Летний отдых и занятость детей
Программы детского оздоровительного лагеря, лагеря труда и отдыха, летняя трудовая практика на пришкольном участке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация программы ДОЛ | 2.26 МБ |
программа летнего оздоровительного лагеря | 219.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обоснование актуальности проблемы Приближается лето - пора отдыха детей в летних пришкольных лагерях. С наступлением летних каникул перед родителями, бабушками и дедушками встает вопрос, каким образом организовать отдых своих детей. Особую роль играют летние лагеря с дневным пребыванием при образовательных учреждениях. На сегодняшний день это наиболее выгодный и для многих единственный выход из положения. Посещая пришкольный лагерь, ребенок не отрывается от семьи, находится под контролем педагогов, своевременно накормлен, занят интересными делами. Сегодня в лагере учащиеся школы могут получить дополнительные занятия, поправить свое здоровье и просто отдохнуть. Еще один момент – это возможность общения ребенка с привычным кругом друзей. Огромное значение для родителей имеет тот фактор, что в отрядах работают педагоги, которые обучают детей в течение года. Родители спокойны за своих детей. Безусловная безопасность всех мероприятий Учет особенностей каждой личности Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря Достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности лагеря Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря Принципы, используемые при планировании и при проведении лагерной смены
Основная цель лагерной смены «ТЕРЕМОК» организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период, создание условий для укрепления здоровья детей. Задачи 1. Создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива. 2. Преодолеть разрыв между физическим и духовным развитием детей средством игры, познавательной и трудовой деятельностью. 3. Вовлекать в систематические занятия физической культурой и спортом всех детей, отдыхающих в лагере. 4. Формирование у школьников навыков общения и толерантности. 5. Утверждение в сознании школьников нравственной и культурной ценности 6. Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья. 7. Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления. 8. Развитие и укрепление связей школы, семьи.
Реализация основных положений ПРОГРАММЫ индивидуально-личностный подход к каждому ребенку; коллективизм; креативность (творчество); укрепление навыков здорового образа жизни МЕТОДЫ РАБОТЫ ФОРМЫ РАБОТЫ взаимодействие; убеждение; пример; психодиагностика; поощрение; наблюдение; коллективная работа; игра. Беседы, игры, конкурсные программы, игры по станциям, встречи с интересными и творческими коллективами, коллективно-творческие дела, викторины, спортивно-оздоровительные мероприятия, просмотр кино и мультфильмов, экскурсии.
Наши дела Направление Спортивно-оздоровительное воспитание. В это направление входят мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни. Разрабатываются и проводятся различные встречи, экскурсии, соревнования, конкурсные программы по физической культуре, ОБЖ, противопожарной безопасности, правилам дорожного движения, по оказанию первой медицинской помощи. С помощью спорта и физкультуры решаются задачи физического воспитания: укрепление здоровья, физическое развитие детей. Творчески подходя к делу, можно разнообразить, сделать увлекательной самую обыкновенную утреннюю гимнастику. Ежедневная утренняя зарядка; Спортивные соревнования и праздники; Беседы, конкурсы, викторины по спорту; День Здоровья; Беседы, викторины на тему ЗОЖ; Конкурсы плакатов о ЗОЖ, на тему противопожарной безопасности; Встречи с медицинским работником. Формы деятельности
Наши дела Направлени е Художественно-эстетическое воспитание. Это направление отражает в себе художественное и эстетическое воспитание детей. Различные мероприятия этого направления должны способствовать развитию у детей чувства ответственности, надежности, честности, заботливости и уважения по отношению к себе, к другим людям и к порученному делу, а также чувства прекрасного, бережного отношения к природе. Это направление должно способствовать творческому развитию детей и их инициативе. Необходимо создать все условия для реализации этого направления, т.к. мероприятия этого направления благоприятствуют самореализации, самосовершенствованию и социализации ребенка в жизни. Формы деятельности Беседы, викторины по истории родного края (района) школы, символике РФ; Конкурсы; Праздники, утренники; Конкурсы рисунков, плакатов; Литературные конкурсы; Посещение сельской библиотеке.
Наши дела Направление Гражданско-патриотическое воспитание. Это направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Мероприятия этого направления должны воспитывать в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру. День Памяти; Викторины, беседы (12 июня, День России); Экскурсия в народный музей Формы деятельности
Наши дела Направление Трудовое и экологическое воспитание. Это направление занимает особое место в системе воспитания. Именно в процессе трудовой деятельности происходит физическое и умственное развитие, воспитание аккуратности, желание поддерживать чистоту и порядок. В трудовом воспитании школьников большое место занимает хозяйственно-бытовой труд: уборка помещения, работа на пришкольном участке, в библиотеке, компьютерном классе. Беседы, викторины по истории родного края Работа по благоустройству школы и школьного двора; Работа в библиотеке; Работа в компьютерном классе; Работа по очистке территории села от мусора. Формы деятельности
Ожидаемые результаты программы Результативность программы оценивается по трём основным критериям: Социальному: развитие творческого потенциала детей, укрепление дружбы и сотрудничества между детьми. Образовательному: пополнение знаний о ЗОЖ, об окружающей среде и ее влияние на наше здоровье. Оздоровительному: укрепление здоровья детей. Слово об авторе Калошкина Алла Александровна Учитель технологии и экономики Филиал МБОУ Ужовской СОШ – Ильинская ОШ.
Предварительный просмотр:
Филиал МБОУ Ужовской СОШ – Ильинская ОШ
Починковского района Нижегородской области
Начальник лагеря
Калошкина А.А.
с. Ильинское
2013 г.
Введение
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая спортивно-оздоровительная и досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации. Лагерь с дневным пребыванием учащихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, социального творчества.
Ежегодно для учащихся проводится спортивно-оздоровительная и экологическая смены в лагере дневного пребывания на базе МБ ОУ ООШ с. Ильинское. В нем отдыхают учащиеся начальных классов и среднего звена. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей.
Физическая культура и спорт играют огромную роль в жизни современного общества. Они не только укрепляют здоровье нации, но и воспитывают мужество, волю, упорство в достижении цели, умение не пасовать перед трудностями и с честью выходить из непростых ситуаций. Спорту, как и настоящей полнокровной жизни, чужды пассивность, безволие, успокоенность. Каждодневное напряжение, преодоление всех объективных и субъективных трудностей - вот обязательные условия достижения жизненных целей. Этому учат постоянные тренировки.
Жизнь и практика показывают, что тот, кто прошел хорошую школу физического воспитания, более приспособлен к высокому производительному физическому и умственному труду, способен более легко находить правильные и нужные решения в трудных ситуациях. Это ярко доказала военная служба, космонавтика, различные трудные этапы жизни человека.
Физкультура и спорт помогли тысячам граждан воспитать в себе силу воли, целеустремленность, выдержку, самодисциплину, коллективизм, товарищество, дружбу, взаимовыручку и другие качества.
Народная мудрость гласит: «Здоровье - всему голова». Здоровье - бесценный дар природы, источник счастья.
Экологическая деятельность в жизни лагеря представлена в форме коллективно-творческих дел. Коллективно-творческие дела развивают творческие способности детей. Через КТД удовлетворяются их потребности, связанные с расширением сферы общения. Тематика дней отображается в плане работы лагеря.
Цели и задачи программы
Цель - организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период, создание условий для укрепления здоровья детей.
Задачи:
1. Создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива.
2. Преодолеть разрыв между физическим и духовным развитием детей средством игры, познавательной и трудовой деятельностью.
3. Вовлекать в систематические занятия физической культурой и
спортом всех детей, отдыхающих в лагере.
4. Формирование у школьников навыков общения и толерантности.
5. Утверждение в сознании школьников нравственной и культурной ценности
6. Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья.
7. Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
8. Развитие и укрепление связей школы, семьи.
Принципы, используемые при планировании
и при проведении лагерной смены
- Безусловная безопасность всех мероприятий
- Учет особенностей каждой личности
- Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря
- Достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности лагеря
- Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня
- Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря
- Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых
- Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.
Направления и виды деятельности
Летний оздоровительный лагерь дневного пребывания работает по следующим направлениям:
Направление | Формы деятельности |
Художественно-эстетическое воспитание. Это направление отражает в себе художественное и эстетическое воспитание детей. Различные мероприятия этого направления должны способствовать развитию у детей чувства ответственности, надежности, честности, заботливости и уважения по отношению к себе, к другим людям и к порученному делу, а также чувства прекрасного, бережного отношения к природе. Это направление должно способствовать творческому развитию детей и их инициативе. Необходимо создать все условия для реализации этого направления, т.к. мероприятия этого направления благоприятствуют самореализации, самосовершенствованию и социализации ребенка в жизни. |
|
Спортивно-оздоровительное воспитание. В это направление входят мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни. Разрабатываются и проводятся различные встречи, экскурсии, соревнования, конкурсные программы по физической культуре, ОБЖ, противопожарной безопасности, правилам дорожного движения, по оказанию первой медицинской помощи. С помощью спорта и физкультуры решаются задачи физического воспитания: укрепление здоровья, физическое развитие детей. Творчески подходя к делу, можно разнообразить, сделать увлекательной самую обыкновенную утреннюю гимнастику. |
|
Гражданско-патриотическое воспитание. Это направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Мероприятия этого направления должны воспитывать в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру. |
(12 июня, День России);
|
Трудовое и экологическое воспитание. Это направление занимает особое место в системе воспитания. Именно в процессе трудовой деятельности происходит физическое и умственное развитие, воспитание аккуратности, желание поддерживать чистоту и порядок. В трудовом воспитании школьников большое место занимает хозяйственно-бытовой труд: уборка помещения, работа на пришкольном участке, в библиотеке, компьютерном классе. |
|
Обоснование актуальности проблемы
Приближается лето - пора отдыха детей в летних пришкольных лагерях. С наступлением летних каникул перед родителями, бабушками и дедушками встает вопрос, каким образом организовать отдых своих детей. Особую роль играют летние лагеря с дневным пребыванием при образовательных учреждениях. На сегодняшний день это наиболее выгодный и для многих единственный выход из положения. Посещая пришкольный лагерь, ребенок не отрывается от семьи, находится под контролем педагогов, своевременно накормлен, занят интересными делами. Сегодня в лагере учащиеся школы могут получить дополнительные занятия, поправить свое здоровье и просто отдохнуть.
Еще один момент – это возможность общения ребенка с привычным кругом друзей. Огромное значение для родителей имеет тот фактор, что в отрядах работают педагоги, которые обучают детей в течение года. Родители спокойны за своих детей.
Организация взаимодействия летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Теремок» с социумом
География проекта: основная территория реализации проекта – территория школы, окрестности села.
Площадка Программы: основной площадкой Программы и организацией, реализующей ее составляющие, является филиал МБОУ Ужовской СОШ – Ильинская ОШ
Социальные взаимодействия и партнеры: основными партнерами в работе по реализации Программы является филиал МБОУ Ужовской СОШ – Ильинская ОШ. В ходе реализации программы авторы предполагают сотрудничество с государственными и общественными организациями, реализующими по роду своей деятельности программы развития и воспитания детей.
Условия реализации программы.
1. Нормативно-правовые условия:
Закон «Об образовании РФ»
Конвенция о правах ребенка, ООН,1991г.
Устав МБОУ Ужовской СОШ
Положение о лагере дневного пребывания.
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
Инструкции по организации и проведению походов и экскурсий.
Приказы отдела образования.
Должностные инструкции работников.
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
Заявления от родителей.
Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
Акт приемки лагеря.
2. Материально-технические условия:
| Применение | Ответственные |
1 | 2 | 3 |
Кабинеты | Комната отдыха, игровые комнаты | Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
Спортивный зал | Занятия спортом, состязания, линейка (в случае плохой погоды) | Физрук |
Спортивная площадка | Линейка, проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания | Физрук |
Школьный двор | Отрядные дела, игры-путешествия | Воспитатели, администрация лагеря |
Актовый зал | Праздничные мероприятия и концерты, постановка спектаклей, работа детской творческой мастерской | Воспитатели, администрация лагеря |
Школьная библиотека | Литература для педагогов и детей лагеря | Библиотекарь |
Школьная столовая | Завтрак, обед, полдник | Повар |
Комнаты гигиены | Туалеты, места для мытья ног, сушилки для полотенец, раздевалки | Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
Ожидаемые результаты
В ходе реализации данной программы ожидается:
1. Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья
2. Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
3. Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
4. Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
5. Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
6. Приобретение новых знаний и умений (разучивание песен, игр)
7. Расширение кругозора детей.
8. Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
9. Личностный рост участников смены.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
В ЛЕТНЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ «ТЕРЕМОК» 2014 г.
День | Мероприятие |
01.07. «Открытие лагеря» | 1. Организационное мероприятие (встреча детей, распределение обязанностей). 2. Проведение инструктажа по ТБ 3. Ознакомление с планом работы лагеря. Открытие лагеря. 4. Посещение мед.пункта. 5. Подвижные игры |
02.07. «Наш любимый край» | 1. Мероприятие «Мы – друзья природы» 2. Рисунки «Наш любимый край» 3. Минутки здоровья «Твой режим дня на каникулах» 4. Фото-сессия «Как нам вместе хорошо». |
03.07. «По дорогам сказок» | 1.Путешествие в сказку «По сказкам А.С. Пушкина»; «Одежда для сказочных героев» нарисовать эскизы костюмов для сказочных персонажей. 2. Инсценировка сказок или посещение сельской библиотеки. 3. Подвижные игры. 4. Минутки здоровья «Путешествие в страну Витаминию». |
04.07. «Природа и фантазия» | 1. Конкурс поделок из природного материала. Праздник необычных цветов и цветочных костюмов. 2. «Рассказ на одну букву» сочинить короткий рассказ о природе на одну букву – К; М; О; П; С; 3. Беседа «Правила поведения в лесу» 4. Организация выставки «Природа и фантазия» 5. Настольные игры. |
05.07. «День дружбы» | 1. «Солнечный круг» развлекательно – игровая программа; 2. Конкурс «Лучшая песня о дружбе» 3. «Знатоки дорожной азбуки» Профилактическая беседа о правилах поведения на улице. 4. Подвижные игры. |
07.07. «Страна веселых и находчивых» | 1. Путешествие на планету веселых игр «Мы не будем унывать». 2. Игры на свежем воздухе или в спортзале «Спортландия» 3. Минутки здоровья «От чего зависит твое настроение» |
08.07. «Красная книга» | 1. Беседа «Охраняемые редкие виды животных и растений» 2. Викторина «Как животные нам служат?» 3. Мероприятие «Эти забавные животные» 4. Подвижные игры. |
09.07. «Россия – родина моя» | 1. Конкурс электронных презентаций «Россия - родина моя» 2. Минутки здоровья «Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге» 3. Игры на свежем воздухе |
10.07. «День здоровья и спорта» | 1. Минутки здоровья - беседа «Мой рост и мой вес» 2.Малая спартакиада. Под девизом: «Мы за здоровый образ жизни» |
11.07. «День смеха и забав» | 1. Игра «Рассмеши соседа» 2. Настольные игры. 3. Минутки здоровья «Солнце, Воздух, и Вода наши лучшие друзья» |
12.07. «День открытий»
| 1. «Хочу все знать». Брейн-ринг. 2. Конкурс «Самый фантастический проект» 3. Игры на свежем воздухе. |
14.07. «День экологии» | 1.Выставка рисунков «Лучшая клумба». 2. Рейд «Все на борьбу с дядюшкой Мусором!». Благоустройство пришкольного участка. 3. Минутка здоровья «Зелёная аптечка» первая помощь при укусах насекомых. |
15.07. «День талантов» | 1. Конкурс рисунков «Здравствуй, лето!» 2. Конкурс художественной самодеятельности «Алло, мы ищем таланты!» (подготовка к закрытию лагеря) 3. Игры на свежем воздухе. |
16.07. «Спорт, спорт, спорт» | 1. Конкурс газет «Мы и спорт» 2. Весёлые старты |
17.07. «Юмор и спорт» |
|
18.07. «Мастерство всегда в почете» | 1. Парад моделированной одежды из бросового материала. 2. Подвижные игры. |
19.07. «Краеведение» |
|
21.07. «День расставания» | 1. Праздничный концерт «До новых встреч» 2. Чемпионы лагеря. Подведение итогов смены. 3. Заполнение анкеты «чему я научился в лагере» |