Из опыта работы
Выступления на педсоветах, методсоветах, совещаниях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приемы СДП на этапе закрепления материала.
Эпиграф: «Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят еще раз»
(античный афоризм)
Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его способностей, общеучебных умений.
Основная задача учителя - посредством учебных заданий создать условия, инициирующие деятельность обучающихся. Использование разнообразных эффективных приемов организации результативной образовательной деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Подведение обучающимися итогов каждого этапа урока, наличие обратной связи на каждом этапе урока. Это значит, что выполнение каждого учебного задания должно быть подвергнуто контролю учителя с целью обеспечения текущей коррекции процесса учения каждого обучающегося (а не только образовательного результата).
Этап урока
Закрепление изученного материала
Необходимо провести
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. (можно использовать приемы: Свои примеры, Ералаш, Верю - не верю, Своя опора и т.д.)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Коррекционная работа. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность)
Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
Затем организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий
на новый способ действия.
По результатам выполнения самостоятельной работы организовать опять выявление
и исправление допущенных ошибок.
Рефлексия учебной деятельности на уроке
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Самое главное необходимо использовать виды продуктивных заданий на отработку новых умений :
Формулирование вопросов по теме урока;
Создание опорного сигнала: схема, таблица, опорные слова;
Организовать рефлексию самооценкой, взаимооценкой, в которой может быть ребята зафиксируют свои неудачи. Работа учащихся с листами обратной связи позволяет учителю сразу выявить тех ребят, которым необходима помощь, и уже на следующем уроке оказать её.
Мы подготовили некоторые виды таких продуктивных заданий, с которыми мы вас сейчас познакомим.
Верю - не верю. Учитель зачитывает несколько утверждений по определенной теме (от 5 и более). Если ученик считает, что сказанное верно - отмечает знаком +, если - нет, то -. По окончании работы открывается "ключ", проверка может проходить коллективно, индивидуально или взаимопроверка. Перед началом такой работы можно оговорить условия: оценка зависит от количества верных ответов. Задание применяется на этапе рефлексии урока, как проверка домашнего задания.
Ералаш. Учащиеся работают с рисунком, на котором ошибочно подписаны некоторые элементы, учитывая западающие темы, и меняют надписи местами. Использование этого приема направлено на закрепление изучаемых признаков.
Будь судьей в споре. На уроке учитель создает ситуацию спора, особое внимание, уделяя умениям учащихся доказывать и обосновывать свои суждения. Столкновение различных точек зрения, в которых нужно разобраться, чтобы потом занять собственную позицию, стимулирует активный поиск доказательств, аргументов для отстаивания своей точки зрения. Это стимул для преодоления трудностей, для интенсивной мыслительной деятельности, для напряжения ума, для исследовательской активности. .Может быть использован при постановке проблемного вопроса в начале урока, а также при закреплении пройденного материала.
"Были и небылицы". Учитель даёт задание придумать быль или небылицу( это могут быть и простые факты, реальные или вымышленные) по теме(тема может быть любой) затем учащиеся читают вслух свою небылицу, а остальные пытаются отгадать правда это или нет и объяснить почему они так думают.
Своя опора Ученик составляет свой собственный опорный конспект по новому материалу (возможно и как закрепление по пройденным темам)
Повторяем с контролем Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу.
Свои примеры Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу.
Составление текста С одним и тем же термином или понятием так, чтобы остальные слова в этих предложениях ни разу не повторялись.
Починить цепочку Задание на определение и восстановление логической связи между написанными в определенном порядке словами и действиями (Пр.: поставьте правильно этапы работы с микроскопом)
Раздели на группы 1.Разделить организмы, процессы, понятия, характеристики.
2. провести классификацию определений, которые написаны на карточках
Уравнение 1. Решить смысловое уравнение с двумя неизвестными
2. составить смысловое уравнение по изучаемой теме.( __ - подсистема клетки, а организм - ____;
___ - пример паразитизма, а лишайник - _______.)
Восстанови текст 1.Заполнить «слепой» текст словами или числами
2. восстановить текст из перепутанных неполных фрагментов, данных в виде текстов на едином листе
3. восстановите текст из перепутанных неполных фрагментов, в виде текстов на разных карточках.
4. Восстанови правило, алгоритм, закон…… по набору перепутанных слов.
Немая схема Восстановить подписи к «немой» схеме процесса или подписать части объекта
Собери модель Собрать модель процесса, объекта из подручных материалов.
Мини – рассказ
1. Составь мини рассказ, используя термины из списка, а так же словосочетания «так как», «потому что», «следовательно», «если - то», прочитать и рассказать в классе
Составь 1.составь и проведи зоологическую или ботаническую экскурсию по карте, с использованием ПК
2. составить и оформить краткий путеводитель-справочник по природным ресурсам местности (с рисунками и / или фотографиями)
3. Собрать и оформить тематический сборник пословиц, поговорок, стихов, песен о представителях какого-либо класса животных или семейства растений.
Закончи предложение:…
Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Автор - А.Каменский. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.
Пример. На уроке истории в 5 классе при изучении темы "Религия Древней Греции" одной команде ("Жокеям") даются карточки с именами древнегреческих богов, другой - карточки с указанием, чему эти боги покровительствуют.
Формирует:
- умение описывать объект через имена и значения признаков;
- умение определять по заданным частям модели скрытые части;
- умение составлять внутренний план действий.
1-й ученик называет объект и его признак («у белки – падеж»);
2-й называет другой объект с тем же значением указанного признака и другой признак («у него – часть речи»);
3-й называет свой объект по аналогичному признаку и новый признак («я – количество слогов») и т. п., до тех пор, пока находится кто-то, способный продолжить цепочку.
Пример.
У: Объект – бабочка. Назовите любое имя признака. Внимание! Признак должен быть существенным, т. е. иметь только одно значение!
Д: Бабочка – место обитания.
У: Не принимается. Кто догадался, почему?
Д: Потому что на вопрос о месте обитания для бабочки можно дать несколько разных ответов. Одни живут в капусте, другие – на цветах иван-чая и т. п...
У: Согласна. Другие предложения? Напоминаю. Объект – бабочка.
Д(3): Бабочка – способ передвижения.
У: Принимается. Назовите объект с тем же значением признака.
Д: Другая бабочка.
У: :-)! Я прошу другой объект. Не бабочка, а тоже летает.
Д (1): Птица.
У: Теперь назовите другое имя признака для объекта «птица».
Д (1): Птица – форма челюсти.
Д (2): Такая же форма челюсти у некоторых динозавров (у них тоже клюв)... и т. д.
Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".
Пример.
- я научился составлять план текста
- я разобрался в такой-то теме
- я наконец-то запомнил, чем причастие отличается от деепричастия и т.д.
Прием для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература).Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану
Пример.
Может быть использован для создания характеристик:
- на литературном чтении – героев литературных произведений;
- на окружающем мире – полезных ископаемых, растения, животных, частей растений, систем организма;
- на математике – геометрических фигур, математических величин;
- на русском языке – частей речи, членов предложений, частей слова, лингв. терминов..
Приём «Хочу спросить»
Рефлексивный прием, способствующий организации эмоционального отклика на уроке..
Формирует:
- умение задавать вопросы;
- умению выражать свое эмоциональное отношение к ответу.
Ученик задает вопрос, начиная со слов «Хочу спросить…». На полученный ответ сообщает свое эмоциональное отношение: «Я удовлетворен….» или «Я неудовлетворен, потому что …»
Пример.
«Хочу спросить. В каких случаях логическая формула неверно описывает заданное выражение?» После ответа. «Я удовлетворен, так как понял, что в случае несоблюдения приоритета операций возможна ошибка».
Приём "Цветные поля".
Приём интерактивного обучения. Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик, выполняя письменную работу, отчёркивает поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысловую нагрузку: красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки», – обращается он к учителю, зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю», синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю», чёрный – «Не относитесь, пожалуйста, серьёзно к этой работе, я её делал в спешке» и так далее.
Пример. Применим на уроках русского языка таких как контрольный диктант с грамматическим заданием и работой над ошибками.
Приём “Развивающий канон”
Описание: Прием на развитие логического мышления. Даны три слова, первые два находятся в определенных отношениях. Найди четвертое слово, чтобы оно с третьим было в таких же отношениях.
Пример.
Слагаемое – сумма = множители - ? Круг – окружность = шар -? Береза – дерево = стихотворение - ? Песня – композитор = самолет - ? Прямоугольник – плоскость = куб - ?
Прием «Ручеек».
После того, как сформулирована тема урока, учащимся предлагается по очереди высказать, что они уже знают по этой теме.
Прием «Ассоциативное солнышко».
На доске учитель записывает ключевое слово изучаемой темы и вокруг в виде лучей – ассоциации, которые вызывает это слово у каждого учащегося.
Прием «Опиши меня…».
Найти в учебнике то место, где описывается объект, процесс, явление, представленные визуально: на картинке, в видеофрагменте или в презентации, или объект, рассматриваемый под микроскопом.
Прием «Паутина».
Восстановить текст из перепутанных неполных фрагментов, данных в виде предложений или словосочетаний на одной или разных карточках.
Прием «Забей гол!» или «Установи соответствие»
Предлагается две стопки карточек, в одной стопки термины, в другой их функции, или характеристика и т.д.
Необходимо выполнить задание на скорость: каждый мяч (термины) должен попасть в свои ворота (функции или характеристика).
Прием «Горячий стул».
Перед классом ставится стул, на него садится учащийся спиной к доске. Учитель или ученик на доске пишет слово, относящееся к теме урока. Класс с помощью наводящих слов, описывает это слово, не называя его. Чем больше подсказок, тем сильнее «нагревается» стул под учеником (образно).
Прием «Брей-ринг».
Учитель вызывает 2-3 учеников. Перед ними разложены перевернутые карточки, на которых записаны события или определения терминов. Дети должны написать на доске даты этих событий или соответствующий термин. Карточки берутся по одной. Победит тот, кто успеет за 1-2 минуты написать больше правильных ответов.
Прием может применяться при закреплении материала (понятий и определений), на повторительно-обобщающих уроках, в начале урока как разминка.
Прием «Кто быстрее?»
На доске нарисован объект, от него отходят стрелочки с цифрами. По краям доски написаны в два столбика те же цифры. Задача участников игры – добежать до доски, посмотреть на объект и записать под очередной цифрой название органоида, органа или любого другого элемента. Игра проводится по рядам.
Прием: «Лови ошибку»
Учитель предлагает информацию в которой ошибки.
Ребята ищут ошибки работая в группе, парах, индивидуально.
Предварительный просмотр:
"Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать,
так как мало таких, которые бы, научившись копировать,
умели сделать самостоятельное приложение этих сведений"
Л.Толстой.
Организация исследовательской деятельности школьников
Повышение качества образования и формирование у учащихся ключевых компетенций – важнейшая задача модернизации школьного образования, которая предполагает формирование активной самостоятельной позиции учащихся; развитие общеучебных умений и навыков, в первую очередь, исследовательских, рефлексивных, самооценочных.
Формирование исследовательских умений учащихся, организация исследовательского обучения в школе является одной из самых актуальных проблем, так как федеральный государственный образовательный стандарт предполагает формирование умения учеников самих получать ответы на поставленные вопросы. Выпускник должен уметь самостоятельно мыслить, видеть и творчески решать возникающие проблемы. Это условие получает особую актуальность в современном динамично развивающемся информационном пространстве. Но учащиеся не всегда могут ориентироваться в огромном потоке новой информации, выбирать из неё необходимые сведения, а затем продуктивно использовать их в своей работе. Решением создавшейся ситуации может быть активное включение в образовательный процесс исследовательской деятельности школьников.
Под учебно-исследовательской деятельностью школьников понимают деятельность, связанную с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением.
Из этимологии слово исследование означает извлечь нечто «из следа», т. е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно уже здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать, прогнозировать, делать выводы.
Специфика исследовательской деятельности школьника, в отличие от деятельности ученого, заключается в том, что ученик чаще всего осуществляет не весь цикл исследования, а выполняет лишь отдельные его элементы.
Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, которая использует в качестве главного средства учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством учителя.
Учебное исследование – образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности.
Назовем основные характеристики учебного исследования:
- выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность; или проблемная подача материала;
- развитие навыка формирования или выделения нескольких версий, гипотез в избранной проблеме, их адекватное формулирование;
- развитие навыка работы с разными версиями с помощью первоисточников (методики сбора материала, сравнения и др.);
- работа с первоисточниками при разработке версий;
- развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной.
Формы реализации исследовательской деятельности.
Среди форм организации исследовательской деятельности выделим следующие:
1. Проблемное ведение уроков базисного компонента учебного плана общеобразовательной школы по традиционным предметам. При этом реализуется проблемный подход к ведению урока: представление учителем различных точек зрения на заданную тему; организация дискуссии, в процессе которой происходит анализ представленных учителем первоисточников и высказываются различные мнения, которые затем формулируются в виде выводов. Можно организовать доклады учащихся по поставленным (в качестве домашних) заданиям (с написанием проблемно-реферативных работ), отражающим различные точки зрения на проблему.
2. Введение в сетку базисного компонента учебного плана специальных учебных предметов. Например, курс «методы научных исследований» в рамках которого дается методология исследовательской деятельности с иллюстрацией на конкретных задачах в рамках образовательных областей
3. Курсы в рамках школьного компонента – элективные курсы предпрофильного и профильного обучения в области различных естественных и гуманитарных наук, которые строятся на основе выполнения исследовательских проектов.
4. Программы дополнительного образования. Применение широкого спектра различных форм групповой и индивидуальной работы по дополнительным образовательным программам, фиксация результата как законченной исследовательской работы.
5. Применение исследовательского подхода при проведении экскурсий традиционного характера. Постановка индивидуальных исследовательских задач с фиксацией результата в виде отчетных творческих работ.
6. Реализация общешкольных проектов
7. Реализация походов и экспедиций как самостоятельных форм организации исследовательской деятельности и как элементов годового цикла проведения учебных исследований.
8. Проведение научно-практических конференций и конкурсов - форм презентации исследовательской деятельности.
9. Осуществление деятельности тематических клубов и молодежных объединений (юношеские научные общества, малые академии наук и др.).
Мы остановимся на исследовательской деятельности в рамках урока.
Цель современного образования - воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. Поэтому современные требования к уроку ставят перед учителем задачу планомерного развития личности путём включения в активную учебно-познавательную деятельность.
Четкая постановка познавательных задач урока, доказательное объяснение материала, четкая структура урока, использование в образовательном процессе разнообразных творческих заданий — все это является мощным средством развития познавательного интереса. Учащиеся при такой организации образовательного процесса переживают целый ряд положительных эмоций, которые способствуют поддержанию и развитию интереса к предмету.
Исследовательская деятельность, как и любая другая имеет свои «плюсы» и «минусы». Исследовательская деятельность вызывает устойчивый интерес к предмету, побуждает к поиску, позволяет глубже осмыслить и творчески переработать информацию, развивает аналитико-прогностического свойства личности, формирует ценностные качества личности, в процессе работы над исследованием привлекаются родители, что усиливает связь школы и семьи. К трудностям, связанным с организацией исследовательской деятельности отнесем низкую познавательную активность учащихся, недостаточную сформированность учебной мотивации, недостаточное оснащение школ экспериментальным и современным информационным оборудованием.
Рассмотрим некоторые виды исследовательской деятельности.
Экспериментально-исследовательская деятельность
Эксперимент позволяет поднять учащихся на более высокий уровень развития познавательного интереса, так как он связывает теорию с практикой, показывает применение теоретических знаний и необходимость их экспериментального подтверждения. Экспериментально-исследовательские задания – это такие задания, в которых на основе теоретического анализа ситуации возможно предсказание результатов исследования. Цель эксперимента - создание условий для развития исследовательского мышления и формирования навыков самостоятельной экспериментальной деятельности.
Формы организации учебных занятий, направленных на развитие у ребят самостоятельного экспериментирования, весьма разнообразны: творческий лабораторный практикум, творческие экспериментальные задания, домашние экспериментальные задания, индивидуальное учебное исследование, практикум по моделированию эксперимента. Эти формы организации учебных занятий реализуются через проблемно-поисковый, экспериментально-исследовательский и исследовательские методы обучения.
Проектно-исследовательская деятельность
Самой эффективной в плане формирования ключевых компетенций у учащихся является проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценку реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
Эксперимент, в данном случае, служит толчком для создания новых технологий обучения, например, метода проблемного подхода к изучению нового материала.
Исследовательские задания
В качестве основного средства организации исследовательской работы выступает система исследовательских заданий. Исследовательские задания – это предъявляемые учащимися задания, содержащие проблему, решение которой требует проведения теоретического анализа, применения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание.
К исследовательским заданиям относятся:
- познавательные задачи – специально подобранные учебные задачи, которые не должны быть надуманными, а должны быть как бы выхваченными из окружающей действительности. Одним из составляющих элементов организации познавательной деятельность на уроке является постановка и решение проблемы. Проблема - сложная познавательная задача, решение которой представляет существенный практический или теоретический интерес.
- творческие задачи могут носить форму загадки, могут быть составлены на основе необычного и интересного текста, содержать вопрос или задание.
- урок-исследование. Явление, изучение которого предусмотрено программой, предлагается для самостоятельного наблюдения под руководством учителя в ходе данного урока.
Ход урока-исследования можно представить в виде цепочки:
- обоснование темы;
- постановка целей и задач;
- определение объекта и предмета исследования;
- разработка гипотезы исследования;
- проведение исследования;
- результаты;
- оценка полученных результатов и выводы.
- конструкторская работа. Из всего многообразия видов работ, развивающих самостоятельность учащихся, можно выделить конструкторскую работу, в которой заложены широкие возможности формирования умения думать, использовать свои теоретические знания, вести исследования, работать с материалом исследования и справочной литературой.
- урок-семинар - это следующая ступенька в обучении, которая целиком базируется на содержании учебного материала предыдущих занятий.
При развитии исследовательской деятельности учащихся основными задачами педагога становятся:
- актуализация исследовательской потребности ученика;
- вовлечение в поисковую деятельность;
- поиск средств, активизирующий процесс познания;
- помощь в выработке индивидуальной стратегии познания;
- содействие в осознании исследования как отражении познавательной потребности;
- доведение ученика до результативности в деятельности;
- создание условий, стимулирующих познавательную активность.
Любая исследовательская работа состоит из нескольких этапов:
- 1 этап(инициирующий) фаза проектирования
- 2 этап (основополагающий)
- 3 этап (прагматический) технологическая фаза
- 4 этап (заключительный)
- 5 этап (итоговый) рефлексивная фаза
1 этап (инициирующий)
- Учитель формулирую проблему, ситуацию, цель, задачи.
- Учащиеся вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач.
2 этап (основополагающий)
- Учитель предлагает: организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность.
Учитель знакомит с различными формами презентации результатов.
- Учащиеся анализируют проблему, разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов.
3 этап (прагматический)
- Учитель консультирует, ненавязчиво контролирует.
- Учащиеся работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию, “добывают” недостающие знания, готовят презентацию результатов.
4 этап (заключительный)
- Учитель обобщает результаты, подводит итоги, оценивает умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат.
- Учащиеся защищают проект, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её результативности.
5 этап (итоговый)
- Представление готового продукта. Рефлексия выполненной работы.
Выступление учителей:
Исследовательская деятельность
младших школьников как средство их интеллектуального и творческого развития
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках физики
Физика – наука экспериментальная и организация исследовательской деятельности учащихся при ее изучении позволяет повысить интерес к физической науке, сделать её занимательной и полезной. Важно дать понять школьнику, что физика – это не страшно, физика – это интересно.
Исследовательская деятельность учащихся многогранна, потому её можно организовать на любом этапе изучения физики. При изучении теории; решении задач; проведении демонстрационного эксперимента; выполнении лабораторных работ.
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии.
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках математики.
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы.
Подписи к слайдам:
"... будет бессмысленно либо несправедливо говорить, что у людей нет способности к какой-то деятельности, если у них никогда не было возможности попрактиковаться или хотя бы попробовать себя в ней..." Дж . Равен
Исследование означает извлечь нечто «из следа», т. е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам.
Учебное исследование – образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности. Основные характеристики учебного исследования : выделение в учебном материале проблемных точек выделения нескольких версий, гипотез работы с разными версиями на основе анализа работа с первоисточниками анализ и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной.
Формы реализации исследовательской деятельности. Проблемное ведение уроков Введение в сетку базисного компонента учебного плана специальных учебных предметов . Элективные курсы в области различных естественных и гуманитарных наук которые строятся на основе исследовательских проектов. Программы дополнительного образования. Реализация общешкольных проектов. Реализация походов и экспедиций; проведение научно-практических конференций и конкурсов; деятельность тематических клубов и молодежных объединений
Исследовательская деятельность устойчивый интерес к предмету побуждает к поиску позволяет глубже осмыслить и творчески переработать информацию развивает аналитико-прогностического свойства личности развитивает личность по индивидуальной образовательной траектории усиливает связь школы и семьи
Экспериментально-исследовательская деятельность: Эксперимент позволяет поднять учащихся на более высокий уровень развития познавательного интереса , так как он связывает теорию с практикой. Цель эксперимента - создание условий для развития исследовательского мышления и формирования навыков самостоятельной экспериментальной деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность: Самая эффективная в плане формирования ключевых компетенций у учащихся, т.к. это деятельность по проектированию собственного исследования.
Исследовательские задания: познавательные задачи , которые не должны быть надуманными, а должны быть как бы выхваченными из окружающей действительности . творческие задачи могут носить форму загадки, могут быть составлены на основе необычного и интересного текста, содержать какой-то вопрос… урок-исследование изучение явления, предусмотренного программой, для самостоятельного наблюдения под руководством учителя. конструкторская работа урок-семинар
Задачи педагога: актуализация исследовательской потребности ученика вовлечение в поисковую деятельность поиск средств, активизирующий процесс познания помощь в выработке индивидуальной стратегии познания содействие в осознании исследования как отражении познавательной потребности доведение ученика до результативности в деятельности создание условий, стимулирующих познавательную активность.
Этапы исследовательской деятельности: 1 этап(инициирующий) фаза 2 этап (основополагающий) проектирования 3 этап (прагматический) технологическая фаза 4 этап (заключительный) 5 этап (итоговый) рефлексивная фаза
Предварительный просмотр:
Исследовательские приемы на уроках математики:
- Изучение темы теорема Пифагора 8 класс:
Мотивационный прием:
а) «Велосипедист и пешеход отправились одновременно из одного населённого пункта в противоположных направлениях. Пешеход пошёл на восток со скоростью 5 км/ч, а велосипедист поехал на запад со скоростью 12 км/ч. Какое расстояние будет между ними через час?» Ученики без труда отвечают -17 км.
б) «Велосипедист и пешеход отправились одновременно из одного населённого пункта в разных направлениях. Пешеход пошёл на юг со скоростью 5 км/ч, а велосипедист поехал на запад со скоростью 12 км/ч. Какое расстояние будет между ними через час?» Можем ли мы ответить на этот вопрос?
Проблема, мы не знаем как связать катеты и гипотенузу прямоугольного треугольника. Для решения этой проблемы можно организовать практическую работу исследовательского характера, предложив учащимся задание по рядам: построить прямоугольные треугольники с катетами 12 и 5; 6 и 8; 8 и 15 см и измерить гипотенузу. Результаты заносятся в таблицу.
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд | |
Катет a | 12 | 6 | 8 |
Катет b | 5 | 8 | 15 |
Гипотенуза с | 13 | 10 | 17 |
Далее ребята формулируют предположительно теорему, связывающую стороны треугольника, сверяются с первоисточником, затем доказывается эта теорема: теоретическое подтверждение. В качестве домашнего задания по этой теме можно предложить исследовательскую работу со следующей мотивирующей задачей: «Кто же на самом деле открыл теорему Пифагор? Почему она долгое время называлась «теоремой невесты»? ( у арабов это была ассоциация чертежа с пчелкой – бабочкой) Существуют ли другие доказательства теоремы? Цель этой исследовательской работы – научить учеников использовать дополнительную литературу, применять Интернет в собственной образовательной деятельности.
- Сумма углов треугольника
В качестве проблемы можно предложить такой вопрос: «В каком треугольнике, по вашему мнению, сумма внутренних углов больше - в остроугольном, прямоугольном или тупоугольном?» Как это можно проверить? Практика показывает, что почти в каждом классе найдутся несколько человек, которые, зная, что тупой угол всегда больше острого, по аналогии скажут, что сумма внутренних углов тупоугольного треугольника больше, чем остроугольного. Далее им предлагается на практике проверить свое утверждение. Дети предлагают измерить углы треугольников, затем найти сумму углов каждого из треугольников, сравнить результаты и сделать вывод:
1 группа
Дано:
∟ДСВ = 37°
СД║ ВА
∆АСВ прямоуг.
2 группа
∆ АВС равноб.
АВ основ.
∟В = 50°; ∟С=80°
ДЕ ║ ВС
Найти:
Углы ∆ АДЕ
3 группа: Измерить углы треугольника транспортиром.
Создание проблемной ситуации. Случайно ли сумма углов треугольников оказалась равной 180° или этим свойством обладает любой треугольник? Используя бумажные модели треугольников, продемонстрируйте, как можно использовать Практическая работа 1. Отрывание 2 углов модели треугольника и прикладывание к третьей вершине. Какой вывод можно сделать?
Практическая работа 2. Путем перегибания соберем углы треугольника в одну точку. Можно ли предложенные способы назвать строго научным?
Затем можно доказать, чтобы подтвердить этот факт.
- Длина окружности. 6 класс
Проблемный вопрос: Вы знаете, что длину отрезка можно измерить с помощью линейки. А как измерить длину окружности, если сама окружность – кривая линия?
Практическая работа.
Цель: определить зависимость между длиной окружности и её диаметром.
Оборудование: круг, веревка, карандаш.
Ход работы.
1. Проведите окружность и измерьте диаметр.
Запишите d=…
2. Измерьте при помощи веревки длину окружности.
Запишите С=…
3. Разделите длину окружности на диаметр
(С: d) и округлите до целых, до десятых, до сотых
Запишите С : d …
Вывод: длина окружности больше своего диаметра в….
Удобно ли измерять таким образом длину окружности?
Далее работа с первоисточником, вывод формулы.
Сложение и вычитание десятичных дробей 5 класс.
Токарю нужно выточить деталь состоящую из 2 частей: 15,7 см и 13,2 см Найдите длину заготовки?
15,7 см 13,2 см
Проблема: мы не знаем правило сложения дробей. Что сделать?
Кто – то из ребят предложит: нужно перевести в мм, сложить, затем перевести наза в см.
Вывод:
Проверим правильность формулировки по учебнику.
Предварительный просмотр:
ИКТ компетенции в образовательном процессе.
В требованиях к результатам освоения ООП ключевую позицию занимает сформированность ИКТ-компетенций обучающихся как основы, инструмента и средства формирования ключевых навыков: самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации.
ИКТ - компетентность – это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, обработки и последующего применения в различных ситуациях, которая необходима для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества.
ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной школе, дает возможность расширения уровня индивидуализации обучения, пробуждая у учащихся стремление к углубленному изучению учебного материала, развитию творческих способностей учащихся, а также является важнейшим условием повышения качества образования.
Сегодня мы не мыслим себя в рамках урока и во внеурочной деятельности без ИКТ технологий и применяем их на разных этапах урока, для решения различных задач.
Для стимулирования учащихся к творческой деятельности мы предлагаем создание одним учеником или группой учеников мультимедийной презентации, по определенной теме; презентации по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов.
Используем аудиовизуальные возможности компьютера, применяем логически завершенную подборку слайдов по определенной теме в рамках урока, используем возможности ЦОР портала Российского образования. Я думаю возможностями портала edu.ru пользуются многие, из – за низкой скорости интернета мы можем выходит на него во время урока, но материалы могут скачиваться заранее: это и видеоматериалы, проверочные срезы, тесты, упражнения для устного тренажа, практические задания т.д. Все материалы хорошего качества.
Это электронные приложения к учебникам, которые содержат тренажеры, исторические факты, справочные материалы, интерактивные модели, различные анимации и конечно же материалы для контроля. Пусть они не всегда приходят с учебниками в школу, но их можно приобрести самим.
Возможности ИКТ технологий огромны.
Но мы сегодня хотели бы остановиться на возможностях мобильного класса, которые мы не используем. Ведь все, что я сказала выше можно каждому ребенку самостоятельно проделать на уроке на индивидуальном компьютере.
Мы приготовили на каждом компьютере папочку ФГОС ШМО, которую можем каждому учителю подарить и эти материалы вы можете использовать на своих уроках. Это подборка онлайн тестов по каждому предмету. Мы сейчас выйдем на образовательный портал, интернет позволяет это сделать. И представим, что мы ученики 5 класса на уроке биологии. Мы с вами изучили тему ………… Давайте проверим себя. Оцените свои результаты, дайте самооценку. Кто выполнил задание от 85% и выше поставьте «5», 70% - 85% «4»; 55% - 70% «3», ниже.
И мы предлагаем ссылку на сайт Российская электронная школа. Общедоступный сайт для детей, родителей, учителей который позволит учащимся прослушать лекции, получить дополнительный материал, проверить свои знания и т.д. Он еще заполняется материалами, но уже найти что – то для себя и показать детям можно. Его можно рекомендовать для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.Ссылка на сайт: http://resh.edu.ru
Ну, а теперь для чего мы все это делаем, это для качественной подготовки детей. Для того, чтобы наши ученики сдали хорошо экзамены. Я сейчас дам несколько ссылок на сайты:
Незнайка
О сайте:
Ресурс для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по всем предметам. Есть возможность сдавать тесты или тренировать задания по темам.
Фишка сайта:
Возможность совершенно бесплатно отправить письменное задание по любому предмету на проверку экспертам сайта.
Ссылка на сайт:
ЕГЭ и ОГЭ подготовка к экзаменам (Ctege)
О сайте:
Ресурс для подготовки к экзаменам по всем предметам, включающий в себя демо - версии ЕГЭ и ОГЭ, КИМы, материалы экзаменов, видеоуроки и
библиотеку книг по подготовке.
Фишка сайта:
По отдельной ссылке можно скачать так называемые шпаргалки, которые представляют собой всю необходимую для самостоятельной работы теорию, а также таблицы, схемы и формулы в компактной подаче.
Ссылка на сайт:
Решу ОГЭ или решу ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Фишка сайта:
Решить тест в онлайн, тут же получить результат, просмотреть свои ошибки и выполнить р.н.о., решить подобные задания. На сайте есть подборка тематических заданий, в соответствии с тестами представленными на экзамене.
Сегодня каждый учитель пересматривает методику обучения, пытается найти приемы и средства, позволяющие формировать и развивать УУД у обучающихся. А методически грамотное использование ИКТ дает возможность выйти на развитие продуктивных мыслительных операций.
Предварительный просмотр:
Урок № 45 Транспортир. Измерение углов
Тип урока: Комбинированный урок
Цели предметные: познакомить учащихся с понятием развёрнутого угла, единицей измерения угла, сформировать представление о процессе измерения величины угла, научить измерять углы с помощью транспортира.
Личностные: вызвать интерес к изучению темы и желание применить приобретённые знания и умения.
Метапредметные: формировать умение определять понятия, искать им обоснования, создавать обобщения, делать выводы, самостоятельно выбирать способы действия. Умение работать в паре, самостоятельно.
Планируемые результаты: учащийся научится измерять углы с помощью транспортира.
Основные понятия Развёрнутый угол, единичный угол, градус, транспортир, измерение углов.
Ресурсы: м/м, карточки, учебник, рабочая тетрадь.
Организация пространства: ф, п, и
7´ м/м 15´ м/м ф п | Орг. Момент
Устно: Найти частное чисел 27 и 9; 120 и 60; разность 100 и 28; произведение 25 и 4; 123 и 3; Задайте вопрос с другим способом действия. Устно № 1 стр. 81 Вспомним: Что мы изучали на прошлом уроке? Найди ошибку и объясни. С/Р рабочая тетрадь № 118: № 119; № 120; № 122; № 123 Физминутка
Стихотворение: Чтоб нарисовать углы, Мы его иметь должны. А, для измеренья их Устройства лучше не найти. Всем углам он командир- Помощник верный………. Поставьте задачу, над которой будем работать. Проанализируйте рисунок и скажите, на каком рисунке пара лучей задает угол? Почему? Объясните. . На что похож этот угол? Давайте узнаем, как называется угол, стороны которого образуют прямую? Где найдем ответ на вопрос? Углы как и отрезки можно измерять. Чем измеряют отрезки? Единица измерения отрезка? А углы? За единицу измерения угла берут единичный угол. Его получили разделив развернутый угол на 180 частей.
Развернутый угол равен 180º Работа в парах, будем друг другу помогать Раздаточный материал: измерить углы и записать их величины в тетрадь. 4. Рефлексия учебной деятельности на уроке:
| Из д/з: разбор № 293
Измерять углы. Работа с учебником транспортиром Работа в парах Д/З: п. 12 в. 1, 2, 3. № 300 ; № 295 (инд.) |
Предварительный просмотр:
ШМО «Интеграл»
Наша задача показать, как можно преобразовать и интерпретировать информацию взятую из различных источников.
Сл. 2
- Мы должны ребят научить структурировать текст
- Разделить текст на смысловые абзацы.
- Выделить пунктами моменты, на которых нужно акцентировать внимание.
- Добавить иллюстрации и другую подходящую графику.
- Озаглавить разделы и подразделы.
- подвести итог: сжато повторить основную мысль.
Сл.3
- Должны научить преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому.
Пример: это краткая запись задачи в виде схем, таблиц, графов, кругов Эйлера и т.д.
Сл. 4 Это представление задачи в виде схемы, используя которую ребята учатся преобразовывать графическую информацию в словесную.
Сл. 5 Чтение графиков позволяет дать анализ ситуации изображенной на рисунке, что дает возможность показать практическое применение науки на практике или наоборот преобразовать ситуацию по словесному описанию в графическую.
Сл. 6 Преобразование информации и занесение данных в таблицу, которая поможет классифицировать по определенным признакам и сделать эту информацию обозримой и удобной для применения .
Сл. 7
- Ребята должны научиться интерпретировать текст:
а) сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера
б) обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов
в) делать выводы из сформулированных посылок
г) выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста
Предложения в проект решения:
- Всем учителям в рамках каждого урока повышать общую осведомленность учащихся, связывая научную проблему с жизнью общества, тем самым активизировать познавательный интерес к изучению предмета.
- Добиваться чтобы ребята давали развернутые ответы, с анализом ситуации и опираясь на собственные примеры из реальной действительности.
Сейчас мы будем выполнять работу в группах:
1 группа Будет структурировать текст. Разбить на смысловые абзацы, озаглавить, при необходимости сделать рисунки, чертежи.
Отношения организмов в сообществе.
В природном сообществе организмы разных видов вступают в самые различные взаимодействия друг с другом. Благодаря этому естественные сообщества длительно и устойчиво существуют. В лесу или на лугу дольше света получают те растения, которые выше. Стремясь к свету, растения вступают друг с другом в соревнование: кто быстрее вырастет и окажется в условиях лучшего освещения. Животные тоже соревнуются за один вид пищи, убежища, места обитания. Такой тип отношений, при котором организмы соревнуются за обладание одними и теми же ресурсами, называется конкуренцией. В полях между сорными и культурными растениями происходит конкуренция за свет. Влагу и минеральные вещества. Выпалывая сорные растения, человек помогает культурным растениям одерживать победу в конкуренции. Если поля и огороды не пропалывать, они зарастают, и урожаи резко падают. Острые загнутые клюв и когти, клыки, отличное зрение, стремительный полет, и быстрый бег помогают хищникам схватить свою жертву. Жертвы тоже обдают огромным арсеналом приспособлений, позволяющих уберечься от хищников: зайцы путают следы, утки затаиваются среди водной растительности, многие животные шипят, раздуваются, принимают устрашающие позы. Таким образом, у хищников и жертв формируются взаимные приспособления, которые поддерживают необходимое сообществу равновесие численности организмов обоих видов. Паразиты используют другой организм как среду обитания в течение длительного времени. Они приносят вред организму хозяина, ослабляя его. Иногда паразитические бактерии, грибы, животные приводят организм хозяина к гибели. Отношения паразит-хозяин регулируют численность видов в сообществе. А личинки кровососущих насекомых – паразитов являются важным пищевым звеном в пищевой цепи. В процессе длительного существования в одном сообществе складываются также и взаимовыгодные отношения. Они возникают между растениями и животными, растениями и грибами, растениями, животными и микроорганизмами. На шерсти ленивца могут селиться некоторые виды зеленых водорослей. Водоросли используют шерсть этого животного как среду обитания. А шерсть ленивца, благодаря водорослям, приобретает зеленоватую окраску, и среди листвы он становится незаметным для хищников.
2 группа Преобразует текстовую информацию в табличную.
Во время каникул веселые человечки отправились путешествовать на разных видах транспорта. Незнайка проплыл 50 км на пароходе, проехал 40 км на поезде и пролетел 100 км на самолете. Поэт Цветик проплыл на пароходе 100 км и проехал на поезде 20 км. Торопыжка пролетел на самолете 200 км и проехал поездом 10 км. Доктор Медуница проехала на поезде 30 км и проплыла на пароходе 60 км.
Зачем это нужно?
Текст лучше обозрим, с информацией в таблице легче работать, проводить анализ данных, можно ответить и на вопросы сравнения, увидеть общую информацию, развивает логическое мышление,
3 группа Займется описанием изменения температуры в течении суток по представленному графику.
Опишите изменение температуры в течении суток.
Что это дает?
(Социализирует, дает общую осведомленность, связь с реальными явлениями в природе, развивает метапредметные результаты. Учит анализировать ситуацию, обобщать и делать выводы.)
4 группа будет работать с новостью и проанализирует чрезвычайную ситуацию в г. Челябинске.
Новости
- Как передает Life News, 1 сентября 2011 года на железнодорожном вокзале Челябинска произошло ЧП, в одном из вагонов самовоспламенились восемь банок с бромом. Горение до сих пор не удалось потушить. Подпись под фото «Так горит бром в Челябинске».
- Более 200 человек обратились за медицинской помощью после утечки брома в вагоне грузового поезда в Челябинске, из них госпитализировано 46 человек, в том числе двое детей и трое ликвидаторов аварии, сообщила РИА Новости пресс-секретарь городского управления здравоохранения Лариса Березина.
- Министр радиационной и экологической безопасности Челябинской области Александр Галичин заявил: «Утечка брома в вагоне грузового состава не может отрицательно повлиять на здоровье местных жителей. Категорийность ситуации — техническая, о чрезвычайном происшествии речи не идёт. Бром может повлиять на самочувствие, но не на здоровье людей, он применяется медикаментозно для успокоения, не в таких количествах, конечно».
1. сформулируйте тезисы к новостям (1, 2, 3). Тезис из 2-3 слов, обязательно термин «бром».
2. найдите в тексте доводы в подтверждение или опровержение выдвинутых тезисов.
3. сравните противоречивую информацию, заключённую в тексте и объясните эти противоречия.
4. ответить на вопрос: «с какими симптомами обращались люди в больницу?»
Зачем это нужно делать на уроке?
(Дает общую осведомленность, связь с жизнью, умения находить противоречия в поступающей информации, развитие кругозора, и т.д.
Устанавливать причинно следственные связи и логически рассуждать.)
Предварительный просмотр:
5 шагов успешной деятельности педагога.
Я сегодня буду говорить о простых шагах учителя, которым я не изменяю на протяжении долгих лет педагогической деятельности, которые мне дают хорошие образовательные результаты.
- Шаг: Устный счет – гимнастика ума, залог успешности ребенка
Учить считать необходимо потому что это развивает память,
пространственное воображение, тренирует мозг, дает гибкость и безошибочность вычислительных операций(приемов), сокращает время выполнения задания. О пользе устного счета можно говорить много. Самое главное навыки устного счета нужно развивать с начальных классов. Мы конечно это делать начинаем в 5 классе. За 2 года мы должны заложить приемы устного счета, чтобы ребята в дальнейшем могли ими пользоваться. 5 – 6 класс устную разминку делаем в начале урока обязательно. К концу 6 класса устно считаем практически все, за исключением больших многозначных чисел. Очень важно выработать у учащихся умение считать, грамотно выполнять, согласно математическому закону или правилу вычисления. Сознательное, быстрое и безошибочное выполнение действий над числами ведет к хорошим результатам в математике и в старших классах. Низкий уровень вычислительных навыков затрудняет усвоение некоторых разделов курса математики в средней школе. Без прочных умений и навыков в области вычислений изучение математики усложняется.
Я учу ребят быстрым и безошибочным приемам вычислений, которые не требуют длительных временных затрат.
Я добиваюсь, чтобы в 5 классе ребята знали наизусть степени числа 2 (до 10 степени), 3(до 6 степени), 5(до 4 степени) и числа 10. Они чаще всего встречаются в различных выражениях. Знать круглые числа 100 = 25*4; 1000 = 125 * 8; 10 = 5 * 2(100 = 50 * 2) и т. д. Как только знакомимся с дробями мы запоминаем ½; ¼; 1/8; ¾; Зная это ученик уже видит ½ = 0,5; ¼ = 0,25; 1/8 = 0,125; ¾ = 0,75; 1 = 1,5 = ; 2,5 = ; 1, 25 = 1 = ; 2,75 = 2 =
0,25 * 3,6; 6,4 * 0,5; 2,4 * 2,5; 6,4 * 1,25 = 6,4 * = 8; 16 * 2,75 = 16 * = 44
0,64 * 25 = 0,64 * 100 : 4 0,064 * 125 = 0,064 * 1000 : 8 =
64 : 25 = 64 * 4 : 100; 135 : 50 = 135 * 2 : 100= ;
215 : 125 = 215 * 8 : 1000 = 1720 : 1000 = 1, 72
- 64а8х11· (- 0,25а2х9)
Появились % ¼ = 0,25 = 25 %; ½ = 0,5 = 50%; ¾ = 0,75 = 75%; 1/8 = 12,5%
Если это отрабатывать в системе, записи делаются только на первых порах, а потом уже глазками сокращаем (как я говорю). Вот оно развитие пространственного воображения, ребята представляют себе это перед глазами и делают устно.
Что мы видим в ОГЭ = = = = = = 3,125
= = 0,45; = = = = 1,25; = = = 0,4
Можно решить и другим способом = : = · = 0,4
Ребят можно спросить, как проще? Показать затраченное время.
Мы знаем, из-за большого количества вычислительных ошибок, из-за низкой вычислительной культуры, результаты экзаменов слабые. Поэтому над культурой вычислений нужно работать.
1) Вызывает интерес к математике, дисциплинирует, экономит время
2) Развивает память, быстроту реакции, внимание, пространственное воображение, наблюдательность, смекалку.
3) Воспитывает умение сосредоточиться, наблюдательность, настойчивость, доводить дело до конца.
4) Помогает проявлять творческую инициативу, вырабатывает потребность к самоконтролю.
5) Повышает вычислительную культуру и тем самым хороший образовательный результат
- Шаг: Развитие математической речи, позволяет запускать мыслительные операции.
Новый стандарт основного общего образования выделяет речь как необходимый компонент всех учебных действий. Развитие культуры речи является важным компонентом стратегических целей математического образования. Развитие математической речи возможно лишь в единстве с развитием мышления и овладением математическим языком в процессе учебной математической деятельности школьника. Критерии развития математической речи школьников состоят в следующем: содержательность, поскольку основной функцией математической речи является передача информации; осознанность, осмысленность речи, показывающая, насколько ученик понимает то, о чём говорит; доказательность, логичность высказываний; владение математическим языком.
Методика развития математической речи школьников опирается на основные положения системно - деятельностного подхода. Особое значение имеет начальный этап в усвоении знаний – уроки изучения нового, поскольку на них ученик знакомится с новыми для него элементами математического языка, получает первый опыт речевой математической деятельности, осознает и усваивает ее специфику.
Поэтому ничего не нужно давать в готовом виде, нужно поставить проблему, чтобы ребята сами дошли до истины. Психологи считают, если при изучении нового установлено соответствие нового знания с личным опытом ученика, то процесс запоминания проходит легко. Основным средством развития математической речи и в целом речевого мышления, включения ученика в речевую деятельность являются специальным образом подготовленные учителем задания, вопросы, упражнения и т.д.
Ребята математически грамотно будут излагать любую проблему и ее решать, если они владеют терминологией, знают правила, формулы (их формулировки, а не набор знаков). На каждом уроке должна быть работа с теорией, потому что это формирует математический язык, что в последствии становится инструментом для достижения различных задач.
Приемы могут быть различными: 1. эффект незаконченного предложения (начинать может как учитель, так и ученик, а продолжает другой). 2. Вопрос – ответ (игра в мяч); 3. Найди ошибку и исправь (заранее в формулировку закладывается ошибка, ребята исправляют, формулировки можно брать из тестов к ОГЭ, что позволяет готовится к экзамену с 7 класса); 4. Для этой работы можно использовать работу в парах (которую можно проводить на каждом уроке, в отличии групповой работы). Расскажи соседу по парте формулировку теоремы, доказательство, расскажи правило.
Поставка учебной задачи (цели), которую формулируют дети, анализ результатов работы на различных этапах урока, рефлексия в конце урока, все это развивает речь.
- Можно предложить ребятам составьте рассказ о дробях, о пропорции, о
видах уравнений иногда мне нравится ставить проблему так: я новый ученик класса объясните мне тему урока, чтобы я все поняла. Эту работу начинает один ученик, затем дополняют остальные. Такая коллективная работа способствует активному формированию речевых навыков, возникновению ситуации коллективного взаимодействия.
Я сейчас покажу несколько подходов к изучению нового понятия и работу ребят на установление закономерности.
5 кл. сложение и вычитание десятичных дробей;
После разогрева учащихся, настроя на математический лад. Перед ребятами ставится задача:
Токарю нужно выточить деталь, которая будет состоять из 2 частей: 15,7 см и 13,2 см. Какова длина детали?
Ребята говорят, что нужно сложить, но мы не умеем складывать десятичные дроби. Что делать? Обязательно в классе найдутся ребята, которые предложат выразить в мм, кто-то предложит выразить в обыкновенных дробях
1 сп. 15 + 13 = 18 = 28,9 см
2 сп. 157 мм + 132 мм = 289 мм = 28, 9
15,7 см + 13,2см = 18,9 см
Как бы вы сформулировали правило сложения десятичных дробей?
9,4 – 7,3 = 1,1 + 3,13 = 5 + 1,2 =
И выводим постепенно алгоритм:
Не обязательно сразу давать учащимся определение в законченной форме или отправлять к оригиналу, полезна деятельность школьников по отысканию правильной формулировки, ее уточнению, отбрасыванию лишних слов. А затем, когда работа проведена, можно отправится к оригиналу.
Работу по выработке навыков подведения под определение необходимо тоже проводить системно, если это возможно.
В 6 кл. + и – дробей с разными знаменателями ребята выводят без труда;
Они уже владеют навыком сложения дробей с одинаковыми знаменателями.
Организовать устную работу на повторение сложения с одинаковым знаменателем, Сформулируйте правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
Что делать, если знаменатели разные?
+ =
Предлагают различные знаменатели, можно все решить, но потом спросив, с каким знаменателем работалось легче? Почему? И подвести к правилу, что знаменатель должен быть наименьший. Чем является это знаменатель для чисел 4 и 20?
в 6 классе легко сами выводят признаки делимости на 2; 5 и 10; сами выводят и формулируют правило. главное правильно организовать работу.
6 класс вывод формулы длины окружности (практическая работа)
7 кл. действия со степенями;
Формулы действия со степенями ребята выводят сами, это им дается без труда.
(ав)3 = ававав = а3в3 ; (ху)5 = хухухухуху = х5у5
Правило выводят без труда
(х3)3 = х3х3х3 = х9; (а4)4 =
Вывод делают, проговаривают, сверяются с оригиналом и конечно такая работа приносит только положительный эффект и практическом и эмоциональном значении.
7 кл. сумма углов треугольника; Класс делится на 4 группы: 4 задачи вычислить углы треугольника (см. приложение)
Сделать вывод:
Сформулировать тему урока
В любом ли треугольнике сумма углов = 180°?
И можно предложить доказать этот факт. После такой проделанной работы трудностей не будет.
Такая работа проделанная самими ребятами конечно запомнится лучше, чем дать в готовом виде.
При изучении ФСУ в 7 классе ребята без труда выводят сами формулу квадрата суммы и разности двух выражений, прочитывают ее, а запоминают ее, когда прокомментируют ее при выполнении заданий на отработку, за урок можно попросить прокомментировать каждого. На следующем уроке подобрать задания с ошибками, чтобы ребята увидели не правильное применение правила (а не формулы). И ребята уже пользуются этой формулировкой в дальнейшем.
(а + в)2 = ( а + в)(а + в) =
Много раз наблюдала в старших классах (3х + 4)2, ребята возводят каждый в квадрат, как только прочитывают, тут же вспоминают формулу. Поэтому с 5 класса учу ребят читать буквенные выражения, называя компоненты.
2а + в; (а + в)3;
Вся работа должна быть направлена на развитие речи, ребята должны говорить, вслух рассуждать, проводить анализ задания, поправлять друг друга, делать выводы, а не молча работать с текстом. От математической речи напрямую зависит математическая грамотность. Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Способность рассуждать логически и убедительно формулировать аргументы – это навык приобретается благодаря теоретической базе, которую ученик накапливает. И если эта база сформирована, то проблем для решения математических задач не возникает
- Шаг: Урок начинать от ученика
В начале урока необходимо осуществить обратную связь с учеником по
выполненному д/з, может быть самим заранее спрогнозировать трудности, которые могли возникнуть дома и еще раз отработать, проверить через документ камеру работу любого ученика и разобрать ошибки; Когда мы такую работу делаем в системе ребята не боятся задавать вопросы, которые у них возникают дома, а может быть и готовят их для разбора на уроке; Не нужно боятся потерянного времени, пусть урок пойдет не по плану, но благодаря этой ежедневной работе не копятся пробелы в знаниях, а это в математике очень важно. Ну а дальше подвести учащихся к восприятию новых умений и навыков, так чтобы они сами сформулировали эту задачу. И по возможности решали эту задачу вместе с учителем. Каким должно быть начало урока? Конечно интригующим и запоминающимся. Главная задача – создать благоприятную обстановку в классе, вызвать у учащихся интерес к изучению материала, удержать их внимание. Существует множество приемов, которые позволяют начать урок оригинально и красиво. Эти приемы помогут активизировать работу на уроке и создать благоприятную среду для усвоения новых знаний.
- Применение стихов-настроев; 2) Помогите сказочному герою;
3) Математические загадки и ребусы; 4) Продолжи рассказ; 5) Проблемный вопрос или проблемная ситуация и т.д.
- Шаг: Иметь постоянную обратную связь
Все проверочные и «срезовые» работы проверять после выполнения работы, на следующий день нулевой эффект. Обычно закончив работу, ребятам я задаю вопрос, нужно ли проверить какое - либо задание, были ли трудности, «…что проверим?». Затем можно проверить работу, по готовым ответа, форм проверки очень много. Частичная проверка отдельных заданий тоже дает результат. Рефлексировать нужно каждый урок.
- Шаг: Не оставлять ни одну ошибку без внимания
Выполнение работы над ошибками – необходимость для успешной учебной деятельности. Необходимо знать природу ошибки.
После проверки д/з, к/р, с/р обязательный разбор, анализ ошибок. Это может составлена устная работа из ошибок, с проговариванием всех правил или обязательное выполнение работы над ошибками. При проверке заданий я обязательно акцентирую внимание на ошибку: либо прописываю ход действий сама, либо выношу ее в конец работы, для того, чтобы ребенок поработал с ней, либо добиваюсь, чтобы была дома выполнена работа над ошибками, если их много. Потому что не зная природы ошибки невозможно от нее избавиться. Ребята должны работать над своими ошибками, иначе от них не избавиться.
Вот такие я думаю прописные истины если в системе выполнять, то вы будете получать хорошие результаты ваших ребят, а значит и удовольствие от своей работы.
Приложение:
Задания к уроку в 7 классе: Сумма углов треугольника
1.∆АСВ прямоугольный; ∟С = 90°; ∟ДСВ = 37°; СД║ ВА. Найти углы ∆АСВ.
Вычислить сумму углов.
А
В
С
Д
2. ∆ АВС равнобедренный, АВ основание; ∟В = 50°; ∟С=80°; ДЕ ║ ВС
Найти углы ∆АДЕ. Вычислите сумму углов.
3. Построить треугольник АВС в тетради и измерить его углы транспортиром. Вычислите сумму углов
4 группе дается треугольник, вырезанный из бумаги и предлагается сложить углы.