Модифицированная программа по физике, 10 класс
Данная модифицированная программа предусматривает углубление и расширение материала. Значительное количество времени отводится на решение физических задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vlasova_e.a._modifitsirovannaya_programma_po_fizike_10_klass.rar | 29.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение,
средняя общеобразовательная школа № 54
Согласовано На заседании УМС МБОУ СОШ №54 г.Томска Протокол №_________ от_____________20 г | Утверждаю: Директор МБОУ СОШ №54 г.Томска _______________/В.М. Ставский ____________ 20 г. |
Программа
Физика
(вид программы: модифицированная)
10 общеобразовательный класс
Автор:
Власова Элеонора Анатольевна,
учитель физики первой квалификационной
категории
- Томск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Модифицированная программа по физике для 10 общеобразовательного класса разработана на основе требований Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и утвержденной Министерством образования РФ авторской программы по физике для общеобразовательных учреждений Г.Я.Мякишева (Рабочие программы по физике. 7-11 классы/ Авт.-сост.В.А.Попова. – 2-е изд., стереотип.- Москва, «Планета»,2011. – (Образовательный стандарт)). Программа детализирует и раскрывает обязательный минимум содержания образования, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения физики, которые определены стандартом. Типовая программа рассчитана на изучение курса физики в объёме 70 часов в 10 классах.
Учебным планом МАОУ СОШ №54 для реализации программы по физике в 10 общеобразовательном классе предусмотрено 105 часов (3 учебных часа в неделю). Данная модифицированная программа предусматривает углубление и расширение материала. Значительное количество времени отводится на решение физических задач.
Программа отражает содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом предметных и метапредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет минимальный набор экспериментов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных работ и опытов, выполняемых обучающимися, особое место уделяется решению качественных и количественных задач, на решение которых и идёт увеличение количества часов курса.
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Это значит, что школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал образования.
Вот несколько конкретных направлений деятельности учителя.
– Развитие личности и социальная адаптация (выступление в различных социальных ролях) при выполнении учебно-познавательной деятельности по физике в паре, группе, коллективе класса, разновозрастном учебном коллективе.
– Гуманизация отношений между субъектами процесса обучения, предполагающая отношение к каждому субъекту как высшей ценности за счет применения интегративно-дифференцированного подхода к обучению, учитывающего как интегративные, так и процессы дифференциации в современном образовании, а, значит, ориентированного на выполнение двух главных образовательных задач – формирование цельного представления о мире (единой научной картины мира) и создание условий для проявления каждым обучающимся своей индивидуальности и неповторимости как свойства Личности.
– Гуманитаризация содержания учебных курсов физики за счет включения материалов, отражающих взаимосвязь физики и искусства, элементов истории физики и биографий ученых, элементов биофизики (в т.ч. человека), природного и экологического характера.
Таким образом, физика как стержневой представитель системы естественно-научного знания обладает огромным социально-гуманитарным потенциалом, а современное состояние образовательной сферы требует сосредоточения методического внимания и усилий на раскрытии и реализации данного потенциала. Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений; формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач; развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; освоение приемов действий в нестандартных ситуациях; формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Физика как учебный предмет в системе основного общего образования играет фундаментальную роль в формировании у обучающихся системы научных представлений об окружающем мире, основ научного мировоззрения. В процессе изучения предмета решаются задачи развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов обучающихся, овладения основами диалектического мышления, привития вкуса к постановке и разрешению проблем. Приобретённые физические знания являются в базисом при изучении химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Своими целями, задачами и содержанием образования предмет «физика» должен способствует формированию функционально грамотной личности, т.е. личности, которая способна использовать уже имеющиеся у неё знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений и которая способна осваивать новые знания на протяжении всей жизни.
Место предмета в учебном плане
Всего часов 105
Количество часов в неделю 3
Количество плановых контрольных работ 6
Количество лабораторных работ 8
В модифицированной программе по физике в 10-11 классах внесены следующие изменения в разделы:
- КИНЕМАТИКА – увеличено на 7 часов
- ЗАКОНЫ МЕХАНИКИ НЬЮТОНА – увеличено на 3 час
- СИЛЫ В МЕХАНИКЕ - увеличено на 5 час
- ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ В МЕХАНИКЕ - увеличено на 3 часа
- ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНО_КИНЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ - увеличено на 1 час
- ТЕМПЕРАТУРА. ЭНЕРГИЯ ТЕПЛОВОГО ДВИЖЕНИЯ МОЛЕКУЛ - увеличено на 1час
- СВОЙСТВА ТВЁРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ - увеличено на 2 часа
- ОСНОВЫ ТЕРМОДИНАМИКИ - увеличено на 2 часа
- ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ – увеличено на 2 часов
- ЗАКОНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА - увеличено на 2 часа
- Повторение и резерв времени – 9 часов
Основная форма организации учебного процесса – урок.
Технология обучения – технология проблемного обучения.
Виды и формы контроля:
Вид контроля | Форма контроля |
устный | индивидуальный опрос фронтальный опрос презентация |
письменный | физический диктант тест самостоятельная работа контрольная работа решение задач |
практический | лабораторная работа эксперимент |
графический | таблица, график |
наблюдение | отчёт с выводом |
самоконтроль |
Основное содержание курса
Раздел 1. Научный метод познания природы (1ч)
Физика — фундаментальная наука о природе. Научный метод познания.
Методы научного исследования физических явлений. Эксперимент и теория в процессе познания природы.Погрешности измерений физических величин. Научные гипотезы. Модели физических явлений. Физические законы и теории. Границы применимости физических законов. Физическая картина мира. Открытия в физике — основа прогресса в технике и технологии производства.
Раздел 2. Механика (41ч)
Система отсчета. Способы описания механического движения. Скалярные и векторные физические величины. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью.
Масса и сила, способы их измерения. Законы динамики. Инерциальные системы отсчёта. Способы измерения сил. Инерциальные системы отсчета. Закон всемирного тяготения.
Закон сохранения импульса. Кинетическая энергия и работа. Потенциальная энергия тела в гравитационном поле. Потенциальная энергия упруго деформированного тела.
Закон сохранения механической энергии.
Раздел 3. Молекулярная физика (27ч)
Молекулярно-кинетическая теория строения вещества и её экспериментальные обоснования. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов.
Абсолютная температура. Уравнение состояния идеального газа.
Связь средней кинетической энергии теплового движения молекул с абсолютной температурой.
Строение жидкостей и твёрдых тел. Изменение состояний вещества.
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Второй закон термодинамики. Принципы действия тепловых машин. Проблемы теплоэнергетики и охрана окружающей среды.
Раздел 4. Электродинамика (27ч)
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Напряжённость электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей. Потенциал электрического поля. Разность потенциалов. Проводники и диэлектрики в электрическом поле.
Источники постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной электрической цепи. Электрический ток в металлах, электролитах, газах и вакууме. Плазма. Полупроводники. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Полупроводниковые приборы.
Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
– Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для образовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312);
– учебниками:
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б, Сотский Н.Н. Физика- 10 - М.: Просвещение, 2009.
– сборниками тестовых и текстовых заданий для контроля знаний и умений: А.П.Рымкевич «Сборник задач по физике» для 10-11классов; «Дрофа» 2002г. –192 стр.
- А.А. Фадеева «ЕГЭ: физика. Тренировочные задания»; «Просвещение» Эксмо, 2006-2008.
- Н.В.Ильина «Тематический контроль по физике. Зачеты 10-11 классы» («Интеллект-Центр», Москва 2002).
- Кирик Л.А., Дик Ю.И.. Физика. 10 класс. Сборник заданий и самостоятельных работ.– М: Илекса, 2004.
- Кабардин О.Ф., Орлов В.А.. Физика. Тесты. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2000.
- Марон А.Е., Марон Е.А.. Физика10 ,11 классах. Дидактические материалы.- М.: Дрофа, 2004
- В.А. Орлов, Н.К. Ханнанов, Г.Г. Никифоров. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Физика. – М.: Интеллект-Центр, 2005;
- И.И. Нупминский. ЕГЭ: физика: контрольно-измерительные материалы: 2005-2006. – М.: Просвещение, 2006
Задачи учебного предмета
Содержание образования, представленное в основной школе, развивается в следующих направлениях:
- формирования основ научного мировоззрения
- развития интеллектуальных способностей учащихся
- развитие познавательных интересов школьников в процессе изучения физики
- знакомство с методами научного познания окружающего мира
- постановка проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению
- вооружение школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире
Курс физики в программе структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика.
Особенностью предмета физики в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.
Цели изучения физики
- Формирование основ научного мировоззрения и физического мышления. Освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
- Проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов. Овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели; обрабатывать результаты наблюдений или измерений и представлять их в различной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения природных явлений, принципов действия отдельных технических устройств, решения качественных и количественных физических задач; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- Диалектический метод познания природы. Воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
- Применение приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Общая характеристика учебного предмета
Физика составляет непрерывный школьный курс естествознания.
Построение логически связанного курса опирается на следующие идеи и подходы:
– Усиление роли теоретических знаний. Использование теоретических знаний для объяснения физических явлений повышает развивающее значение курса физики, ведь обучающиеся приучаются находить причины явлений, что требует существенно большей мыслительной активности, чем запоминание фактического материала.
– Генерализация учебного материала на основе ведущих идей, принципов физики. Задачам генерализации служит широкое использование обобщенных планов построения ответов (А.В. Усова) и использования различных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация).
– Усиление практической направленности и политехнизма курса. С целью формирования и развития познавательного интереса учащихся к предмету преподавание физики ведётся с широким привлечением демонстрационного эксперимента, включающего и примеры практического применения физических явлений и законов. Учениками выполняется значительное число фронтальных экспериментов и лабораторных работ. Предлагается решение задач с техническими данными, проведение самостоятельных наблюдений учащимися при выполнении ими домашнего задания, организация внеклассного чтения доступной научно-популярной литературы, поиски физико-технической информации серез интернет.
В качестве ведущей методики при реализации программы рекомендуется использование проблемного обучения. Это способствует созданию положительной мотивации и интереса к изучению предмета, активизирует обучение. Совместное решение проблемы развивает коммуникабельность, умение работать в коллективе, решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и общие знания, умения и навыки.
На этапе приобретения знаний используется технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет организовать исследовательскую работу учащихся на уроке и самостоятельное открытие знаний. Постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее одним из трех способов: 1) учитель сам заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему; 2) ученики осознают противоречие и формулируют проблему; 3) учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы.
Индивидуальная работа при выполнении домашних заданий в соответствии с выбранной образовательной траекторией (принцип минимума и максимума) развивает способность учащегося самостоятельно мыслить и действовать, нести ответственность за результаты своего труда.
Личностные, предметные и метапредметные результаты усвоения курса.
Данная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Личностными результатами изучения курса являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
- вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
- учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения.
Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.
Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Учиться выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение своего здоровья, а также близких людей и окружающих.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и, прежде всего, продуктивные задания учебника, нацеленные на:
- формирование основ научного мировоззрения и физического мышления;
- воспитание убежденности в возможности диалектического познания природы;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.
Работая по предложенному или самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, физические приборы, компьютер.
Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства.
Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Средством формирования регулятивных УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.
Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.
Использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать правила информационной безопасности.
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче программно-аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:
- проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов;
- воспитание убеждённости в возможности диалектического познания природы;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.
Коммуникативные УУД:
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Различать в письменной и устной речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы, факты), гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса являются следующие знания и умения:
Знать/понимать
Смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие,
Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
Смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики,
Вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики;
Уметь
Описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и ИСЗ, свойства газов, жидкостей и твердых тел,
Отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основе экспериментальных данных, приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще не известные явления;
Приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;
Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
Оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
Рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Программа предусматривает формирование у обучающихся следующих общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
Познавательная деятельность: |
|
|
|
|
Информационно-коммуникативная деятельность: |
|
|
Рефлексивная деятельность: |
|
|
Календарно-тематическое планирование
(курсивом выделены темы
выходящие за рамки минимума содержания образования)
№ урока | Тема урока |
Раздел1. НАУЧНЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ ПРИРОДЫ (1 час) | |
1 | Что изучает физика. Физические явления, наблюдения и опыты |
Раздел 2. МЕХАНИКА (41ч) | |
КИНЕМАТИКА ( 9+7 часов) | |
2 | Механическое движение, виды движений, его характеристики |
3 | Движение точки и тела. Система отсчёта. Координаты |
4 | Способы описания движения. Радиус-вектор. Вектор перемещения. |
5 | Равномерное движение тел. Скорость. Уравнение равномерного движения |
6 | Графики прямолинейного движения |
7 | Скорость при неравномерном движении |
8 | Прямолинейное равноускоренное движение |
9 | Аналитическое описание равноускоренного прямолинейного движения. |
10 | Решение задач |
11 | Свободное падение тел. Движение с постоянным ускорением свободного падения |
12 | Лабораторная работа №1 «Измерение ускорения свободного падения» |
13 | Равномерное движение тела по окружности. Центростремительное ускорение |
14 | Лабораторная работа №2 «Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости» |
15 | Движение тел. Поступательное движение тел. Материальная точка |
16 | Обобщение материала по теме «Кинематика». Решение задач. |
17 | Контрольная работа по теме «Кинематика» |
ЗАКОНЫ МЕХАНИКИ НЬЮТОНА (4+3 часов) | |
18 | Взаимодействие тел в природе. Явление инерции.1 закон Ньютона |
19 | Понятие силы как меры взаимодействия тел |
20 | Второй закон Ньютона. |
21 | Третий закон Ньютона |
22 | Принцип относительности Галилея |
23 | Законы Ньютона, их экспериментальное подтверждение. Решение задач. |
24 | Законы Ньютона, их экспериментальное подтверждение. Решение задач. |
СИЛЫ В МЕХАНИКЕ ( 3+5 часов) | |
25 | Явление тяготения. Гравитационная сила |
26 | Закон Всемирного тяготения |
27 | Первая космическая скорость. |
28 | Вес тела. Невесомость и перегрузки |
29 | Деформация и сила упругости. Закон Гука |
30 | Силы в механике. Гравитационные силы. Вес тела. Решение задач. |
31 | Силы трения. Решение задач. |
32 | Контрольная работа по теме «Динамика» |
ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ В МЕХАНИКЕ ( 7 +3 часов) | |
33 | Импульс. Закон сохранения импульса |
34 | Закон сохранения импульса. Решение задач. |
35 | Реактивное движение |
36 | Работа силы. |
37 | Механическая энергия тела: потенциальная и кинетическая |
38 | Закон сохранения и превращения энергии в механике |
39 | Лабораторная работа №3 «Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии» |
40 | Законы сохранения в механике. Решение задач |
41 | Обобщение материала по теме «Законы сохранения в механике» |
42 | Контрольная работа по теме «Законы сохранения в механике» |
Раздел 3. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА (27ч) | |
ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНО-КИНЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ (7+1)часов) | |
43 | Строение вещества. Молекула. Основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества |
44 | Экспериментальные доказательства основных положений теории. Броуновское движение |
45 | Масса молекул, количество вещества |
46 | Строение газообразных, жидких и твердых тел |
47 | Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории |
48 | Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа |
49 | Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории (конференция) |
50 | Обобщение материала по теме «Основы МКТ». Решение задач |
ТЕМПЕРАТУРА. ЭНЕРГИЯ ТЕПЛОВОГО ДВИЖЕНИЯ МОЛЕКУЛ ( 2 +1 часа) | |
51 | Температура и тепловое равновесие |
52 | Абсолютная температура. Температура — мера средней кинетической энергии |
53 | Измерение скоростей молекул газа |
СВОЙСТВА ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ (6+2 часов) | |
54 | Свойства газообразных, жидких и твердых тел. |
55 | Основные макроскопические параметры газа. Уравнение состояния идеального газа |
56 | Газовые законы |
57 | Решение задач |
58 | Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры.Испарение и кипение |
59 | Влажность воздуха |
60 | Лабораторная работа № 4-5 «Измерение влажности воздуха и поверхностного натяжения» |
61 | Кристаллические и аморфные тела |
ОСНОВЫ ТЕРМОДИНАМИКИ ( 6 + 2 часов) | |
62 | Внутренняя энергия и работа в термодинамике |
63 | Количество теплоты. Удельная теплоемкость |
64 | Лабораторная работа №6 «Определение удельной теплоемкости» |
65 | Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к различным процессам |
66 | Второй закон термодинамики. Необратимость процессов в природе |
67 | Принцип действия теплового двигателя. Двигатель внутреннего сгорания. КПД тепловых двигателей |
68 | Обобщение материала по теме «Молекулярная физика. Основы термодинамики» |
69 | Контрольная работа по теме «Молекулярная физика. Основы термодинамики» |
Раздел 4. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (27ч) | |
ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ ( 9 + 2 часов) | |
70 | Что такое электродинамика. Строение атома. Электрон |
71 | Электризация тел. Два рода зарядов. Закон сохранения заряда |
72 | Закон Кулона |
73 | Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей |
74 | Силовые линии электрического поля |
75 | Обобщение материала по теме «Основы электродинамики». Решение задач |
76 | Проводники в электростатическом поле |
77 | Диэлектрики в электростатическом поле. Поляризация диэлектриков |
78 | Потенциал электростатического поля и разность потенциалов |
79 | Конденсаторы. Назначение, устройство и виды |
80 | Систематизация знаний по теме «Основы электростатики». Решение задач |
ЗАКОНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА (8 + 2 часов) | |
81 | Электрический ток. Сила тока |
82 | Условия, необходимые для существования электрического тока |
83 | Закон Ома для участка цепи |
84 | Последовательное и параллельное соединения проводников |
85 | Лабораторная работа №7 «Электрическая цепь. Последовательное и параллельное соединение проводников» |
86 | Работа и мощность электрического тока |
87 | Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи |
88 | Лабораторная работа №8 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» |
89 | Решение задач по теме «Законы постоянного тока» |
90 | Контрольная работа по теме « Основы электродинамики. Законы постоянного тока» |
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В РАЗЛИЧНЫХ СРЕДАХ ( 6 часов) | |
91 | Электрическая проводимость различных веществ. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость |
92 | Электрический ток в полупроводниках. Применение полупроводниковых приборов |
93 | Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка |
94 | Электрический ток в жидкостях |
95 | Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды |
96 | Обобщение материала по теме «Электрический ток в различных средах» |
97 | Повторение материала по теме «Механика» |
98 | Повторение материала по теме «Молекулярно-кинетическая теория» |
99 | Повторение материала по теме «Электродинамика» |
100 | Годовая контрольная работа |
101 - 105 | Резерв времени |
Оборудование и приборы.
Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования.
Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих учащихся.
Перечень демонстрационного оборудования.
Измерительные приборы: психрометр, динамометр, динамометр ДПН, электрометр, электроизмерительные приборы
Модели: модель броуновского движения, паровой турбины, ДВС, объемные модели строения кристаллов,
Трубка Ньютона, тележка самодвижущаяся, реактивного движения, прибор для демонстрации закона сохранения механической энергии, насос ручной, прибор для демонстрации газовых законов
Кристаллические и аморфные тела, конденсаторы, полупроводниковые приборы
Мини-лаборатория по механике. Мини-лаборатория по молекулярной физике
Перечень учебно-методических средств обучения.
1.Примерная программа для основной и средней (полной) школы по физике. Сайт Министерства образования и науки РФ: http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3838/
2. Государственный образовательный стандарт общего образования. // Официальные документы в образовании. – 2004. № 24-25.
3. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ «Астрель» Профиздат. -2005. 64 с.
4. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н. Н.Физика: Учеб. Для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008.
5. А.П.Рымкевич «Сборник задач по физике» для 10-11классов; «Дрофа» 2002г. –192 стр.
6. А.А. Фадеева «ЕГЭ: физика. Тренировочные задания»; «Просвещение» Эксмо, 2006-2008.
7. Н.В.Ильина «Тематический контроль по физике. Зачеты 10-11 классы» («Интеллект-Центр», Москва 2002).
8. Кирик Л.А., Дик Ю.И.. Физика. 10 класс. Сборник заданий и самостоятельных работ.– М: Илекса, 2004.
9. Кабардин О.Ф., Орлов В.А.. Физика. Тесты. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2000.
10. Марон А.Е., Марон Е.А.. Физика10 ,11 классах. Дидактические материалы.- М.: Дрофа, 2004
11. В.А. Орлов, Н.К. Ханнанов, Г.Г. Никифоров. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Физика. – М.: Интеллект-Центр, 2005;
12. И.И. Нупминский. ЕГЭ: физика: контрольно-измерительные материалы: 2005-2006. – М.: Просвещение, 2006
13. Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика 10 класс. Методические материалы для учителя. Под редакцией В.А. Орлова. М.: Илекса, 2005
14. Коровин В.А., Степанова Г.Н. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средней (полной) школы по физике. – Дрофа, 2001-2002
15. Коровин В.А., Демидова М.Ю. Методический справочник учителя физики. – Мнемозина, 2000-2003
16. Шаталов В.Ф., Шейман В.М., Хайт А.М.. Опорные конспекты по кинематике и динамике. – М.: Просвещение, 1989.\