Методы и приёмы для формирования педагогической компетентности родителей
В нашей группе реализуется проект в рамках родительского всеобуча по теме "Общаться с ребёнком. Как?" Цель данного проекта: формирование педагогической компетентности родителей, создание единого пространства "Семья - детский сад", в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет уютно, полезно, интересно, благополучно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.doc | 355.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по проведению тренинга с родителями по теме: «Проблемы взаимодействия с ребёнком» в рамках проекта «Общаться с ребёнком. Как?»
Воспитатель Андреева Н. М.
В нашей группе реализуется проект в рамках родительского всеобуча по теме: «Общаться с ребёнком. Как?». Цель данного проекта: формирование педагогической компетентности родителей, создание единого пространства «Семья – детский сад», в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.
Обучение проходит как составная часть родительского собрания 2 раза в год на протяжении 4 лет. Каждый раз разбирается один урок по одноимённой книге Ю. Гиппенрейтер.
- Как построить гармоничные отношения с ребёнком?
- Можно ли поправить отношения, если они совсем зашли в тупик?
Эти и другие важные вопросы всегда волнуют родителей.
И мы вместе, шаг за шагом, на наглядном материале и практических игровых действиях разбираем трудные ситуации.
Самыми распространёнными методами работы с родителями остаются беседы и консультации на педагогические темы, на которых необходимо создать ситуацию открытого общения между воспитателем и родителями, что, в свою очередь, приводит к снижению напряжённости всех участников родительского всеобуча; вовлечь родителей в активное обсуждение затрагиваемых вопросов; предоставить возможность родителям высказаться, поделиться собственным опытом.
Эффективным методом для выработки и обсуждения оптимальной педагогической стратегии взаимодействия с ребёнком является упражнение «Обсуждение проблемных ситуаций». Например:
- Ребёнком непомерно и постоянно восхищаются по любому поводу и без повода все члены семьи. Игнорируются и не принимаются во внимание любые просчёты и проступки ребёнка. Любые его желания оказываются в центре внимания и сиюминутно удовлетворяются.
О каком стиле воспитания идёт речь? К чему это может привести? Как вести себя воспитателю с таким ребёнком?
- Ребёнок отказывается от предложений воспитателя, не занимается вместе с детьми ни организованной, ни совместной деятельностью.
Как поступить воспитателю?
На занятиях по родительскому всеобучу воспитателю необходимо знакомить родителей с основами теории педагогики. К этому вопросу следует подходить творчески. Мы, например, используем методы: «Обсуждение современной или древней притчи», «Применение мудрых изречений философов и цитат писателей»
На первых уроках мы успешно замотивировали родителей на активное участие в обсуждении затрагиваемых вопросов, заинтриговали их. Для этого мы использовали методический приём метафоров – рисунков. Ведь этот способ получения информации наиболее доступен современным родителям. В основе этого метода лежит обсуждение рисунка, на первый взгляд, не связанного с темой родительского всеобуча. Однако, в ходе рассуждений, к родителям, отвечающим на наводящие вопросы воспитателя, постепенно приходит понимание, что предмет (или явление) на рисунке, как ни что другое, олицетворяет обсуждаемую проблему.
Как это происходит:
выкладываю на магнитной доске рисунок губки.
- Что изображено на картинке?
- Губка (родители).
- Давайте попробуем перечислить качественные характеристики этого предмета. Какое характерно для нее свойство?
- Она хорошо впитывает жидкость (родители).
- Давайте представим себе, что произойдет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета? Как это повлияет на нее?
- Губка станет синего цвета (родители).
- А если мы вольем в губку красную жидкость?
- Губка станет красной (родители).
- А если мы одновременно вольем в губку жидкости разных цветов?
- Губка станет непонятного, неопределенного цвета (родители).
- В начале обсуждения мы с вами определили, что особенностью губки является способность к впитыванию. А как вы думаете, от какого слова происходит слово «воспитание»?
- Родители высказывают собственные предположения.
- Слово «воспитание» образовано от слов «питание», «впитывание». Я не зря обратила внимание на общность корней этих слов, потому что ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что «вливают» в него родители. Можно долго убеждать ребенка, что курить вредно, наказывать его за вредную привычку. Это бессмысленно, если он видит, с каким наслаждением курит его отец или мать, старший брат или другие окружающие его люди. Он, скорее всего, «впитает» в себя пример старших и уважаемых людей.
- Можете ли вы сейчас назвать один из главнейших принципов воспитания детей?
- Родители высказываются.
- Конечно же, это принцип – воспитание собственным примером.
Выкладываю рисунок замка и ключей.
- Посмотрите на предложенный рисунок (демонстрируется замок) и скажите, что на нем изображено.
- Замок (родители).
- Правильно, замок. Какой это замок?
- Замок - как замок. Самый обычный. Железный. Закрытый и т.д. (родители).
- Но только замок закрыт. Что же нужно для того, чтобы открыть этот замок?
- Ключ (родители).
- Хорошо. Вот и связка ключей (демонстрируется второй рисунок). Любым ли ключом можно открыть предложенный замок?
- Нет (родители).
- Возможно, даже в этой связке нет нужного нам ключа. Для каждого замка существует свой ключ, с помощью которого можно открыть предложенный замок. Для чего же я все это говорю? С чем же можно сравнить замок и ключи, обсуждая сегодняшнюю тему родительского собрания.
- Замок – это ребенок, а ключи – методы воздействия на ребенка, методы воспитания, формы и приемы взаимодействия с ним (родители).
- Для того чтобы ребенок открылся нам, необходимо правильно подобрать тот единственный ключик, т.е. метод взаимодействия с ним. Об этом и пойдет речь на сегодняшнем родительском собрании. Возможно ли замок открыть другим способом, не применяя ключи?
- Да, возможно (родители).
- Конечно же, возможно. Например, с помощью, ножовки, лома, топора, хитроумной отмычки. Эти методы можно отнести к варварским, т.к. их применение обязательно приводит к поломке замка. То же самое происходит и с ребенком, его психикой, когда в отношении него применятся неправильные методы воспитания и воздействия.
На итоговом этапе занятия с родителями мы используем метод «Экспресс-анкет». Понятно, что подобные анкеты не могут дать глубокого анализа имеющихся трудностей, однако, позволят произвести первую общую оценку имеющейся ситуации. Примерные темы таких анкет: «Признаки тревожности ребёнка», «Готовность ребёнка к школе», «Стили воспитания в семье» и др.
Родительский всеобуч также можно завершить раздачей «Памяток родителям», в которых отражены основные теоретические аспекты, а также отдельные практические рекомендации.
Работа по формированию родительской компетентности позволяет дошкольному учреждению и родителям приобретать опыт сотрудничества, осуществлять задачу развития гармоничной личности дошкольников
Приложение
Губка
Замок
Ключи