9. Учасник Педагог года городского округа "Охинский" 2016

Рыжкова Татьяна Игнатьевна

Предварительный просмотр:

Эссе – Я воспитатель

«Воспитание – великое дело;

им решается участь человека».

В. Белинский

Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учетом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство как первая ступень системы непрерывного образования. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, её социальных и культурных навыков.

В  ФГОС,  впервые определена такая образовательную область, как  «Социально – коммуникативное развитие». Актуальность  данной области обусловлена необходимостью подготовки  подрастающего поколения к жизни в демократическом, многонациональном,  с разнообразием культур, обществе. Социально – коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия – миром людей, природы, предметным миром; происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе  такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.

Большая роль в гражданско-патриотическом воспитании принадлежит педагогу, потому что мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя.  

        На мой взгляд, нравственно – патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Особенно актуально оно (нравственно-патриотическое воспитание) потому, что в детский сад пришли дети тех, кто вырос и сформировался как личность в эпоху перемен - иначе это время называют «лихие 90-е», время перестройки и разрушения Советского Союза.

Проблема, собственно, не в самих детях, а в их родителях, которые зачастую вносят, сами того не желая и не замечая, свой правовой нигилизм и негативный социальный опыт в воспитание собственных детей.   Нельзя сказать, что все молодые родители заражены вирусом правового нигилизма и что у всех них совершенно иные нравственные ценности и ориентиры, но проблема существует, и с ней сталкиваются многие воспитатели детских дошкольных учреждений.

 С такими родителями я впервые столкнулась в 2013 году, взяв среднюю группу детей 2009 года рождения. На первом же родительском собрании выяснилось, что правовой нигилизм молодых родителей - нежелание следовать законам и подчиняться им - отчасти объясняется правовой неграмотностью, когда человек знает о существовании закона, трактует его содержание в свою пользу, используя только то, что касается его прав, и игнорируя то, что касается его обязанностей. «Вы должны, обязаны, не имеете права…» -эти слова, сказанные категорическим тоном воспитателю, стали для меня тревожным сигналом внутренних противоречий, которые могут возникнуть в процессе нашей совместной работы. Кроме того, несколько поразила стойкая уверенность молодых родителей в том, что материальное благополучие семьи является главным условием и орудием воспитания, а разговоры о духовности и нравственности, патриотизме и любви к природе не актуальны.  

Прожив долгую жизнь и пройдя через те же испытания 90-х, мы, старшее поколение, воспитанное на социалистических идеалах, смогли сохранить в себе веру в бескорыстие, духовные скрепы, которые объединяли нас, граждан одной великой страны, и в этом наше преимущество перед теми, кто вырос в смутное время, когда  политические процессы сопровождались такими явлениями, как безудержное самобичевание, развенчание и осмеяние прежнего опыта, сложившихся культурно-исторических традиций и привычек, изображение уходящего времени только в черных красках, глумление над людьми старшего поколения, их романтизмом, верой в будущее.

Лейтмотивом этих умонастроений было: "У нас все плохо, у них (за границей) все хорошо". С пьедесталов слетали имена и ценности, в которые еще вчера беззаветно верили. Поэтому поколение 90-х и выросло таким, каким мы его сейчас знаем, и это не вина его, а беда. Понимая это, я лишний раз убедилась, что нравственно-патриотическому воспитанию необходимо уделять особое внимание не только в работе с детьми, но и с их родителями. Этой теме   я посвятила свой опыт работы.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов)  объясняю  детям такие понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству»,  «трудовой подвиг».  

Заинтересованное, осознанное отношение детей к окружающему миру формируется в различных  видах  детской деятельности (игровой, словесной, продуктивной, двигательной, трудовой, музыкально-художественной, познавательно-исследовательской, чтение художественной литературы), поэтому полученные знания  мои воспитанники отражают в сюжетно-ролевых играх,  театрализованной игре, продуктивных видах деятельности. Дети включаются в систему социальных отношений через игровую деятельность, приобщаются к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, у детей формируются патриотические  чувства, чувство принадлежности к мировому сообществу, гражданская принадлежность.

 Большим успехом у детей и родителей пользуется ролевая игра «Выборы», в ходе которой воспитанники получили представление о выборах как форме народного волеизъявления, его участия в политической жизни страны. Успех патриотического воспитания детей во многом  зависит и от организации работы с родителями воспитанников. Это один из способов – использование воспитательного потенциала семьи. В своей работе стараюсь  сделать родителей своими союзниками.  Так, родительское собрание «Я, семья, род, народ» позволило молодым родителям почувствовать себя в атмосфере традиционных семейных отношений и ценностей, которых они были лишены в силу сложных политических и экономических процессов конца 20 века.

           Моя работа с родителями носит не только просветительский, но и информационно-практический характер: оформляются папки-передвижки, буклеты, советы по воспитанию у детей любви к родному краю, уважению старших, организуются совместные творческие конкурсы, дни открытых дверей. Родители активно  участвуют в выставках  рисунков, поделок, фотовыставках, проводимых  в детском саду, предоставляют материал для стенгазет, присутствуют на совместных мероприятиях – своим примером показывают детям отношение к социальной стороне жизни детского сада. Родители, таким образом, осознают, что работа по воспитанию у детей чувства гражданственности и патриотизма  зависит  от  наших совместных усилий. За три года мы с родителями прошли сложный и интересный путь созидания, продуктивной работы по воспитанию наших детей, и я могу с чувством выполненного долга и глубокого удовлетворения сказать, что тревожное предчувствие будущих противоречий  не оправдалось, потому что сегодня мы единомышленники, союзники и равноправные участники единого образовательного процесса.

Какой воспитатель нужен сегодня детскому саду? Такой, как и во все времена: добрый, приветливый, внимательный, терпеливый, любознательный, интересующийся жизнью, умеющий оставлять все свои личные проблемы за дверью детского сада.

Хороший воспитатель – это прежде всего добрый человек. Что-нибудь особенное? Конечно, есть – любовь к детям. Когда  ты понимаешь, что действительно их любишь. Разных:  и когда они плачут,  и когда смеются, когда задают один  и тот же вопрос по сто раз, и когда вообще не умеют говорить. Когда хулиганят, и когда обнимаются, и даже когда обижаются.  Просто ты их любишь, и поэтому ты здесь.

Конечно, ты не плачешь каждый день, когда их забирают домой. Ты плачешь раз в четыре года, в конце мая, когда вдруг ясно осознаешь, что Саши, Ани, Алёши  и Полины  уже не будет в твоей группе - они уходят от тебя и это грустно, каждый раз это очень грустно.  Они уходят из детского сада, уходят в другую жизнь, но в моем сердце остаются навсегда. И я уверена в том, что все они  будут добрыми, воспитанными и любящими жизнь людьми, достойными гражданами своей страны, не только знающими, но и соблюдающими её законы.

Мой профессиональный девиз: "Жить - вот ремесло, которому я хочу учить детей. Выходя из моих рук... ребенок  должен быть, прежде всего, человеком."(Ж.-Ж.Руссо)



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Звездочка»   муниципального образования городской округ «Охинский»

Тема:

«Воспитание патриотических чувств и любви

к родному краю у детей дошкольного возраста»

                  Выполнена: воспитателем  Рыжковой

                                          Татьяной Игнатьевной

2014г.

Содержание:

1.  Введение. Актуальность проблемы патриотического воспитания в современном мире.

2.  Теоретические    аспекты    патриотического    воспитания    дошкольников    в    научно-

педагогической литературе.

3.  Содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

4.  Формы патриотического воспитания дошкольников.

5.  Реализация   системы   мероприятий,   направленной   на   повышение   уровня   развития патриотических качеств.

Список использованной литературы

Приложения

мире.


1. Введение. Актуальность проблемы патриотического воспитания в современном

«Кто любит, ценит, уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину,

стать подлинным ее патриотом»

С.В. Михалков.

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам,  особенно  старшего  возраста,  доступно  чувство  любви  к  родному  городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Задача  педагогов  и  родителей  –  как  можно  раньше пробудить  в растущем  человеке любовь  к  родной  земле,  с  первых  шагов  формировать  у  детей  черты  характера,  которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Любовь ребенка к Отчизне характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью.

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В.А. Сухомлинского как нельзя точно отражают специфику и суть работы педагогического коллектива детского сада в работе по патриотическому воспитанию детей. Источником формирования у ребенка любви к родным местам является и участие его в общественно-полезном труде, и гражданская ответственность родителей, близких.

Патриотическое воспитание – понятие емкое. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к отечеству. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории,  его  прошлому  и  настоящему,  а  затем  ко  всему человечеству…    Чувство  Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой   малыш,   чему   он  изумляется   и   что вызывает  отклик  в  его  душе.  И  хотя многие впечатления еще не  осознаны  им глубоко,  но,

пропущенные   через   детское восприятие,   они   играют   огромную   роль   в   становлении личности патриота.

С  умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. Пристальное внимание воспитателей и родителей должно быть направлено на содержание детской деятельности. Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу,  людям,  труду,  своим  обязанностям.  Каждый  вид  деятельности  создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания: на занятиях решать задачи, связанные с умственным развитием ребенка, в игре – навыки коллективизма, в процессе трудовой деятельности – уважение к людям труда, трудолюбие и бережливость, организованность и чувство ответственности и долга.

Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.

Общеизвестно, что на каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках перед ребенком открывается первоначально мир родной семьи, затем родного детского сада, в более старшем возрасте – мир родного края, и наконец, мир родной отчизны – России. Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт, мелодику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни, и таким образом, формируем любовь к малой и большой Родине.

Центральным звеном социализации является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, людям, которые сопровождают его в первые годы жизни, к месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. В этот период начинают развиваться такие чувства и черты характера, которые несоизмеримо связывают его с народом, существенно влияя на его мировоззрение. Корни этого влияния – в национальном языке, который усваивает ребенок в народных песнях и музыке, в игрушках и играх, в которые он играет. Малыш естественно и легко впитывает впечатления от картин родной российской природы, быта, традиций, обрядов, нравов людей, среди которых живет.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый  естественный,  а  поэтому и  верный  способ  патриотического  воспитания,  воспитания чувства любви к Отчизне.

Культурное наследие народа -   огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разбазаривать, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотить его в сокровища своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании.

В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги   и   ученые:   К.Д.   Ушинский,   Л.Н.   Толстой,   Я.А.   Коменский,   Г.Н.   Волков, А.С.    Макаренко,    В.А.    Сухомлинский.   В   наше   время    этой    проблемой    занимаются Л.А.  Кондрыкинская,  Н.Г.  Комратова,  Е.Ю.  Александрова,  Э.П.  Костина,  Н.Н.  Кочнева, Л.Г. Каримова, Л.Л. Семенова, Ю.М. Новицкая, Р.И. Жуковская и другие.

Цель моего опыта  работы –  воспитание   духовно-нравственной  личности, достойных граждан России, патриотов своего Отечества.

Чтобы реализовать эту цель, были поставлены следующие задачи:

  Формировать  чувство  привязанности  к  своему  дому,  детскому  саду,  друзьям  в детском саду, своим близким.

  Формировать у детей чувство любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

 Воспитание   чувств   патриотизма,   уважения   и   благодарности   к   подвигу соотечественников в годы Великой Отечественной Войны, к воинам Российской Армии.

Начиная   работу   по воспитанию   любви  к  родному    краю,  необходимо   продумать, что   целесообразнее показать  и  рассказать   детям,    особо   выделив  наиболее   характерное для   данной местности.  Успех  патриотического  воспитания  наших  детей во многом зависит от того, что   будет   заложено в   детскую душу, от той атмосферы, которая царит дома, в детском саду.

2.    Теоретические аспекты патриотического воспитания дошкольников в научно -

педагогической литературе.

В проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» подчеркивается,   что   «система   образования   призвана   обеспечить…воспитание   патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и

свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Целостная научная концепция формирования гражданина, патриота России в современных условиях еще не создана. У педагогов-практиков в связи с этим возникает немало вопросов, в том числе: что входит сегодня в содержание патриотического воспитания, какими средствами следует его осуществлять.

Данная проблема не нашла пока должного отражения и в современных психолого- педагогических исследованиях. Большинство авторов указывают на важность и значимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста, но не предлагают целостной системы работы в данном направлении. Характерной особенностью исследований, связанных с воспитанием патриотизма детей дошкольного возраста, является обращение к отдельным аспектам проблемы. Так, в работах Т.Н. Дороновой довольно отчетливо прослеживается идея патриотического воспитания, но понятие «воспитание патриотизма» не используется; в исследовании С.Н. Николаевой патриотическое воспитание рассматривается в русле экологического  воспитания;  Т.Е.  Комарова,  Т.А.  Ротанова,  В.И.  Логинова,  Т.Н.  Бабаева, Н.А Ноткина, О.Л. Князева, М.Д. Маханева, Е.В. Пчелинцева, Л.Е. Никонова, Е.И. Корнеева и другие делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа.

Современные исследователи (О.И. Ковалева, Л.В. Кокуева и др.) в качестве основополагающего, системообразующего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент, при этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Педагог в этом процессе сам выступает как носитель культурных ценностей, являясь ключевой фигурой в передаче этих ценностей от одного поколения к другому. При этом естественным образом меняется позиция взрослого: поскольку ни один человек не может на себя взять ответственность «представительствовать от лица всей культуры» (Э.Н. Гусинский), то он становится соучастником процесса совместного познания окружающего мира.

3. Содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания. Можно ли говорить о воспитании любви к родному краю без сообщения детям новых знаний о нем? Отбор и систематизация таких знаний проводятся с учетом умственных возможностей дошкольников: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу. В процессе   ознакомления   дошкольников   с   окружающим   миром   создаются   благоприятные

условия   для   их   дальнейшего   умственного   развития.   Воспитатель   так   организовывает пополнение знаний о родном крае и родной стране, чтобы вызвать у детей интерес, развивать их любознательность. В процессе работы по патриотическому воспитанию детей решаются и задачи эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое и живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны ребята могут радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героизму.

Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо, оно развивает и воспитывает чувства. Во время прогулок в лес, в поле, на ручей, к реке взрослый учит детей   видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться.

Так решаются не только познавательные задачи, эстетические, но и, в конечном счете, и нравственные.   Окружающий   мир   обогащает   и   стимулирует   детское   художественное творчество. Дети с увлечением рисуют праздники и родную природу, строительство и уборку урожая. Чем интереснее и целенаправленнее педагог организует наблюдение окружающего, тем содержательнее  становится  детское  творчество.  Работа  по  патриотическому  воспитанию связана и с физическим воспитанием. Будущие граждане России должны расти сильными, ловкими, здоровыми.

Воспитатель должен с уважением относиться к каждому ребенку и в процессе игр, праздников, интересных занятий формировать чувство любви к родному краю. Современные требования к обучению дошкольников должны обеспечить максимальную активность детей в преобладающем самостоятельном процессе познания, сочетание коллективных и индивидуальных форм организации детей в ознакомлении с родным краем. Важнейшие педагогические принципы воспитания – сотворчество детей, родителей, педагогов, опора на эмоционально-эстетическое отношение к предмету освоения (М. Ю. Новицкая). Отсюда – цель работы нашего коллектива, нашей группы – поиск конструктивных форм взаимодействия, сотворчества между всеми участниками педагогического процесса в решении задач знакомства детей с краем, городом, земляками, используя личностно-ориентированную модель, субъект – субъектную форму общения между детьми и взрослыми.

Итак, формирование  у дошкольников любви к своей Родине, своему краю заключается, прежде всего, в необходимой логической взаимосвязи разных сторон  этого процесса, а также во взаимосвязи различных средств и методов воспитания. Важнейшим средством педагогического воздействия при формировании патриотических чувств у дошкольников является  организованное наблюдение окружающей  действительности.  Они  видят,  как  люди трудятся, как оценивают этот труд окружающие, как они выражают свое уважение к тем, кто

хорошо работает. Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на ее благо.

4. Формы патриотического воспитания дошкольников.

Основной формой патриотического воспитания являются занятия. На занятиях дети получают знания о своем крае, о событиях, происходящих в стране. Поскольку главная цель этих занятий формирование определенного отношения к общественной жизни, воспитание патриотических чувств, педагогу следует продумывать форму, структуру занятия, средства и методы,  позволяющие  реализовать  поставленные  задачи,  он  должен  продумывать использование специальных приемов, повышающих познавательную активность и эмоциональную нагрузку каждого занятия. Тематическое планирование поможет педагогу устанавливать логическую связь между различными рода сведениями. Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. Этому помогает такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей, предложение задавать вопросы друг другу и воспитателю, игровые приемы и так далее.

Прием сравнения очень необходим на занятиях, на которых детей знакомят с трудом взрослых, с народами нашей страны. Сравнение помогает формированию конкретных ярких представлений, активного отношения   к окружающей действительности. На занятиях по сообщению новых знаний целесообразно для развития любознательности, интереса к предмету разговора предлагать детям задавать вопросы педагогу. Ответить на вопросы на одном занятии невозможно, да и нет необходимости. Поэтому ответив     на один, два вопроса связанных с темой занятия, воспитатель записывает остальные.

Использование на занятии игровых приемов важно одновременно для создания эмоциональной атмосферы занятия и для развития познавательной активности. Полезно включать в занятия дидактические игры. Эмоциональная атмосфера на занятии играет большую роль в воспитании чувств детей. Искренность чувств взрослого непременно передастся и воспитанникам. Очень эффективным средством, способствующим усвоению нового материала и воспитания чувств детей является использование на занятии художественных средств в различных сочетаниях в зависимости от темы.

Так на музыкальных занятиях дети слушают музыку России, поют песни о Родине, о природе. Следует остановиться на   особенностях речевой работы во время занятий по ознакомлению   детей  с  родной  страной.  Особое  внимание  следует   обратить  на  форму проведения занятия, она должна варьироваться в зависимости от цели и программного содержания.   Периодически   в   течение   года   проводятся   итоговые   занятия,   на   которых

воспитатели  уточняют, как дети  усвоили ту или иную тему, появилось ли  у них  активное отношение к событиям.

Игры так же, как и занятия, способствуют решению задач патриотического воспитания. Игра, начатая детьми после наблюдения за трудовым процессом, а также под влиянием понравившегося им художественного произведения, может перерасти в длительную игру,  в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт. Задача воспитателя поддержать интерес к игре, дать ей нужное направление. Беседой можно подвести детей  к  распределению  ролей,  функций  между играющими.  В  беседе  происходит  и  обмен мнениями о проведенной игре, которую следует продолжить. В процессе беседы отмечаются успехи и достижения детей, обсуждается поведение и поступки того или иного ребенка.

Одно из главных условий патриотического воспитания – приобщение детей к трудовой деятельности. Труд с общественной мотивацией следует организовывать и в детском саду и дома систематически, а не от случая к случаю. Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять постоянные трудовые поручения не только по самообслуживанию, но и на общую пользу. Следует воспитывать у детей бережное отношение к общественному добру, к природе родного края.

5.   Реализация   системы   мероприятий,   направленной   на   повышение   уровня развития патриотических качеств.

Чтобы реализовать поставленные задачи, были определены этапы работы.

1  этап:  Знакомство  с  ближайшим  окружением:  семьей,  ее  членами,  значением  имен

детей.


2 этап: Детский сад и его сотрудники.

3 этап: Родной город, его достопримечательности, профессии родителей.

4  этап:  Сахалинская  область:  флора и  фауна  родного  края,  главный  город  и  города

Сахалинской области.

5 этап: Знакомство с земляками, почетными тружениками родного города, ветеранами

Великой Отечественной войны.

6 этап: Родная страна, ее столица, государственная символика России.

Свою работу я начала с изучения современных программ, нормативных документов по патриотическому воспитанию.  Анализ  научно-методической  литературы, связанной  с темой моей работы, позволил определить круг вопросов, требующих разрешения, конкретизировать задачи, выявить условия, при которых воспитание патриотических чувств будет происходить наиболее успешно:

  целенаправленное,  методически грамотное руководство деятельностью детей;

  использование разнообразных форм  организации  воспитательного процесса;

  учет  индивидуальных и  возрастных  особенностей  детей.

На первом этапе дети знакомились с ближайшим окружением. Для уточнения представления об именах самих детей был изготовлен альбом «Я и мое имя», где дети познакомились со значением своего имени, проводились дидактические игры «Назови друга ласково», «Расскажи о своем имени», «Что означает мое имя».

Воспитывая  любовь и привязанность к своей семье, родному дому, своим близким, был собран фотоматериал к альбому «Моя семья», который оформлялся совместно с родителями. На  этом  этапе  проводились  совместные  праздники:  «Папа,  мама,  я  –  спортивная  семья»,

«Красна изба пирогами, а семья – традициями», «Когда семья вместе – тогда и душа на месте». Все это способствовало тому, что у детей воспитывалось гуманное отношение  к членам семьи, их занятиям, формировались представления о семейных ценностях и традициях.

Большая работа была проведена по формированию представлений о своей семье, своем роде. Учили родителей строить генеалогическое древо, которое способствовало составлению рассказов о своей семье, своей родословной. Презентация генеалогических древ прошла на семейном празднике «Моя родословная», которая вызвала большой интерес как у детей, так и у родителей.

Следующим этапом работы было знакомство детей с детским садом и его сотрудниками. Проводились экскурсии по детскому саду, беседы «Кто работает у нас в саду», «Кому что нужно для работы», дидактические игры «Кто что делает», «Узнай по имени-отчеству».

Итогом работы по данному направлению стало оформление альбома «Мой любимый детский сад», куда были помещены фотографии всех сотрудников детского сада.

Работа на третьем этапе была направлена на ознакомление детей с родным городом, его достопримечательностями, трудовой деятельностью людей, живущих в Охе, с флорой и фауной родного города. Дети посещали музей, библиотеку, знакомились с достопримечательностями Охи, улицами родного города. Также проводились конкурсы рисунков «Мой любимый уголок родного города», «Мой любимый дворик», где активными участниками были и родители. Цикл занятий о родном городе способствовал формированию чувства гордости за свой город, его историю.

Большое внимание на данном этапе уделялось ознакомлению детей с трудом взрослых, как родителей, так и жителей Охи. Знакомя детей с профессиями нефтяников, были организованы экскурсии на вышку Зотова (первую охинскую нефтяную вышку) и нефтяной промысел, где ребята познакомились с трудом нефтяников и узнали о значимости их труда.

В старшем дошкольном возрасте содержание работы по патриотическому воспитанию усложнилось: от родного города мы перешли к изучению родного края, знакомились с флорой и

фауной Сахалина, главным городом – Южно-Сахалинском и другими городами Сахалинской области.

Следующим этапом работы стало знакомство детей с родной страной, ее главным городом – Москвой и  другими городами России, а также  государственными символами.  В группе создан уголок с символикой нашей страны, нашего края – Сахалинской области, нашего города Охи.

С  традициями  и  обычаями  русского  народа  дети  знакомились,  участвуя  в народных праздниках «Осенины», «Праздник прилета птиц - Сорок сороков», «Масленица», «Колядки». Это способствовало приобщению детей к фольклорному наследию России.

Воспитывая в детях уважение к подвигу земляков-охинцев в годы Великой Отечественной войны, проводили акции: «Подарок ветерану»,  «Помним и чтим», «Подарок воину», в рамках которых дети ходили в гости к ветеранам Великой Отечественной войны, возлагали   цветы   к   Вечному   огню,   памятнику   Погибшим   Воинам   в   городском   парке, участвовали в конкурсе рисунков «Этот славный День Победы». В группу были приглашены в бабушки и дедушки воспитанников – участники Великой Отечественной войны, которые принесли свои награды и рассказали о них детям. Был оформлен стенд «Чтим и помним», на котором разместили фотографии военных лет. Все это способствовало тому, что у детей формировалось чувство уважения, гордости и большой благодарности тем, кто воевал.

Дети с удовольствием  участвовали в создании проектов «Город моей мечты»,  «Мой любимый детский сад», «Сахалин – чудесный край», «Жить – Родине служить», участвовали в викторинах, КВН, конкурсах, посвященных родному краю, родной стране, где занимали призовые места.

Вся работа по патриотическому воспитанию  проходила в тесном контакте  с семьей. Родители были  активными  участниками всех  праздников, помогали  в оформлении фотовыставок о родном городе, о родном крае, участвовали в конкурсах рисунков, поделок. Целенаправленная работа по патриотическому воспитанию не прошла даром и дала положительный результат. Об этом свидетельствуют результаты диагностики, которая проводилась в каждой возрастной группе на начало и конец учебного года. Сравнивая итоги, я увидела, что во всех  разделах  видна положительная динамика, следовательно, подобранная система мероприятий оказалась эффективной.

Сравнительная диагностика по патриотическому воспитанию

«Родной край» (старшая группа)

НАЧАЛО ГОДА

Животный мир Сахалина             Растительный мир

Сахалина

38%

25%

59%


Главный город, другие города Сахалина

25%

59%


Коренные жители

Сахалина                            Моя родословная

38%

25%

59%

16%


12%


50%


16%


16%


12%


50%

Животный мир Сахалина             Растительный мир

Сахалина


КОНЕЦ ГОДА

Главный город, другие города Сахалина


Коренные жители

Сахалина                            Моя родословная

52%                         48%           68%                     32%             52%                         48%          52%                         48%           68%                     32%

Условные обозначения:

- высокий уровень                                                     - средний уровень                                                      - низкий уровень

Сравнительная диагностика по патриотическому воспитанию

«Родная страна»

(подготовительная группа)

НАЧАЛО ГОДА

Столица и ее

достопримечательности              Символика России                 Народные праздники            Крупные города России            Народные промыслы

16%

16%


68%


16%

16%


68%


16%

12%


70%


24%

20%


56%


24%

12%


64%

КОНЕЦ ГОДА

Столица и ее

достопримечательности              Символика России                 Народные праздники            Крупные города России            Народные промыслы

46%


46%


48%


48%


48%

54%


54%


52%


52%


52%

Условные обозначения:

- высокий уровень                                                     - средний уровень                                                      - низкий уровень

13

Работу  в  данном  направлении  я  продолжаю.  Вместе  с  детьми  и  родителями  мы планируем:

1. Проводить целенаправленную работу по возрождению семейных традиций, обычаев, через создание клуба «Берегиня» и мини-музея семейных реликвий и традиций.

2. Разработать проекты: «Знаменитые люди родного города»,

«Мой город» - об истории происхождения названий улиц,

«Чтим и помним» - о ветеранах – охинцах в годы Великой Отечественной Войны.

Это поможет детям обрести систему ценностных ориентиров, которые в дальнейшей жизни обеспечат им чувство защищенности, духовной силы, нравственное здоровье.

Мы надеемся, что наши дети вырастут не «Иванами, не помнящими своего родства», а продолжателями семейных традиций своих родителей и настоящими патриотами своей Родины.

Список использованной литературы:

1.  Арапова Н.А. Мой родной дом, М, 2005

2.  Демин В.Н. Тайны русского народа. -М, 1999

3.  Жуковская Р.И. Родной край, М, Просвещение, 1990

4.  Звездина Г.П. Классные часы в начальной школе. М, Творческий центр, 2004

5.  Каргин С.А. Народная художественная культура. -М, 1997

6.  Костина Э.П. Родина моя – Россия, Н.Новгород, 1996

7.  Новицкая М.Ю. Наследие, М, Линка  пресс, 2003

8.  Рылеева Е.В. вместе веселее. М. 2000

9.  Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям М, 1980

10. Сухомлинский В.А. Родина в сердце, М, 1980

11. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду, М, 1972

12. Ушинский К.Д. Родное слово, Новосибирск, 1994

13. Яровая Л.Н. Внеклассные мероприятия, Вако, 2004


Предварительный просмотр: