Моя педагогическая философия

Морозова Татьяна Борисовна

Эссе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_pedagogicheskaya_filosofiya.docx17.14 КБ

Предварительный просмотр:

         Потому что иначе не можешь

Работать учителем – непростое дело. Бывали  дни, когда казалось, что все впустую: ты стараешься, бьешься, отдаешь все силы детям, все свое время, откладывая в сторону дела домашние, а они… Нет, все-таки они преданные и добрые, искренние и благодарные: только эту чуткость и внимание, искренность доброту надо посеять в их душах. И надо заслужить, чтобы этими качествами дети повернулись к тебе. А для этого нужно прежде всего любить их. Любить без разбора: тихих и шаловливых, умных и не очень, открытых и замкнутых.

Все начинается с любви: с любви к профессии, к детям. И это не только моя педагогическая философия, это философия жизни. Интересно, зачем приходит маленький человек в школу? Долгое время этот вопрос не вызывал у меня сомнений – конечно же, учиться. Зачем же еще? Только сейчас я понимаю, что маленький человек приходит в школу прежде всего… за счастьем. Он ждет от нее праздника, встречи с добрыми учителями, которые будут любить его; от урока – пусть небольшого, но чуда. Ребенок, впервые переступивший порог школы, попадает в новый мир, где ему предстоит открывать много неизвестного. И я должна быть рядом… и чуть впереди! Трудная задача! Но ведь и быть ребенком трудно. Каждый ребенок – особый мир. У одного он вмещает алые паруса, радугу. Другой поглощен современными компьютерами. Но каждый из них нуждается в совершенствовании и развитии. Этим целям и служит образование. В воспитании нуждаются и хорошие, и трудные дети. В образовании - тоже. Как хочется научить каждого из них быть самостоятельным, имеющим свое мнение и в то же время уважающим мнение другого человека.

Анализируя современное состояние общественной жизни, я считаю важным в своей работе  воспитание доброты у детей. В настоящее время всем нам так не хватает доброты, милосердия, любви. Уметь радоваться успехам своих товарищей, достойно переживать свои неудачи и быть рядом, когда неудача у другого, - вот те маяки, на которые мы с детьми будем постоянно равняться. Почувствовать ученика, приблизиться к душе ребенка – вот моя задача. Учиться у ученика, учить его, дать ребенку испытать радость труда, радость в учении – сверхзадача. «Не должно быть несчастных детей, детей, душу которых гложет мысль, что они не на что не способны» (В.Сухомлинский) Воспитывать пытливость, умение добывать знания, стремление думать самому, жить школьной жизнью увлеченно – моя учительская позиция. Моим детям жить в новом, быстроменяющимся мире, поэтому не освобождать ученика от необходимости мыслить. Трудиться умственно, испытывать от этого удовольствие – хороший посыл к успеху. Я бы хотела, чтобы для всех детей школа стала миром радостных открытий все новых и новых сторон жизни. Мечта Сухомлинского о «Школе радости» для всех без исключения детей, к сожалению, еще не реализована, Она остается идеалом, по крайней мере для меня.

        Мы живем во время болезненной смены ценностных ориентиров. Вокруг бушует ураган социальных противоречий. Как в будущем моим ученикам найти в этом мире свое место? На этот вопрос готовых ответов нет. Ясно одно, что  им необходимы такие личностные качества, как гибкость мышления, умение действовать в незнакомой ситуации, быть коммуникативными, нести ответственность за решения и поступки. Эти качества всегда были важны, но в настоящее время они социально востребованы. А это значит, что для педагогики сотрудничества наступил «звездный» час. Очень важно, чтобы добрый социальный опыт ученики получили еще в школе и шли по жизни с огнем любви и радости в душе.

Я – учитель, и мое назначение – зажечь свечу знаний. Я – воспитатель, и мое назначение – вести учеников за собой. Так и идем. Я впереди, мои ученики за мной. Топаем, топаем, дорога, вроде, прямая. Да только бывает ощущение, что в гору взбираемся или в болоте вязнем. А то и вовсе в тупик заходим. Это и есть дорога жизни. Ибо без блужданий и заблуждений, без потерь и разочарований не будет открытий, не будет счастья новой жизни. И я с уверенностью могу сказать: если снова начать, я бы выбрала опять бесконечные хлопоты эти…