | |
38. | Портрет моего папы | Дать знания о портрете, как о жанре изобразительного искусства. Закрепить умение рисовать портрет человека. Учить изображать в рисунке своё настроение, особенности внешности (причёска, цвет глаз и др.) Развивать чувство композиции. | Черно-белый граттаж | |
39. | Морской конек | Совершенствовать умение детей в нетрадиционной изобразительной технике отпечатки ладоней | Рисование ладошкой | |
Весна | ||||
Март | ||||
40. | Башмак в луже | Учить детей вырезать двойные силуэты парных предметов (сапожки, башмаки, туфли). Развивать творческое воображение. | Аппликация | |
41. | Вечерний свет в окошках | Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Вечерний свет в окошках». Учить детей создавать на основе цветного фона сюжетные композиции, самостоятельно применяя разные техники. | Коллективное рисование | |
42. | Портрет мамы | Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закреплять умение изображать лицо человека, пользуясь различными приёмами рисования (жидкое крашеное тесто). Развивать чувство композиции. | Рисование жидким тестом, пальчиками. | |
43. | Открытка для мамы (мамины любимые цветы) | Учить детей украшать цветами и рисовать при помощи опилок (смешать клей ПВА и опилки, нанести на трафарет). Закреплять умение пользоваться знакомыми техниками. Учить располагать изображение на листе по – разному. | Печать по трафарету, объёмное изображение с использованием опилок. | |
44. | Бабочки | Познакомить с техникой монотипии. Познакомить с симметрией. Развивать пространственное мышление. | Монотипия | |
45. | Подснежники | Учить рисовать подснежники воском обращая особое внимание на склоненную головку цветов.. Развивать цветовосприятие. | Рисование свечкой | |
46. | Холодильник для игрушек | Вызвать интерес к созданию коллективной композиции из картонной коробки «Холодильник для игрушек» и лепке его содержимого. Показать зависимость способа лепки от формы предмета. | Лепка коллективная | |
47. | Красивые салфетки для кафе | Учить создавать несложный цветочный орнамент по мотивам дымковской росписи. | Аппликация с элементами рисования | |
48. | Сова | Вызвать интерес к рисованию ватной палочкой | Рисование ватной палочкой | |
Мир сказки | ||||
Апрель | ||||
49. | Лужи для веселых поросят | Продолжать знакомить детей с техникой аппликативной мозаики: разрезать узкие полоски бумаги на кусочки и наклеивать в пределах сложного силуэта (лужи). | Аппликация с элементами рисования | |
50. | Домик с трубой и сказочник – дым | Учить создавать фантазийные образы. Вызвать интерес к сочетанию изобразительно выразительных средств при создании сказочной композиции. | Рисование с элементами аппликации, кляксография. | |
51. | Оформление книжки – самоделки | Создать условия для свободного экспериментирования с разными материалами и инструментами. | Оттиски и отпечатки. | |
52. | Жар – птица | Вызвать интерес к самостоятельному поиску изобразительно-выразительных средств для создания образа сказочной птицы. | Аппликация с элементами рисования | |
53. | Лягушонка в коробченке | Продолжать знакомство с видами рельефной пластики. Развивать мелкую моторику рук и глаз. | Лепка миниатюр (в спичечном коробке) | |
54. | Сказочные дворцы и замки | Продолжать учить детей изображать старинные постройки, передавая общий облик. | Отпечатки из пенопласта | |
55. | Дракон | Совершенствовать технику нетрадиционного рисования. | Рисование ладошкой | |
56. | Хохломская ложка для Жихарки | Продолжать знакомить с народным промыслом – хохломской посудой, ее цветовой гаммой, особенностями узора. | Декоративное рисование | |
Лето | ||||
Май | ||||
57. | Пасхальное яйцо | Вызвать интерес к оформлению своих работ в технике граттаж. Создать условия для творческого применения освоенных умений; продолжать учить планировать свою работу. Развивать воображение, чувство ритма и композиции. | Цветной граттаж | |
58. | Праздничный салют | Совершенствовать навык работы с материалами. Учить детей отражать в рисунке впечатления от праздника Победы. Развивать эстетическое восприятие. | Восковые мелки + набрызг | |
59. | Воробьи на лужах | Формировать эстетическое отношение к птицам, упражнять в комбинировании двух различных техник. | Рисование ладошкой | |
60. | Берёзовая роща | Закрепить умение детей рисовать свечой и акварелью. Учить создавать выразительный образ берёзовой рощи. Развивать чувство композиции. | Рисование свечой | |
61. | Зебра | Формировать эстетические чувства передачей художественного образа с помощью ладошки | Рисование ладошкой. | |
62. | Автопортрет | Продолжать учить детей создавать коллективную композицию из отдельно подготовленных деталей. | Черно-белый граттаж | |
63. | Летний луг | Закрепить ранее усвоенные умения и навыки в данных техниках. Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете. | Восковые мелки + акварель, черный маркер + акварель. | |
64 | Паучок на паутинке | Совершенствовать навык работы с бумагой. | Аппликация. Обрывание |
Методическое обеспечение программы
В рамках данной программы реализуются следующие педагогические идеи:
- Формирование ценностных основ культуры личности, которая трактуется как гармония культуры знания, чувств и творческого действия. Другими словами, обогащение внутренней культуры (духовность) и воспитание внешней культуры, проявляющейся в общении, поведении, имидже, одежде и т.п.
- Опора на личностно - ориентированный подход в образовании и игровые технологии.
- Учет особенностей культуры своего народа (этнокультуры), национального менталитета, а также особенностей местной региональной культуры.
Педагогические принципы построения программы:
При организации учебно-воспитательного процесса учитываются:
1. Ведущие виды деятельности в разновозрастных группах воспитанников:
- дети привыкают к новым условиям организации занятий, учатся выполнять требования педагогов, соблюдать дисциплину труда и пр. игры используются преимущественно учебного характера;
- на занятиях принято раскрепощенное, уважительное общение детей друг с другом; поощряется взаимная помощь; разрешается свободное перемещение в кабинете. Потребность детей в общении реализуется в досуговой деятельности, при выполнении коллективных работ и посещении различных мероприятий;
2. Потребности, интересы воспитанников;
3. Уровень развития первичного коллектива;
4. Уровень развития и самооценка ребенка, его социальный статус.
Для большей эффективности реализации программы, учитывается возможность и готовность детей к обучению. Для наибольшей заинтересованности детей в посещении данного кружка проводятся мероприятия с родителями, в рамках воспитательной работы.
Занятия проводятся в отдельном кабинете. Кабинет должен быть оборудован столами, за которыми работают учащиеся, и шкафами, в которых хранится раздаточный материал, наглядные пособия, литература, инструменты необходимые для рисования.
Дидактические материалы:
- схемы,
- карточки алгоритмические,
- тематические мультимедийные презентации.
Для успешной реализации программы целесообразно использовать педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений, а также на основе активизации деятельности учащихся используя педагогику сотрудничества, гуманно - личностную технологию, игровые технологии.
Основная форма | Образовательная задача, решаемая на занятиях | Методы |
1 | 2 | 3 |
1.Познавательное занятие | Передача информации. | Беседа, рассказ, доклад, прослушивание |
2.Практическое занятие по отработке определенного умения. | Обучение. Вырабатывать умение обращаться с предметами, инструментом, материалами. Научить применять теорию в практике, учить трудовой деятельности. | упражнения |
3.Самостоятельная деятельность детей | Поиск решения проблемы самостоятельно | Упражнения |
4.Творческие упражнения | Применение знаний в новых условиях. Обмен идеями, опытом | Упражнения, взаимная проверка, временная работа в группах |
5.Игровая форма | Создание ситуации занимательности | Короткая игра, игра-оболочка |
6. Конкурсы | Контроль знаний, развитие коммуникативных отношений. Корректировка знаний, умений, развитие ответственности, самостоятельности | Игра |
7. Выставки | Массовая информация и наглядная информация, пропаганда творчества, оценка роста мастерства | экспозиция |
8.Занятие – соревнования | Закрепление умений, знаний, навыков | Игра |
9.Занятие – деловая (ролевая) игра | Усиление мотивации учения, формирование познавательной деятельности, углубление и расширение знаний, перенос теоретического учебного материала в практическую деятельность | Урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-интервью, урок-презентация и т.д. |
10.Занятие - лекция | Формирование мотивации, установка на активное восприятие | |
11. Занятие - зачет | Подведение итогов, выявление осознанности знаний, повышение ответственности за результат своего труда | Индивидуальное или групповое занятие, собеседование, экзамен |
12.Интегрированное занятие | Развитие интереса учащихся к предмету | Собеседование, семинар, конференция, ролевая игра, обобщение материала в виде таблиц, бюллетеней, стенгазет |
13.Модульное занятие | Способствует пооперационному усвоению материала, контроль знаний, умений, навыков, их коррекция | Самостоятельная деятельность |
Для занятия необходимы следующие средства и материалы (минимальное количество)
- Восковые мелки 15 наборов
- Бумага для рисования
- Акварель 15 штук
- Емкости для воды 15 штук
- Гуашь 15 штук
- Кисти «Белка», «Щетинка» 15 штук
- Трубочки коктейльные 15 штук
- Пенопласт 15 штук
- Ватные палочки 15 штук
- Ножницы 15 штук
- Клей 15 штук
- Поролон 15 штук
Список литературы:
1. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013.
2. Цквитария Т. А. «Нетрадиционные техники рисования» - М.: ТЦ Сфера, 2011.
3. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
4. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
5. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
6. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
7. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
8. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
9. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
Приложение 1.
Уровни | Критерии |
Высокий | 5 – 8 |
Средний | 3 - 5 |
Низкий | Менее 3 |
Мониторинг Для выявления уровня развития творческих способностей средствами нетрадиционных техник рисования использую диагностическую карту на основе методики, предложенной Цквитария Т. А.
№ | Фамилия имя ребенка | Использует средства выразительности (цвет, форма, композиция) | Наличие замысла | Наполняемость рисунка (количество объектов в рисунке) | Использует палитру | Использует традиционные изо материалы | Использует нетрадиционные способы в соответствии с замыслом | Использует нетрадиционные способы после напоминания педагога | Использует нетрадиционные способы только под руководством педагога | Проявляет творчество | Наличие декоративного оформления | Итоговый результат |
Приложение 2
Полный набор соответствующих критериев и показателей можно использовать для более глубокой характеристики уровня овладения детьми навыками изобразительной деятельности; для более оперативного диагностирования следует отобрать некоторые из них.
Выделенные критерии объединены в две группы:
- анализ продуктов деятельности;
- анализ процесса деятельности.
Анализ продуктов изобразительной деятельности.
1. Содержание изображения (полнота изображения образа )
Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребёнком изображения.
2. Передача формы:
Высокий уровень - форма передана точно.
Средний уровень - есть незначительные искажения.
Низкий уровень - искажения значительные, форма не удалась.
3. Строение предмета:
Высокий уровень - части расположены верно.
Средний уровень - есть незначительные искажения.
Низкий уровень - части предмета расположены неверно.
4. Передача пропорции предмета в изображении:
Высокий уровень – пропорции предмета соблюдаются.
Средний уровень – есть незначительные искажения.
Низкий уровень – пропорции предмета переданы неверно.
5. Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей):
а) расположение изображений на листе;
Высокий уровень – по всему листу;
Средний уровень – на полосе листа;
Низкий уровень – не продумана, носит случайный характер;
б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину:
Высокий уровень – соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
Средний уровень – есть незначительные искажения;
Низкий уровень – пропорциональность разных предметов передана неверно.
6. Передача движения:
Высокий уровень – движение передано достаточно чётко;
Средний уровень – движение передано неопределённо, неумело;
Низкий уровень – изображение статичное.
7. Цвет (в этом критерии также выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая – творческое отношение ребёнка к цвету, свободное обращение с цветом):
а) цветовое решение изображения:
Высокий уровень – передан реальный цвет предметов;
Средний уровень – есть отступления от реальной окраски;
Низкий уровень – цвет предметов передан неверно;
б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:
Высокий уровень – многоцветная или ограниченная гамма – цветовое решение соответствует замыслу и характеристики изображаемого;
Средний уровень – преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;
Низкий уровень – безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).
Анализ процесса изобразительной деятельности.
1.Характер линии (в соответствии с проведённым исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерий включает четыре группы показателей):
а) характер линии:
Высокий уровень – слитная;
Средний уровень – линия прерывистая;
Низкий уровень – дрожащая (жесткая, грубая);
б) нажим:
Высокий уровень – средний;
Средний уровень – сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу);
Низкий уровень – слабый (иногда еле видный);
в) раскрашивание (размах):
Высокий уровень – мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;
Средний уровень – крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура;
Низкий уровень – беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;
г) регуляция силы нажима:
Высокий уровень – ребёнок регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура;
Средний уровень – ребёнок не всегда регулирует силу нажима и размах;
Низкий уровень – ребёнок не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.
2.Регуляция деятельности (в этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности):
а) отношение к оценке взрослого:
Высокий уровень – адекватно реагирует на замечания взрослого, стремиться исправить ошибки, неточности;
Средний уровень – эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при критике – сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);
Низкий уровень – безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);
б) оценка ребёнком созданного им изображения:
Высокий уровень – адекватна;
Средний уровень – неадекватна (завышенная, заниженная);
Низкий уровень – отсутствует;
в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребёнок относится:
Высокий уровень – к предложенному заданию;
Средний уровень – к процессу деятельности;
Низкий уровень – к продукту собственной деятельности.
3.Уровень самостоятельности:
Высокий уровень – выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;
Средний уровень – требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;
Низкий уровень – необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.
4.Творчество:
а) самостоятельность замысла;
б) оригинальность изображения;
в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла.
Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нём показателям носит не количественный, а качественный характер и даётся в описательной форме.
По всем критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, оценка даётся по трехбалльной системе: высокий уровень – 3 балла; средний уровень – 2 балла; низкий уровень – 1 балл.
Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребёнку суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребёнок, - 45, низшее – 15 баллов.