"Инновационная деятельность на базе КФУ"
Я выбрала для инновационной деятельности тему по развитию коммуникативных действий у младших школьников. Дети приходят в школу из разных детских садов. Есть дети, которые не ходили в сад до школы. Они не умеют общаться. А любые виды деятельности детей, в том числе и учебная, и общение ребёнка с другими людьми переплетены в жизни и не могут существовать отдельно. Ребёнка нужно научить не только отвечать на вопросы, но и самому задавать их, инициативно высказываться, налаживать взаимодействия с окружающими, и не только со сверстниками, а и ребятами из старшего звена школы и взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kommunikativnyh_sposobnostey_shkolnikov.docx | 20.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа по инновационной деятельности учителя
МБОУ «Кощаковская средняя общеобразовательная школа» Пестречинского муниципального района Республики Татарстан
Евстафьевой Любови Александровны
2016 год
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ В РАМКАХ ФГОС
Известно, что любые виды деятельности детей, в том числе учебная, и их общение с другими людьми переплетены в жизни самым тесным образом и фактически не могут существовать отдельно. От того, как организовано общение детей, зависит результат обучения, которое зачастую требует постоянного взаимодействия детей и взрослых. В свою очередь ход и успешность обучения постоянно и неотвратимо воздействует на коммуникативную активность и многие характеристики коммуникативной деятельности детей. Доказано, что язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык ребёнок входит в мир окружающих его людей.
Ребенка надо научить не только отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу.
Нельзя обучать детей общению, не включив их во взаимодействие друг с другом, не обусловив речевое действие и поведение какой-то другой деятельностью (игровой, практической, познавательной и т.д.); не уточнив ситуацию общения, не создав потребности и мотивации у каждого ребенка вступить в него.
На сегодняшний день повышается научный интерес к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей Федерального государственного образовательного стандарта. В Стандарте нового поколения в контексте модернизации подчеркивается важность овладения и использования учителем диагностирующих методик, направленных на изучение уровня развития УУД и динамики их формирования.
В составе основных универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:
1. личностные (включая самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое образование);
2. регулятивные (планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка);
3. познавательные (общеучебные, включая знаково-символические, логические, поиск и постановка проблем);
4. коммуникативные универсальные действия
Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД (универсальных учебных действий). На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Видами коммуникативных действий являются:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функции участников, способов взаимодействия;
разрешение конфликтов, выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка его действий;
умение чётко выражать свои мысли согласно задачам и условиям коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
умение договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.
Выпускник начальной школы должен научиться:
разговаривать с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща,
распределять и выполнять разные роли (лидер, исполнитель, критик и др.) в коллективном решении проблемы, задачи,
вырабатывать и принимать коллективные решения,
предотвращать и преодолевать конфликты,
уважительно относиться к позиции другого,
идти на взаимные поступки,
влиять на поведение друг друга через взаимный контроль и оценку действий.
Средствами коммуникативного процесса являются:
1) речь;
2) оптико-кинетическая система знаков - жесты, мимика, пантомимика;
3) системы лингвистическая и паралингвистическая - интонация, паузы;
4) система организации пространства и времени коммуникации;
5) система «контакта глаз».
Анализ практической образовательной среды показывает, что для развития коммуникативных способностей в начальной школе используются:
- групповые формы организации учебного общения:
-групповая работа над проблемной ситуацией (в парах, микрогруппах);
-коммуникативно-направленные задания (учебный диалог);
-групповая работа с использованием современного дидактического оборудования ,
-взаимопроверка заданий;
-игровые технологии;
-хоровое пение;
-коллективные рисунки, аппликации, поделки из различных материалов;
- соревнования команд на уроках физкультуры и др.
Особое место занимает работа в парах. Эта форма коммуникации может быть использована ежедневно и практически на каждом уроке. Например, на уроках математики обучающиеся помогают друг другу при самостоятельной работе, когда один из соседей не справляется с заданием. Или на уроках чтения обучающиеся рассказывают друг другу стихотворение, отвечают попеременно на вопросы.
Нравится обучающимся и коллективные работы на уроках технологии и изобразительного искусства, когда получается из собственных поделок большая картина. Ребята перестают замечать недочёты, а радуются тому, что у них получилось в общей сложности.
Следует отметить, что важнейшей характеристикой коммуникативного процесса является намерение его участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого, обеспечить свою индивидуальность в другом.
Исходя из приведенных выше признаков коммуникативного процесса, делается вывод, что коммуникативная деятельность не может быть ограничена простой передачей информации. Коммуникация также предполагает активное взаимодействие людей друг с другом в процессе общения, их воздействие друг на друга, восприятие и понимание другого человека.
В контексте концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, в состав базовых компонентов которой входят:
потребность ребёнка в общении со взрослыми и сверстниками;
овладение определёнными вербальными и невербальными средствами общения;
позитивное отношение к процессу сотрудничества;
ориентация на партнёра по общению;
умение слушать собеседника.
Коммуникативные способности - это умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность. Люди разного возраста, образования, культуры, разного уровня психологического развития, имеющие различный жизненный и профессиональный опыт, отличаются друг от друга по коммуникативным способностям. Образованные и культурные люди обладают более выраженными коммуникативными способностями, чем необразованные и малокультурные. Богатство и разнообразие жизненного опыта человека, как правило, положительно совпадает с развитостью у него коммуникативных способностей. Люди, чьи профессии предполагают не только частое и интенсивное общение, но и исполнение в общении определенных ролей (актеры, врачи, педагоги, политики, руководители), нередко обладают более развитыми коммуникативными способностями, чем представители иных профессий.
Применяемые на практике техника и приемы общения имеют возрастные особенности. Так, у детей они отличны от взрослых, а дошкольники общаются с окружающими взрослыми и сверстниками иначе, чем это делают старшие школьники.
Таким образом, обучающийся младших классов должен стать коммуникативным, умеющим инициативно высказывать своё мнение и управлять общением со сверстниками при работе на уроках и во внеурочной деятельности.