Конспект урока русского языка (обучения грамоте «Знакомство с буквой З (з)»

Сергеева Зинаида Анатольевна

 

Урок проводится в 1 –м классе по программе «Школа ХХ1 века». Построен в соответствии с требованием ФГОС.

Все этапы урока направлены на формирование УУД.

                             

Методическая литература: Русский язык.Обучение грамоте. Методические рекомендации к урокам. Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова, Москва,Издательский центр «Вентана- Граф», 2011

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_na_gorod_po_obucheniyu_gramote.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                     

     

             Сергеева Зинаида Анатольевна

             Учитель начальных классов  

МБОУ «Начальная общеобразовательная школа №39»

Электронный адрес:

Название работы -   Конспект урока русского языка (обучения грамоте «Знакомство  с буквой  З (з)»

Урок проводится в 1 –м классе по программе «Школа ХХ1 века». Построен в соответствии с требованием ФГОС.

Все этапы урока направлены на формирование УУД.

                             

Методическая литература: Русский язык.Обучение грамоте. Методические рекомендации к урокам. Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова, Москва,Издательский центр «Вентана- Граф», 2011

                                    Конспект  урока.

Автор: Сергеева Зинаида Анатольевна

Предмет: русский язык, обучение грамоте

Класс - 1

Тема учебного занятия: Буква З (з).

Место урока в теме: ОНЗ

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование урока: учебник «Букварь» , 1 класс, Л.Е Журова, А.О.Евдокимова; карта знаний, таблица  с планом урока; карточки  с буквами З,з – письменными и печатными; таблицы с заданием для работы в паре, пособие с окошком «Бегущая строка», картинки с изображением зебры, замка и замка.

Цель и ожидаемый результат урока: усвоение обучающимися новых звуков и их буквенного обозначения.

Содержание и технология урока: системно-деятельностный подход, контрольно-оценивающая,  здоровьесберегающие, игровые, развивающие.

Этап урока;

задачи

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся

УУД

1. Мотивация

к учебной деятельности

Развивать познавательную активность

Прозвенел звонок – начинаем урок.

Сядут ребята, чьё имя начинается с гласного звука.

Сядут ребята, у которых имя начинается с твёрдого согласного звука.

Сядут ребята, чьё имя  начинается с мягкого согласного звука.

Напомни, как твоё имя, почему ты сел сейчас?

Все стоят.

Слушают вопрос.

Анализируют первый звук своего имени и выполняют задание.

Садятся.

Отдельные обучающиеся доказывают, то они верно выполнили задание.

Умение слушать. (метапредметные)

2. Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднения в пробном учебном действии.

Подготовить учащихся к открытию нового знания.

Давайте вспомним, что мы сейчас изучаем на уроках обучения грамоте?

Карта знаний будет вашим помощником.

Назовите изученные буквы согласных звуков.

Открываю таблицу изученных букв.

На какие группы их можно разделить?

А можете ли вы написать изученные буквы? Готовы проверить себя?

Буквенный диктант стр. 60 «Пропись

По какому критерию можем себя оценить?

                 Задания для диктанта:

  1. Напиши первую букву клички котёнка из рассказов  Григория Остера.
  2. Напиши последнюю букву у самого короткого месяца года.
  3. Запиши вторую букву у слова лев.
  4. Запиши первую букву слова якорь.
  5. Напиши какой буквой обозначим   мягкий согласный звук в слове – руки.
  6. Напиши  букву второго звука у слова гром.

Проверка.

Как мы оценим работу Ани  у доски?

Как она себя оценила?

Какие советы дадим?

Классу: Поднимите руку, у кого оценка совпала до и после выполнения задания?

Называют, пользуясь картой знаний тему уроков «Звуки и буквы»

Звуки бывают гласные и согласные.

Буквы печатные и письменные.

Особенности гласных и согласных звуков.

Называют буквы: М, Н, Р, Л, Й, Г, К

1 гр. - Буквы мягких согласных звуков/твёрдых согласных звуков.

2 гр. – Буквы глухих /звонких согласных.

Основание:  парность

3 гр. – Буквы парных по твёрдости/мягкости – непарных по твёрдости/мягкости.

4 гр.  – Буквы парных по звонкости/глухости и непарных.

1 обучающийся у доски работает.

Оценивают себя по критерию «Умение писать изученные буквы»

Пишут буквы.

Буквы: Г, й, е, я, к, р.

Проверяют работу ученика на доске и свою работу.

Высказываются о работе ученика и своей работе.

Выбор оснований для классификации,

Классификация. (Логические)

Познавательные УУД.

3. Выявление места и причины затруднения.

Способствовать развитию умения наблюдать, обобщать, делать выводы.

Вспомним, чем мы занимаемся на уроках.

Ответы детей

4.  Построение проекта выхода из затруднения.

Сформулировать тему и поставить цель урока,  разработать план действий.

Мы уже многому научились. А для чего нужно изучать звуки и буквы?

Мы все звуки уже изучили?

Значит какая  будет тема урока?

Какую цель поставим себе на этом уроке?

Тема:  Звук   …        Буква   …

Цель: познакомиться

Как будем работать на уроке?

План весь рассыпался. Соберём.

Нет

Новый звук.

Познакомиться с новым звуком и его обозначением – буквой.

По плану.

               План.

  1. Звук.
  2. Буква.
  3. Чтение слогов.
  4. Чтение слов.
  5. Чтение текста.
  6. Письмо буквы, слов, предложений.

Целеполагание. (Регулятивные)

Планирование (Регулятивные)

5. Реализация построенного проекта.

Обсуждение вариантов и выбор оптимального способа действий.

О каком звуке  пойдёт  речь  узнаете  из загадок:

  1. Что за коняшки, на всех тельняшки?

Вывешиваю картинку.

  1. Маленькая собачка, свернувшись лежит,

Не лает, не кусает, а в дом не пускает.

Иллюстрация с замком.

Сведения о зебре: Зебра обитает в Африке. Чёрная с белыми полосками. «Тигровая лошадь» так называли этих животных в древности. Полосатая окраска помогает скрываться ей в траве от хищников.

Проговорите слова, выделите первые звуки, характеризуйте их и подберите фишку для обозначения.

Какой первый звук в слове ЗЕБРА?

Какой первый звук в слове ЗАМОК?

О каком звуке пойдет речь на уроке?

Тема: Звук  (З)  и   (З)

Девочки придумывают слова со звуком: мягким (З)

Мальчики с твёрдым звуком (З)

ФИЗМИНУТКА:

Упр. для улучшения кровообращения.

ЗАДАНИЕ: Поймай звук.

Присесть, если слышите мягкий согласный звук (З)

Хлопнуть в ладоши, если  твёрдый согласный (З)

СЛОВА: зубр, бизон, зяблик, слон, заяц, обезьяна, коза.

Общее у слов заметили?

Какой буквой будем обозначать эти звуки (З) и (З)?

Сколько будет букв? Выставляю.

Откройте учебник на стр. 88.

Рассмотрите букву.

На что она похожа?

С.Маршак написал про неё стихотворение

«На эту букву посмотри,

Она совсем как цифра 3»

Дают ответы на загадки:

Зебра.

Замок – приспособление для запирания чего- либо ключом.

2 ученика у доски выкладывают фишки для первого звука.

Остальные на месте.

Дают ответ: мягкий согласный звук, звонкий

Дают ответ: твёрдый согласный звук, звонкий.

Звуки  (З)  и (З)

Называют слова.

Делают  упражнения.

Приседают и хлопают.

Животные.

Буквой З.

 2 печатные и 2 письменные

Буква : З з З з

На цифру 3.

Познавательные УУД.

6.  Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Закрепить новый способ действий.

Ребята, мне не понятно почему у картинки с зеброй одна схема, а у замка 2 схемы?

Давайте попробуем разобраться. Сравните их. Что заметили?

Для какого слова вторая схема?

Что изменило слово? Ударение может менять значение слова. С такими словами мы будем встречаться.

Какие пункты плана мы уже выполнили?

Следующий пункт у нас какой?

Чтение по пособию  с окошком «Бегущая строка»

1.Чтение слогов по цепочке стр. 88

2. Читаете в первой строке слоги, где буквой  З обозначен твёрдый согласный  звук.

3. Во второй строке прочитаете слоги, где буквой З

обозначен – мягкий согласный звук.

Посмотрите следующее задание, какой пункт плана будем выполнять сейчас?

Читаем столбики слов.

Прочитай слова, у которых один слог. Как узнали?

Прочитай слова, состоящие из 2-х слогов.

Прочитай слова из трёх слогов?

Стр. 89 читаем слова сверху. Прочитайте слова левого столбика, читая сверху вниз.

Прочитайте слова правого столбика, читая снизу вверх

Отличаются ударением.

Слово – ЗАМОК  – дворец или крепость богатых людей.

Узнали звук и букву.

Чтение слогов.

Читают слоги по заданию.

Чтение слов.

Сколько гласных. Столько слогов.

Нет слов с тремя слогами.

Читают слова по заданию.

7.Самостоятельная работа

с  проверкой

по эталону.

Формировать действия самоконтроля.

Рассмотрите задание внизу стр. 89.

Что видите?

Сколько рисунков и слов?

Работать будете в паре. Вспомните правила работы в паре. Каждый ряд должен прочитать слова по разному.

Задание для 1 ряда. Прочитаете слова от  нужного рисунка к рисунку. двигаясь по заданному маршруту.

Задание для ребят 2 ряда, Прочитать слова  в таком порядке.

Задание для ребят 3 ряда. Прочитать слова в этом порядке.

Проверка.

Как надо прочитать слова? С какого слова начать?

Какой пункт плана мы сейчас выполнили?

Назовите следующий пункт плана.

Прочитайте текст самостоятельно.

Ничего не заметили?

А теперь прочтём его вслух.

Что заметили?

Как надо  исправить ошибку?

О чём этот текст?

Давайте дополним этот текст своими предложениями.

Рисунки и слова.

5 слов и 5 рисунков.

Читают слова в нужном порядке.

Объясняют выполнение задания.

Читали слова с новым звуком.

Самостоятельное чтение.

Чтение текста.

Находят ошибку в слове «ЗАКИ», а надо слово «ЗАМКИ»

Коммуникативные УУД.

Регулятивные УУД.

8.Включение в систему знаний и повторение.

Формировать навык применения изученных способов действий.

Все ли пункты плана мы выполнили?

Мы его выполним на следующем уроке письма.

Вспомним цель нашего урока.

Удалось ли нам достичь цели?

Где будут нам нужны знания этих звуков?

Нет, остался один пункт - №6.

Говорят цель.

Удалось достичь цели.

Читать и писать слова в  книгах, на компьютере и тд.

Регулятивные УУД.

9. Рефлексия учебной деятельности.

Формировать умения оценивать себя

Встаньте пожалуйста те ребята, кто доволен своей работой на уроке.

Встанут те ребята, кто на следующем постарается исправить недостатки в своей работе.

Всем спасибо за урок.