Формирование адекватной самооценки на уроках у обучающихся первых классов.
Есть два вида неблаговоспитанности: первый заключается в робкой застенчивости,
Есть два вида неблаговоспитанности: первый заключается в робкой застенчивости,
второй — в непристойной небрежности и непочтительности в обращении.
И того и другого можно избегнуть соблюдением
одного правила: не быть низкого мнения ни о себе, ни о других.
Развитие личности школьника является приоритетной целью обучения в современной школе. Личностное развитие младшего школьника соотносится с формированием его самосознания, важной и неотъемлемой частью которого является сформированность самоконтроля и самооценки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_adekvatnoy_samootsenki_na_urokah_u_obuchayushchihsya_pervyh_klassov.docx | 22.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование адекватной самооценки на уроках у обучающихся первых классов.
Жаркова В.В.
Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №6» г. Ангарск
Есть два вида неблаговоспитанности: первый заключается в робкой застенчивости,
второй — в непристойной небрежности и непочтительности в обращении.
И того и другого можно избегнуть соблюдением
одного правила: не быть низкого мнения ни о себе, ни о других.
Развитие личности школьника является приоритетной целью обучения в современной школе. Личностное развитие младшего школьника соотносится с формированием его самосознания, важной и неотъемлемой частью которого является сформированность самоконтроля и самооценки.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Поэтому вопрос о формировании самооценки в начальных классах является актуальным в настоящее время.
Развитие нашего российского общества повышает требования к формированию активной, созидающей личности, поэтому делают особо значимыми исследования проблемы становления процессов регуляции, которые позволяют человеку выступать как истинному субъекту своего собственного поведения и своей деятельности, а также самостоятельно определять перспективы своего развития, пути и средства их реализации.
Вопросы, которые связаны с развитием самооценки, входят в круг центральных проблем педагогической и возрастной психологии. Умение оценить себя закладывается в самом раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.
Л.Ю. Фомина считает: «Самооценка формируется, под влиянием результатов учебной деятельности». Но оценку этих результатов всегда дают окружающие взрослые – учитель, родители. Оценка взрослых и родителей определяет самооценку учащихся начальных классов. Способность реагировать на себя с точки зрения других развивается в общении с взрослыми и сверстниками и в коллективной деятельности.
Принято различать адекватную (или реальную) и неадекватную завышенную или заниженную самооценку. В работе «Что виляет на формирование самооценки младших школьников» Л.Ю. Фомина отмечала, дети с адекватной самооценкой активны, бодры, общительны, обладают чувством юмора. С интересом самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи в соответствии со своими возможностями. После успеха решения задач выбирают такую же или более трудную, после неудачи проверяют себя или берут менее трудную
Неадекватная самооценка – самооценка деформирует внутренний мир личности, искажает её мотивационную и эмоционально – волевую сферу и тем самым препятствует гармоничному развитию, как считает Г.А. Цукерман. Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников ярко проявляется в их поведении и чертах личности. Характерной особенностью детей с заниженной самооценкой является их склонность уходить в себя, выискивать в себе слабости, сосредоточивать на них свое внимание. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях делах они ждут только неудачи.
Высокая неадекватная самооценка сопротивляется перестройке, и ребёнок склонен сохранять её, игнорируя и оценку его окружающими, и свой опыт. Он не допускает у себя наличие слабости, неумения, несостоятельности. Длительное сохранение завышенной самооценки имеет место в двух случаях: когда ребёнок, несмотря на неуспех, все-таки получает от кого-либо положительную оценку или когда он обладает какими-то способностями, которые обеспечивают ему частичный или временный успех.
Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им явно не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своём или тут же переключаются на самую лёгкую задачу. Они обязательно расхваливают себя, но зато охотно критикуют все, что делают другие. Высокомерие, бестактность, чрезмерная самоуверенность – эти черты личности легко формируются у детей с завышенной самооценкой.
Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Совершенно четко выявилась необходимость поиска эффективных способов организации оценочной деятельности учителя и ученика, начиная с первого класса.
Л.С. Выготский отмечал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться самооценка как обобщенное, внеситуативное и вместе с тем
дифференцированное отношение ребенка к самому себе.
Из этого следует, что каждый педагог с первого класса должен создавать условия, способствующие становлению и развитию адекватная самооценки.
С этой целью в своем классе я так же стараюсь создать на уроке для каждого ученика ситуацию успеха, используя для этого разноуровневые формы работы и ввожу для этого систему самооценки.
С самого первого дня обучения у каждого ребенка имеется светофор, который используется на каждом уроке и применяется для самооценки: зеленый цвет – у меня все получилось, я все понял, готов идти дальше; желтый цвет – мне нужно постараться, у меня были ошибки, надо быть внимательнее; красный цвет – цвет опасности: «нуждаюсь в помощи», «действия не правильные». Дети, показывая свой цвет, учатся объяснять свой выбор, тем самым указывают себе дальнейший путь личностного развития. Так же светофоры используются для взаимооценки, где ребята учатся сравнивать свои оценку с оценкой окружающих.
В тетрадях (в прописях, по математике, на индивидуальных карточках) учащиеся оценивают себя рисуя смайлики: смайлик улыбается - задание выполнено верно; смайлик грустит – задание выполнено с ошибками; смайлик плачет – задание выполнено неверно, либо вообще не выполнено.
Лишь затем идет проверка на доске или фронтально, и ребенок сравнивает
свою оценку с реальной. Собрав тетради, я выясняю адекватность самооценки, обвожу красным кружком только адекватную оценку. В конце четверти подвожу итог и каждого ребенка хвалю за старание и отмечаю их удачи в реальной самооценке достигнутых результатов и выражаю уверенность в том, что ребенок обязательно достигнет желаемого результата, если у него завышенная самооценка, а также показываю положительную динамику результативности тем, у кого занижена самооценка. В итоге каждый ребенок чувствует себя комфортно и уверен в дальнейших успехах, что способствует мотивации к дальнейшей учебной деятельности.
Оценка учителя является для младших школьников основным мотивом и мерилом их усилий, стремление к успеху. Важно, чтобы учитель в пример детям ставил не других детей, а результаты их собственной работы прежде и теперь используя приём сравнения для показа ученику его собственного, пусть даже очень малого продвижения вперёд по сравнению со вчерашним днём. Он укрепляет и поднимает и поднимает доверие ученика к себе, к своим возможностям. Л.Ю. Фомина отмечает: «Опытный учитель не захваливает отличников, особенно тех, кому высокие результаты достаются без особого труда, а поощряет малейшие продвижения в учении слабого, но старательного ученика».
В первом классе полезно использовать волшебные линеечки, напоминающие ребѐнку измерительный прибор (инструмент самооценки, предложенный Т.Дембо и С. Рубинштейном), на которых ребѐнок сам оценивает свою работу. Ученикам предлагается две линеечки, на которых оценивается правильность выполненной работы (по общему количеству допущенных ошибок) и красота. С помощью этих ― волшебных линеечек можно измерить всѐ, что угодно. Перед началом измерения объяснить первоклассникам, что на самом верху ―линеечки может поставить крестик тот ребѐнок, который все слова написал правильно, в самом низу этой ― линеечки - тот, кто все слова написал с ошибками. Таким образом, ребѐнок ставит крестик на условной шкале в соответствии с тем местом, которое занимает данный результат между самым лучшим и самым худшим результатом по выбранному критерию. Проверяя работу учащегося, учитель ставит свой крестик на той же ―линеечке. Несоответствие оценки ученика и моей оценки на ―линеечке потом становится темой для диалога с учеником. Такая форма оценивания удобна для письменных работ учащихся. Для первоклассника, учащегося писать, эти параметры оценки своей работы (правильность и красота) очень важны. По этому необходимо вести достаточно долгую и кропотливую работу не только над тем, чтобы дети достаточно точно определили для себя важность обоих параметров, но и не путали содержательную оценку с эмоциональной
Так же эффективному развитию адекватной самооценки у детей с заниженной самооценкой способствует постоянное использование рефлексии на уроках. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. А так же по итогам года и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти и т.п.
Огромную помощь в создании ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях оказывает ведение портфолио каждым учеником. Он является большим стимулом в формировании жизненных идеалов, стимулировании стремления к самосовершенствованию
Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.
Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.
Оценка и отметка всегда считались монополией учителя, а развитие самооценки–чем-то «дополнительным и необязательным». Если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, давайте учить их свободе решений и ответственности за свой выбор.
Развитие самооценки потребует от вас дополнительных усилий, но вскоре вы увидите, как дети станут другими! Как показала практика, они говорят: «Теперь понятно, зачем мы учимся!» и «Я больше не боюсь отвечать, потому что учитель со мной советуется!»
После анализа результатов по формированию самооценки, был сделан вывод: наблюдается положительная динамика по всем основным показателям учебной деятельности учащихся, что соответствует планируемым результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Следовательно, формирование самооценки оказало положительное влияние на личностное развитие учащихся.
Используемые ресурсы:
1. Фомина, Л.Ю. Что виляет на формирование самооценки младших школьников. / / Начальная школа. – 2003. – №10 – С. 99–102.
2. А.В.Хуторской Анализ, самоанализ и рефлексия урока
http://khutorskoy.ru/be/2008/0312/index.htm
3. Головкина Екатерина Вячеславовна
Подведение итогов уроков. Рефлексия. //http://ezhvalicey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka/
4. Шипнягова Ольга Александровна
Формирование самооценки у младших школьников в урочной деятельности http://school19371.ucoz.ru/formirovanie_samocenki_v_urochnoj_dejatelnosti_shi.pdf
5. Василенко Светлана Фёдоровна «Формирование самооценки индивидуальных достижений младшего школьника как инструмента реализации требований ФГОС НОО» ежеквартальный информационно-методический журнал «Образование Ямала» Июнь 2013г. Номер 4 http://yamal-obr.ru/articles/formirovanie-samoocenki/