Ι. О Некрасове: 1) Вступительное слово учителя. Некрасов. Что вызывает в вашей памяти это имя? Вспомним поэму «Мороз, Красный нос», «На Волге», «Крестьянские дети», о которых говорили в 5 классе. Почти пригнувшись головой К ногам, обвитым бечевой, Обутым в лапти, вдоль реки Ползли гурьбою бурлаки… В ней крепко и ясно сознанье. Что всё их спасенье в труде, И труд ей несёт воздаянье: Семейство не бьётся в нужде.
2) Пересказ статьи учащимися. 3) Эпиграф к статье на с. 215. Этот эпиграф относится к жизни самого поэта, говорит о его воле и труде. 4) с. 217 (вопрос) 5) Какие черты личности проявились у молодого Некрасова? Самостоятельность, решительность – наперекор отцу строил свою жизнь сам; упорство, трудолюбие; любовь к людям и родной природе; умение видеть прекрасное и поэтическое в обыденном. 6) См. с. 314. (Село Карабиха) – чтение.
7) Роль поэта Некрасова в русской литературе. - Дар большого поэта – первым почувствовать и выразить самое главное, чем живут его современники. Таким поэтом был Некрасов.
- Он открыл для русского питателя нового героя, мужика, ремесленника, солдата, заговорившего непривычным для тогдашней поэзии языком о своей жизни, о своих нуждах.
- Из второстепенного персонажа мужик в поэзии Некрасова стал центральной фигурой.
- Его стихотворения проникнуты глубоким сочувствием к человеку, гражданским чувством.
- Эпоха Некрасова – нарастающее народное движение, которое привело к отмене крепостного права.
- Некрасов видел зависимость простого народа от тех, кто имел власть (власть имущих). Это главная тема в поэзии Некрасова. Он не наблюдатель, не созерцатель. Некрасов – один из самых читаемых поэтов, один из воспитателей молодёжи, на его поэзии современники учились любить родину, бороться за счастье народа.
- В 1862 он написал стихотворение «Железная дорога». Познакомимся с его историей. Заглянем в то время, когда создавалось это стихотворение.
- Строительство железной дороги между Петербургом и Москвой происходило между 1842 – 1851 гг. Но поэма писалась в 1865 г. Жестокие порядки, господствовавшие в 40-е гг. во времена Клейнмихеля уже никто не осуждает. Так Александр ΙΙ, взойдя на престол, переименовал «Санкт-Петербургско-Московскую железную дорогу» в Николаевскую. Таким образом отрешил Клейнмихеля от всех должностей и отнял у него официальное право именоваться строителем этой дороги. Таким образом, её строителем был объявлен только что скончавшийся царь Николай Ι. Это произошло за 10 лет до напечатания стихотворения «Железная дорога».
За 10 лет всё население привыкло называть эту дорогу Николаевской, так что когда в 1865 г. в «Современнике» было напечатано стихотворение «Железная дорога», современники, прочитав в эпиграфе. Что дорогу строил граф Пётр Андреевич Клейнмихель, не могли не понять, что Клейнмихель – только заслон для цензуры и что на самом деле должно было быть названо другое лицо.
- Кто? Николай Ι, Александр ΙΙ? Как и всякий революционный боец, Некрасов бил по живому врагу, по фактам современной действительности. Во имя чего он стал бы выступать против давно умершего деспота? Александр ΙΙ громко прославился якобы «освободителем» от крепостного права. И при нём строительство железных дорог было сопряжено с таким же угнетением крестьян
- Таким образом, стихотворение направлено против либеральной эпохи Александра ΙΙ. В нём обличаются новейшие буржуазные методы порабощения крестьян, свойственные эпохе Некрасова.
- Некрасов реформы Александра ΙΙ считал ограблением народа. Стихотворение направлено во многом против либеральной эпохи Александра ΙΙ. Мирные реформы, по мнению Некрасова и его единомышленников, обрекают народ на новую кабалу, а единственное спасение народа – революция. Революционным пафосом полно стихотворение «Железная дорога». Не столько к случайному спутнику Ване обращено стихотворение, а ко всему молодому поколению:
Да не робей за отчизну любезную… Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную – Вынесет всё, что Господь ни пошлёт!
Вынесет всё – и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе. Жаль только – жить в эту пору прекрасную Уж не придётся – ни мне, ни тебе.
ΙΙ. Чтение «Железная дорога». ΙΙΙ. Анализ стихотворения.
- ΙΙ. Эпиграф. Цитаты, пословицы, изречения, отрывки из стихотворений, которые автор помещал после заглавия произведения или перед отдельными главами, стремясь пояснить их замысел, идею.
- Чтение эпиграфа на с. 218. А здесь не цитата, а разговор, который состоит из вопросов мальчика и ответа отца-генерала. Ответ генерала таков, что поэт не может не вмешаться в их разговор. - Что же возмутило автора в ответе отца? (Чтение сноски 2, 3 на с. 218)
- Перечитываем 1 часть.
- Как называют картины природы в художественном произведении? Пейзажем.
- Каким настроением он проникнут? 2 раза «славная осень!»; последняя строфа «Всё хорошо под сиянием лунным». Бодрый, радостный пейзаж. Состояние умиротворённости.
- Какая фраза настораживает? «Нет безобразья в природе…»
- Зачем «безобразие» поставлено рядом с таким прекрасным словом, как «природа»? Это слово – сигнал. Что-то должно произойти на фоне этого славного осеннего пейзажа. Если нет безобразья в природе, значит, где-то оно есть.
- Обратим внимание на эпитеты: воздух «здоровый, ядрёный» речка «студёная», Русь «родимая». – Есть ли сходство в окраске этих слов?
- Что можно сказать о человеке, который так говорит?
- Мог бы так сказать генерал?
- В чём особенность осеннего пейзажа? Поэтичны кочки, мох, болото, пни? Нет, на первый взгляд. (Пни – обрубки бывших деревьев) Ими едва ли приятно любоваться. Говорят: «глуп, как пень», а болотом именуют обывательщину, застой. Но подлинный поэт найдёт всему этому место в мире красоты.
- В чём же видит поэт красόты? Представим себе: лёд, похожий на тающий сахар, жёлтые листья, как ковёр. Всё такое обычное.
- Где же здесь красота? Всё залито волшебным лунным даже не светом, а сиянием. Всё это «хорошо». Ведь это «родимая Русь»! «родимая» носит просторечный оттенок, выражает народное чувство.
- Осень увидена человеком-творцом, который открывает прекрасное в самом обыкновенном. Поэт любит родину не за какие-то дивные красоты, а потому что это его родина. Как любят мать.
- Каким именем он её называет? Не громким «Россия», а старинным и ласковым «Русь».
- А почему поэта радует воздух, который «усталые силы бодрит»?
- Почему мягкие листья вызывают у него желание «выспаться»? Это труженик, уставший от тяжёлой работы. И в этом он тоже частица того народа, о котором написано стихотворение.
- Так, ещё ни слова не сказав о труде народа, построившего железную дорогу, поэт уже настраивает читателя на высокую думу о родине, труде, народе, красоте, творчестве.
- В песенной напевности 4-стопного дактиля явно прослушивается ритм движения поезда, усиливаемый искусной аллитерацией:
Быстро лечу я по рельсам чугунным, Думаю думу свою. 2-я усечённая строка как бы отделяет вступительную часть стихотворения от главной. - 2 глава (перечитываем).
- Часть начинается с авторского обращения к «папаше» - как отклик на его ответ Ване (см. эпиграф)
Добрый папаша! К чему в обаянии Умного Ваню держать? Вы мне позвольте при лунном сиянии Правду ему показать. Обаяние – в стихе Н. – нечто близкое к заблуждению. - Кучерский армяк – дань славянофильской моде 40-50-х гг. – деталь, намекающая на взгляды генерала: славянофилы проповедовали гармонию царской власти с народом. Кучерский армяк лишь маскарад, подделка под народность либерального «папаши».
- Кто построил эту дорогу? Один ответ содержится в эпиграфе.
- А есть ли другой ответ? И каков он? Кто подлинный строитель железной дороги? «массы народные», «русских племён и пород представители».
- Лунный пейзаж преображается? Больше мрачных красок. Родная сторона прекрасна, но и печальна.
Вы мне позвольте при лунном сиянии Правду ему показать. – Путеводная нить урока. - Почему поэт просит разрешения «показать» Ване правду? (не рассказать) (показать – правильно ответить на вопрос о подлинном строителе железной дороги). Перед нами художник, рисующий жизнь в картинах, обращённых к сердцу и разуму собеседника.
- Части главки:
1) царь голод; 2) песнь мертвецов; 3) белорус; 4) мысли о будущем народа. На самом деле строили дорогу «массы народные» (братья артельщики, моряки, крестьяне, каменотёсы, ткачи), а подвúг их на это царь Голод. Грандиозная символическая фигура: Голод правит миром. Понуждаемые Голодом, люди нанимались строить железную дорогу в нечеловечески тяжёлых условиях, и многие «гроб обрели здесь себе»;
- Как прочитать строки о царе-голоде? Торжественно и твёрдо, или печально, с горечью?
- Где сделать логические ударения в строках «К жизни воззвав эти дебри бесплодные, / Гроб обрели здесь себе»?
- Заметили ли вы, как слова «Прямо дороженька, насыпи узкие, столбики, рельсы, мосты», сам ритм стиха помогает услышать мерный стук вагонных колёс? Дорога сейчас такая красивая («насыпи узкие, столбики, рельсы, мосты»), А под ковром жёлтых листьев ему чудятся «косточки русские», им же нет счёту. Ценою безмерных страданий, тягчайшим трудом миллионов добывалось величие родины.
Чу! Восклицанья послышались грозные! Топот и скрежет зубов; Тень набежала на стёкла морозные. Что там? Толпа мертвецов! «Чу!» - междометие, по значению близкое к призыву «слушай!».
- Какие картины подневольного (принудительного) труда рисует поэт?
Мы надрывались под зноем, под холодом, С вечно согнутой спиной, Жили в землянках, боролися с голодом, Мёрзли и мокли, болели цингой… (219 стр., предпоследняя) - Кто выделяется в толпе мужиков, погибших при строительстве железной дороги? (Описание белоруса – с. 220) Почему поэт просит Ваню приглядеться к нему? Русоволосый и измождённый лихорадкой – обрисован особенно подробно, упоминается даже колтун в его волосах (болезнь, при которой слипаются и склеиваются волосы на голове; возникает в антисанитарных условиях, может быть следствием инфекции).
- Как понимаете вы слова «Всё претерпели мы, Божии ратники, мирные дети труда»? (С. 220, строфа верхняя). Почему называет строителей дороги ратниками, т. е. воинами? Но добавляет к этому другое определение «мирные дети труда»?
- Почему в стихотворении с предыдущими соседствуют строки «Любо нам видеть свой труд»? Нет ли здесь противоречия? Есть, но это противоречие не поэта, а самой жизни. Ценою безмерных страданий, тягчайшим трудом миллионов добывалось величие родины. И тем большей славы достоин народ – не Кленмихель и им подобные, а те, кто в крови и муках создавал все блага земли, кто построил железную дорогу, те, чьи жертвы оказались не бесплодны. Преклонением перед величием народного труда Некрасов нам особенно дорог.
- Рельсы чугунные как называет? (стр. 219, 4-я строфа) «дороженькой». Издавна дороженька в сознании народа связана с горем, страданиями, бедой: по дороженьке угоняли молодых парней в рекруты; по дороженьке крестьянин нёс на базар последние свои пожитки; по дороженьке мужики уходили в город на заработки, прощаясь – нередко навсегда – с родной стороной; по дороженьке пролегал скорбный путь в ссылку, в далёкую Сибирь. Вот почему, рисуя бедствия народные, Некрасов употребляет полное горького смысла слово дороженька.
- Заметим, что слово железный, по Далю, среди других значений имеет такой смысл: немилосердный, бездушный. Именно это значение всплывает в нашем сознании, когда читаем строки:
Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную… - Какие правдивые картины превращаются в фантастические? В тени, набежавшей на стёкла морозные, Ване чудится толпа мертвецов, в перестуке колёс, в лязге вагонов – топот и скрежет зубов. Светлая лунная ночь наполняется стонами, звоном ржавых лопат, звуками песни-плача. Стены вагона словно раздвигаются, исчезают совсем – и возникает широкая панорама Руси.
- Найдите фантастические образы в стихотворении (царь-голод, толпа мертвецов).
- Итак, автор показывает правду «при лунном сиянии», а свет луны высвечивает такие грани, что реальное смешивается с фантастическим. И когда это происходит, изменяется и жанр произведения.
- Черты какого жанра появляются при описании видений лунной ночи? (Черты баллады) Баллада – стихотворный рассказ на легендарную или историческую тему. Реальное в балладе нередко сочетается с фантастическим. Как в балладах – мертвецы встают из могил. Выходцы из могил преследуют мчащийся поезд; мертвецы не просто бегут, но поют песню, в которой опять-таки упоминается лунная ночь – время, самое подходящее для контакта живых с призраками, которые, по обыкновению, должны исчезнуть перед рассветом. Они поют о том, как им при жизни было холодно и голодно, как они болели, как их обижали десятники, то есть старшие над группой рабочих.
- Доска:
Сочувствие Жалость Восхищение Возмущение негодование | Гордость Горечь Печаль поэтичность |
- При чтении 2, 3-го отрывков найти нужную интонацию. Выберите слова, которые помогут это сделать. |
|
- Как должны прозвучать заключительные строки? Не забудьте, что это слова, обращённые к ребёнку. Он славит «мирных детей труда», их привычку к «труду благородному», великую «работу народную», достойную благословения и самого высокого уважения.
- Каково значение слова «дорога» в выражении «широкую, ясную грудью дорогу проложит себе»?
- Что же даёт основание Некрасову выразить твёрдую веру в будущее народа? («Вынесет всё – и широкую, ясную грудью проложит дорогу себе») Именно безмерная стойкость, титанический труд и воля масс народных.
- Дороженька – дорога железная – дорога в светлое будущее, - таковы образы, определяющие движение поэтической мысли стихотворения.
- Заканчивается торжественное пророчество о широкой и ясной дороге к счастливому будущему народа горьким сожалением: «Жаль только - жить в эту пору прекрасную / Уж не придётся - ни мне, ни тебе».
Д. з.
|
|