Разработки уроков

Мушарапова Ильвира Фаридовна

Предварительный просмотр:

Урок обобщения в 6  классе

по теме « Географические модели Земли»

(подготовка учащихся к решению тестовых заданий ЕГЭ по географии части А)

Цели урока.

Образовательные:

  • Обобщить  и закрепить у учащихся представление об особенностях географических моделей Земли
  • Закрепить навыки определения географических координат и нахождения по координатам точки, направления и расстояния по глобусу и карте
  • Закрепить навык определения сторон горизонта на карте и азимута
  • Подготовка учащихся к решению тестовых заданий ЕГЭ по географии части А

Воспитательные: 

  • Воспитывать любознательность
  • Сформировать умения выступать перед аудиторией.
  • Формировать умение работать в группах и сотрудничать с одноклассниками

Развивающие: 

  • Развивать умение работать с картами атласа и рисунками учебника, закрепить навыки самостоятельной работы с различными источниками информации
  • Развивать творческие и интеллектуальные способности обучающихся
  • Развивать познавательный интерес к предмету

Тип урока:

  • Урок обобщающего повторения

Технология

Игровая технология

Информационно-коммуникативная технология

Элементы сингапурской системы преподавания

Методы:

Репродуктивный

Частично-поисковый

Словесный

Наглядный

Формы обучения:

Групповая

Индивидуальная

Оборудование:

  • компьютер,
  • мультимедийный проектор.
  • презентация
  • учебник «География. Землеведение. 6 класс»
  • атлас;

Ход урока

I. Организационный момент.

Доброе утро!

Сегодня мы с вами повторим темы, которые мы изучали на предыдущих уроках, т.е. «Географические модели Земли».

А какие вы знаете модели Земли? (глобус, карта)

II. АОЗ

Но прежде мы освежим ваши знания. Для этого выполним знакомое для вас упражнение.

У вас на столах находятся конверты с надписью «КАРТОЧКИ». По моему сигналу каждый из вас возьмет одну карточку из этого конверта. Напоминаю, каждая карточка поделена на 2 части: в верхней части записан вопрос, а в нижний – ответ на него.

Как только начнется музыка, вам нужно будет встать и найти себе партнера, поприветствовать его. После чего обменяться вопросами и ответами на них.  Обменявшись карточками, вы должны найти нового партнера. Как вы это сделаете? Так в за 3 минуты  вы сможете проработать разные вопросы. После остановки музыки, вы присаживаетесь на свои места.

(Музыка) Приступаем!

Уберите карточки в конверты.

III. Ход игры 

Сегодня я предлагаю вам сыграть в увлекательную игру, в ходе которой  

индивидуальные знания и умения каждого из вас помогут вашей команде одержать победу. В этой игре каждый участник внесет свой вклад и не останется в стороне.

Вы уже разделены на команды. На ваших столах находятся бейджики с номерами. Возьмите любой бейджик и прикрепите его к вашей одежде. Итак, теперь вы знаете в каком порядке вы будете выступать.

Но нам не хватает одной детали, без которой наша игра не будет столь захватывающей.

Как вы думаете, о чем мы позабыли?

Конечно, это названия команд. Обратите внимание, на ваших столах имеются географическая  атрибутика, которая и  даст вашим командам названия.

1 команда – Глобус

2 – Компас

3 – Карта

4 – Полярная звезда  

Итак, игра началась!

Правила игры

Игра состоит из 2 раундов. 1 раунд – индивидуальный, 2- групповой, когда ответ будет давать вся команда.

На каждом столе находится планшет с бланками для ответов, а также маркер. Участник, выполняющий задание, должен выйти к доске и маркером крупными и четкими буквами  написать ответ на бланке. После он прикрепляет ответ  обратной стороной на доску ответов и садится.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. В конце игры все баллы суммируются. На доске результативности вы сможете отследить свои баллы.

Итак, приступаем!

1 раунд

 Задание №1

Вопрос:

Как называются линии, изображенные на рисунке?

Параллели

Задание №2

Вопрос:

Как называется величина дуги параллели от нулевого меридиана к западу или востоку

до заданной точки?

Географическая долгота

Задание №3

Вопрос: Какая из карт топографическая?

Карта №3

Задание №4

Вопрос:

Назовите самую длинную параллель

Экватор

Задание №5

Вопрос:

Какая из координат изображена на рисунке?

Географическая широта

2 раунд

Задание №6 общее для всей команды

Вопрос: Где на земном шаре можно построить дом, все окна которого смотрят на юг?

На северном полюсе

Задание №7

Вопрос:

Какая точка имеет координаты 55˚ с.ш. и 10˚ з.д. ?

В

Задание №8

Вопрос:

Какая стрелка на фрагменте карты мира соответствует направлению на север?

А

Задание №9

Вопрос-загадка:

Моря есть — плавать нельзя
Дороги есть — ехать нельзя,
Земля есть — пахать нельзя,
Что это?

Карта

Задание №10

Вопрос:

Какой буквой на фрагменте карты мира обозначена параллель 20°ю.ш.?

С

Задание №11

Вопрос: Какая из точек, обозначенных буквами на карте, имеет координаты  4° с.ш.  и 85° в.д.?

В

Задание №12

Вопрос:

Какому направлению соответствует направление А – В на фрагменте карты России?

Северо-восток

Задание №13

Вопрос-загадка:

Полюса соединяю,

через Лондон пробегаю.

Нулевой меридиан

Задание №14

Вопрос:

У меня в столе хранится
Шар земной на ста страницах!

Атлас

III. Подведение итогов

По результатам индивидуальных и командных зачетов 1-ое место занимает команда …

Все участники команды, занявшей 1 место получают «5» (если команда, занявшая 2-ое место по баллам сильно не отстает, то ее участники тоже получают «5»).

3 место - «4».

4 место – должны обратить внимание на затруднившие их задания.

Рефлексия

– Что было легко, а в чём были затруднения?
– На что надо ещё обратить внимание?

Оценки за урок

Домашнее задание: я предлагаю вам еще поработать в командах, создайте оригинальную модель Земли, которая будет отражать ее основные свойства из любого материала.

Итог урока

«Карта – это альфа и омега географии»
                                               
Н.Н.Баранский 

Спасибо за работу, до свидания!



Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Путешествие по странам Южной Америки»

Цели урока.

Образовательные:

  • Сформировать у учащихся представление о странах  Южной Америки, особенностях населения

Воспитательные: 

  • Воспитывать любознательность, интерес к жизни и культуре народов других стран.
  • Сформировать умения выступать перед аудиторией.
  • Формировать умение работать в группах и сотрудничать с одноклассниками

Развивающие: 

  • Развивать умение работать с картами атласа и рисунками учебника, дополнительной информацией, закрепить навыки самостоятельной работы с различными источниками информации
  • Развивать творческие и интеллектуальные способности обучающихся
  • Развивать познавательный интерес к предмету

Тип урока:

  • Изучение нового материала

Технология

Проектная деятельность учащихся

Игровая технология

Методы:

Приемы:

  1. рассказ,
  2. беседа.

Оборудование:

  • физическая карта Южной Америки;
  • атласы;
  • демонстрационные рисунки
  • презентация
  • учебник «География материков и океанов»
  • компьютер,
  • мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Организационный момент.

Доброе утро!

Buenos dias! (испан)

Рада приветствовать вас на борту нашего лайнера авиакомпании SchoolAir.

Займите ваши места, приведите спинки кресел в вертикальной положение и пристегните ремни безопасности, мы отправляемся в путешествие по странам Южной Америки. А вести наш самолет (а помогать вам в полете  старший бортпроводник) буду я, Ильвира Фаридовна. По всем возникшим вопросам прошу обращаться ко мне без стеснения и с поднятой рукой.

II. Актуализация опорных знание

Итак, наш самолет набрал нужную высоту и выбрал курс. Пожалуйста, посмотрите в ваши иллюминаторы, мы пролетаем над синими водами Атлантики и вот впереди уже виднеются белоснежные пляжи Бразилии. Слева вы можете увидеть как самая многоводная река мира несет свои воды в Атлантический океан.

Кстати, вы не могли бы вы подсказать название этой реки? (Амазонка)

Амазонка пробирается по дебрям непроходимых лесов, которым местное население дало своё название.

А знаете ли вы, как на испанском языке называются влажные экваториальные леса? (сельва, гилеи)

А вот и появилась покрытая вечными снегами наивысшая точка материка?

Как же называется эта гора? (Аконкагуа)

Посмотрите направо, там уже виднеется самое высокогорное озеро мира, с причудливым для русского человека названием, каким? (Титикака)

(звучит музыка) 

Прислушайтесь, вам не кажется, что уже слышны мелодичные песни  индейцев вперемешку с заводными мотивами самбо? Всё, значит мы уже добрались!

III. Изучение нового материала

А вас не интересует, в какую же страну вы прилетели?

Чтобы это узнать, достаньте из конвертов визы, которые подготовили для вас ваши гиды.

(ребята раскрывают конверты, там название страны)

Итак, вы оказались в разных странах, цель ваша визита собрать как можно больше информации о вашей стране, отметив ее уникальные отличительные особенности. Для этого вам необходимо руководствоваться маршрутами (инструкциями), которые находятся у вас на столах в конвертах с подписью «МАРШРУТЫ». А на обратном пути вы поделитесь собранным материалом, который представите в виде коллажа.

 

На сбор информации и создание коллажа вам выделяется 10 минут, дерзайте!

За две минуты до окончания срока – предупредить команды о том, что время заканчивается.

IV. защита проектов (коллажей) по 1,5 минуте на группу 

Поделитесь вашими представлениями о странах Южной Америки.

Выступления участников

После выступления коллаж приклеивают на политическую карту Южной Америки

V. Вывод

Большое спасибо за ваши впечатления, которыми вы поделились друг с другом. Вы смогли создать образ не только одной страны, а целого континента. Думаю, что у всех присутствующих появилось желание наше виртуальное путешествие превратить в реальное.

Наш самолет совершил посадку в международном аэропорту города Казани. За бортом самолета настроение отличное. Спасибо за то, что выбрали авиакомпанию SchoolAir. До новых встреч!

 

Алгоритм деятельности учащихся при подготовке проекта (что вы должны сделать):

  1. Найдите вашу страну и ее столицу на политической карте Южной Америки (в атласе).
  2. Найти краткую информацию о вашей стране из учебника (параграф «Страны Южной Америки»). Сформируйте материал сжато, но интересно.
  3. Выделите главные интересные особенности страны (горы, реки, озера, водопады, растения и животные, обязательно о населении сказать, какие расы (смешанные могут быть: метисы, мулаты, самбо), народы, национальная одежда, кухня, праздники, танцы)
  4. Подберите иллюстрированный материал (картинки), который находится на столе в конверте с надписью «КАРТИНКИ» и  оформите работу в виде коллажа (на основу в виде контуров страны можно наклеить рисунки, сделать короткие надписи или схематичные простые рисунки)
  5. Взять нужный флаг со стола учителя (его использовать при защите проекта, например, держать в руках)
  6. Подготовь краткое выступление на уроке (на 1,5 мин.), в котором вы кратко расскажите о стране, т.е. с чем она у вас ассоциируется. Проект защищают 1 или  2 участника группы. Ваше выступление должно начинаться фразой: «Бразилия – страна вашей мечты, потому что…»
  7. После защиты проекта (т.е. устного рассказа перед классом) приклейте ваш коллаж именно в ту часть ватмана, где должна находится эта страна  (как на политической карте Южной Америки)

Работа на 10 минут! После звукового сигнала прекратить любую работу, оставить то, что получилось. Слушать выступление других групп!

Алгоритм деятельности учащихся при подготовке проекта (что вы должны сделать):

Алгоритм деятельности учащихся при подготовке проекта (что вы должны сделать):

  1. Найдите вашу страну и ее столицу на политической карте Южной Америки (в атласе).
  2. Найти краткую информацию о вашей стране из учебника (параграф «Страны Южной Америки»). Сформируйте материал сжато, но интересно.
  3. Выделите главные интересные особенности страны (горы, реки, озера, водопады, растения и животные, обязательно о населении сказать, какие расы (смешанные могут быть: метисы, мулаты, самбо), народы, национальная одежда, кухня, праздники, танцы)
  4. Подберите иллюстрированный материал (картинки), который находится на столе в конверте с надписью «КАРТИНКИ» и  оформите работу в виде коллажа (на основу в виде контуров страны можно наклеить рисунки, сделать короткие надписи или схематичные простые рисунки)
  5. Взять нужный флаг со стола учителя (его использовать при защите проекта, например, держать в руках)
  6. Подготовь краткое выступление на уроке (на 1,5 мин.), в котором вы кратко расскажите о стране, т.е. с чем она у вас ассоциируется. Проект защищают 1 или  2 участника группы. Ваше выступление должно начинаться фразой: «Аргентина – страна вашей мечты, потому что…»
  7. После защиты проекта (т.е. устного рассказа перед классом) приклейте ваш коллаж именно в ту часть ватмана, где должна находится эта страна  (как на политической карте Южной Америки)

Работа на 10 минут! После звукового сигнала прекратить любую работу, оставить то, что получилось. Слушать выступление других групп!

Алгоритм деятельности учащихся при подготовке проекта (что вы должны сделать):

  1. Найдите вашу страну и ее столицу на политической карте Южной Америки (в атласе).
  2. Найти краткую информацию о вашей стране из учебника (параграф «Страны Южной Америки»). Сформируйте материал сжато, но интересно.
  3. Выделите главные интересные особенности страны (горы, реки, озера, водопады, растения и животные, обязательно о населении сказать, какие расы (смешанные могут быть: метисы, мулаты, самбо), народы, национальная одежда, кухня, праздники, танцы)
  4. Подберите иллюстрированный материал (картинки), который находится на столе в конверте с надписью «КАРТИНКИ» и  оформите работу в виде коллажа (на основу в виде контуров страны можно наклеить рисунки, сделать короткие надписи или схематичные простые рисунки)
  5. Взять нужный флаг со стола учителя (его использовать при защите проекта, например, держать в руках)
  6. Подготовь краткое выступление на уроке (на 1,5 мин.), в котором вы кратко расскажите о стране, т.е. с чем она у вас ассоциируется. Проект защищают 1 или  2 участника группы. Ваше выступление должно начинаться фразой: «Чили – страна вашей мечты, потому что…»
  7. После защиты проекта (т.е. устного рассказа перед классом) приклейте ваш коллаж именно в ту часть ватмана, где должна находится эта страна  (как на политической карте Южной Америки)

Работа на 10 минут! После звукового сигнала прекратить любую работу, оставить то, что получилось. Слушать выступление других групп!

Алгоритм деятельности учащихся при подготовке проекта (что вы должны сделать):

  1. Найдите вашу страну и ее столицу на политической карте Южной Америки (в атласе).
  2. Найти краткую информацию о вашей стране из учебника (параграф «Страны Южной Америки»). Сформируйте материал сжато, но интересно.
  3. Выделите главные интересные особенности страны (горы, реки, озера, водопады, растения и животные, обязательно о населении сказать, какие расы (смешанные могут быть: метисы, мулаты, самбо), народы, национальная одежда, кухня, праздники, танцы)
  4. Подберите иллюстрированный материал (картинки), который находится на столе в конверте с надписью «КАРТИНКИ» и  оформите работу в виде коллажа (на основу в виде контуров страны можно наклеить рисунки, сделать короткие надписи или схематичные простые рисунки)
  5. Взять нужный флаг со стола учителя (его использовать при защите проекта, например, держать в руках)
  6. Подготовь краткое выступление на уроке (на 1,5 мин.), в котором вы кратко расскажите о стране, т.е. с чем она у вас ассоциируется. Проект защищают 1 или  2 участника группы. Ваше выступление должно начинаться фразой: «Перу – страна вашей мечты, потому что…»
  7. После защиты проекта (т.е. устного рассказа перед классом) приклейте ваш коллаж именно в ту часть ватмана, где должна находится эта страна  (как на политической карте Южной Америки)

Работа на 10 минут! После звукового сигнала прекратить любую работу, оставить то, что получилось. Слушать выступление других групп!

Работа на 10 минут! После звукового сигнала прекратить любую работу, оставить то, что получилось. Слушать выступление других групп!

Алгоритм деятельности учащихся при подготовке проекта (что вы должны сделать):

  1. Найдите вашу страну и ее столицу на политической карте Южной Америки (в атласе).
  2. Найти краткую информацию о вашей стране из учебника (параграф «Страны Южной Америки»). Сформируйте материал сжато, но интересно.
  3. Выделите главные интересные особенности страны (горы, реки, озера, водопады, растения и животные, обязательно о населении сказать, какие расы (смешанные могут быть: метисы, мулаты, самбо), народы, национальная одежда, кухня, праздники, танцы)
  4. Подберите иллюстрированный материал (картинки), который находится на столе в конверте с надписью «КАРТИНКИ» и  оформите работу в виде коллажа (на основу в виде контуров страны можно наклеить рисунки, сделать короткие надписи или схематичные простые рисунки)
  5. Взять нужный флаг со стола учителя (его использовать при защите проекта, например, держать в руках)
  6. Подготовь краткое выступление на уроке (на 1,5 мин.), в котором вы кратко расскажите о стране, т.е. с чем она у вас ассоциируется. Проект защищают 1 или  2 участника группы. Ваше выступление должно начинаться фразой: «Венесуэла – страна вашей мечты, потому что…»
  7. После защиты проекта (т.е. устного рассказа перед классом) приклейте ваш коллаж именно в ту часть ватмана, где должна находится эта страна  (как на политической карте Южной Америки)

Работа на 10 минут! После звукового сигнала прекратить любую работу, оставить то, что получилось. Слушать выступление других групп!



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Охрана воздуха от загрязнения»

(5 класс природоведение)

 Образовательная цель: 

Углубить и расширить знания учащихся о значении воздуха в природе и в жизни людей, о загрязнении и охране воздуха. Выяснить основные источники загрязнения воздуха, значение каждого человека в деле охраны воздуха. Сформировать представление о последствиях загрязнения воздуха.

Развивающая цель:

Развивать экологическую грамотность учащихся, творческие способности, воображение, учить выступать перед аудиторией

Воспитательные задачи: Воспитывать стремление к творчеству, ответственность за результаты учебного труда, понимание его значимости, формирование умений общаться и работать в команде

Ход урока

  1. Организационный момент

(Учащиеся уже разделены на команды по 4 человека,  размещенных вокруг сдвоенных столов. У каждой команды – ватман и фломастеры)

  1. Актуализация опорных знаний

Учитель:  Давайте  вспомним: каково же значение воздуха для природы и жизни человека?

Ответ запишите в виде списка в своих тетрадях

Учащиеся записывают в тетрадях свои ответы

Учитель: Давайте послушаем ваши варианты, при этом вы должны будете пополнять свой список теми ответами, которых у вас нет.

(Учитель выборочно спрашивает по одному представителю из каждой команды)

Значение воздуха:

  1. Существование живых организмов (процесс дыхания)
  2. Защита от УФ лучей (наличие озонового слоя)
  3. Создание парникового эффекта (благоприятная температура у поверхности земли)
  4. Защита от небесных тел
  5. Сжигание топлива с целью получения энергии

  1. Изучение нового материала

Учитель: Дома  каждый из вас должен был узнать о загрязнении воздуха.

Каковы же основные источники загрязнения воздуха?

Учащиеся дают свои варианты ответов

Основные источники загрязнения воздуха

  1. Предприятия промышленности
  2. Транспорт
  3. Сжигания топлива

Учитель: К каким же последствиям может привести загрязнение воздуха?

Учащиеся выдвигают свои гипотезы

Проблемы:

  1. Изменение газового состава воздуха
  2. Разрушение озонового слоя
  3. Смог
  4. Ухудшение состояния здоровья людей
  5. Увеличение доли парниковых газов в воздухе

Учитель: Действительно, сегодня перед человечеством стоит большая проблема – сохранить чистоту воздуха, защитить атмосферу от загрязнений, которые ухудшают качество жизни людей. Каждая страна выбирает свои способы решения данной проблемы. В одних странах  увеличивают площадь лесных насаждений, в других – предприниматели используют безотходное производство, а в третьих – люди по собственной воле пересаживаются на велосипеды. Так как же нам защитить воздух? Попробуйте и вы предложить свои варианты.

Задание для команд: каждая команда должна создать свой проект охраны воздуха от загрязнений и оформить его в виде плаката, в котором вы можете отразить:

  • Источники и причины загрязнения воздуха
  • Проблемы, которые вызовет изменение газового состава воздуха
  • Значение чистого воздуха для каждого из нас
  • Способы решения данной проблемы

После завершения работы над плакатом команды должны будут защитить свои проекты, т.е. суметь объяснить нарисованное и отстоять свое мнение по данному вопросу.

Оценивать друг друга вы будете сами по пятибалльной шкале от 1 до 5 (от одной команды одна оценка).

  1. Работа в группах
  2. Защита проектов и их оценивание
  3. Выставление оценок

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добро пожаловать на уроки географии

Слайд 5

Что же изучает география? ГЕОГРАФИЯ – наука, описывающая Землю Эратосфен

Слайд 6

Кем были первые географы? Путешественники Купцы Военные Марко Поло ( 1254—1323 )

Слайд 7

История географии 1. первобытные люди

Слайд 8

2. Мир древних цивилизаций Древний Египет Модель китайского компаса Жители Вавилона представляли Землю в виде горы, на западном склоне которой находится Вавилония . Они знали, что на востоке расположены горы, через которые не решались переходить. Поэтому им и казалось, что Вавилония расположена на западном склоне «мировой» горы

Слайд 9

Карта мира Птолемея Представление о мире в Древней Индии

Слайд 10

Семь небесных сфер по мусульманским представлениям. Древние греки представляли себе Землю плоским диском, окруженным недоступным человеку морем, из которого каждый вечер выходят и в которое каждое утро садятся звезды. Из восточного моря в золотой колеснице поднимался каждое утро бог Солнца Гелиос и совершал свой путь по небу

Слайд 11

3. Средневековье 4. Эпоха просвещения Эпоха Великих географических открытий Христофор Колумб (1451-1506) Эпоха экспедиций Джеймс Кук (1728-1779)

Слайд 12

4. Новое время 5.Современный этап Научные экспедиции и теоретические открытия XIX — начала XX веков Александр фон Гумбольдт 1769-1852

Слайд 13

Методы географических исследований: Наблюдение Полевой Картографический Исторический Статистический Экономико-математический (расчеты) Сравнительно-географический Моделирование

Слайд 14

Ч ем вы заинтересовались или что вы узнали нового?

Слайд 15

До новых встреч на уроках географии До новых встреч на уроках географии!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВОЗДУХ

Слайд 2

ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О ВОЗДУХЕ? (запишите в тетрадях)

Слайд 4

Леонардо да Винчи (XV век) Джозеф Пристли 1774 год Открыл кислород

Слайд 5

Резерфорд 1772 Открыл азот Джозеф Блэк 1754 открыл углекислый газ

Слайд 6

ДО УТВЕРЖДЕНИЯ ПОСЛЕ 1.парниковый эффект – это миф (выдумка ) 2.раньше парникового эффекта не было 3.парниковый эффект увеличивает температуру воздуха 4.парниковый эффект используется в теплицах 5 . парниковый эффект связан с кислородом 6 . парниковый эффект может вызвать изменения в климате В столбике ДО поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или « – », если вы не согласны с утверждением

Слайд 7

Парниковый эффект –повышение температуры нижних слоев атмосферы