Пятиклассникам
Книги открывают перед человеком неведомые миры. Д. Гершель
Книги — лучшие друзья. К ним можно обращаться во все трудные минуты жизни. Они никогда не изменят. А. Доде
Дорогой пятиклассник! С этого года ты изучаешь новый предмет - Литературу. В начальной школе ты учился читать, а теперь тебе предстоит увлекательное путешествие в мир величайшего достижения человечества - в мир литературы. Ты познакомишься с замечательными произведениями русских и зарубежных писателей, сможешь погрузиться в удивительный мир книги. Но это не всё. Ты познакомишься с секретами писательского мастерства и можешь попробовать самостоятельно создавать различные тексты. На этой страничке ты будешь находить полезные для работы материалы, советы, рекомендации. Успехов тебе!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_po_poslovitse.docx | 16.88 КБ |
samostoyatelnoe_chtenie_v_5_klasse.docx | 14.96 КБ |
sochinenie_po_skazke_andersena_snezhnaya_koroleva.docx | 19.4 КБ |
rabota_nad_rasskazom_i.s._turgeneva_mumu.docx | 20.37 КБ |
razmyshlyaem_nad_rasskazom_i.s._turgeneva_mumu_sochinenie.docx | 17.91 КБ |
spisok_literatury_dlya_6_klassa.docx | 20.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Как написать сочинение по пословице или поговорке.
- Прежде чем приступить к написанию сочинения, следует собрать материал для него.
- Просмотри все предложенные пословицы и поговорки и попробуй объяснить их смысл. (За помощью можно обратиться к литературным источникам или Интернет-ресурсам).
- Попробуй вспомнить ситуации из своего жизненного опыта (из опыта своей семьи, своих друзей и родных), где было бы уместно применить эти пословицы и поговорки.
- Выбери для своего сочинения пословицу, которая соответствует наиболее интересной ситуации из тех, что ты вспомнил.
- Найди в литературных источниках или в Интернете историю происхождения выбранной пословицы.
- Материал собран – теперь приступай к написанию сочинения по плану (сначала в черновике):
- Вступление. История происхождения пословицы.
- Основная часть.
А) Толкование пословицы в том значении, в котором она употребляется в нашей речи.
Б) Изложение случая (жизненной ситуации), к которому применима эта пословица.
- Заключение. Вывод – краткий ответ на вопрос, почему здесь уместна данная пословица или поговорка.
- При оформлении записей в сочинении следуй приведённым ниже рекомендациям.
Заглавие: Текст выбранной пословицы
(сочинение по пословице)
Начало сочинения (вступления): Каково происхождение пословицы: «Текст»?
или:
Первоначальный смысл выражения: «Текст пословицы» - заключается в следующем (следует понимать так).
(Далее излагается история возникновения пословицы)
Начало основной части: Когда мы вспоминаем эту пословицу?
или:
Что же означает эта пословица сегодня?
или:
Смысл пословицы заключается в том, что…
Переход к изложению ситуации: Мне удалось убедиться в справедливости этой народной мудрости на собственном примере (на примере моей семьи, друга и т.д.)
или:
В моей жизни был такой случай (такая ситуация)…
Заключение: Этот случай помог мне убедиться в справедливости пословицы:
«Текст пословицы»
или:
Так я смог (смогла) понять, что …(текст пословицы)
или:
Это был тот случай (та ситуация), когда говорят: …(текст пословицы)
- Прежде чем переписывать сочинение набело, проверь, чтобы оно соответствовало данным рекомендациям. Вспомни известные тебе правила правописания слов и проверь написанное. А после того, как перепишешь в беловик, проверь ещё раз.
Желаю удачи!
Предварительный просмотр:
26.10.15
Список книг для самостоятельного чтения в 5 классе.
- Н.А.Кун «Легенды и мифы Древней Греции».
- Русские народные сказки: «Бой на Калиновом мосту», «Каша из топора», «Солнце, Месяц и Ворон Воронович» и др.
- Сказки народов мира.
- А.Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители».
- В.Ф. Одоевский. «Городок в табакерке».
- В.М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».
- А.М. Волков. «Волшебник Изумрудного города».
- Л.И. Лагин. «Старик Хоттабыч».
- Ю.К. Олеша. «Три толстяка».
- Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени».
- А.С. Некрасов. «Приключения Барона Врунгеля».
- Х.К. Андерсен. «Русалочка», «Гадкий утенок», «Соловей», «Новое платье короля», «Истинная правда», «Штопальная игла».
- Сказки Ш. Перро.
- Сказки братьев Гримм.
- Р. Киплинг. «Маугли».
- Л. Кэррол. «Алиса в стране чудес».
- В. Гауф. «Маленький Мук», «Карлик Нос».
- О. Уайльд. «Звёздный мальчик».
- Д.Лондон. «Белый клык».
- О.Генри. «Вождь краснокожих».
- Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик».
- Л.Н. Андреев. «Петька на даче», «Ангелочек».
- А.И. Куприн. «Тапер», «Ю-Ю», «Грачи».
- К.М. Станюкович. «Максимка», «Побег» и другие рассказы (в издании для детей).
- Ю.П.Казаков. «Арктур - гончий пес».
Предварительный просмотр:
10.12.2015г.
Рекомендации к сочинению на тему «Противостояние добра и зла»
по сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева»
Сегодня ты, дорогой пятиклассник, пишешь своё первое сочинение по литературному произведению. Тебе предстоит сложная работа. В течение нескольких уроков мы собирали материал, составляли план, а теперь тебе надо применить все знания, полученные в ходе подготовки к сочинению, и оформить свои мысли в виде связного текста.
Внимательно прочти мои рекомендации и постарайся следовать им в своей работе.
- Во вступлении поразмышляй о добре и зле, независимо от сказки Андерсена. Примерные вопросы для рассуждения:
- что такое добро и что такое зло?
- какие жизненные явления, человеческие качества можно отнести к категории добра, а какие – к категории зла?
- каковы отношения между добром и злом в жизни?
- какие проявления добра и зла ты увидел в сказке Андерсена «Снежная королева»?
Переход к основной части – «мостик» - ответ на вопрос: какие герои сказки являются носителями добра и зла?
Варианты формулировки «мостика»: а) носителем добра в сказке является (имя героя или героини), а носителем зла – (имя героя или героини); или б) Андерсен показывает противостояние добра и зла на образах (имена героев); или в) в сказке Андерсена добро воплощается в образе (имя героя), а зло – в образе (имя героя) и т.п.
Для написания вступления обращайся к материалам уроков МРиСЭ и к записям о добре и зле на уроках литературы.
Объём вступления – 3-5 предложений.
- В основной части следует рассказать и поразмышлять о поединке Герды и Снежной королевы. Обязательно используй материалы текста, собранные на уроках литературы (записи в тетради, примеры в заданиях 6,12 на стр. 166 учебника).
Примерный план
- Причины конфликта между волшебницей и девочкой (очень кратко).
- Какими автор изобразил Снежную королеву и Герду?
- внешность персонажей;
- цели и поступки каждой героини (кратко);
- какие черты характера Снежной королевы и Герды раскрываются в их поступках?
- как автор относится к героиням и выражает своё отношение к ним (показать на конкретных примерах из текста)?
- Чем заканчивается поединок Герды и Снежной королевы? (очень кратко).
При написании основной части не увлекайся пересказом, «всматривайся» в каждое слово текстового материала и, хорошо подумав, делай выводы.
Каждую новую мысль начинай излагать с красной строки.
- В заключении надо сделать вывод. Построй рассуждение, опираясь на следующие вопросы:
- Почему маленькой девочке удалось победить всемогущую волшебницу?
- Чем завершилось противостояние добра и зла в сказке?
- Чему учит сказка Х.К. Андерсена?
Удачи тебе, мой ученик!
Предварительный просмотр:
29.01.2016
И.С. Тургенев. «Муму» (Работа с текстом)
Вы прочитали рассказ И.С. Тургенева. Конечно же, каждый из вас испытал чувство жалости к Муму. А как вы отнеслись к поступку Герасима? Наверное, неоднозначно. Вам предстоит дать оценку всем событиям, о которых рассказывает автор, а также персонажам. Прежде чем сделать выводы, давайте попробуем проанализировать прочитанное. Отвечая на предложенные вопросы, анализируйте текстовый материал в соответствии с указанными страницами учебника.
- Анализ образа Герасима
Гл. 1
- Каков внешний облик Герасима? Какие эпитеты и сравнения использует автор при описании внешности и характера героя? – стр. 25
- Как характеризует Герасима описание его каморки? – стр. 27
- Как перенёс Герасим переселение в город? Какими изобразительными средствами показаны его переживания? – стр. 26
- Как Герасим относится к работе? – стр. 26
- Как сложились взаимоотношения Герасима с окружающими? - стр.2
- Что можно сказать о характере героя? – стр. 26-27
Гл. 2
- Как в поведении Герасима проявилась его любовь к Татьяне?
- Какие черты характера проявляются в его отношении к Татьяне? – стр. 29-30, 36-37
Гл. 3
- Как характеризует Герасима его дружба с Муму?– стр. 37-38
Гл.4, 5
- Какие переживания вызывает у Герасима исчезновение Муму? Как воспринимает он её возвращение? – стр. 43-44.
- Что значила Муму в жизни Герасима?
Гл. 6
- Потеря Муму – это горе для Герасима? – стр. 49-51
- Почему он сам вызвался уничтожить собачку?
Гл.7
- Почему Герасим, выполнив приказ барыни, ушёл от неё в деревню?
- Какие чувства владеют Герасимом, когда он возвращается домой? Как переданы его ощущения в описании природы? – стр. 52-53
- Если Герасим всё равно ушёл, то почему он не взял Муму с собой?
- Каким показан герой в родной деревне? - стр. 53,54
Сравните описание Герасима в первой и последней главах и ответьте на вопросы: изменился ли герой, если изменился, то как? Чем это можно объяснить?
- Анализ образа барыни
Гл.1
- Как Тургенев изображает барыню и что рассказывает о её жизни? – стр. 25
Гл.2
- Как характеризует барыню её отношение к крепостным? – стр.28.
Гл.4
- Почему барыня названа «причудливой старухой»?
- Какие черты характера барыни раскрываются в её отношении к Муму? – стр. 39, 40-42
Гл. 5, 7
- Как барыня восприняла возвращение Муму? – стр.45-46
- Смирилась ли она с уходом Герасима? Почему? – стр. 53-54
Отвечая на вопросы, помните, что любое ваше мнение должно быть аргументировано, т.е. подтверждено примерами из текста. Правильные ответы на вопросы помогут вам в дальнейшем понять замысел автора.
Желаю удачи!
Предварительный просмотр:
15.02.2016
Размышляем над рассказом И.С. Тургенева «Муму»
Мы с вами подробно изучили рассказ И.С. Тургенева «Муму», и теперь вам предстоит сложная работа – написать сочинение. Вы уже знаете главные требования к этой письменной работе. Во-первых, ваше высказывание должно соответствовать теме, поэтому старайтесь отвечать строго на поставленные вопросы и не уходить от темы в сторону. Во-вторых, каждая мысль должна быть подтверждена примером из текста, т.е. аргументирована.
Предстоящее сочинение не совсем обычное, так как оно будет основано на ваших размышлениях. Предлагаю вам ответить на вопросы и оформить ваши ответы в виде связного текста. А чтобы создать такой текст, надо придумать предложения-«мостики» («связки») между предложениями-ответами. Итак, вопросы.
- Почему Герасим ушёл от барыни? (Здесь может быть названа не одна причина).
- Каким было душевное состояние героя, когда он возвращался домой (VII глава)?
- Какими эпитетами и сравнениями автор передаёт это состояние? (Обязательно приведите примеры).
- Насколько описание природы соответствует настроению Герасима? (Подтвердите примерами).
- Насколько финал истории о Герасиме соответствует тому, что вспоминает родственница И.С. Тургенева о реальном человеке - немом Андрее?
- Почему Тургенев изменил этот финал? (Вспомните его «Аннибалову клятву»).
- Как вы оцениваете этот поступок Герасима (уход от барыни)?
В качестве вступления к сочинению вы можете очень кратко написать о том, кто такой Герасим, и сообщить о его уходе. Ответ на последний – седьмой – вопрос оформите как заключение.
С красной строки излагайте каждую новую мысль, а не каждое предложение!
Желаю удачи!
Предварительный просмотр:
30.05.2016
Список книг для чтения летом
- Прочитать обязательно
- Былина «Илья Муромец Соловей-разбойник»
- В.А. Жуковский. Баллада «Светлана»
- А.С. Пушкин. «Дубровский»
- Н.В. Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница»
- В.Г. Короленко. «Дети подземелья»
- М.М. Пришвин. «Кладовая солнца»
- В.Г. Распутин. «Уроки французского»
- Джеймс Олдридж. «Последний дюйм»
- Книги для дополнительного чтения из русской литературы. (Будет просто замечательно, если вы прочтёте всё, что рекомендовано. Если не найдёте такой возможности, то познакомьтесь хотя бы с 5-7 произведениями из этого раздела по своему выбору).
- 1-2 былины (любые)
- В.А. Жуковский. 1-2 баллады (любые)
- М.Ю. Лермонтов. 2-3 баллады (любые)
- Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством»
- К.М. Станюкович. «Куцый»
- А.И. Свирский. «Рыжик»
- А.Р. Беляев. «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля»
- К. Булычёв. Рассказы
- В.Г. Губарев. «Путешествие на утреннюю звезду»
- Ф. Искандер. «Праздник ожидания праздника»
- Книги для дополнительного чтения из зарубежной литературы. (Из этого раздела следует прочитать не менее 4-5 произведений по выбору)
- Л. Буссенар. «Капитан Сорви-голова»
- Ж. Верн. «Пятнадцатилетний капитан»
- Ч. Диккенс. «Оливер Твист»
- А.К. Дойл. «Затерянный мир»
- Р. Стивенсон. «Остров сокровищ»
- М. Твен. «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», «Принц и нищий»
- А. Линдгрен. «Расмус-бродяга»
- Д. Толкиен. «Хоббит, или Туда и обратно»