Летний отдых и занятость детей

Калошкина Алла Александровна

Программы детского оздоровительного лагеря, лагеря труда и отдыха, летняя трудовая практика на пришкольном участке.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Филиал МБОУ Ужовской СОШ – Ильинская ОШ Починковского района Нижегородской области ЛЕТО - 2013

Слайд 2

Обоснование актуальности проблемы Приближается лето - пора отдыха детей в летних пришкольных лагерях. С наступлением летних каникул перед родителями, бабушками и дедушками встает вопрос, каким образом организовать отдых своих детей. Особую роль играют летние лагеря с дневным пребыванием при образовательных учреждениях. На сегодняшний день это наиболее выгодный и для многих единственный выход из положения. Посещая пришкольный лагерь, ребенок не отрывается от семьи, находится под контролем педагогов, своевременно накормлен, занят интересными делами. Сегодня в лагере учащиеся школы могут получить дополнительные занятия, поправить свое здоровье и просто отдохнуть. Еще один момент – это возможность общения ребенка с привычным кругом друзей. Огромное значение для родителей имеет тот фактор, что в отрядах работают педагоги, которые обучают детей в течение года. Родители спокойны за своих детей. Безусловная безопасность всех мероприятий Учет особенностей каждой личности Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря Достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности лагеря Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря Принципы, используемые при планировании и при проведении лагерной смены

Слайд 3

Основная цель лагерной смены «ТЕРЕМОК» организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период, создание условий для укрепления здоровья детей. Задачи 1. Создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива. 2. Преодолеть разрыв между физическим и духовным развитием детей средством игры, познавательной и трудовой деятельностью. 3. Вовлекать в систематические занятия физической культурой и спортом всех детей, отдыхающих в лагере. 4. Формирование у школьников навыков общения и толерантности. 5. Утверждение в сознании школьников нравственной и культурной ценности 6. Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья. 7. Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления. 8. Развитие и укрепление связей школы, семьи.

Слайд 4

Реализация основных положений ПРОГРАММЫ индивидуально-личностный подход к каждому ребенку; коллективизм; креативность (творчество); укрепление навыков здорового образа жизни МЕТОДЫ РАБОТЫ ФОРМЫ РАБОТЫ взаимодействие; убеждение; пример; психодиагностика; поощрение; наблюдение; коллективная работа; игра. Беседы, игры, конкурсные программы, игры по станциям, встречи с интересными и творческими коллективами, коллективно-творческие дела, викторины, спортивно-оздоровительные мероприятия, просмотр кино и мультфильмов, экскурсии.

Слайд 5

Наши дела Направление Спортивно-оздоровительное воспитание. В это направление входят мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни. Разрабатываются и проводятся различные встречи, экскурсии, соревнования, конкурсные программы по физической культуре, ОБЖ, противопожарной безопасности, правилам дорожного движения, по оказанию первой медицинской помощи. С помощью спорта и физкультуры решаются задачи физического воспитания: укрепление здоровья, физическое развитие детей. Творчески подходя к делу, можно разнообразить, сделать увлекательной самую обыкновенную утреннюю гимнастику. Ежедневная утренняя зарядка; Спортивные соревнования и праздники; Беседы, конкурсы, викторины по спорту; День Здоровья; Беседы, викторины на тему ЗОЖ; Конкурсы плакатов о ЗОЖ, на тему противопожарной безопасности; Встречи с медицинским работником. Формы деятельности

Слайд 6

Наши дела Направлени е Художественно-эстетическое воспитание. Это направление отражает в себе художественное и эстетическое воспитание детей. Различные мероприятия этого направления должны способствовать развитию у детей чувства ответственности, надежности, честности, заботливости и уважения по отношению к себе, к другим людям и к порученному делу, а также чувства прекрасного, бережного отношения к природе. Это направление должно способствовать творческому развитию детей и их инициативе. Необходимо создать все условия для реализации этого направления, т.к. мероприятия этого направления благоприятствуют самореализации, самосовершенствованию и социализации ребенка в жизни. Формы деятельности Беседы, викторины по истории родного края (района) школы, символике РФ; Конкурсы; Праздники, утренники; Конкурсы рисунков, плакатов; Литературные конкурсы; Посещение сельской библиотеке.

Слайд 7

Наши дела Направление Гражданско-патриотическое воспитание. Это направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Мероприятия этого направления должны воспитывать в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру. День Памяти; Викторины, беседы (12 июня, День России); Экскурсия в народный музей Формы деятельности

Слайд 8

Наши дела Направление Трудовое и экологическое воспитание. Это направление занимает особое место в системе воспитания. Именно в процессе трудовой деятельности происходит физическое и умственное развитие, воспитание аккуратности, желание поддерживать чистоту и порядок. В трудовом воспитании школьников большое место занимает хозяйственно-бытовой труд: уборка помещения, работа на пришкольном участке, в библиотеке, компьютерном классе. Беседы, викторины по истории родного края Работа по благоустройству школы и школьного двора; Работа в библиотеке; Работа в компьютерном классе; Работа по очистке территории села от мусора. Формы деятельности

Слайд 9

Ожидаемые результаты программы Результативность программы оценивается по трём основным критериям: Социальному: развитие творческого потенциала детей, укрепление дружбы и сотрудничества между детьми. Образовательному: пополнение знаний о ЗОЖ, об окружающей среде и ее влияние на наше здоровье. Оздоровительному: укрепление здоровья детей. Слово об авторе Калошкина Алла Александровна Учитель технологии и экономики Филиал МБОУ Ужовской СОШ – Ильинская ОШ.



Предварительный просмотр:

Филиал МБОУ Ужовской СОШ – Ильинская ОШ

Починковского района  Нижегородской области

                             Начальник лагеря

                                       Калошкина А.А.


с. Ильинское  

2013 г.

Введение

          Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая спортивно-оздоровительная и досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации. Лагерь с дневным пребыванием  учащихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, социального творчества.

  Ежегодно для учащихся проводится спортивно-оздоровительная и  экологическая  смены  в лагере дневного пребывания на базе МБ ОУ ООШ с. Ильинское. В нем отдыхают учащиеся начальных классов и среднего звена. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей.

   Физическая культура и спорт играют огромную роль в жизни современного общества. Они не только укрепляют здоровье нации, но и воспитывают мужество, волю, упорство в достижении цели, умение не пасовать перед трудностями и с  честью выходить из непростых ситуаций. Спорту, как и настоящей полнокровной жизни, чужды пассивность, безволие, успокоенность. Каждодневное напряжение, преодоление всех объективных и субъективных трудностей - вот обязательные условия достижения жизненных целей. Этому учат постоянные тренировки.

   Жизнь и практика показывают, что тот, кто прошел хорошую школу физического воспитания, более приспособлен к высокому производительному физическому и умственному труду, способен более легко находить правильные и нужные решения в трудных ситуациях. Это ярко доказала военная служба, космонавтика, различные трудные этапы жизни человека.

   Физкультура и спорт помогли тысячам граждан воспитать в себе силу воли, целеустремленность, выдержку, самодисциплину, коллективизм, товарищество, дружбу, взаимовыручку и другие качества.

  Народная мудрость гласит: «Здоровье - всему голова». Здоровье - бесценный дар природы, источник счастья.

      Экологическая деятельность в жизни лагеря представлена в форме коллективно-творческих дел. Коллективно-творческие дела развивают творческие способности детей. Через КТД удовлетворяются их потребности, связанные с расширением сферы общения. Тематика дней отображается в плане работы лагеря.

   Цели и задачи программы

Цель - организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период, создание условий для укрепления здоровья  детей.

Задачи:

1.     Создание  системы  физического  оздоровления  детей  в  условиях  временного  коллектива.

2.     Преодолеть разрыв между  физическим и духовным развитием  детей средством  игры, познавательной и трудовой  деятельностью.

 3. Вовлекать в систематические занятия физической культурой и

    спортом всех детей, отдыхающих в лагере.

4.     Формирование у школьников навыков общения и толерантности.

5.     Утверждение в сознании школьников нравственной и культурной ценности

6.     Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья.

 7. Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие                                            творческого мышления.

8.     Развитие и укрепление связей школы, семьи.

 

Принципы, используемые при планировании

 и  при проведении лагерной смены

  •     Безусловная безопасность всех мероприятий
  •        Учет особенностей каждой личности
  •        Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря
  •       Достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности лагеря
  •       Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня
  •       Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря
  •       Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых
  •      Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.

 Направления и виды деятельности

         Летний оздоровительный лагерь дневного пребывания работает по следующим направлениям:

Направление

Формы деятельности

Художественно-эстетическое воспитание. 

Это направление отражает в себе художественное и эстетическое воспитание детей. Различные мероприятия этого направления должны способствовать развитию у детей чувства ответственности, надежности, честности, заботливости и уважения по отношению к себе, к другим людям и к порученному делу, а также чувства прекрасного, бережного отношения к природе. Это направление должно способствовать творческому развитию детей и их инициативе. Необходимо создать все условия для реализации этого направления, т.к. мероприятия этого направления благоприятствуют самореализации, самосовершенствованию и социализации ребенка в жизни.

  • Беседы, викторины по истории родного края (района) школы, символике РФ;
  • Конкурсы;
  • Праздники, утренники;
  • Конкурсы рисунков, плакатов;
  • Литературные конкурсы;
  • Посещение сельской библиотеке.

Спортивно-оздоровительное воспитание. 

В это направление входят мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни. Разрабатываются и проводятся различные встречи, экскурсии, соревнования, конкурсные программы по физической культуре, ОБЖ, противопожарной безопасности, правилам дорожного движения, по оказанию первой медицинской помощи. С помощью спорта и физкультуры решаются задачи физического воспитания: укрепление здоровья, физическое развитие детей. Творчески подходя к делу, можно разнообразить, сделать увлекательной самую обыкновенную утреннюю гимнастику.

  • Ежедневная утренняя зарядка;
  • Спортивные соревнования и праздники;
  • Беседы, конкурсы, викторины по спорту;
  • День Здоровья;
  • Беседы, викторины на тему ЗОЖ;
  • Конкурсы плакатов о ЗОЖ, на тему противопожарной безопасности;
  • Встречи с медицинским работником;

Гражданско-патриотическое воспитание. Это направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Мероприятия этого направления должны воспитывать в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру.

  • День Памяти;
  • Викторины, беседы

(12 июня, День России);

  • Экскурсия в народный музей

Трудовое и экологическое воспитание. Это направление занимает особое место в системе воспитания. Именно в процессе трудовой деятельности происходит физическое и умственное развитие, воспитание аккуратности, желание поддерживать чистоту и порядок. В трудовом воспитании школьников большое место занимает хозяйственно-бытовой труд: уборка помещения, работа на пришкольном участке, в библиотеке, компьютерном классе.

  • Беседы, викторины по истории родного края
  • Работа по благоустройству школы и школьного двора;
  • Работа в библиотеке;
  • Работа в компьютерном классе;
  • Работа по очистке территории села от мусора.

 

Обоснование актуальности проблемы

 

   Приближается лето - пора отдыха детей в летних пришкольных лагерях. С наступлением летних каникул перед родителями, бабушками и дедушками встает вопрос, каким образом организовать отдых своих детей. Особую роль играют летние лагеря с дневным пребыванием при образовательных учреждениях. На сегодняшний день это наиболее выгодный и для многих единственный выход из положения. Посещая пришкольный лагерь, ребенок не отрывается от семьи, находится под контролем педагогов, своевременно накормлен, занят интересными делами.      Сегодня  в лагере учащиеся школы могут получить дополнительные занятия, поправить свое здоровье и просто отдохнуть.LANDS023

   Еще один момент – это возможность общения ребенка с привычным кругом друзей. Огромное значение для родителей имеет тот фактор, что в отрядах работают педагоги, которые обучают детей в течение года. Родители спокойны за своих детей.

Организация взаимодействия летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Теремок» с социумом

 

География проекта: основная территория реализации проекта – территория школы, окрестности села.

Площадка Программы: основной площадкой Программы и организацией, реализующей ее составляющие, является филиал МБОУ Ужовской СОШ – Ильинская ОШ

Социальные взаимодействия и партнеры: основными партнерами в работе по реализации Программы является филиал МБОУ Ужовской СОШ – Ильинская ОШ. В ходе реализации программы авторы предполагают сотрудничество с государственными и общественными организациями, реализующими по роду своей деятельности программы развития и воспитания детей.

 

 Условия реализации программы.

1. Нормативно-правовые условия: 

       Закон «Об образовании РФ»

       Конвенция о правах ребенка, ООН,1991г.

       Устав МБОУ Ужовской СОШ

       Положение о лагере дневного пребывания.

       Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.

       Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.

       Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.

       Инструкции по организации и проведению походов и экскурсий.

       Приказы отдела образования.

       Должностные инструкции работников.

       Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.

       Заявления от родителей.

       Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.

       Акт приемки лагеря.

2. Материально-технические условия: 

 

Применение

Ответственные

1

2

3

Кабинеты

Комната отдыха, игровые комнаты

Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал

Спортивный зал

Занятия спортом, состязания,  линейка (в случае плохой погоды)

Физрук

Спортивная площадка

Линейка, проведение общелагерных  игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания

Физрук

Школьный двор

Отрядные дела, игры-путешествия

Воспитатели, администрация лагеря

Актовый зал

Праздничные мероприятия и концерты, постановка спектаклей, работа детской творческой мастерской

Воспитатели, администрация лагеря

Школьная библиотека

Литература для педагогов и детей лагеря

Библиотекарь

Школьная столовая

Завтрак, обед, полдник

Повар

Комнаты гигиены

Туалеты, места для мытья ног, сушилки для полотенец, раздевалки

Начальник лагеря, воспитатели,

технический персонал

M_MODERN

Ожидаемые результаты

В ходе реализации данной программы ожидается:

 

1.      Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья

 

2.      Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.

 

3.      Получение участниками смены умений и навыков  индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.

 

4.      Развитие коммуникативных способностей и толерантности.

 

5.      Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.

 

6.      Приобретение новых знаний и умений (разучивание песен, игр)

 

7.      Расширение кругозора детей.

 

8.      Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.

 

9.      Личностный рост участников смены.

ABCKIDS

       

 

  ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

В ЛЕТНЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ «ТЕРЕМОК»  2014 г.

                      День

                 Мероприятие

01.07.

«Открытие лагеря»

1. Организационное мероприятие (встреча детей, распределение обязанностей).

2. Проведение инструктажа по ТБ

3. Ознакомление с планом работы лагеря.   Открытие лагеря.

4. Посещение мед.пункта.

5. Подвижные игры

02.07.

«Наш любимый край»

1. Мероприятие «Мы – друзья природы»

2. Рисунки «Наш любимый край»

3.  Минутки здоровья «Твой режим дня на каникулах» 

4. Фото-сессия «Как нам вместе хорошо».
5.  Игры на свежем воздухе.

03.07.

 «По дорогам сказок»

1.Путешествие в сказку «По сказкам А.С. Пушкина»; «Одежда для сказочных героев» нарисовать эскизы костюмов для сказочных персонажей.

2. Инсценировка сказок или посещение сельской библиотеки.

3. Подвижные игры.

4. Минутки здоровья «Путешествие в страну Витаминию».

04.07.

«Природа и фантазия»

1. Конкурс поделок из природного материала.

Праздник необычных цветов и цветочных костюмов.

2. «Рассказ на одну букву» сочинить короткий рассказ о природе на одну букву – К; М; О; П; С;

3. Беседа «Правила поведения в лесу»

4. Организация выставки «Природа и фантазия»

5. Настольные игры.

05.07.

«День дружбы»

1. «Солнечный круг» развлекательно – игровая программа;

2. Конкурс «Лучшая песня о дружбе»

3.  «Знатоки дорожной азбуки» Профилактическая беседа о правилах поведения на улице.

4. Подвижные игры.

07.07.

 «Страна веселых и находчивых»

1. Путешествие на планету веселых игр «Мы не будем унывать».

2. Игры на свежем воздухе или в спортзале «Спортландия»

3. Минутки здоровья «От чего зависит твое настроение»

08.07.

«Красная книга»

1. Беседа «Охраняемые редкие виды животных и растений»

2. Викторина «Как животные нам служат?»

3. Мероприятие «Эти забавные животные»

4. Подвижные игры.

09.07.

«Россия – родина моя»

1. Конкурс электронных презентаций «Россия - родина моя»

2. Минутки здоровья «Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге»

3. Игры на свежем воздухе

10.07.

«День здоровья и спорта»

1. Минутки здоровья -  беседа «Мой рост и мой вес»

2.Малая спартакиада. Под девизом: «Мы за здоровый образ жизни»

11.07.

«День смеха и забав»

1.  Игра «Рассмеши соседа»

2.  Настольные игры.

3. Минутки здоровья «Солнце, Воздух,  и Вода наши лучшие друзья»

12.07.

«День открытий»

 

1. «Хочу все знать».  Брейн-ринг.

 2. Конкурс «Самый фантастический проект»

3. Игры на свежем воздухе.

14.07.

«День экологии»

1.Выставка рисунков «Лучшая клумба».

2. Рейд «Все на борьбу с дядюшкой Мусором!». Благоустройство пришкольного участка.

3. Минутка здоровья «Зелёная аптечка» первая помощь при укусах насекомых.

15.07.

«День талантов»

1. Конкурс рисунков «Здравствуй, лето!»

2. Конкурс художественной самодеятельности «Алло, мы ищем таланты!» (подготовка к закрытию лагеря)

3. Игры на свежем воздухе.

16.07.

«Спорт, спорт, спорт»

1. Конкурс газет «Мы и спорт»

2. Весёлые старты

17.07.

«Юмор и спорт»

  1. «Юмор важен в спорте и не спорьте!» (юморист. эстафеты)
  2. Турпоход на реку Алатырь

18.07.

«Мастерство всегда в почете»

1. Парад моделированной одежды из бросового материала.

2. Подвижные игры.

19.07.

«Краеведение»

  1. Викторина «По страницам истории государства Российского»
  2. Беседа «Правила поведения в лесу»
  3. Игры на свежем воздухе.

21.07.

«День расставания»

1. Праздничный концерт «До новых встреч»

2. Чемпионы лагеря. Подведение итогов смены.

3. Заполнение анкеты «чему я научился в лагере»

SL00712_