Профессиональный опыт

Обмен профессиональым опытом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskoe_konsultirovanie.docx25.13 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое консультирование

учителя-логопеда  Кусурбаевой Т.В. в детском саду № 24 «Космос»

 г. Сургута в ХМАО-ЮГРЕ

Направления деятельности

1. Обследование детей, определение структуры и степени выраженности, имеющихся речевых нарушениях;

2. Ограничения и осуществление учебно-коррекционного процесса с детьми по восстановлению нарушенных речевых функций;

3. Пропаганда логопедических знаний среди родителей и педагогов, создание единого коррекционно- образовательного пространства.

Комплектование логопедической группы формируется на основании заключении комиссии ЦГБ: психиатра, логопеда, ортодонта, отоларинголога, окулиста, и педиатра. Количество детей в группе соответствует нормативом числа мест в дошкольном учреждениях (Утверждены Приказам Министерства образования Российской Федерации от 22.04.19994г. № 110).

В логопедическую группу зачисляются дети с диагнозами: дислалия, дизартрия, алалия. Возраст детей от 3-7 лет.


Взаимодействие с родителями в ДОУ

1. Диагностический (изучение семьи, условий воспитания);

2. Информационно-наглядное просвещение;

3. Психолого-педагогическое просвещение и обучение родителей;

4. Включение родителей в совместную и практическую деятельность.
Формы работы

1. Индивидуальные: беседы, консультации, практикумы, посещение занятий.

2. Коллективные: родительские собрания (начало и конец года), дни открытых дверей (октябрь месяц каждого учебного года), заседание « круглого стола», занятия тренинги, «Школа логопеда» ( один раз в квартал);

3. Наглядно- информационные: выставки детских работ, информационные стенды (логопед советует, логопедическая страничка), рекламные буклеты и памятки, банк отзывов и предложений.

Взаимодействие с воспитателями в ДОУ

Совместная деятельность логопеда и воспитателя организуется в соответствии со следующими целями:

- повышение эффективности коррекционно-образовательной работы;

- исключение дублирования воспитателем занятий логопеда;

- оптимизация организационных и содержательных аспектов коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, как на всю группу детей, так и на каждого ребенка;

- совмещение программы “ Коррекционного воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи (5–6 лет)” Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной с основной общеобразовательной программой МДОУ;

- отсутствие требований к организации совместной деятельности логопеда и воспитателей в нормативных документах и методической литературе, имеющихся на сегодняшний день.

Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач:

- логопед формирует первичные речевые навыки у детей с речевым нарушением;

- воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.

Логопед в тесной взаимосвязи с воспитателями работает над ознакомлением детей с новыми словами, уточнением их значений и активизацией, подбирает лексический материал по теме. Воспитатель проводит занятия по уточнению движений органов артикуляционного аппарата ежедневно при помощи комплекса артикуляционных упражнений, предоставленным логопедом. Воспитатель оказывает помощь логопеду во введении поставленных логопедом звуков в речь ребенка. Эта работа осуществляется с помощью потешек, чистоговорок, скороговорок, стихов.

Консультация для родителей

Дислалия – это нарушение звукопроизношения при нормально развитом речевом аппарате. Выделяют механическую и функциональную дислалию. Дефект может проявляться по-разному. Кто-то из малышей искажает звуки, кто-то заменяет одни звуки на другие (например, говорит «пакуска» вместо «капуста»), кто-то «проглатывает» звуки в словах.

Причиной механической дислалии может быть короткая подъязычная уздечка, не позволяющая языку высоко подниматься, чего требует произношение определенных звуков. Проблема эта решается достаточно просто – уздечку надрезают. Процедура эта быстрая и практически безболезненная. Также механическуюдислалию может вызывать неправильное строение челюсти и зубов. Например, когда нижняя челюсть выступает вперед, нет смыкания между челюстями, верхняя челюсть выступает над нижней. Причиной механической дислалии часто являются и строение неба, короткая уздечка верхней губы и расщепление твердого неба или губы (заячья губа).

Лучшим возрастом для устранения этих дефектов считается 5-6 лет. Проводить процедуры следует строго в стоматологических кабинетах.

Функциональная дислалия чаще всего – «заслуга» взрослых. К ней может привести «сюсюкание», неправильное произношение взрослых, косноязычие родителей. Также она может возникнуть в том случае, если родители уделяют малышу недостаточно внимания, не следят за его речью.

Причина функциональной дислалии может скрываться и в снижении слуха, недоразвитии фонематического слуха (когда ребенок с трудом различает звуки П и Б и т.п.), и даже умственной отсталости.

Основная цель работы с детьми «дислаликами» воспитание правильной, фонетически чистой речи.

Задачи:

1. подготовка к постановке нарушенных звуков - развитие слухового внимания, памяти, фонетического восприятия в играх и специальных упражнениях – формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня достаточного для постановки звуков – овладение комплексом пальчиковой моторики;

2. формирование произносительных умений и навыков – устранение дефектного звукопроизношения ( постановка, автоматизация звуков) – развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные по артикуляционным и акустическим признакам ( дом-том, трон-тон);

3. совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения;

4. систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном материале;

5. развитие связной речи на базе правильно произносимых звуков – лексические и грамматические упражнения – работа над интонацией, силой голоса - обучение рассказыванию.

Дети с диагнозом «дислалия» обучаются в речевой группе от 6 месяцев до 1 года при условии систематического посещения логопедических занятий.

Более сложные речевые нарушения дизартрические,возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. У детей «дизартриков» отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением;
При перинатальной (внутриутробной) патологии ЦНС может быть нарушено:

- двигательное развитие (общая и мелкая артикуляционная моторика); 

- психическое развитие; 

- доречевое и речевое развитие;
Задержка доречевого развития:

- голос тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным;

- слабая интонационная выразительность;
Задержка речевого развития:

- позднее начало речи, в некоторых случаях замедление темпов ее формирование

- медленное расширение активного словаря

- позднее появление фразовой речи

- трудность усвоения грамматических категорий

 Выделяют три уровня речевого развития:

1-ый уровень - полное отсутствие речи или наличие лишь ее элементов. Особенности: словарь детей состоит из лепетных слов типа «ляля», «биби»; при этом одно слово может обозначать разные понятия («ляля» - это и кукла и девочка); часто названия предметов употребляются вместо названий действий и наоборот: «туй» (стул) - сидеть, «пать» (спать) - кровать; такие дети не умеют строить фразы; они говорят однословные слова-предложения типа «дай»; многие звуки не произносятся; сложные слова сокращаются до простых: «аба» (собака), «алет» (самолет);

2-й уровень - достаточно большой словарный запас; двухсловные и трехсловные фразы; используемые слова сильно искажены и связи между словами в предложениях еще не оформлены; например: «кадаследит той» (карандаш лежит на столе); нарушено согласование слов; например: «исабезал» (лиса бежала); в сложных словах часто переставляются слоги или добавляются новые; например: «лисипед» (велосипед);

3-й уровень - характеризуется развернутой разговорной фразой и отсутствием грубых нарушений в развитии различных сторон речи; однако есть нарушения в оформлении сложных речевых единиц. Особенности: неправильное употребление окончаний и рассогласование слов: «стулы» (стулья); «лежит тапка» (лежит тапок); «красная солнце» (красное солнце); «два булки» (две булки); упрощение сложных предлогов: «из стола» (из-за стола); словарный запас достаточно большой, но может отсутствовать знание нюансов (например, ребенок может не знать, таких частей тела, как запястье, локоть, переносица); неправильное образование уменьшительно-ласкательных форм: «стулик» (стульчик);относительных прилагательных: «стекловый» (стеклянный); притяжательных прилагательных: «лисовая шкура» (лисья шкура); и глаголов с приставками: «зашивать пуговицу» (пришивать пуговицу); слоговая структура слова воспроизводится правильно, за исключением сложных слов; например: «милицанер» (милиционер); звуки произносятся правильно, кроме некоторых сложных звуков: «р», «л»; нарушен звуковой анализ и синтез (ребенок не может выделить первые и последние звуки в слове, плохо подбирает картинки на заданный звук);

При речедвигательном расстройстве нарушена моторная реализация речи:

А) лицевая мускулатура

- гипотония (пониженный тонус сосудов или мышц) - асимметрия лица ( перекос рта в сторону при улыбке и плаче); 

- сглаженность носогубных складок; 

- опущение одного из уголков рта.

Б) губная мускулатура

- нарушение мышечного тонуса; 

- ограничение подвижности губ; 

- недостаточность смыкания губ; 

- отвисание нижней губы; 

- затруднения удержание рта закрытым.

В) язычная мускулатура

- нарушение мышечного тонуса;

- патология строения языка (при спастичности - язык массивный, оттянут «комом» назад или вытянут «жалом» вперед;

- при гипотонии — тонкий, вялый, распластанный в полости рта -раздвоенность языка, невыраженность кончика языка, укорочение уздечки -патология положения языка (девиация в сторону, высовывание языка изо рта - гиперкинезы ( насильственные движения)

- ограничение подвижности язычной мускулатуры (от полной невозможности до снижения объема артикуляционных движений);

- повышение или понижение глоточного (рвотного) рефлекса;

- нарушение дыхания;

- нарушение голосообразования.

Г) нарушение звукопроизношения

- стойкий характер, особая трудность их преодоления; 

- нарушено произношение, как согласных, так и гласных звуков (палатализация); 

- оглушение звонких согласных; 

- при увеличении речевой нагрузки в речевом потоке нарастает общая «смазанность» речи; 

- затруднена автоматизация поставленных звуков ( требуется большое количество времени); 

- при несвоевременном и несистематическом оказании логопедической помощи приобретенные навыки распадаются.

сопровождение детей – с дизартрическими нарушениями базируется на знании структуры дефекта при разных формах дизартрии, механизмов речедвигательных расстройств, учете личностных особенностей детей.

В зависимости от тяжести дефекта такие дети обучаются в речевой группе ДОУ от 2 до 4 лет

Основная цель логопедической работы при дизартрии - преодоление дефектного звучания речи, формирование личностных качеств ребенка

Для достижения цели решаются задачи:

1. Уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата(спастического пареза, гиперкинезов, нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата);

Методами:

1. разных видов массажа, пассивной и активной артикуляционной гимнастики;

2. развитие речевого дыхания и голоса, формирование силы, продолжительности, звонкости в речевом потоке, выработка синхронности голоса, дыхания и артикуляции;

3.нормализация просодической системы речи (мелодико-интонационных, темпо- ритмических характеристик речи;

4. формирование артикуляционногопраксиса (способности к выполнению) на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи;

5. развитие фонематического восприятия и звукового анализа;

6. нормализация лексико-грамматических навыков экспрессивной (внешней) речи;

 Эффективность логопедического сопровождения зависит от факторов

- тяжести дефекта;

- правильно поставленного диагноза; 

- целенаправленного и систематического воздействия; 

- взаимодействия логопеда, родителей, педагогов;

- при необходимости сочетания логопедического и медикаментозного воздействия; 

- личностных качеств ребенка.

 В логопедической группе обучаются дети с моторной алалией

Алалия является одним из наиболее тяжелых дефектов речи, при котором ребенок практически лишен языковых средств общения: речь его самостоятельно и без логопедической помощи не формируется. Однако очень важно, чтобы родители такого малыша побольше узнали об этом недуге и приняли активное участие под руководством специалиста в работе по преодолению.

Причины возникновения моторной алалии очень разнообразны. Чаще всего моторная алалия обусловлена неблагополучием во внутриутробном периоде развития, трудными родами или ранними прижизненными травмами мозга, болезнями раннего детства с осложнениями на головной мозг (менингит, энцефалит и т.п.).

Признаки моторной алалии: дети с моторной алалией, испытывая нужду в общении, прибегают к жестам, указательный жест является важным способом общения с окружающим миром. В большинстве случаев у не говорящих детей звонкий и даже выразительный голос. Слова, появляющиеся у детей с моторной алалией, очень долго сохраняют лепетный характер, слова не полностью оформлены, часто в них не хватает конца или середины слова, ребенок пропускает слоги, иногда сохраняется только ритмический рисунок слова, а иногда только ударный слог. Когда ребенок с моторной алалией начинает говорить фразами, то первые слова - это «фразы» только по своему ритмическому рисунку, а именно, на месте стоит только смысловое ударение, подчеркнуто действие или состояние, но структура слова не заполнена или заполнена не полностью. Причем эти дефекты произношения не могут быть объяснены дефектом произношения отдельных звуков, так как в одних словах не хватает одних звуков, в других - других звуков, т.е. нарушение произношения звуков нестабильно.

Основная цель работы с детьми «алаликами» воздействие направлено на всю систему речи (расширение, уточнение словаря; формирование фразовой и связной речи; коррекция звукопроизношения).

Задачи:

1.формирования первоначальных речевых навыков в ситуации диалогического общения;

2. формирования высказывания как основной единицы речевого воздействия;

3. формирования коммуникативных умений и связной речи.

 Дети с диагнозом « алалия» в речевой группе ДОУ от 2 до 4 лет

 Методы и приемы логопедического воздействия

Комплексная системная работа над речью и личности в целом, строится с учетом структурой речевого дефекта и клинической картины нарушения.

Включает следующие направления

1.Создание механизмов речевой деятельности:

- формирование мотивов речевой деятельности;

- создание коммуникативного намерения;

- формирование внутренней программы высказывания, его лексическая развернутость;

- отбор лексико-грамматических средств;

- грамматическое структурирование.

2. Обогащение речевой практики:

- сознательное использование имеющихся знаний;

- овладение моделированием речевых операций.

3. Восполнение пробелов и подготовка к дальнейшему школьному обучению.

4. Развитие сенсорных и двигательных возможностей ребенка:

- развитие мелкой моторики;

- развитие общей моторики;

- формирование сенсорных эталонов;

- развития внимания, восприятия, процессов анализа, синтеза, обобщения, противопоставления, сравнения.


Воздействие над личностью ребенка

1. Устранение невротический наслоений в характере ребенка;

2. Воспитание целенаправленной личности;

3. Воспитание правильного отношения ребенка к речевому недоразвитию и к работе по его определению.

Коррекционное воздействие при моторной алалии не может ограничиваться только логопедической работой, оно должно носить комплексный психолого-медико-педагогических характер.

Медикаментозное лечение направлено на ускорение созревания мозговых структур и на снятие невротических проявлений, что существенно облегчает последующую логопедическую работу с ребёнком.

Очень важно, чтобы такое лечение было проведено в возможно более раннем возрасте, поскольку оно во многом нормализует весь ход дальнейшего психического и речевого развития ребёнка. При необходимости проводится и общеукрепляющее лечение, которое также способствует повышению эффективности логопедической работы.