Развивающая предметно - пространственная среда.
Природой заложено, что каждый ребенок рождается умным, здоровым и счастливым. Задача взрослых помочь ему раскрыть свой потенциал и познать окружающий мир. Этому способствует правильно созданная развивающая предметно-пространственная среда.
У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Мы всегда помним, что окружающая детей среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции, она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. В нашей группе не так много места, но мы попытались организовать все так, чтобы задействовать каждый уголок, обеспечить гибкое и вариативное использование пространства, интеграцию образовательных областей, учитывая ведущую роль игровой деятельности. Практически вся группа становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни, является основным средством формирования личности ребенка, источником его знаний и социального опыта.
Центр двигательной активности
В нашем ДОО, начиная с групп раннего возраста, в предметно-игровом пространстве групп мы отводим значительное место для условий физического развития детей.
В первую очередь это спортивные комплексы с набором стандартного и нестандартного оборудования, в соответствии с возрастом детей. Для безопасности воспитанников здесь находятся 2 мата и обговариваются с детьми правила поведения на комплексе.
Массажеры, массажные дорожки, кегли, шнуры для ходьбы, мешочки с наполнителем, дорожки для профилактики плоскостопия, мячи, корзина для метания в цель, ленточки, султанчики, скакалки, обручи, гимнастические палка.
Тематические альбомы: «Летние виды спорта», «Зимние виды спорта», «Как мы отдыхаем», «Наш любимый вид спорта», Книги о ЗОЖ, энциклопедии, «Букварь здоровья», Картотека в рисунках «Пословицы, поговорки, загадки, стихи о здоровье человека».
На полу из самоклеящейся пленки выполнены различные разметки: «Ладошки » для отжимания, для прыжков, расстояние от баскетбольной корзины.
Уголок природы
Здесь дети не только учатся наблюдать за изменениями погоды, но и экспериментируют.
Зимой мы вместе с детьми выращиваем лук, укроп, редис и конечно рассаду цветов для будущих цветников.
Дети проводят наблюдения за ростом растений, помогают за ними ухаживать – поливать, рыхлить землю.
В уголке природы размещены:
Различные виды растений.
Календарь природы, гербарии.
Книги познавательного характера, тематические альбомы «Фрукты», «Овощи», «Транспорт», «Времена года», «Животные», «Предметы быта»
Д/и «Какое время года», «Кто где живет?», мобильные ландшафтные макеты «Животные жарких и холодных стран».
Уголок конструирования
Содержит разнообразный строительный материал, который находится в свободном доступе для детей. Наборы игрушек(транспорт фигурки животных, людей).
Музыкально-театральный уголок
Музыкально-театральный уголок представлен набором детских музыкальных инструментов, звучащих игрушек, игр, направленных на ознакомление с различными музыкальными жанрами, портреты известных композиторов. Есть также аудиотехника, фонотека. Играя с музыкальными инструментами, дети учатся слышать различные звуки, отличать их по высоте, силе, что может способствовать развитию не только музыкального слуха, но и фонематического (а это важно при подготовке к обучению грамоте).
Также здесь расположились сказочные персонажи из различных видов театров, выполненные из различных материалов. Дети с удовольствием с ними играют. Учатся правильно выстраивать фразы при инсценировке, перевоплощаются в различных героев, меняя при этом интонацию, голос. Театрализованные игры развивают уверенность в себе, коммуникабельность.
Уголок изодеятельности
Уголку изодеятельности отведено хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей мелки, акварель, гуашь, дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон и т. д. Здесь же есть место для небольшой детских работ, выставки с образцами народного художественного промысла.
Уголок книги
Ключевым персонажем книжного уголка мы сделали игрушку . Известно, что игрушка занимает особое место в предметном мире ребенка. Центральным персонажем стал веселый Кузя — хозяин книжного уголка.который всегда всегда рад гостям.
В уголке представлены книги различной тематики и жанров, а также иллюстративный материал, фотографии детских писателей, художников-иллюстраторов. Вместе с детьми мы систематически организовываем выставки произведений того или иного автора (например, к юбилейным датам), проводим литературные викторины и конкурсы.
Наряду с художественной литературой в книжном уголке представлены книги-самоделки, созданные из рисунков детей и открыток на темы «Труд», « Наш друг-природа», журналы для рассматривания, аудиокассеты с записью литературных произведений по программе.
Каждый ребенок может самостоятельно выбрать книгу, картинки, иллюстрации по своему желанию.
Мы играем
Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты: куклы, наборы животных и т.д. Игрушки-предметы оперирования: наборы чайной и кухонной посуды, инструменты, транспорт
Игры с правилами: «Поймай рыбку», «Прокати шарик» и т.д. Полифункциональный материал: мягкие модули.
Уголок уединения
Здесь распологается материал:
· материал для обучения агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме («Кричи громче», «Попробуй, порви»),
· материал для обучения детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции («Найди игрушку»цветные клубочки, волшебные предметы (шляпа, плащ, палочка), игры с пуговицами, «мешочки настроений».
· эмоционально-развивающие игры, направленные на обучение детей бесконфликтному общению («Коврик дружбы», «Шар настроения» настольные шкатулка с маленькими человечками, «коробочка примирения»)
· материал, направленный на повышение самооценки для тревожных, неуверенных в себе детей (медали, «Важный стульчик»)
· материал для обучения детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям («Веселый коврик», «Волшебные варежки»)
Участок
От того, насколько ухоженной, красивой и разумно спланированной будет территория участка, зависит то, какие личностные качества мы сформируем у наших воспитанников. Поэтому много внимания мы уделяем благоустройству - разбиваем цветники, мини-огороды, создаем зоны отдыха.