Перспективное планирование игр с блоками Дьенеша

Ольга Владимировна Кулакова

Перспективное планирование игр с блоками Дьенеша 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnoe_planirovanie_igr_s_blokami_denesha.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование игр с блоками Дьенеша

на 2016-2017 учебный год

(часть, формируемая участниками образовательных отношений)

месяц

тема

цель

материал

содержание

Октябрь

« Собери бусы для куклы»

Закрепить умение находить фигуру по знаково — символическим обозначениям свойств

Логические блоки, карточки с обозначением свойств

« Ребята, у куклы Маши скоро день рождения, она очень хочет,

чтобы ей подарили красивые бусы. Давайте соберем бусы для Маши».

Воспитатель показывает карточку с обозначениями свойств (кроме отрицания), а дети находят соответствующую фигуру и выкладывают последовательно на столе.

«Помогите Мишке собрать фигуры»

Закрепить знания символики свойств

Игрушка – мишка, корзина, логические блоки, карточки с обозначением свойств (кроме отрицания).

Содержание: У Мишки в корзинке были фигуры, а он уронил ее и смешал с другими фигурами. Мишка, не помнит какие фигуры лежали в его корзине. Нам нужно помочь ему, а в этом помогут карточки-символы. Воспитатель показывает карточки с обозначением трех свойств, а дети находят соответствующую фигуру и кладут Мишке в корзину.

«Где, чей дом»

Развитие способности к абстрагированию, анализу, декодированию.

Логические блоки, карточки – домики (т.№8) на двух человек.

Детям нужно расселить фигуры по своим домикам, а помогут значки указанные на домиках, (« Логика и математика», стр.24, 2-е задание).

«Игра с обручем»

Закрепить умение разделить фигуры на две группы по двум свойствам.

Два обруча красный и синий, логические блоки.

Предложить детям разложить фигуры так, чтобы внутри одного обруча были все синие и маленькие, а в другом – все большие и др.варианты.

Ноябрь

«Отрицание цвета»

Знакомство с символикой отрицание цвета.

Логические блоки, карточки обозначающие отрицание цвета,

игрушка зайца, коробка

Содержание: В гости к детям приходит зайчик, у него в лапках коробка в

которой лежат карточки, обозначающие цвет, форму, размер, толщину, но все они перечеркнуты. Зайчик не может понять, почему они перечеркнуты. На первом занятии воспитатель знакомит с карточками, обозначающими отрицание цвета (воспитатель достает из коробки зайчика, карточки с перечеркнутыми обозначениями цвета).

Упражнения на закрепление:

« Покажите фигуру»:

— не красную и не синию;

— не синию и не желтую;

— не желтую и не красную;

— прямоугольную, не синию и не красную;

— треугольную, не желтую и не красную;

— квадратную, большую, не желтую и не синию;

— прямоугольную, маленькую, не красную и не желтую

— треугольную, тонкую, не синию и не желтую;

— круглую, толстую, не синию и и не красную.

«Отрицание формы»

Знакомство с символикой отрицания формы.

Логические блоки, карточки обозначающие отрицание формы,

игрушка зайца, коробка.

Воспитатель достает из коробки зайчика карточки с перечеркнутыми обозначениями формы и объясняет, что каждая карточка

обозначает.

Упражнения на закрепление

— « Покажите фигуру»:

— не прямоугольные, не круглые, не треугольные;

— не квадратные, не прямоугольные, не круглые;

— не прямоугольные, не квадратные, не треугольные;

— не треугольные, не круглые, не квадратные.

Ноябрь

«Отрицание размера»

Знакомство с символикой отрицания размера

Логические блоки; карточки, обозначающие отрицание размера зайчик – игрушка, коробка.

Воспитатель достает из коробки карточки с перечеркнутыми обозначениями и объясняет, что они обозначают.

Упражнения на закрепление

— « Покажите фигуру»:

— квадратную; красную; не маленькую;

— треугольную; желтую; не большую;

— круглую; синию; не маленькую;

— прямоугольную; желтую; не большую;

— треугольную; синию; не маленькую.

«Отрицание толщины»

Знакомство с символикой отрицания толщины.

Логические блоки; карточки; обозначающие отрицание толщины; игрушка – зайчика, коробка

Содержание: Воспитатель достает из коробки зайчика, последние карточки, которые обозначают отрицание толщины. Воспитатель объясняет, что они обозначают.

Упражнения на закрепление

— « Покажи фигуру»

— не тонкую;

— не толстую;

— треугольную; желтую; не тонкую;

— круглую, красную, не толстую и т.д.

Декабрь

«Загадки без слов»

Развитие умений расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково- символическим обозначениям.

Логические блоки, карточки с обозначением свойств.

Воспитатель предлагает детям отгадать необычные загадки:

«Это загадки без слов». « Я буду показывать карточки со знаками.

Знаки подсказывают, какие фигуры загаданы. А вы отгадайте фигуру и

покажите».

Загадываются три совместимых свойства:

Например:

— форма, размер и толщина;

— цвет, форма, размер;

— цвет, форма, толщина и др.

(«Логика и математика»,стр.37)

«Найди клад»

Развитие умений выявлять в предметах цвет, форму, размер, толщину.

16 блоков одного цвета (разной формы, размера и толщины), круги бумажные (клады) карточки – свойства.

Дети – кладоискатели, кружок из бумаги – клад.

Кладоискатели отворачиваются, ведущий под одним из блоков прячет клад. У ведущего карточки – свойства, 16 блоков (одного цвета, но разной формы, размера и толщины), кладоискатели называют два свойства той фигуры, под которой спрятан клад на каждое правильно угаданное свойство, воспитатель выставляет карточку. Угадав два свойства, ребенок забирает клад себе. При повторении игры следует взять блоки другого цвета. («Логика и математика», стр.15, 2-е задание).

«Помоги муравьишкам»

Развитие устойчивой связи между образом свойства и словами, которые его обозначают, умений выявлять и абстрагировать свойства.

Набор логических блоков, непрозрачные открывающиеся коробочки с прорезью вверху (домики) по числу детей.

Перед детьми выложены блоки (муравьишки).

Воспитатель рассказывает детям историю о том, что у мамы – муравьишки много детей — веселых и любознательных муравьишек. Они часто убегают из дома, а потом с трудом находят дорогу обратно, некоторые даже теряются в большом лесу. Решила мама – муравьишка научить их быстро возвращаться в свой дом. Но одной ей не справиться, и она просит помощи у детей. Каждый ребенок получает домик. Ведущий указывает сразу три свойства блоков (муравьишек), которые должны попасть в домики (круглые, красные большие или желтые маленькие квадратные, красные большие не треугольные и т.д.).

(«Логика и математика,» стр.20, 2-е задание).

«Волшебные камни»

Закрепить понятия «внутри» и «вне» круга

Обруч, логические блоки.

« Ребята сегодня наши логические блоки превратились в волшебные камни, сейчас мы с ними поиграем».

1)Все красные треугольные камни положить внутри обруча, а синие

круглые вне обруча.

2)Положить желтые толстые камни вне обруча, а желтые тонкие

внутри обруча и т.д

Январь

«Помоги Каю и Герде»

Развитие умений выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практически задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий.

Таблицы с правилами построения дорог (т 2а – г),

логические блоки, иллюстрации с изображением Кая и Герды

Воспитатель вместе с детьми вспоминает сказку

«Снежная королева», и предлагает детям помочь Каю и Герде сбежать

из дворца Снежной королевы. Для этого нужно выложить дорожку

используя таблицу (т 2а –г)

(«Логика и математика», стр.21, 2-е задание)

«Найди пару»

Развитие восприятия, внимания, умения анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам, закреплять умение в парах

Логические блоки.

Предложить детям разделиться на пары. У каждой пары – набор логических блоков, игроки поровну делят фигуры между собой и по очереди выкладывают их. Сначала первый участник выкладывает свою фигуру, второй игрок ищет к ней пару, если он правильно составляет пару, то забирает обе фигуры себе, если же ошибается, то его фигура попадает к первому игроку. Далее свою фигуру выставляет второй игрок. Побеждает тот, кто соберет больше фигур.

(«Логика и математика», стр.28, 2-е задание).

«Где, чей гараж»

Развитие умений классифицировать.

Таблицы две штуки (т.11б.), логические блоки.

У воспитателя две большие таблицы (т.11б), на них изображены гаражи для машин. У каждого ребенка блоки (машины). Нужно поставить каждую машину в свой гараж. Знаки на развилке дорог показывают, на какую дорожку должна свернуть машина. Дети по очереди ищут гараж для своих машин.

(«Логика и математика» стр.32, 2- е задание).

«Игра с двумя обручами»

Закрепить умение распределять фигуры по двум признакам.

Два обруча (синий и красный), логические блоки

Воспитатель кладет на пол два обруча так, что образуются три отдельных области (пересечения). Внутри красного обруча захотели жить все красные фигуры внутри синего – все круглые. А в области пересечения двух обручей поселяются фигуры, обладающие вумя общими признаками: цветом (красные) и формой (круглые), какие фигуры лежат вне обоих обручей? (все фигуры – не красные и не круглые; синие; желтые; зеленые,

треугольные, квадратные)

Февраль

«Угадай – ка»

Развитие умения выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначать словом отсутствие какого – либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный и т.д.)

Логические блоки, игрушка Буратино, карточки – свойства

В гости пришел Буратино. Буратино прячет блок (подарок) и дает задание угадать сразу два его свойства. Например: Какого цвета и формы платок он выбрал для черепахи (Тортилы). При отгадывании дети каждый раз обязательно должны называть два свойства подарка. Если же они указывают только одно свойство, Буратино напоминает правило. В случае, когда дети угадывают одно из двух свойств, Буратино подтверждает, что названо, верно, и выставляет соответствующую карточку – свойство (квадратный, но не синий; желтый, но не треугольный и т.д.). Тот, кто угадывает, сменяет Буратино – выбирает подарок и указывает, какие два его свойства надо угадать (цвет и форму, форму и размер, размер и толщину или др.)

(« Логика и математика»,стр.17, 2-е задание)

«Засели домики»

Развитие классификационных умений

Логические блоки, карточки с изображением домиков (т.14; г,д,е).

У детей на пару две таблицы (1-двухэтажного дома, 2 -трехэтажного дома). В городе логических фигур появились новые двухэтажные и трехэтажные дома. Домовой просит помочь расселить фигуры по своим домикам, а помогут вам знаки-подсказки. Знаки подсказывают, какие фигуры должны поселиться на каждом этаже и в каждом подъезде дома.

(«Логика и математика»стр.33, 2-е задание).

«Где спрятался Джерри?»

Развитие логического мышления, умения кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков – символов и декодировать ее.

Логические блоки, карточки с обозначением свойств, мышонок Джерри (маленькая плоская фигурка).

Перед детьми выкладывают 12 – 18 блоков. Дети отворачиваются. Ведущий под одним из блоков прячет мышонка. Дети поворачиваются обратно. Ведущий с помощью карточек обозначает два свойства того блока, под которым спрятан мышонок. Если ведущий обозначает свойства перечеркнутыми знаками, то сделать это должен как можно точнее. Для того ему может понадобиться в некоторых случая 3,4 и более карточек.

(«Логика и математика», стр.38, 2-е задание).

Конструктивная игра»

«История – 1: «О коте»

(«Спасатели приходят на помощь» – дидактическое пособие, стр3)

Март

«Дорожки»

Развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам.

Логические блоки, три домика (макеты или изображения

домиков или условные обозначения).

На полу по кругу на расстоянии не менее метра один от другого расставлены три домика – дома Наф – Нафа, Ниф – Нифа и Нуф – Нуфа. Между ними нужно проложить дорожки так, чтобы поросятам удобно было ходить в гости друг к другу. Но дорожки надо строить по правилам. Построить дорожку так, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета, но разной формы (одинаковой формы, но разного цвета; одинакового размера, но разной формы; разные по цвету и форме; разные по цвету и размеру). Правила построения дорожек придумывает не только взрослый, но и сами дети.

(«Логика и математика, стр.25, 2-е задание).

«У кого в гостях Винни – Пух и Пятачок?»

Развитие способности анализировать, сравнивать, обобщать.

Карточки с логическими таблицами (16 а –е), логические фигуры.

Винни – Пух и Пятачок отправились в город логических фигур. В каждом доме они побывали только у одной фигуры. Зашли они в первый дом (табл.16 а – е). У какой фигуры в гостях Винни – Пух и Пятачок? Дети находят недостающую фигуру и кладут в клетку, где нарисованы Винни – Пух и Пятачок. Если дети не могут самостоятельно решить задачу, взрослый предлагает рассмотреть, какие фигуры находятся в верхнем и среднем рядах, установить, чем похожи эти ряды, и определить, какой фигуры недостает. При поиске недостающих фигур дети анализируют, сравнивают и обобщают фигуры в таблице по двум свойствам.

(«Логика и математика, стр.34, 2-е задание).

«Игра с двумя обручами»

Закрепить понятие «внутри и «вне» обруча.

Два обруча (синий и красный).

На полу два разноцветных обруча (синий и красный), Обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть.

Ведущий предлагает, кому – нибудь встать:

-внутри синего обруча,

-внутри красного обруча,

-внутри обоих обручей,

-вне красного обруча,

-внутри синего, но вне красного,

-внутри красного, но вне синего,

-вне синего и красного обручей.

«Конструктивная игра»

История 2 «О заике»  («Спасатели приходят на помощь» — дидактическое пособие, стр. 4).

Апрель

«Кошки – мышки»

Закрепить свойства фигур.

Маска кошки, жетоны для мышей и кота ( из пособия

«Праздник в стране блоков стр. 7-8).

Дети выбирают жетоны мышей и надевают их через голову, встают в хоровод. Посередине хоровода кот «Васька», рядом с ним «кошачьи» жетоны.

Хоровод движется со словами:

-Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите

Вот проснется Васька – кот,

И разгонит хоровод.

На последнем слове, « хоровод» кот быстро надевает один из четырех

жетонов и поворачивается вокруг, чтобы все «мыши» его увидели. Его

жетон – информация для мышей, каких именно «мышей» он собирается

ловить. После слов «1,2,3,4,5, — начинаю догонять», — кот ловит мышей. Одна из пойманных мышей становится « котом».

«Какую фигуру я задумал?»

Закрепить умение детей загадывать фигуру с помощью карточек, обозначающих свойства блоков.

Блоки, карточки с обозначением свойств

Дети по очереди загадывают фигуру, а чтобы остальные смогли отгадать. Ребенок выставляет карточки с обозначением трех свойств.

«Конструктивная игра «Утка» (из пособия «Спасатели приходят на помощь», стр. 5)

«Игра с двумя обручами»

Закрепить умение распределять блоки в двух обручах.

Два обруча (синий и красный), логические блоки.

Расположите блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча – все красные.

Беседа по вопросам:

Какие блоки лежат внутри обоих обручей?

Внутри синего, но вне красного обруча?

Внутри красного, но вне синего?

Вне обоих обручей?

Май

«Необычные фигуры»

Развитие способности к анализу, абстрагированию, умения строго следовать правилам при выполнении цепочки действий, творческого мышления, воображения.

Наборы логических фигур по количеству детей, таблицы с правилами построения фигур (таблица 4а).

В городе логических фигур состоится карнавал необычных фигур. Надо помочь простым фигуркам превратиться в необычные, сложные (построить из простых фигур сложные). Правила таких превращений записаны на таблицах. Для каждой фигуры есть свое правило построения. Взрослый показывает таблицу 4а, затем 4б, и в. По окончании работы дети сравнивают фигуры, находят неточности, устанавливают, на что или кого они похожи.

(«Логика и математика»,стр.22, 1-е задание).

«Угадай фигуру»

Развитие логического мышления, умения кодировать и декодировать

информацию о свойствах.

Логические блоки и два набора карточек свойств с

перечеркнутыми знаками на каждую пару детей.

Дети разбиваются на пары. Каждый выбирает себе одну фигуру так, чтобы не видел партнер. Игроки договариваются, какое свойство фигуры будут загадывать (цвет, форму или размер). Затем карточками обозначают загадываемое свойство своей фигуры. Каждый должен угадать, какая фигура у партнера, правильно назвать ее свойства. Сначала в играх загадывается только одно, какое – то свойство фигуры, затем два. Карточки, обозначающие каждое из двух свойств, игроки выкладывают в отдельные ряды или столбики.

(«Логика и математика», стр.39).

«Помоги фигурам выбраться из леса»

Развитие логического мышления, умение рассуждать.

Логические блоки, таблицы.

Перед детьми таблица 18. На ней изображен лес, в котором заблудились фигурки. Нужно помочь им выбраться из чащи. Сначала дети устанавливают, для чего на разветвлениях дорог расставлены знаки. Не перечеркнутые знаки разрешают идти по своей дорожке только таким фигурам, как они сами, перечеркнутые знаки — всем не таким, как они фигурам. Затем дети разбирают блоки и по очереди выводят их из леса. При том рассуждают вслух, на какую дорожку каждый раз надо свернуть. («Логика и математика», стр.15).

«Конструктивная игра» «Лягушка»

(«Спасатели приходят на помощь» — дидактическое пособие, стр. 5).