Педагогический эксперимент
При оценке физического развития выявлено, что занимающиеся в 5-том и 9-том классах имеют среднее физическое развитие и относятся к основной медицинской группе.
Перед педагогическим экспериментом стояла задача – выявить целесообразность акцентированного воспитания выносливости у школьников на уроках физической культуры в сенситивные периоды развития.
Программа педагогического эксперименты была одинакова как для 5 класса, так и для 9 класса. Она включала в себя упражнения для воспитания следующих физических качеств:
а) воспитание быстроты – бег 20-40 метров с максимальной скоростью, бег на месте в максимальном темпе 3-5 секунд, стоя у опоры, прыжки – многоскоки с ноги на ногу, прыжки - отскоки с высоты 25 – 30 см;
б) для воспитания ловкости применялся челночный бег в различных вариантах и разнообразные подвижные и спортивные игры;
в)для воспитания силовых качеств использовались следующие упражнения – лазание по наклонной плоскости, перетягивание каната, подтягивание из смешанных висов, отжимание из различных исходных положений, игры: «Кучер», «Толкание тележки», «Бой петухов» и т.п.
г) для воспитания выносливости – кроссовый бег, бег на средние и длинные дистанции, прохождение дистанции на 1 км с равномерной скоростью, интервальный бег на лыжах на отрезке 50 – 100 м, движение на лыжах с переменной скоростью на 1 – 3 км. Подвижные игры на лыжах: «Команда быстроногих», «Догони соперника», «Самый быстрый лыжник».
Дозировка по мере прохождения материала равномерно усиливалась. При этом у старшеклассников, в связи с их лучшей физической подготовленностью, дозировка упражнений была несколько большей, по сравнению с 5 классом. И в том и в другом случае 75% времени, планируемого для развития двигательных качеств, отводилось на воспитание выносливости, а 25 % на развитие остальных физических качеств. Причём в структуре урока 75% времени посвящалось развитию двигательных способностей, а 30% времени - на освоение техники двигательных действий.
В конце 3-х месячного педагогического эксперимента для определение динамики физического развития был проведён сравнительный анализ 2-х классов до и после эксперимента ( табл.1 и 2)
Среднее арифметическое физических качеств уч-ся 5 класса до и после эксперимента таблица №1
Мальчики – 10 человек | |||||||
тесты | |||||||
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
до | 145,3 | 305,8 | 15,1 | 13,8 | 57,7 | 259,1 | 2,8 |
после | 148,1 | 303,0 | 16,0 | 14,9 | 60,3 | 241,7 | 3,1 |
Девочки – 9 человек
до | 128 | 270,4 | 10,7 | 9,6 | 45,3 | 132,1 | 12,0 |
после | 130,2 | 279,5 | 11,8 | 11,2 | 47,2 | 117,4 | 12,6 |
Примечание: здесь и в дальнейшем обозначение № теста
1 – прыжок в длину с места (см);
2 - метание набивного мяча из-за головы в положении сидя (см);
3 – динамометрия правой кисти (кг);
4 – динамометрия левой кисти (кг);
5 – становая сила (кг);
6 – бег 500 м - девочки, 1000 м – мальчики (сек);
7 – подтягивание из виса ( мальчики), из виса лёжа (девочки).
Анализ данных, приведённых в таблице №1, показывает, что произошли изменения в сторону улучшения развития физических качеств, как у мальчиков, так и у девочек. Но данные изменения не столь значительны, за исключением теста №6, т.е. теста на выносливость. Так показатели в беге на 1000 м улучшились у мальчиков 5 класса на 7% (Р 0,01) и девочек на 11% (Р 0,01).
У юношей и девушек 9 класса результаты педагогического эксперимента приведены в таблице №2.
Среднее арифметическое физических качеств уч-ся 9 класса до и после эксперимента таблица №2
Мальчики – 10 человек | |||||||
тесты | |||||||
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
до | 167,0 | 426,5 | 26,7 | 25,4 | 81,0 | 236,0 | 4,6 |
после | 169,3 | 431,0 | 26,8 | 25,0 | 80,1 | 230,2 | 5,1 |
Девочки – 10 человек
до | 153,6 | 428,0 | 22,1 | 19,5 | 62,0 | 116,0 | 15,0 |
после | 154,5 | 440,2 | 23,4 | 21,0 | 67,1 | 112,0 | 16,3 |
Результаты исследования показывают, что средние результаты по тестам у мальчиков 9 класса выросли, за исключением исходных данных (4 и 5 тестов), где произошли даже незначительные изменения. Наиболее значительный прирост результатов отмечается в беге на выносливость. Он вырос на 3%.
У девочек же выросли результаты по всем показателям, но также незначительно. Тест на выносливость вырос на 4%.
Таким образом, если показатели в беге на 1000 м у мальчиков 5 класса увеличились на 7%, то в 9 классе всего на 3%. Подобная закономерность наблюдается у девочек. Если в 5 классе прирост составляет 11%, то в 9 классе – 4%.
Следовательно, у девятиклассников прирост показателей оказался заметно ниже.
Таким образом, результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о целесообразности акцентированного воспитания выносливости на уроках физической культуры у школьников и школьниц в возрасте 10-11 лет.
Выводы
1.Экспереминтальное определение уровня физической подготовленности учащихся Лучановской средней школы позволяет констатировать, что главные двигательные качества имеют тенденцию к равномерному росту как у мальчиков, так и у девочек.
2. Рост увеличения физических качеств имеет свою специфику, в зависимости от возраста исследуемых:
а) сила мышц спины у девочек интенсивно возрастает с 10 до 11 лет, у мальчиков же прирост силовых качеств идёт равномерно от10 до 14 лет;
б) сила мышц – сгибателей рук наиболее интенсивно нарастает у девочек в возрасте с 13-14 лет, у мальчиков же прирост данных качеств идёт равномерно с 10 до 14 лет;
в) скоростно- силовые качества наиболее интенсивно возрастают как у мальчиков, так и у девочек с 10 до 12 лет.
3. Акцентированное воспитание выносливости на уроках физической культуры целесообразно проводить в 10-11 лет.