Дистанционное обучение "Веселый счет"
Программа "Веселый счёт"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
veselyy_schyot.docx | 29.74 КБ |
obrazovanie_chisla_20.docx | 57.64 КБ |
podborka_geometricheskih_zagadok_dlya_doshkolnikov.docx | 746.01 КБ |
podborka_geometricheskih_skazok.docx | 88.52 КБ |
podborka_geometricheskih_igr.docx | 1.08 МБ |
matematicheskie_fizminutki.docx | 19.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Данная дисциплина представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. Актуальность. Далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Она наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Достаточная подготовленность мыслительной деятельности снимает психологические перегрузки в учении, сохраняет здоровье ребенка. В связи с потребностью общества в том, чтобы, каждый ребенок хорошо учился, не уставал, не болел, был весел и жизнерадостен, возникла потребность во введении программы «Весёлый счёт» для дошкольников.
Новизна программы. Программа «Весёлый счёт» направлена на создание условий, стимулирующих практическую, игровую и познавательную деятельность детей дошкольного возраста с целью развития логического мышления: умение выделять существенные признаки из второстепенных, умение рассуждать, сравнивать, анализировать, классифицировать предметы, аргументировать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи.
Главной особенностью предлагаемой программы является её направленность не только на то, чтобы дать дошкольникам начальную основу числовой грамотности, но и на использование математического материала для создания условий для целенаправленного развития и совершенствования всех познавательных процессов у детей, постепенно перемещая акцент на развитие мышления, что обусловлено спецификой учебного предмета. Содержание программы «Весёлый счёт» опирается, с одной стороны, на опыт ребенка и его психическое развитие, с другой - позволяет ребенку сопоставлять и соотносить изучаемые понятия в самых разных отношениях и аспектах, обобщать и дифференцировать их, включать в различные цепочки причинно-следственных связей, устанавливать как можно больше связей между новыми и изученными понятиями.
Данная образовательная программа педагогически целесообразна, так как является важной, неотъемлимой частью единого образовательного пространства подготовки дошкольников. Реализация предложенной программы обеспечивает мотивационную готовность к школьному обучению, которая складывается из положительных представлений о школе, желания учиться, чтобы узнать, уметь много нового, сформированной позиции школьника. Что является одним из условий социализации дошкольников, адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешного взаимодействия с окружающей его миром.
Цель программы «Весёлый счёт» - формирование познавательной мотивации дошкольников при овладении элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Реализация цели программы осуществляется через решение следующих задач:
- дать дошкольникам элементарную числовую грамотность, начальные геометрические представления, целенаправленно развивать познавательные процессы, включающие в себя умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий;
- развивать наглядно - образную, словесно-логическую и эмоциональную память, внимание, наблюдательность, логическое мышление, мелкую моторику и зрительно – двигательную координацию
- воспитывать у детей самостоятельность, инициативу, чувство ответственности и настойчивости в преодолении трудностей.
Программа «Занимательная математика» разработана на основе методических пособий Е. В. Колесниковой, из цикла «Математические ступеньки».
Программа разработана на один год обучения, для детей 6-7 лет.
Программа рассчитана на 72 часа в год. Занятия организуются в режиме 2 раза в неделю по 1 часу.
Содержание программы «Весёлый счёт» основывается на следующих принципах: научности, связи теории с практикой, систематичности и последовательности, доступности, сознательности и активности, наглядности, прочности овладения знаниями и умениями. Программа построена таким образом, что усвоение необходимых математических представлений неразрывно связано с выполнением практических работ.
Программа включает шесть разделов:
- Количество и счёт.
- Геометрические фигуры.
- Величина.
- Ориентировка во времени.
- Ориентировка в пространстве.
- Логические задачи.
Программа предусматривает изучение на каждом занятии материалов практически всех разделов. Первые два раздела являются основными носителями математического содержания курса, т.к. именно они определяют номенклатуру и объем изучаемых вопросов и тем. Остальные разделы в содержательном плане выстраивается на базе двух первых разделов и представляют собой систему содержательно - логических задач и заданий, направленных на развитие познавательных процессов, среди которых в дошкольном возрасте наиболее важными являются: внимание, восприятие, воображение, память и мышление.
Основной формой организации работы по программе «Весёлый счёт» является учебное занятие. Работа с детьми проводится как индивидуально, так и по группам. В основу данной программы заложен принцип развивающего обучения. Наглядный, дидактический и прочий необходимый материал позволяет серьезно и творчески подходить к каждому занятию, активизировать мышление детей и поддерживать их интерес и внимание на протяжении всего занятия.
Одним из условий реализации программы является учёт возрастных индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста. В этом возрасте на развитие ребёнка сказывается перспектива поступления в школу. У детей укрепляется костно-мышечная система, улучшается координация движений. Заметно усиливается регулирующая функция коры – дошкольники уже не столь импульсивны, могут тормозить свои непосредственные побуждения. Расширяется и углубляется восприятие окружающего мира, психические процессы (наблюдение, запоминание) становятся более произвольными. Внимание становится более устойчивым и длительным. Характерна тяга дошкольников к словесному общению со взрослыми и сверстниками. Очень заметно совершенствуется мышление, оно конкретно, наглядно. Можно наблюдать элементарные проявления абстрактного, рассуждающего мышления.
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Именно в игре развиваются творческие способности личности. Во все занятия включаются игры по развитию психических процессов, занимательные упражнения, графические и даже подвижные игры. Вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты. Включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на уроке, это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.
Дидактические игры учат ребенка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умение ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы. При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме. Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения.
По окончании изучения программного материала учащиеся
знают:
- названия дней недели, частей суток, месяцев, времён года;
- количественный, порядковый счёт в пределах 20, новую счётную единицу – десяток;
- структуру арифметической задачи: условие, вопрос, решение;
- элементы геометрических фигур (вершины, стороны, углы);
- виды часов, устройство (стрелки, циферблат).
умеют:
- считать по образцу и названному числу;
- писать цифры и числа от 1 до 20;
- сравнивать числа в пределах 20;
- определять место того или иного числа в ряду (10-20) по его отношению к предыдущему и последующему числу;
- считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
- правильно пользоваться и писать математические знаки +, -, =, ≠, <, >;
- записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр, чисел;
- оформлять запись решения примеров на сложение и вычитание;
- сравнивать количество предметов и записывать соотношение при помощи знаков и цифр;
- составлять числа из двух меньших;
- распознавать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, пятиугольник, шестиугольник;
- классифицировать геометрические фигуры по разным основаниям (виду, величине);
- выкладывать из счётных палочек геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, трапецию;
- рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры;
- делить предмет на 2, 4 и более частей;
- располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте и толщине, используя соответствующие определения;
- измерять линейкой, определять результаты измерения в сантиметрах;
- изображать отрезки заданной длины с помощью линейки;
- определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу;
- определять время с точностью до часа;
- ориентироваться на листе бумаги.
владеют:
- приёмами преобразования одних фигур в другие (путём складывания, разрезания, выкладывания из палочек).
Система дополнительного образования безоценочная, но контроль за усвоением изучаемого материала проводится регулярно, при помощи ежегодного трехразового контрольного диагностирования теоретических знаний, практических умений и навыков обучающихся (входной, рубежный, итоговый контроль). Разработанный комплекс практических заданий, позволяет выявить уровень усвоения дошкольниками учебного материала
(высокий, средний, низкий). Текущий контроль позволяет осуществить использование на занятиях дидактических игр, занимательного материала.
Успешная реализация программы «Занимательная математика» возможна при наличии материально – технической базы:
- учебного кабинета;
- ученических принадлежностей: простого карандаша, цветных карандашей, линейки измерительной, тетради в клетку.
учебно – методического комплекса.
Методическое обеспечение программы
Наименование разделов | Дидактический материал | Информационно - методический материал |
1.Введение в программу | Презентация «Как хорошо уметь считать» | |
2. Количество и счёт. | Счетный раздаточный материал: счётные палочки, набор карточек с цифрами от 0 до 20, математическими знаками. Сигнальные кар -точки с цифрами от 0 до 9. Таблицы «Состав числа». Иллюстрации к математи -ческим загадкам, задачам. Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы. Наборы разрезных картинок «Найди нужное число», «Сколько?». Арифметическое домино. | Сборник стихов, загадок о цифрах, математических знаках. Сборники математических задач на состав числа, сложение и вычитание в пределах 20. Презентации о числах и цифрах. Сценарии занятий по развитию математических представлений. (Е.В.Колесникова) |
3. Геометрические фигуры. | Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы. Геометрические мозаики и головоломки игры на составление плоскостных изображений предметов . Индивидуальные карточки «Заштрихуй», «Дорисуй картинку», «Раскрась». Геометрическая мозаика, пластмассовый, строительный материал. Наборы разрезных картинок на соотнесение предметов и геометрических фигур и тел. Иллюстрации и модели геометрических фигур и тел. | Сборники стихов, загадок о геометрических фигурах и телах. Презентации «Геометрические тела», «Плоские фигуры». Сценарии занятий по развитию математических представлений. (Е.В.Колесникова) |
4. Величина. | Полоски, ленты разной длины и ширины. Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы. | Сценарии занятий по развитию математических представлений. (Е.В.Колесникова) |
5. Ориентировка во времени | Часы. Индивидуальные модели часов. Индивидуальные карточки «Узнай, который час», «Определи части суток». Тематические картинки с изображением частей суток и времён года. Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы | Плакат «Времена года», таблица «Части суток». Сборник загадок о временах года, частях суток, устройстве часов. Сценарии занятий по развитию математических представлений. (Е.В.Колесникова) |
6. Ориентировка в пространстве. | Индивидуальные карточки для графического диктанта. Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы наборы разрезных картинок | Методическая разработка «Графический диктант для дошколят» Сценарии занятий по развитию математических представлений. (Е.В.Колесникова) |
7. Логические задачи. | Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы. Иллюстрации к загадкам, задачам. Карточки «Четвёртый лишний», «Найди ошибку». | Методический сборник логических задач для дошкольников. Сценарии занятий по развитию математических представлений. (Е.В.Колесникова) |
Учебно - тематический план
№ | Название раздела | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Введение в программу. | 1 | 1 | |
2. | Количество и счёт. | 21 | 7 | 14 |
3. | Геометрические фигуры. | 15 | 5 | 10 |
4. | Величина. | 7 | 2 | 5 |
5. | Ориентировка во времени. | 8 | 4 | 4 |
6. | Ориентировка в пространстве. | 7 | 2 | 5 |
7. | Логические задачи. | 13 | 4 | 9 |
Итого: | 72 | 25 | 47 |
Содержательная характеристика
Введение в программу.
Знакомство с детьми. Инструктаж по правилам поведения в рабочей комнате, в помещении станции юных техников.
Практическая работа: экскурсия по творческим объединениям учреждения. Беседа «Правила поведения в помещении, в рабочей комнате».
Количество и счёт.
Представление о числах и цифрах от 0 до 10 на основе сравнения двух множеств. Знакомство с числами от 11 до 20 и новой счётной единицей – десятком. Определение места того или иного числа в ряду (10-20) по его отношению к предыдущему и последующему числу. Независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предмета, направлений счёта. Сравнение группы разнородных предметов. Счёт в пределах 10 в прямом и обратном порядке. Количественный и порядковый счёт в пределах 20. Ответы на вопросы сколько? какой по счёту? который? Равенство и неравенство. Математические знаки +, -, =, <, >. Состав числа из двух меньших. Установление соответствий между количеством предметов, числом и цифрой. Счёт по образцу и названному числу. Количественный и порядковый счёт в пределах 10. Решение математических загадок. Арифметические задачи. Стихи, загадки, считалки, пословицы о числах и других математических понятиях.
Практическая работа: письмо цифр от 1 до 20 (в клетке). Письмо математических знаков +, -, =, <, >. Запись решения задачи (загадки) с помощью математических знаков и цифр. Решение и запись арифметических задач, примеров на сложение и вычитание.
Геометрические фигуры.
Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция. Сравнение форм окружающих предметов и геометрических фигур. Классификация геометрических фигур по разным основаниям (виду, величине). Знакомство с геометрическими фигурами: ромб, пятиугольник, шестиугольник. Элементы геометрических фигур (вершины, стороны, углы).
Практическая работа: преобразование одних фигур в другие: складывание, разрезание фигур из бумаги, выкладывание фигур из палочек. Рисование в тетради в клетку геометрических фигур. Рисование в тетради в клетку символических изображений предметов из геометрических фигур. Выкладывание символических изображений предметов из счётных палочек. Рисование геометрических фигур. Штриховка. Дорисовывание геометрических фигур до знакомых предметов. Рисование символических изображений предметов из геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, трапецию). Преобразование одних фигур в другие путём складывания.
Величина.
Возрастающий и убывающий порядок предметов по величине, ширине, высоте и толщине и использование соответствующих определений. Линейка. Измерение длины при помощи линейки. Сантиметр. Отрезок.
Практическая работа: деление предмета на 2, 4, 6, 8 и более частей. Измерение длины с помощью линейки. Изображение отрезков заданной длины с помощью линейки.
Ориентировка во времени.
Временные представления о частях суток, временах года, о месяцах, о днях недели. Установление различных временных отношений. Часы (стрелки, циферблат). Виды часов.
Практическая работа: определение времени с точностью до получаса.
Ориентировка в пространстве.
Определение словом положение предмета по отношению к себе, к другому лицу (справа, слева, впереди, сзади, вверху, внизу).
Практическая работа: ориентировка на листе бумаги, рисование в тетради в клетку по образцу.
Логические задачи.
Решение логических задач на сравнение, классификацию, на установление последовательности событий, анализ и синтез. Развитие способностей к установлению конкретных связей и зависимостей.
Практическая работа: решение логических задач.
Ключевые понятия
- Длина отрезка – расстояние между его концами.
- Квадрат – четырёхугольник, у которого все углы прямые и стороны равны.
- Линейка – инструмент для проведения прямых линий, для выполнения некоторых пространственных измерений.
- Прямоугольник - четырёхугольник, у которого все углы прямые.
- Сантиметр – единица измерения длины.
- Треугольник – геометрическая фигура, которая имеет три вершины и три стороны.
- Циферблат – круг с цифрами на часах.
Список литературы
для педагога:
- Баранов, С. П. Педагогика [Текст] / С. П. Баранов, Л. Р. Болотина, В. А. Сластёнин. – М. : Просвещение, 2007. – 366 с.
- Колесникова, Е. В. Математика для дошкольников 5 - 6 лет [Текст]: Сценарии занятий по развитию математических представлений / Е. В. Колесникова. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 80 с.
- Колесникова, Е. В. Математика для дошкольников 6 - 7 лет [Текст]: Методическое пособие к рабочей тетради / Е. В. Колесникова. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 88 с.
- Колесникова, Е. В. Диагностика математических способностей детей 6 – 7 лет [Текст] / Е. В. Колесникова. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 32 с.
- Крутецкий, В. А. Психология [Текст] : Учебник для учащихся педучилищ / В. А. Крутецкий. - М. : Просвещение, 2007. – 352 с.
- Новикова, В. П. Математика в детском саду. Подготовительная группа [Текст] / В. П. Новикова. – М. : Мозаика – Синтез, 2007. – 184 с.
- Синицына, Е. И. Умные пальчики [Текст] / Е. И. Синицына. – М. : Лист, 2010. – 144 с.
- Синицына, Е. И. Умные занятия [Текст] / Е. И. Синицына. – М. : Лист, 2008. – 222 с.
- Тихомирова, Л. В. Логика для дошкольников. Упражнения на каждый день [Текст]: Популярное пособие для родителей и педагогов / Л. В. Тихомирова. – Ярославль : Академия развития, Академия, Ко 2008. – 219 с.
- Татабарина, Т. И. И учёба, и игра: математика [Текст]: Популярное пособие для родителей и педагогов / Т. И. Тарабарина, Н. В. Елкина . - Ярославль : Академия развития, 2009. – 240 с.
- Черемошкина, Л. В. Развитие внимания детей [Текст]: Популярное пособие для родителей и педагогов / Л. В. Черемошкина. – Ярославль : Академия развития, 2007. – 219 с.
Интернет-ресурсы
1. Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной
математике – http://nsportal.ru/detskii-sad/matematika/zanimatelnyi-material-v-
obuchenii-doshkolnikov-elementarnoi-matematike
2. Занимательные задачки для дошкольника! –
http://www.baby.ru/community/view/30500/forum/post/38583820
3. Занимательная математика, занимательные задачи по математике. –
http://www.myadept.ru/page/zanimatelnaya-matematika
4. Интересная математика и счет для дошкольников –
http://kazinopa.ru/matematika/interesnaya-matematika-i-schet-dlya-
doshkolnikov/
5. Михайлова З.А. Игровые заниматель ные задачи для дошкольников –
http://bib.convdocs.org/v14303
Список литературы
для обучающихся:
- Гаврина, Е. В. Готовим руку к письму [Текст]: Рабочая тетрадь / Е. В. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Щербинина. – М. : РОСМЭН, ООО Соиздат, 2007. 24 с.
- Колесникова, Е. В. Я считаю до 10 [Текст]: Рабочая тетрадь для выполнения заданий / Е. В. Колесникова. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.
- Колесникова, Е. В. Я считаю до 20 [Текст]: Рабочая тетрадь для выполнения заданий / Е. В. Колесникова. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.
- Колесникова, Е. В. Геометрические фигуры [Текст]: Рабочая тетрадь для детей 5 – 7 лет / Е. В. Колесникова. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 64 с.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по программе
«Весёлый счёт»
Тема: Образование числа 20. Счётная единица-десяток. Письмо числа 20. Геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг.
Цели
-познакомить обучающихся с образованием числа 20, счётной единицей-десятком;
-учить писать число 20;
- учить решать примеры на сложение и вычитание в пределах второго десятка;
-учить понимать учебную задачу и выполнять её;
-закрепить знания о геометрических фигурах;
- формировать навыки самоконтроля и самооценки.
Оборудование: счётные палочки, иллюстративный материал, сигнальные карточки, иллюстрация Незнайки, иллюстрации к задачам, прописи «Я считаю до 20» (Колесникова Е.В.)
Ход занятия:
Организация внимания обучающихся.
Здравствуйте, ребята! Послушайте стихотворение и скажите, какой науке оно посвящено?
Учит нас она считать
И фигуры узнавать.
Объясняет цифры, знаки,
И задачки как решать!
Знать где лево, а где право,
Знать длину и ширину.
Понимать значение: «равный»,
«Больше», «меньше».
Математика - точна,
Математика - нужна!
Дети любят всё считать,
Нужно только понимать!
Вот и вы на занятиях познаёте самые азы математики, учитесь считать, записывать цифры, математические знаки, решать задачи. Вы в самом начале пути и вам предстоит узнать много интересного о математической науке.
Сегодня на занятии вы познакомитесь с образованием числа 20.
Устный счёт
Разложить сигнальные карточки по порядку от 1 до 5. Внимательно послушайте задачи и покажите правильный ответ.(Ответ дети показывают сигнальными карточками)
На забор взлетел петух,
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов?
Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат
Но один из них устал,
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?
Семь весёлых поросят
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться,
Сколько свинок у корытца?
Четыре спелых груши
На веточке качалось.
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось?
Внуку Шуре добрый дед
Дал вчера семь штук конфет.
Съел одну конфету внук.
Сколько же осталось штук?
Молодцы! Справились с заданием.
Объяснение нового материала (Работа со счётными палочками).
У вас на столах счётные палочки. Положите справа 10 зелёных палочек. Сколько палочек справа? (Десять) Положите слева 10 жёлтых палочек. Сколько палочек слева? (Десять) Как можно сказать по-другому? (Один десяток) Как в старину называли один десяток? (Дцать) Сколько палочек всего? (Двадцать) Как можно сказать по-другому? (Два десятка) Как получилось число 20? ( К десяти прибавили десять, один десяток плюс один десяток, один дцать и ещё один дцать будет два дцать)
Запишите как получилось число 20. (Записывают в прописи)
Письмо числа 20.(Работа в прописи)
Какие цифры участвуют в записи числа 20? Напишите число 20 , как показано на образце, до конца строки. Не забывайте, между числами пропускать одну клетку. Ребята следите за осанкой во время письма.
Физминутка
Хомка-хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щеки моет, шейку трет.
Подметает хомка хату
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать. (Дети имитируют все движения хомячка.)
Решение примеров.
Ребята, к нам торопится герой одного известного детского произведения. А кто это, узнаете, отгадав загадку:
Этот мальчик - коротышка
Фантазер и хвастунишка.
За многое он берется,
Но ничего ему толком не удается.
Конечно, это Незнайка. Он герой сказок Николая Носова.
Поможем Незнайке справиться с заданием. Соедините каждый пример с числом, которое получится в ответе при его решении. (Первый пример решает ребёнок у доски)
Выполните задание самостоятельно. Поменяйтесь прописями и проверьте как справился с заданием ваш сосед.
Работа над геометрическим материалом. Незнайка приготовил для вас ещё загадки. Послушайте…
Брат мой маленький, Сережа,
Математик и чертежник -
На столе у бабы Шуры
Чертит всякие...(фигуры)
Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь? — ...(треугольник)
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
А зовут его… (треугольник)
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? (круг)
Рассмотрите внимательно рисунок. Определите количество кругов, квадратов, треугольников и запишите в соответствующие клеточки. (Дети работают в тетрадях)
Самоконтроль и самооценка.
Проверяем. Сколько кругов? (6) Сколько треугольников? (5) Сколько квадратов? (5) Если вы не допустили ни одной ошибки, нарисуйте рядом солнышко.
Итог.
Ребята, как вы думаете, чему сегодня вместе с вами на занятии научился Незнайка? Что нового вы узнали из математической науки? Молодцы! Хорошо поработали, выполнили все задания.
Предварительный просмотр:
Загадки о треугольнике
Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь? - ...
Злая рыба хвост-лопата
Откусила полквадрата –
Целый угол, верь не верь!
Кто ж он, бедненький, теперь?
Три вершины,
Три угла,
Три сторонки –
Кто же я?
Три угла, три стороны.
Могут разной быть длины.
Если стукнешь по углам,
То скорей подскочишь сам!
Три моих стороны
Могут разной быть длины.
Где стороны встречаются –
Угол получается.
Что же вышло? Посмотри!
Ведь углов-то тоже три.
На меня вы посмотрите,
Мое имя назовите.
Загадки о круге
Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На медаль, на блинок,
На осиновый листок.
Людям я старинный друг.
Называют меня …
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
Ни угла, ни стороны,
А родня – одни блины.
Загадки об овале
Треугольник с полукругом
Круг дразнили «толстым другом».
Круг, расстроившись до слез,
Уже стал и вверх подрос.
Кто же угадает тут,
Как теперь его зовут.
Загадки о квадрате
Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня...
Кубик в краску окуни,
Приложи и подними.
Вася десять раз так сделал –
Отпечатались они.
Четыре угла и четыре сторонки,
Похожи точно родные сестренки.
В ворота его не закатишь, как мяч,
И он за тобою не пустится вскачь.
Фигура знакома для многих ребят.
Его вы узнали? Ведь это …
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
А зовут его…
Геометрические загадки
Вы подумайте, скажите ...
Только помнить вы должны:
Стороны фигуры этой
Противоположные равны.
Прямоугольник.
Треугольник сунул нос
В реактивный пылесос.
А без носа он, – о, боже! –
Стал на юбочку похожим.
Интереснее всего,
Как теперь зовут его.
Встал квадрат на уголок –
Ткнулся носом в потолок.
Вверх он рос еще дней пять.
Как теперь его назвать?
Ромб
Два квадрата-близнеца –
Половинки их отца.
Сторонами приложи,
Имя их отца скажи.
Прямоугольник
Обведи кирпич мелком
На асфальте целиком,
И получится фигура –
Ты, конечно, с ней знаком.
Прямоугольник
На мяче футбольном нашем
Черным цветом он закрашен.
Пятиугольник
Для пчелы фигуры этой
В целом мире лучше нету.
Шестиугольник
Восемь мух на крае блюдца
Над паучком смеются –
Привязал он их по кругу
Паутинками друг к другу.
Паутинок восемь тоже.
Кто назвать фигуру сможет?
Восьмиугольник
Козья ножка танцевала
И ее нарисовала.
Окружность
Он и мячик, и клубок,
И Луна, и колобок.
Шар
Вечеринки гость всегдашний,
Но не шар и не флажок,
Он похож на крышу башни
И на вафельный рожок.
Конус
Шесть квадратов подружились
И в него навек сложились.
Куб
В шаре мышь жила, как в норке,
Съела мякоть всю до корки –
Таковы ее манеры.
Шар же превратился в …
Сферу
Вот кирпич, учебник новый,
Пастила, журналов тюк.
Назови их форму словом
Из четырнадцати букв!
Параллелепипед
У батона колбасы
Мы отрезали носы,
Он теперь – мужская шляпа
Удивительной красы.
Цилиндр
На полу квадратном крыша
Всех вокруг барханов выше,
И под нею фараон
Свой загробный смотрит сон.
Предварительный просмотр:
Три товарища
Далеко-далеко, в стране Геометрия в волшебном Фигурном городе жили в квадратном доме с треугольной крышей да круглыми окошками два друга: весельчак Круг и смельчак Треугольник.
Круг был гладенький да румяненький, ровненький да ладненький. Ни уголочка у него, ни кривулечки. Знай себе, катится по дорожке да песенки весёлые напевает. А треугольник — тот парень чуть колючий. Ещё бы, целых три угла в фигуре, шутка ли. Зато ничего и никого он не боялся. Чуть что — уголок свой остренький выставит вперёд и готов за себя постоять да друга своего круглого от опасности защитить. Так и жили они, чай с круглыми плюшками пили да гулять на треугольную полянку в лес ходили.
И вот идут они однажды на прогулку. Вдруг, откуда ни возьмись, выбегает на дорожку незнакомец. Круг сразу песенку свою оборвал да за треугольник закатился. Не то чтобы испугался, конечно, но так-то всяко понадёжнее будет. А треугольник ощетинился, руки в боки-стороны упёр, да вопрошает незнакомца чуть грозно:
— Стой, добрый молодец, кто такой будешь?
— Я — Квадрат-акробат, — отвечает незнакомец. — Не пугайтесь меня да не сердитесь. Я хорош собой, добр да бодр. У меня все стороны равные, все 4 уголочка одинаковые. Я весь ровненький да миленький. Родом я из Четырёхугольного города нашей страны Геометрия. Там у меня много друзей: и Ромбик, и Трапеция, и Прямоугольник, а главный в нашем городе — господин Параллелограмм. Но куда ни глянь, а повсюду у всех по 4 угла. Вот и решил я побродить по белу свету, посмотреть, кто где есть да кто как живёт. Возьмёте меня к себе в друзья?
Тут круг из-за треугольника выкатился да радостно воскликнул:
— Отчего ж не взять, братец Квадрат. Давайте вместе дружить. Втроём-то веселее!
И с тех пор они часто встречались на треугольной полянке втроём: Круг-весельчак, Треугольник-смельчак да Квадрат-акробат. И случались с ними приключения разные, да только это уже другая история. А пока — КОНЕЦ!
Задания по сказке:
- Ответить на вопросы:
- В какой стране жили друзья?
- Какие города страны Геометрия описываются в сказке? Придумай подходящие названия для других городов этой страны.
- Назови, какими чертами характера обладали Круг и Треугольник.
- Почему Круг и Треугольник стали дружить с Квадратом?
- Как зовут друзей Квадрата из Четырёхугольного города?
- А как зовут твоих друзей? Почему ты с ними дружишь? Какие черты характера своих друзей ты ценишь больше всего?
- Смастери для сказочных друзей красивый домик
Три подружки
Жили были три подружки
В разных домиках своих
Три веселых хохотушки –
Точками все звали их.
Между этими домами
Реки длинные текли.
Точки очень не хотели
Ножки промочить свои.
И тогда они решили
Между домиками взять
Сделать мостики большие,
Чтобы в гости прибегать.
Мост с мостом соединили –
Треугольник получили.
- Из чего состоит треугольник? (Из углов, лучей, прямых, сторон.). Сколько углов? (Три.) Сколько сторон? (Три.)
Сказка про угол
Жил-был Угол. Утром он был острым (стоит):
Днем — прямым (сидит на стуле):
Вечером — тупым (сидит в кресле):
А ночью — развернутым (спит на кровати):
М. Першин
Попробуйте порисовать с ребенком углы. Обратить внимание на углы в окружающем. Угол между ногами человека, между стрелками часов, между ножкой стола и полом и т. д. Больше всего углов живет в ножницах: раздвигая концы можно получить и острые, и прямые, и тупые.
Сказка-упражнение «Бусы Ежика»
— Сегодня я познакомлю вас со своим другом Ежиком. Он очень любит собирать грибы и ягоды, а потом развешивает их на веточках сушиться. Получается похоже на бусы:
— С какой фигуры начинаются бусы? Какой заканчиваются?
Это упражнение удобно и для формирования навыка счета: сколько кругов, сколько квадратов, какая фигура стоит первой, третьей, шестой и т. д.
— Чем похожи все круги? (Они одинакового размера, все зеленые).
— Чем похожи все квадраты? (Одинакового размера, все красные).
— Выложи сам такие же бусы.
Однажды Ежик встретился в лесу с Гусеницей:
— Гусеница, ты похожа на мои бусы, — сказал Ежик.
— Чем же я похожа? — спросила Гусеница.
Рассматривается сходство и различие конструкций (одинаковая и разная форма фигур, цвет, размер, возможно, и количество; считающим детям можно предложить сосчитать фигуры).
— Расскажите, из каких фигур составлена Гусеница.
Так при знакомстве с треугольником можно рассказывать такую сказку. В тридевятом царстве, далеком государстве жил-был король. Король был очень добрым, и звали его Круг. У короля был сын - прекрасный принц Квадрат. Жили они хорошо и дружно. Но однажды налетел ураган и унес принца в свое королевство. Король Круг кликнул клич: «Кто спасет принца Квадрата, тот получит полцарства в награду!» Согласился один из слуг. Нашел волшебного коня и тот вмиг домчал его до королевства ветров. Прошептал слуга заклинание, стена темницы раздвинулась и принц Квадрат был свободен.
Как тебя зовут, мой спаситель?» - спросил Квадрат.
Меня все зовут Треугольником, потому что у меня три угла - ответил слуга.
Какой ты смелый, Треугольник - сказал Квадрат - Я приглашаю тебя жить к нам во дворец и быть мне названным братом
После рассказывания сказки воспитатель с детьми исследует фигуру, проводит пальцем по сторонам и считает углы. Можно рассказывать специальные стихотворения.
«Самый важный»
«В одной прекрасной стране, которая называется «Геометрия» жили не тужили разные геометрические фигуры. Жители этой страны всегда друг другу помогали, друг друга выручали, поэтому жили дружно и весело. Но, в одно прекрасное летнее утро треугольник сидел рядом со своим домиком на завалинке (Педагог ставит на наборное полотно геометрическую фигуру треугольник). Сидел он сидел, думал, думал и решил вдруг, что он самая нужная и важная из геометрических фигур. Обрадовался, вскочил и побежал к другу квадрату (Педагог ставит на наборное полотно геометрическую фигуру квадрат). Стучит в дверь: «Квадрат, открывай. У меня для тебя новость». Посмотри, я самый важный и нужный из фигур. У меня есть три угла. Вот я какой красивый. Квадрат посмотрел на треугольник и сказал: «Нет брат, я самый важный и нужный из фигур. У тебя три угла, а у меня четыре. Спорили, спорили треугольник с квадратом, но так и не о чем не договорились. Решили пойти к прямоугольнику (Педагог ставит на наборное полотно геометрическую фигуру прямоугольник). Подошли они к домику прямоугольника, стучат к нему в дом и просят его: «Рассуди нас, кто главнее»? Треугольник говорит:«Я главный, у меня три угла». Квадрат говорит: «Я главней. У меня четыре угла». Выслушал их прямоугольник и сказал: «Нет ребята, Вы не правы. Я самый главный. У меня четыре угла, я самый высокий и красивый». Пуще прежнего друзья рассорились. Никто друг другу уступать не хотел. Мимо проходил круг, услышал он спор и сказал: «Друзья, не надо спорить и ссориться. Каждая из Вас нужная и важная фигура (Педагог ставит на наборное полотно геометрическую фигуру круг). С давних времен в нашей стране, которая называется «Геометрия», споров и ссор не было. И с тех пор в этой замечательной стране все фигуры стали жить дружно.
«Как треугольник и круг познакомились с квадратом».
- Стоит на опушке леса вот такой необычный дом. (Рассматривание, узнавание и называние фигур.)
- Как вы думаете, кто его жители? (Обобщая ответы детей, воспитатель продолжает рассказывать сказку.)
- Жили-были вот в таком доме круг и треугольник. И выглядели они так. (показываем картинку).
Однажды пошли друзья погулять и встретили вот такую фигуру. Узнаете, кто это? (показываем картинку квадрата).
А наши друзья незнакомца не узнали, поэтому испугались, спрятались за куст и думают: «Кто он такой? Стали рассуждать:
- На круг похож? (Нет.) Почему? (У него углы есть.)
- На треугольник похож? (Нет.) Посчитайте углы. (Их четыре.)
Думали-гадали, а потом круг предложил: «Подойдем, спросим, как его зовут и познакомимся».
- Здравствуй, я – круг, у меня нет углов. Я похож на колесо, на солнышко, на тарелку. Я умею катиться.
- А я – треугольник, у меня три угла и я похож на колпак гнома, на крышу домика.
- Здравствуйте, друзья, я очень рад с вами познакомиться и подружиться. Меня зовут квадрат. Смотрите, какой я красивый, все мои стороны одинаковы. А на что я похож, догадайтесь сами. ( Дети предлагают свои варианты.)
- Родом я из большого и дружного семейства четырехугольников, у меня много братьев и сестер. Но сегодня я ушел гулять один и вот заблудился. Не могли бы вы меня приютить на время в своем домике. (Воспитатель подводит детей к мысли, что нужно сконструировать для троих друзей новый домик.)
«Барон Квадрат»
Давным – давно в мире было много разных волшебных стран. И особым волшебством отличалась страна – Всезнаек! В ней правила мудрая царица Геометрия. В то время из одной страны в другую бродил Лист. Его края были неровными, с множеством загибов, потому что его вырвал из тетради мальчик по имени Веня, и уже долгое время Лист находился в пути. А нашему герою очень хотелось, чтобы все его стороны стали вновь ровными.
Собравшись с силами, Лист отправился к царице Геометрии. Только она могли ему помочь. Лист целых пять дней провел в пути, потому что двигаться он мог только с помощью ветра, а ветреная погода была не каждый день. На шестой день своего пути Лист оказался у дворца самой царицы. Она ласково встретила его, выслушала его просьбу и сказала:
- Хорошо, я помогу тебе, только мне нужны помощники: Карандаш, Линейки и Ножницы.
Хлопнула царица в ладоши три раза и перед ней явились её слуги: Карандаш, Линейки и Ножницы.
- Ну, теперь ты будешь квадратом! - спросила царица Геометрия
- Квадратом? - удивился Лист.
- Да! Да! Квадратом! - убедительно ответила царица Геометрия.
- А что это такое? - спросил Лист.
- Это прямоугольник, у которой все стороны не только ровные, но и равные, - объяснила царица Геометрия.
- Да, мне это подходит, - ответил Лист.
- Тогда все принимайтесь за работу, - сказала царица.
Карандаш чертил ровно. Линейка замеряла стороны так, чтобы все они были одинаковой длины, а ножницы ровно отрезали лишние части. Когда работа была сделана, царица Геометрия объявила:
- Теперь ты превратился в настоящий Квадрат.
Лист обрадовался. Он поблагодарил Карандаша, Линейку и Ножницы, а царица Геометрия велела принести ему зеркало. Он долго смотрелся в него, а потом закричал:
- Квадрат! Квадрат! Ура! У меня теперь все стороны равны!!!
Лист – квадрат поблагодарил царицу Геометрия, а она присвоила ему звание – барона. Барон квадрат пошёл гулять по странам с высоко поднятой головой. Ему очень понравился его внешний вид и звание.
«Купец Круг»
У царицы Геометрии в её дворце была потайная комната. И каждый вечер она уединялась в ней для того чтобы… посмотреть в своё волшебное зеркало. В нём она видела всех своих жителей. Но каждый день она подолгу наблюдала за бароном Квадратом. Ей было его очень жалко – он всегда гулял один. У него не было друзей. В её стране он был единственной фигурой.
Однажды вечером царица Геометрия, после наблюдений за бароном Квадратом, вышла погулять в сад. Погода была чудесная! На небе ярко сияла луна и звёзды. Царица Геометрия была очарована видом Луны, и тогда её осенило: а ведь Луна похожа на квадрат, только углы закруглены. Она в один миг достала циркуль и нарисовала круг. Позвала к себе ножницы, велела вырезать фигуру по контуру и нарекла его купцом.
«Граф Треугольник»
Жизнь в стране Всезнаек шла своим чередом. В ней происходили и хорошие и плохие события. Царица Геометрия следила за всем, но однажды…
Проказник Фокус – Покус решил пошутить над бароном Квадратом. Он притворился его другом и во время очередной встречи разделил его с угла на угол пополам! Квадрат испугался. Он не знал, что ему делать. Но вдруг раздался голос царицы Геометрии:
- Не бойся барон Квадрат. Новую фигуру с тремя углами и тремя сторонами я нареку графом треугольником, а ты как был бароном квадратом, так им и останешься. Царица Геометрия наказала Фокуса – Покуса за его злую шутку, но в тоже время была довольна тем, что в её стране появился новый житель.
«Полезный прямоугольник»
Прямоугольник все время завидовал Квадрату.
– Я такой неуклюжий, – жаловался он. – Если поднимусь во весь рост, то стану длинным и узким. А если лягу на бок, то буду низким и толстым.
– А ты всегда остаешься одинаковым, – продолжал он, обращаясь к Квадрату. – И стоя, и сидя, и лежа!
– Да уж, – с гордостью говорил важный Квадрат. – У меня все стороны равны. Не то, что у некоторых: то дылда-дылдой, а то блин-блином.
И Квадрат переворачивался с боку на бок, но его рост и ширина от этого не менялись.
А однажды случилось вот что. Один Человек заблудился в лесу. Он шел наугад сквозь чащу и встретился с Квадратом и Прямоугольником. Поскольку у Квадрата был очень важный вид, то Человек обратился за помощью именно к нему.
– Можно, я заберусь на вас и погляжу, где мой дом? – спросил он у Квадрата.
Человек залез сначала на одну сторону Квадрата. Но ничего не увидел, потому что ему мешали макушки деревьев.
Тогда Человек попросил Квадрат перевернуться и залез на другую сторону. Но, как известно, все стороны у Квадрата одинаковые. Поэтому и на сей раз Человек ничего не увидел из-за деревьев.
– Гражданин Квадрат! – взмолился Человек. – Помогите мне хотя бы через речку перебраться!
Квадрат подошел к речке и попытался дотянуться до другого берега. Но... плюх! Плюхнулся в воду.
– Может, я смогу помочь вам? – предложил Человеку скромный Прямоугольник.
Он встал во весь свой рост. Человек забрался на него и оказался выше деревьев.
Вдалеке он увидел свой дом и наконец понял, куда ему надо идти. Тогда Прямоугольник лег на бок и стал мостом.
Человек перебрался по Прямоугольнику через речку, помог ему подняться и, горячо поблагодарив, отправился домой.
А Квадрат, который сушился на берегу после вынужденного купания, сказал Прямоугольнику:
– Вы, оказывается, полезная фигура!
– Ну, что вы! – скромно улыбнулся Прямоугольник. – Просто мои стороны разной длины: две – длинные, а две – короткие. Иногда это бывает очень удобно.
«Треугольник и Квадрат»
Жил-был Треугольник. Хотя, по правде сказать, он не столько жил, сколько скучал. Вот так...
С ним по соседству скучал и Квадрат. После того, как ему не удалось помочь Человеку выбраться из леса, он уверовал в свою полную бесполезность. Теперь Квадрат валялся в каком-то овраге и чувствовал себя никому не нужным и ужасно одиноким. Вот таким...
Скучал он, скучал и решил послать письмо Треугольнику. «Дорогой Треугольник! Поодиночке мы ни на что не годимся, – писал он. – А вместе мы уже имеем смысл. Что вы об этом думаете?»
Треугольник ответил ему так: «Уважаемый Квадрат! От скуки я разучился думать. Поэтому почти ничего не думаю. Но мне кажется, что надо жить со смыслом».
И стали они жить со смыслом, то есть вместе. И что же получилось?
«Белочка и геометрические фигуры»
Наступила зима. Белочка нашла пустое дупло и решила жить в нем вместе с бельчатами. Но им было холодно в дупле, потому что оно было всегда открыто. В этом же лесу жили два мастера, фигуры Круг и Треугольник. Треугольник был злой и думал о себе, что он самый главный в лесу мастер, а Круг был добрый и веселый. Пошла белочка к фигурам и попросила их сделать для дупла двери. Треугольник сделал дверь треугольную, потому что считал, что самые лучшие двери – треугольные, а все остальные совсем никому не нужны. Поставила белочка треугольную дверь. Но она не закрывала дупло хорошо, так как оно было круглое. Ветер дул в щели, и бельчатам было холодно. Тогда белочка опять пошла к фигурам и попросила сделать другую дверь. Треугольник нахмурился и обиделся. А Круг сделал круглую дверь, которая подошла к дуплу, и всем было тепло. С тех пор Треугольник понял, что все фигуры важны.
Однажды Квадрат и Прямоугольник отправились на прогулку и попали в один двор. Там сидел мальчик и грустил. «Ты почему грустишь?» — спросил его Прямоугольник. «Просто у нас во дворе негде играть», — ответил мальчик.
И тогда Квадрат и Прямоугольник построили горку.
Мальчик обрадовался и стал кататься.
«Я понял! — сказал Прямоугольник. — Неважно, какой ты внешне, главное — быть кому-нибудь полезным!»
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Количество и счет
«Много», «столько, сколько»
По дорожке шли, шли
По дорожке шли, шли
(Дети шагают на месте.)
Много камешков нашли.
Присели (садятся),
собрали (встают).
Дальше пошли.
(Дети шагают на месте.)
Сели зайки
Сели зайки на пеньки,
Оттянули все носки,
(Сели, вытянули носки.)
Спины чуть прогнули
И лопатки все сомкнули.
(Прогнули спинки.)
Посмотрите на зайчат,
Как красиво все сидят
Руки в стороны подняли
(Руки в стороны.)
И наклоны делать стали.
(Наклоны, руки вперёд.)
Столько сделали наклонов,
Сколько на поляне клёнов,
Столько сделали хлопков,
(Хлопки пере собой.)
Сколько там росло цветков.)
Один
На одной ноге стоим
На одной ноге стоим,
Удержаться так хотим.
Ручки кверху поднимаем
И спокойно опускаем.
(Дети стоят на одной ноге, поднимают через стороны прямые руки, потом через стороны опускают и повторяют то же на другой ноге.)
На носочки встанем,
(Встать на носки, руки вверх.)
Потолок достанем.
(Потянуться, опуститься на всю стопу, руки вниз, спина прямая, сесть за парты или столики.)
Две лягушки
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет!
Косари
Тишина стоит вокруг,
Вышли косари на луг.
Взмах косой туда-сюда.
Делай «раз» и делай «два»
Буратино
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Лодочка
Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, –
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
Синим морем поплыву.
Пильщики
Мы сейчас бревно распилим:
Раз, два, раз, два
Будут на зиму дрова. 2 раза
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой,
Две руки за спину спрячем
И на двух ногах поскачем.
Ботинки
(Дети двигаться как самые настоящие ботинки)
Всюду, всюду мы вдвоем
Неразлучные идем.
Мы гуляем по лугам,
По зеленым берегам,
Вниз по лестнице сбегаем,
Вдоль по улице шагаем.
Но чуть вечер на порог,
Остаемся мы без ног,
А безногим – вот беда! –
Ни туда и ни сюда!
Что ж? Полезем под кровать,
Будем там тихонько спать, (спрятаться)
А когда вернутся ноги
(пауза, чтобы дети успели встать),
Вновь поскачем по дороге.
(снова побежать).
Ванька-Встанька
Отдых наш – физкультминутка.
Занимай свои места.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали –
Ванькой-Встанькой будто стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Две сороконожки,
две сороконожки
Бежали по дорожке.
Бежали, бежали
Друг друга повстречали.
Так друг друга обнимали,
Так друг друга обнимали,
Так друг друга обнимали,
Что едва их мы разняли.
Самолет
Руки ставим все вразлет:
Появился самолет.
Мах крылом туда-сюда,
Делай «раз» и делай «два».
Раз и два, раз и два!
Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите,
Раз и два, раз и два!
Опустили руки вниз,
И на место все садись!
Лентяй
Две руки хлопают
Две ноги топают,
Два локотка вращаются
Два глаза закрываются.
Мой дружок такой лентяй
(руки в стороны)
Только отдых подавай
(присесть, руки на голову)
Давай
Давай с тобой попрыгаем
И ножками подвигаем.
Раз прыжок и два прыжок,
Поактивнее, дружок.
(Прыжки на месте.)
Все, закончилась зарядка,
Мы пройдемся для порядка.
(Ходьба на месте.)
Остановимся и снова
Мы к занятиям готовы.
(Дети садятся за парты или столики.)
Сидели два медведя
Сидели два медведя
На тоненьком суку.
(Дети раскачиваются с ноги на ногу.)
Один читал газету,
(«Читают газету».)
Другой мешал муку.
(«Мешают муку».)
Раз ку-ку, два ку-ку –
Оба шлёпнулись в муку.
(Приседают и шлёпаются на пол на спину, болтают в воздухе руками и ногами.)
Две птички
Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились,
Все люди дивились.
(Дети изображают птичек, как они летели, садились, опять летели.)
Три
Дружно встали на разминку
И назад сгибаем спинку.
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Да не упади, смотри.
(Дети наклоняются назад, для страховки упираясь ладонями в поясницу)
Наклоняемся вперед.
Кто до пола достает?
Эту сложную работу
Тоже делаем по счету.
(Наклоны вперед)
Мельница
Наклоняемся вперед,
Руки в стороны.
Ветер дует, завывает,
Нашу мельницу вращает.
Раз, два, три, четыре –
Завертелась, закружилась.
(Наклон вперед, руки в стороны, правой рукой коснуться пола, левая рука назад в сторону; смена положения рук)
Раз, два, три!
Мы считали и устали,
Дружно все мы тихо встали.
Ручками похлопали, раз, два, три.
Ножками потопали, раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять считать начнем.
Выше руки! Шире плечи!
Раз, два, три! Дыши ровней!
От зарядки станешь крепче,
Станешь крепче и сильней!
Я иду и ты идешь,
Раз, два, три.
Я пою и ты поешь,
Раз, два, три.
Мы идем и мы поем,
Раз, два, три! по 2 раза
(Дети бегают, резвятся, а потом садятся на места)
Четыре
1,2 – стоит ракета, 3,4 – самолет.
1,2 – хлопок в ладоши,
а потом на каждый счет.
1,2,3,4 – руки выше, плечи шире.
1,2,3,4 – на месте походили.
Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом.
Левой раз, правой –два,
Посмотрите все на нас.
Веселые прыжки
Раз, два – стоит ракета.
Три, четыре – самолет.
Раз, два – хлопок в ладоши,
А потом на каждый счет.
Раз, два, три, четыре –
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре –
И на месте походили. 3 раза
Бабочки
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре,
Полетели, покружились.
Помощники
Дружно помогаем маме,
Мы белье полощем сами.
Раз, два, три, четыре –
Потянулись, наклонились,
Хорошо мы потрудились. 3 раза
Дружно помогаем маме,
Мы белье полощем сами.
Раз, два, три, четыре –
Потянулись, наклонились,
Хорошо мы потрудились
Раз, два – дружно встали