МОЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
СОБСТВЕННЫЙ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Детская школа искусств № 2»
г. Балахна
УЧЕБНО – ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ И ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО
Выполнила
Забродина Надежда Петровна,
преподаватель
по классу фортепиано
первой
квалификационной категории
Балахна
2022
Предисловие
Современная методика преподавания нацелена на создание благоприятного режима двигательной активности учащихся во время урока с учетом их возраста и состояния здоровья. Комплекс правильно подобранных упражнений позволит включиться в игру, которая помимо своей основной задачи способствует повышению интереса ребёнка к занятиям, снять мышечные зажимы и психологическое напряжение во время урока. Именно поэтому во время урока учебные действия следует чередовать с игровыми.
Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актерами являются пальцы. Они развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность; способствуют «предвосхищению» сознания, его реактивности (ввиду быстроты смены движений); повышают общий уровень организации мышления ребенка.
Педагог музыкального класса в силах повлиять на формирование правильной осанки ученика. «Стройность, величавость» — так определил понятие «осанка» В. Даль, врач и языковед. Осанка - своего рода «зеркало души», она отражает не только физическое, но и психическое состояние ребенка, его настроение, характер. Дети с плохой осанкой — это дети часто робкие, пассивные. Никогда не поздно заняться исправлением осанки, но гораздо легче — не допустить ее дефектов.
А. Шмидт - Шкловская в своей брошюре «О воспитании пианистических навыков» пишет о значении самых сильных и выносливых мышц - плеча, спины, груди, плечевого пояса. Они укрепляют и уравновешивают плечевой сустав, удерживают руку на нужном уровне, направляют ее. Именно они понесут основную нагрузку. У многих детей мало развиты мелкие мышцы кистей, которые должны действовать во время игры на инструменте. Сутулая, сгорбленная осанка сильно затруднит их работу. Поэтому положение корпуса ребёнка за инструментом — это первое, на что следует обращать внимание при обучении игре на фортепиано.
При формировании опорно-двигательного аппарата у ребёнка происходит замена хрящевой ткани на костную. Мышцы его плечевого пояса и бедер развиты лучше, чем мышцы спины и мелкие мышцы кистей. Именно они задействованы во время игры на инструменте. Для детей находиться больше 25 минут в одном положении - это тяжелый физический труд, потому очень важно использовать на уроке здоровьесберегающие технологии - давать ученикам возможность подвигаться, размяться, отдохнуть, сменить позу. Большое значение имеет эмоциональный фон во время выполнения упражнений.
Применение игровых технологий на уроках фортепиано в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий, даёт возможность укрепить мотивацию на обучение, поддерживать интерес и увлеченность игрой на инструменте, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой урока, раскрыть индивидуальность обучающегося. Поэтому физкультминутки и паузы являются обязательной составной частью урока. Нормой является их проведение по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
Учебно - практическое пособие состоит из двух разделов, где представлены упражнения для пальчиков и пальчиковые игры, содержат пояснения и преследуемую цель при их выполнении. Пособие может быть рекомендовано широкому кругу – прежде всего детям, педагогам, родителям. Может использоваться в семье юных музыкантов в качестве активного досуга, главное, что оно не оставит никого равнодушным.
Преследуя основную цель на стадии формирования правильных игровых навыков данное практическое пособие будет полезно для формирования пианистического аппарата юного музыканта.
Раздел I
Упражнения
Раздел II
Пальчиковые игры
При использовании данного комплекса пальчиковых игр их текст следует произносить дважды. При повторении ребенок подстраивается к исполнению методом «эхо». Перед использованием пальчиковой игры целесообразным будет выучить принятую для игры на фортепиано нумерацию пальцев от первого (большого пальца) до пятого (мизинца), чтобы давать ребенку задание сразу с номерами пальцев.
Хватательные упражнения для освобождения кистевых мышц
вырабатывают быструю реакцию, ловкость, координируют работу мышц, а кроме того закрепляют навыки правильной осанки, работы рук «из корпуса». Ребенок учится естественно распределять мышечные напряжения. Все это чрезвычайно важно для полной «проходимости» и проводимости звука при игре! Хватательные движения развивают ладонные мышцы, развивают сгибатели пальцев создают рабочий тонус, способствуют усилению кровообращения, дают возможность крови проходить к самым мелким капиллярам кончиков пальцев. Лучше всего их делать с небольшими мячиками. Для малышей сначала стоит использовать обыкновенный платочек и лишь со временем переходить к мячу.
Пальчиковая игра
«Вышли пальцы танцевать»
Слова стихотворения | Выполняемые во время чтения стишка действия |
Раз, два, три, четыре, пять | выбрасывать пальцы из кулака |
Вышли пальцы танцевать | свободное движение ладошками |
Большой пустился в пляс | круговое движение больших пальцев вокруг друг друга |
Указательный – в припляс | подушечки пальцев касаются друг друга |
Средний пальчик – поклонился | средние пальцы сгибаются и распрямляются |
Безымянный притаился | спрятать четвертый палец одной руки в кулачок другой |
А мизинец – удалец! Цепь сомкнул, молодец! | соединить мизинцы |
Как же дальше танцевать? Надо цепь нам разорвать. | разъединяем ладошки |
Пальчиковая игра
«Трик-трак»
Слова стихотворения | Выполняемые во время чтения стишка действия |
Трик-трак, трик-трак! | Движение сцепленных рук изображают перекатывание большого деревянного колеса. |
Под мостом жил старый рак. | Ребенок подводит правую руку под левую, шевелит пальцами. |
Рыжий кот пришел на мост | Пробегает вторым и третьим пальцами правой руки по вытянутой вперед левой от плеча до запястья |
Рак схватил кота за хвост | Пробегает вторым и третьим пальцами по правой руке ив конце фразы правый мизинец прячет в левый кулачок. |
«Мяу-мяу!» - помогите! | Держит в кулачке спрятанный мизинец; второй, третий, четвертый пальцы, соединены вместе, соединяет и разъединяет с первым - изображает мяукающий рот кота. |
С хвоста рака отцепите. | Чередуя руки, выдергивает мизинец из кулачка. |
Все бегут, и ты беги! | Ставит руки одну под другую и быстро шевелит пальцами. |
Коту Ваське помоги! | Хлопки в ритме текста, в конце фразы– шлепок по коленям. |
Пальчиковая игра
«Дождик»
Пошел дождь – открываем зонтик
Собранная рука. Опираемся поочередно на каждый
палец, остальные при этом легко поднимаются вверх, имитируя зонтик.
Пальчиковая игра
«Мышки»
(для ощущения независимости пальцев)
Мышки поднимают головки | ладонь на крышке фортепиано , по очереди поднимаются выпрямленные пальцы |
Мышки поднимают спинки | исходное положение то же, сгибаем пальцы по очереди, не отрывая подушечки от крышки инструмента |
Мышки принюхиваются | каждым пальцем, прижимая подушечку к крышке инструмента, рисуем кружочки |
Использованная литература
1 А. Шмидт – Шкловская «О воспитании пианистических навыков»
2. Т.Б. Юдовина – Гальперина «Музыкальная гимнастика»
3.С. А. Барсукова "Веселая музыкальная гимнастика"