ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАК ВАРИАТИВНОСТЬ ФОРМЫ РАБОТЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПРОЯВЛЕНИЮ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ.

В настоящее время Министерство образования и науки Российской Федерации разработаны программы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей. В содержании данных разделов ООП актуализировано развитие детской одарённости, определены цель и задачи программы по работе с одарёнными детьми, основные принципы организации работы, а также необходимые условия (кадровые, информационные, материально-технические), обеспечивающие возможности для максимально широкого проявления и развития талантов и способностей учащихся. Выявление и реализация их возможностей и талантов актуальны не только для одаренного ребенка как для отдельной его личности, а и для общества в целом. В современных условиях неопределенности окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и систему реализации умения, способности нестандартного мышления и поведения. Одаренные, талантливые дети – это будущий оправданный себя потенциал нашей страны, который необходимо эффективно развивать и конструктивно решать современные экономические, экологические и социальные задачи. Раннее раскрытие, обучение и образование талантливых, одаренных детей составляет одну из основных задач улучшения системы образования.

Научно доказано, что одаренность и способности не бывают врожденными. Врожденными могут быть только задатки, которые при соответствующем их развитии могут стать способностями, а те, в свою очередь, - одаренностью. Способность – это возможность, а достигнутый уровень мастерства в том или ином деле – это действительность. Для совершенствования и развития способностей на занятиях в кружках дополнительного образования особо важным является использование хорошо зарекомендовавших себя форм работы с детьми, таких как:

·        проекты индивидуальные и групповые по различной тематике;

·        экспериментально-исследовательская деятельность;

·        ролевые игры;

·        конкурсы, викторины, соревнования;

·        индивидуальные развивающие и творческие задания в игровых формах. 

Для развития способностей ребенка необходима система выполнения индивидуальных развивающих и творческих заданий в игровой форме в процессе образовательной деятельности. Под системой заданий понимается упорядоченное множество взаимосвязанных заданий, ориентированных на познание, создание, преобразование в новом качестве объектов, ситуаций и явлений действительности. Одним их педагогических условий эффективности системы творческих заданий является взаимодействие учащегося и педагога в процессе их выполнения.

Основные типы одарённости.

Общая (умственная), специальная – художественная, социальная, спортивная, техническая. Каждый из этих типов, а он соответствует понятию группы  способностей, включает в себя ряд видов. А каждый из видов, в свою очередь, может рассматриваться в качестве специальной способности.  Так, умственные способности делятся по предметному признаку на физико-математические, способности к изучению гуманитарных предметов и т.д.

         Техническая одарённость  включает 2 основных вида: инженерную (конструкторско-изобретательская, технологическая и т.д.) и одарённость к техническому мастерству.

         Художественная одарённость подразделяется  на литературную, музыкальную, хореографическую и т.д.

         Социальная одарённость включает в себя способности к правовой деятельности, педагогические способности, относящиеся к организаторской деятельности в различных сферах жизни.

Воспитание способностей.

1. Надо исходить из уже проявленных ребёнком способностей. Выявление предположительно имеющихся способностей возможно сегодня лишь тогда, когда их развитие уже можно диагностировать, т.е. уже заметен достигнутый уровень развития. Учёт проявившихся способностей ребенка необходим не только для их развития, но и для того чтобы направить его дарование в соответствующее русло.

2. Максимально использовать золотой ключик- интерес. Но одного интереса недостаточно,  личность должна отождествлять себя с поставленной перед ней целью. Интерес подготовит почву и придаст деятельности простор и направление.

3. Для достижения больших успехов необходима мотивация. Цель каждого действия, развивающего  или стимулирующего способности, должна состоять в развитии личности, способной добиться в определённой области необычайных успехов и готовой предпринять для этого необходимые усилия.

4. Ориентировать на общественную значимость деятельности личности.

5. Осторожно направлять процесс развития способностей.

6. Организовать и направлять развитие способностей как вид деятельности. Важно, чтобы ребёнок в соответствии со своим возрастом постоянно бы занимался чем-либо и приобретал бы при этом разнообразные навыки.

         Для работы с одарёнными детьми кроме специальных знаний необходимы такт, терпение и  особая деликатность. Точность оценки способностей ребёнка в значительной степени зависит от того, насколько внимательны и наблюдательны родители и педагоги.

Анкета для родителей.

Одарённый ребёнок:

·        уже в раннем детстве деятелен и энергичен;

·        вскоре после рождения фиксирует свой взгляд на людях и предметах;

·        рано начинает воспринимать движения и шумы;

·        в возрасте нескольких недель улыбкой реагирует на окружающий мир;

·        устанавливает контакт с окружением значительно скорее, чем другие дети его возраста;

·        быстро развивается физически (начинает поворачиваться на бок, ходить и садиться раньше сверстников);

·        мало спит для своего возраста;

·        начинает рано говорить членораздельно (некоторые одарённые дети  в течение довольно длительного времени накапливает пассивный запас слов, который затем быстро активизирует);

·        пользуется довольно большим лексиконом, причём употребляет слова  и выражения,  которые обычно ещё не знает ребёнок его возраста;

·        легко запоминает стихи, песни; помнит события, о которых его родители могли уже забыть;

·        очень любознателен и постоянно надоедает  родителям своими бесконечными «почему»;

·          старается узнать, как работают бытовые приборы или какое-нибудь устройство, заинтересовавшее его;

·        неожиданно начинает задумываться над такими отвлечёнными понятиями, как, например, Бог;

·        понимает необходимость соблюдения определённых правил и норм;

·        раздражается, если ответы на его вопросы не удовлетворяют его;

·        всё новое схватывает на лету; ему не требуется повторений и подробных разъяснений;

·        уже до школы хорошо читает, причём учится чтению легко, без серьёзной помощи  со стороны; любит рассматривать карты и атласы, заглядывать в справочные пособия;

·        сравнивая предметы  и явления, пытается установить их сходство и различие;

·        может мыслить логически, дать короткий и точный ответ; любит мечтать, удивляет близких ему людей оригинальностью идей, предложений, планов и решений;

·        обладает ярко выраженным чувством юмора;

·        рано пытается быть самостоятельным, старается сам одеваться, умываться, застёгивает пуговицы, молнии и т. д.;

·        в некоторых случаях пытается проявить полную независимость. например, при посещении друзей, в поисках необходимой информации;

·        выполняет без желания или вообще не выполняет работы, требующие только механических навыков;

·        предпочитает игры, успех в которых зависит не от счастливого случая, а от способности выполнить  какие-то несложные комбинации,  например, что-то правильно расположить, систематизировать, распределить;

·        при конструировании  и моделировании обнаруживает навыки и умения, не свойственные детям его возраста;

·        может в течение длительного времени сосредоточенно заниматься чем-либо, что представляет  для него особый интерес;

·        ставит себе задачи и полностью отдаётся поискам их решений; старается каждое дело довести до конца;

·        занимаясь коллекционированием, стремится узнать что-то новое о собираемых предметах;

·        восприимчив ко всему прекрасному - музыке, живописи и т.д.;

·        его чувства, мысли, настроения особенно ярко выражаются в различных видах творческой деятельности: раскрашивание, моделирование, при выполнении танца  или роли в пьесе;

·        с раннего возраста начинает различать где «право», где «лево»;

·        знает и называет формы предметов;

·        рано начинает сравнивать предметы, пытаясь самостоятельно установить, какой из них больше и какой меньше, длиннее и короче, выше и ниже;

·        обладает чувством места,  умеет  ориентироваться;

·        считает до 20 и дальше;

·        решает простые  и арифметические задачи;

·        обращаясь к старшим детям или ко взрослым, старается достичь взаимопонимания.