Рабочая программа гражданско-патриотического направления по воспитательной работе (цели, задачи, основные направления и принципы деятельности классного руководителя)
Основа моей воспитательной работы - творческие дела, которые доставляют удовольствие детям, развивают ум и душу ребенка, учат любить родителей, семью, школу, друг друга, природу, животных, Родину, а значит, любить жизнь!
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа гражданско-патриотического направления по воспитательной работе (цели, задачи, основные направления и принципы деятельности классного руководителя)
Воспитание - это творческий, непрерывный, целенаправленный системный процесс взаимодействия педагога и воспитанников по созданию оптимальных условий для развития индивидуальных особенностей, самоактуализации личности. Важным звеном модернизации воспитательной практики является обновление деятельности классного руководителя, его позиция. Именно он – ключевая фигура во взаимодействии с детьми и родителями.
Воспитательная работа в любом классе во многом зависит от качества её планирования. Планирование воспитательной работы – это своеобразный прогноз воспитательной ситуации в классе, так как планирование помогает обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий педагога, упорядочить процессы обучения и воспитания учащихся в коллективе, предвидеть развитие воспитательного процесса и его результативность. Я считаю, что хорошо продуманный план позволяет: во-первых, чётко осознать цель и задачи воспитания; во-вторых, целенаправленно разработать содержание воспитательной работы, выбрать средства и формы работы; в-третьих, прогнозировать результаты своей деятельности.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма. Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям. Данное отношение проявляется в желании и стремлении знать историю своей страны, её национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины.
Усиление внимания к гражданско-патриотическому воспитанию обусловливает необходимость совершенствования форм и методов работы с детьми в этом направлении.
Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников имеет свои особенности, которые определяются своеобразием их личностного развития. Особенно своевременный этот возраст для усвоения нравственных норм и ознакомления детей с общественной жизнью. Поэтому, организуя гражданско-патриотическое воспитание, я опираюсь на психологические особенности младших школьников.
Младшие школьники, в силу конкретности мышления, еще не могут осознать сущности общественных явлений и понятий. Так, понятие Родина сужается у них до того узкого окружения, в котором они живут. Поэтому воспитание патриотизма мы начинаем с воспитания любви к близким: маме, папе, дедушке, бабушке, сестренке; с любви к дому, в котором ребенок живет; саду, дереву, которое растет у дома; речке, в которой купается летом; близкому окружению - к тому, что рядом, что понятно, взаимодействие с которым проникнуто эмоциями и переживаниями: в саду растет яблонька, посаженная в честь его рождения; под этим деревом он сидел, когда играли в прятки; в лесу он собирал спелую душистую землянику; в огороде он помогал сажать и убирать картошку; в родном доме всегда тепло и уютно. Это и есть для малыша Родина - близкая, понятная, родная, наполненная звуками и запахами. Это то, что называют малой родиной - тот клочок земли, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые победы и неудачи.
На мой взгляд, тема малой родины является очень продуктивной для гражданско-патриотического воспитания. Начинать нужно с близкого и конкретного, с того, что окружает ребенка ежедневно, чего он порой даже не замечает. Уметь в малом увидеть черты большого, в обычном - не простое, но очень важное умение человека. Ведь не случайно в критические минуты своей жизни мы вспоминаем не огромную страну, а Родину своего детства.
Организуя гражданско-патриотическое воспитание, учитываю и такую особенность младших школьников, как активность. Готовность к активным действиям, к поиску новых впечатлений и новых друзей, открытость любому жизненному опыту, неумная энергия детей этого возраста предоставляют нам широкие и разнообразные возможности в организации гражданско-патриотического воспитания. Дети с удовольствием участвуют в различных видах деятельности, выполняют поручения, трудятся на пользу общества. Работа в группе, общественно значимая и общественно оцениваемая, очень нравится детям.
Все вышесказанное говорит о том, что младший школьный возраст - наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, к жизни своей страны. Важно не упустить этот момент и вовлечь каждого в насыщенную интересную жизнь, деятельность коллектива, направленную на проявление заботы о ближайшем, а затем и дальнем окружении детей. Но при этом необходимо дать каждому ребенку реальную возможность занять активную позицию в организации групповой деятельности: определении ее цели, планировании, поиске способов и средств се выполнения, анализе и оценке результатов. Умелая организация общих дел, где дети по-настоящему могут проявить себя - хорошая школа воспитания социальной активности, гражданственности, а в конечном итоге - патриотизма.
Огромную роль в воспитании младших школьников играет классный руководитель. Дети всецело доверяют ему, его слова воспринимаются как истинные и важные. Истоки такого отношения к учителю кроются в подражательности детей и недостатке жизненного опыта. Поведение, взгляды, отношения учителя являются образцом для подражания, детям хочется заслужить его похвалу, одобрение. Поэтому педагогу не так сложно увлечь детей идеей любви к Отечеству, служения ему. Но здесь надо предостеречь от слишком прямолинейного воздействия на детей высокими фразами и понятиями. Об этом писал В. А. Сухомлинский; «Очень важно, чтобы высокие слова о Родине и возвышенные идеалы не превратились в сознании наших воспитанников в громкие, но пустые фразы, чтобы они не обесцветились, не стерлись от частого произношения...
Данная программа гражданско-патриотического направления «Вместе – мы сила!» разработана для учащихся 3-4 классов. Программа рассчитана на два года обучения и воспитания. Целью данной программы является создание условий для эффективного формирования ценностно-ориентированного коллектива и создание воспитательной системы класса, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка.
В основе программы заложены основные принципы организации воспитания: принцип открытости, принцип привлекательности будущего дела, принцип свободы участия, принцип обратной связи, принцип успешности, но главным принципом является ориентация на общечеловеческие ценности.
Особенностью программы является ориентация на гражданско-патриотическое воспитание. Особое внимание данному направлению уделяю потому, что воспитание гражданского самосознания и чувства патриотизма является оной из главных задач современной школы.
Ведущей целью гражданско-патриотического воспитания в классе является создание условий для формирования гражданско-патриотической культуры личности ребёнка через учебно-воспитательную деятельность. Так как патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством. Исходя из этого, можно выделить следующие задачи:
- Формировать представление об историческом прошлом России, пробуждение интереса к малой Родине;
- Формировать у подрастающего поколения чувство верности Родине, готовности служить Отечеству;
- Воспитывать уважения к национальным традициям своего народа, толерантности, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам родного края;
- Создавать благоприятные условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, формировать потребность в здоровом образе жизни;
- Развивать гуманизм, милосердие и общечеловеческие ценности.
Не смотря на то, что особенностью данной программы является ориентация на гражданско-патриотическое воспитание в ней выделены и другие направления:
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- интеллектуально-познавательная деятельность;
- духовно-нравственное воспитание;
- гражданско-патриотическое воспитание;
- семья и семейные ценности;
- трудовая деятельность;
- самоуправление.
Так же помимо названных направлений, в план воспитательной работы также входят:
- индивидуальная работа с учащимися класса;
- работа с учителями-предметниками;
- работа со школьным психологом;
- работа с родителями.
Направление №1 «Спортивно-оздоровительная деятельность»
Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи работы:
- Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
- Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
Основные моменты деятельности классного руководителя:
- Сотрудничество с медицинским персоналом школы, больницей поселка с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса;
- Сотрудничество с родителями учащихся и учителем-предметником в рамках обозначенной проблемы;
- Организация и проведение внутриклассных мероприятий и бесед, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом;
- Формирование собственной Я - позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.
Формы работы с классным коллективом в данном направлении:
- спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы;
- участие в спортивных соревнованиях посёлка (Кросс - нации, лыжня России);
- встречи со старшеклассниками, активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований;
- спортивные викторины, классные часы по спортивной тематике;
- беседы и дискуссии по данной проблеме.
Направление № 2 «Интеллектуально-познавательная деятельность»
Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Задачи работы:
- Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития;
- Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
- Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность;
- Сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость.
Основные моменты деятельности классного руководителя:
- Педагогический анализ результативности учебной деятельности учащихся класса и организации коррекционной работы;
- Интеллектуальное развитие учащихся класса, формирование культуры умственного труда;
- Организация и проведение внеклассных мероприятий и классных часов, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся.
Формы работы с классным коллективом в данном направлении:
- внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;
- интеллектуальные игры, викторины, конкурсы внутри класса и параллели;
- участие в районных и всероссийских олимпиадах;
- участие в интернет - олимпиадах и конкурсах;
- проведение тематических недель (неделя математика, русского языка, литературного чтения, окружающего мира).
Направление №3 «Духовно-нравственное воспитание»
Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи работы:
- Формировать у учащихся чувство толерантности;
- Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания;
- Формировать у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.
Основные моменты деятельности классного руководителя:
- Развитие у учащихся желания поступать согласно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;
- Знакомство учащихся с нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества;
- Формирование у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора, формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
- Развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
- Принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
- Готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
- Способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата;
- Воспитание трудолюбия, бережливости, жизненного оптимизма, способности к преодолению трудностей;
- Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
Формы работы с классным коллективом в данном направлении:
- Тематические классные часы по нравственной тематике;
- Дискуссии по нравственной тематике;
- Организация циклов бесед «Уроки нравственности»;
- Изучение нравственного наследия своей страны;
- Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира.
Направление № 4 «Гражданско-патриотическое воспитание»
Цель: формирование личности с активной гражданской позицией, сопричастной судьбе Отечества.
Задачи работы:
- Углубить знания учащихся о Родине, своём родном крае и месте рождения;
- Углубить знания об истории, традициях, культуре народов России;
- Способствовать формированию гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию;
- Воспитывать гражданское самосознание и причастность к родным истокам;
- Воспитывать чувство понимания учащимся их личной ответственности за будущее страны.
Основные моменты деятельности классного руководителя:
- Знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам;
- Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;
- Организация и проведение внеклассных мероприятий, классных часов, бесед по данной тематике;
- Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора;
- Участие в митинге посвященному Дню победы ВОВ, в первомайском митинге;
- Участие в жизни и деятельности детской организации «ЮНИОР».
Формы работы классного руководителя в данном направлении:
- Тематические классные часы, беседы, диспуты и открытые внеклассные мероприятия;
- Встречи с ветеранами, оказание им физической помощи;
- Проведение конкурсов, викторин по данной тематике;
- Оформление стендов в классе («Чтобы помнили!», «Маленькие герои большой войны», «Солдатский треугольник», «Государственный символы РФ», «Всё о георгиевской ленте», «Мы - юниоры» и др.);
- Проведение месячника славы.
Направление №5 «Семья и семейные ценности»
Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи работы:
- Организация и совместное проведение досуга детей родителей;
- Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
- Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей;
- Обучение родителей умению быть родителем, владеть приёмами воспитания и взаимодействия с детьми.
Основные моменты деятельности классного руководителя:
- Изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций семей;
- Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка;
- Поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Формы деятельности классного руководителя в данном направлении:
- Тематические классные часы («Праздник семьи», «История море семьи в фотографиях», «Генеалогическое древо мое семьи», «Молодость наших мам и пап», «Семейный архив представляют юные», «Семья вся вместе – и душа на месте» и др.);
- Проведение спортивных состязаний с участием родителей;
- Праздники, посвященные красным датам календаря (8 Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы (1 Сентября, День Учителя, День рождения школы);
- Дни открытых дверей, организация совместных походов;
- Родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями.
Направление №6 «Самоуправление»
Цель: формирование самостоятельности и ответственности у учащихся.
Задачи работы:
- Воспитание самостоятельности учащихся;
- Воспитание ответственности и инициативы.
Формы внеклассной работы с младшими школьниками
Формы внеклассной работы сегодня – это широкий спектр мероприятий, но практика воспитательной работы выявила универсальную форму работы классного руководителя с детьми – классный час.
Итак, в своей работе я использую следующие виды классных часов:
Нравственные классные часы - просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок; изучение, осмысление и анализ собственных нравственных поступков, а также поступков сверстников и одноклассников; развитие нравственных личностных качеств.
Например: игра «Кто я? Какой я?», путешествие в детство родителей «Дверь в детство», беседа «Имей своё мнение – это важно», диспут «Мои «хочу» и мои «могу»», классный час «Жизнь прекрасна!», «Разговор по душам», «Семья в моей жизни» и другие.
Интеллектуально-познавательные классные часы – развитие интеллектуальной сферы учащихся, их самопознания и самоактуализации.
Например: классный час «Я и мои способности», круглый стол «Мои сильные и слабые стороны», беседа «Как развить у себя умение слушать и слышать, смотреть и видеть», диспут «Как научиться управлять собой» и другие.
Тематические классные часы – способствовать духовному развитию учащихся, формированию их интересов и духовных потребностей, способности к саморазвитию и самовыражению, расширению кругозора детей.
Например: классный час «Кем быть и каким быть?», внеклассное мероприятие «Памятные даты моей страны», беседа «Люди, на которых хотелось бы быть похожими», диспут «Компьютер в жизни человека», классный час «Дети родом из войны», внеклассное мероприятие «Святое слово - мать», круглый стол «Азбука вежливости», классный час «Моя малая Родина» и другие.
Информационные классные часы – формирование у учащихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, расширение кругозора, развитие исследовательских умений.
Например: классный час «Это интересно, это полезно, это необходимо», беседа «Профессии моих родителей», классный час «История моего посёлка», классный час «Я – гражданин России» и другие.
Викторины – развитие познавательной сферы учащихся, их интеллектуальных умений.
Например: «Дальние уголки земного шара», «Праздники, которые всегда снами», «Предметы, без которых нельзя жить», «Великие первооткрыватели и их открытия», «Растительный и животный мир земного шара» и другие.
- Структура и организация класса
При изучении структуры и организации класса я использовала несколько методов: социометрию, наблюдение и беседы с учениками, учителями-предметниками и школьным психологом.
Социометрическая процедура может проводиться в двух формах параметрическая и непараметрическая. На мой взгляд, при изучении социометрии в этом классе предпочтительнее параметрическая процедура, которая позволит легче проанализировать связи, снизить вероятность случайного выбора. Величиной социометрического ограничения было 4 выбора. Каждый ученик класса должен был указать свое отношение к одноклассникам по выделенному критерию: Кого из класса Вы хотели бы пригласить вместе, встретить Новый год? Кого из класса Вы не хотели, бы пригласить на встречу Нового года?
Социометрия показала, что наибольшее число голосов получили двое. Исходя, из наблюдений и бесед мне представляется, что авторитет их основан на большей эрудиции среди других учеников и наличием у них организаторских способностей при проведении различных конкурсов, соревнований, игр, физминуток, в которых они принимают активное участие. Принимают решения на равных, соперничества между ними не выявила. Дружба их объединяет с начальных классов. В случае необходимости, готовы помочь друг другу. Выбирали их как мальчики, так и девочки.
Наименьшее число положительных голосов из класса набрал один ученик. Уровень антипатий среди одноклассников является одним из низких. Для улучшения социального статуса я направила свою работу на поиск и развитие той сферы деятельности, в которой этот ученик может достичь максимального успеха. Успехи надо поощрять и делать их достоянием гласности, привлекать внимание одноклассников. Отрицательные оценки давать аргументировано, объяснять все промахи и неудачи. Делать лучше в индивидуальной беседе.
Наибольшее число отрицательных выборов получили три ученика. Социометрия не позволяет установить мотивы отвержения, поэтому предполагаю, что попали в число отвергаемых из-за трудностей в освоении учебного материала. Возможно, родители уделяли внимание преимущественно формированию у них практических навыков, усвоению правил поведения с окружающими, но не стимулировали познавательные интересы. Однако сейчас стали требовать хорошей успеваемости как проявления соответствия школьным нормам, а в качестве примера и ориентира ставят хорошистов класса, что порой вызывает неприязнь к ним. Доброжелательное отношение к ним с моей стороны с учетом индивидуальных особенностей может помочь преодолеть возникающие трудности, повысить свой уровень развития. Им необходимо помочь найти приемлемую социальную нишу в классе, наладить хорошие взаимоотношения с одноклассниками. Я стараюсь поощрять их старательность и добросовестность, подчеркивая перед другими школьниками их положительные качества. Привлекаю ребят к участию в практических и коллективных видах деятельности (поливать цветы, раздавать тетради и т.д.). Целесообразно использовать возможности для повышения их социального статуса и улучшения атмосферы в классе. Важно что бы они ощущали полезность своей деятельности, получали одобрение со стороны окружающих.
Немалую роль в успешной адаптации играют личностные особенности, умение контактировать с другими людьми, способность определять для себя оптимальную позицию, так как школьное обучение носит, прежде всего, коллективный характер. Несформированность таких особенностей или наличие отрицательных личностных качеств порождают проблемы общения, когда ученики активно отвергаются либо просто игнорируются. В итоге отмечается глубокое переживание психологического дискомфорта, имеющее отчетливо дезадаптирующее значение.
Из бесед со школьным психологом по результатам диагностики учащихся моего класса, я узнала, что уровень психологической атмосферы в классе доброжелательный. Дети неконфликтны. Они всегда стараются помочь друг другу в различных ситуациях.
Поэтому главной задачей своей воспитательной работы считаю создание в коллективе атмосферы жизнедеятельности, способствующей развитию образованной, нравственной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению. Формирую способности ребят строить свои отношения по принципу четырех П: принимать, понимать, помогать, прощать.С целью сплочения коллектива провожу различные мероприятия, классные часы, беседы, диспуты пробуждающие интерес ребенка к самому себе, формирую самоуважение, уважение к другим.
Содержание и характер деятельности класса.
Наиболее частые отметки, получаемые, учениками класса являются 4 и 5. Но в классе есть ученики, которые менее успешно справляются с учебой. Дисциплина в классе не вызывает беспокойства или озабоченности с моей стороны.
При школе существует кружок «Умелые ручки», так же в посёлке есть ДЮСШ и музыкальная школа. Почти все учащихся занимаются в этих организациях. Кто-то из детей увлекается спортом, кто-то художественным трудом, а кто-то музыкой.
В классе есть актив, его выбирают в начале учебного года на добровольной основе. Актив имеет авторитет. Ученики стараются выполнять распоряжения актива. Но есть и те, кто с возрастом все дальше отходит от дел класса. Им не хочется принимать участия в классных делах. Поэтому я как классный руководитель провожу с ними беседы, пытаюсь заинтересовать их и для начала поручить какое-нибудь небольшое дело и постепенно вовлечь учащегося в участие в жизни класса и школы.