Предметная неделя русского языка и литературы.
Предварительный просмотр:
НЕДЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА
( с 23.11.2015 - 27.11.2015 года)
План
недели литературы и русского языка
ПОНЕДЕЛЬНИК
1. Открытие недели.
2.« Сказка, сказка, приходи!» Путешествие в сказку. (5 класс)
ВТОРНИК
1. Благотворительная акция: « Подари библиотеке книгу» (5 - 11 классы)
2. Конкурс плаката: «За чистоту русского языка»
( 5-7 классы)
СРЕДА
1.День Творчества. Проба пера. конкурс “Ода русскому языку” или “Ода литературе”). Принимаются работы, написанные как в стихах, так и в прозе. (8 - 11классы)
2.«Моя тетрадь – моё лицо»- смотр – конкурс на лучшую тетрадь по русскому языку. ( 5- 9 классы)
ЧЕТВЕРГ
Литературная игра: «Счастливый случай». ( 7 - 8 – 9 классы)
ПЯТНИЦА
1.костюмированный конкурс «Мой любимый литературный герой»
(5 - 7 классы)
2. Конкурс газет, посвящённых творчеству С. Есенина и К. Симонова
(8 – 11 классы)
Литературная игра
«Счастливый случай»
Дорогие ребята!
Наша сегодняшняя игра – своеобразное подведение итогов изучения классической литературы 19 в. в 7 классе. На протяжении игры вам предстоит отвечать на самые разнообразные вопросы, требующие общей эрудиции; проявлять свои актерские способности, ловкость и сообразительность.
Игра состоит из 7 геймов. Задания каждого гейма представит ведущий. А я представлю жюри:
1.
2.
3.
Кого же ждёт сегодня счастливый случай? На чьей стороне будет удача? Кто окажется победителем?
Я желаю нашим участникам пытливого ума, знаний, находчивости и удачи!
1 гейм
«Неизвестный сектор»
(разминка)
Русский язык:
1. Что у тебя есть собственное, но пользуешься ты им очень редко? (имя)
2. Какие языковые единицы изучает синтаксис?
(словосочетание и предложение)
3*. Какой корень в глаголе вынуть (нет корня)
4. Какого рода слова: неряха, невежа, зазнайка, сирота?
(общего рода)
5. Какой цветок имеет мужской и женский род?
(Иван – да – Марья)
6. Когда руки бывают местоимениями? (вы – мы – ты)
Литература:
- Праздник – торжество, которым заканчиваются почти все сказки? (свадьба)
- Загадка. Говорит она беззвучно, а понятно и нескучно. Ты беседуй чаще с ней – станешь в десять раз умней. (книга)
- В басне Ив. Анд. Крылова «Квартет» - 4 музыканта. Как называется ансамбль из трех и пяти музыкантов.
(трио, квинтет)
- Автор книги о Тимура и его команде, Чуке и Геке.
(Аркадий Петрович Гайдар)
5*. «Вы молодой барин, приехали из Петербурга в имение своего отца, который тяжело болен. Вас вызвала старая няня, отправив вам письмо. Представьтесь, пожалуйста, кто вы?
(Владимир Андреевич Дубровский)
- Где родился Н. В. гоголь и чем прославил своё село?
(село Б. Сорочинцы, Украина, Полтавская губерния)
История
- Настоящее имя Лжедмитрия I? (Гришка Отрепьев)
- Казачий атаман, который первым начал освоение Сибири. (Ермак)
- Костромской крестьянин, который зимой 1613 г. завёл отряд поляков в непроходимое лесное болото? (Иван Сусанин)
- Наверное, вы знаете, что фамилия Петра I – Романов. Как звали первого царя из династии Романовых.
(Михаил Федорович)
5*. Опишите, как выглядели опричники во время Ивана Грозного?
(Одежда – черная, из грубого сукна. Ездили на вороных конях в черной сбруе. К седлу прикрепляли собачью голову и метлу. Всем видом наводили ужас и страх на встречных)
6. Имя человека, который фактически правил Россией от имени Федора Ивановича, сына Ивана IV. (Б. Годунов)
Примечание. Для первого гейма необходимо начернить три дорожки, в которой по 6 вопросов. Участники сами выбирают вопрос из русского языка, литературы или истории. В каждой дорожке есть вопрос, называемый счастливым случаем зарабатывается 2 балла.
Русский язык | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Литература | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
История | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
2 гейм
«Темная лошадка»
В этом гейме необходимо внимательно читать текст литературных произведений, вглядываться в его детали, делать самостоятельные наблюдения. Вам необходимо по словесному портрету угадать литературного героя, этот портрет разбит на 5 подсказок. Если вы называете героя с 1 –й подсказки, то получаете 5 баллов, со 2 – й – 4 и т. д.
I.
5. – это человек вечно неугомонный и страшно упрямый;
4. – он был чрезвычайно тяжел и толст;
3. – ему по сердцу была простая жизнь;
2. – он отличался грубой прямотой своего нрава;
1. – это был один из числа коренных, старых полковников.
(Тарас Бульба)
II.
5. – это мужчина высокого роста, плечист и сложен на славу;
4. – черная курчавая борода до половины закрывала его суровое и мужественное лицо;
3. – из – под сросшихся бровей смело глядели небольшие карие глаза;
2. – все окрестные мужики боялись его как огня;
1. – он был мастером своего дела: вязанки хворосту не даст утащить.
(Бирюк)
III.
5. – это молодая замужняя женщина;
4. – её золотистые косы заплетены яркими лентами;
3. – на святой Руси не сыскать такой красавицы;
2. – ходит плавно, будто лебедушка;
1. – во семье родилась она купеческой, прозывается….
(Алена Дмитриевна)
IV.
5 – это молодая прекрасная девушка из богатой семьи;
4. – она смеялась от души, и смех придавал сверкающую силу её красоте;
3. – у нее чудесные черные, пронзительно – ясные, ослепительные очи;
2. – она голодала в осажденном городе, но это сделало ее еще прекраснее;
1. – она подарила своему возлюбленному дорогой шарф, шитый собственными руками.
(Польская панночка)
3 гейм
«Знакомые незнакомцы»
Задача участников – узнать по портрету писателя или поэта. Правильно назвать его по имени, отчеству, фамилии.
(1. Пушкин 2. Лермонтов 3. Гоголь 4. Тургенев 5. Чехов
6. Некрасов)
4 гейм
«Заморочки из бочки»
Условия гейма: в этом красивом бочонке находится 6 фишек с номерами; № каждой фишки соответствует № вопроса. Ваша задача: каждая команда по очереди вытягивает из бочонка по одной фишке; № на фишке - № вашего вопроса; каждой команде предстоит ответить на 3 вопроса. Вопросы этого гейма несложные, но требующие вашей эрудиции, хорошей памяти и просто сообразительности. Ведь это заморочки!
Среди 6 вопросов – 2 счастливых случая, и если вам повезет с «счастливым» вопросом, в случае правильного ответа ваши баллы удваиваются. Я желаю вам удачи! Вперед!
1. Все мы читали повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» о жизни донских казаков. Давайте же вспомним, а как наказывали в Запорожской Сечи «проворовавшегося казака»?
(привязывали к позорному столбу и возле клали дубину, каждый проходящий д. б. наносить удары, пока не забьют до смерти)
2*. С К в полях меня найдете колос
С Г романсы запоете голос
С В в косички заплетёте волос
Вам досталась метаграмма и вы должны ее отгадать. Замените в слове одну букву другой и вы получите новое слово!
3. «Терпи, казак, атаманом будешь». Кто из литературных героев и кому говорят эти слова?
(Тарас Бульба → сыну Андрию)
4. Люлька. Что это такое на Украине? И какую роковую роль она сыграла в судьбе гоголевского героя – Т. Бульбы?
(трубка, во время последнего боя Т. Бульба нагнулся за выпавшей люлькой и был схвачен врагами).
5*. «У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том…»
Знаете ли вы, что такое Лукоморье?
(изгиб, излучина морского берега).
6. Шарада
Из списка птиц мой первый слог возьмите,
Второй – с бараньей головы.
Откройте печь и там найдите
То, что не раз едали вы.
(пирог)
5 гейм
«Музыкальный конкурс»
Для команд звучат музыкальные произведения. Назовите композитора и к какому литературному произведению оно относится. (ответ письменный)
1. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка» Мусоргский
(Гоголь «Сорочинская ярмарка»)
2. Опера «Борис Годунов» Мусоргский
(Пушкин «Борис Годунов»)
3. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» Глинки.
(Пушкин «Руслан и Людмила»)
6 гейм
«Ты – мне; я – тебе»
Наши команды заранее получили домашнее задание. Они должны были сделать пантомиму на басню Ив. Анд. Крылова (т. е. показать ее с помощью жестов и мимики). Жюри должны оценить артистические способности наших участников, ну а команда соперников должна узнать и сказать, о какой басне Крылова идет речь.
(«Ворона и лисица», «Стрекоза и муравей»)
7 гейм
«Гонка за лидером»
Вопросы I команде.
- Имя героя Древней Греции, совершившего 12 подвигов (Геракл)
- Назовите фамилию няни А. С. Пушкина.
(Яковлева)
- Что покупают в мешке? (кот)
- Кто из русских поэтов был прекрасным живописцем?
(Лермонтов)
- В каком учебном заведении учился А.С. Пушкин?
(Царскосельском лицее)
- Кто автор стихотворения «Однажды в студеную зимнюю пору…»? (Некрасов)
- «Она обязана трудиться и день, и ночь..» Кто она?
(Душа)
- Вспомните прозвище Лжедмитрия – II.
(«Тушенский вор»)
- У кого был толоконный лоб? (поп)
- Какими словами начинается пушкинская сказка «Сказка о царе Салтане…» (Три девицы под окном)
- Кем приходились друг другу Том Сойер и Гек Финн?
(друзья)
- Как называлось древнерусское войско? (дружина)
- Имя монаха – летописца из трагедии Пушкина «Борис Годунов». (Пимен)
- Кого из героев Гоголя сожгли на костре. (Т. Бульба)
- Какой литературный герой умел варить суп в пригоршне? (мужик из сказки С – Ш)
- Что украл черт в ночь под Рождеством? (месяц с неба)
Вопросы II команде.
- Гора в Греции, место пребывания богов. (Олимп)
- Где родился А. С. Пушкин? (Москва)
- Чего в мешке не утаишь? (шило)
- Кого из русских поэтов звали Афанасием? (Фет)
- Назовите фамилию двух лицейских друзей Пушкина, ставших декабристами? (Кюхельбекер, Пущин)
- Кто автор стихотворения «Белая береза под моим окном…»? (Есенин)
- Как звали трёх поросят из французской сказки?
(Ниф – Ниф, Наф – Наф, Нуф – Нуф)
- Что приговаривал Балда с укоризной?
(не гоняйся за дешевизной)
- «Я увидел свой портрет, отошел – портрета нет – что это? (зеркало)
- Князь, крестивший Русь? (Владимир)
- В каком городе княжили Петр и Феврония?
(В Муроме)
- Герой, подковавший блоху (левша)
- Кто говорил: «Есть еще порох в пороховницах..»?
(Т. Бульба)
- Как звали любимого опричника царя Ивана Грозного? (Кирибеевич)
- Куда прятала своих гостей Солоха? (мешок)
- Илья Муромец и Добрыня Никитич, Алеша Попович – кто это? (богатыри)
Определяют жюри лидера. Подведение итогов. Награждение
КОНКУРС ПЛАКАТОВ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Критерии оценки:
- соответствие тематике;
- актуальность и новизна материала;
- глубина раскрытия темы;
оригинальность подачи материала;
- техника исполнения;
- творческий подход.
Победителей ждут ценные призы!
«Сказка, сказка, приходи!»
Ход занятия.
Звучит музыка. Выходит Сказочница.
Сказочница.
Картину пишут красками,
У красок яркий цвет.
Жизнь украшают сказками,
У сказок дивный свет.
Весёлые и грустные,
Но добрые всегда,
Волшебные, искусные
Живут в них мастера.
Живут герои разные,
Волнуют нам сердца.
Герои есть прекрасные,
А есть герои зла.
Добро со злом сражается,
Свет побеждает тьму.
Любовь в них прославляется,
Поётся гимн уму.
Со сказкой вырастаем мы.
Со сказкою живём.
Мы сказкой вдохновляемы,
Мы сказку в жизни ждём.
Сказочница.
Ребята, а вы любите сказки? Конечно, любите! Сказки любят все, даже взрослые. Вот поэтому мы сейчас отправимся в сказочное царство- государство. Вам, ребята, наверное, очень хочется побывать там? Для этого нужно вспомнить, из какой сказки слова:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели!
Правильно, ребята! Сказка называется «Цветик-семицветик», и у нас есть волшебный цветок. Мы сейчас оторвём лепесток, вы все вместе скажете волшебные слова, и мы с вами окажемся в сказочном царстве-государстве. Приготовились.
Ребята повторяют слова.
Сказочница. Вот мы с вами оказались на поляне сказок. Сколько здесь сказочных героев! Вы не видите их? Вы, наверное, забыли, что сказка учит мечтать и требует от нас одного- верить в неё.
Сейчас, ребята, если вы очень захотите, некоторые герои сказок могут ожить. Но надо только очень этого захотеть.
Появляется Избушка на курьих ножках.
Итак, на нашем пути избушка на курьих ножках. Кто живёт в этой избушке?
- Баба Яга.
Звучит музыка. Из избушки выскакивает Баба- Яга.
Сказочница.
- Чтобы вырваться из цепких рук Бабы- Яги, необходимо отгадать её загадки
1. Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он, сам того не ведая,
Несёт её домой. (Маша и медведь)
2. Появилась девочка в чашке цветка.
И была та девочка чуть больше ноготка. (Дюймовочка)
3. В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Реченька, спаси меня.
Реченька, спаси меня. (Гуси-лебеди)
4 Ах ты, Петя – простота,
Сплоховал немножко.
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. (Петушок- золотой гребешок)
5. Вымолвил словечко- покатилась печка.
Прямо из деревни к царю да царевне.
И за что, не знаю, повезло лентяю. (По щучьему велению)
6. Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться.
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
7. Не лежалось на окошке-
Покатился по дорожке. (Колобок)
Сказочница. Чтобы попасть в сказочное царство -государство, надо принять участие в литературном викторине-турнире.
Каждой команде будет предложен отрывок из художественного произведения. Нужно отгадать, о ком или о чём идёт речь, назвать автора.
Ой, вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы пойдите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой,
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять! (Федора из сказки К.Чуковского «Федорино горе»)
Всю ночь накануне торжества просидели они за шитьём и сожгли больше шестнадцати свечей. Всем видно было, что они очень стараются управиться в срок. Они делали вид, что снимают ткань со станков, они резали большими ножницами воздух, они шили иглой без нитки. (Портные из сказки «Новое платье короля» Х.-К.Андерсена)
Вдруг из ворот обгоревшего дома
Вышел один человек незнакомый.
Рыжий от ржавчины, весь в синяках,
Девочку крепко держал он в руках. (Неизвестный герой из одноимённого стихотворения С.Я.Маршака)
Через две минуты борода его была вполне готова к употреблению. Он вырвал два волокна, и не успела ещё растаять в воздухе сопутствующая этому хрустальная музыка, как одежда наших друзей стала выглядеть так, словно её только что хорошенько отутюжили, а обувь не только заблестела, но даже запахла самым дорогим сапожным кремом. (Старик Хоттабыч из одноимённой сказки Л.Логина)
Как он ездил за кольцом,
Как на небе был послом,
Как хитро поймал жар- птицу,
Как похитил царь-девицу,
Как к числу других затей,
Спас он тридцать кораблей,
Как в котлах он не сварился,
Как красавцем учинился-
Словом, речь наша о том,
Как он сделался царём. (Иван из сказки «Конёк- Горбунок» П.Ершова)
Он появился на тротуаре с ведром извести и длинной кистью в руках. Вздыхая, он окунул кисть в ведро и провёл ею по верхней доске забора, потом повторил эту операцию, проделал её снова, сравнил ничтожную выбеленную полоску с необозримым материком некрашеного забора и уселся под деревом в полном унынии. (Том Сойер из романа М.Твена «Приключения Тома Сойера»)
Итак, закончилась литературная викторина- турнир. И мы с вами оказались в сказочном царстве- государстве