Инновационная деятельность в детском саду
БРОСОВЫЙ МАТЕРИАЛ В ДЕТСКОМ САДУ
Бросовый материал - это кладезь для развития детского творчества, кладезь для развития детского воображения. Работа с выброшенным материало таит в себе большие возможности для приближения ребенка к родной природе, воспитывает бережное, заботливое отношение к ней, а также дает ребенку возможность "оживить", казалось бы, ненужный предмет, дать ему вторую жизнь.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается важность занятий с детьми по изготовлению поделок из бросового материала для умственного, эстетического и творческого развития дошкольников. В работах В.В.Давыдова, А.В. Запорожца, Н.Н.Поддъякова установлено, что дошкольники способны в процессе данной деятельности выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения ㅤтворческих задач, умение планировать свою деятельность.
Что может стать таким материалом?
- пластиковые и стеклянные бутылки
- коробки и коробочки
- автомобильные шины
- детали механизмов, не подлежащих ремонту
- крышки и пробки от бутылок
- фантики от конфет
- старые пуговицы
- тубы от бумажных полотенец
- тубы от туалетной бумаги
- старые газеты
- другие ненужные вещи
Сейчас такие "отходы" используются для создания новых красивых и полезных вещей. Работа с бросовым материалом учит детей не только творить и развиваться, но и находить нестандартные решения для ненужных и устаревших вещей, учит бережливости и любви к окружающей среде. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Бросовый материал дает детям чувство независимости от взрослых, его можно использовать по своему усмотрению, а главное – этот материал всегда можно найти, он разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение.
Поскольку материал для творчества относится к категории бросового, к нему предъявляются определенные требования, а именно, бросовый материал должен быть:
- безопасным для детей (не токсичным, не вызывать аллергию);
- тщательно промытым и высушенным;
- доступным в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться и т.д.);
- не вызывать чувство брезгливости у детей.
Также учитываются и возрастные особенности работы с бросовым материалом:
-правильно распределять время работы в сочетании с кратковременным отдыхом;
-продумывать тематику предстоящей поделки с учетом имеющихся навыков и умений;
-процесс труда должен вызывать у детей только положительные эмоции;
-ребенок должен быть уверен в помощи педагога, если у него возникают какие-либо трудности с выполнением работы;
-если работа требует сложных манипуляций в подготовительной стадии (проколоть отверстие шилом, необходимо, чтобы это сделал взрослый);
-педагог должен продумывать расположение детей за столами, чтобы они не мешали друг другу и не подвергались риску в работе с ножницами, проволокой и т.д.
Возрастные особенности работы с отходами:
-правильно распределять рабочее время;
-продумывание темы предстоящих поделок с учетом имеющихся навыков и умений;
- процесс творчества должен вызывать у детей только положительные эмоции;
- ребенок должен быть уверен в помощи взрослого, если у него возникнут какие-либо трудности с выполнением работы;
-если работа требует сложных манипуляций на подготовительном этапе (чтобы проколоть отверстие шилом, необходимо, чтобы это делал взрослый); - педагог должен продумать расположение детей за столами так, чтобы они не мешали друг другу и не подвергались риску при работе с ножницами, проволокой и т.д.
Любая продуктивная деятельность заканчивается организацией творческих выставок. Чтоб процесс всестороннего развития ребёнка был успешным, необходима помощь родителей. Для этого необходимо активно привлекать их к творческому участию в создании поделок из бросового материала. .
Совместное с малышом творчество существенно упростит процесс взаимопонимания между родителями и детьми, что намного облегчит воспитание ребенка. Дети с большим удовольствием своими руками дарят новую жизнь старым вещам. Ребята без страха «все испортить» берутся за работу, а когда видят результат собственного труда – это здорово поднимает их самооценку.