Екатерина Ивановна мои статьи

Формирование педагогических способностей педагогов ДОУ 

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО деятельности воспитателя складывается в творческом решении самых разнообразных педагогических задач, в эффективном использовании различных способов учебно-воспитательной работы и достижении ее целей. Педагогическое мастерство — это функционирующая система знаний, навыков, умений, психических процессов, свойств личности, обеспечивающая выполнение задач обучения и воспитания. В этом плане педагогическое мастерство — выражение личности педагога, его возможностей и способностей самостоятельно, творчески, квалифицированно заниматься педагогической деятельностью. В психической и педагогической литературе педагогическое мастерство нередко трактуется или как совокупность знаний, навыков, умений, или же как единство личных качеств, знаний, умений и навыков, необходимых педагогу. Творчески растет и развивается только тот педагог, который способен выходить за стены своего кабинета и прислушиваться, присматриваться к опыту коллег. Принять опыт другого – это всегда открытие чего-то нового для себя. Один из факторов, определяющих профессиональную самореализацию педагогов ДОУ, – педагогическая культура. Важная роль отводиться в этом плане общению педагога с детьми, с коллегами и с родителями воспитанников. 
Здесь следует заметить, что одним из «секретов» мастерства строить правильные отношения с окружающими является для воспитателя умение говорить. Общение и взаимопонимание существенно меняют формы связей педагогов и родителей, педагогов и детей, придавая им диалогичный характер, существенно расширяет образовательное пространство, активизирует личность, принимающую участие в общении. Определенным образом построенные отношения ДОУ с семьями воспитанников дают ощутимые результаты. 
Ключевой фигурой в реализации задач совершенствования дошкольного образования, выступает личность педагога. От уровня его профессиональной компетентности зависит глубина и характер изменений в дошкольном образовании. 
Изменения прошедших лет привели к необходимости обновления процедуры и методики аттестации педагогов. Сегодня в практику внедрена методика оценки уровня квалификации педагогических работников, разработанная коллективом ученых под руководством академика В.Д. Шадрикова. Объектом оценки (самооценки) в процессе аттестации является профессиональная компетентность педагога. 
В педагогической науке понятие «профессиональная компетентность педагога» понимается как гармоничное сочетание теоретических психолого-педагогических знаний, умений и навыков, апробированных в действии, а также приемов и средств его саморазвития и самореализации (И.Д. Белоновская, Э.Ф. Зеер, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др.). 
Профессиональность педагога является таким личностным образованием, которое имеет свойство изменяться и совершенствоваться. Следовательно, становление профессиональной компетентности педагога происходит не только на этапе профессионального обучения, но и в процессе его трудовой деятельности. Известно, что личность педагога может стать фактором формирования личности воспитанника только в том случае, если педагог является профессионально грамотным, свободным членом педагогического сообщества. Вот почему научно-методическая работа, организованная в ДОУ, нацелена на профессиональное развитие, приобретение и закрепление статуса педагога, решение его профессиональных и личных проблем, на его успешную самореализацию 
Содержанием методического сопровождения явилось следующее: 
-определение групп педагогических трудностей и проблем в профессиональной компетентности воспитателей; 
-совместная разработка индивидуальных маршрутов развития профессиональной компетентности воспитателей, в зависимости от результатов оценки состояния профессиональной компетентности; 
-осуществление вариантов методического сопровождения воспитателя, групп воспитателей со схожими профессиональными трудностями, всего педагогического коллектива в условиях дошкольного образовательного учреждения; 
-проведение промежуточной диагностики и самодиагностики, внесение корректив в методическое сопровождение. 
Методы работы: 
-групповые дискуссии, круглые столы, педагогические гостиные – совместное обсуждение спорных вопросов, позволяющее прояснить мнения, позиции и установки воспитателей в процессе непосредственного общения; 
-игровые методы – ситуационно-ролевые игры, дидактические, творческие, организационно-деятельностные, имитационные, деловые игры. 
Игровые методы позволили нам интенсифицировать процесс обучения, закрепить новые поведенческие навыки, обрести казавшиеся недоступными ранее способы оптимально взаимодействия воспитателя с другими людьми, отрабатывались и закреплялись вербальные и невербальные коммуникативные умения. Игра создавала условия для самораскрытия, обнаружения творческих потенциалов педагога, для проявления искренности и открытости; 
методы, направленные на развитие социальной перцепции. С помощью этих методов у педагогов развивались умения воспринимать, понимать и оценивать других людей, самих себя, детей. Воспитатели приобрели умения глубокой рефлексии, смысловой и оценочной интерпретации объекта восприятия; 
методы телесной терапии – аутогенная тренировка, нервно-мышечная релаксация. Воспитатели овладели приемами расслабления и релаксации, восстановления физических и психических сил. 
Тренинговые занятия проводились по традиционной модели. В начале занятия давалась предварительная инструкция. В инструкции оговаривались задания, условия их выполнения, время, отводимое на его выполнение. Ведущий тренинга управлял всем процессом его проведения, подводил итоги. Благоприятные условия для работы группы создавались благодаря рефлексии. 
На протяжении профессиональной деятельности педагог должен хорошо овладеть компонентами педтехники: 
Способы саморегуляции - релаксация, аутотренинг, воспитание в себе доброжелательности и оптимизма, разрядка в деятельности (трудотерапия, музыкотерапия, библиотерапия, имитационная игра и др.) 
Развитое педвнимание – умение одновременно удерживать большое количество объектов в поле внимания, устойчивость и оперативность внимания. 
Воображение педагога - присущи черты, как научного, так и художественного воображения. 
Речь воспитателя – с ее помощью раскрывается сущность предметов и явлений, отношения, осуществляется воздействие на формирование личностных качеств у воспитанников, раскрывается личность самого педагога 
Пантомимика - движение тела, рук, ног, осанка, походка, поз в пространстве, жесты. 
Мимика – искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица. 
Имидж – одежда,грим,прическа. 
Педагогические способности: творчески, успешно передавать знания другим, хорошо владеть языком, умело организовывать воспитанников, владеть детским коллективом, проявлять педагогический такт, заражать детей своим энтузиазмом, любовью к делу, хорошо владеть собой, управлять своими чувствами и поведением. 
По мнению Н.В. Кузьминой, педагогические способности проявляются в умениях, являющихся критериям способностей. К важнейшим, основным педагогическим способностям, считает Н.В. Кузьмина, относятся педагогическое воображение (умения прогнозировать результат своей деятельности и деятельности учащихся, предвидеть последствия того или иного педагогического действия), организаторские способности (умения организовать непосредственную образовательную деятельность учащихся на уроке, разнообразную воспитательную деятельность), способность к педагогическому такту, быть требовательным к себе и другим и т.д. [6]. 
Дополняют характеристику педагогических способностей украинские ученые (И.А. Зязюн, М.С. Бургин, И.С. Дмитрик и др.). Они рассматривают способности к педагогическому труду как «индивидуально-психологические предпосылки успешной педагогической деятельности, стимуляторы профессионального роста учителя». К важнейшим педагогическим способностям, по их мнению, относятся личностные свойства педагога, которые обусловливают установление диалогических отношений с другими людьми: 
– коммуникативность (способность к общению, хорошее владение 
ораторскими умениями, умение слышать и слушать других людей и т.д.); 
– профессиональная зоркость или перцептивность, 
эмпативность (наблюдательность, умение по лицам и позам людей определять их внутренние переживания, отношение к другим людям; понимание психологического и физического состояния другого человека, умение сопереживать и сочувствовать ему, встать на его место); 
– динамизм личности воспитателя (способность к проявлению сильного характера, умение повести за собой воспитанников, не прибегая к приказному тону и, тем более, к наказаниям, способность к руководству другими людьми, к лидерству); 
– эмоциональная устойчивость (умение владеть собой, подчинять себе свои чувства и другие эмоциональные состояния по мере необходимости); 
– педагогический оптимизм (вера в свои профессиональные силы и в духовные и физические силы своих воспитанников, жизнерадостное восприятие своих профессиональных удач и неудач, укрепление в себе чувства удовлетворения от профессиональной деятельности и от общения с воспитанниками); 
– способность к творчеству или креативность . 
Вышеперечисленные свойства необходимы воспитателю в первую очередь для установления и развития продуктивного педагогического общения, которое, несомненно, является одним из критериев педагогического мастерства, способствует успешному результату. 
На этапе 4-9 лет более значимыми качествами становятся стремление педагогов к профессиональному росту, повышению своей профессиональной категории, доверие к себе и окружающим. 
В группе со стажем 10-14 лет на первый план выходят такие качества как социальная смелость и активность, умение адекватно выражать свои чувства (свои состояния), ориентация на свой внутренний мир. Кроме того, в результате переживания педагогами кризиса профессиональной карьеры актуализируются характеристики смысловой сферы. 
Переход педагогов на стадию профессионального мастерства (стаж 15-20 лет) влечет за собой появление иных профессионально важных качеств: высокой работоспособности, эмоциональной устойчивости, способности реально оценивать ситуацию, регулировать свое поведение, жизнерадостности, эмоциональности в общении. 
На этапе 21-25 лет стажа профессионально важными качествами становятся радикальность, аналитичность мышления, уважение себя, творческая направленность. Профессионально значимыми качествами на этом этапе выступают характеристики смысловой сферы. 
заключение 
Качество дошкольного образования со временем становится все более актуальной проблемой, в связи с чем перед работниками ДОУ стоит задача строить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности и неповторимости дошкольного периода детства. Каждое дошкольное учреждение должно сегодня постоянно доказывать не только свою привлекательность, но и необходимость, что достигается, в первую очередь, высоким качеством воспитательно-образовательного процесса. 
Режим поиска, размышления и инноваций – норма жизни современного ДОУ. Осознание педагогами смысла происходящих процессов, обновление содержания дошкольного образования, апробации в широкой практике современных педагогических технологий, овладение педагогами новыми формами и методами работы, понимание всего того, что препятствует усовершенствованию системы дошкольного образования, – настоятельное требование времени. Все это требует не просто повышения квалификации воспитателя, обогащения его профессиональных знаний, умений и навыков, но во многом – изменения профессионального мышления как показателя его профессиональной компетентности. Профессиональное мышление может проявляться в способности педагога обнаруживать, ставить и решать новые педагогические задачи разного уровня – стратегического, тактического, оперативного. 
Мера качества профессиональной деятельности педагогов определяется свойствами, способами и характером этой деятельности, ее качеством и, следовательно, ее эффективностью – основного и главного критерия оценки всякой работы вообще. 
Воспитатель, работающий в современных условиях, должен обладать достаточной информацией о современных тенденциях в области развития педагогической науки, участвовать в различных конференциях, мастер-классах, заниматься самообразованием. 
В заключение хочется привести слова академика К.Е.Тимирязева: «Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл». В этом, на мой взгляд, заключается актуальность темы детского экспериментирования. 
Педагогическая техника – комплекс общепедагогических и психологических умений и навыков педагогов, обеспечивающих владением им собственным психофизиологическим состоянием, настроением, эмоциями, телом, речью и организацию педагогически целесообразного общения, т.е. оптимальное поведение педагога и его эффективное взаимодействие с воспитанниками в различных педагогических ситуациях. 
Список используемой литературы: 
1. Бабаева Т.И. Готовность ребенка к школе как педагогическая проблема//Педагогика детства: Петербургская научная школа. - СПб.: «Адверта», 2005. -490 с, 218 - 234. 
2. Бабаева Т.И. Дошкольники на пороге XXI века// Педагогика и психология дошкольного и начального образования: анализ прошлого и взгляд в будущее. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. - 3-6. 
3. Берлайн Д.Е. Любознательность и поиск информации/Вопросы психологии. - 1996. - №3. - 54-56. 
4. Бернштейн М.С. Психология научного творчества. // Вопросы психологии. - 1965. - №3. - 156-164. 
5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002. - 320 с. 
6. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество //Вопросы психологии. - 1990. - №4. - 5-14