«Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе как условие повышения качества обучения»

Кожанова Елена Александровна

Условия формирования, становления опыта

     Опыт возник на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Стрелецкая средняя общеобразовательная школа с месторасположением в селе Стрельцы Тамбовского района Тамбовской области в начальных классах. В селе есть учреждения дошкольного образования, культурно-массовый  центр. Но происходит снижение творческой активности обучающихся, отмечена низкая мотивация школьников к обучению, нежелание учиться.

     Поэтому на современную школу ложится вся ответственность в подготовке детей к жизни. Одним из условий повышения качества образования детей в школе является умение использовать ИКТ в процессе обучения. Для работы в этом направлении наиболее оптимальным, на мой взгляд, является выбор учебников, методического обеспечения, информатизация образовательного учреждения. Преподавание в моем классе ведется по программе «Школа России», но уже сейчас, в 3 классе,  в связи с государственным проектом «Наша новая школа», я работаю над формированием универсальных учебных действий, внедряя новые технологии развивающего обучения.

 

Актуальность опыта

      «В школе дети должны получить возможность

раскрыть свои способности, подготовиться к жизни

 в высокотехнологичном конкурентном мире» 

Д. А. Медведев

      «Когда нынешние  школьники  придут в мою фирму,

 знания, которые они получили,  устаревают.

Поэтому я хочу, чтобы они сами могли овладеть

 нужным мне набором знаний»

 Билл Гейтс.

       В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей “индустриальной эпохе” называют “информационной эпохой”. А это, прежде всего, означает то, что новыми мировыми державами будут считаться те, которые развивают наукоемкие технологии. Теперь самым важным продуктом становится информация, и лидируют те страны, жители которых смогут получить хорошее образование и широкий доступ к информации.

     Новая эпоха ставит перед школьным образованием новую проблему – подготовить ученика к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения.

     В сложившейся ситуации для меня стала очевидной необходимость пересмотреть свой педагогический багаж, усовершенствовать методику использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, совершенствовать систему управлением обучения на различных этапах урока  и во внеурочной деятельности.

 Основные  противоречия, решаемые в этом опыте:

·         между традиционными формами обучения, направленными на передачу готовых знаний, и необходимостью формирования ключевых компетенций (учебные, информационные, социальные и коммуникативные);

·         между темпом приращения знаний в обществе и ограниченными возможностями их усвоения индивидом;

·         между необходимостью выработки глубоких прочных осознанных знаний и острым дефицитом учебного времени из-за насыщенности программы;

·         между однообразием содержания учебного материала и многообразием форм развития творческого потенциала детей на школьных и внешкольных занятиях.

 

Теоретическое обоснование

     Опыт основан на личностно – ориентированном подходе, позволяющем использовать возможности  мультимедийных средств обучения как новый вид интегрирования урока, способного на более качественном уровне сделать материал доступным и запоминающимся. Такой подход предполагает организацию  работы по формированию деятельности учащихся, требующей предоставления ученикам возможности самим получать знания, создавать образовательную продукцию по предмету.

Теоретико-методологической основой являются работы: 

  1. Анохиной Г.М., Божович Л.И., Давыдова В.В. -  по психологии и педагогике личности;
  2. ВыготскогоЛ.С., Леонтьева А.Н., Рубинштейна С.Л., Эльконина Д.Б., Якиманской И.С.- по основам личностно-деятельностного подхода;
  3. Беспалько В.П., Волкова И.П., Гузеева В.В., Марковой А.К., Полат Е.С., Селевко Г.К. - по теории применения инновационных технологий.

     Новизна опыта состоит в усовершенствовании методов использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, совершенствовании системы управления обучением на различных этапах урока.

6. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании на уроках условий для успешной, активной и сознательной деятельности обучающихся, основанной на использовании информационно-коммуникационных технологий.

Были определены следующие цель и задачи.

Цель: усовершенствовать условия реализации методов моделирования, технологических методов, приемов  оптимальной организации обучения в начальной школе посредством использования информационно-коммуникационных технологий.

Задачи:

  • изучить разные варианты использования информационно-коммуникационных технологий на уроке и во внеурочной деятельности;
  • научить ребенка обрабатывать поступающую информацию, ориентироваться в ней, выбирать необходимую и достоверную для себя;
  • активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти обучающихся;
  • включение обучающихся в деятельность, предоставив возможность манипулировать виртуальными объектами, предметами или моделями явлений.
  • разработать рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий на разных этапах урока.

     Обнаружив несоответствие между поставленными задачами и реальными результатами учебно-воспитательного процесса, пришла к необходимости определения условий достижения желаемых результатов. Была выдвинута следующая гипотеза: внедрение информационно-коммуникационных технологий на уроках в младших классах повлечёт за собой повышение эффективности урока  и всего учебного процесса.

Предположительно этого достичь можно за счёт:

  • проведения уроков с использованием готовых электронных носителей.
  • создания обучающих презентаций.
  • проведения занятий контроля и коррекции знаний по готовым электронным носителям.
  • создания тестов.
  • выполнения творческих домашних заданий.
  • работы над групповыми проектами.
  • работы с электронными учебниками и Интернет ресурсами.

 

Технология опыта:

     Суть опыта  представлен системой смоделированных форм, приемов, средств для совершенствования учебного и воспитательного процесса средствами ИКТ.

     Используя информационно-коммуникационные технологии на уроке, достигаю несколько целей: экономлю время, работаем с более полной и разнообразной информацией, повышается интерес у обучающихся к теме урока и курсу в целом, а как следствие этого – повышается качество знаний. Информационные технологии на уроках ввожу не вместо, а наряду с другими современными технологиями и методиками.

В процессе обучения выделяю следующие формы работы с информационными коммуникационными технологиями:

·         непосредственное применение ИКТ в процессе изучения новых тем на уроках разных типов  в системе,   с использованием различных форм,  методов и приемов;

·         применение ИКТ для контроля знаний обучающихся на уроках, в том числе,   используя алгоритмы самооценки;

·         применение ИКТ для организации самостоятельной работы обучающихся как на самом уроке, так и вне школьных занятий;

·         применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга.

К наиболее часто используемым мною элементам ИКТ в учебном процессе относятся:

·         электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;

·         цифровые образовательные ресурсы;

·         электронные энциклопедии и справочники;

·         тренажеры и программы тестирования;

·         образовательные ресурсы Интернета;

·         DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;

·         видео и аудиотехника;

     Планируя урок с применением новых информационных технологий, как правило, соблюдаю дидактические требования, в соответствии с которыми:

·         четко определяю педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе;

·         уточняю, где и когда буду использовать информационные технологии на уроке в контексте логики раскрытия учебного материала и своевременности предъявления конкретной учебной информации;

·         согласовываю выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;

·          учитываю специфику учебного материала, особенности класса, характер объяснения новой информации;

·         анализирую и обсуждаю с классом фундаментальные, узловые вопросы изучаемого материала.

Информационные технологии на разных этапах урока.

1. Организационный этап. Во вступительной части урока ученикам поясняю цель и содержание последующей работы. На данном этапе показываю слайд с указанием темы и перечня вопросов для изучения.

2. Мотивационно-познавательная деятельность. Мотивационно-познавательная деятельность формирует заинтересованность ученика в восприятии информации, которая будет рассказана на уроке или отдается на самостоятельное изучение. Моделируя проблемную ситуацию, обеспечиваю положительную мотивацию на любом этапе урока. Начало урока – необычайно ответственный момент. Используя прием погружения и эмоционального настроя, урок начинаю  с чтения стихотворения или дети сами читаютстихотворение.(приложение 1)  На  уроке русского языка в третьем классе по теме «Окончание. Роль окончания в предложении» первое, что слышат дети – классическая музыка и видят на слайде цветок добра, что позволяет получить положительный настрой на урок, сконцентрироваться и привлечь внимание к изучению родного языка. (приложение 2) Урок окружающего мира  по теме «Откуда берутся шоколад, изюм и мед» начинается с прихода гостьи – Мудрой черепахи, которая изображена на слайде  презентации с музыкальным сопровождением.(приложение 3).Огромный интерес и заинтересованность вызывает у детей на уроках русского языка грамматические сказки. (приложение 4)

3. Проверка усвоения предыдущего материала. С помощью контроля может быть установлена степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании (приложение 5).

4. Изучение нового материала. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. При изучении темы «Переместительное свойство умножения» дети самостоятельно делают вывод, решают проблему, опираясь на материал презентации.  Нетипичное для данного возраста начало изучения нового материала обучающихся заинтриговывает, привлекает к себе их внимание и мне уже легко с ними работать дальше. (приложение 6) На уроке окружающего мира «Опора тела и движение» изображение скелета человека, системы мышц в презентации позволяет более полно сформировать целостное восприятие детьми строения организма человека.  При изучении новых тем на уроках я использую различные видеофильмы на цифровых носителях, которые ярко и наглядно показывают разные явления человеческой жизни, природные явления и жизнь общества. (приложение 7).  На уроках русского языка  при обучении написания сочинения по картине, презентация  и видеоролики помогают раскрыть замысел автора и помочь детям постигнуть красоту  живописного искусства. (приложение 8)  При изучении стан мира видеофрагменты помогают учащимся не только получать сведения о каком-либо государстве, но и окунуться в незабываемый мир этого уголка земли, почувствовать его особый колорит. Такой эмоционально настроенный урок будет наиболее эффективным для понимания обучающимся изучаемой темы. Уроки с использованием видеофрагментов повышают познавательную деятельность школьников на основе развития критического мышления, так как несут не только информацию, наглядность, но и положительный эмоциональный настрой по изучаемой теме. (приложение 7)

5. Систематизация и закрепление материала необходимо для лучшего запоминания и четкого структурирования. С этой целью в конце урока делаю обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит не только устно, но и с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах, выполнение тестов на компьютере.(приложение  5)

     Наиболее часто в своей работе использую демонстрационные программы, к которым кроме картин, видеофрагментов, фотографий можно отнести и  и компьютерные лекции и уроки-презентации, разработанные при помощи Power Point. Использовать их можно и на уроках закрепления знаний, практических умений и навыков, уроках повторения и систематизации знаний, оценки и проверки полученных знаний. Очень эффективно использование презентаций при изучении  курса «Окружающий мир».  Особенно делает привлекательным использование презентаций в начальной школе, так это возможность поместить на слайд помимо текста ещё и карту, на которой можно отметить только информацию данного слайда, например, направление течения реки  и возможность сравнить мгновенно свой ответ с правильным.

При разработке и создании учебных компьютерных презентаций рекомендую придерживаться определенных правил:

1.      Отбираемый материал должен:

- соответствовать тематическому плану;

- быть адаптирован для обучающихся;

- включать различные виды наглядности.

2.      Конструкция содержания должна способствовать классификации и систематизации потока информации, предъявляемой обучающимся.

3.      Текстовая часть презентации представляет собой только основные мысли по теме или термины для обязательного запоминания.

4.      Оформление слайдов должно соответствовать эстетическому восприятию обучающихся тем.

5.      Рационально сочетать различные технологии представления материала (текст, графику, аудио, видео, анимацию).

     При разработке презентации учитываю, что она:

•        быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;

•        вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;

•        усиливает воздействие выступления.

Причем постоянно идет процесс накопления методического комплекта презентаций по предметам, т.е. создается и постоянно пополняется методическая мультимедийная библиотека.

     Несколько примеров, какие функции могут выполнять презентации:

1. Обучающая. При изучении темы «Организм человека», презентацию можно использовать как наглядное пособие. Обучающиеся сначала изучают презентацию, а потом в качестве закрепления они работают одновременно с иллюстрациями в учебнике, собственными наблюдениями  и презентацией, рассматривая их и сопоставляя. Если у обучающихся слабо сформированы познавательные способности (таких учеников, мы иногда называем слабыми), то такую работу можно продолжить индивидуально.

2.Закрепляющая. При изучении темы обучающимися с помощью учителя и работы со словами с непроизносимой согласной, можно предложить закрепить материал, просмотрев презентацию.

3. Контролирующая. После самостоятельной работы обучающихся с таблицей умножения, можно предложить самим проверить себя, сравнив свою работу с презентацией.

4.Творческая. Можно предложить обучающимся самостоятельно составить презентацию по данной теме (приложение 9).

     После таких уроков изученный материал остаётся у обучающихся в памяти как яркий образ и помогает стимулировать познавательную активность школьника. Чаще всего в своей практике провожу уроки комбинированного типа, где присутствует и опрос домашнего задания и объяснение нового материала. Программа разработки презентаций Power Point позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства наглядности, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки.

Используя слайд – фильмы, интерактивные модели, осуществляю дифференцированный, индивидуальный подход в работе с обучающимися, владеющими разной степенью освоения учебного материала. На таких уроках теоретический материал представляется в доступной, наглядной форме. Интересно представлены в мультимедийных программах природные процессы. Ученики являются свидетелями происходящего на экране: рождения бабочки, движение частиц в газообразных, твердых и  жидких телах и т.д..  Например, виртуально можно найти описание какого-либо литературного персонажа, спуститься на дно Мирового океана или увидеть Землю из космоса и т.д. Применение мультимедийных электронных учебников и цифровых образовательных ресурсов меняет сам подход к организации учебного процесса при изучении нового материала на уроке, т.к. имеет ряд достоинств перед традиционными формами. При этом школьник может дополнительно использовать информацию из учебника и других источников знаний по необходимости. В отличие от мультимедийных электронных учебников цифровые образовательные ресурсы имеют ряд достоинств, т.к. имеют достаточный объем материала, соответствующий Государственному образовательному стандарту, актуальность, новизна и оригинальность содержания их неоспорима. Причем материал цифровых образовательных ресурсов имеет практическую содержательность, системность и целостность.

    На уроке закрепления использую программы - контролеры, которые позволяют осуществлять контроль усвоения изученного материала на уроках. Преимущество данных программ заключается в том, что ученик, совершив ошибку или выполнив работу на «2», может снова вернуться к заданию. В этом случае школьник работает в темпе, соответствующем его природным задаткам. Он не боится отстать от других одноклассников или ответить хуже их, потому что в данном случае процесс соревнования отсутствует. Такую возможность дают мультимедийные электронные учебники, цифровые образовательные ресурсы.

В школе и классе имеется возможность непосредственного выхода в Интернет. Из него получаю (и довольно быстро) такую информацию, которую из других мест получить очень сложно. Из Интернет беру огромное количество иллюстративного материала: фотографии и рисунки, показывающие разные предметы, явления и события. В дальнейшем они используются мною для составления презентаций и  видеороликов. Систему Интернет дети используют и при подготовке сообщений, докладов, рефератов, которые они часто сопровождают демонстрацией презентаций, выполненных тоже с использованием Интернет. Использование Интернет увеличивает познавательную активность ребят, делает учебную деятельность необычной и интересной. К тому же они понимают, что Интернет – это не только развлечение, но и источник знаний, вполне для них доступный. Интернет позволяет получить информацию в виде звука, текста, изображения.

     Бесспорно, что основным прорывом в последнее время в педагогической практике начального образование признано внедрение в учебный процесс мультимедийных пособий по курсу школьной программы.

     Работа с использованием ИКТ ведется не только на уроках по предметам, но на внеклассных мероприятиях. Такие занятия позволяют как развивать интерес к изучаемым предметам (приложение 10), так и формировать основы экологического воспитания (приложение 11). Особое место использование ИКТ во внеклассной деятельности занимает патриотическое воспитание. Такие занятию помогают показать детям не только интересные факты, но и формировать нравственные ценности. Так в о время внеклассного мероприятия  «Блокада Ленинграда»

 (приложение 12.) дети прочувствовали весь ужас событий минувших дней, учились сопереживать и ценить мирное небо над головой. Особый отклик вызвало мероприятие, посвященное пионерам-героям

 (приложение 13). Презентация помогла увидеть этих ребят, дети прониклись уважением и благодарностью к юным героям, а так же к героям Сталинградской битвы (приложение 14). С помощью Интернет наглядно возникли образы этих героев- освободителей.  Итогом этих занятий стал огромный интерес к чтению книг о Великой Отечественной войне.

         Такой подход к образованию включает в себя формирование информационной культуры новых поколений. Информационная культура – это не только владение ПК, но прежде всего это нравственное отношение к информации, умение ее добывать, пользоваться ею. С помощью компьютерного инструментария развивается, обогащается, углубляется человеческое познание. Информационная культура касается всех предметов, ее умения являются общеобразовательными.

Методы и приёмы использования информационных технологий на уроке – разные, но при их внедрении мы выполняем единственную задачу: сделать урок интересным, а обучение увлекательным. Надо только помнить, что школу делает школой учитель, учитель нашей новой школы.

Длительность работы над опытом

Работа по данной проблеме начата в 2010 году.

Диапазон опыта

 С единой системой урок – внеклассная работа.

10. Результативность опыта.

Целенаправленная систематическая работа по развитию интереса и творческих способностей учащихся, формированию мотивации учения даёт свои результаты:

·        Положительная динамика качества знаний по предмету(качество знаний за последние 2 года – 68 %, уровень обученности – 100%.

·        Создан банк презентаций и видеороликов для проведения уроков, классных часов, родительских собраний.

Исследование эмоционального благополучия обучающихся на уроке  было проведено при использовании анкет для обучающихся и анкет для родителей.

·        95% обучающихся положительно относятся к урокам.     

Эмоциональное благополучие личности напрямую связано  с самооценкой. Лишь при адекватной самооценке, позитивном отношении к себе человек способен переживать состояние психологического комфорта и уверенности в себе.

·        85% обучающихся чувствуют себя на уроке успешными.

Позитивный интерес у ученика формируется только в том случае, если учебная деятельность успешна, а способности оцениваются позитивно.

Преимущество данного опыта заключается в эффективном использовании информационных технологий в преподавании  и позволяет:

·         внести системные изменения в организацию образовательного процесса;

·         расширить возможности индивидуализации и интеграции образовательных программ и самостоятельной познавательной деятельности учащихся;

·         сформировать информационную культуру всех участников образовательного процесса.

Использование информационных коммуникационных технологий в процессе обучения младших школьников  формирует и стимулирует у обучающихся эмоциональное отношение к предмету, повышает мотивацию к учению, формирует интерес к обучению, создает ситуацию успеха.

  Библиографический список:

 

1.      Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации. Психологический журнал. - 1998. -  №1.

2.      Бершадский А. М; Кревский И. Г. Дистанционное обучение --форма или метод?  Дистанционное образование. - 1998.-  № 4.

3.      Журнал «Педагогическая техника», №1-5/2007г.

4.      Загвязинский В.И., Поташник М.М. Как учителю подготовить и провести эксперимент. Москва, 2006г.

5.      Ларина Э.С. Информатика 9-11 классы. Проектная  деятельность учащихся. Волгоград, 2009г.

6.      Селевко Г.К. Информационные технологии в школе. Информационно-компьютерные средства в школе. Ярославль: ИРО, 2003.

7.      Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. Москва, НИИ школьных технологий, 2006

8.      Сергеева В.П. Проектно-организаторская компетентность учителя в воспитательной деятельности. Москва, 2008г.

9.      Интел. Обучение для будущего. Учебное пособие. Москва. Издательско-торговый дом «Русская редакция». 2004г.

10.  Черненко О.Н. Информационные технологии в учебном процессе. Волгоград, 2007г.

11.  Чеснокова Н.П. Математические методы обработки результатов мониторинга – Караганда – 2005г.

 

 

 

 

Приложения

 

1.      Приложение №1 – презентация урока (см. диск)

2.      Приложение №2 – презентация урока (см. диск)

3.      Приложение №3 – презентация урока (см. диск)

4.      Приложение № 4– презентация урока (см. диск)

5.      Приложение № 5– тест по литературному чтениию (см. диск)

6.      Приложение № 6– презентация урока (см. диск)

7.      Приложение № 7– презентация урока (см. диск)

8.      Приложение № 8– презентация урока (см. диск)

9.      Приложение № 9– работы детей  (см. диск)

10.  Приложение № 10– презентация урока (см. диск)

11.  Приложение № 11– презентация урока (см. диск)

12.  Приложение № 12– презентация урока (см. диск)

13.   Приложение № 13– презентация урока (см. диск)

14.  Приложение № 14– презентация урока (см. диск)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_kozhanovoy_e.a..doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                  Кожанова  Елена Александровна,

                                                                                                  МБОУ «Стрелецкая СОШ»

                                                                                                  с. Стрельцы,

                                                                                                  педагогический стаж – 12 лет,

                                                                                                  преподаваемые предметы –

                                                                                                  начальная школа

«Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе как условие повышения качества обучения»

         Условия формирования, становления опыта

     Опыт возник на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Стрелецкая средняя общеобразовательная школа с месторасположением в селе Стрельцы Тамбовского района Тамбовской области в начальных классах. В селе есть учреждения дошкольного образования, культурно-массовый  центр. Но происходит снижение творческой активности обучающихся, отмечена низкая мотивация школьников к обучению, нежелание учиться.

     Поэтому на современную школу ложится вся ответственность в подготовке детей к жизни. Одним из условий повышения качества образования детей в школе является умение использовать ИКТ в процессе обучения. Для работы в этом направлении наиболее оптимальным, на мой взгляд, является выбор учебников, методического обеспечения, информатизация образовательного учреждения. Преподавание в моем классе ведется по программе «Школа России», но уже сейчас, в 3 классе,  в связи с государственным проектом «Наша новая школа», я работаю над формированием универсальных учебных действий, внедряя новые технологии развивающего обучения.

Актуальность опыта

      «В школе дети должны получить возможность

раскрыть свои способности, подготовиться к жизни

 в высокотехнологичном конкурентном мире»  

Д. А. Медведев

      «Когда нынешние  школьники  придут в мою фирму,

 знания, которые они получили,  устаревают.

Поэтому я хочу, чтобы они сами могли овладеть

 нужным мне набором знаний»

 Билл Гейтс.

       В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей “индустриальной эпохе” называют “информационной эпохой”. А это, прежде всего, означает то, что новыми мировыми державами будут считаться те, которые развивают наукоемкие технологии. Теперь самым важным продуктом становится информация, и лидируют те страны, жители которых смогут получить хорошее образование и широкий доступ к информации.

     Новая эпоха ставит перед школьным образованием новую проблему – подготовить ученика к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения.

     В сложившейся ситуации для меня стала очевидной необходимость пересмотреть свой педагогический багаж, усовершенствовать методику использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, совершенствовать систему управлением обучения на различных этапах урока  и во внеурочной деятельности.

 Основные  противоречия, решаемые в этом опыте:

  1. между традиционными формами обучения, направленными на передачу готовых знаний, и необходимостью формирования ключевых компетенций (учебные, информационные, социальные и коммуникативные);
  2. между темпом приращения знаний в обществе и ограниченными возможностями их усвоения индивидом;
  3. между необходимостью выработки глубоких прочных осознанных знаний и острым дефицитом учебного времени из-за насыщенности программы;
  4. между однообразием содержания учебного материала и многообразием форм развития творческого потенциала детей на школьных и внешкольных занятиях.

Теоретическое обоснование

     Опыт основан на личностно – ориентированном подходе, позволяющем использовать возможности  мультимедийных средств обучения как новый вид интегрирования урока, способного на более качественном уровне сделать материал доступным и запоминающимся. Такой подход предполагает организацию  работы по формированию деятельности учащихся, требующей предоставления ученикам возможности самим получать знания, создавать образовательную продукцию по предмету.

Теоретико-методологической основой являются работы:  

  1. Анохиной Г.М., Божович Л.И., Давыдова В.В. -  по психологии и педагогике личности;
  2. ВыготскогоЛ.С., Леонтьева А.Н., Рубинштейна С.Л., Эльконина Д.Б., Якиманской И.С.- по основам личностно-деятельностного подхода;
  3. Беспалько В.П., Волкова И.П., Гузеева В.В., Марковой А.К., Полат Е.С., Селевко Г.К. - по теории применения инновационных технологий.

     Новизна опыта состоит в усовершенствовании методов использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, совершенствовании системы управления обучением на различных этапах урока.

6. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании на уроках условий для успешной, активной и сознательной деятельности обучающихся, основанной на использовании информационно-коммуникационных технологий.

Были определены следующие цель и задачи.

Цель: усовершенствовать условия реализации методов моделирования, технологических методов, приемов  оптимальной организации обучения в начальной школе посредством использования информационно-коммуникационных технологий.

Задачи:

  1. изучить разные варианты использования информационно-коммуникационных технологий на уроке и во внеурочной деятельности;
  2. научить ребенка обрабатывать поступающую информацию, ориентироваться в ней, выбирать необходимую и достоверную для себя;
  3. активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти обучающихся;
  4. включение обучающихся в деятельность, предоставив возможность манипулировать виртуальными объектами, предметами или моделями явлений.
  5. разработать рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий на разных этапах урока.

     Обнаружив несоответствие между поставленными задачами и реальными результатами учебно-воспитательного процесса, пришла к необходимости определения условий достижения желаемых результатов. Была выдвинута следующая гипотеза: внедрение информационно-коммуникационных технологий на уроках в младших классах повлечёт за собой повышение эффективности урока  и всего учебного процесса.

Предположительно этого достичь можно за счёт:

  1. проведения уроков с использованием готовых электронных носителей.
  2. создания обучающих презентаций.
  3. проведения занятий контроля и коррекции знаний по готовым электронным носителям.
  4. создания тестов.
  5. выполнения творческих домашних заданий.
  6. работы над групповыми проектами.
  7. работы с электронными учебниками и Интернет ресурсами.

Технология опыта:

     Суть опыта  представлен системой смоделированных форм, приемов, средств для совершенствования учебного и воспитательного процесса средствами ИКТ.

     Используя информационно-коммуникационные технологии на уроке, достигаю несколько целей: экономлю время, работаем с более полной и разнообразной информацией, повышается интерес у обучающихся к теме урока и курсу в целом, а как следствие этого – повышается качество знаний. Информационные технологии на уроках ввожу не вместо, а наряду с другими современными технологиями и методиками.

В процессе обучения выделяю следующие формы работы с информационными коммуникационными технологиями:

  1. непосредственное применение ИКТ в процессе изучения новых тем на уроках разных типов  в системе,   с использованием различных форм,  методов и приемов;
  2. применение ИКТ для контроля знаний обучающихся на уроках, в том числе,   используя алгоритмы самооценки;
  3. применение ИКТ для организации самостоятельной работы обучающихся как на самом уроке, так и вне школьных занятий;
  4. применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга.

К наиболее часто используемым мною элементам ИКТ в учебном процессе относятся:

  1. электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;
  2. цифровые образовательные ресурсы;
  3. электронные энциклопедии и справочники;
  4. тренажеры и программы тестирования;
  5. образовательные ресурсы Интернета;
  6. DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;
  7. видео и аудиотехника;

     Планируя урок с применением новых информационных технологий, как правило, соблюдаю дидактические требования, в соответствии с которыми:

  1. четко определяю педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе;
  2. уточняю, где и когда буду использовать информационные технологии на уроке в контексте логики раскрытия учебного материала и своевременности предъявления конкретной учебной информации;
  3. согласовываю выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;
  4.  учитываю специфику учебного материала, особенности класса, характер объяснения новой информации;
  5. анализирую и обсуждаю с классом фундаментальные, узловые вопросы изучаемого материала.

Информационные технологии на разных этапах урока.

1. Организационный этап. Во вступительной части урока ученикам поясняю цель и содержание последующей работы. На данном этапе показываю слайд с указанием темы и перечня вопросов для изучения.

2. Мотивационно-познавательная деятельность. Мотивационно-познавательная деятельность формирует заинтересованность ученика в восприятии информации, которая будет рассказана на уроке или отдается на самостоятельное изучение. Моделируя проблемную ситуацию, обеспечиваю положительную мотивацию на любом этапе урока. Начало урока – необычайно ответственный момент. Используя прием погружения и эмоционального настроя, урок начинаю  с чтения стихотворения или дети сами читают стихотворение.(приложение 1)  На  уроке русского языка в третьем классе по теме «Окончание. Роль окончания в предложении» первое, что слышат дети – классическая музыка и видят на слайде цветок добра, что позволяет получить положительный настрой на урок, сконцентрироваться и привлечь внимание к изучению родного языка. (приложение 2) Урок окружающего мира  по теме «Откуда берутся шоколад, изюм и мед» начинается с прихода гостьи – Мудрой черепахи, которая изображена на слайде  презентации с музыкальным сопровождением. (приложение 3).Огромный интерес и заинтересованность вызывает у детей на уроках русского языка грамматические сказки. (приложение 4)

3. Проверка усвоения предыдущего материала. С помощью контроля может быть установлена степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании (приложение 5).

4. Изучение нового материала. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. При изучении темы «Переместительное свойство умножения» дети самостоятельно делают вывод, решают проблему, опираясь на материал презентации.  Нетипичное для данного возраста начало изучения нового материала обучающихся заинтриговывает, привлекает к себе их внимание и мне уже легко с ними работать дальше. (приложение 6) На уроке окружающего мира «Опора тела и движение» изображение скелета человека, системы мышц в презентации позволяет более полно сформировать целостное восприятие детьми строения организма человека.  При изучении новых тем на уроках я использую различные видеофильмы на цифровых носителях, которые ярко и наглядно показывают разные явления человеческой жизни, природные явления и жизнь общества. (приложение 7).  На уроках русского языка  при обучении написания сочинения по картине, презентация  и видеоролики помогают раскрыть замысел автора и помочь детям постигнуть красоту  живописного искусства. (приложение 8)  При изучении стан мира видеофрагменты помогают учащимся не только получать сведения о каком-либо государстве, но и окунуться в незабываемый мир этого уголка земли, почувствовать его особый колорит. Такой эмоционально настроенный урок будет наиболее эффективным для понимания обучающимся изучаемой темы. Уроки с использованием видеофрагментов повышают познавательную деятельность школьников на основе развития критического мышления, так как несут не только информацию, наглядность, но и положительный эмоциональный настрой по изучаемой теме. (приложение 7)

5. Систематизация и закрепление материала необходимо для лучшего запоминания и четкого структурирования. С этой целью в конце урока делаю обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит не только устно, но и с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах, выполнение тестов на компьютере.(приложение  5)

     Наиболее часто в своей работе использую демонстрационные программы, к которым кроме картин, видеофрагментов, фотографий можно отнести и  и компьютерные лекции и уроки-презентации, разработанные при помощи Power Point. Использовать их можно и на уроках закрепления знаний, практических умений и навыков, уроках повторения и систематизации знаний, оценки и проверки полученных знаний. Очень эффективно использование презентаций при изучении  курса «Окружающий мир».  Особенно делает привлекательным использование презентаций в начальной школе, так это возможность поместить на слайд помимо текста ещё и карту, на которой можно отметить только информацию данного слайда, например, направление течения реки  и возможность сравнить мгновенно свой ответ с правильным.

При разработке и создании учебных компьютерных презентаций рекомендую придерживаться определенных правил:

1.        Отбираемый материал должен:

- соответствовать тематическому плану;

- быть адаптирован для обучающихся;

- включать различные виды наглядности.

2.        Конструкция содержания должна способствовать классификации и систематизации потока информации, предъявляемой обучающимся.

3.        Текстовая часть презентации представляет собой только основные мысли по теме или термины для обязательного запоминания.

4.        Оформление слайдов должно соответствовать эстетическому восприятию обучающихся тем.

5.        Рационально сочетать различные технологии представления материала (текст, графику, аудио, видео, анимацию).

     При разработке презентации учитываю, что она:

•        быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;

•        вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;

•        усиливает воздействие выступления.

Причем постоянно идет процесс накопления методического комплекта презентаций по предметам, т.е. создается и постоянно пополняется методическая мультимедийная библиотека.

     Несколько примеров, какие функции могут выполнять презентации:

1. Обучающая. При изучении темы «Организм человека», презентацию можно использовать как наглядное пособие. Обучающиеся сначала изучают презентацию, а потом в качестве закрепления они работают одновременно с иллюстрациями в учебнике, собственными наблюдениями  и презентацией, рассматривая их и сопоставляя. Если у обучающихся слабо сформированы познавательные способности (таких учеников, мы иногда называем слабыми), то такую работу можно продолжить индивидуально.

2. Закрепляющая. При изучении темы обучающимися с помощью учителя и работы со словами с непроизносимой согласной, можно предложить закрепить материал, просмотрев презентацию.

3. Контролирующая. После самостоятельной работы обучающихся с таблицей умножения, можно предложить самим проверить себя, сравнив свою работу с презентацией.

4. Творческая. Можно предложить обучающимся самостоятельно составить презентацию по данной теме (приложение 9).

     После таких уроков изученный материал остаётся у обучающихся в памяти как яркий образ и помогает стимулировать познавательную активность школьника. Чаще всего в своей практике провожу уроки комбинированного типа, где присутствует и опрос домашнего задания и объяснение нового материала. Программа разработки презентаций Power Point позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства наглядности, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки.

Используя слайд – фильмы, интерактивные модели, осуществляю дифференцированный, индивидуальный подход в работе с обучающимися, владеющими разной степенью освоения учебного материала. На таких уроках теоретический материал представляется в доступной, наглядной форме. Интересно представлены в мультимедийных программах природные процессы. Ученики являются свидетелями происходящего на экране: рождения бабочки, движение частиц в газообразных, твердых и  жидких телах и т.д..  Например, виртуально можно найти описание какого-либо литературного персонажа, спуститься на дно Мирового океана или увидеть Землю из космоса и т.д. Применение мультимедийных электронных учебников и цифровых образовательных ресурсов меняет сам подход к организации учебного процесса при изучении нового материала на уроке, т.к. имеет ряд достоинств перед традиционными формами. При этом школьник может дополнительно использовать информацию из учебника и других источников знаний по необходимости. В отличие от мультимедийных электронных учебников цифровые образовательные ресурсы имеют ряд достоинств, т.к. имеют достаточный объем материала, соответствующий Государственному образовательному стандарту, актуальность, новизна и оригинальность содержания их неоспорима. Причем материал цифровых образовательных ресурсов имеет практическую содержательность, системность и целостность. 

    На уроке закрепления использую программы - контролеры, которые позволяют осуществлять контроль усвоения изученного материала на уроках. Преимущество данных программ заключается в том, что ученик, совершив ошибку или выполнив работу на «2», может снова вернуться к заданию. В этом случае школьник работает в темпе, соответствующем его природным задаткам. Он не боится отстать от других одноклассников или ответить хуже их, потому что в данном случае процесс соревнования отсутствует. Такую возможность дают мультимедийные электронные учебники, цифровые образовательные ресурсы.

В школе и классе имеется возможность непосредственного выхода в Интернет. Из него получаю (и довольно быстро) такую информацию, которую из других мест получить очень сложно. Из Интернет беру огромное количество иллюстративного материала: фотографии и рисунки, показывающие разные предметы, явления и события. В дальнейшем они используются мною для составления презентаций и  видеороликов. Систему Интернет дети используют и при подготовке сообщений, докладов, рефератов, которые они часто сопровождают демонстрацией презентаций, выполненных тоже с использованием Интернет. Использование Интернет увеличивает познавательную активность ребят, делает учебную деятельность необычной и интересной. К тому же они понимают, что Интернет – это не только развлечение, но и источник знаний, вполне для них доступный. Интернет позволяет получить информацию в виде звука, текста, изображения.

     Бесспорно, что основным прорывом в последнее время в педагогической практике начального образование признано внедрение в учебный процесс мультимедийных пособий по курсу школьной программы.

     Работа с использованием ИКТ ведется не только на уроках по предметам, но на внеклассных мероприятиях. Такие занятия позволяют как развивать интерес к изучаемым предметам (приложение 10), так и формировать основы экологического воспитания (приложение 11). Особое место использование ИКТ во внеклассной деятельности занимает патриотическое воспитание. Такие занятию помогают показать детям не только интересные факты, но и формировать нравственные ценности. Так в о время внеклассного мероприятия  «Блокада Ленинграда»

 (приложение 12.) дети прочувствовали весь ужас событий минувших дней, учились сопереживать и ценить мирное небо над головой. Особый отклик вызвало мероприятие, посвященное пионерам-героям

 (приложение 13). Презентация помогла увидеть этих ребят, дети прониклись уважением и благодарностью к юным героям, а так же к героям Сталинградской битвы (приложение 14). С помощью Интернет наглядно возникли образы этих героев- освободителей.  Итогом этих занятий стал огромный интерес к чтению книг о Великой Отечественной войне.

         Такой подход к образованию включает в себя формирование информационной культуры новых поколений. Информационная культура – это не только владение ПК, но прежде всего это нравственное отношение к информации, умение ее добывать, пользоваться ею. С помощью компьютерного инструментария развивается, обогащается, углубляется человеческое познание. Информационная культура касается всех предметов, ее умения являются общеобразовательными.

Методы и приёмы использования информационных технологий на уроке – разные, но при их внедрении мы выполняем единственную задачу: сделать урок интересным, а обучение увлекательным. Надо только помнить, что школу делает школой учитель, учитель нашей новой школы.

Длительность работы над опытом 

Работа по данной проблеме начата в 2010 году.

Диапазон опыта 

 С единой системой урок – внеклассная работа.

10. Результативность опыта.

Целенаправленная систематическая работа по развитию интереса и творческих способностей учащихся, формированию мотивации учения даёт свои результаты:

  1. Положительная динамика качества знаний по предмету(качество знаний за последние 2 года – 68 %, уровень обученности – 100%.
  2. Создан банк презентаций и видеороликов для проведения уроков, классных часов, родительских собраний.

Исследование эмоционального благополучия обучающихся на уроке  было проведено при использовании анкет для обучающихся и анкет для родителей.

  1. 95% обучающихся положительно относятся к урокам.      

Эмоциональное благополучие личности напрямую связано  с самооценкой. Лишь при адекватной самооценке, позитивном отношении к себе человек способен переживать состояние психологического комфорта и уверенности в себе.

  1. 85% обучающихся чувствуют себя на уроке успешными.

Позитивный интерес у ученика формируется только в том случае, если учебная деятельность успешна, а способности оцениваются позитивно.

Преимущество данного опыта заключается в эффективном использовании информационных технологий в преподавании  и позволяет:

  1. внести системные изменения в организацию образовательного процесса;
  2. расширить возможности индивидуализации и интеграции образовательных программ и самостоятельной познавательной деятельности учащихся;
  3. сформировать информационную культуру всех участников образовательного процесса.

Использование информационных коммуникационных технологий в процессе обучения младших школьников  формирует и стимулирует у обучающихся эмоциональное отношение к предмету, повышает мотивацию к учению, формирует интерес к обучению, создает ситуацию успеха.

  Библиографический список:

  1. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации. Психологический журнал. - 1998. -  №1.
  2. Бершадский А. М; Кревский И. Г. Дистанционное обучение --форма или метод?  Дистанционное образование. - 1998.-  № 4.
  3. Журнал «Педагогическая техника», №1-5/2007г.
  4. Загвязинский В.И., Поташник М.М. Как учителю подготовить и провести эксперимент. Москва, 2006г.
  5. Ларина Э.С. Информатика 9-11 классы. Проектная  деятельность учащихся. Волгоград, 2009г.
  6. Селевко Г.К. Информационные технологии в школе. Информационно-компьютерные средства в школе. Ярославль: ИРО, 2003.
  7. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. Москва, НИИ школьных технологий, 2006
  8. Сергеева В.П. Проектно-организаторская компетентность учителя в воспитательной деятельности. Москва, 2008г.
  9. Интел. Обучение для будущего. Учебное пособие. Москва. Издательско-торговый дом «Русская редакция». 2004г.
  10. Черненко О.Н. Информационные технологии в учебном процессе. Волгоград, 2007г.
  11. Чеснокова Н.П. Математические методы обработки результатов мониторинга – Караганда – 2005г.

Приложения

  1. Приложение №1 – презентация урока (см. диск)
  2. Приложение №2 – презентация урока (см. диск)
  3. Приложение №3 – презентация урока (см. диск)
  4. Приложение № 4– презентация урока (см. диск)
  5. Приложение № 5– тест по литературному чтениию (см. диск)
  6. Приложение № 6– презентация урока (см. диск)
  7. Приложение № 7– презентация урока (см. диск)
  8. Приложение № 8– презентация урока (см. диск)
  9. Приложение № 9– работы детей  (см. диск)
  10. Приложение № 10– презентация урока (см. диск)
  11. Приложение № 11– презентация урока (см. диск)
  12. Приложение № 12– презентация урока (см. диск)
  13.  Приложение № 13– презентация урока (см. диск)
  14. Приложение № 14– презентация урока (см. диск)