"ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ"

Шуманкова Ольга Викторовна
Дистанционное обучение  — взаимодействие учителя-логопеда  и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения)..        
    image

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Логопедическое индивидуальное занятие

Тема: «Звук и буква Ж, ж.»

Цель  занятия:

1.  Упражнять уч-ся в выделении на слух и четком произношении звука [ж]. Продолжать учить определять наличие заданного звука в слове. Закрепить знание буквы Ж. Упражнять в соотношении звука и буквы, в чтении слогов с данной буквой.

2. Развивать фонематический слух, внимание, память. Воспитывать умение отвечать полным предложением.

3. Воспитывать интерес к учебным занятиям.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

 - Сегодня на занятие к нам собирается какой – то гость. Но кто это ты узнаешь позже.

Прежде чем встретить гостя, нужно размяться, сделать гимнастику.

  • «Заборчик»
  • «Трубочка» - следи, чтобы губы были округлены, а зубы сомкнуты.
  • «Качеля»
  • «Чашечка». Она должна быть широкая, большая, вынесена изо рта.
  • «Ветерок» - подуй на носик.

Занеси чашечку в рот и удержи там.

- Теперь пора узнать, кто к нам пришел в гости.

II. Сообщение новой темы.

1. Сообщение темы занятия

- Угадай, кто это?

Шесть ног без копыт,

Летит — жужжит,

Упадёт на землю  -  ползёт.    (Жук)

- Как можно назвать маленького жука (Жучок)

- Если увидим несколько жуков, как их назовём. Кто они? (Жуки)

- Жук, жучок, жуки — какой первый звук вы слышишь? (Ж)

Сегодня мы будем упражняться в произношении этого звука.

 

2. Уточнение артикуляции звука.

- Как мы произносим этот звук?

                Губы округлены и несколько выпячены вперёд. Зубы сближены. Кончик языка приподнят к краю нёба. Кончик языка дрожит. Голосовые связки вибрируют.

- Какой это звук?

         При произнесении звука воздух встречает преграду. Он согласный, звонкий, твёрдый. Звук «Ж» обозначается, синим квадратом.

 3. Автоматизация звука.

Жук выучил разные песенки, давай споем вместе с ним.

     ЖА-ЖА, ЖА-ЖА-ЖА.        2.  ЖА-ЖА-ЖА, ЖА-ЖА.

ЖО-ЖО, ЖО-ЖО-ЖО.        ЖО-ЖО-ЖО, ЖО-ЖО.

       ЖУ-ЖУ, ЖУ-ЖУ-ЖУ

Повтори чистоговорки.

жаба смотрин на ежа

Жа-жа-жа – жаба встретила ежа

Жу –жу –жу – я жука вам покажу

Жи – жи – жи – режут острые ножи

4. Пальчиковая гимнастика.

Жу – жу…

Я весёлый майский жук.  (круговые движения указательным  пальцем)

Жу – жу…                       

Над лужайками кружу.                             

5. Игра «Я начну, а ты закончи)».

бро                                                  ма

вя                       (жу)                   бу

хо                                                    гля     

ви                                                    ре   

6. Лото (картинки,  в названиях которых встречается звук ж)

7. Игра «Большой – маленький».

 Я буду большим жуком, и называть большие предметы, а вы маленькими жуками и будете называть маленькие предметы. Например: луг – лужок.

флаг – флажок                     шаг — шажок

снег – снежок                      пирог — пирожок

берег – бережок                   круг — кружок

друг – дружок                      утюг — утюжок

сапог – сапожок                   творог — творожок

8. Определение наличия звука в словах: Жало, шило, сумка, змея, лужа, жираф, живот, ваза, желудь, пижама, замок, узор, жакет, ужин, жир, гроза, жар, шум, зонт, жаба.                                     

9. Определение места звука в словах с опорой на картинку.

                        Картинки достаются из корзинки.

 

10. Звуковой анализ.

                                                жаба         лужа

 - Произнеси слово четко.

- Какой первый звук? (ж)

- Охарактеризуй его (согласный, твердый, звонкий)

- Какой фишкой обозначается? (синей) и т.д.

- Сколько звуков в этом слове? Сколько гласных? Сколько согласных?

11. Закрепление знания буквы Ж.

Жук загадает тебе загадку:

«Эта буква широка и похожа на жука

Что это за буква?».

12. Выкладывание буквы из палочек.

 

13. Чтение слогов.

                                       Жа , жо, жу,

                                       аж, ож, уж

III. Подведение итогов.

- Жук очень рад, что прилетал к тебе на занятие, ему было весело с тобой играть. Какой звук чаще ты произносил на занятии?



Предварительный просмотр:

Конспект  логопедического занятия

«Дифференциация[С’- Щ]  на письме»

Тема: звуки [С’-Щ], буквы С-Щ.

Цель: дифференциация звуков [С’-Щ] в устной речи и букв  С-Щ на письме.

Задачи:

Образовательные:

  • Совершенствовать навыки звуко- буквенного анализа и синтеза;
  • Развивать навыки списывания с печатного текста, письма под диктовку с проговариванием;
  • Развивать умение строить связные высказывания;
  • Улучшать технику чтения;

Воспитательные:

  • Развивать познавательную активность;
  • Развивать умение слаженно работать в группе;

Коррекционные:

  • Развивать фонематический слух;
  • Учить различать звуки[С’-Щ] на слух, опираясь на разницу в артикуляции и на письме;
  • Учить различать [С’-Щ] изолированно, в слогах, словах, предложениях;
  • Развивать образное мышление;
  • Уточнять временные представления;
  • Развивать межполушарные связи;
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • Развивать внимание;
  • Развивать пространственную ориентацию;

 

Оборудование:

        Дидактическое пособие«Времена года, месяцы», индивидуальные зеркала, мяч, изображение цифры 7, щенка; образцы написания прописных, строчных букв С-Щ,  карточки с пропущенными буквами  С-Щ  в словах, предложениях.

Структура занятия:

 

  1. Психологический настрой.
  2. Логопедическая зарядка.
  3. Уточнение временных представлений.
  4. Определение темы занятия.
  5. Характеристика звуков [c’- щ].
  6. Минутка чистоговорения.
  7. Фонетическая зарядка.
  8.  Минутка чтения.
  9.  Письменные упражнения на дифференциацию [c’- щ].
  10. Итог.
  11. Рефлексия.

Ход занятия:

 

  1. Психологический настрой:

- Я хочу начать занятие с пожелания.

Говори всегда красиво

Смело и неторопливо,

Ясно, чётко говори,

И, конечно, не спеши!

- Как мы будем говорить сегодня на занятии, а также всегда и везде?

  1. Логопедическая зарядка:

  • Назовите, где стоят ваши соседи?(справа от меня стоит Саша, ит.д.)
  • Самомассаж ушных раковин;
  • Гимнастика для глаз(проводят дети);

       

  1. Уточнение временных представлений:

-  Давайте соберём наш поезд на доске, расставим вагоны по порядку, распределим по вагончикам месяцы(дети получают карточки с названиями месяцев и вагончики с названиями времён года).

 

4..   Определение темы занятия:

-  Я начну предложение, а вы закончите «Детёныш собаки ….(щенок)».

-   Назовите первый  звук в отгадке. [щ]

-   Сколько дней в неделе?  (семь) .

     -  Назовите первый  звук в ответе. [c’]

     -  С какими звуками будем сегодня работать? ([с’- щ])

                (на доске две картинки с изображением щенка и цифры 7)

  1. Характеристика  звуков [с’- щ].

- Назовите первый звук в слове «семь», дайте характеристику, глядя в зеркало.

[с’]- согл., мягк.., глух., парн., губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы.

- Назовите первый звук в слове «семь», дайте характеристику, глядя в зеркало.

[щ]- согл., мягк., глух., непарн., губы округлены, широкий язык поднят к альвеолам.

  1. Минутка чистоговорения.

- игра«Блиц- опрос»(дай ответ полным предложением).

Что делает стекольщик?

Чем вытаскивают гвозди?

Что делает носильщик?

Что делают из свиной щетины?

Какой гриб растёт подосиной?

Кто рыжий, хитрый хищник?

Назовите морского обитателя, у которого много щупалец .

       

  1. Фонетическая зарядка:

- Игра- соревнование«Поймай звук»(дети делятся на две команды«Семь»и «Щенок»).

- Если в слоге есть звук[с’]- в ладоши хлопает команда«», а если  [щ]- команда «».

(ща, сю, ась, ощ, аща, уся, есь,  осе, пщи)

- Теперь звуки спрятались в словах.

(семь, щука, пищать, осень, весь, клещ)

  1. Минутка чтения.

“Будь внимателен, смотри – 
Если стрелка вверх – шуми,
Стрелка вниз – свисти!”

     img1

        
- А теперь попробуем прочитать слоговые цепочки:

img2

- Читаем слова парами по цепочке, чётко артикулируя на  [с’-щ]

Щели- сели, кисель – щель, щи – меси, месить – тащить, угощение – спасение, синицы – щипцы, щепотка - селёдка, псина – щетина, клещ – смесь, сиять – считать, пищит – сидит, сияет – угощает, тащит – гасит, сиять – пищать, весь – вещь.

  1. Письменные упражнения на дифференциацию [с’- щ].

-изолированно

- Какую первую букву напишите в слове «семь»? Запишите прописную и строчную буквы«С,с».

- Какую первую букву напишите в слове «щенок»? Запишите прописную и строчную буквы«Щ,щ».

- в словах:

- Спишите с доски слова, вставьте пропущенные буквы С-Щ, используя зелёную ручку:

Пи – а, пен – ия, по – елить, пи – ьмо,сви – тя – ий, но – иль – ик, та – ил – я, вью – ий – я, – теколь – ик, – урил – я.

- в словосочетаниях:

- Запишем словосочетания под диктовку, но вместо звуков  [с’- щ] вы услышите хлопок, замените хлопок на нужную букву.

(…иний я…ик, ко…ить  …авель, но…ить  ве…и)

Физкультминутка: игра с мячом «Лови-назови».

(логопед бросает детям по очереди мяч, к аждый придумывает слово со звуком [щ] или [с’] и возвращает мяч).

-в предложении:

Работа по карточкам:

- Спишите предложения, вставляя буквы С- Щ.

У …ени   я…ик.  …има варит   …и.   В  …етях  кара…и  и   ле…и. Возле  с…ла  ро…а.  О…енью  созревают   ово…и.  В  норе  пи…ат ли…ята.  На  стене   ви…ит  пла….  У   …они    …етка.  У  Ва…и кле…и.

10.   Итог.

 - С какими звуками сегодня работали?

 

11.  Рефлексия.

 - Что вам понравилось на занятии ?

- С каким настроением вы уходите с занятия ?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дифференциация С ` -Щ в словах

Слайд 2

Вставь пропущенные буквы С или Щ в слова : Пи…а, пен… ия , по… елить , пи… ьмо ; Сви … тя … ий , но…иль… ик , та….ил…я

Слайд 3

Проверь! Пи щ а, пен с ия, по с елить, пи с ьмо Сви с тя щ ий, но с иль щ ик, та щ ился

Слайд 4

Приглашаю посетить страну Великанов. Эти люди необычные. Они имеют крупные черты лица, носят одежду и обувь огромного размера, обладают громким голосом и необычной силой. Рассмотрев картину с изображением Великана попробуем рассказать о нём с помощью новых слов. Записанные слова нужно изменить так, чтобы они приобрели увеличительное значение Нос- Сила- Усы- Сапоги- Голос-

Слайд 5

Проверь! Нос- носище Сила- силище Усы- усища Сапоги- сапожища Голос- голосище

Слайд 6

Проспрягай глаголы Я тащу сети Мы … Ты … Вы …. Он … Она … Они ….

Слайд 7

Шифровщик

Слайд 8

В этом задании слова не пишем, каждое слово как– бы зашифровываем буквенными обозначениями С или Щ. Если в слове не встречаются Сь , Щ, то ставим прочерк, а предлоги зашифровываем значком V. У Сени ящик. В сетях лещи. Сима варит щи. У Васи клещи . Возле посёлка роща. В роще осины. На осинах щеглы.

Слайд 9

Молодцы!



Предварительный просмотр:

Тема: Предлоги.

  Ход занятия

  1. Орг. момент. Эмоциональный настрой на занятие.

Солнце ласково смеется,

Светит ярче, горячей.

Давайте друг другу улыбнемся,

И начнем урок скорей.

- Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на нашем занятии.

- Сегодня на занятии мы потренируемся находить предлоги в словосочетаниях и предложениях, познакомимся с их значением и написанием, постараемся отличать предлоги от других частей речи и от приставок (частей слов, которые очень похожи на предлоги).

 

- Послушайте историю, которая произошла с предлогами.

Давным-давно в далекой стране Грамматике жили маленькие слова ПРЕДЛОГИ. Были они большими задирами. Со всеми частями речи сумели они поругаться. Обидно стало словам. Пожаловались они царице Грамматике. Та решила разобраться в ссоре и пригласила всех к себе. А предлоги важничают, не хотят стоять рядом со словами- предметами, отодвигаются от них все дальше и дальше, наконец, так отодвинулись, что можно целое слово вставить или вопрос.

Как не старалась помирить правительница поссорившихся, ничего не вышло. Тогда она предложила предлогам жить отдельно, а ссора окрепла, да так, что превратилась в правило: предлоги со словами пишутся раздельно.

- Что такое предлоги?

Предлоги – это слова, которые служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях и пишутся со словами раздельно. Для проверки нужно постараться вставить между предлогом и словом другое слово или вопрос – если перед вами предлог, то такая вставка будет возможна.

  1. Развитие навыков понимания и выполнения логико-грамматических конструкций.

- Послушайте и постарайтесь выполнить мои инструкции правильно.

Положите тетрадь на стол.

Положите карандаш на тетрадь.

Положите ручку под тетрадь.

Положите ручку стол.

- Почему не удалось выполнить последнее задание? Почему оно не выполнимо? Дополните последнее предложение каким-либо предлогом, чтобы было возможно выполнить данное задание.

  1. Развитие пространственного  восприятия.

Предлог указывает на пространственное положение предмета. Каждому предлогу соответствует своя схема.

- Давайте посмотрим на условные обозначения предлогов (схемы).

В – положение предмета внутри чего-либо.

На – предмет находится на поверхности чего-либо.

Под – предмет находится внизу, под чем-либо.

Над – положение предмета над чем-либо.

От – удаление от какого-либо предмета или объекта.

К – приближение к какому-либо предмету или объекту…

- Составьте с каждым предлогом словосочетание.

  1. Физкультминутка

На горе растут дубы (поднять руки вверх),

Под горой растут грибы (присели),

Мы в корзинки их собрали (движения рук, имитирующие складывание грибов),

Быстро к дому побежали (бег на месте).

- Какие предлоги вы услышали во время проведения физминутки?

  1. Обобщение материала по теме «Предлоги».

- Вы любите читать сказки?

  1. «Сказочная  викторина».

  • Куда помогла попасть Золушке добрая Фея? (на бал)
  • Где зимовала Дюймовочка?  (в норке)
  • Где живет крот? (под землей)
  • Где жила черепаха Тортилла из сказки «Золотой ключик или приключения Буратино? (в болоте)
  • Куда отправился доктор Айболит, чтобы спасти животных? (в Африку)
  • Где жили родители Герды и Кая из сказки «Снежная королева»? (под самой крышей)
  • Где бродила Белоснежка, прежде чем попала в дом гномов? (по лесу).

- Какие слова помогли нам правильно ответить на поставленные вопросы? (предлоги).

-  Для чего нужны предлоги? (для связи слов в предложении).

-  Как пишутся предлоги со словами? (раздельно).

-  Нужны нам знания о предлогах? (нужны, чтобы не допускать ошибок на письме).

  1. Задание «Вспомни сказку, подбери предлог» (работа по карточкам).

 

Как-то раз все королевство пригласили (…) бал.

Фея взмахнула волшебной палочкой, и тыква превратилась (…) карету, а пара крыс - (…) кучеров.

Взбешенная королева приказала слуге отвести принцессу (…) лес и привязать ее (…) дереву.

Взрослые позволяли им ходить друг (…) другу (…) гости и играть (…) мансарде (…) розовых кустов.

Жил-был один принц, и захотелось ему жениться (…) принцессе, но только (…) самой настоящей принцессе.

Поочередно каждой принцессе исполнялось пятнадцать лет и им разрешалось всплывать (…) поверхность.

Долго бродила бедняжка (…) лесу, пока не набрела (…) маленькую избушку, и вошла (…) нее отдохнуть.

Они зашли (…) харчевню, сели (…) очага, где (…) вертелах и сковородах жарилась всякая всячина.

  1. Задание «Скажи наоборот» (Игра с мячом).

В лес – из леса

На бал – с бала

Под деревом – над деревом

К озеру – от озера

  1. Задание «Исправь ошибку» (работа с доской).

Подокнами дети разбили палисадник.

Изкустов поднялась целая стая прекрасных больших птиц.

Настол женщина поставила тарелку сводою.

Вдавние времена заяц всех боялся.

Вгороде Стокгольме, подкрышей одного дома жил Карлсон.

  1. Правда или шутка?

- Дед в печи, дрова на печи.

- На столе сапожки, под столом лепёшки.

- Овечки в речке, караси у речки.

- Под столом портрет, над столом табурет.

  1. Итог занятия, рефлексия.

- Наше занятие подошло к концу. Вы очень старались и справились со всеми заданиями. Если вам понравилось занятие, нарисуйте в тетради солнышко, а если нет – тучку.

     В конце занятия каждый получает открытку с надписью: «Спасибо за хорошую работу на занятии».

Самоанализ логопедического занятия.

Данное занятие посвящено теме «Предлоги». Содержание занятия соответствует требованиям программы, целям и задачам занятия.

Занятие спланировано в соответствии с перспективным планом и с учётом лексической темы.

В группе занимаются 4 ребёнка, которые имеют заключение - ОНР.

Разрабатывая занятие, я учитывала заключения детей, особенности психического развития детей младшего школьного возраста, индивидуальные возможности каждого ребёнка.

 Учитывая все это, я наметила цели, задачи, содержание занятия, определила форму проведения, методы, приемы и средства, необходимые для получения положительного результата.

При проведении занятия большое значение придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход и т. д.) и специальных положений, разработанных в логопедии (принцип развития, принцип системного подхода, принцип связи речи с другими сторонами психического развития).

В основу обучения было положено развитие умения выделять предлог из предложения на слух. В занятии мной сделан акцент на упражняемость, подобраны задания на нахождение предлогов в предложении на наглядной основе, на основе схем, по вопросам. Упражнения на выделение слогов из звуко – слогового ряда и выполнение логико – граматических конструкций сочетались с развитием фонематического восприятия.

На занятии обучение было построено на игровой деятельности.

В ходе занятия использовала наглядные, словесные и практические методы, направленные на применение речевых навыков и умений и их совершенствование.

Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности: сначала дети определяли предлоги на слух, выделяли предлоги по опорным картинкам, затем в словосочетаниях на основе схемы и наконец, в предложениях находили и вставляли соответствующий предлог.

Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия.

Смена видов деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким-то одним видом деятельности. Дети динамично переключались со словесных упражнений к практическим действиям. В занятие также была включена физминутка.

На всех этапах занятия активизировалась речевая деятельность детей. Детям предлагались задания, побуждающие их использовать в собственной речи изучаемые предлоги. Побуждая детей к активности, я также обращала внимание на особенности речевого и особенности психического развития. Так, к примеру, чаще побуждала к высказываниям детей нерешительных и стеснительных, а также тех, с которыми проводится усиленная индивидуальная работа. Создавала ситуацию успеха каждому ребенку и всей группе в целом, как в личной оценке, так и со стороны третьего лица.

В ходе занятия следила за внятностью речи детей,  осуществляла дифференцированный подход в обучении. Максимально учитывала интересы и способности детей, варьировала задания и их дозировку. Карточки с заданиями имели различную сложность. Оказывала помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах – подсказки, наводящие вопросы.

Практиковала групповые ответы, они снимают напряжение и активизируют неуверенных в себе детей.

Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы.

Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. Коррекционно-развивающие задачи были выполнены  практически в полном объеме и цель достигнута.



Предварительный просмотр:

Тема: Звук  ( йо )  и буква  Ё,ё.

   (  Конспект индивидуального  логопедического  занятия  в  1 классе.)

 

Логопед:    Наше  занятие, как  обычно, начинается  с артикуляционной  гимнастики.

I.  Общая  артикуляционная  гимнастика.

                                      « Сказка  о Весёлом  Язычке».

           Жил – был Язычок в своём домике. Двери  в домике  то открывались, то закрывались.       Ребёнок  открывает и закрывает  рот.  Однажды  вышел  Язычок  из домика, посмотрел направо, потом – налево ( Упражнение  « Часики» ), потом  потянулся  вверх  к солнышку и  лёг  на крылечко  и выгнул  спинку ( упражнение « Лопаточка» ) . Вдруг  подул ветерок, Язычок  поёжился( упражнение  « Змейка»), спрятался  в домик и закрыл за собой  дверь. Затем он решил  попить чай  из чашечки ( упражнение « Чашечка»). Поел вкусного варенья, облизнулся ( упражнение « Вкусное варенье»).  А на дворе солнышко спряталось за  тучку, стало  прохладно, послышалось  сердитое  « з- з- з»,

                                                               

-  Как  ты  думаешь? – Кто  это  был?

Ребёнок: комар.

Логопед: Большой  комар пел : з –з – з, а маленький подпевал:  з – з – з.

Логопед : Молодец!

II.  Артикуляция  гласного  звука ( йо ).

Нашему  Язычку  скучно  сидеть  в своём  домике без  дела. И решил  он  спеть  свои  звонкие  песенки  а, о, у,и.  Потом  он  стал  петь  по две  песенки сразу. Он поднял  спинку горбом, хвостик  опустил  к крылечку  и  с  напряжением  пел: йа , йа, йа ( я).  Сначала  он пел  медленно,  а  потом  стал  петь  быстрее  и  быстрее.  В конце  песенки у него  широко  открывался  домик- ротик. Затем он  сделал  губы  колесом  и запел :  йо , йо, йо ( ё ). Так  Язычок  научился  петь новую песенку  ё.

Логопед: Так  и мы  научились  петь новую песенку  ё.

Объявление  темы:

- На  нашем  занятии мы  должны  правильно научиться  произносить  звук  ( ё ), и правильно  находить  позицию  звука  в  слове.

III.  Развитие  дыхания  и голоса.

-  Вдыхать  ртом, выдыхать  носом ( 3-4 раза).

IV.  Повтори  чистоговорки.

Логопед: повтори  за  мной  чистоговорки:

 А – а – а   - мы  видели  кота,

Я – я – я    -  вот  ползёт  змея,

О – о – о   -  открыли  мы  окно,

Ё – ё – ё   -   купили  мы  ружьё.

              У  ёлки  иголки  колки.

 

V. Гимнастика  для  глаз.

Логопед: Посмотрите  только  глазами вправо, влево, вверх, вниз;  ведите  глазами  по кругу  вправо, влево;  поморгайте  глазами;  закрыли  глаза  и  открыли  глаза  ( 3 раза ).

VI.  Соотношение  буквы  со  звуком.

Е – на лесенку  похожа

Ё – её  сестрёнка – тоже.

Но  у  буквы Ё  две точки,

Словно  к лесенке гвоздочки.

Логопед: Отгадайте  загадку.

Под соснами, под  ёлками

Лежит  мешок  с  иголками.    ( ёжик).

На  доске логопед вывешивает  предметную картинку   - ёжик,  слово « ёжик» ,  прописную букву   Ё, ё.

VII.   Чтение  с  доски.

Задание:  прочитать, определить  позицию  звука ( ё ) в словах.

                         Тё- тёк                         ждёт

                         Нё-нёк                        вёсла

                          Мё- мёд                    зёрна

VIII.  Игра  « Как  зовут  малыша».

Задание: назвать  малыша  животных  и птиц.

( Ребенку  предлагают   предметные картинки  животных  и птиц).

Гусь -  гусёнок                                     кошка   -  котёнок

Утка -   утёнок                                     лось -  лосёнок

Коза – козлёнок                                  олень – оленёнок

IX.   Творческое    задание.

Загадка.   Что  же это  за  девица:

                 Не  швея , не мастерица,

                Ничего  сама  не шьёт,    

                А  в иголках  круглый  год.   ( ёлка).

Задание: рисуем  по  клеточкам.

Цель: развитие   графических навыков.

X.   Итог  занятия.

Логопед: Какой  звук  мы  научились правильно  произносить  на  нашем  занятии?

Выставление  оценок.



Предварительный просмотр:

Тема: Звук  ( йо )  и буква  Ё,ё.

   (  Конспект индивидуального  логопедического  занятия  в  1 классе.)

 

Логопед:    Наше  занятие, как  обычно, начинается  с артикуляционной  гимнастики.

I.  Общая  артикуляционная  гимнастика.

                                      « Сказка  о Весёлом  Язычке».

           Жил – был Язычок в своём домике. Двери  в домике  то открывались, то закрывались.       Ребёнок  открывает и закрывает  рот.  Однажды  вышел  Язычок  из домика, посмотрел направо, потом – налево ( Упражнение  « Часики» ), потом  потянулся  вверх  к солнышку и  лёг  на крылечко  и выгнул  спинку ( упражнение « Лопаточка» ) . Вдруг  подул ветерок, Язычок  поёжился( упражнение  « Змейка»), спрятался  в домик и закрыл за собой  дверь. Затем он решил  попить чай  из чашечки ( упражнение « Чашечка»). Поел вкусного варенья, облизнулся ( упражнение « Вкусное варенье»).  А на дворе солнышко спряталось за  тучку, стало  прохладно, послышалось  сердитое  « з- з- з»,

                                                               

-  Как  ты  думаешь? – Кто  это  был?

Ребёнок: комар.

Логопед: Большой  комар пел : з –з – з, а маленький подпевал:  з – з – з.

Логопед : Молодец!

II.  Артикуляция  гласного  звука ( йо ).

Нашему  Язычку  скучно  сидеть  в своём  домике без  дела. И решил  он  спеть  свои  звонкие  песенки  а, о, у,и.  Потом  он  стал  петь  по две  песенки сразу. Он поднял  спинку горбом, хвостик  опустил  к крылечку  и  с  напряжением  пел: йа , йа, йа ( я).  Сначала  он пел  медленно,  а  потом  стал  петь  быстрее  и  быстрее.  В конце  песенки у него  широко  открывался  домик- ротик. Затем он  сделал  губы  колесом  и запел :  йо , йо, йо ( ё ). Так  Язычок  научился  петь новую песенку  ё.

Логопед: Так  и мы  научились  петь новую песенку  ё.

Объявление  темы:

- На  нашем  занятии мы  должны  правильно научиться  произносить  звук  ( ё ), и правильно  находить  позицию  звука  в  слове.

III.  Развитие  дыхания  и голоса.

-  Вдыхать  ртом, выдыхать  носом ( 3-4 раза).

IV.  Повтори  чистоговорки.

Логопед: повтори  за  мной  чистоговорки:

 А – а – а   - мы  видели  кота,

Я – я – я    -  вот  ползёт  змея,

О – о – о   -  открыли  мы  окно,

Ё – ё – ё   -   купили  мы  ружьё.

              У  ёлки  иголки  колки.

 

V. Гимнастика  для  глаз.

Логопед: Посмотрите  только  глазами вправо, влево, вверх, вниз;  ведите  глазами  по кругу  вправо, влево;  поморгайте  глазами;  закрыли  глаза  и  открыли  глаза  ( 3 раза ).

VI.  Соотношение  буквы  со  звуком.

Е – на лесенку  похожа

Ё – её  сестрёнка – тоже.

Но  у  буквы Ё  две точки,

Словно  к лесенке гвоздочки.

Логопед: Отгадайте  загадку.

Под соснами, под  ёлками

Лежит  мешок  с  иголками.    ( ёжик).

На  доске логопед вывешивает  предметную картинку   - ёжик,  слово « ёжик» ,  прописную букву   Ё, ё.

VII.   Чтение  с  доски.

Задание:  прочитать, определить  позицию  звука ( ё ) в словах.

                         Тё- тёк                         ждёт

                         Нё-нёк                        вёсла

                          Мё- мёд                    зёрна

VIII.  Игра  « Как  зовут  малыша».

Задание: назвать  малыша  животных  и птиц.

( Ребенку  предлагают   предметные картинки  животных  и птиц).

Гусь -  гусёнок                                     кошка   -  котёнок

Утка -   утёнок                                     лось -  лосёнок

Коза – козлёнок                                  олень – оленёнок

IX.   Творческое    задание.

Загадка.   Что  же это  за  девица:

                 Не  швея , не мастерица,

                Ничего  сама  не шьёт,    

                А  в иголках  круглый  год.   ( ёлка).

Задание: рисуем  по  клеточкам.

Цель: развитие   графических навыков.

X.   Итог  занятия.

Логопед: Какой  звук  мы  научились правильно  произносить  на  нашем  занятии?

Выставление  оценок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сложноподчинённые предложения

Слайд 2

Что это такое? Строение СПП. Основные группы СПП. Синтаксический разбор СПП. Содержание

Слайд 3

Сложноподчинённые предложения - это сложные предложения, части которого связаны подчинительными союзами или относительными словами и подчинительной связью. В сложноподчинённых предложениях одно простое предложение (придаточное) зависит от другого (главного). От главного предложения к придаточному можно задать вопрос. Например, Он сказал (что он сказал?), что придёт поздно. Что это такое?

Слайд 4

В сложноподчинённом предложении простые предложения связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами. Подчинительные союзы ( что, чтобы, как, словно ,когда ,куда и др.) Союзные слова ( относительные местоимения и наречия который ,чей, кто, куда, почему и др) Строение

Слайд 5

Средства связи употребляются только как союзные слова только как союзы или как союзы, или как союзные слова Кто, какой, который, чей, где, куда, откуда, почему, зачем, сколько, насколько Пока, пока не, с тех пор как и др. (временные);чтобы,с тем чтобы и др.(целевые);если,если бы и др.(условные;хотя,несмотря на то,что и др. (уступительные);так как,потому что и др.(причинные);будто,словно,как будто и др. (сравнительные);так что (союз следствия) Что, когда, как Ср.: Знаю ,что произошло( что- союзное слово ). Знаю, что произошло важное событие ( что- союз ).

Слайд 6

В главном предложении часто бывают указательные слова: тот, там туда, оттуда, тогда, столько и др., которые выделяют содержание придаточного, например: 1)Никогда не беспокой другого тем , что можешь сделать сам. Союзы по составу могут быть простыми (что, как, когда и др.), составными (так как, так что, потому что и др.) и двойными (если …….,то; так как…….,то; чем …….,тем) например: Уже совсем стемнело, так что людей на улице не было -составной союз

Слайд 7

В одних сложноподчинённых предложениях место придаточного неизменно: придаточное всегда стоит после главного или после того слова , к которому относится, например: Земля и море погрузились в глубокий мрак, так что в нескольких шагах нельзя было увидеть рядом идущего. В других сложноподчинённых предложениях место придаточного предложения можно менять, например: 1) Экспедиция отправится в Арктику завтра, если будет лётняя погода. 2) Если будет лётная погода, экспедиция отправится в Арктику завтра. 3)Экспедиция , если будет лётная погода, отправится в Арктику завтра. Придаточное предложение отделяется запятой или выделяется запятыми!

Слайд 8

Основные группы Выделяются три наиболее широкие по значению группы сложноподчинённых предложений: с придаточными определительными, изъяснительными и обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения определительные изъяснительные обстоятельственные

Слайд 9

Определительные (относятся к члену предложения, который выражен именем существительным или субстантивированным словом, отвечает на вопросы который? какой? и присоединяется при помощи союзных слов: который, чей, какой, когда, где, куда и т.д.): [С улицы, (которая была полна народу), доносился чей-то крик]. [То место, (где мы отдыхали), очень красивое]; Придаточные определительные

Слайд 10

Изъяснительные (или дополнительные) (отвечают на вопросы косвенных падежей, относятся к такому члену главного предложения, чей смысл надо разъяснить или дополнить, без придаточных изъяснительных такие сложные предложения были бы незаконченными и непонятными): [Бабушка попросила], [чтобы я купил лекарства]; Придаточные изъяснительные

Слайд 11

Времени (в них указывается на действие, соотносительное по времени с действием в главном предложении, отвечают на вопросы когда? как долго? с какого времени? и т.д.): (Когда я вернулся домой), [сестра уже делала уроки]; Места (указывают на место, где происходит действие, о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов где, куда, откуда и отвечают на вопросы где? куда? откуда? и т.д.): [Через столько лет он вернулся туда], (где провёл свою юность); Образа действия (указывают на образ или способ выполнения действия, о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению с помощью союзов как, что и т.д. и отвечают на вопросы как? каким образом?): [Надо было всё сделать таким образом], (чтобы мама ничего не узнала); Придаточные обстоятельственные

Слайд 12

Меры и степени (указывают на степень качества, о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзов что, насколько и т.д. и отвечают на вопросы на сколько? до какой степени?): [ Солнце светило так ярко], (что мне пришлось зажмуриться); Причины (указывают на причину того, о чём говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзов потому что, из-за того что, благодаря тому что и т.д. и отвечают на вопросы почему? отчего? по какой причине?): [Я не пошёл вчера в школу], (так как было очень холодно); Цели (указывают на цель того, о чём говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзов чтобы, для того чтобы и тд. и отвечают на вопросы зачем? для чего?); Присоединительные ( поясняют то, о чём говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов что, где, когда и т.д.): [Её не было дома], (что бывало нечасто).

Слайд 13

Условные (указывают на условие, при котором совершается действие, описанное в главном предложении, к главному предложению присоединяются при помощи союзов если, когда, коли и т.д. и отвечают на вопрос при каком условии?): [Я тебе там эту книгу], (если ты пообещаешь вернуть ев через неделю); Сравнительные (поясняют то, о чём говорится в главном предложении путем сравнения, к главному предложению присоединяются при помощи союзов как, будто, как будто и т.д.): [Мы втроём начали беседовать], (как будто век были знакомы); Уступительные ( указывают на условия, вопреки которым совершается действие, о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзов хотя, несмотря на то что и т.д.): ( Хотя он был еще очень юным), [он рассуждал очень разумно ]; Следствия (указывают на следствие, которое вытекает из главного предложения, присоединяются при помощи союза так что): [Уже поздно], (так что пойдем домой);

Слайд 14

Схема разбора сложноподчинённого предложения с одним придаточным 1.Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное). 2.Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное). 3.Определить главное и придаточное предложения, найти их границы. Составить схему предложения: задать (если возможно) вопрос от главного к придаточному, указать в главном слово, от которого зависит придаточное (если оно присловное), охарактеризовать средство связи (союз или союзное слово), определить тип придаточного (опреде­лительное, изъяснительное и т. д.). Образец разбора сложноподчинённого предложения с одним придаточным 1) [Во время сильной бури вывернуло с корнем высокую старую сосну], (отчего и образовалась эта яма) (А. Чехов). [ ], (отчего). Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое с придаточным присоединительным. Придаточное относится ко всему главному и присоединяется к нему союзным словом отчего. 2) (Чтоб быть современнику ясным ), [весь настежь распахнут поэт ] (А. Ахматова). (чтоб), [ ]. Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое с придаточным цели. Придаточное отвечает на вопрос с ка­кой целью?, зависит от всего главного предложения и присоединяется к нему союзом чтоб. 3) [Я люблю всё], (чему в этом мире ни созвучья, ни отзвука нет ) (И.Анненский). [мест.], (чему). Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое с придаточным местоименно-определительным. Придаточное отвечает на вопрос какое?, зависит от местоимения всё в главном, присоединяется союзным словом чему, которое является косвенным дополнением. Синтаксический разбор


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 9 класс Сложноподчинённое предложение

Слайд 2

Понятие сложноподчинённого предложения Сложноподчинённое предложение состоит из частей, представляющих собой смысловое и грамматическое единство. Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого соединены при помощи подчинительных союзов или союзных слов. Сложноподчинённое предложение имеет две части, одна из которых является главной , а другая — подчинённой, придаточной .

Слайд 3

От главной части к придаточной можно поставить вопрос. Запела птица голосом блаженным о том, как мы друг друга обрели. (А. Ахматова) [ о том ] , (как ). о чём? о чём? х х

Слайд 4

Придаточная часть может находиться : 1) в начале предложения: Если бы язык не был поэтичен, не было бы искусства слова—поэзии. (С. Маршак.) ( Если ), [ ] . при каком условии? х х

Слайд 5

2) в середине предложения: Ветви деревьев казались мохнатыми и, когда набегал ветерок, слегка шумели первым зеленым шумом. (Г. Скребицкий.) [ ,(когда ), ] . х х при каком условии?

Слайд 6

3) после главной части: Вспомни песни, что пел соловей. (И. Бунин) [ ] , ( что ). х х какие?

Слайд 7

Подчинительные союзы если, чтобы, словно, потому что и др. находятся в придаточной части, но не являются ее членами. Они используются только для связи придаточной части с главной. Союзные слова который, чей, кто, что, где, куда и др. не только связывают придаточную часть с главной, но и являются членами придаточного предложения. Возьмите на заметку! Возьмите на заметку! 1 2

Слайд 8

Возьмите на заметку! Для того чтобы различить союз и союзное слово , необходимо запомнить: союз обычно можно опустить или заменить другим союзом-синонимом, союзное слово можно заменить только союзным словом или словом самостоятельной части речи. 1

Слайд 9

К союзному слову можно поставить вопрос и определить, каким членом предложения оно является. Горько думать, что пройдёт жизнь без горя и без счастья, в суете дневных забот. (И. Бунин) Вспомни песни, что пел соловей.(И. Бунин) что? союзное слово _ _ _ союз

Слайд 10

Возьмите на заметку! Существуют разные способы схематического изображения модели сложноподчиненного предложения: вертикальные и горизонтальные схемы. Вечер оказался таким, каким его обещало утро. (М. Горький.) [ таким ] , (каким ). таким каким 2

Слайд 11

Вертикальные схемы наглядно показывают подчинительный характер связи придаточной части от главной. Горизонтальные схемы помогают лучше разобраться в пунктуационном оформлении сложноподчиненного предложения. В таких схемах главная часть обозначается в квадратных скобках [ ] , а придаточная — в круглых ( ).

Слайд 12

Получили знания? Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Знакомство с буквой «Ш» и звуком [ ш ]»

Слайд 2

Тема: Знакомство с буквой Ш и звуком [Ш] Цель : Закрепить правильное произношение звука [Ш], познакомить с буквой Ш. Задачи : Р азвивать слуховое внимание, память, речь, координацию речи с движением. Воспитывать положительную установку на участие в занятии, усидчивость, самостоятельность

Слайд 3

Ребята, сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком, но сначала давайте вспомним, чем отличается звук от буквы? (Звуки мы произносим, слышим, а буквы мы пишем и читаем). На какие 2 группы делятся все звуки? (Гласные и согласные) Чем отличаются гласные звуки от согласных? (При произнесении гласного звука воздух во рту не встречает преграду, звук можно долго тянуть; при произнесении согласного звука воздух во рту встречает преграду, звук не тянется).

Слайд 4

Ребята, к нам в гости сегодня кто-то пришел, я сейчас загадаю загадку, а вы внимательно слушайте: Живёт в норке, грызёт корки. Короткие ножки, боится кошки. (Мышка)

Слайд 5

Ребята, этого мышонка зовут Шуша. Он для вас придумал много заданий. Шуша будет внимательно следить за каждым из вас, чтобы в конце занятия похвалить тех, кто лучше всего справится с заданиями. Какой звук повторяется в словах Шуша и мышонок? Верно, это звук [Ш].

Слайд 6

Ребята, мышонок хитрый, спрятал буквы в словах. Давайте найдем и назовем их. Слушайте внимательно: Ш-ар , Ш-уба , Ш-апка , Ш-ляпа , Ш-арф , Ш-таны .

Слайд 7

Чтобы не перепутать звук [Ш] с другими звуками, вспомним с вами, ребята, характеристику этого звука. Приложите руку к шее,произнесите : Ш ш ш ш . Когда произносим звук в домике было тихо или голос пел песни?(было тихо). Стенки домика дрожали? (нет)

Слайд 8

В отличие от нашего мышонка, этот звук не любит шалить и шуметь, а если кто-то начинает шуметь, он всегда говорит: « Шшшш » .

Слайд 9

А А теперь давайте покажем мышонку, как мы умеем определять позицию звука в слове. Берём полоски и фишку. Какого цвета фишку мы берем? Слушайте внимательно

Слайд 10

Определение слогов в слове. Мышонок очень любит хлопать в ладоши. Давайте с помощью хлопков поможем Шуше посчитать в слове слоги: Шар, шаг, ши-ло , шко-ла , шо-ко-лад , па-ра-шют .

Слайд 11

Физминутка . Прыг да скок, прыг да скок Мышонок прыгнул на пенёк. В барабан он громко бьёт, В чехарду играть зовёт. Лапки вверх, лапки вниз, На носочки подтянись! Лапки ставим на бочок, На носочках прыг-скок-скок . А затем вприсядку, Чтоб не мерзли лапки. Молодцы! Садитесь на свои места .

Слайд 12

Открываем тетради. Сейчас будем учиться писать букву Ш. Смотрите на доску, я покажу, как нужно правильно писать. Пишем через клетку. Пропускаем 2 клетки вниз, сейчас будем писать слова маленькими строчными буквами:

Слайд 13

Открываем тетради. Сейчас будем учиться писать букву Ш в слогах, словах, предложении.

Слайд 14

Итог занятия. Что мы сегодня делали на занятии? Ребята, вы сегодня хорошо занимались. Шуше очень у вас понравилось, он обязательно ещё придёт к вам в гости.

Слайд 16

Lorem ipsum dolor sit amet , consectetuer adipiscing elit . Aenean commodo ligula eget dolor. Aenean massa . Cum sociis natoque penatibus et magnis dis parturient montes , nascetur ridiculus mus. Donec quam felis , ultricies nec , pellentesque eu , pretium quis , sem. Nulla consequat massa quis enim . Donec pede justo , fringilla vel , aliquet nec , vulputate . Заголовок слайда

Слайд 17

Оригинальные шаблоны для презентаций: https :// presentation-creation.ru/powerpoint-templates.html Бесплатно и без регистрации


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ И СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Слайд 2

Урок по русскому языку в 7 классе. Тема: Сложносочинённое и сложноподчинённое предложение. Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы : Васильева О. C .

Слайд 3

Виды сложных предложений Союзные Сложно Бессоюзные Сложно- сочинённые Сложно- подчинённые

Слайд 4

ПРОЗРАЧНЫЙ ЛЕС ОДИН ЧЕРНЕЕТ , И ЕЛЬ СКВОЗЬ ИНЕЙ ЗЕЛЕНЕЕТ, И РЕЧКА ПОДО ЛЬДОМ БЛЕСТИТ. Сложносочинённое предложение – это сложное предложение, части которого соединены сочинительными союзами и грамматически не зависимы друг от друга, то есть находятся в отношениях равноправия, равнозначности.

Слайд 5

Основные группы сложносочинённых предложений по значению и союзам. с соединительными союзами с разделительными союзами с противительными союзами

Слайд 6

НИ СОЛНЦА МНЕ НЕ ВИДЕН СВЕТ, НИ ДЛЯ КОРНЕЙ МОИХ ПРОСТОРУ НЕТ. Соединительные ( перечисляют явления, которые происходят одновременно, или явления, которые следуют одно за другим). И, да (=и), ни-ни, тоже, также

Слайд 7

Разделительные союзы ( указывают на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких). Или (иль), либо, то-то, не то - не то, то ли – то ли. То светило солнце, то шёл дождь.

Слайд 8

Противительные союзы ( одно явление противопоставляется другому). А, но, да(=но), однако, зато, же. Жизнь пернатых начала замирать, зато стала просыпаться жизнь крупных четвероногих.

Слайд 9

Запятая ставится между частями сложного предложения, в которых есть союзы: И, да(=и), ни-ни, а, но, да(=но), однако, либо, или(иль), тоже, также и др. Сверкнула молния, и послышался удар грома.

Слайд 10

Запятая не ставится: Если части сложного предложения имеют общий второстепенный член предложения : Сейчас брызнет майский дождь и начнётся гроза.. 2. Если есть общее придаточное предложение : (Едва рассвело) , нас разбудили и мы отправились в путь..

Слайд 11

Задание №1. Спишите предложения, расставляя знаки препинания и подчёркивая грамматические основы.Найдите среди предложений сложносочинённые (знаки препинания не расставлены). Ответ дайте в виде цифрового ряда. Он поглядел на неё и злоба выразившаяся на её лице испугала и удивила его. (Л. Толстой) 2. На всём пути от Алдана и до Лены встретилось не более десятка одиноких дорожных домиков да небольшой посёлок в верховьях Амги. (А. Шахов) 3. Лошадь почувствовав облегчение пойдёт быстрее и вам придётся не только идти но местами трусить…(В. Солоухин) 4. Было необыкновенно до жути тихо и лишь лягушки надрывались в плавнях на той стороне да изредка в небе гудели самолёты, наши шли на Берлин. (Б. Полевой) 5. Но кофий стыл нетронутым в чашках и не тронуты были наполненные ликером узкие рюмки. (Ю. Гаецкий) 6.Стараясь делать как можно меньше быстрых движений и прислушиваясь к пролетавшим всё чаще и чаще мимо пчёлам он дошёл по тропинке до избы. (Л. Толстой)

Слайд 12

Проверка : ССП -1,4,5. Он поглядел на неё, и злоба, выразившаяся на её лице , испугала и удивила его. (Л. Толстой) ССП 2. На всём пути от Алдана и до Лены , встретилось не более десятка одиноких дорожных домиков да небольшой посёлок в верховьях Амги. (А. Шахов) ПРОСТОЕ. 3. Лошадь, почувствовав облегчение, пойдёт быстрее и вам придётся не только идти но местами трусить…(В. Солоухин) СПП. 4. Было необыкновенно до жути тихо, и лишь лягушки надрывались в плавнях на той стороне, да изредка в небе гудели самолёты, наши шли на Берлин. ССП (Б. Полевой) 5. Но кофий стыл нетронутым в чашках, и не тронуты были наполненные ликером узкие рюмки. (Ю. Гаецкий) ССП 6.Стараясь делать как можно меньше быстрых движений, и прислушиваясь к пролетавшим всё чаще и чаще мимо пчёлам , он дошёл по тропинке до избы. (Л. Толстой) Простое.

Слайд 13

Задание № 1 продолжение. Тотчас за окном вскрикнул петух, рывшийся в грядке с огурцами, и не оглядываясь помчался на сухих жилистых ногах прочь в глубину двора. (К. Паустовский).Простое 8. Жизнь каждого принадлежит Отечеству, не удальство, а только истинная храбрость приносит пользу. (П. Нахимов)Сложное бессоюзное. 9. Газеты принесли вечером, и только на другой день их смогли прочитать. 10. Иногда наоборот в поле поднималась метель, и позёмка гнала снег по дороге. (Н. Петухов) Являются сложносочинёнными предложения:_____________________

Слайд 14

Задание № 1 продолжение. Проверка:9,10. 7. Тотчас за окном вскрикнул петух, рывшийся в грядке с огурцами, и не оглядываясь помчался на сухих жилистых ногах прочь в глубину двора . (К. Паустовский). Простое 8. Жизнь каждого принадлежит Отечеству, не удальство, а только истинная храбрость приносит пользу. (П. Нахимов) Сложное бессоюзное . 9. Газеты принесли вечером, и только на другой день их смогли прочитать. СПП 10. Иногда наоборот в поле поднималась метель, и позёмка гнала снег по дороге. (Н. Петухов) ССП Являются сложносочинёнными предложения:_____________________

Слайд 15

Задание №2. Назовите условие, согласно которому запятая на границе частей сложносочинённого предложения не ставится(знаки препинания расставлены). Скоро из земли по корням поступят первые капли сока, лопнут почки и деревья выбросят зелёную листву.(Г. Федосеев)_______________________ С четырёх часов Невский проспект пуст и вряд ли вы его встретите тна нём хотя бы одного чиновника. (Н. Гоголь)_______________________________ Только шуршали крахмальные юбки горничной да неслышно скользили из рук игроков атласные карты и жили своей таинственной молчаливой жизнью, особой от жизни игравших в них людей. (Л. Андреев)___________________________________________________ Как уже сообщалось, погода была чудесная и урожай был убран вовремя. ___________________________________________________________ Гладко прилизанная голова его была на этот раз всклокочена и редкие жёлтые волосики стояли, как у дикобраза. (Л. Андреев)______________________________________________________ 6. Где живёт правда и как её найти? __________________________________

Слайд 16

Задание №3. Расставьте пропущенные знаки препинания в сложносочинённых предложениях, укажите в них количество частей. А туманы сами рвались в клочья и горели звёзды днём и ночью и звенела птица - троеглазка и на цыпочках ходила сказка. (А. Прокофьев)________ А ветер крепчал и над морем звучало и было тревожно смотреть в глубину. (А. Блок)________________ Уже рассвело и взошло солнце засверкал кругом снег а он всё стоял поодаль и лаял. (А. Чехов)___________ В конторе горела только одна лампа и счетовод сидел и уныло играл на счётах. (Ю. Домбровский)___________ 5. Было тихо темно и только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливался радугой в сетях пауке. (А. Чехов)_____________ Лиловый подлесок пожелтел и под ним уже ковёр жёлтой листвы и в лесу пахнет пряниками. (М. Пришвин)_____________ 7. Улыбка была слабая чуть заметная и несмотря на улыбку строгое выражение глаз не изменилось._______________

Слайд 17

Литература. С. Г. Бархударов. Русский язык. 9 класс. – М.: Просвещение, 2006. Е. В. Юминова. Пунктуация. Сложное предложение. – М.: Чистые пруды, 2008. А. Г. Нарушевич. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. – М.: Чистые пруды, 2008. С. К. Каменова. Грамматика русского языка (в таблицах и схемах). – М.: Лист, 1997.

Слайд 19

Мы говорили о подчинительных союзах. Но при образовании сложноподчиненных предложений мы не всегда пользуемся подчинительными союзами. Например, нам хочется сделать сложноподчиненное предложение из двух простых: Я не представляю и Куда пропал мой пенал . Нужен ли тут какой-то союз? Кажется, достаточно просто слить два предложения воедино: Я не представляю, куда пропал мой пенал. Наречие куда отлично справилось с функцией союза в сложноподчиненном предложении. Это наречие будет являться союзным словом .

Слайд 20

Союзные слова принадлежат к самостоятельным частям речи, но в сложноподчиненных предложениях могут выступать в роли союзов. Чаще всего союзными словами бывают относительные местоимения – такие, как кто, что, каждый, какой, который, чей, сколько и т. д. А также наречия: где, куда, откуда, когда, зачем, как и т. д. Союзные слова являются членами предложения. Наконец мы увидели писателя, о котором столько слышали . Местоимение о котором замещает во второй части сложноподчиненного предложения слово о писателе . Значит, это дополнение. Он захотел рассмотреть вазу, что стояла в углу . Местоимение что замещает слово «ваза» и является подлежащим. Мы не знаем, откуда у нас взялось чувство юмора . Откуда – наречие, которое является обстоятельством.

Слайд 22

Союзы и союзные слова могут быть омонимами. То есть, они одинаково пишутся и произносятся, но имеют разные свойства. Что , как и когда – три этих слова могут быть и союзами, и союзными словами. Как же различить союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении? Совет первый. Если вы хотите узнать – союз перед вами или союзное слово — расчлените!

Слайд 24

Да, да. Разберите сложноподчиненное предложение буквально на части. То есть, по членам предложения, конечно. Союзное слово является членом предложения. А союз – не является. Я увидел, как мальчик разбил окно. Как в данном случае – союз, не член предложения. Я не знаю, как мне поступить. Поступить – как ? Как – союзное слово, в предложении является обстоятельством. Совет второй. Уберите!

Слайд 25

Попытайтесь убрать спорное слово из предложения. С союзом это обычно получается. А вот удалить союзное слово из предложения нельзя. Попытайтесь убрать спорное слово из предложения. С союзом это обычно получается. А вот удалить союзное слово из предложения нельзя.

Слайд 26

Я думаю, что маме нужно подарить книгу . Без что значение предложение не изменится. Я думаю, маме нужно подарить книгу. Значит, что – это союз, его можно удалить. Я решаю, что подарить маме. Мы не можем удалить из предложения что : смысл изменится. Значит, перед нами союзное слово, которое нельзя удалить. Совет третий. Ударьте слово, которое вызывает сомнения!

Слайд 27

Используйте логическое ударение . Логическое ударение может падать только на союзное слово. А на союз – не может.

Слайд 28

Я услышал, как ты зовешь меня. Как – это союз, логическое ударение на него не падает. Ответь мне, КАК ты там очутился? Логическое ударение падает на союзное слово. Совет четвёртый. Попытайтесь заменить слово, которое вызывает трудности.

Слайд 29

Союзное слово можно заменить другим союзным словом. Союзы же можно заменить только другими союзами, да и то не всегда. Он увидел, что на столе стоят розы. Чем можно заменить что ? Ничем. Перед нами союз. Он увидел розы, что стояли на столе. Что можно заменить на которые . А ведь которые − это совершенно точно союзное слово. Значит, что – это тоже союзное слово. Совет пятый. Добавьте к слову, которое вызывает трудности, же или именно . И посмотрите, как себя поведет слово. А рядом с союзом эти слова будут выглядеть чужеродно.

Слайд 31

Я радуюсь, когда у моих друзей все в порядке. Когда же у моих друзей все в порядке? Не звучит. Перед нами союз. Я спросил, когда ты закончишь задание. Я спросил – когда именно ты закончишь задание. Или – когда же ты закончишь задание. Перед нами союзное слово, поскольку можно подставить же и именно . Что же нам требуется запомнить? Части в сложноподчинённых предложениях могут соединяться при помощи союзов и союзных слов .