МОИМ коллегам

Новосад Татьяна Николаевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОГО КОМПЛЕКСА ЖИЗНЕННО

ВАЖНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ

Из материалов Международной научно-практической конференции в г. Шуя

 «Счастлив не тот, у кого нет проблем, а тот, кто умеет их решать»

Народная мудрость

        Проблемы сохранения физического и психического здоровья учащихся, а также привития навыков здорового образа жизни актуальны сегодня как никогда. В Послании Президента России Д.Медведева Федеральному Собранию подчеркивается необходимость сегодня «делать всё, чтобы создавать мотивации и условия для здорового образа жизни».

        Современная программа формирования универсальных учебных действий чётко даёт модель выпускника, который «должен уметь адекватно понимать причины успешности и неуспешности своей деятельности, а также иметь установку на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках».

        Для осуществления  такой концепции разработаны рамки федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения, в которых особую роль приобретает внеурочная деятельность в начальной школе. Так родилась идея  обучения таким навыкам учащихся первой ступени, и я разработала комплексную программу по созданию здоровьесберегающей среды «Жизненно важные навыки», рассчитанную на 124 учебных часа для обучающихся 1 – 4 классов. В современной литературе этот комплекс навыков объединён общим названием «Life skills», я назвала его по-русски «жизненно важные навыки».

        Жизненно важные навыки – это комплекс поведенческих компетентностей, обеспечивающий способность к социально адекватному поведению, позволяющий человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни. Эти компетентности являются универсальными вне зависимости от специфики конкретной культуры, направлены на формирование навыков общения, поэтому и определяются как жизненно важные. Это своего рода фундамент, на котором будет строиться в нашей школе дальнейшее развитие навыков социализации обучающихся.

        Целью курса стало развитие  у  младшего школьника социально значимого комплекса жизненно важных компетентностей в условиях школы. Педагогическая задача: развитие психосоциальной компетентности, как основы физического, умственного и социального благополучия младшего школьника.

Принципиально новым элементом курса является активное взаимодействие педагога и психолога  с родителями, что соответствует ФГОС. Новой является система занятий даже для родителей с целями, методами и приёмами развития важных навыков у их детей. Уникальна и современна тренинговая форма проведения занятий, в том числе выездной тренинг.

Компетенции и навыки, которые будут сформированы у обучающихся к концу курса:

  • навыки позитивного общения, помогают устанавливать и поддерживать дружеские

взаимоотношения с одноклассниками, добрые отношения в семье.

  • навыки самооценки и понимания других, позволяют правильно вести себя в ситуациях общения и взаимодействия с различными людьми, в том числе и в тех случаях, когда людям необходима помощь и забота.
  • навыки управления собственными эмоциями и эмоциональными состояниями, помогают  адекватно реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей.
  • навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях, ученики приобретут знания об источниках стресса в нашей жизни, о его влиянии на нас и наше психическое здоровье, а значит будут стараться контролировать своё поведение.
  • навыки самостоятельного принятия решения, позволяют учитывать различные мнения и прогнозировать то, как его решения могут влиять на конкретных людей и ситуацию в целом.
  • навыки решения проблемных ситуаций, дают возможность ученику грамотно и уверенно вести себя в сложных ситуациях, последовательно и разумно подходить к решению, как сложных жизненных проблем, так и нестандартных ситуаций.
  • навыки работы с информацией, позволяют человеку бегло и свободно ориентироваться в постоянно меняющейся жизненной ситуации.

        Неграмотное, неумелое поведение детей и взрослых в ситуации стресса опасно тем, что ведёт к депрессии. Последствия: неврозы, неврастения, истерия, суициды.  Эту задачу в нашей школе решаем  путём обучения жизненно важным навыкам с младшего возраста.

        Способами отслеживания данных компетенций являются: текущий мониторинг, экспертная оценка и анализ хода реализации и достигнутых результатов, изучение общественного мнения, анкетирование обучающихся и родителей, анализ уровня воспитанности школьников, проведение конкурсов, наблюдения педагога, психолога во время выездных тренингов.

        Данный курс успешно реализовывается в структуре внеклассной работы нашего ОУ всего второй год, но заметны положительные результаты. Ученики уже могут устанавливать контакт с партнёром по общению, оценивать возможности партнёра, понимать и пытаются оценивать эмоциональное состояние и настроение партнёра, анализировать свои поступки, чувства, переживания, видеть сходство и различие эмоциональной реакции различных людей в одной и той же ситуации.  Обучение  в школе вызывает прилив энергии, радость, развивает рефлексивные умения учащихся.

        Данная программа составлена на основе программы «Обучение жизненно важным навыкам в школе» под редакцией Н.П.Майоровой и рекомендованной Министерством образования РФ.

Новосад Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов МОУ «СОШ № 35

с углублённым изучением отдельных предметов» г.Воркута



Предварительный просмотр:

Содержание.

  1. Введение                                                                     с. 2 – 4

      Актуальность темы                                                       с. 2

      Цели и задачи                                                              с. 3 – 4

  1.  Основная часть                                                  с. 4 – 17

     Идея инновации                                                           с. 4 – 5

     Содержание программы                                                с. 5 – 6

     Тематический план                                                       с. 6 – 7

     Основные требования к уровню  умений                      с. 7 – 8

     Календарно-тематическое планирование               с. 8 – 11

     Методические рекомендации                                        с. 12 – 16

  1. Заключение                                                         с. 17
  2. Список используемой литературы                     с. 18
  3.    Приложение                                                        с. 19

Составитель Новосад Татьяна Николаевна, учитель начальных классов

МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты,

высшая квалификационная категория


Развиваем мысль и слово.

Программа факультативного курса «Речевая  культура»

для учащихся 2-4 классов.

Введение.

     Актуальность.  В современной школе отсутствует разработанная на научной основе методика развития речи младших школьников. Издано немало популярных пособий для родителей и педагогов по развитию речи учеников начальных классов, но эти пособия либо оторваны от современного ученика, либо не систематизированы. Когда, на каком уроке или его этапе, вводить эти задания по развитию речи? Учителю приходится при подготовке к уроку искать необходимый материал, подбирать его к теме урока и т.д. В нашей школе, с углублённым изучением отдельных предметов, выделено время в учебном плане на факультативные занятия  для развития речи младших школьников. А это как раз тот возрастной период, когда дети обладают особыми способностями к «впитыванию речи» и у них уже сформирована готовность к овладению связной речью. Они с удовольствием используют входящий в обиход модный молодёжный сленг, не задумываясь над смыслом слов и фраз. Учителю надо найти хитрый маневр, чтобы преодолеть требования повседневной жизни и сохранить чистоту русского языка или научить учащихся совмещать «правильный» и «неправильный» русский язык.  Но для успешного дальнейшего развития грамотной речи ученика необходимо введение элементарных речеведческих понятий, элементов выразительности и творчества. Рамки уроков литературного чтения и русского языка не позволяют этого сделать в полной мере.  Факультативный же курс  «Речевая  культура» даёт возможность восполнить  этот  пробел по развитию речи  младших школьников.

     На факультативных занятиях школьники учатся учиться и общаться; учатся слушать и говорить так, чтобы их слушали; учатся оценивать чужую и свою речь; учатся словесно импровизировать, а значит, учатся развивать мысль и слово. Педагог мотивирует младших школьников к творчеству и стремлению постоянно развивать  свою речь и умение мыслить  без отметок в журнал.

    Практика трёх лет изучения факультативного курса «Речевая  культура» показала, что   качество обучающих сочинений и изложений по программе русского языка повысилось. В течение трёх лет отслеживалась динамика развития речи как устной, так и письменной в классе, где изучался курс и в классе, где не изучался курс факультативных занятий. На начало второго класса (первый год обучения курсу) ученики имели   одинаковый уровень развития речи – это показали письменные творческие работы. Уже к концу третьего класса количество речевых ошибок в письменных работах учащихся изучающих курс уменьшилось, а ошибки в построении предложений и вовсе исчезли.  Это показывает и диаграмма учёта качества письменных творческих работ по русскому языку   в процентах.  Во втором классе  разница в качестве выполнения письменных творческих работ среди учащихся,  изучающих  и не изучающих курс, всего 6,9%. Уже в третьем классе разница в качестве – 11,1%,  а в  четвёртом – 17,7%. За  три года изучения курса качество письменных повысилось на 29,3%. Устная речь  младших школьников изучающих курс тоже  отличается образностью, чёткостью, логичностью - это отметили все педагоги и родители, присутствующие на открытых уроках у коллег. Выпускники факультативного курса «Речевая культура», умеют общаться, умеют слушать и говорить так, чтобы их слушали, умеют оценивать чужую и свою речь, умеют словесно импровизировать, а главное стремятся развивать речь и умение мыслить.  Отметки за занятия не выставляются.

Учёт качества письменных творческих работ по русскому языку

в параллели начальных классов изучающих и не изучающих факультативный курс «Речевая культура» в течение трёх лет.

    Цели и задачи. В игровой, занимательной форме организовать речевую деятельность учащихся; вооружить их умением точно и образно выражать свои мысли и чувства устно и письменно; целенаправленно развивать культуру эффективного общения и творческие способности младших школьников.

     Данные цели оптимально реализуются через обучение речевым жанрам – таким малым, как объявление, аннотация, просьба… и таким большим, как рассказ, заметка в газете, письмо. Когда школьники осознают эти жанровые особенности, они осмысленно анализируют, оценивают и более успешно создают свои тексты определённых жанров.

     Научить младших школьников качественно учиться и общаться – вот основная идея данного курса.

Знания, умения и навыки, приобретённые на факультативных занятиях «Речевая культура», помогают младшим школьникам   успешнее учиться  на уроках русского языка и литературного чтения.  

     Результатом  работы на факультативных занятиях по развитию речи являются не заученные определения, а умения выполнять те речевые задачи, которые имеются в каждом разделе не получая за это  отметок.

Основная часть.

     Двадцать первый век – время свободы слова как одного из неотъемлемых прав человека, в т.ч. и школьника. Это право требует умения пользоваться тем ценнейшим даром, которым наделён человек, - даром слова, умением передавать словами чувства, мысли, знания.  «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни.  Слово есть воссоздание внутри себя мира» - писал К.С.Аксаков. Это воссоздание идёт через всю жизнь, но особенно интенсивно и  продуктивно в первое десятилетие жизни человека.

     Основной идеей инновационного педагогического опыта работы  факультативного курса «Речевая культура», является способность  учителя научить учащихся качественно учиться и общаться через развитие речи. Содержание факультативного курса «Речевая культура», помимо цели развития речи, способствует расширению кругозора учащихся, формирует у них умение работать с информацией, решать творческие задачи.      Знания, умения и навыки, приобретённые на факультативных занятиях «Речевые уроки», помогают младшим школьникам   качественнее учиться по всем предметам, т.к. требование везде одно: грамотно выражать свои мысли.  Подтверждение тому слова  филолога Н.И.Политовой: «Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития».  

     Одним из важных средств формирования речевых умений на занятиях выступает диалог учителя и ученика, учащихся при работе в паре. Работая в паре, ученики на практике отрабатывают навыки общения. Значительное место на факультативных занятиях занимают задания на развитие творческих способностей младших школьников, т.к. они требуют определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления ребёнка. В период факультативных занятий школьники учатся получать нужную им информацию при общении со сверстниками, родителями, учителями, добывать информацию из книг, словарей, телевидения, компьютера. Ученики ненавязчиво учатся, получают навыки и успешно их применяют на других уроках, зарабатывая хорошие отметки.

Педагогические технологии: развивающие, деятельные, игровые, коммуникативные, исследовательские, проективные.

Методы обучения: словесные, наглядные.

Формы обучения: занимательные (игры, шарады, ребусы, кроссворды), коллективные способы обучения, работа в парах, индивидуальная работа.

Обучение безотметочное.

На заключительных (итоговых) занятиях факультативного курса проводятся конкурсы, викторины, олимпиады, КВНы.

Содержание  материала курса «Речевая  культура»

2 класс  

   Речь и её значение в жизни. Речь нужна, чтобы передавать знания. Разговорная (устная) речь. Стили речи. Громкость, темп и тон  как средство выразительности устной речи. Устные объявления. Устные ответы.

   Текст. Текст как тематическое единство. Понятие о широкой и узкой теме высказывания. Основная мысль текста. Определение основной мысли в текстах, где она прямо автором не сформулирована. Основной тон высказывания. Вычленение опорных слов в тексте. Структура текста. Связь между предложениями текста. Понятие об изложении. План текста. Правила изложения.   Типы текстов. Понятие о тексте-рассуждении. Рассуждение-объяснение. Понятие о тексте-описании. Понятие о сравнительном описании внешне похожих предметов. Понятие о невыдуманном рассказе. Композиция невыдуманного рассказа.

   Культура общения. Выражение просьбы. Вежливые слова. Тон вежливой речи.

 

3 класс  

   Речь и её значение в жизни. Речь нужна, чтобы влиять на знания людей. Художественная речь, её особенности и значение. Словари русского языка. Загадки. Устная речь и озвученная письменная речь. Смешные (весёлые) рассказы.

   Текст. Понятие о широкой и узкой теме высказывания. Границы темы. Аннотация как сжатое сообщение о теме и основной мысли произведения. Схема и план текста. Понятие о выборочном изложении. Рассуждение-доказательство. Вывод в рассуждении. Цитата в рассуждении. Художественное  описание. Сравнительное описание, состоящее из двух частей. Понятие о биографии и автобиографии. Знакомство с газетой. Особенности газетных материалов. Составление текстов-подписей к фотографиям в газете.

   Культура общения. Устное и письменное приглашение. Устное и письменное поздравление.

4 класс

   Речь и её значение в жизни. Влияние речи на поступки людей. Речь газет, журналов, радио, телевидения. Афиша. Школьная реклама.

   Текст. Тема текста и микротемы (подтемы) его частей. Основная мысль в заголовке текста. Точность и полнота объяснительно-доказательной части в рассуждении. Сравнительное описание в художественной речи. Письмо близкому (знакомому) человеку. Личный дневник. Письмо в газету.  Заметки в стенгазету. Устный репортаж о школьной жизни.

 Культура общения. Обращение к разным людям. Извинение и отказ. Несогласие. Спор, но не ссора.

Тематический план

2 класс

№п/п

Название раздела

Количество

часов

Практические работы

1.

Речь и её значение в жизни

4

2

2.

Текст

10

4

3.

Культура общения

3

1

Всего часов

17

7

3 класс

№п/п

Название раздела

Количество

часов

Практические работы

1.

Речь и её значение в жизни

5

3

2.

Текст

9

5

3.

Культура общения

3

1

Всего часов

17

9

4 класс

№п/п

Название раздела

Количество

часов

Практические работы

1.

Речь и её значение в жизни

4

3

2.

Текст

10

6

3.

Культура общения

3

2

Всего часов

17

11

Основные требования к уровню  умений учащихся        (Приложение 5 в мультимедиа)

К концу второго года обучения учащиеся  должны уметь:

  • использовать громкость, тон и темп как средство выразительности устной речи;
  • определять основную мысль текста;
  • составлять элементарное рассуждение-объяснение;
  • отличать типы тексты: рассуждение, сравнительное описание, описание;
  • употреблять в своей речи слова, выражающие просьбу, приглашение, приглашение к знакомству.

К концу третьего года обучения учащиеся  должны уметь:

  • составлять элементарное рассуждение-доказательство;
  • составлять небольшие тексты сравнительного описания, состоящие из двух частей;
  • отличать цитату, статью;
  • составлять краткую автобиографию;
  • составлять устное и письменное приглашение  и поздравление.

К концу четвёртого года обучения учащиеся  должны уметь:

  • составлять выборочное и сжатое изложение учебного текста;
  • составлять развёрнутое рассуждение, описание и сравнительное описание;
  • писать письма разным адресатам;
  • собирать материал для личного дневника;
  • собирать материал для школьной стенгазеты;
  • употреблять в своей речи слова, выражающие извинение, отказ, просьба.

Календарно-тематическое планирование.  2 класс

17 часов

занятия

дата

Тема  занятия

Задача  занятия

Ежели вы вежливы…

Задумаемся над тем, что такое вежливость. Вежливый человек.

Давайте познакомимся!

Учимся знакомиться в школе и на улице.

Чтобы гостю было приятно.

Учимся принимать гостей.

Учимся говорить легко и свободно.

Понять, что настоящей устной речью называют только речь свободную, говоримую, а не ту,

которую  произносят по бумажке.

Выделяй голосом.

Логическое ударение, как выделяются главные по смыслу слова, словосочетания и предложения. Учимся  слышать.

Об одном и том же  

по-разному.

 Стили речи: разговорная, научная, художественная. В каких ситуациях они появляются.

Прочитай и выполняй!

Деловой стиль и его особенности. Инструкции в лифте, автобусе, метро и др.

Объединяем и исключаем…

Способы сокращения текста.

 О чём говорится в тексте.

Учимся находить предложения «не на тему», т.е. избыточную информацию.

Как найти основную мысль текста.

Усваиваем, что основная мысль может быть выражена в заглавии или заключена в содержании текста. Ключевые слова.

Перескажи главное.

Виды пересказа текста. Понятие об изложении текста.

Учимся излагать по плану.

Составление плана и пересказ по плану.

Опиши любимую игрушку.

Понятие о текстах-описаниях, описание знакомого предмета.

Вывески на улицах.

Знакомимся с вывесками и с тем, для кого они нужны.

Было – не было. Услышал, запомнил, рассказал.

Учимся фантазировать, придумывать невероятные истории. Как строится рассказ об услышанной истории.

Прохожий, остановись! Пропала собака.

Понятие о письменном объявлении, его содержании и структуре. Учимся выделять цветом и шрифтом основные части.

Итог. Конкурсная программа.

Подвести итоги умениям и навыкам, полученным за год. Мотивация творчества.

3 класс

занятия

дата

Тема  занятия

Задача  занятия

Поздравляем и желаем…

Учимся составлять текст поздравительного письма или открытки.

Добро пожаловать или вход запрещён?

Знакомство с вежливым приглашением.

Куда и кого можно приглашать.

В некотором царстве...

Учимся сочинять сказки.

Загадки обо всём.

Учимся отгадывать и составлять загадки.

 Живые смешинки.

Знакомство со смешными  (весёлыми) рассказами. Как сделать рассказ веселее.

Широкие и узкие темы.

Знакомство широкой и узкой темой текста, тема раскрыта или нет.

Коротко о книге.

Знакомство с аннотацией-разновидностью сжатого изложения.

Скажи точнее других.

Знакомство с цитатой, её назначением в рассуждении.

Во-первых…во-вторых… .

Знакомство с рассуждением, в котором несколько объяснений-доказательств.

Объясни, докажи, убеди…

Учимся развёртывать объяснительно-доказательную часть рассуждения.

История моей жизни.

 Знакомство с биографией; учимся выделять основные факты, сведения.

Кем был твой прадед?

Учимся рассказывать о своих предках.

Твоя газета.

Учимся ориентироваться в материалах детской газеты.

Фотография в газету.

 Знакомство с фотографиями в газету.

Словари. Зачем они?

 Знакомство с разными словарями (толковый, орфографический, иностранных слов, синонимов, антонимов)

 Словари. Зачем они?

Работа со словарём.  Как вести свой словарь.

Итог. Мы делаем живые смешинки. КВН.

Подведение итогов, мотивация на стремление совершенствовать свою речь.  

4 класс

занятия

дата

Тема  занятия

Задача  занятия

Приходите все.

Знакомство с объявлениями-приглашениями, его особенностями.

Посторонним вход воспрещён.

Знакомство с объявлениями-предостережениями и объявлениями-запретами.

Внимание! Внимание! Спешите! Торопитесь!

Знакомство с афишами, составление афиш простейшего типа

Покажи товар лицом.

Понятие о рекламе, составление простейших рекламных объявлений.

Настоящий или ложный.

Понятие о последовательной структуре сравнительного описания.

Присмотрись внимательно.

Особенности сравнительного описания. Задача обобщения.

Где тут Ваня, где тут Саня?

Понятие о сравнительной характеристике в художественном тексте.

Здравствуй  и … до свидания.

Знакомство с письмом как текстом

Один день твоей жизни.

Учимся умению рассказывать о себе незнакомым людям.

Личный дневник.

Знакомство с личным дневником, учимся его вести.

О себе и о других.

Учимся рассказывать подробно о некоторых фактах своей жизни. Понятие об автобиографии.

 Коротко о важном.

Знакомство с заметкой или текстом, заметки в школьную газету.

С места события…

Знакомство с репортажем, как с рассказом с места события.

Ты репортёр.

Учимся составлять репортажи.

Если вы не можете выполнить просьбу.

Учимся употреблять вежливые формы отказа в просьбе, приглашении.

Не надо ссориться.

Учимся быть вежливыми в любом споре.

Итоговое занятие.

Выездное заседание  редакции

Подведение итогов, выставка лучших сочинений, изложений и др.работ.

Методические рекомендации

по проведению занятия № 6 во 2 классе.

Тема.  Об одном и том же по-разному.

Цель.  Познакомить со стилями речи: разговорная, научная, художественная. Вспомнить в каких ситуациях они появляются.

Обратить внимание учащихся на языковые и неязыковые особенности этих стилей.

Воспитывать чувство слова, умение употреблять в своей речи разные стили в зависимости от того, для чего, с кем, где разговариваешь.

  • На доске запись:                                           разговорный

                               СТИЛИ  РЕЧИ                       художественный    

                                                                                  научный    

 

                                                                        разговорная

                                    РЕЧЬ                           художественная    

                                                                       научная

  • Тексты на экране  мультимедийного сопровождения.

(Приложение 6 в мультимедийном сопровождении)

 Тексты можно давать и на карточках.

Сравни три текста и попробуй ответить на вопрос:

  • В какой ситуации могли появиться каждый из этих текстов

 (обрати  особое  внимание на выделенные в каждом тексте слова)

а)  при разговоре друзей;

б)  описание погоды в авторском рассказе;

в) в энциклопедии.

  1. Приветик! Ну как тебе погодка? Ничего себе дождище хлещет! Жуть! Я вымок до нитки, будто в речку свалился.  Сам, конечно, виноват. Видел, как тучу несло, но думал – проскочу, успею.   Однако, нет, влип! Чуть-чуть до дома не добежал, тут и хлынуло.  Ладно, в следующий раз умнее буду. 
  2. Из-за леса наползла туча. Она росла, поднималась серо-синей тяжёлой стеной, без просветов, без трещинки, и медленно и неотвратимо пожирала синеву неба.  Вот туча краем накатилась на солнце. Её  кромка на мгновение сверкнула расплавленным свинцом. Но солнце не могло растопить всю тучу и бесследно исчезло в её свинцовой утробе. Луг потемнел, будто в сумерки. Налетел вихрь, подхватил гусиные перья, закружив,  унёс вверх. Первые капли дождя полоснули по лопухам кувшинок. Сразу всё вокруг зашумело, трава заходила сизыми волнами, лозняк вывернуло наизнанку. Туча прорвалась и обрушилась холодным косым ливнем.
  3. Дождь – это жидкие атмосферные осадки, выпадающие из облаков при температуре воздуха около земли не ниже нуля градусов.  Диаметр капель от семи  до полмиллиметра, при меньшем размере осадки называются изморосью.

  • После первичного чтения с экрана мультимедиа учащиеся отвечают на поставленный вопрос.
  • Чтение каждого текста вслух, хорошо читающими детьми.  Беседа по вопросам  после прочтения.  Обратить внимание учащихся на запись на доске о стилях речи.  
  • Назвать к какому стилю речи относится каждый текст?
  • К кому обращается автор в первом тексте?  Какие слова помогают нам это понять?   (разговор двух  мальчиков, хорошо знающих друг друга, зн. это стиль речи – разговорный)  
  • Обращается ли автор второго текста к одному человеку, хорошо ему знакомому, или он описывает дождь так, чтобы любой читатель мог ярко представить его себе?
  • Как вы думаете, такой дождь автор когда-то видел, или он пишет о дожде вообще?
  • Понятно ли читателю, какие чувства испытывал автор,  наблюдая такой дождь?
  • Откуда этот текст: из художественной книги или из учебника по окружающему миру?  (Отрывок из книги Е.Носова, зн. художественный стиль речи)
  • В третьем тексте описывается конкретный дождь или так можно рассказать о любом дожде?
  • Рисует ли автор яркую картину того, что видел, или сообщает точные сведения о явлении природы?
  • Что напоминает этот текст: отрывок из художественной книги или фрагмент из учебника, энциклопедии? (Это отрывок из учебника о природе или энциклопедии, зн. научный стиль речи)
  • Как вы думаете, для чего используют разные стили речи в разных ситуациях?
  • Вывод делает учитель: Если мы выбрали правильный стиль нас быстрее и легче поймут.  От того, для чего, с кем, где мы говорим, зависит,  как надо говорить.  Все научные тексты похожи друг на друга, так же как все художественные и разговорные тоже похожи друг на друга.
  • Чтение следующего текста на экране мультимедиа.

Задание: прочитайте внимательно текст, определите его стиль и найдите предложение, которое не соответствует данному стилю. Попробуйте объяснить почему?  Прочитайте текст без этого предложения.

Листопад – необходимый для жизни деревьев естественный процесс. Из холодной зимней почвы корни не могут всасывать воду, а листья, оставшиеся на деревьях на зиму, продолжали бы испарять влагу, и дерево засохло бы.  Сбрасывая осенью листву, дерево готовится к зимовке.  Грустно кружатся в воздухе разноцветные листочки-бабочки, устилая землю ярким ковром.  (Приложение 7 в мультимедиа)

  • На уроке окружающий мир будет экскурсия в осенний парк.

После наблюдений за осенними изменениями в живой и неживой природе, мы на уроке русского языка будем писать обучающее сочинение.  Какой стиль речи вы используете, чтобы описать осенний парк?  Какие предложения из научного текста можно взять в своё сочинение?

  • Дифференцированное задание.

Какого стиля тексты вы будете создавать, исходя из ситуации:

  1.   вариант - вечером рассказываете бабушке о том, как прошёл день.

      2   вариант - на уроке по окружающему миру пересказываете параграф учебника.

  • Итог. Рефлексия.
  • Какие стили речи узнали?
  • Для чего существуют разные стили?
  • Похлопайте в ладоши те дети, кому сегодня на занятии было интересно.
  • Потопайте ногами те дети, кто сегодня  на занятии  не узнал ничего нового.

Учитель благодарит детей за работу.

  • Домашнее задание по желанию.

Если у вас  есть домашний питомец, что бы вы могли рассказать о нём из научных книг?  

Что бы сообщили товарищам о повадках своего любимца на перемене?  

Как бы вы эмоционально и красочно описали питомца, чтобы все поняли, какой он прекрасный?

При подготовке можно пользоваться помощью родителей.

Итоговое занятие № 17 в 4 классе.  Работа в группах.

Тема.  С места события (выездное заседание  редакции)

Цель.  Подведение итогов, мотивация на дальнейшее совершенствование речи.

     Организована  выставка лучших творческих работ и проектов учащихся.

На занятие приглашены родители. Председатель жюри – родитель. Члены жюри – учитель, родители и ученики. По итогам занятия награждение участников.

      Класс разбит на четыре группы по три человека (остальные ученики в жюри).

Две группы выполняют задания на карточках, третья группа – представители прессы. Они пишут статью о сегодняшнем мероприятии в школьную газету и делают фоторепортаж с места события. Четвёртая группа – редакторы. Они редактируют текст, присланный в редакцию газеты о северных оленях.

     На каждое задание на карточках для первых двух групп отводится определённое время. Каждое выполненное задание сдаётся  жюри в письменном виде. Оценивание заданий по трехбалльной шкале: три, четыре, пять.

     Дополнительно учитываются аккуратность, творческий поиск, коллективная работа, умение уважительно и аргументировано доказывать друг другу – плюс  по 1 баллу.

     У жюри есть ответы к заданиям на карточках.

Представители прессы и редакторы в конце занятия читают свои материалы. Они также оцениваются членами жюри.

     Время проведения 45-50 минут вместе с награждением.

Задания на карточках  для итогового занятия в четвёртом классе.

  1. От существительного сок образуйте глагол, но в корне вместо буквы о появляется буква а.  С этим глаголом придумайте предложение.   
  2. Какие словосочетания соответствуют друг другу? Запиши их.

  1.  Золотое кольцо…
  1.  Яркое и сияющее
  1.  Золотое солнце…
  1.  Умелые и работящие
  1.  Золотые волосы…
  1.  Сделанное из золота
  1.  Золотая бабушка…
  1.  Светлые и блестящие
  1.  Золотые руки…
  1.  Дорогая и любимая

Запиши отрывок из личного дневника, используя любое из данных словосочетаний.

  1. Исправь речевые ошибки, запиши верный вариант предложения.

Повар посолил суп солью.

Мама подарила мне молодого щенка.

  1. Составь  текст-описание в котором было бы раскрыто значение выделенных слов.

Солнце слепит глаза. Малыш слепит игрушку.

  1. Что это? Прочитай и составь с данными словами устойчивые словосочетания. Составь небольшой текст-рассуждение на тему «Почему так говорят?», используя любое из полученных устойчивых словосочетаний.

Их заговаривают, скалят, кладут на полку.

Его задирают, с ним остаются, за него водят.

  1. Ты репортёр детской газеты.  Для рубрики «Чудеса в природе» составь небольшую статью о том, что мог бы рассказать ребятам дуб, простояв на полянке 500 лет. Фантазируй.

Ответы к заданиям на карточках находятся у жюри.

  1. Ответ - ПРОСАЧИВАТЬСЯ. Главное: в составленном предложении должна быть законченная мысль, наличие прилагательных.
  2. Золотое кольцо  -  сделанное из золота.

          Золотое солнце  -  яркое и сияющее.

          Золотые волосы  -  светлые и блестящие.

          Золотая бабушка  -  дорогая и любимая.

          Золотые руки  -  умелые и работящие.

Главное: в отрывке из дневника должно просматриваться личное наблюдение.

  1. Повар посолил суп.  

Мама подарила мне  щенка. Мама подарила мне  молодую собачку.

  1. В составленных текстах-описаниях должно быть раскрыто значение слов
  1. Слепит – мешает видеть, смотреть. Однокоренные: ослепляя, слеплю, слепишь, слепец, слепнуть, слепой.
  2. Слепит – соединить, изготовить, соединяя что-нибудь клеем, слепить из чего-нибудь. Однокоренные: лепить, слеплю, слепишь, слепленный.
  1. Их заговаривают, скалят, кладут на полку.   (зубы)

Его задирают, с ним остаются, за него водят.  (нос)

Главное: текст-рассуждение должен раскрыть тему «Почему так говорят?».

  1. Главное: предложения должны быть интересными, короткими, с элементами фантазии на одну тему.

Заключение.

     Применение на факультативных занятиях передовых педагогических технологий, таких как развивающие, деятельные, игровые, коммуникативные, исследовательские, проективные, гарантирует:

  • Комфортный и результативный процесс обучения;
  • Формирование у ученика умения и стойкого навыка учиться и общаться;
  • Соединение знаний и практических навыков;
  • Использование знаний, умений, навыков на других предметах и на письменных творческих работах.  

     Из опыта работы по данному факультативному курсу можно уверено сказать, что успехи школьников в связной письменной и устной речи обеспечивают  успех в учебной работе по всем предметам. Выпускники факультативного курса «Речевая культура», умеют общаться, умеют слушать и говорить так, чтобы их слушали, умеют оценивать чужую и свою речь, умеют словесно импровизировать, а главное стремятся развивать свою речь и умение мыслить. У них воспитано чувство слова, умение употреблять в своей речи разные стили в зависимости от того, для чего, с кем, где разговаривают. Письменный опрос родителей показал, что их дети и вне школы умеют пользоваться приобретёнными навыками общения.

     В среднем звене эти учащиеся показали хорошие результаты. Первое обучающее сочинение в пятом классе они написали с 96% качеством.

     Ожидаю, что накопленный опыт по работе факультативного курса «Речевая  культура»,  даст возможность поднять процент качества письменных творческих работ по русскому языку до 100%.  На следующий учебный год перейду к экспериментальному этапу инновации.  выпуска.

Список использованной литературы.

Коллектив авторов

 Речевые уроки/ Под ред. Т.А. Ладыженской – М.: Просвещение,1995.-159с.

 

Один автор

Ефремушкина О.А. Школьные олимпиады для начальных классов. Ростов н/Д: Изд-во Феникс, 2005.—192с.

Один автор

Новоторцева Н.В. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников. Ярославль: Изд-во ТОО «Гринго», 1995.—240с.

Один автор

Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1984.-187с.

Составная часть словаря

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка:80 000 слов и фразеологических выражений. – М.:Азбуковник,1998.—944с.

МОУ «СОШ № 35 с УИОП»  Новосад Т.Н.

Развиваем мысль и слово.

 

       



Предварительный просмотр:

Новосад Татьяна Николаевна, учитель начальных классов

МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты, высшая квалификационная категория

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ  ИСКУССТВО   3 класс     

   

Раздел: «В гостях у народных мастеров»

Тема урока: «Матрёшка»,  2 часа                                                

Тип урока: комбинированный урок (КУ)

Оборудование и материал: учебник, игрушки матрёшек, мульти-медиа сопровождение, шаблоны-силуэты матрёшек, альбом, простой карандаш, ластик, гуашь, палитра, толстая и тонкая кисти, ватная палочка.

Сформированные  УУД в ближайшей перспективе понадобятся обучающимся на уроках технологии во 2 классе при вышивании матрёшки, а в 3 классе  при  изготовлении матрёшки из папье-маше и её росписи в объёме.   В далёкой перспективе умение самостоятельно сделать сувенир в подарок или зарабатывать деньги.

Тема

Матрёшка

Автор

Новосад Татьяна Николаевна

Цель темы

Знакомство с загорскими, семёновскими и полхов-майданскими матрёшками.

Обучение умению выполнять роспись силуэта  матрёшек.

Задачи:

учебные

развивающие

познавательные

воспитательные

Формирование представления о сказочном мире декоративно-прикладного искусства, о его роли в жизни людей.

Обучение умению рисовать цветы, ягоды и листья.

Совершенствование умений применять приёмы работы «тычком».

Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ.

Формировать  умение работать гуашевыми красками и кистью в определенной последовательности.

Углубить знания о русской народной деревянной игрушке, познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрёшек из Загорска (Сергиева Посада), Семёнова, Полховского Майдана.

Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям.

Прогнозировать итог своей работы, моделировать новые формы, использовать своё право выбора формы росписи, прививать аккуратность.

Основное содержание темы, термины, понятия

Особенности художественного творчества: декоративно-прикладное искусство народных мастеров. Сравнение матрёшек Загорских (Сергиев Посад,  Московская область),   Семёновских и Полхов–Майданских (Горьковская область). Освоение основ рисунка декоративно-прикладного искусства. Последовательность выполнения росписи. Роспись плоских шаблонов по замыслу. Есть возможность создания творческих бригад мастеров по желанию обучающихся.

Термины и понятия: фукуруму, декоративно-прикладное искусство, роспись, оживка, сувенир, символ России.

Планируемый результат

Предметные умения

Метапредметные УУД

Углубить познания в области народного искусства;

продолжить формирование у детей кистевой росписи;

знать особенности и приёмы росписи декоративных объектов;

уметь работать карандашом;

передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет;

выполнить роспись матрёшки по своему выбору;

Личностные: формирование эстетического отношения к миру прекрасного; освоение способов работы с гуашью; развитие потребности в творчестве.

Регулятивные: составление плана и определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; формирование умения удерживать учебную задачу при помощи учителя; сверка своих действий с целью и при необходимости исправление ошибок.

Познавательные: формирование понятия «декоративно-прикладное искусство», знакомство со словами: сувенир, символ России.

Коммуникативные: освоение способов  взаимодействия в коллективе; взаимопомощь, определение степени успешности и оценка работе.

Социальные: ориентировка в социуме, анализ и сопоставление личного опыта.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

История, устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, технология, музыка (народная), окружающий мир (растительные элементы орнамента)

Фронтальная, коллективная (в парах и группах), индивидуальная, дифференцированная, частично-поисковая.

Беседа, чтение, слушание, наблюдение, поиск информации, дискуссия, подводящий диалог, практическая деятельность,  самостоятельная работа.

Учебник «Изобразительное искусство» , 3 класс

 Н. М. Сокольникова,  УМК «Планета знаний»

Методическое пособие к учебнику

Наглядный демонстрационный материал (игрушка матрёшка)

Шаблоны-силуэты матрёшек

ИКТ (презентация)

Тип урока

Комбинированный

Технологическая карта урока

Технология проведения

(этапы, цели)

Деятельность   учителя

Деятельность  учеников

Формирование компетентностей (УУД)

I этап

Организационно-мотивационный

Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, для реализации личностного потенциала; активизация и мотивация учащихся, установление тематических рамок.

Загадка.

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Какая  же это игрушка?  

(СЛАЙД 1)

Матрёшка уже много лет является символом России и одним из самых популярных сувениров, покупаемых заграничными туристами.

Слушание, ответы на вопрос.

Это матрёшка.

Коммуникативные

II этап

Актуализация знаний

Цель:  работа с информацией, актуализация мыслительных операций и познавательных процессов, мотивация на целеполагание.

Беседа с мультимедиа сопровождением.

     Как ни странно, но у русской матрёшки дед – японец. В конце XIX века помещица Мамонтова привезла из Японии игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а в нём японка, в ней ещё и японец – малыш спрятан.  В Японии деревянную игрушку называли фукуруму,  что означает весёлый складной старичок. Очень понравилась игрушка всем знакомым богатой дамы. Вот тогда и попросили знаменитого мастера из Загорска (ныне Сергиев Посад) Василия Звёздочкина выточить свою русскую матрешку. Потом известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад – это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, ярком сарафане и с чёрным петухом в руке. Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а венчал это семейство спеленатый младенец. Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой по имени Матрёна очень распространенному в народной среде в те времена (по-церковному Матрона, мать). Эту первую матрёшку хранит ныне Музей игрушки в Сергиевом Посаде (ранее Загорск).

 (СЛАЙД 2)

Слушание, просмотр презентации,  вербальная фиксация  информации.

Социальные

Личностные

Познавательные

III этап

Целеполагание

Цель:  формировать  умение ставить цели, планировать свою деятельность, и способ достижения цели,

фиксация индивидуального затруднения,

формулирование собственного мнения и его аргументация.

Вы, конечно, догадались, почему наша встреча началась с русской народной игрушки - матрёшки?

Кто уже готов сформулировать  тему урока?

(СЛАЙД  3)

Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке, чтобы успешно выполнить роспись матрёшки?  

Что надо делать, чтобы достичь цели?

Выдвигают варианты формулировок темы, участвуют в обсуждении.

Надо узнать  историю игрушки, сравнить матрешёк разных мастеров, изучить народные росписи.

 

Регулятивные

Коммуникативные

IV этап 

Открытие нового знания

Цель: формировать навык поисковой деятельности, развивать учебно-познавательную мотивацию, показать своеобразие декоративно-прикладного творчества,  раскрыть красоту узора мастеров  Загорска, Семёнова, Полхов-Майдана, включить обучающихся   в обсуждение проблемных вопросов, дискуссию.

Чтение стихотворения Самуила Маршака и одновременная демонстрация матрёшки, которая раскрываются на глазах у детей.

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут.

Всех Матрёшками зовут.

Кукла первая толста,

А внутри она пуста.

Разнимается она

На две половинки.

В ней живет ещё одна

Кукла в серединке.

Эту куколку открой -

Будет третья во второй.

Половинку отвинти,

Плотную, притёртую, -

И сумеешь ты найти

Куколку четвёртую.

Вынь ее да посмотри,

Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая

Куколка пузатая!

А затем будет шестая!

За шестой седьмая!

А восьмая… меньше всех —

Чуть-чуть больше, чем орех!

 (СЛАЙД 4)

Матрёшка символизирует материнскую любовь и семейное благополучие. Самые известные центры производства игрушек: Загорск, Семёново, Полхов-Майдан. Тем, кто хочет узнать, какие мастера расписали  только что увиденных матрёшек,  предлагаю познакомиться с текстами и сравнить.

Тексты на столах у обучающихся и на экране.

(СЛАЙД 5)

Слушание стихотворения и рассматривание настоящих игрушек матрёшки и мультимедийное сопровождение,

работа в парах в поиске информации и подготовка отвечать на вопросы,  

вербальная фиксация  различных вариантов достижения цели.

Каждая пара выбирает себе лист с информацией об отличительных видах росписи и знакомится с текстом.  

Материал для деятельности парами.

1 текст. Загорская  матрёшка. Плавно, ровно круглится форма матрёшки, медленно перетекает из одного объёма в другой. Сужается и утолщается без резкой границы. Наряжен а в сарафан, кофту, передник платок, а в руках она держит узелок, корзинку или цветы.

2  текст. Полхов-майданские матрешки можно сразу узнать по необычной форме головы, удлинённому силуэту, характерному цветку и традиционному для этой росписи малиновому цвету. Цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрывают её фигурку спереди. Все объединяет чёрный контур. У неё нет таких конкретных деталей, как руки, платок, сарафан, кофта. Лицо обрамляют кудри.

3  текст. Семёновская матрёшка – это сочетание красок жёлтых, зелёных, фиолетовых, красных.  Ярким цветом окрашены платок, рукава, сарафан. Чёрные, на пробор, волосы обрамляют сужающийся книзу овал лица, строго смотрят небольшие глаза, собран бантиком маленький рот. Самый главный декор - крупная цветовая роспись, заполняющая весь центр фигурки. Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья собраны в разнообразные букеты.

Эти же тексты есть и на слайде. Те,  кто читают быстро, имеют возможность ознакомиться на экране.  

Социальные

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

V этап

Закрепление изученного

Цель: формировать  самостоятельность, ответственность, уверенность в своих силах, положительное отношения к себе; развивать  эстетическое восприятие, чувство ритма, показать возможности  использования  новых знаний и умений.

После прочтения детьми ответы на вопросы:

Мастера, какого города расписали матрёшку, которую мы раскрыли?

Какие отличительные приёмы росписи используют мастера загорские, семёновские, полхов-майданские?

Чем похожи и чем различаются игрушки этих мастеров? Вывод: роспись придаёт индивидуальность!

(СЛАЙД 6-8)

Роспись матрёшки это не только эстетическое удовольствие, но и умение сделать сувенир в подарок своими руками или заработать деньги.   Ведь спрос на авторские матрёшки всегда есть и не только среди иностранцев. Сегодня у вас есть возможность поучиться росписи, побыть настоящим мастером.

Дифференцированный подход: предлагаю организовать по желанию творческие группы по росписи шаблонов матрёшек, выбрать вид декоративной росписи Загорска, Семёнова или Полхов-Майдана, а также предлагаю как альтернативу выбрать матрёшку-раскраску (несколько вариантов), если вдруг ученик  боится сам расписывать шаблон.  

(СЛАЙД 9)

У нас раскрыта Семёновская матрёшка.

Ученики приводят  доказательства и  аргументы по отличительным приёмам росписи Семёновской матрёшки.

Объясняют отличия росписи других мастеров.

Организовываются в творческие группы (мастерские) по желанию,

принимают решение, какой именно выбрать вид  декоративной росписи Загорска, Семёнова или Полхов-Майдана, либо взять лично для себя работу «попроще» и раскрасить готовую матрёшку.

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

VI  этап

Практическая самостоятельная  работа

Цель:  формировать умения учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений;

развивать у  обучающихся  начальные умения    в    приёмах   рисования    кистью декоративных ягод (концом кисти – приём тычка)   и   декоративных   листьев   (всей кистью   прикладыванием   или  примакиванием);  

обеспечить условия для  успешного выполнения росписи по плану,  дать возможность участия в практической работе, получать при необходимости консультации у учителя и друг у друга.

Обеспечиваю контроль успешного выполнения росписи, которую выбрали сами обучающиеся.

Кто помнит, какую цель перед собой ставили?  

Для полного успеха составим план и не будем забываем отмечать, что сделано и что осталось.

Комментарии учителя к плану по выполнению работы.

Проводим вертикальную линию от макушки до низа, она нам нужна для того чтобы симметрично нарисовать эскиз нашей будущей матрёшки. Самое сложное в матрёшке - это лицо. Лицо – это основная и главная работа. Чтобы правильно расположить элементы лица, осторожно нанесём карандашом на оставленном для лица круге 2 горизонтальные линии.  Намечаем  линией контуры платка, верхний край платка совпадает с контурами лица, а нижний закрывает шею и спину. Верхнюю часть круга будут занимать волосы, в средней части расположатся глаза, а в нижней части — губы и румянец. На равных расстояниях от центра нанесем 2 точки. Вокруг них тонкой линией нарисуем окружности — глаза. Затем в окружности глаза впишем по окружности меньшего диаметра — зрачки. Проведем линии века. Не надо пытаться нарисовать реалистичный носик. Обозначим его  2 точками, расположив их симметрично на расстоянии примерно 1/3 от нижнего контура лица. Разделим расстояние от носа до нижнего контура лица пополам. На этом уровне нарисуем дугообразную линию. И матрёшка сразу вам улыбнётся. Остаётся только придать форму губам. Румянец наводим на щеки с помощью ватной палочки, смоченной в разведённой красной краске, на одном уровне с линией губ.

Вы можете нарисовать, что ваша матрёшка что-то держит в руках: корзину, букет цветов, петуха, самовар, яблоки. Оживите свою игрушку – прорисуйте чёрным цветом мелкие детали. Творите, фантазируйте!

(СЛАЙД  10-12)

Обучающиеся сами предлагают  план действий. Бланк с планом - картой у каждого на столе.

1.Перевести выкройку шаблона матрёшки на альбомный лист.

2.Нарисовать  круг, будущее лицо матрешки.

3.Наметить платок.

4.Отметить точками глаза и нос.

3.Обозначить  линию рта. Матрёшка должна улыбаться!

4.Нарисовать  руки.

5.Прорисовать цветочные мотивы выбранной росписи.

6.Оживка - прорисовывание самых мелких деталей.

Отмечают  каждый выполненный пункт плана.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую помощь.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов.

Формулируют  собственное мнение и аргументируют  его.

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

VII  этап

Рефлексия учебной деятельности

(итог урока)

Цель:  формирование умения самооценки, анализа выполненной работы, вычленения проблем; формирование навыка подвести  итог проделанной работе, наметить способы исправления ошибок, если таковые будут.

Поднимите руку те, кто успел выполнить все  пункты плана. Кто не успел, но хочет расписать матрёшку до конца, возьмите домой.

Чему научились на уроке? Рассказ по плану:

Я узнал…

Я научился…

Я смог…

(СЛАЙД 13)  

Что помогло вам успешно расписать матрёшку на уроке?

Что помешало успеху?

Что надо сделать, чтобы работу захотелось показать маме?

У кого возникло желание свою матрёшку оформить в рамочку и повесить в своей комнате?

 СПАСИБО за творческий труд!

(СЛАЙД 14)

 

Рассказывают по плану, отвечают на вопросы, анализируют, вычленяют проблему, если была и намечают способы  исправления ошибок.

На бланке  с планом - картой росписи изображают смайликом своё настроение.

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

Социальные

 



Предварительный просмотр:

Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы основного общего образования.

1. Общие положения

Система оценки достижения планируемых результатов (далее – Система оценки) является инструментом реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и направлена на обеспечение качества основного образования в ГБОУ средней общеобразовательной школе № 700 Василеостровского района Санкт - Петербурга.

Основными функциями Системы оценки являются:

ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы основного общего образования;

обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся (с целью итоговой оценки) и оценка результатов деятельности образовательных учреждений и педагогических кадров (соответственно с целями аккредитации и аттестации). Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования разного уровня.

В соответствии с ФГОС ООО основным объектом системы оценки результатов образования, её содержательной и критериальной базой выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образова-тельной программы.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы основного общего образования является комплексной, включает оценку достижения обучающимися трёх групп результатов образования:

предметных

метапредметных

личностных.

Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений.

В оценке индивидуальных образовательных достижений педагогами ГБОУ СОШ №700 используется «метод сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения учащихся с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.

Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

Результаты промежуточной аттестации:

представляют собой результаты внутришкольного мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся;

отражают динамику формирования их способности к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач и самостоятельного выполнения проектной деятельности.

Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся и является внутренней оценкой.

Результаты итоговой аттестации выпускников (в том числе государственной) характеризуют уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых для продолжения образования. Государственная (итоговая) аттестация выпускников осуществляется внешними (по отношению к образовательному учреждению) органами, и является внешней оценкой.

Особенностями Системы оценки в ГБОУ СОШ №700 являются:

комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

уточнение и освоение содержательной и критериальной базы оценивания путем вовлечения педагогов и учащихся в осознанную текущую оценочную деятельность, которая согласовывается с внешней оценкой;

оценка успешности учащихся в освоении содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений, сочетание накопленной и итоговой оценки;

использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами  таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.

2. Организация и содержание промежуточной аттестации обучающихся.

Промежуточная аттестация представляет собой результаты внутришкольного мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся.

Промежуточная аттестация включает в себя:

оценку уровня сформированности предметных, метапредметных и личностных результатов образования;

оценку динамики формирования предметных, метапредметных и личностных результатов образования.

Система внутришкольного мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся включает в себя:

стартовую диагностику;

текущую диагностику предметной и метапредметной обученности;

оценку уровня сформированности личностных результатов образования;

итоговую оценку предметной обученности;

итоговую оценку метапредметной обученности.

Внутришкольный мониторинг образовательных достижений ведётся каждым учителем-предметником, психологом и фиксируется с помощью классных журналов, портфолио, на бумажных и электронных носителях.

Оценка личностных результатов образования.

Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий.

Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформиро-ванность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:

1) сформированность основ гражданской идентичности личности;

2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;

3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.

В соответствии с требованиями Стандарта достижение обучающимися личностных результатов не выносится на итоговую оценку, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности школы.

Оценка достижения учащимися личностного результата образования осуществляется в ходе внутришкольного мониторинга образовательных достижений обучающихся.

В соответствии с ФГОС ООО в текущем образовательном процессе оценивается уровень сформированности отдельных личностных результатов, которые проявляются в:

соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;

участии в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности;

инициативе и ответственности за результаты обучения, готовность и  способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования;

ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами различных предметов: ценности здорового и безопасного образа жизни, осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности уважения и толерантного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере и т.д.

В оценке личностных результатов образования используются методы педагогической диагностики, анкетирование, наблюдение.

Диагностика формирования личностных результатов учащихся на ступени основного общего образования.

Личностные результаты

Диагностическая база

1. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Методика изучения мотивации обучения школьников 5 класса

2. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

Опросник диагностики способности к эмпатии  (А.Мехрабиена, Н.Эпштейна)

Диагностика коммуникативной толерантности (В.В.Бойко)

3. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества

Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой.

Изучение ценностных ориентаций личности (по модификации методики В.А. Ядова – Р. Рокича)

4. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

Диагностика коммуникативной толерантности (В.В.Бойко)

5. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни

Индекс отношения к здоровью

(по методике В. Ясвина, С. Дерябо)

6. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам

своей семьи

Проективная методика «Рисунок семьи»

На основе полученных результатов педагогической диагностики психолог и классный руководитель составляют характеристику обучающегося.  В характеристике отмечаются образовательные достижения и положительные качества ученика, даются педагогические рекомендации к выбору направлений профильного обучения.

В текущем учебном процессе в соответствии с требованиями Стандарта оценка личностных достижений проводится в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности обучающегося и может использоваться исключительно в целях личностного развития обучающихся.

Оценка метапредметных результатов образования.

Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных в четырех междисциплинарных учебных программах.

Оценка достижения обучающимися метапредметного результата образования осуществляется в ходе внутришкольного мониторинга образовательных достижений обучающихся.

Оценка достижения метапредметных результатов проводится в ходе следующих процедур с использованием оценочного инструментария:

Оценочные процедуры

Инструментарий

1.

Стартовая диагностика

Стартовая комплексная работа

2.

Текущее оценивание метапредметной обученности

Промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе, направленные на оценку сформированности познавательных, регуля-тивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом

3.

Наблюдение за выполнением учебно-практических заданий

Учебно-практические задания, направленные на формирование и оценку коммуникативных, познавательных, регулятивных УУД

4.

Текущее оценивание выполнения учебных исследований и учебных проектов в рамках программы «Публичные экзамены» (культурологический и исследовательский блоки)

Критерии оценки учебного исследования и учебного проекта

5.

Итоговая оценка метапредметной обученности

Итоговая комплексная работа на межпредметной основе

6.

Защита итогового индивидуального проекта

Критерии оценки итогового индивидуального проекта

Оценочный инструментарий для текущих контрольно-оценочных процедур разрабатывается педагогами ГБОУ СОШ №700 на основе централизованно разработанной спецификации и демоверсии комплексной работы.

         

Особенности оценки итогового индивидуального проекта.

Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно - познавательную, исследовательскую, конструкторскую, социальную, художественно-творческую).

Выполнение индивидуального итогового проекта является обязательным для каждого обучающегося.

Итогом работы по проекту является его защита.

Результатом (продуктом) проектной деятельности, который выносится на защиту, может быть:

письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

техническая творческая работа (материальный объект, макет, иное конструкторское изделие, мультимедийный и программный продукт)

отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:

1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм;

2) подготовленная обучающимся краткая пояснительная записка к проекту (объёмом не более одной машинописной страницы) с указанием для всех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка использованных источников. Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов — описание эффектов/эффекта от реализации проекта;

3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы обучающегося в ходе выполнения проекта, в том числе: а) инициативности и самостоятельности; б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); в) исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.

Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.

Защита индивидуального итогового проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии ГБОУ СОШ №700 или на школьной конференции «Отроки во Вселенной».

Оценка за выполнение итогового индивидуального проекта фиксируется в оценочном листе, который включается в соответствующий раздел портфолио ученика.

В итоговую оценку метапредметной обученности включаются результаты выполнения итогового индивидуального проекта.

Руководителем проекта может быть как педагог данного образовательного учреждения, так и сотрудник иной организации или иного образовательного учреждения, в том числе высшего.

Индивидуальный итоговый проект оценивается в соответствии с критериями, отраженными в МДП «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности».

В оценке индивидуального итогового проекта выделены пять аспектов:

Оценка информационной составляющей проекта;

Оценка исследовательской деятельности в проекте;

Оценка прикладных результатов проекта;

Оценка цифровых технологий в проекте;

Оценка защиты проекта.

В соответствии с принятой системой оценки выделяются два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности.

При оценке индивидуального проекта использоваться аналитический подход к описанию результатов, согласно которому по каждому из предложенных критериев вводятся количественные показатели, характеризующие полноту проявления навыков проектной деятельности. Максимальная оценка по каждому критерию не превышает 3 баллов. При таком подходе достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению по одному баллу за каждый из критериев (30 баллов), а достижение повышенных уровней соответствует получению 50-70 баллов (отметка «хорошо») или 80-90 баллов (отметка «отлично»).

Соответствие полученных баллов оценки за  итоговый проект

«Удовлетворительно» - 30-49 баллов

«Хорошо» - 50-79 баллов

«Отлично» - 80-90 баллов

Система оценки достижения планируемых результатов освоения междисциплинарных учебных программ.

При оценке достижения планируемых результатов освоения междисциплинарных учебных программ каждым учащимся основной школы, в соответствии с Примерной основной образовательной программой  используется два типа результатов, обозначенных соответственно «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться». В границах первого типа и второго типа результатов применяются  количественная и качественная оценки.

В основу системы оценки достижения планируемых результатов освоения междисциплинарных учебных программ положены следующие процедуры:

экспертная оценка работы учащихся в ходе выполнения ими учебных исследовательских и проектных видов работ;

экспертной оценки работ учащихся, представленных на Публичном экзамене;

экспертной оценки работ учащихся, представленных на школьной научно-практической конференции «Отроки во Вселенной» (критерии определяются в «Положении о Конференции»);

рубежное оценивание достижения результатов освоения Программ (проводится три раза: в 6, 8 и 9 классах);

разработанный в рамках Программы «Школьная Лига РОСНАНО» мониторинг качества «Исследовательская и проектная культура – самооценка образовательного опыта»;

самооценивание учащимися достижения результатов освоения Программ;

в конце 9 класса в виде оценки индивидуального проекта.

Оценка предметных результатов образования.

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.

Формирование этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.

Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (позна-вательных, регулятивных, коммуникативных) действий.

Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.

Для описания достижений обучающихся устанавливаются следующие пять уровней.

Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).

Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Также выделяются следующие два уровня, превышающие базовый:

• повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);

• высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).

Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.

Для описания подготовки обучающихся, уровень достижений которых ниже базового, выделяются также два уровня:

• пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);

• низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).

Недостижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.

Пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся, о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. При этом обучающийся может выполнять отдельные задания повышенного уровня. Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только отдельных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. Обучающимся, которые демонстрируют низкий уровень достижений, требуется специальная помощь не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению, развитию интереса к изучаемой предметной области, пониманию значимости предмета для жизни и др. Только наличие положительной мотивации может стать основой ликвидации пробелов в обучении для данной группы обучающихся.

Оценка достижения предметных результатов проводится в ходе следующих процедур с использованием оценочного инструментария:

Оценочные процедуры

Инструментарий

1.

Стартовая диагностика

Стартовые («входные») проверочные работы по учебным предметам

2.

Текущее оценивание предметной обученности

Самостоятельные работы проверочные работы учебно-познавательные задачи

Диагностические работы

3.

Итоговая оценка предметной обученности

Итоговые контрольные работы по предметам

Оценочный инструментарий для текущих и итоговых контрольно-оценочных процедур разрабатывается педагогами ГБОУ СОШ №700 и составляет банк работ.

3. Использование портфолио в системе оценки образовательных достижений учащихся

Организация оценки предметных и метапредметных результатов учащихся осуществляется с помощью портфолио обучающегося, который ориентирован на демонстрацию образовательных  достижений учащегося.

Задачами проведения оценки образовательных  достижений учащихся являются:

 поддержка и поощрение высокой образовательной мотивации учащихся;

 формирование умения ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную и внеурочную деятельность;

 развитие навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

 поощрение самостоятельности, расширение возможностей самообразования, самореализации;

вовлечение в различные виды деятельности;

содействие дальнейшей успешной социализации учащихся.

Портфолио – это набор документов, в котором фиксируются образовательные достижения учащихся в течение учебного года. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в учебной и внеурочной деятельности.

Портфолио образовательных достижений формируется обучающимися при помощи родителей и классных руководителей.

Результаты, зафиксированные в портфолио, являются основой образовательного рейтинга обучающихся и позволяют  осознанно и обоснованно выбрать профиль обучения в старшей школе, определить дальнейший путь успешной социализации.

Структура портфолио включает в себя три рубрики и семь разделов.

Рубрика «Как заполнять портфолио» - краткое описание структуры портфолио и процесс заполнения.  

Рубрика «Маршрутный лист», где предложена модель организации внеурочной деятельности учащегося.

Рубрика «Мой звездный путь», в которой обучающийся вместе с классным руководителем выстраивает индивидуальный образовательный маршрут на учебный год.

Раздел 1. Образовательные достижения.  Показатели качества учебных достижений включают в себя показатели готовности к обучению и показатели освоения обучающимися программ учебных предметов, программ развивающего обучения, профильного и углубленного уровня. Фактические показатели качества учебных достижений устанавливаются на основе документов, подтверждающих успешность участия в предметных олимпиадах, конкурсах, смотрах.

Раздел 2. Участие в учебно-исследовательской и проектной деятельности. Раздел включает в себя показатели индивидуальных достижений обучающихся, сформированные в учебное и внеурочное время. Фактические показатели общего компетентностного уровня устанавливаются на основе успешности участия в учебно-исследовательской и проектной деятельности различного уровня.

Раздел 3. Достижения во внеурочной деятельности. Фактические показатели общего компетентностного уровня устанавливаются на основе посещения кружков, секций, участия в соревнованиях,  конкурсах творческих работ и технического творчества.

Раздел 4. Социальная и творческая активность. Фактические показатели устанавливаются на основе участия в органах самоуправления, общественных объединениях, клубах, а также в школьных мероприятиях и концертах.

Раздел 5. Достижения в освоении междисциплинарных программ. Фактические показатели основываются на критериях оценки, заявленных в четырех междисциплинарнах программах.

Раздел 6. Мой успех в глазах других. Отзывы. Раздел включает в себя отзывы и рецензии на работы классного руководителя, учителей-предметников, на различные виды деятельности учащегося.

Раздел 7. Мои достижения. Мои планы. Самоанализ достижений учащегося. Формулирование целей следующий год.

Результаты фиксируются в сводной ведомости. Итоговый балл сводной ведомости результатов формируется как суммарный балл средних баллов по разделам. Итоговый рейтинг служит основанием для поощрения школьника.

Оцениванию не подлежат:

темп работы ученика;

личностные качества школьников;

своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и т. д.).

4. Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от основного к среднему (полному) общему образованию

На итоговую оценку на ступени основного общего образования выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов основного общего образования.

Итоговая оценка выпускника формируется на основе:

результатов внутришкольного мониторинга образовательных достижений по всем предметам, зафиксированных в оценочных листах, в том числе за промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе;

оценок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам;

оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта;

оценок за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию (далее – ГИА).

При этом результаты внутришкольного мониторинга характеризуют выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения. А оценки за итоговые работы, индивидуальный проект и работы, выносимые на ГИА, характеризуют уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по изучаемым предметам, а также уровень овладения метапредметными действиями.

На основании этих оценок делаются выводы о достижении планируемых результатов (на базовом или повышенном уровне) по каждому учебному предмету, а также об овладении обучающимся основными познавательными, регулятивными и коммуникативными действиями и приобретении способности к проектированию и осуществлению целесообразной и результативной деятельности.

Педагогический совет образовательного учреждения на основе выводов, сделанных классными руководителями и учителями отдельных предметов по каждому выпускнику, рассматривает вопрос об успешном освоении данным обучающимся основной образовательной программы основного общего образования и выдачи документа государственного образца об уровне образования – аттестата об основном общем образовании.

В случае, если полученные обучающимся итоговые оценки не позволяют сделать однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о выдаче документа государственного образца об уровне образования – аттестата об основном общем образовании принимается педагогическим советом с учётом динамики образовательных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях его обучения в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых Министерством образования и науки Российской Федерации.

Решение о выдаче документа государственного образца об уровне образования – аттестата об основном общем образовании принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики обучающегося, с учётом которой осуществляется приём в профильные классы старшей школы. В характеристике обучающегося:

отмечаются образовательные достижения и положительные качества обучающегося;

даются педагогические рекомендации к выбору направлений профильного образования с учётом выбора, сделанного выпускником, а также с учётом успехов и проблем обучающихся.

Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами мониторинга образовательных достижений и другими объективными показателями.

5. Оценка результатов деятельности образовательного учреждения

Оценка результатов деятельности образовательного учреждения осуществляется в ходе его аккредитации, а также в рамках аттестации педагогических кадров. Она проводится на основе результатов итоговой оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом:

результатов мониторинговых исследований разного уровня (федерального, регионального, муниципального);

условий реализации основной образовательной программы основного общего образования;

особенностей контингента обучающихся.

Предметом оценки в ходе данных процедур является также текущая оценочная деятельность образовательных учреждений и педагогов и в частности отслеживание динамики образовательных достижений выпускников основной школы данного образовательного учреждения.