Поурочное планирование по русскому языку. 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Лексика | 783.98 КБ |
Имя существительное 1 часть | 2.03 МБ |
Имя прилагательное | 2.54 МБ |
Имя числительное | 1.88 МБ |
Имя существительное 2 часть | 2.47 МБ |
Предварительный просмотр:
УРОК № _______________ ДАТА ________________
ТЕМА: Жаргонизмы
Цели: ознакомить учащихся с понятием «жаргонизмы»; рассказать о сфере употребления жаргонизмов.
Ход урока | Индивидуальная работа |
«Чтобы добиться чистоты языка, надо биться за чистоту человеческих чувств и мыслей» (К. И. Чуковский). 2. Словарная работа. – На доске написаны слова: Тщательнее, на локте, загодя, предприняла, сливовый, грушевый, айвовый, вишневый, свекла, уведомить, премируют. Работа проводится так же, как и на предыдущих уроках. – Тщательнее, пожалуйста, – попросил он, – и осторожно, а то у меня будут синяки на локте. – Загодя ничего нельзя знать, – парировала она, – но я предприняла меры, чтобы не осталось ни следа. А от аллергии вам поможет сливовый или грушевый сок. В крайнем случае, айвовый или вишневый. Свеклу тоже ешьте. Все. Теперь вы должны уведомить спорткомитет, что не сможете принять участие в финальных соревнованиях. Ну а меня обязательно премируют! До свидания! И она стала ретироваться к выходу. 3. Работа с предложением. – Исправьте ошибку, вызванную употреблением слова в несвойственном ему значении: «Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать». – Что такое жаргон? – Прочитайте на стр. 35 учебника о том, что такое жаргонизмы. 4. Упражнение 76. – С одним из жаргонизмов придумайте предложение и составьте пару, где этот жаргонизм заменяется литературным словом. – Сравните предложения. Какое из них вы могли бы употребить в любой ситуации? А какое лишь в определенному кругу людей? 5. Слово учителя с элементами беседы. – Что означает выражение «типун тебе на язык»? По сведениям фразеологического словаря, типун – роговой бугорок на кончике языка у птиц. Он помогает птицам склевывать пищу. Твердые прыщики на языке у человека названы типунами по аналогии с этими птичьими бугорками. По суеверным представления, типун появляется у лживых людей. Первоначально это выражение было магическим заклинанием, призванным наказать лжецов и обманщиков. Сейчас смысл этого заклинания несколько изменился: не говори того, чего не следует, а иначе – пусть у тебя на языке вскочит типун! – Знаете ли вы, что в древней языческой Руси, когда люди еще поклонялись богу солнца, богу ветра, слова с отрицательной окраской в доме произносить было нельзя. Существовало поверие, что слово обладает магической силой. Считалось, что злое слово вызывает злого духа. – Как называется это животное? (Учитель показывает рисунок с изображением медведя.) – На самом деле исконное название этого животного нами уже забыто. Существует версия, что древние люди не произносили всуе этого имени, т. к. боялись его прихода. Поэты стали называть его «обманным» именем – медведь (т. е. тот, кто мед ведает). – А как называется этот цвет? (Учитель показывает предмет красного цвета.) – Отличается ли червонный цвет от красного? – Сравните выражения: красный цвет – красный молодец. – Почему можно утверждать, что этот цвет самый любимый у русских людей? – Итак, каждое слово, произносимое нами, несет в себе культуру нашего народа, часть его быта. По словарному запасу человека можно определить уровень его культуры. 6. Упражнение 79. 7. Самостоятельная работа. – Прочитайте мнение о жаргоне языковеда Л. И. Скворцова. – Согласны ли вы с ним? – Коротко запишите свое мнение в тетради и обоснуйте его. 8. Итог урока. – Опираясь на эпиграф, ответьте на вопрос: можем ли мы судить о человеке по его речи? Домашнее задание |
Предварительный просмотр:
УРОК № _______________ ДАТА ________________
ТЕМА: Гласные О и Е после шипящих
в суффиксах существительных
Цель: сформировать умение определять значение суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное, уменьшительно-ласкательное).
Ход урока | Индивидуальная работа |
I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания 1. Устная проверка упражнения 252. 2. Опрос по теоретическому материалу § 45. III. Изучение нового материала Выполнение упражнений: Домашнее задание: |
Предварительный просмотр:
УРОК № _______________ ДАТА ________________
ТЕМА: Повторение изученного
об имени прилагательном в пятом классе
Цель: закрепить знания об имени прилагательном, полученные в пятом классе.
Ход урока | Индивидуальная работа |
Ход урока 1 I. Организационный момент II. Работа по теме урока 1. Беседа. — Вы в пятом классе начали изучение такой части речи, как имя прилагательное. Вспомните, что вы узнали об этой части речи. Далее учитель задает вопросы, а учащиеся устно на них отвечают. — Что такое имя прилагательное? (Имя прилагательное — часть речи, которая обозначает признак предмета.) — На какие вопросы отвечает имя прилагательное? (Имя прилагательное отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «чей?».) — Как изменяются имена прилагательные? (Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.) — Какую форму могут иметь имена прилагательные? (Имена прилагательные могут иметь полную и краткую форму.) — Как имена прилагательные согласуются с именами существительными? Приведите примеры. (Имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже. Они ставятся в том же роде, числе и падеже, что и существительные. Например: сильный дождь.) — Чем могут являться в предложении имена прилагательные? (Имена прилагательные в предложении могут являться определением или сказуемым.) 2. Распределительный диктант. Учащиеся должны распределить словосочетания по двум группам: с прилагательными в полной форме и с прилагательными в краткой форме. Прекрасная погода, день чудесен, сильный дождь, яркое солнце, вода холодна, фрукты полезны, огромный айсберг, широкая дорога, жизнь прекрасна, мокрая одежда, спелый апельсин, красный шарф, не красна изба углами, а красна пирогами; девушка красива и молода, знакомое лицо, красивый пейзаж, широка река. 3. Самостоятельная работа. Учитель диктует прилагательные, учащиеся должны изменить их по родам и просклонять по падежам. Хороший, лесная, тихое, привольное, робкий, белая, трусливый. 4. Выполнение упражнений 269, 273. III. Итог урока Учитель диктует небольшой текст. Учащиеся должны, услышав имя прилагательное в тексте, хлопнуть в ладоши. Какого цвета листья осенью? Зеленые, красные, желтые, коричневые — вот неполный список цветов, которыми пестрит лес золотой осенью. Домашнее задание. Ход урока 2 I. Организационный момент II. Работа по теме урока 1. Синтаксический разбор. — Сделайте синтаксический разбор предложений, определите, каким членом предложения является имя прилагательное. Прошел теплый летний дождь. На зеленых листьях деревьев появились крупные капли. Но высокая температура на улице совсем не снизилась. По-прежнему жарко. После дождя на голубом небе появилась яркая радуга с неизменными цветами: красным, оранжевым, желтым, зеленым, голубым, синим, фиолетовым. Асфальтовые дорожки, нагретые солнцем, быстро высохли. И можно снова идти гулять! Лето — хорошая пора! 2. Выполнение упражнений 270 (коллективно), 274 (самостоятельно), 247 (учащиеся по очереди выходят к доске и заполняют таблицу). III. Самостоятельная работа (Задания см. в приложении 1.1.) IV. Итог урока Учитель диктует предложение. Учащиеся должны сделать его синтаксический разбор устно. Красивая собака в голубом ошейнике бежала по дороге, когда я утром выглянул в окно. О б р а з е ц р а з б о р а Это сложное предложение, так как состоит из двух простых и имеет две грамматические основы. Первая грамматическая основа — собака (подлежащее), бежала (сказуемое); вторая грамматическая основа — я (подлежащее), выглянул (сказуемое). Второстепенные члены предложения: красивая — определение, в ошейнике — дополнение, в голубом — определение, по дороге — обстоятельство, утром — обстоятельство, в окно — дополнение. Домашнее задание: |
Предварительный просмотр:
УРОК № _______________ ДАТА ________________
ТЕМА: Анализ контрольного диктанта. Имя числительное как часть речи.
Цели: сформировать понятие об имени числительном; вырабатывать умение находить числительные в тексте, различать количественные и порядковые имена числительные.
Предварительный просмотр:
УРОК № _______________ ДАТА ________________
Тема: Род несклоняемых имен существительных
Цели: сформировать навыки правильного определения рода у несклоняемых существительных.
Ход урока | Индивидуальная работа |
II. Проверка домашнего задания Устная проверка индивидуального задания и упражнения. III. Изучение нового материала На доске записаны слова: Мисс, месье, конферансье, кенгуру, пальто, пенсне, мадам. — Нам нужно определить род этих имен существительных. Как мы это будем делать? Для того чтобы ответить на этот вопрос, откройте учебник на странице 89 и прочитайте, как определять род несклоняемых имен существительных. — А теперь давайте определим род существительных, написанных на доске. — Таким образом, у нас получается, что слово мисс — женского рода, месье — мужского, конферансье — мужского, кенгуру — мужского, пальто — среднего рода, пенсне — среднего и мадам — женского рода. — А теперь давайте повторим, как же определяется род у несклоняемых имен существительных. Несклоняемые неодушевленные имена существительные — среднего рода. К мужскому роду относятся такие слова, как пенальти, кофе и т.д. Запомните, что слово кофе — мужского рода. К женскому роду относятся такие слова, как кольраби (потому что кольраби — это капуста, а слово капуста — женского рода), авеню (потому что авеню — это улица, а слово улица — женского рода). IV. Закрепление изученного материала 1. Выполнение упражнения 225. Для выполнения этого упражнения можно доску разделить на три столбца в один столбец вписывать предложения с несклоняемыми именами существительными женского рода, в другой — мужского рода, а в третий — среднего рода. Выполнять данное задание выходят трое учеников. Остальные делают его самостоятельно. 2. Индивидуальное задание. — Раскройте скобки. Зимой, чтобы не простудиться, нужно одевать (теплый) пальто. Мы проснулись, а на кухне нас уже ждёт (горячий) кофе. Кто-то играл на пианино, (который стоял) в большой комнате. Исход игры (решил досадный) пенальти. Дом, который нам нужен, находится на (пятый) авеню. Дверь (открыл пожилой) мадам. В начале концерта на сцену (вышел пожилой) конферансье. А вы любите (жареный) кольраби? В то время, пока часть учащихся выполняет индивидуальное задание, остальные самостоятельно выполняют упражнение 227. V. Итог урока — Как же правильно определить род несклоняемых имен существительных? (Род несклоняем имен существительных определяется по слову, которое оно обозначает, или род таких имен существительных нужно запомнить.) Домашнее задание: |