Особенности обучения в сельской школе в современных условиях.
Особенности обучения в сельской школе в современных условиях.
Реформирование системы образования в начале 90-х годов привело к дифференциации образовательных учреждений, возникновению инновационных школ, позволяющих более целенаправленно организовать работу с одаренными детьми. Появились разные виды элитных учебных заведений, расположенных в большинстве своем в городах. Сельская общеобразовательная школа оказалась в конце этого рейтинга.
Согласно Закону об образовании (ст. 19) стандарт образования должен выдерживаться одинаковый как для сельских, так и для городских школ. В то же время содержание и организация учебно-воспитательного процесса в сельской школе в значительной степени определяется комплексом объективных и субъективных факторов, обусловливающих специфику ее функционирования и перспектив развития, специфику профессиональной деятельности сельского учителя. К отрицательной специфике малочисленной сельской школы можно отнести отсутствие особой эмоциональной психической атмосферы, свойственной учебной работе большого коллектива учеников. В сельских школах зачастую ограничено деловое, информационное и эмоциональное общение детей, практически отсутствует состязательность учеников в овладении знаниями. Трудности возникают также с формированием коллективистских, нравственных качеств личности учащихся, организаторских, коммуникативных способностей, нередко отсутствуют лидеры.
В «Концепции реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности Российской Федерации» указываются проблемы сельской школы, требующие кардинального решения. К данным проблемам относятся: устаревшая материально-техническая база, слабое кадровое обеспечение, недостаточный уровень финансовой обеспеченности, недостаточное развитие современных коммуникаций, низкое качество образования. Сельские дети имеют изначально неравные возможности в получении образования, неравный доступ к различным образовательным услугам. Одним из способов преодоления данной проблемы является вовлечение учащихся к участию в программах повышенного уровня посредством дистанционного обучения, создания для сельских школьников ситуации успеха, развитие детской одаренности.
Обычно обращают внимание и относят к одаренным: детей, отлично обучающихся в школе; детей, ярко проявивших себя в каком-либо виде деятельности (например, в музыке или в рисовании) и детей любознательных с оригинальным мышлением. Но в реальности одаренных детей гораздо больше. Одарённые дети - это особая группа детей, опережающих сверстников в развитии. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
«В настоящее время проблема работы с одарёнными детьми всё более актуальна. Обществу нужна творческая личность. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей.
Могут быть выделены следующие виды одаренности:
В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.
В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.
В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность.
В нашей школе уделяется должное внимание работе с одарёнными детьми. Всевозможные формы и виды деятельности позволяют поддерживать и развивать их способности и таланты.
Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы осуществляется на основе принципов дифференциации: для ребят 9 класса организованы факультативы, элективные курсы по выбору, в 1 классе разработана программа внеурочной деятельности, где ученики и их родители выбирают кружок той направленности, где ребёнок может проявить себя, развить свои способности.
Ежегодно ученики нашей школы принимают участие в олимпиадах, очных и заочных конкурсах, конференциях. Всё это вносит неоценимый вклад в работу с одарёнными детьми.
Большое значение для развития способностей детей имеет исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время. Для развития творческих способностей, воспитания здорового образа жизни в школе действуют кружки и секции «Безопасное колесо», «Лёгкая атлетика «Вдохновение», «Сказка», «Иголочка»
Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога.
Работа с одарёнными детьми в системе дополнительного образования
Форма | Задачи |
Факультатив Элективный курс Спецкурс | · Учет индивидуальных возможностей учащихся. · Повышение степени самостоятельности учащихся. · Расширение познавательных возможностей учащихся. · Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.
|
Ученическая научная конференция | · Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой. · Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам. · Формирование информационной культуры учащихся.
|
Предметная неделя | · Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности. · Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области. · Развитие творческих способностей учащихся.
|
Научное общество учащихся | · Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности. · Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.
|
Предметные олимпиады | · Отбор и подготовка талантливых учеников для участия в олимпиадах городского уровня. · Повышение учебной мотивации. · Расширение общего кругозора учащихся.
|
Кружки, студии, объединения, спортивные секции и т.п. | · Развитие творческих способностей учащихся. · Содействие в профессиональной ориентации. · Самореализация учащихся во внеклассной работе. |
Особую роль в работе с одаренными детьми играет дополнительное образование. При каждой школе создаются кружки, позволяющие развивать различные типы одаренности.
Систему дополнительного образования, позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности; Дополнительное образование способствует расширению сферы творчества одаренного ребенка. Внешкольные объединения дают возможность реализовать интересы, выходящие за рамки школьной программы.
Наши обучающиеся очень часто принимают участие в конкурсах рисунков на различные темы. Имеющие статус Международных, региональных, районных, занимают призовые места. Очень часто принимают участие в выставках, принимают участие в НПК регионального характера (3 место в Региональном конкурсе пришкольных участков), олимпиадах - где имеют призовые места, в спортивных соревнованиях районного и регионального значения.
Некоторые наши выпускники успешно продолжают своё направление по полученной специальности в школе
Дизайнер
Учитель ИЗО
Учитель физкультуры
Учитель английского языка, географии, экологии и т.д.
Школа – это нужный этап развития одарённости у детей и наша школа несмотря, что она сельского типа с этим этапом справляется, на оценку отлично.
Учитель географии и биологии -Е.А. Сереброва.
Учитель химии -О.А. Серебров