Шестиклассникам
К книге надо относиться как к жизни. Её надо читать собственными глазами... Выискивать в ней точное знание. И идти от книги к книге... Литература открывает мир! В.Б. Шкловский
Вот ты уже в шестом классе, дорогой мой ученик! Работать теперь тебе придётся побольше: ты стал старше на целый год. Тебе предстоит проникнуть в художественный мир новых интересных произведений. Это особый мир. Он может быть похожим на тот, что тебя окружает, а может во всём отличаться от него. Ты научишься быть не просто наблюдателем, а участником описываемых событий. А помогут тебе в этом изобразительно-выразительные средства, которые автор использует для создания своего произведения. Поэтому главное при чтении - внимательно вслушиваться в речь повествователя, стараться почувствовать смысл каждого слова. И тогда ты сможешь преодолеть любые трудности. В добрый час!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum_-_sochinyaem_stihi.docx | 22.31 КБ |
analiz_stihotvoreniya_pushkina.docx | 19.54 КБ |
Предварительный просмотр:
25.10.2016
Творческий практикум: сочиняем стихи
I. Сначала повторим некоторые теоретические понятия и закрепим свои знания на практике.
- Вспомните, что называется рифмой.
Придумайте как можно больше рифм к словам: луна, дом, весна, аромат, поток, родник, ручей, он, это, с тобой, темно, смело, тайком, блестит, темнеет, погас.
Постарайтесь подобрать не только имена существительные, но и другие части речи. Найденные вами слова могут быть в другой форме и могут иметь другое количество слогов.
- Вспомните, что такое ритм. Попытайтесь восстановить стихотворение, помня о необходимости закономерного чередования ударных и безударных слогов. Для этого вставьте на месте пропусков недостающие слова (выберите их из предложенных в скобках):
В тот год …(пасмурная, осенняя, неприятная) погода
…(Была, установилась, стояла) долго на дворе,
Зимы …(снежной, желала, ждала) ждала природа.
Снег …(пошёл, выпал, повалил) только в январе
На третье в ночь. …(Встав, пробудившись, проснувшись) рано,
…(Утром, с радостью, в окно) увидела Татьяна
Поутру …(заснеженный, побелевший, изменившийся) двор,
Куртины, …(дома, кровли, крыльцо) и забор.
На стёклах …(красивые, причудливые, легкие) узоры,
Деревья …(в блестящем, в зимнем, в пушистом) серебре,
Сорок …(шустрых, смешных, весёлых) на дворе
И мягко …(застеленные, покрытые, устланные) горы
…(Зимы, зимним, пышным) блистательным ковром.
Всё …(сверкает, светло, ярко), всё бело кругом.
- Вспомните, что такое стопа, размер стиха. Поставьте ударения во всех словах стихотворных строк. Нарисуйте схему стихов, обозначив безударные слоги дужкой ( ﮟ ), а ударные – чёрточкой с ударением ( ̶ʹ ). Каким метром написаны эти стихи?
Край ты мой, родимый край,
Конский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле! (А.К. Толстой)
С моста идёт дорога в гору.
А на горе – какая грусть! –
Лежат развалины собора,
Как будто спит былая Русь. (Н. Рубцов)
II. А теперь попробуем сочинять стихи.
- Найдите рифмующиеся слова, запишите эти рифмы:
прибой, грудь, луна, печаль, песком, прочь, покой, отдохнуть, полна, даль, морском, ночь.
- Придумайте стихотворные строчки с понравившимися рифмами: сначала двустишия, затем четверостишия. Помните о ритме и стихотворном размере.
- Попробуйте сочинить строфы с разными способами рифмовки (парная, перекрёстная, кольцевая рифма).
- Предположим, что все приведённые рифмы из одного стихотворения. Определите по рифмам его тему и попробуйте сочинить стихотворение из трёх строф.
Предварительный просмотр:
26.11.2016
Анализ стихотворения А.С. Пушкина
«Зимняя дорога» или «Зимнее утро»
(Для анализа выберите любое из двух стихотворений)
- Определите тему стихотворения. Выпишите слова, благодаря которым вы определили тему (опорные слова).
- Каким настроением проникнуто стихотворение? Подтвердите свою мысль конкретными примерами из текста.
- Произведите анализ изобразительных средств, выпишите (при их наличии в стихотворении):
Эпитеты –
Сравнения –
Олицетворения –
Метафоры -
- Произведите анализ строфы:
- сколько строф в стихотворении?
- из скольких стихов состоит строфа?
- выпишите рифмующиеся слова из любой строфы;
- определите вид рифмы (парная, перекрёстная или кольцевая) и способ рифмовки (простая или сложная)
- Обозначьте ударные и безударные слоги и нарисуйте схему их чередования (на примере одной строфы).
- Определите размер стопы: двухсложная или трёхсложная.