Инновационная деятельность на базе КФУ

Ямалутдинова Эльвира Рафиковна

Актуальность: проблема смыслового чтения стала весьма актуальной с введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта II поколения (выдержка из ФГОС НОО «…Смысловое чтение – фундамент всех УУД и предметных действий…»).

Новизна: говорить о том, что проблема обучения различным видам чтения нова, было бы неправильно. Само понятие «смысловое чтение» возникло от слова «мысль». На мой взгляд, смысловое чтение  - это не  один из видов чтения, а скорее его более высокий продвинутый уровень, в котором текст  становится посредником между автором и читателем. Эта идея стала основой моей работы.

Цель: теоретическое обоснование и практическое подтверждение решению проблемы смыслового чтения, в т.ч. апробирование способов смыслового чтения, которые необходимы ученику при чтении любой литературы.

Задачи:

- изучить теорию вопроса: механизмы чтения (в области физиологии, психологии), имеющийся педагогический опыт;

-  внедрить имеющийся практический опыт;

- разработать и апробировать свои методы и приемы работы по  овладению учащимися смысловым чтением.  

Содержание работы:

- педагогом изучается имеющийся опыт работы по данной проблеме (изучены статьи, дидактические пособия и брошюры ученых, педагогов  по развитию и формированию навыков смыслового чтения);

- педагогом на уроках апробируется имеющийся опыт;

- педагогом предлагаются наиболее эффективные способы решения проблемы формирования смыслового чтения.

Планируемые результаты:

- для учителя: повышение результативности образовательного процесса;

- для учащихся: повышение качества образования и его результативности, путем овладения приемами аналитического, интерпретирующего, критического чтения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Практикум по теме «Смысловое чтение как фактор развития универсальных учебных действий» Приемы работы с художественным произведением - прием «Непонятное стало понятным» - прием «Почувствуй ситуацию»

Слайд 3

«Мы весело играли, а мама в это время» … «Я очень любила своих детей. Мне хотелось, чтобы они были сыты и веселы …»

Слайд 4

Чтение делает человека знающим, беседа находчивым, а привычка записывать точным. (Френсис Бекон)



Предварительный просмотр:

Практикум на тему «Смысловое чтение

как фактор развития  универсальных учебных действий»  

на семинаре – практикуме «Обеспечение реализации системно –

деятельностного подхода в начальной школе»

  1. Введение в тему:

Добрый день, уважаемые коллеги. Тематика сегодняшнего практикума стала весьма актуальной с введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта II поколения. Но сказать, что проблема обучения различным видам чтения нова, было бы неправильно. Само понятие «смысловое чтение» возникло от слова «мысль». На мой взгляд, смысловое чтение  - это не  один из видов чтения, а скорее его более высокий продвинутый уровень, в котором текст  становится посредником между автором и читателем (слайд №1)

Над данной темой я работаю 2 – ой год и как мне кажется, смысловое чтение избавляет от иллюзии умения читать.

  1. Комментарии к слайдам: слайд №2

- Многое из того, что вы сегодня услышите и увидите, не будет для вас новым по виду деятельности. Возможно, это будет новым по содержанию и инструментарию.

- Попрошу открыть учебники на с. 59 «Литературное чтение. 2 класс» и приготовить листы для работы. Прочитайте текст сказки и выпишите слова, которые возможно будут новыми для Ваших учеников.

- Поднимите руки, у кого выписано более 5 слов / менее 5 слов. Спасибо.

-  Какое слово было непонятным для вас изначально? (Как правило, читатели не обращают внимание на то, что сказка ненецкая. Когда педагог обращает на это внимание, половина из слов становится понятной).

- Попрошу назвать слово непонятное для вас. Прочтите предложение, в котором это слово встречается. Присутствует ли это слово в других предложениях? (Как правило, при повторном чтении данных предложений читатели находят ответ на вопрос о значении слова)

- если все же, какие либо слова остались для вас непонятными, попросите пояснить это слово своего коллегу следующим образом: «Попрошу объяснить слово … Ирину». (при внимательном чтении Ирина должна была выписать это слово, либо уметь объяснить).

- вывод: у опытного чтеца смысловая сторона чтения опережает техническую сторону, о чем свидетельствует появление смысловых догадок в процессе чтения (А.Р. Лурия)

Комментарии к слайдам. Слайд №3.

- Текст – это посредник между автором и читателем. Поэтому…

- Предлагаю почувствовать ситуацию, оценив её с точки зрения персонажей. задание: с каждого стола приглашается по 2 человека. Расскажите ситуацию от имени детей : «Мы весело играли,  а мама в это время» … Расскажите ситуацию от имени матери: «Я очень любила своих детей. Мне хотелось, чтобы они были сыты и веселы …».

- Задайте вопросы персонажам (Как правило, посредством вопросов осуществляется осмысленный разбор и глубокое понимание содержания текста)

- вывод: данный вид работы позволяет не только осмысленно прочитать текст. Но и прочувствовав ситуацию, задать вопросы: Почему…? Как вы понимаете…? Что нужно сделать, чтобы поправить ситуацию…?

  1. Заключительное слово.

- Какими видами деятельности мы сегодня занимались?

«Чтение делает человека знающим, беседа находчивым, а привычка записывать точным. Желаю Вашим ученикам быть знающими, находчивыми и творческими.



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ

Тема: Загадки о зиме. Алгоритм составления загадок.

Педагогические цели: формировать умение составлять / сочинять простые загадки.

Планируемые результаты образования:

Предметные:  привлекают жизненный опыт для составления загадок, делают заключения о своих  наблюдениях за явлениями внешнего мира, передают свои переживания;

Личностные: выражают свои чувства через увиденное, услышанное; рассказывают о собственных впечатлениях; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания;

Метапредметные:

Регулятивные: самостоятельно оценивают правильность выполненных действий, вносят коррективы; выполняют учебные действия в  устной и письменной форме; планируют свои действия в соответствии с поставленной целью;

Познавательные: находят объяснение незнакомых слов в словаре; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно – следственные связи;

Коммуникативные: сотрудничают с одноклассниками, аргументируют собственную позицию, выслушивают мнение партнера, вырабатывают общую позицию; получают нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставляют полученные ответы.

Этап урока

Пособия и ИКТ

Действия учителя

Действия учащихся

Обобщение пройденного материала (2 мин)

Посылка с отгадками

Слайд №2

«Загадка о зиме»

  1. Здравствуйте, уважаемые гости, ребята нашего класса рады видеть вас у себя в гостях. Утро сегодня необычное, сегодня я обнаружила у себя на столе волшебный сундучок. На нем надпись: «Мальчикам и девочкам 2Г класса». Отправитель: неизвестен. Кто же это может быть? (читаю на ходу:

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, -

Значит, к нам пришла … (зима)

- Как называется жанр этого четверостишия, который я сейчас прочитала?

Проявляют интерес, включаются в урок

называют отгадку: зима

Отвечают: загадка

Актуализация знаний (3 мин)

Слайд №3

«Загадка»

(понятие, этимология, морфемный разбор - пошагово по щелчку)

- Как вы думаете, что такое загадка?

- Придумайте родственные слова к слову загадка (привести к выводу: если есть загадка, то и есть отгадка, и разгадка, догадка);

- Сделайте предположение об историческом корне и этимологии этого слова?

- Сверьте свои предположения со словарем.

- Сегодня на уроке мы будем не только отгадывать загадки, но и сами будем их составлять.

Работа в группе:

Работают со словарем; отвечают, делают предположения, договариваются

Придумывают родственные однокоренные слова, производят морфемный анализ слов

Новая тема (10 мин)

(4 мин)

Учебник с.122 «Загадки»

Интерактивная доска  и электронный учебник

Слайд №4 «Алгоритм загадки»

Сундучок, искусственный снег

- Любите ли вы отгадывать загадки?

  1. Работа с учебником с.122:

– Предлагаю познакомиться с загадками самостоятельно с карандашом в руке, отметив непонятные слова.

- Задайте друг другу вопросы.

- Автор учебника предлагает нам расставить правильно отгадки. Прочитайте их в вопросе №1.

- Какие слова помогли отгадать загадку?

2) Коллективная работа над составлением загадки.

- Как вы считаете, сможем ли и мы составить загадку?

- Предлагаю вспомнить алгоритм составления загадки. Для этого нам нужно придумать 3 слова – признака предмета (например: по форме, цвету, действию), после  придумать слова, на что это может быть похоже.

- Итак, первый удивительный предмет из волшебного сундучка это - … снег. Какой он? На что похож?

- совместное составление загадки о снеге по методике Нестеренко; слова загадки вписываются учеником в таблицу на интерактивной доске.

Работают с учебником, читают, отвечают, объясняют слова, отгадывают

коллективно составляют общую загадку о снеге по опорной таблице

Закрепление изученного материала. Рефлексия.

Учебник «Содержание раздела»

Слайд №5 «Ключевые слова»  

Посылка, предметы – отгадки

(в случае необходимости в презентации имеются подсказки для составления загадок)

  1. Работа с содержанием:

– С чем же еще к нам может пожаловать зима? Ответим на этот вопрос, вспомнив содержание раздела «Зимние картины» с.159.

- Назовите авторов и их произведения? Какие ключевые слова встретились в этих произведениях? (на слайде появляются слова: снег, рябина, пороша, речка, покрытая льдом, снеговик, оляпка, поземка, снегири, снежинка;

- Среди этих слов найдите родственные однокоренные (снег, снежинка, снегирь, снеговик). Какое слово может быть синонимом слову снег? (пороша)

- Посмотрим, правильно ли вы назвали родственные слова. (учитель достает из посылки и раскладывает по группам предметы для составления загадок: снежинка, снеговик, снежки, снегирь)

- Предлагаю составить загадки про подарки зимы в группе по изученному алгоритму.

- При необходимости можно воспользоваться помощью взрослого из числа гостей.

Вспоминают, отвечают по содержанию учебника, называют ключевые слова

Анализируют слова с точки зрения русского языка

Составляют загадки в группе, выбирают лучшие слова, записывают на общем листе, выбирают отвечающего

Читают придуманную  загадку

Домашнее задание

- теперь предлагаю придумать авторскую загадку про весенний цветок, но корень слова связан с зимой и снегом.



Предварительный просмотр:

Использование приемов рефлексии

при работе с текстом на уроках чтения

С опытом приходит понимание, что рефлексия  помогает учителю контролировать процесс обучения, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, "держать руку на пульсе". В то же время рефлексия помогает и ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.

        Не первый год занимаясь проблемами осознанного смыслового чтения, я отталкиваюсь от понимания того, что текст – это посредник между автором и читателем. Любое художественное произведение – это жизненный опыт поколений. Именно поэтому, предлагая ребенку текст для чтения, учитель должен подвести ребенка к пониманию  значимости текста. Для чего написан этот текст, какова его основная мысль? Что хотел сказать вам автор? Какой смысл скрыл он между строк?

        Безусловно, уметь читать осознано и вдумчиво – это фундамент всего обучения как в начальной школе, так и на протяжении всей жизни. Как этого достичь в начальной школе? Понимая, что рефлексия может различаться по видам, предлагаю приемы и упражнения активно применяемые мною на разных этапах урока литературного и внеклассного чтения.

Как правило, младшие школьники легко объединяются в группы. В 1 классе это пары, во 2 – 3 классах это могут быть группы по 4-5 учащихся, в 4 классе предлагаю разделить класс на 3 – 4 группы. Также для младшего школьного возраста важна эмоциональная сторона прочитанного. Они умеют перевоплощаться и через действие озвучивать свои мысли.  Именно эти 3 составляющие легли в основу серии приемов «Почувствуй и расскажи» (расскажи от имени героя произведения).

Так при чтении сказки Г.Тукая «Су Анасы» класс был поделен на 3 группы. Группам предлагаются задания после прочтения текста.

Задание №1: 1 группа – рассказать сказку от имени матери мальчика, акцентируйте внимание на  чувствах и переживаниях героя; 2 группа – кратко расскажите сказку от имени мальчика, акцентируйте внимание на  чувствах и переживаниях героя; 3 группа – кратко расскажите сказку от имени водяной, акцентируйте внимание на  чувствах и переживаниях героя.

Предпочтительно, чтобы во время выступления отвечающим были предложены атрибуты главных героев сказки. Ответы детей подчас открывают нам новые грани произведения или предлагают другой вариант развития событий, выявляется уровень их готовности, развития, воспитанности, восприятия. Дети мимикой, жестами, словами и действиями передают степень понимания прочитанного.

Задание №2: группам предлагается набор карточек с названием различных чувств, которые главные герои переживают на протяжении всей сказки (страх, раскаяние, радость, спокойствие, любовь, зависть и др.). Можно предложить разную цветовую гамму этих карточек (например, «страх» - на сером фоне, «раскаяние» - на розовом  фоне). Используя опыт с прошлого задания, предлагается выстроить алгоритм чувств героев от начала рассказа до его логического завершения.

Задание №3. Группам предлагается выстроить логическую цепочку из предложенных словосочетаний: как маленькая ложь может привести к потере доверия.

Таким образом, мы получаем четкую картину понимания смысла текста и его эмоционального воздействия на ребенка. Выстроив систему, ребята делают несколько выводов: осуждают аморальный поступок главного героя, говорят о важности и  умении раскаяться, начинают понимать, казалось бы, злого сказочного героя, проникаются уважением и любовью к матери. Важно, что золотой гребень, который был так привлекателен для ребят в начале урока, вызывает в конце занятия чувство неприязни.

Также достаточно интересным и продуктивным считаю прием  «Плюс – минус – интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трёх граф. В графу «П» - «плюс» записывается всё, что понравилось в прочитанном произведении, информация, которая вызвала положительные эмоции, либо, по мнению ученика, может быть ему полезна для достижения каких либо своих целей. В графу «М» - «минус» записывается всё, что не понравилось в произведении, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали из прочитанного и что бы ещё хотелось узнать, возможно – вопросы к учителю. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на текст, книгу  глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.

Одним из видов деятельности имеющей рефлексивный характер, на мой взгляд, является работа с Читательским дневником. Учителя относятся по разному к ведению подобной  «отчетной документации ученика». Как правило, Читательский дневник ведется во внеурочное и каникулярное время. Считаю, что Читательский дневник можно и нужно начинать вести тогда, когда ребенок понимает, для чего он это делает. Пустая констатация фактов о количестве прочитанных книг не несет в себе смысловой нагрузки, не является эффективным видом деятельности. Часто учитель просит нарисовать в этом дневнике рисунок к рассказу. Считаю данную форму малопродуктивной с точки зрения смыслового чтения и рефлексивной деятельности. Для меня, как учителя, важен факт осмысления основной мысли произведения, важно умение ребенка дать смысловую оценку произведения. Именно поэтому в наших читательских дневниках присутствует графа «Основная мысль произведения». Правильно оформленная основная мысль – показатель того, что ребенок пережил это произведение вместе с автором, вынес для себя ценностный урок, духовно обогатился.

Весьма эффективно в моем классе проходят уроки внеклассного чтения с использованием приложений к Читательскому дневнику.  Данный вид работы получил свое видение после знакомства с учебной тетрадью  «Дневником юного читателя» Ермолаевой В.Г.  

http://sovrsosh.ru/_mod_files/ce_images/eshop/sovrsosh.ru0021404.jpg

Во 2 – ом классе задание может заключаться в том, что ученики представляют себя в роли филолога. Выполняя задания типа: выпиши слова, которые ты впервые прочитал и напиши их значение, ребята учатся не только внимательно читать, но и изучают этимологию слов, их строение. В 3 – 4 классах предлагаю представить себя в роли критика, родителя, автора. В роли критика ребенку предлагается написать письмо другу и дать оценку произведению. Весьма занимательно выполнить задание  проигрывая роль родителя. Ребятам предлагается представить себя мамой или папой и письменно аргументировать ответ на вопрос: предложили ли вы эту сказку или рассказ своему ребенку и почему, в каком возрасте и для чего? Задание: представить себя в роли автора и придумать продолжение истории, изменив конец произведения, только кажется тривиальным. На самом деле, далеко не каждый ученик способен написать интересную непохожую концовку произведения.

На начальном этапе  работы с Читательским дневником, данный вид работы носит обучающий характер, но впоследствии, становится рефлексивным.

Работа с тетрадями на печатной основе, на наш взгляд, дает возможность  выстроить серьезный алгоритм рефлексивной деятельности. В УМК «Планета знаний» вопросам смыслового чтения отведено особое место. Приведем примеры. Изучая мифы Древней Греции (3 класс) ученикам предлагается написать о герое, в истории которого он видит что-то важное для себя и в наше время; предлагается назвать народные или авторские произведения, герои которых похожи на Нарцисса. После изучения раздела «Русское народное творчество» учащимся предлагается выписать слова и словосочетания слов, которые используются во многих русских народных сказках.

Подводя итог изложенному, в свете требования ФГОС, работая с любым текстом, учитель обязан научить ученика читать текст «между строк», расширяя границы написанного. Грамотно выстраивая рефлексию, учитель может  продиагностировать эмоциональное стояние ребенка и качество его деятельности на уроке. В то же время и сам ученик способен оценить свои степень и качество усвоения содержания учебного материала. Таким образом, рефлексия является обязательным компонентом урока чтения на любом его этапе.