Консультация для родителей в старшей группе №1 «Развитие творческих способностей»
Консультация для родителей в
старшей группе №1
«Развитие творческих способностей»
В современном мире творчество ценится очень высоко. Творческие профессии сегодня одни из самых востребованных. Целеустремленные творческие люди, всегда находят свой жизненный путь для успешной реализации своего творческого потенциала. Но, к сожалению, многие родители не считают творчество важной составляющей воспитания, развития и обучения своего ребенка. Они предпочитают делать акцент и ставят во главу угла речь, мышление и память ребенка, порой полностью забывая про воображение и творчество. Конечно, первые три пункта очень важны для каждого ребенка, но полностью исключать творчество нельзя, его развитие может и должно идти одновременно со всеми остальными направлениями развития.
«Воображение» - это свойство человеческого ума, позволяющее нам воспринимать образы предметов и явлений, которые мы прежде ощущали, так и конструировать для себя отрезки реальности, которые мы никогда не воспринимали. Самый благоприятный период для развития воображения - дошкольный возраст. Поэтому мы ценим в ребёнке способность не только следовать указаниям, действиям по образцу, но придумывание действий по собственному плану и замыслу. Формируем умение реализовывать индивидуальное воображение во всех видах деятельности.
К действиям воображения относятся следующие:
Действие «опредмечивания» :когда ребёнок по одной детали может создать целостный образ предмета
Действие «детализации», когда созданный в воображении образ они могут заполнить разными деталями
Действие «включения», когда видимый предмет становится лишь частью созданного в воображении
«Творчество»- процесс, присущий деятельности каждого человека. Творчество означает созидание чего-либо нового. Процесс творчества обусловлен особым видом мыслительной деятельности - творческим мышлением. Способность человека к творческому мышлению называется креативностью.
«Креативность »- это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки. Способность к творчеству предполагает способность порождать необычные идеи. Отклоняться в мышлении от традиционных форм и схем. Быстро разрешать проблемные ситуации.
Творчество важно не столько в детстве, сколько во взрослой жизни. Сегодня можно привести огромное количество примеров успешных людей творческих профессий: актеры, певцы, артисты, писатели и другие.
Зачем нужно развивать творческие способности?
Пожалуй, каждому родителю хотелось бы, что бы его ребенок вырос творческой личностью. Ничем не ограниченное воображение, свободный полет фантазии, хорошая интуиция – все эти факторы являются необходимым условием творчества, которое потом преобразовывается в различные открытия и изобретения. Поэтому, если родители хотят видеть свое чадо творческой личностью, они должны стимулировать развитие творческого потенциала у ребенка.
Что такое творческие способности?
• стремление к познанию;
• живость ума;
• умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное;
• стремление к открытиям;
• умение применять на практике, в жизни полученные знания, опыт;
• свободное воображение;
С чего начать?
Создавайте условия для интеллектуального удовольствия, которым сопровождается процесс создания нового в любом виде деятельности. Даже такие простые предложения со стороны взрослого будут способствовать созданию условий для развития творческого мышления:
Попробуй по – другому ответить на этот вопрос.
Попробуй придумать своё окончание сказки.
Дорисуй картинку, чтобы у тебя получилось что-нибудь новое.
Что бы ты сделал на её или его месте.
Чем больше творческих действий будет совершать ребёнок, тем существенней рост креативности. Это способствует появлению у него независимости, открытости, чувствительности к проблемам. Высокой потребности в творчестве.
Научитесь играть в детские игры, не бойтесь на некоторое время стать ребенком, нарушайте иногда правила поведения взрослого человека во имя вашего ребенка. Это не только поможет вам сблизиться с вашим ребенком и будет способствовать его развитию, но и станет хорошей психотерапией, которая позволяет отдохнуть, отвлечься, снять напряжение и стресс. Сочиняйте вместе с ребёнком сказки, стихотворения, придумывайте несуществующих животных и растений – поддерживайте его творческую инициативу .
Условия, стимулирующие развитие творческого мышления:
1. Ситуация незавершённости способствует развитию открытости в отличие от жёстко заданных и строго контролируемых заданиях .
2. Разрешение и поощрение множества вопросов.
3. Стимулирование ответственности и независимости. (ты всё сам сделал правильно)
4. Акцент на самостоятельность разработок, наблюдений, чувств .
5. Внимание к интересам детей со стороны взрослого и сверстников. (для чего этой машине кузов)
Для развития творческих способностей необходимо создание условий для сознательного и активного участия в творческой деятельности важен поиск творческих приемов, формирования и совершенствования и базовых знаний, умений и навыков, вариативное их использование в любых видах деятельности.
В детском саду с этой целью проводятся мероприятия, которые развивают интерес к познанию себя, способствующие развитию творческого потенциала детей и родителей (это творческие проекты, которые мы предлагаем для совместной работы родителей и детей, тематические недели, различные творческие конкурсы, использование нетрадиционных приёмов в рисовании, различные совместные мероприятия) .
Очень важно не упустить время!
II. Практическая работа
Что способствует развитию творческой активности у ребенка?
На развитие творческих способностей у ребенка положительно влияют различные виды детской деятельности:
• Окружающий мир.
• Развивающие игры и игрушки.
• Рисование.
• Лепка.
• Чтение.
• Музыка.
• Аппликация.
Существуют специально разработанные упражнения: «Развитие воображения у детей». Сейчас мы проиграем в некоторые из них.
Упражнение «Незаконченный рисунок»
Родителям предлагается лист с изображенными на нем кружочками, квадратиками, крестиками. Задача – используя различные элементы, изобразить какие-либо образы. П овторяться нельзя.
Игра «Рифмоплет»
Родители придумывают слова, окончания которых звучат одинаково (палка – галка, сочиняют двустишья на заданные рифмы.
Игра «Изобретатель»
Предлагается придумать:
– несуществующий прибор, необходимый в домашнем хозяйстве;
– необычные способы использования обычных предметов.
«Хорошо -плохо»
– вы называете предмет или явление, а ребенок должен сказать, что в нем хорошо, а что – плохо. Например, утюг: хорошо – белье будет поглажено, плохо – можно обжечься,
«Нестандартные задачки»
– пусть ребёнок находит предметам необычный способ использования, например, ложкой можно не только кушать, но еще и переливать воду из одной емкости в другую и т. п.
«Что будет, если… »
– предложите ребенку пофантазировать: что будет, если все люди станут великанами, исчезнет посуда, кошки заговорят человеческим языком и так далее.
III. Итог
Один восточный мудрец сказал: «Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Этой мудростью и следует руководствоваться при воспитании своего ребенка. Не забывайте, что у каждого ребенка свои задатки и свой предельный уровень способностей. Для одного ребенка максимальным будет нарисовать радугу, а для другого – целую картину вокруг нее.