Из опыта работы
Современная начальная школа находиться под влиянием различных противоречий, которые создают трудности в работе учителя. Постоянно растущий поток информации требует критического её осмысления. Однако трудности и проблемы являются движущей силой, которая способствует развитию личности учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.docx | 55.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы: «Активизация учебной деятельности учащихся с использованием информационных технологий »
Мутасьевского филиала МБОУ Устьинская СОШ
с. Алкужи Моршанского района Тамбовской области
Морозовой Татьяны Борисовны
В условиях современного процесса модернизации образования главной задачей обучения становится не только овладение определенной суммой теоретических знаний, но и развитие творческого самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, ориентация на интеллектуальное развитие личности, на формирование умения обоснованно рассуждать и критично мыслить, формировать активную творческую личность. Реализовать поставленные задачи возможно через освоение учащимися обобщенных способов действий (компетенций), достижение новых уровней развития личности (компетентностей).
Единая методическая тема нашей школы - «Непрерывное внедрение технологий деятельностного подхода в управление познавательной и творческой деятельностью обучающихся». Работа над этой темой способствует созданию условий для перехода школы к личностно- ориентированному обучению.
Приоритетные направления развития школы – социокультурное, организационно-технологическое и индивидуально-творческое.
Педагогической целью и задачей, которые ставит перед собой коллектив Мутасьевской школы, является создание воспитывающей среды, обеспечивающей формирование социально активной личности каждого ребенка. Ведется работа по внедрению современных методик преподавания на основе информационных технологий.
Принципы, заложенные в основу построения ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ ориентированы:
- на личность ребенка и создание в школе условий для развития его способностей и внутреннего духовного мира;
- на свободное сотрудничество учителей и учащихся, учеников друг с другом, педагогов и родителей;
- на целенаправленное взаимодействие содержания образования по всем учебным предметам, обеспечивающее гармонизацию каждого ученика;
- на включение каждого ученика в работу на учебных занятиях в качестве активного участника и организатора образовательного процесса через развитие проектной деятельности.
Основные задачи, решаемые педагогическим коллективом школы:
- повышение качества знаний и общей культуры учащихся; обеспечение прав ребенка на качественное образование;
- создание условий для возникновения новой учебно-организационной структуры, которая успешно реализует внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс;
- формирование единого функционального комплекса образовательных и воспитательных процессов, обеспечивающих благоприятные условия для развития учащихся в соответствии с их склонностями и интересами;
- реализация принципа сохранения физического и психического здоровья субъектов образовательного процесса, использование здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности.
Цели моей профессиональной деятельности непосредственно согласуются с теми требованиями, которые предъявляются к целям, задачам и содержанию образования в целом, так и с деятельностью образовательного учреждения.
Основной целью моей профессиональной деятельности является обеспечение организации учебной деятельности обучающегося, что позволяет адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям школьника, сформировать у школьника ключевые образовательные компетенции.
Приоритетными направлениями в моей работе и работе школы являются:
• формирование общеучебных компетенций на конструктивном и творческом уровне,
• формирование коммуникативных компетенций в урочное и внеурочное время,
• овладение обучающимися навыками самообразования,
• использование личностно-ориентированного подхода в обучении,
• конструирование системы уроков с использованием традиционных и нетрадиционных методов и форм обучения, развития коммуникативных навыков учеников в процессе организации групповой работы,
• создание комфортной психоэмоциональной атмосферы на уроке, располагающей к продуктивной творческой деятельности преподавателя и учащихся,
• работа с одаренными детьми.
Для эффективной работы в этом направлении мною выбрана тема: «Активизация учебной деятельности учащихся с использованием информационных технологий ».
В последнее время я работала над решением проблем, связанных с поставленными целями и задачами. Проблемы выбора способов, технологий, средств образовательного процесса вытекают из существующих противоречий между традиционной методикой обучения и новыми методическими подходами; между унифицированными методами преподавания и различным уровнем способностей учащихся.
Важным направление в этой работе является освоение и использование современных педагогических технологий. Неоднородность учащихся общеобразовательной школы, разнообразие их интересов, различие их способностей и задатков привело меня к необходимости изучения педагогических технологий. Я познакомилась с такими педагогическими технологиями как:
- технология разноуровневого обучения,
- технология проектного обучения,
- информационно-коммуникационная технология,
- здоровьесберегающая технология.
Поиск эффективных приемов преподавания и как педагога-воспитателя, и как педагога-преподавателя привел меня к использованию информационно-коммуникационных технологий, дифференцированного обучения, технологии проектного обучения. Активно участвую в реализации ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ, являюсь активным членом творческой группы нашей школы.
В своей профессиональной деятельности даю консультации учителям в работе над созданием учебных проектов, внедряю инновационные формы и методы обучения; повышаю свой методический уровень. Систематически провожу анализ проделанной мной работы за текущий год, провожу и обрабатываю мониторинг по адаптации учащихся при переходе на II ступень образования, анализ воспитательной работы, мониторинг «вводных» полугодовых и годовых контрольных работ, анализ воспитательной работы, самоанализ уроков, отслеживаю эффективность учебного процесса.
• 2008-2009гг.
- окончила курсы в ТОИПКРО по программе «Организация дополнительного образования в ОУ» (получила сертификат),
- разработала авторскую программу по дополнительному образованию детей по курсу «Математика и конструирование» (программа прошла экспертную оценку),
- проводила открытый урок на семинаре директоров по учебно-воспитательной работе школ по теме: «Охрана животных» с использованием метода проектов;
- апробировала учебник по математике Л.Г. Петерсон.
• 2009-2010гг.
- разрабатывала совместно с учащимися исследовательский проект по духовному краеведению «И зазвонят в душе колокола…». Готовила учащихся 4 класса к защите проекта на Первой региональной молодежной эколого-краеведческой конференции им. академика И.В. Тананаева,
- с учащимися 10-11кл. принимала участие в первом эколого-краеведческом турнире им. академика И.В. Тананаева «Дебаты лидеров, награждена грамотой за активное участие в первом эколого-краеведческом турнире «Дебаты лидеров»,
- готовила учащихся 4 класса к математическому конкурсу «Кенгуру» (2 и 10 место в районе),
- на районном заседании МО учителей начальных классов и иностранного языка представила исследовательскую работу с использованием метода проектов «Дорога к храму» с учащимися 2 – 4классов,
- награждена Почётной грамотой отдела образования Моршанского района.
• 2010-2011гг.
- с учащимися приняла участие в региональном конкурсе исследовательских работ «Светочи земли Тамбовской», где заняли 3 место,
- приняли участие в муниципальном конкурсе чтецов (2 место),
- приняли участие в 1 городской научно-практической конференции «Время твоих возможностей», учащиеся награждены дипломом 2 степени,
- в конкурсе «Звездочки Тамбовщины» заняли 1 место в старшей возрастной категории в номинации «Театр одного актера» (были участниками финала) и 2 место в этой же номинации в средней возрастной категории,
- учащиеся приняли участие в конкурсе «Русский медвежонок»
• 2012г
- учащиеся приняли участие в межмуниципальном конкурсе проектно-исследовательских работ «Премьера» - 2 место,
- получено свидетельство руководителя проектно-исследовательской деятельности,
- районный конкурс чтецов «Минута славы» - победитель Ашарина В.
- учащийся 4 класса занял 3 место в конкурсе «Эрудит»,
- приняли участие во второй региональной молодежной эколого-краеведческой конференции им. академика И.В. Тананаева, где заняли 3 место.
• 2013г
- учащаяся 9 класса заняла 2 место в муниципальном этапе конкурса «Живая классика»,
- выступала с докладом на районном семинаре по воспитательной работе,
- приняли участие в третьей региональной молодежной эколого-краеведческой конференции им. академика И.В. Тананаева и заняли 1 место.
Несколько лет участвую в проведении ГИА в 9 –х классах в Устьинской СОШ в качестве организатора в аудитории, ответственного организатора в аудитории, дежурного.
Проблемой остается поиск активных форм и методов подготовки учащихся к мониторингу. Осуществляю отбор материала и составление итоговых годовых и полугодовых контрольных работ по типу и содержанию заданий мониторинга, составляю тесты для тренировки написания мониторинга. По данной проблеме проводила лекции для родителей: «Как готовиться к мониторингу», «Как помочь ребенку преодолеть страх перед экзаменом».
Поиск путей решения проблем, возникающих в процессе работы, способствуют повышению моего методического, педагогического, творческого уровней развития и саморазвитию.
Все новое для меня интересно и я решила познакомиться с УМК «Планета знаний». Комплект заинтересовал меня тем, что в нем воплощены передовые образовательные технологии. Данный комплект максимально реализует основные направления модернизации современного образования. Содержание обеспечивает дифференциальный и индивидуальный подход в обучении младших школьников. Во всех учебниках с помощью специально подобранных заданий заложена возможность реализации одного из важнейших дидактических принципов организации учебной деятельности – активности учащихся при выполнении заданий. Это помогает решать не только учебные, но и воспитательные задачи. В содержании всех учебников предусмотрена организация внеурочной деятельности с применением проектной деятельности учащихся, что особенно для меня близко. Это способствует расширению кругозора учащихся, формирует умение самостоятельно работать с информацией, развивает творческий потенциал младших школьников, что перекликается с темой моего самообразования. В заключение хочется подчеркнуть, что все структурные составляющие УМК «Планета знаний» позволяют прежде всего формировать у учащихся такие общеучебные умения и навыки, как:
- умение решать творческие задачи,
- овладевать первоначальными умениями поиска необходимой информации,
- самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи,
- определять причины возникающих трудностей и пути их устранения, умение договариваться, распределять работу, оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него.
Во втором классе преподавание ведется по комплекту «Перспектива».
Моя работа как учителя направлена на то, чтобы помочь каждому ученику достичь оптимального уровня интеллектуального развития в соответствии с его природными задатками и способностями. Решение поставленных задач возможно в условиях личностно-ориентированного обучения, приспособления новых технологий к рамкам традиционного урока, информационных технологий, здоровье сберегающих технологий, использование которых позволяют вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс, как в урочное, так и внеурочное время. Для успешного решения обозначенных задач и развития творческих способностей обучающихся, в своей работе я использую различные методы обучения:
- деятельностный, - поисковый,
- эвристический, - исследовательский,
- практический, - наглядный,
- самостоятельный, - метод проектов,
- проблемное обучение, - разноуровневое обучение,
- индивидуальное обучение, - обучение в сотрудничестве.
На различных этапах урока используются следующие приемы педагогической техники:
- Привлекательная цель: перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.
- Удивляй!: учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
- Отсроченная отгадка: в начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыт на уроке при работе над новым материалом.
- Лови ошибку!:
а) объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки;
б) ученик получает текст или задание со специально допущенными
ошибками – пусть «поработает учителем».
- Практичность теории: введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.
- Повторяем с контролем: ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу.
- Опрос-итог: в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока.
- Три уровня домашнего задания: учитель одновременно задает домашнее задание двух или трех уровней (обязательный минимум, тренировочный, творческое задание).
- Задание массивом: любой из уровней домашнего задания учитель может задавать массивом (10 задач, из которых ученик должен сам выбрать и решить не менее заранее оговоренного минимума объема задания).
- Творчество работает на будущее: ученики выполняют творческое домашнее задание, например, по разработке дидактических материалов.
- Идеальное задание: учитель предлагает школьникам выполнить работу по их собственному выбору и пониманию.
- Учебно-мозговой штурм: решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма.
- Игры-тренинги:
а) игровая цель: если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели;
б) логическая цепочка: ученики соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.
Использование различных методов и приемов обучения позволяет прививать познавательный интерес учащихся к предметам.
Для эффективного использования времени учащегося и педагога, и для эффективности самого образовательного процесса и во внеурочной деятельности я использую различные образовательные технологии и подходы:
- личностно-ориентированное обучение (дает возможность раскрывать и развивать способности каждого ученика позволяет акцентировать внимание на работе с различными категориями детей, предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение так, чтобы максимально использовать свои возможности);
- информационно-коммуникационные, (повышает мотивацию, эффективность и качество процесса обучения, формирует личность человека «информационного общества);
- метод проектов;
- здоровье сберегающие технологии;
- обучение в сотрудничестве.
Стараюсь формировать информационную компетентность учащихся, для этого на уроках применяю методику использования электронных учебников, мультимедийных продуктов, составляю презентации к урокам, а также привлекаю к этой работе учащихся. Как показал опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может применяться уже в начальных классах. Проектная деятельность школьников - форма учебно-познавательной активности, дающая возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Детям интересно проводить исследования, работая над групповыми проектами.
Оптимальное сочетание различных технологий изменяет роль педагога: не управлять, а сопровождать деятельность обучающихся с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей.
Основной принцип, который используется для создания на уроках и внеклассных мероприятиях комфортной обстановки – это принцип индивидуализации. Для осуществления на практике этого принципа применяю на уроках: объединение учащихся в группы переменного состава, объединение учащихся в пары. В индивидуальной работе с учащимися опираюсь на педагогический принцип доступности и посильности обучения. Учитываю индивидуально-психологические особенности учеников, реальный запас знаний, умений и навыков, уровень развития ребенка, особенности процессов внимания, мышления, памяти, умение самостоятельно применять усвоенные знания при решении задач, умение обобщать, выделять главное.
Все это вызывает у учащихся положительные эмоции, благотворно влияет на их учебную мотивацию и отношение к учебной работе. Благодаря индивидуализации сохраняются и дальше развиваются природные личностные качества ребенка.
Групповая работа влияет и на психологическое состояние учащихся, у них появляется уверенность в себе, ученик находит свое место в коллективе.
Результативность: применяя такие формы работы, у учащихся формируется навык сотрудничества, появляется уверенность в себе.
Парная форма организации познавательной деятельности благоприятствует эмоционально-психической обстановке, закреплению и прочному запоминанию нового материала не только слабым учеником, но и успевающим учеником, выполняющим роль учителя, обеспечивает оптимальные условия для активной самостоятельной творческой работы мышления, восприятия. Преимущество групповой и парной работы – формирование творческих способностей. Эта работа ярко показывает наличие приобретенных знаний.
В качестве самостоятельной формы обучения использую совместную работу двух учеников. Иногда это соседи по парте, иногда более сильный помогает более слабому.
На уроках, во внеурочное время, на классных часах большое значение придаю творческой и познавательной деятельности обучающихся. Это способствует лучшему восприятию и усвоению учебного материала, формирует у школьников умение включать в учебную деятельность, заниматься самообразованием, выходить за пределы школьной программы.
Для обеспечения развития обучаемых провожу следующие мероприятия:
- помощь обучающимся через систему дополнительных занятий и консультаций;
- взаимопомощь учащихся (консультативные группы);
- самостоятельная работа с дополнительной литературой по предмету;
- исследовательская работа учащихся;
- проектная работа учащихся;
- контроль и помощь со стороны родителей;
- организую встречи, беседы для учащихся по различной тематике;
- провожу индивидуальные беседы с учащимися.
Удовлетворение образовательных потребностей отдельных учащихся с отличающимися возможностями веду по двум направлениям: работа с одаренными и со слабоуспевающими учащимися.
Осуществляя индивидуализированный подход, для первой группы учащихся составляю творческие задания, задания пропедевтического характера, во внеурочное время рассматриваю олимпиадные задания, тесты, готовлю к участию в школьных и районных конкурсах, мероприятиях . провожу дополнительное образование с интеллектуально-познавательной направленностью по курсу «Математика и конструирование».
С учетом результатов диагностики (мониторинга) работу со второй группой учащихся строю так: провожу дополнительные занятия и консультации, на уроках организую парную работу «сильный – слабый», веду подготовку к мониторингу.
Много времени уделяю работе со слабыми учениками, используя личностно-ориентированный подход к обучению. Результат – 100% обученность учащихся.
При подготовке к уроку особое место занимает определение системы
контроля знаний. Контроль должен быть целенаправленным, объективным,
всесторонним, регулярным, индивидуальным. Его результаты выражаются в
оценке, характеризующейся установлением степени соответствия знаний и умений учащихся программным требованиям. В своей работе я использую:
- оценку деятельности учащихся учителем, где учитывается правильность, рациональность, самостоятельность;
- взаимооценку обучаемого (более ответственное отношение учащихся к оценке деятельности одноклассников, нежели к своей);
- самооценку (при проведении самоконтроля осознается правильность своих действий, выраженных в направленности на предупреждение или обнаруженное уже совершенных ошибок).
Составляя разноуровневые контрольные работы, задания, тесты структурированные по типу мониторинга, разрабатываю критерий оценок и знакомлю с ними учащихся перед проводимым контролем.
Мониторинг индивидуальных достижений учащихся представлен в виде портфолио учащегося. Данные портфолио стимулируют обучающихся к саморазвитию и самоформированию творческой и познавательной индивидуальности, что и является целью работы школы.
Являясь и классным руководителем, и учителем – предметником, стараюсь грамотно работать с детским коллективом по воспитанию самостоятельности, ответственности и формированию всесторонне развитой личности.
К сожалению, в условиях современной модернизации образования, в сельских малокомплектных школах приходится «спаривать» классы. Это не может не отразиться на взаимоотношениях в детском коллективе, когда в одном классе обучаются разновозрастные дети. В своей деятельности активно использую подходы толерантного воспитания для создания психологически комфортной обстановки. Стараюсь не допускать конфликтов, решать спорные ситуации сообща, даю возможность детям (с ненавязчивой помощью учителя) самим разобраться в возникших ситуациях.
На «спаренных» урока по литературному чтению и окружающему миру уделяется меньше времени каждому классу, не хватает времени для подробного анализа произведений, сложнее проводить уроки (когда темы не перекликаются). Но есть в этом и своя «изюминка»: стараюсь научить детей быть ответственными за других, построить работу так, чтобы старшие опекали младших, помогали им во всем, больше времени отвожу на самостоятельную работу учащихся. Это сотрудничество классов особенно помогает в адаптационный период у первоклассников. В это время старшие «шефы» - мои незаменимые помощники. Особенно детям нравятся совместные экскурсии, совместные уроки по изобразительному искусству, технологии, когда дети работают в парах «старший – младший», делают вместе совместные творческие работы, проводят вместе исследовательские работы и готовят проекты по окружающему миру. Старшие берут шефство над младшими, младшие стараются не отстать от старших. Это стимулирует познавательную деятельность учащихся и чувство ответственности перед другими.
В классе сформирована и действует система самоуправления с активом класса, который самостоятельно и с моей помощью организует работу по разным направлениям. Каждый член классного коллектива имеет постоянные и временные поручения, за выполнение которых несет ответственность.
В течение учебного года мною, как классным руководителем, проводятся исследования психологического климата в классе.
Для повышения уровня профессионального мастерства принимаю участие в районных семинарах, заседаниях районных методических объединений, семинарах-практикумах.
Согласно требованиям времени в школах вводится дополнительное образование. В соответствии с этим была разработана и реализуется программа по дополнительному образованию «Математика и конструирование» для учащихся 2-4 классов. По виду деятельности программа интеллектуально-познавательная, по уровню содержания - опережающая, по функциональному назначению – учебная.
Содержание обучения курса в начальной школе направлено на формирование у учащихся геометрических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение геометрией в основной школе. У детей формируются пространственные и геометрические представления. Задача геометрической пропедевтики – развитие у младших школьников пространственных представлений, ознакомление с некоторыми свойствами геометрических фигур, формирование практических умений, связанных с построением фигур и измерением геометрических величин. Важной задачей изучения геометрического материала является развитие у младших школьников различных форм математического мышления, формирование приемов умственных действий через организацию мыслительной деятельности учащихся.
Хочется отметить результативность данной работы:
- повысился познавательный интерес у детей,
- развивается логическое мышление учащихся,
- наблюдается активность на уроках.
Коллектив школы, где я работаю, небольшой, но очень дружный. В любой момент все приходят на помощь друг другу, поддерживают друг друга во всех начинаниях. Бываю очень рада, если мои наработки используются моими коллегами, а сама я очень ценю работу учителей нашей школы и многому у них научилась. Свои отношения с коллегами оцениваю как доброжелательно-тактичные.
Я люблю свою профессию, своих учеников, но большое количество всевозможных документов, которые приходится заполнять и как учителю, и как классному руководителю занимают очень много времени, которое можно было посвятить непосредственно образовательной и воспитательной работе. Нехватка времени, пожалуй, самая главная трудность. Хотелось бы больше времени уделять совместным делам, экскурсиям, походам, ведь именно это имеет большое значение в сплочении коллектива, а не составление бесконечных отчетов. В современном мире компьютерных технологий дети стали меньше времени уделять книгам, меньше читать. Часто приходится слышать от детей, что они видели на диске эту сказку, а не прочитали ее и многие искренне не понимают зачем надо читать, если они это уже видели и все знают. Для решения этой проблемы привлекаю библиотечных работников, учителей литературы, родителей. Совместно с ними проводим всевозможные конкурсы чтецов, на лучшее инсценирование сказок, всевозможные литературные викторины. Передо мной стоит задача углубить работу с одаренными детьми.
Современная начальная школа находиться под влиянием различных противоречий, которые создают трудности в работе учителя. Постоянно растущий поток информации требует критического её осмысления. Однако трудности и проблемы являются движущей силой, которая способствует развитию личности учителя. Использование инновационных технологий и интерактивной методики помогает мне преодолевать эти противоречия.