Для учащихся

Игнатова Маргарита Виленовна

Справочные материалы

Подготовка к ЕГЭ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Словарь к уроку «Культура Древней Руси»                                                                    6 класс

Былины - поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей.

Житие - биография человека, причисленного к лику святых.

Зернь - вид ювелирной техники, при которой на орнамент изделия напаивается узор из мелких золотых или серебряных шариков.

Зодчество - искусство постройки различных зданий.

Миниатюра - художественное произведение, обычно живописное, маленьких размеров.

Мозаика - картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков.

Патриотизм - любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу.

Перегородчатая эмаль - ювелирная техника, при которой эмалевой массой заполняют ячейки, образованные тонкими металлическими перегородками, припаянными на металлическую поверхность по линиям узора.

Самобытный - своеобразный, идущий своими путями, самостоятельный в своём развитии.

Скань - вид ювелирной техники, при которой на металлический фон напаивается узор из тонкой золотой или серебряной проволоки.

Фреска - картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке.

Чернь (чернение) - сплав серебра, свинца, серы и других варьирующихся компонентов, с помощью которого украшают изделия из металлов, главным образом из серебра. Измельченная чернь наносится на гравированную поверхность металла, предмет подвергается обжигу, после чего на нем выявляют черный или темно-серый рисунок, прочно сплавленный с основой.



Предварительный просмотр:

К уроку «Восточные славяне»                                                                  6 класс              

Византийские историки о славянских воинах

1. «Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек [хитонов], ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет волос и кожи очень белый».

Прокопий Кесарийский, византийский писатель (VI в.)


2. «Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах на обрывах; с выгодой для себя пользуются [засадами], внезапными атаками, хитростями днем и ночью, изобретая много [разнообразных] способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают пребывание в воде, так что часто некоторые из остающихся дома, будучи настигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально приготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне [реки], дышат с помощью их; и это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их [присутствии]. А если случится, что камыши бывают видимы снаружи, неопытные люди считают их за растущие в воде…

Каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют также щиты, прочные, но трудно переносимые [с места на место]. Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрелами, намоченными особым для стрел ядом…

Не имея над собою главы и враждуя друг с другом, они не признают военного строя, неспособны сражаться в правильной битве, показываться на открытых и ровных местах. Если случится, что они отважились идти на бой, то они во время его с криком слегка продвигаются вперед все вместе, и если противники не выдержат их крика и дрогнут, то они сильно наступают; в противном случае обращаются в бегство, не спеша помериться с силами неприятелей в рукопашной схватке. Имея большую помощь в лесах, они направляются к ним, так как среди теснин они умеют отлично сражаться. Часто несомую добычу они бросают как бы под влиянием замешательства и бегут в леса, а затем, когда наступающие бросаются на добычу, они без труда поднимаются и наносят неприятелю вред. Все это они мастера делать разнообразными придумываемыми ими способами, с целью заманить противника».

Маврикий Стратег, византийский писатель (конец VI−начало VII вв.)

Источник: Электронное приложение к учебнику А.А. Данилова «История» 6 класс. Сферы. Издательство «Просвещение».



Предварительный просмотр:

К уроку «Начало раздробленности Древнерусского государства»                                6 класс

«Поучение детям» Владимира Мономаха

«…Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь богом, не креститесь, ибо нет тебе в этом никакой нужды… Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своем не ленитесь… Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, — то пищей и питьем: ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите…

Если будете забывать это, то чаще перечитывайте: и мне не будет стыдно, и вам будет хорошо.

Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь — как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал отец мой блаженный и все добрые мужи совершенные…».



Предварительный просмотр:

ССЫЛКИ

ИСТОРИЯ ЕГЭ

http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory  Официальный сайт ФИПИ. Демоверсии. Спецификации. Кодификаторы.

https://yadi.sk/i/TqzThxY0eZuj6 П.А Баранов, С.В. Шевченко Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

https://yadi.sk/i/bjZjiXk-cfCpz  ЕГЭ 2015 г. Оптимальный банк заданий

https://yadi.sk/d/QQIrqTXGcfCmq  Гевуркова Е. А., Соловьев Я.В. Исторя. Практикум

https://yadi.sk/i/hWipQru6cfCrx  История полный курс. Мультимедийный репетитор

https://yadi.sk/i/oH9XJdZweZvmr   С. Д. Морозов История России учебно-практический справочник

https://yadi.sk/i/sB-1yeYlcfCig  И. В. Курукин, В. Б. Лушпай, Ф. Г. Тараторкин История России. Типовые тестовые задания.

https://yadi.sk/i/sB-1yeYlcfCig  И.В. Курукин,  В. Б. Лушпай, Ф. Г. Тараторкин, Е.А. Гевуркова, Я.В.Соловьев ЕГЭ 2015. История России. 20 вариантов заданий + типовые тестовые задания части 2. 

https://yadi.sk/i/WTxWGqRoeZvfW  Л.И. Николаева, А.И. Сафарова История России. Подготовка к ЕГЭ  

https://yadi.sk/i/f8jpS_cJeZrw7  П.А. Баранов История России в таблицах и схемах. Для подготовки к ЕГЭ

https://yadi.sk/i/tofx_6gTeZrkN  М.Н. Зуев История России в схемах и таблицах.

https://yadi.sk/i/Wy5JhoIVeZs5n  В. Ю. Захаров Трудные вопросы на экзаменах. Для школьников старших классов и поступающих в вузы.

https://yadi.sk/d/B5BNAmDVeLKre  Э. В. Уткина Подготовка к олимпиадам по истории 8-11 классы

https://yadi.sk/i/BR-h4fBQeTBuL  С. И. Алексеев, Б.Ф. Мазуров История России в схемах и таблицах. 10-11 классы

https://yadi.sk/i/vNMWZ4TBeZsGq  В. Фортунатов. Коды Отечественной истории. Пособие для тестируемых выпускников (ЕГЭ)

https://yadi.sk/i/XYkv9Za0eZpXP  В. И. Буганов, П.Н. Зырянов, А.Н. Сахаров История России. Учебник для 10 класса. Профильный уровень.

Обществознание ЕГЭ

https://yadi.sk/i/zRWV5I8heQ7CW  Право. Учебник для 10 класса. Профильный уровень. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Е. А. Лукашевой, А. И. Матвеева

https://yadi.sk/i/RZ29f05WdmdUn  Т. В. Кашанина, А. В. Кашанин  Сборник задач по праву

https://yadi.sk/i/j0i3f3OyeaEbn А. И. Кравченко, Е.А. Певцова Обществознание. Учебник 11 кл

https://yadi.sk/d/9KUETCXrbXULS   Е. А. Певцова. Основы правовой культуры 11 кл.

https://yadi.sk/i/A-23jjlWeaP9s  П.А. Баранов Обществознание в таблицах ЕГЭ. Справочные материалы

https://yadi.sk/i/DBDibWvFeaQ5k  А.В. Воронцов, О.Б. Соболева Обществознание. Сборник олимпиадных заданий.

https://yadi.sk/i/HTtRpv04cde3f  А. Ю Лабезникова, Е. Л. Рутковская Обществознание ЕГЭ типовые задания.

https://yadi.sk/i/eKLTglkAcde8x А. Ю Лабезникова, Е. Л. Рутковская, Е,С. Королькова Обществознание ЕГЭ типовые задания.  Задания части 2

https://yadi.sk/i/2TxYtI9rcde5D А. Ю Лабезникова, Е. Л. Рутковская, Е,С. Королькова Обществознание ЕГЭ.  Практикум

https://yadi.sk/i/K8QcDneGcdeBb П. А. Баранов, С.В. Шевченко ЕГЭ-2015 Обществознание

https://yadi.sk/i/MptOX1uCcdeEn  Е. С. Королькова Обществознание ЕГЭ. Практикум. Политика. Право.

https://yadi.sk/i/g0E20EQPcdeKD Е. Л. Рутковская Обществознание ЕГЭ. Практикум. Человек и общество

https://yadi.sk/i/dJguXOHjcdeLt Е. С. Королькова, Е. Л. Рутковская Обществознание ЕГЭ. Практикум. Экономика и социология.



Предварительный просмотр:

Общие правила составления плана при работе с текстом: 

1. Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное. 2. Разбить текст на смысловые части, озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.

3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.

4. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.

 

 Правила конспектирования: 

1. Внимательно прочитайте текст. Попутно отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.

2. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.

3. При первом чтении текста составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основное положение текста, отметив аргументацию автора.

4. Заключительный этап конспектирования состоит из перечитывания ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи.

5. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

 

Как дать рецензию на ответ товарища: 

1. Оцените, насколько правильно и грамотно ответил Ваш товарищ, какие ошибки он допустил.

2. Следовл ли он намеченному плану, в чем отошел от него, что пропустил.

3. Вспомните, выразил ли ученик своё личное мнение и отношение к историческим событиям и их участникам.

4. Употреблял ли он в рассказе необходимые термины и понятия.

5. Укажите ошибки и недостатки речи (ненужные повторения, отсутствие эпитетов, живых характеристик людей и событий).

 

Как составить синхронистическую таблицу: 

1. Разграфите страницу тетради (разворот) сверху вниз, по вертикали, в левой графе укажите века.

2. По горизонтали в верхнем ряду укажите названия стран и народов.

3. Вспомните основные события, процессы, происходившие в определённое время.

4. Перечислите их в хронологическом порядке отдельно по каждой стране, соотнося с веками. Указывайте точные даты.

5. При записи в таблице расположите перечень сходных фактов на одном горизонтальном уровне.

 

Обобщающая логическая схема изучения исторических явлений: 

1. Причины возникновения явления:

-противоречия, вызвавшие явление, необходимость их преодоления,

-потребности, интересы сторон, общественных сил, заинтересованность их в разрешении противоречий.

2. Содержание явления, его развитие:

-важнейшие факторы, связанные с борьбой за разрешение противоречия,

-социальная направленность действий различных сил, борьба за разрешение противоречий.

3. Причины определённого исхода (успеха или неуспеха) в развитии явления.

4. Последствия развития и значение явления:

-разрешение данным явлением назревших противоречий,

-влияние данного явления на общий процесс исторического развития. 

Характеристика общественных выступлений: 

1. Время и место выступления.

2. Связь с другими событиями.

3. Причины. 4. Социальный состав участников.

5. Требования, лозунги, цели.

6. Методы борьбы (митинги, демонстрации, стачки, восстания, акция протеста, или гражданского неповиновения и т.д.).

7. Масштабы выступления.

8. Уровень организованности,

9. Имена участников, руководителей.

10. Развитие событий, основные этапы.

11. Значение выступления, его результаты. 

 Характеристика политического строя государства:

 1. Форма правления: монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая) или республика (парламентская, смешанная, президентская, суперпрезидентская).

2. Форма режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм.

3. Форма устройства: федерация, унитарное государство. Является ли составной частью какого – либо объединения конфедеративного типа (например, Европейского союза).

4. Структура органов власти:

-глав государства, его полномочия,

-законодательные органы (структура, способ формирования, полномочия),

-исполнительные органы (способ формирования, функции, подчинённость),

-судебные органы,

-соотношение прав законодательной, исполнительной, судебной власти,

-местные органы власти.

5. Прав граждан (подданных):

-избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов и т. пр.)

-политические права и свободы

-личные права и свободы

-возможность использования провозглашенных законом прав.

6. Основные политические партии и движения (краткая характеристика программ, методов их реализации, влияния на различные социальные слои, положения в политической системе).

7. Краткая обобщённая оценка политического строя и перспектив его развития.

 

Характеристика войн:

 1. Причина войн, хронологические рамки.

2. Воюющие страны или группировки стран.

3. Цели сторон.

4. Соотношение сил воюющих стран.

5. Повод к войне.

6. Ход военных действий (по этапам):

-планы сторон в начале каждого этапа,

-военные и политические итоги этапа.

7. Характер войны.

8. Условия мирного договора.

9. Военные и политические итоги войны. 

 

Как дать оценку историческому событию: 

1. Установите причины события.

2. Определите заинтересованность в событии определённых классов и общественных групп.

3. Характер события (антифеодальный, освободительный, реакционный и т.д.)

4. Связь с другими подобными событиями.

5. Значение:

-для участников события,

-для последующего исторического развития.