Работа ШМО
1.МАСТЕР-КЛАСС.
2.Мой взгляд на современый урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo_-_28_oktyabrya.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ШМО учителей гуманитарного цикла
Заседание №2
Вопросы:
1.«Мой взгляд на современный урок».
- Мастер-класс:
«Современный урок в свете требований ФГОС нового поколения»
(учебное занятие )
Сегодня мы будем говорить с вами о том, как организовать свою работу, выполняя нелегкую задачу учить современных детей в современных условиях.
понятие | знаю | Хочу узнать | узнаю |
Современный урок |
1. психологический настрой.
МУЗЫКА
2. Я начну свое выступление с угощения, если позволите (предлагаю коллегам изюм.)
Как вы думаете, почему я выбрала для вас именно это лакомство?
Сегодня мы поделимся теми изюминками, которые используем в своей работе. Я приглашаю вас на «кухню», где мы будем готовить «Современный урок в свете ФГОС»
Ингредиенты:
- Урок и его элементы
- Творчество
- Взаимовыручка
- общение
На столе у вас табличка. Начнём заполнять её.
1.Как известно, традиционный подход в образовании ориентирует на объём знаний - чем больше знаний приобрёл ученик, тем лучше, тем выше уровень его образованности.
Современный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания (с помощью ключевых компетенций информационных, коммуникативных, и др.). Формированию этих ключевых компетентностей способствует системно – деятельностный личностный подход.
УСЛОВИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА:
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
КОМФОРТ
ТВОРЧЕСТВО
Ориентация на результаты –это то, на что ориентируют ФГОСы.
Здесь важно не столько, какой, например, учебник.а то, КАК
достичь личностных, предметных и метапредметных результатов.
Закончилась 1 четверть. Мы уже можем сказать, чего нам удалось, есть ли какие изменения.
Давайте поделимся своими впечатлениями от уроков по ФГОС.
2. МАСТЕР – КЛАСС
« Кто хочет достичь цели,
должен знать ее.»
1.Психологический настрой «Все в твоих руках».
За окном осень, а так хочется лета. Пусть эти маленькие бабочки напоминают вам о лете. Выберите одну и посадите ее на свою ладонь, а я вам в это время расскажу легенду:
Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой каждый ребенок будет чувствовать себя личностью. Мы можем, хотя бы на время сделать учеников успешными в этой жизни.
2. Целеполагание.
- Как вы думаете, каким образом мы сможем это сделать?
-Сформулируйте тему нашего занятия.
- Следовательно, тема нашего занятия - «Современный урок в свете требований ФГОС нового поколения».
- Попробуйте сформулировать цель занятия. (Критерии современного урока в рамках требований ФГОС второго поколения)
-Какие задачи нам необходимо решить, чтобы достичь этой цели? (Определить структуру современного урока, метапредмета, отличия от традиционного урока и конструирование технологической карты учебного занятия).
3. Вхождение в тему. Метод «Ассоциации».
- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «личность»?
Составьте кластер.
Л- личностный рост..
И-индивидуальность..
Ч- еловечность на доске
Н-новаторство..
О- оптимальный
С-саморазвитие, самообразование..
Т-творчество..
Ь-
- Работа в группах (выбрать лидера группы)
3.1.Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС.
Задание группам. - Составьте план современного урока с учетом требований ФГОС на основе деятельностного подхода.
Обсуждение результатов работы в группах. Оценка друг друга. Лидер группы выставляет оценку в оценочный лист. Критерии оценки:
2 балла- активно участвовал, сам выдвигал большое количество предложений;
1 балл- участвовал в обсуждении предложений товарищей, не выдвигал предложения;
0 баллов - не участвовал в работе группы.
Самооценка- Итог:
3.2. «Деятельность учителя и деятельность обучающихся».
Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе.
Задание группам. Запишите примерные формулировки деятельности учителя и обучающихся на современном уроке.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
3.3 «Структурные элементы учебного занятия. Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС».
Задание группам. Заполните карту урока.
ОБСУЖДЕНИЕ
- А теперь, уважаемые участники мастер-класса, послушайте притчу «Просей через три сита» и определите УУД.
(универсальные учебные действия)
Один человек спросил у Сократа:
- Знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?
- Подожди, - остановил его Сократ, - просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.
- Три сита?
- Прежде чем что-нибудь говорить, нужно это трижды просеять. Сначала через сито ПРАВДЫ. Ты уверен, что это правда?
- Нет, я просто слышал это.
- Значит, ты не знаешь, это правда или нет.
Тогда просеем через второе сито - ДОБРОТЫ. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?
- Нет, напротив.
- Значит, - продолжал Сократ, - ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но даже не уверен в том, что это правда.
Попробуем третье сито - сито ПОЛЬЗЫ. Так уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь мне рассказать?
- Нет, в этом нет необходимости.
- Итак, - заключил Сократ, - в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы. Зачем тогда говорить?
4. «Критерии эффективности современного урока».
Задание группам. Определите критерии современного урока.
Критерии эффективности современного урока
• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• времясбережение и здоровьесбережение;
• в центре внимания урока — дети;
• урок должен быть добрым.
5. «Стандарты второго поколения невозможны без современного учителя».
Задание группам. Определить стандарт учителя новой школы.
Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель.
В Стандартах сформулированы требования к современному учителю:
во-первых, это профессионал, который:
- демонстрирует универсальные и предметные способы действий;
- консультирует и корректирует действия учащихся;
- находит способы включения в работу каждого ученика;
- создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.
Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.
В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.
5. Итог и вывод. Каким же должен быть современный урок? Одним словом.
Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность.
Можно долго спорить о том, каким должен быть урок.
Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.
Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.
Выражение отношения к проблеме.
(Задание для участников мастер-класса. Прием «Синквейн»).
Предлагаю вам составить синквейн по теме мастер-класса.
Пример синквейна:
- 1. подход
- 2. современный, деятельностный
- 3. озадачить, взаимодействовать, сотрудничать
- 4. изменяет мое отношение к ученикам.
- 5. Урок.
6. Рефлексия. «Все в твоих руках».
«Что ты делаешь?»- с таким вопросом в одной известной притче обратился к неким монахам, работающим на стройке, странствующий философ.
В ответ он услышал совершенно разные пояснения к одному и тому же виду деятельности: «везу тачку», «зарабатываю на хлеб», «искупаю грехи», «строю храм».
Каждый человек в жизни руководствуется своими принципами, каждого манят свои огни-маяки. Но, пожалуй, нет сферы, в которой эти цели так прозрачны и так труднодостижимы, как в педагогике.
И. Кант очень мудро заметил: «Один, глядя в лужу, видит в ней грязь, а другой - отражающиеся в ней звезды».
13 Итог мастер-класса.
В начале нашей работы мы сказали - все в наших руках (беру бабочку).
Предлагаю ваших бабочек взять снова в ладошку. Пусть она согреет ваши д.уши
- Оправдались ли ваши ожидания после нашего мастер-класса? (заполнить последнюю графу таблицы).
Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост.
Рефлексия мастер-класса.
У вас на столе полоски: зелёного и жёлтого цветов. Если вам понравился мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно– возьмите полоску желтого цвета. Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите зеленую полоску. Прикрепим на доску. Получилось солнце. (Лучи солнца).
Вот и получилась у нас с вами летняя полянка. Оказывается - мы можем многое!!! Все в наших руках!!!
Решение заседания ШМО (Домашнее задание):
- Расширить знания педагогов о технологической карте урока, используя работу по самообразованию.
- Активизировать работу педагогов по повышению эффективности урока через систему открытых уроков на основе системно - деятельностного подхода в течение II полугодия.
- Руководителю методического объединения создать методическую копилку «Современный урок»
- Разработать план самообразования в соответствии с ФГОСами.
( 2 четверть)