Собственный педагогический опыт

В 2016-2017 учебном году была продолжена работа по распространению собственного педагогического опыта. Результатом работы явились представленные ниже материалы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль качественных задач в развитии мышления учащихся Ладыгина Татьяна Ивановна – учитель высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ №33 им. П.А. Столыпина» г. Энгельса Саратовской области

Слайд 2

Согласно Федеральному государственному стандарту Образование должно быть ориентировано на воспитание личности, способной к мышлению, активно познающей окружающий мир, мотивированной на творчество, инновационную деятельность, с самообразование.

Слайд 3

Творческие упражнения и задачи Помогают осмыслить изучаемый материал, осознать его теоретическую и практическую значимость. Целесообразно предлагать задачи, составленные на основе художественных произведений, с лишними данными, либо с их минимальным количеством, с неявно заданным вопросом, который нужно поставить самим учащимся.

Слайд 4

Творческие упражнения и задачи Призваны заинтересовать учащихся, привлечь их внимание, вызвать желание разобраться в новой теме, активно участвовать на уроке. Хорошо, если будут близки к жизненным ситуациям. Идеально продемонстрировать нечто новое, вызывающее чувство удивления.

Слайд 5

Пример: « Шерлок Холмс нагнулся над своим ящиком, пошарил в нем и извлек обычный медицинский градусник. Ватсон с любопытством посмотрел на эту «реликвию». - Перед Вами, дорогой друг, уникальный прибор. С его помощью я определял температуру почти кипящей жидкости. - Но, позвольте, шкала этого градусника рассчитана всего на 8 С: она начинается с 33 и заканчивается 42 С. - Я не оговорился, Ватсон, все так и было».

Слайд 6

Пример: «Игрок бросает мяч своему партнеру, находясь в 28 м. от него. Мяч летит четыре секунды. Какой наибольшей высоты достиг мяч?» «Почему опасно купаться или нырять в незнакомом месте?»

Слайд 7

Значение качественных задач Решение задач учит анализировать явления, развивает логическое мышление, смекалку, творческую фантазию, умение применять теоретические знания для объяснения явлений природы, быта, техники. Применение экспериментальных задач развивает умение и навыки учащихся в обращении с физическими приборами, макетами, установками и моделями.

Слайд 8

Значение качественных задач Задачи с производственным содержанием знакомят учащихся с техникой, расширяют их кругозор, являются средством подготовки к практической деятельности. Являются одним из важных приемов политехнического обучения. Пример: «Почему, разъезжая по посыпанным солью дорогам, можно резко снизить срок эксплуатации автомобиля?» Учащиеся приучаются к точной, лаконичной, грамотной речи, у них развивается эвристическое нестандартное мышление, формируется свое миропонимание.

Слайд 9

Значение качественных задач Дают возможность учителю установить глубину теоретических знаний и понимание учащимися изучаемого материала. Пример: Почему взрыв снаряда под водой губителен для живущих в воде организмов? Вызывают большой интерес у учащихся, позволяют учителю оживить урок эмоционально, активизировать мыслительную деятельность обучающихся.

Слайд 10

Ценность качественных задач Большую роль играют во внеклассной работе. Методически особенно важны при изучении разделов курса физики, в которых нет формул, явления рассматриваются лишь с качественной стороны. Пример: «Зачем должен включаться на автомобиле задний красный свет, когда водитель нажимает на тормоз?» На первой ступени обучения в преподавании играют большую роль, чем количественные.

Слайд 11

Решение качественных задач 1 этап Ознакомление с условием задачи 2 этап Анализ содержания задачи 3 этап Составление плана решения 4 этап Осуществление плана решения 5 этап Проверка ответа

Слайд 12

Аналитико-синтетический метод решения задач Чтобы связать данное явление с одним или несколькими физическими законами, надо расчленить сложное явление на ряд простых, т. е. применить анализ. Для соединения в общий вывод следствий, полученных из отдельных законов, используется синтез. При решении задач по физике анализ и синтез неразрывно связаны между собой, т. е. применяется единый аналитико – синтетический метод.

Слайд 13

Схема методики решения качественных задач

Слайд 14

Приемы решения качественных задач Эвристический прием Графический прием Экспериментальный прием

Слайд 15

Эвристический прием Учит анализировать физические явления, описанные в задаче, синтезировать данные её условия с содержанием известных физических законов, обобщать факты, делать выводы. Постановка и разрешение ряда взаимно связанных качественных вопросов ,ответы на которые содержатся либо в условии задачи, либо в известных ученику физических законах.

Слайд 16

Графический прием Использование приема позволяет получить ответ на вопрос задачи в процессе исследования соответствующего чертежа, графика, схемы, рисунка, фотографии и т. п. Достоинство приема – наглядность и лаконичность решения. Он развивает функциональное мышление учеников, приучает их к точности и аккуратности. Прием особенно значим в тех случаях, когда дана последовательность рисунков, фиксирующих определенные стадии развития явления или протекания процесса.

Слайд 17

Экспериментальный прием Можно получить ответ на вопрос задачи на основании опыта, поставленного и проведенного в соответствии с её условием. В таких задачах обычно предлагается ответить на вопросы: «Что произойдет ?», «Как сделать?» В процессе экспериментального решения качественных задач учащиеся становятся как бы исследователями, развивается их любознательность, активность, формируются практические умения , навыки работы с физическими приборами.

Слайд 18

Заключение Успешное решение качественных задач по физике – залог успехов и в понимании физики, и в развитии творческой деятельности школьников.



Предварительный просмотр:

 Организация ученических проектов как приоритетный метод обучения в современной школе.

Ладыгина Татьяна Ивановна

                Учитель физики высшей квалификационной категории

                                             МБОУ «СОШ № 33 им. П. А. Столыпина» города Энгельса Энгельсского района,

г. Энгельс

E-mail: pvo11@rambler.ru

  Нашему времени свойственна технологическая направленность. Технологии и инновации, вошедшие в школьную жизнь, направлены на повышение продуктивности учебной деятельности, превращении школьника в активного субъекта собственного учения. В связи с чем, были скорректированы задачи обучения и выделены значимые для современного образования – поддержать стремление учащихся к самостоятельной учебной работе, помочь развить навыки, необходимые для успешной деятельности в условиях экономики, построенной на знаниях.

   Компьютерные технологии представляют учителям и обучающимся большие возможности учебного творчества, в котором преподаватели становятся помощниками учеников в самостоятельных исследованиях учебных проектов. Организация таких ученических проектов и стала одним из приоритетных методов обучения в современной школе.

   Почему используется термин «проектная», а не «практическая» работа? Дело в том, что стержень проектирования – связь замысла с воплощением, а не просто самостоятельное достижение результата. Цель проектной деятельности – формирование творчески активной личности. Данный метод предполагает использование учителем личностно-ориентированного подхода.  Принимая тезис Георга Зиммеля: «Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает», мы принимаем и то, что учитель лишь направляет действия ученика, помогает ему не потеряться в безбрежном мире информации, предоставляя ему самому конструировать свои знания.

   Личностно-ориентированное образование – то, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, в котором познавательная деятельность, а не преподавание, была бы ведущей в тандеме учитель-ученик, чтобы традиционная парадигма образования учитель-учебник-ученик была заменена на новую: ученик-учебник-учитель.

   Учебный проект – организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнёров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

           В рамках исследовательской деятельности школа должна способствовать решению следующих методических задач:

  1. Формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объёмами информации.
  2. Формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом.
  3. Формировать навыки самообразования.
  4. Развивать умение сформулировать задачу и её решить.
  5. Формировать навыки самоконтроля.
  6. Формировать навыки работы в команде.

   Одна из важных особенностей совместной работы учащихся – их ориентация на партнёра, полное равноправие всех её участников. Главная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее.

   Учащийся должен стать субъектом, т.е. инициатором познавательной деятельности, а учитель должен превратиться в организатора учебной деятельности школьника, помощника, координатора и советчика.

   Успешная реализация технологии проектного обучения возможна, если учитель создаёт для учащегося благоприятные условия:

- предоставляет школьникам возможность выбрать тему проекта, планировать работу;

- организует распределение подтем по группам, ролей и функций в группе;

- способствует проявлению поисковой активности учащихся в ходе исследовательской деятельности;

- консультирует учащихся на всех этапах работы;

- организует подведение итогов на промежуточных этапах;

- предоставляет школьникам возможность для самооценки выполненных ими проектов и работы над ними;

- организует презентацию проекта.

   Проект – это самостоятельная творческая работа учащегося, которая предполагает не только использование материала какого-то определённого предмета, но и опору на знания и умения, полученные при изучении других школьных дисциплин, а также, пусть небольшой, но свой личный опыт.

   Учитель должен учитывать, что проект – это трудоёмкий процесс, поэтому проектную деятельность используют и как метод внеклассной работы, особенно, если это проект исследовательского, межпредметного характера.

   Учебный проект предполагает прохождение этапов, в которых отражается учебная деятельность учащихся. Исходя из опыта работы, к таким этапам относятся:

I Продумывание учителем темы проекта. Для определения темы преподаватель выбирает учебный раздел, часть стандартного учебного курса или нескольких курсов в соответствии с программой своего учебного предмета (например, «Электричество», в рамках предмета «Физика»).

II Выбор возрастной категории учащихся. Учитель выбирает определённую возрастную группу: ученики средней школы, 9-классники, разновозрастная группа (8-11 классы) учащихся и т.п.

III Формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы.  С чего может начинаться разработка учебного проекта? Какие действия помогут придумать преподавателю учебное задание с привлечением различных областей знания, чтобы ученики с интересом участвовали в процессе исследовательской деятельности? Одним из решений может стать формулирование основополагающих вопросов, ответы на которые выявляют действительное понимание учащимися содержания предмета. На такие вопросы нельзя ответить одним предложением (например, «Кто такой друг?», «Действительно ли история – это история прогресса?»). Однако, основополагающий вопрос может оказаться слишком абстрактным или непонятным для учащихся. Таким образом, для начала работы над новой темой необходимы ещё проблемные вопросы учебной темы. Таки е вопросы являются конкретными тематическими предпосылками к формированию ответов на основополагающие вопросы.

IV Формулирование дидактических целей проекта. (Например, «Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объёмами информации, умений увидеть проблему и наметить пути её решения»).

V Формулирование методических задач.

VI Определение творческого названия проекта. Творческое название выбирают учащиеся вместе с учителем, исходя из обсуждения тем индивидуальных исследований. На выбор влияет не только учебный предмет, но и возраст участников. (Например, «Энергосбережение – путь к экологии»).

VII Формирование групп для проведения  исследований и определение формы «цепочки» вопросов и ответов, которые надо доказать в исследованиях, а также, выбирают форму представления результатов в виде презентации, буклета, публикации, веб-сайта и др. Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий смог на большом экране наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению и для сопровождения собственного доклада. Веб-сайт содержит информацию о ходе работы над проектом.

VIII Формирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся).

IX Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе. Обучающиеся продумывают пути проведения своих исследований, способы оформления полученных результатов.

X Обсуждение с учениками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав. Учитель обсуждает с учениками как найти источники информации по теме исследования: в библиотеке, в Интернете. Цель – задать направление поиска информации.

XI Самостоятельная работа групп. Роль учителя – консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло.

XII Подготовка учащимися презентации по отчёту о проделанной работе. Форма презентации может быть любая. Цель – мотивировать учащихся систематизировать полученные данные. Роль учителя – консультирование, помощь.

XIII Защита полученных результатов и выводов.

XIV Оценивание результатов проекта школьниками и учителем. Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом. Результативность каждого выступает здесь как фундамент для новых исследований по темам проекта.

   Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время, метод проектов встроен в структуру системы образования. Но сущность идеи остаётся прежней – стимулировать интерес школьников к обучению путём организации их самостоятельной деятельности, постановки перед ними целей и проблем, решение которых ведёт к появлению новых знаний и умений. Несомненно, проектная методика – педагогическая технология нового качественного образования.

Список литературы

  1. Кудрявцева Н. Г.. Проектная деятельность учащихся. // Справочник заместителя директора школы, 2008. —№ 8. — С. 47.
  2. Советский энциклопедический словарь – М.: Советская энциклопедия, - 1980, с.471, с.621.
  3. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003. - 110с
  4. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004
  5. Министерство образования Российской Федерации (Национальный фонд подготовки кадров). Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования.