Систематичность организации и результативность внеурочной деятельности

Компанеец Екатерина Анатольевна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ

        

Принята на заседании НМС

протокол от 30.05. 2020 г № 05

Утверждена приказом от 01.06. 2020 г

№ 115

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Юные инспекторы движения»

4 классы

Разработчик: Компанеец Екатерина Анатольевна,

учитель начальных классов

2020

  1. Пояснительная записка.

 

        Рабочая программа внеурочной деятельности «Юные инспекторы движения» для учащихся 4б класса, разработана с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р;
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»;
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1578 «Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  6. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 января 2016 года № 01/476-16-24 «О внедрении санитарных норм и правил»;
  7. Профессиональный стандарт педагога. Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н
  8. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В.И. Блинов, И.С. Сергеев (и др.) – М., Федеральный институт развития образования;
  9. Письмо МОиН РФ от 19.02.2016 № 07-719 «О подготовке к введению ФГОС ОВЗ» (вместе с «Методическими материалами по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования слепых и слабовидящих обучающихся»);
  10. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  11. Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
  12. Основная образовательная программа начального общего образования автономного муниципального общеобразовательного учреждения Гимназия города Лабытнанги;

        Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создает объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети.

        Это происходит потому, что учащиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий нарушений.

        Донести эти знания до детей, выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения для самосохранения - в этом и состоит задача внеурочной деятельности «ЮИД».

        Общение с сотрудниками ГИБДД, беседы и игры на данную тему в непринужденной обстановке производит на детей более сильное впечатление, чем традиционный урок. В атмосфере общего творчества все усваивается намного легче, поэтому, полезно устраивать конкурсы рисунков, сочинений, проблемные ситуации.

Конкурсы шоу – программ по агитации дорожно-транспортной безопасности дают возможность детям проявить свои творческие способности. Умение донести до других информацию, которую ты знаешь в творческой форме, не такое уж легкое дело, а главное интересное.

        Соревнования по фигурному вождению велосипеда с соблюдением правил дорожного движения дают возможность проявить себя на практике. В том случае, когда учащийся чувствует себя водителем, отвечающим за положение на проезжей части дороги, помогает сознательней оценивать поведение пешехода и быть более требовательным к себе. Причем, знание основ медицинских знаний и умение оказывать первую медицинскую помощь в аварийной ситуации помогает учащимся уверенней чувствовать себя в жизни.

        В конце курса дать возможность детям проверить свои знания и умения на соревнованиях «Безопасное колесо» является лучшей проверкой работы.

Главные принципы:

1. Использование наглядных пособий, ИКТ и всех средств наглядности.

2. Предполагает постепенное усложнение материала.

3. Добровольность участия в данном виде деятельности.

4. Активность и творческий подход к проведению мероприятий.

5. Доброжелательная и непринужденная обстановка работы.

Цель:

Охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий используя различные формы деятельности.

Задачи:

1. Закрепление полученных знаний по ПДД учащимися и углубление их.

2. Выработка навыков поведения на улице, дороге, перекрестках через решение проблемных ситуаций, игровые моменты, пропаганду безопасности движения.

3. Обучение грамотным действиям в непредвиденных чрезвычайных ситуациях на дороге.

4. Практическое закрепление знаний и умений по правилам вождения велосипеда на специально отведенной площадке.

5. Воспитание ответственного образцового участника дорожного движения, активного агитатора безопасности дорожного движения.

6. Сотрудничество с работниками ГИБДД в практической деятельности.

Место внеурочной деятельности в Учебном плане Гимназии г. Лабытнанги

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юных инспекторов движения» для учащихся 4б класса рассчитана  на 34 часа учебного времени, в Учебном плане Гимназии г. Лабытнанги на 2020–2021 учебный год на данный курс предусмотрено 1 час в неделю. При реализации программы используется электронное обучение.

Программа «Юных инспекторов движения» входит во внеурочную деятельность по направлению социальное  развитие личности, которая позволит учащимся повысить уровень культуры.

II. Основные методы, используемые для реализации программы внеурочной деятельности «Юных инспекторов движения»

 В обучении – практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод.

 В воспитании – (по Г.И. Щукиной) – методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.

 

 Программа «ЮИД» относится к социально-педагогической направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.

 

 Работа  «ЮИД» основывается на различных видах деятельности:

- Создание уголка безопасности дорожного движения;

- Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;

- Встречи и беседы с инспектором ГИБДД;

- Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике;

- Проведение практических занятий по вождению велосипеда;

- Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности;

- Проведение игр, конкурсов, соревнований.

 

Основные формы деятельности кружка по данной программе: обучение, применение знаний на практике через практические занятия, соревнования,

игры, практическая работа по проведению пропаганды безопасности дорожного движения через конкурсы, викторины, шоу-программы.

 

 В работе кружка участвуют учащиеся 4 класса. Создается актив детей для оказания помощи изучения ПДД во всех классах начального  звена через агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования.

Занятия проводятся 2 раза в неделю

III. Содержание  занятий внеурочной деятельности «Юных инспекторов движения»

34 часа

Раздел I.

Введение  (2 часа).

Теория.

Знакомство. Цели, задачи ЮИД. Организационные вопросы (структура отряда, положение, обязанности). Светоотражающие элементы.

Практика.

Рейд «Фликер». Выступление «Фликер – наш друг».

Раздел  II

История правил дорожного движения (2 часа).

Теория.

История Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках.

Практика.

Подготовка и проведении экскурсия для первоклассников «Дорожные знаки. Светофор».

Раздел III

Изучение правил дорожного движения (10 часов).

Теория.

Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и  пассажиров. Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий.

ПДД для пешеходов – правостороннее движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки.

ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя.

ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние  велосипеда, движение групп велосипедистов. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Тормозной и остановочный пути.

Дорожные знаки и их группы: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, сервиса, приоритета, дополнительной информации.   Значение отдельных дорожных знаков.

 Практика.

Решение задач, карточек по ПДД. Знаки регулировщика. Подготовка и участие в конкурсе по правилам дорожного движения.

Раздел IV

Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи (6 часов).

Теория.

 Первая медицинская помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель  ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое.

 Раны, их виды, оказание первой помощи.

 Вывихи и оказание первой медицинской помощи.

 Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи.

 Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.

 Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи.

 Виды повязок и способы их наложения.

 Обморок, оказание помощи.

 Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах.

 Оказание первой медицинской помощи при сотрясении мозга.

 Транспортировка пострадавшего, иммобилизация.

 Обморожение. Оказание первой помощи.

 Сердечный приступ, первая помощь.

Практика.

Встречи с медицинским работником  по практическим вопросам.

Наложение  различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе.

Транспортировка пострадавшего.

Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания.

Раздел  V

Фигурное вождение велосипеда (7 часов).

Теория.

Изучение схемы расположения препятствий в автогородке. Изучение каждого препятствия отдельно.

Препятствия:

- змейка;

- восьмерка;

- качели;

- перестановка предмета

- слалом;

- рельсы «Желоб»;

- ворота с подвижными стойками;

- скачок;

- коридор из коротких досок.

Практика.

Прохождение отдельных препятствий на велосипеде. Автогородок.

Раздел  VI

Вопросы страхования (2 часа).

Теория.

Понятие «страхование», «страхователь», «страховой случай», «страховщик».

Виды, формы, отрасли страхования. Крупные страховые компании. Страховой полис. Договор по страхованию. Страхование от несчастных случаев. Страхование автогражданской ответственности.

Практика.

Решение билетов для закрепления полученных знаний.

Раздел  VII

Традиционно-массовые мероприятия (5 часов).

Практика.

Подготовка и проведение соревнования «Безопасное колесо».

Сочинение сказок по ПДД.

Экскурсия «Дорожные знаки на улицах нашего города».

Викторина «ПДД и каникулы».

Акция «Письмо водителю».

Критериями выполнения программы служат: активность участия детей в пропаганде, в конкурсах, в мероприятиях данной направленности, проявление творчества, самостоятельности.

IV. Тематическое планирование внеурочной деятельности «Юные инспекторы движения» для 4 классов.

№ п\п

Тема занятия

Теория

Практика

Введение 2 ч.

1

Знакомство. Цели и задачи ЮИД. Организационные вопросы (структура отряда, положение, обязанности).Светоотражающие элементы.

1.09

2

Рейд «Фликер».

8.09

История правил дорожного движения (2 часа).

3

История Правил дорожного движения.Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках.

15.09

4

Подготовка и проведении экскурсия для первоклассников «Дорожные знаки. Светофор».

22.09

Изучение правил дорожного движения 10 ч.

5

Правила дорожного движения в России. Общие положения.Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и  пассажиров.

29.09

6

Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий.

6.10

7

Решение задач, карточек по ПДД.

13.10

8

ПДД для пешеходов – правостороннее движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги.Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн.

20.10

9

Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки регулировщика.

27.10

10

Дорожные знаки и их группы: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, сервиса, приоритета, дополнительной информации.   Значение отдельных дорожных знаков.

3.11

11

ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя.

10.11

12

ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние  велосипеда, движение групп велосипедистов. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств.

17.11

13

Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Тормозной и остановочный пути.

24.11

14

Подготовка и участие в конкурсе по ПДД.

1.12

Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи 6 ч.

15

Первая медицинская помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель  ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое.Раны, их виды. Виды кровотечения. Вывихи и переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.

8.12

16

Ожоги, степени ожогов. Обморожение. Оказание первой помощи. Виды повязок и способы их наложения.Обморок, оказание помощи. Сердечный приступ, первая помощь.

15.12

17

Оказание первой помощи при кровотечении. Наложение  различных видов повязок.

22.12

18

Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах.Оказание первой медицинской помощи при сотрясении мозга.Транспортировка пострадавшего, иммобилизация.

12.01

19

Транспортировка пострадавшего.

19.01

20

Встреча с медицинским работником  по практическим вопросам.Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе.Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания.

26.01

Фигурное вождение велосипеда 7 ч.

21

Изучение схемы расположения препятствий в автогородке.

2.02

22

Изучение препятствия «змейка», «восьмерка».

9.02

23

Изучение препятствия «змейка», «качели».

16.02

24

Изучение препятствия «перестановка предмета», «слалом», «желоб».

2.03

25

Изучение препятствия «ворота с подвижными стойками».

9.03

26

Изучение препятствия «скачок», «коридор из коротких досок».

16.03

27

Прохождение отдельных препятствий на велосипеде. Автогородок.

30.03

Вопросы страхования 2 ч.

28

Понятие «страхование», «страхователь», «страховой случай», «страховщик».

Виды, формы, отрасли страхования. Крупные страховые компании. Страховой полис. Договор по страхованию. Страхование от несчастных случаев. Страхование автогражданской ответственности.

6.04

29

Решение билетов для закрепления полученных знаний.

13.04

Традиционно-массовые мероприятия 5ч.

30

Подготовка и проведение соревнования «Безопасное колесо».

20.04

31

Сочинение сказок по ПДД.

27.04

32

Викторина «ПДД и каникулы».

4.05

33

Экскурсия «Дорожные знаки на улицах нашего города».

11.05

34

Акция «Письмо водителю».

18.05

Итого:

34 ч

V. Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности «Юных инспекторов движения»

Личностные результаты

К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

·Самостоятельность в принятии правильного решения;

· Убежденность и активность в пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;

· Внимательность и вежливость во взаимоотношениях участников дорожного движения;

· Здоровый образ жизни и навык самостоятельного физического совершенствования.

·Основная часть работы кружка полагается на подготовку детей к соревнованиям «Безопасное колесо».

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

-поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные универсальные учебные действия:

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

-выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

-подведение под понятие;

-установление причинно-следственных связей;

-построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

-выслушивание собеседника и ведение диалога;

-признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

В результате усвоения данного материала учащиеся должны:

знать:

·правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;

·серии дорожных знаков и их представителей;

·способы оказания первой медицинской помощи;

·техническое устройство велосипеда.

уметь:

·работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;

·работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога детства»;

·читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;

·оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;

·управлять велосипедом.

иметь навыки:

·дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;

·взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;

·участия в конкурсах, соревнованиях.

·активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.

VI. Оснащенность внеурочной деятельности  «Юного инспектора движения».

 

Деятельность  «ЮИД» строится по методике коллективной творческой деятельности (КТД). 

В практической работе по реализации программы можно использовать следующие формы деятельности:

1.  Викторина «Олимпиада автоэрудитов (по истории ПДД).

 2. Создание ситуации выбора ( разбор дорожно-транспортных происшествий).

3. Уроки творчества (составление викторин, сочинение писем водителю, стихов по ПДД, рисование рисунков, плакатов, выступление с агитбригадами)

4. Соревнования, состязания (по вождению велосипеда, по оказанию первой медицинской помощи пострадавшему в ДТП).

5. Час вопросов и ответов (встречи с инспектором ГИБДД, медсестрой, работа в группах).

6. Викторины, конкурсы, кроссворды.

7. Игра «Да – нет» (при проверке знаний по правилам ДД).

8. Проведение «минуток» по профилактике несчастных случаев на дороге в группе, в своих классах.

 9. Составление схемы «Безопасный маршрут Дом – школа – дом» в начальных классах.

10. Различные методические разработки игр, мероприятий, конкурсов, викторин по ПДД.

 

Занятия проводятся в кабинете.

Техническое оснащение:

- компьютер с экраном и проектором;

- магнитофон;

- плакаты по ПДД;

- препятствия из автогородка.

Методическое:

-рисунки ребят с конкурсов по ПДД.

-разработки проведения различных игр, конкурсов, викторин, театрализованных представлений

- программа по изучению правил дорожного движения в школе.

- методические рекомендации по организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

-   методические пособия для изучения ПДД по программе.

- видеоматериалы для проведения пропаганды изучения ПДД в начальных классах.

Список литературы.

 

1. Авдеева Н.Н , Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность на улицах и дорогах, 1997г.

2. Атлас медицинских знаний

3.Бабина Р.П. О чем говорит дорожный алфавит. Мет. Пособие. М: Издательство АСТ-ЛТД, 1997г.

4. Бабина Р.П. Безопасность на улицах и дорогах. Мет. пособие 1-4 кл. М: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997г.

5. Бабина Р.П. Увлекательное дорожное путешествие. Учебное пособие для учащихся начальной школы, 1997.

6. Бабина Р.П. Советы Дяди Степы, 4 кл.,1997.

7. Бабина Р.П. Уроки Светофорика, 2 кл.,1997.

8. Газета «Добрая дорога детства» 2005,2006,2008г.

9. Извекова Н.А. Правила дорожного движения. Учебное пособие для 3 кл., М: Просвещение, 1975г.

10. Инструкции лицам, работающим с детьми и обеспечивающим безопасность на дороге.2004г.

11 Косой Ю.М. Про дороги и про улицы, 1986г.

12. Кузьмина Т.А., Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, Волгоград, Издательство «Учитель», 2007.

13. Методические рекомендации по организации работы по безопасности дорожного движения в школе, 2004.

14.Программа по изучению ПДД «Правила дорожного движения 1-9 классы»

15.Правила дорожного движения Российской Федерации, М: Эксмо, 2007.