Главные вкладки
6. Мои публикации
1. Проект для старших дошкольников "Эковолонтеры"
2. Минутка вопросов и ответов как прием организации проектной деятельности на основе интереса детей
3. Инновационный образовательный проект «Атомные знания – детям».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ekovolontery.docx | 17.28 КБ |
minutka_voprosov.docx | 16.75 КБ |
innovatsionnyy_obrazovatelnyy_proekt.docx | 16.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Эковолонтеры».
Актуальность. Экологическое воспитание – это развитие экологического образования детей, экологической культуры и просвещение подрастающего поколения в области сохранения природной среды. Экологическое воспитание играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Поэтому в этом году в нашем ДОУ стартовал проект «Эковолонтеры».
Основой разработки проекта послужили прошедшие: Год Экологии (2017) и Год Волонтера, добровольца (2018) в России.
Эковолонтер – это тот, кто бережет и охраняет природу, ему свойственно доброе, уважительное, внимательное и заботливое отношение к ней.
Цель: создание условий для проявления инициативы, активности и самостоятельности у старших дошкольников в области экологической культуры и бережного отношения к природе родного края через организацию волонтерской деятельности.
Задачи:
- расширить представления об охране окружающей среды и здоровьесбережения на основе экологического календаря на 2018 – 2019 гг.
- соотнести основные глобальные экологические проблемы с проблемами города и края, используя дидактическую игру «Эко-мемори» и индивидуальные исследования
- сформировать навыки правильного экологического поведения, познавательные и коммуникативные способности через взаимодействие с Эковолонтерами объединения «Третья планета» Центра экологии краеведения и туризма (ЦЭКиТ), образовательными учреждениями и общественными организациями города Зеленогорска.
- способствовать улучшению экологической обстановки в городе, на территории ДОУ на основе практической деятельности и социальных акций.
Предварительная работа. Обсуждение на утреннем групповом сборе новых дел волонтерского отряда «Солнышко». Волонтеры обсуждали проблемы охраны окружающей среды, было принято решение – вступить в отряд Эковолонтеров.
Во всемирный день охраны окружающей среды – 5 июня – прошло посвящение дошкольников в Эковолонтеры.
Июнь: Посвящение в Эковолонтеры, детский совет Эковолонтеров, знакомство с экологическим календарем, экологическая тропа в ДОУ. Знакомство со сказочными героями – Эколятами – друзьями и защитниками природы.
Июль: Конкурс рисунков и плакатов «Берегите природу», социальная акция для жителей города и микрорайона с выходом к реке Кан «Защитим родную природу!».
Август: Экологическая акция для жителей города и микрорайона с раздачей листовок о правильном распределении отходов и их утилизации. Акция под девизом: «Знай маркировки для сортировки! Мы за чистоту природы!».
Экологический десант «Уборка и сортировка мусора».
Проект «Эковолонтеры» реализуется в течение всего учебного года с детьми подготовительной группы. Тематика всех событий и мероприятий определяется экологическим календарем и интересами дошкольников. Тематика проекта обсуждается на детском совете в начале учебного года и может изменяться по ходу реализации, исходя из интереса дошкольников и их индивидуальных результатов проектно-исследовательской деятельности.
В «Линейный календарь», расположенный в группе, воспитанники вносят основные экологические даты.
Работа по проекту ведется в трех основных направлениях.
Первое направление – «Ты и я - экологии друзья!»: взаимодействие со сверстниками, младшими воспитанниками, педагогами и родителями ДОУ.
В данном направлении используем разнообразные формы взаимодействия: (см. Приложение № 1)
- Детский совет Эковолонтеров.
- Кружок «Эковолонтеры».
- Экологическая тропа на территории ДОУ (разработка экскурсий, проведение экскурсий для воспитанников, создание книги редких растений ДОУ, атласа лекарственных растений).
- Акция под девизом «Сохраним и приумножим наш сибирский лес!» с посадкой деревьев на территории ДОУ.
- Экологические квесты с родителями.
-Экологический десант «Уборка и сортировка мусора», «Чистые игры».
- создание макетов отражающих взаимозависимость в природе (экосистемы, пищевые цепочки, круговорот воды в природе).
- Экологические акции для младших дошкольников и родителей: «Берегите воду!», «Спаси дерево!», «Помоги животным!», «Каждой пичужке – кормушка».
- Экологические познавательные события для дошкольников «Живи, Земля», «Наши любимые животные».
Второе направление – «Эковолонтер - всем пример!»: взаимодействие с Эковолонтерами «Третьей планеты» ЦЭКиТ и общественными организациями города Зеленогорска. Это совместные экологические акции «Поддержи идейку – сдай батарейку», «Сохрани жизнь деревьям!», «Зверьё моё», «Зарядись»; познавательные события: «Эта интересная «Красная книга», «Эксперименты и опыты профессора Всезнайкина»; совместные интерактивные игры и события «Час земли», «Этот удивительный мир природы!».
Третье направление – «Вместе мы – сила!»: взаимодействие с жителями микрорайона и города Зеленогорска.
Экологические акции для жителей микрорайона и города «Защитим родную природу!», «Знай маркировки для сортировки!», «Берегите лес!», «Сдай батарейку – спаси ёжика!». Изготовление и распространение среди жителей памяток и листовок экологической направленности.
Предварительный просмотр:
Тема: «Минутка вопросов и ответов как прием организации проектной деятельности на основе интереса детей».
На основе теоретических знаний и практического опыта с детьми предлагаю познакомиться с одним из приемов организации проектной деятельности с детьми. Это поможет педагогам использовать в работе данный материал для развития проектной и исследовательской деятельности детей.
Актуальность: Проблема современных детей заключается в том, что они обращают мало внимания на объекты, предметы и явления окружающего мира, в виду большого количества электронных игр, гаджетов. Наша задача, как педагогов старшего дошкольного возраста, является активизация познавательного интереса. Как раз минутка вопросов и ответов помогает решить данную задачу
В своей педагогической деятельности применяю инновационную технологию - «Метод проектов в дошкольном образовании», разработанную С.М. Оберемок – старшим преподавателем кафедры «Управление образовательными учреждениями» Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Метод проектов – педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
В общем виде метод проектов как технологию можно представить в виде последовательных этапов:
- Выбор темы (планирование познавательной деятельности).
- Сбор сведений.
- Выбор проектов.
- Реализация проектов.
- Презентация проектов.
1-й этап. Выбор темы.
Задача педагога – осуществить выбор темы для более глубокого изучения и вместе с детьми составить план предстоящей познавательной деятельности. Именно на этом этапе использую прием - минутку вопросов и ответов. Темы проектов могут быть самыми различными, однако темы, основанные на интересах детей, обеспечивают лучшую мотивацию и более успешное обучение.
Тема должна быть достаточно богатой по содержанию, чтобы каждый ребенок мог найти в ней какой-либо интересующий аспект.
Степень заинтересованности детей определяется воспитателем. Дети совместно с педагогом определяют интересы внутри темы, намечают предполагаемые источники информации. Один из наиболее эффективных способов введения в тему связан с использованием модели «трех вопросов». Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:
- Что мы знаем?
- Что мы хотим узнать?
- Как и где узнать?
Воспитатель инициирует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. По мере того, как дети отвечают на вопрос, воспитатель записывает их ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы и указывать их имена. Форма записи зависит от возраста и возможностей детей. Для младших детей это может быть запись в виде предметных картинок, условных знаков. Для старших – печатные и письменные слова. В конце концов, ребенок сам сможет записать свой ответ.
В современной педагогике метод проектов используется наряду с другими методами. При организации по методу проектов возможна самостоятельная, подгрупповая и групповая деятельность детей. Это позволяет приобретать коммуникативные умения и навыки. У детей развивается умение выступать перед аудиторией, доносить информацию до слушателей. Работа над проектом развивает ответственность, познавательные способности, умения работать в группе.
Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации педагога, воспитателя дошкольного образовательного учреждения, его прогрессивной методики обучения и развития детей
Прием организации проектной деятельности – минутка вопросов и ответов.
Основные этапы:
- Создание ситуации общения (время круга).
- Стимулирование детей на формулирование вопросов, интересующих их.
- Ответы детей на вопросы.
- Фиксирование вопросов, требующих ответов (на листе вопросов, запись или зарисовка вопросов детьми).
- Поиск ответов на вопросы детьми (использование разных источников).
- Обсуждение найденных ответов с детьми.
- Выбор детьми самого интересного вопроса из банка вопросов, требующих ответа.
- Запуск темы проекта методом «трех вопросов».
Время реализации минутки вопросов и ответов – утром или вечером, «время круга», «ситуации общения».
Длительность – 10-15 минут, в зависимости от интереса детей.
Варианты завершения:
- Проект дорабатывается методом «трех вопросов», через интерес детей (детский проект).
- Реализация проекта «методом системной паутинки», через различные виды деятельности (педагогический проект).
- Реализация проектно-исследовательской деятельности через использование папки исследователя.
Таким образом, применение минутки вопросов и ответов в работе с детьми старшего дошкольного возраста помогает организовать проектную деятельность именно с учетом и на основе интересов дошкольников.
Предварительный просмотр:
Инновационный образовательный проект «Атомные знания – детям».
Цель проекта: повышение интереса и уровня знаний дошкольников в области атомной энергетики, охраны окружающей среды.
Задачи проекта:
- расширение познавательных горизонтов детей, ознакомление с понятием атома и его строения;
- формирование у дошкольников позитивного отношения и доверия к атомной энергетике и технологиям;
- знакомство с электрохимическим заводом и его деятельностью;
- развитие любознательности, элементов логического мышления, детского творчества;
- привлечение внимания детей к профессии людей, работающих на электрохимическом заводе.
Этапы проекта:
- Подготовительный:
изучение литературы, сбор информации по выбранной теме, создание предметно-развивающей среды, составление системы планирования.
- Практический:
проведение мероприятий в соответствии с составленным планом:
- экскурсии в Музейно-выставочный центр ЭХЗ и библиотеку им. Маяковского;
- встреча с родителями, работающими на электрохимическом заводе;
- просмотр книг и фильмов об электрохимическом заводе;
- конкурс семейных рисунков и поделок «Мирный атом»;
- итоговое образовательно-просветительское мероприятие «Путешествие в страну мирного атома».
- Обобщающий:
подведение итогов, проведение итогового образовательно-просветительского мероприятия, обобщение опыта работы, определение перспектив.
Комплексно – тематическое планирование
Виды детской деятельности | Формы организации совместной деятельности педагога с детьми | Организация развития среды для самостоятельной деятельности детей | Взаимодействие с родителями |
Коммуникативная | Беседы «Для чего нужен атом?», «Из чего состоит атом», «Что работает на атоме». Составление рассказов по теме: «Этот нужный атом», «Наш электрохимический завод». | Подбор книг, картин, открыток для чтения и рассматривания. | Встреча с родителями, работающими на ЭХЗ, рассказ об электрохимическом заводе. |
Чтение художественной литературы | Экскурсия в библиотеку, сбор материала, книг по теме «Атом». Чтение и рассматривание книг и энциклопедий об атомной энергетике. | Подбор книг, энциклопедий для чтения. | Помощь родителей в подборе книг об атомной энергетике, об ЭХЗ. |
Познавательно-исследовательская | Экскурсия в Музейно – выставочный центр ЭХЗ, просмотр фильма о заводе, знакомство с деятельностью ЭХЗ. Конструирование из магнитного, конструктора техно: «Модель атома», «Атомные установки», «Машины будущего». | Подбор необходимого конструктора, атрибутов для обыгрывания. | Организация и помощь в проведении экскурсии в Музейно – выставочный центр ЭХЗ. |
Продуктивная | Рисование «Мы рисуем атом» Лепка «Модель атома» Аппликация «Атомные машины» | Подбор материалов для продуктивной деятельности. | Конкурс семейных рисунков и поделок «Мирный атом» |
Игровая | Д/и: «Что работает на атомной энергии», «Где нужен атом» С/р игра «Атомная энергия». | Подбор атрибутов для дидактических и сюжетно-ролевых игр. | Помощь в изготовлении атрибутов для сюжетных игр. |
Двигательная | П/и: «Собери атом», «Атомные частицы», «Энергия атома». | Подбор атрибутов для подвижных игр. | Изготовление атрибутов для подвижных игр. |