Инновационный опыт
Описание инновационного опыта: "Лингвокультурологический подход на уроках русского языка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_tehnologii.docx | 448.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Граневой Ирины Юрьевны
- Наименование опыта.
Культурологический подход на уроках русского языка и литературы как средство развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся
2.Условия становления инновационного педагогического опыта.
Анализ практической деятельности учителей показал, что понимание учебного предмета «Русский язык», «Родной (русский) язык» в качестве цели и средства одновременно в результате породило изучение предмета ради предмета и вызвало реакцию отчуждения учащихся от познавательной деятельности. По данным психологических исследований начала ХХI века, у 70% обучаемых ведущим мотивом посещения школы был морально-дисциплинарный мотив. Это говорит о том, что потенциальная полезность информации, получаемой учащимися на уроках русского языка и литературы, невысока, а педагогическая деятельность становится неэффективной, затратной, мало результативной. Практика показала также, что в традиционной школе учитель крайне редко задаёт себе вопросы: зачем мой предмет нужен учащемуся? Какие личностные качества этот предмет развивает у обучаемых? [1;1]
Общество XXI века нуждается в умной, конкурентоспособной, достойно мыслящей личности, управляющей собственной интеллектуальной деятельностью в социальном взаимодействии с членами этого общества. Этот социальный заказ отражается в проекте федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. Поэтому цели обучения русскому языку определяются этим документом, в котором особое место отводится задаче формирования у учащихся универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, культурологических.
- Теоретическая база опыта.
- идея интегрального описания языка (Т.Б. Радбиль, А.Д. Шмелев, Н.Д. Арутюнова, Ю.Д. Апресян).
- коммуникативная методика преподавания русского языка (Е.А. Быстрова);
- теория использования проектных методов на уроках и во внеурочной деятельности (Нарушевич А.Г);
- -личностно-деятельностный подход к обучению и воспитанию (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Зимняя И.А);
- личностно-ориентированные технологии обучения (обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение, индивидуальный и дифференцированный подход, гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили, др.);
- технологии, ориентированные на эффективность управления и организации учебного процесса (система КСО - коллективного способа обучения, групповые технологии разных видов - групповой опрос, смотр заданий, учебная встреча, диспут, урок-конференция, урок-путешествие, интегрированный урок и т.д.);
- Актуальность и перспективность опыта.
В условиях снижающегося интереса к школьным предметам, в частности к литературе и русскому языку, а также к процессу обучения вообще, особые надежды возлагаются на новые подходы в преподавании, направленные на развитие у школьников устойчивого интереса к данным предметам, - Культурологический подход в обучении - для развития интеллектуальных и творческих способностей у учащихся.
Актуальность темы состоит в том, что в связи со стремительным ростом темпа внедрения технических разработок, на второй план отходят традиции общества, теряется культурный фон как лингвистический, так и исторический, поэтому современный молодой человек должен не столько уметь что-нибудь делать и знать, сколько уметь учиться делать, уметь применять знания. Чем активнее протекают у ученика познавательные процессы, тем выше эффективность его обучения. Таким требованиям в полной мере отвечает культурологический подход, ведь в этой технологии заложены методы, активизирующие интеллектуальное и творческое развитие личности:
- Высокое качество усвоения знаний по предмету;
- Успешная подготовка к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе;
- Составление культурологического словаря, так как словарь – отражение духовного опыта поколений и особенностей национального менталитета;
- Активизация познавательной деятельности учащихся;
- Умение работать с текстом - формирование интереса к родному языку;
- Применение знаний в конкретной жизненной ситуации.
Цель – создать условия для воспитания духовно богатой, нравственно ориентированной личности, любящей свою родину, знающей и уважающей родной язык, сознательно относящейся к нему как к явлению культуры.
Задачи:
- Изучить материалы по данной теме известных лингвистов, литераторов и педагогов;
- Определить оптимальные формы, методы, приёмы работы по составлению словарей разного типа (лингвокультурологического словаря, диалектного словаря и «лексикографического портретирования»);
- Активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках и во внеурочной деятельности, используя главное информационное средство - текст;
- Обеспечить высокое качество усвоения знаний по русскому языку;
- Показать тесную взаимосвязь русского языка, литературы и истории.
- Новизна опыта
Заключается в том, что отличительной особенностью современного
подхода в обучении, а также нового стандарта основной школы является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. А также главной задачей школьного курса русского языка в настоящее время становится развитие связной речи, т.е. коммуникативная деятельность, что предполагает обязательную и целенаправленную работу над текстом. Текст является сейчас основной дидактической единицей, с помощью которой изучается языковая система. А также большое внимание должно уделяться развитию речевой культуры учащихся. Для изучающего язык важно осознание языка как особого, уникального явления, как важнейшей части культуры народа, поэтому культурологический подход, который предполагает создание словарей разного типа , проведение интегрированных уроков (русский язык, литература, история) ведет к повышению общефилологической культуры учащихся.
- Практическая значимость
“Современная школа должна научить учащихся добывать информацию из различных источников информации, включая информационные, привить навыки их критического анализа и сформировать компетентностные умения применять полученные информацию и умения на практике”. [4; 2] Поэтому я считаю, что культурологический подход является актуальным и очень перспективным методом в обучении русскому языку и литературе, т.к. он ориентирован на практическое овладение русским языком, предусматривает переход от сознательного усвоения учащимися единиц языка к употреблению их в речевых ситуациях, приближающихся к ситуациям естественного речевого общения дома, в школе, с одноклассниками и учителями, в магазине, в общественном транспорте, с незнакомыми взрослыми людьми, развивает интеллектуальные и творческие способности. Одновременно с этим учащиеся обучаются всем видам речевой и письменной деятельности: слушанию, говорению, чтению, письму - в наиболее важных сферах общения.
а) Создание словарей разного типа, должно способствовать формированию у школьника представление о языке как о развивающемся феномене, отображающем культурную эволюцию народа и особенности национального менталитета, а также формированию интереса не только к родному языку, но и к русской классической литературе.
Создание словарей зависит от возраста учащихся. С 6 по 9 класс – это Лингвокультурологический словарь, 7 класс – Диалектный словарь, 10-11 классы (более сложный этап) – это попытка создания «лексикографического портретирования».
Лингвокультурологический словарь дает комплексное описание слова: значение, которое выводится из ряда словарных статей разных толковых словарей (В.И. Даля, С.И.Ожегова, Н.Ю. Шведовой и др.), которые ученики находят в Интернете, дабы работа с интернет-источниками им интересна, лексико-семантическую парадигму (антонимы, синонимы), фразеологизмы, этимологию, пословицы и фрагменты текстов из художественной литературы (Национальный корпус русского языку). Создается словарь с 6 по 9 класс. Именно с 6 класса учащиеся начинают изучать лексикологию, фразеологию, лексикографию, а по литературе в разделе «Фольклор» - пословицы. Но к 9 классу, как показал опыт, при подготовке к ОГЭ все фразеологизмы забываются, а значения многих слов им неизвестны, поэтому при написании сочинения на тему 15.3 возникают затруднения.
Все ученики, начиная с 5 класса, заводят Банки памяти, куда записывают все орфографические и пунктуационные правила. А с 6 класса начинаем создавать Лингвокультурологический словарь, т.е. в него вклеиваются «дорожные карты» слов. Каждому учащему выдается «дорожная карта», которая заполняется дома, а затем обсуждается и анализируется на уроках русского языка, а дополняется на уроках литературы. Начиная с 8 класса, заполняется графа «Дополнительные значения», которые подчерпываются из художественных текстов, речи или из Национального корпуса русского языка.
Пример «дорожной карты».
Слово | Дом |
Мое определение | Дом - это |
Значение (по 2-3 словарям) | Значение слова Дом по Ефремовой: Значение слова Дом по Ожегову: Дом Жилое (или для учреждения) здание Дом Место, где живут люди, объединенные общими интересами, условиями существования Дом Свое жилье Дом Семья, люди, живущие вместе, их хозяйство Дом Учреждение, заведение, обслуживающее какие-нибудь общественные нужды Значение слова Дом по словарю Даля: |
Общее значение (выведенное из словарных статей) | |
Этимология слова . Этимология ( наука о слове, его происхождении, составе, смыслах и значениях, истории изменений; это учение о грамматических частях речи. | Слово «дом» является общеславянским, имеет соответствие в греческом языке, где domos – это «строение» |
Синонимы — это слова, различные по написанию и звучанию, но тождественные или близкие по значению. |
|
Антонимы –это слова с противоположным значением . | |
Фразеологизмы-это устойчивое по значению сочетания слов,которые при разделении будут обозначать разное лексическое значение т.е. разделять их нельзя. Вместе они обозначают единый смысл. | На дому; отказать от дома; общеевропейский дом |
Пословицы – | Дон, Дон, а лучше дом; И тесен дом, да просторен он; Свой дом не чужой: из него не уйдешь и т.д. |
Рисунок - |
|
Словообразовательный разбор | Дом-ик, дом-ин(а), на-дом-ник …… |
дополнительные значения (заполняется в течение 8-9 класса) | 1 . По художественным текстам ( У Ф.М. Достоевского: Дом – это острог «Записки из Мертвого дома». Место, где озлоблялись «уже озлобленные люди», вынужденные жить под одной крышей). 2 . В школьном жаргоне – это учебный кабинет, закрепленный за классом |
В 9 классе учащиеся умеют уже небольшой словарик, в котором собраны слова, которые чаще всего используются на ОГЭ в задание 15.3
В связи с этим уроки строятся так, чтобы учащиеся постоянно обращались к словам, иногда рассматриваются просто значения, иногда этимология слова, иногда проводится словообразовательный анализ. Но в основе всего стоит ТЕКСТ! 7 класс. Составление Диалектного словаря.
80 % учащихся из класса лето проводят в деревне у родственников, поэтому получают задание:
- Опросить местных жителей на тему «Ягоды».
- Составить паспорт населенного пункта и респондентов.
- Сделать транскрипцию слов и сделать их словообразовательный анализ.
Это коллективный проект, который выливается в научно-исследовательскую работу. (Областной конкурс, НОУ)
б) В качестве заданий, способствующих развитию коммуникативной и культурологической компетенций учащихся на уроках русского языка можно использовать следующие задания:
1. Дается ряд слов, словосочетаний и предложений, из которых нужно составить небольшой текст (количество предложений лучше указать) на тему «Нижегородский кремль», «Путешествие по Волге», «Почему одна из башен Нижегородского кремля называется Дмитриевской». Подумайте, какие виды сложноподчиненных предложений необходимо включить в описание, в рассуждение, в повествование; в какой последовательности их следует расположить. Культурологический аспект – тексты для работы нижегородских авторов.
Составляя текст, учащиеся овладевают умением продумывать композицию высказывания, отбирать для раскрытия темы необходимый материал. Таким образом, школьники усваивают лексические и грамматические средства, которые употребляются в определенных типах речи.
- Ведущая педагогическая идея.
Сущность культурологического метода в преподавании русского языка и литературы характеризуется тем, что у школьника формируется представление о языке как о развивающемся феномене, отображающем культурную эволюцию народа и особенности национального менталитета, а также формированию интереса не только к родному языку, но и к русской классической литературе.
Цели обучения, его содержание, уровни знаний, умений и навыков определяются через разного рода компетенции. Под компетенцией понимается совокупность тех знаний и умений, которые формируются в процессе обучения русскому языку и способствуют овладению им. Рассмотрим те виды компетенции, которые имеют непосредственное отношение к изучению русского языка.
Языковая компетенция представляет собой практическое овладение материалом языковой системы в речевом коллективе с русским языком.
Лингвистическая компетенция включает в себя знание основ науки о русском языке, усвоение понятийной базы учебного курса и формирование учебно-языковых умений работы с языковым материалом.
Коммуникативная компетенция - это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи, умения и навыки анализа текста и собственно коммуникативные - умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам и ситуациям общения с учетом адресата и стиля речи.
Цели каждого урока должны быть сформулированы конкретно, с указанием того языкового материала, который будет изучаться на данном уроке, и тех речевых умений и навыков, которые будут сформированы на его основе. Итак, для успешной учебной деятельности необходимо осознанное представление целей обучения не только учителями, но и учениками. Учащиеся должны отчетливо понимать, что дает им изучение русского языка, культуры русского народа, какие умения и навыки могут быть сформированы на уроке при изучении конкретного языкового материала, какое значение имеют они для практического овладения языком. Осознание учащимися целей и задач обучения является одним из продуктивных способов формирования интереса к русскому языку, развития потребности в его изучении.
Важнейшей единицей культурологического подхода в обучении русскому языку является использование текста в качестве основной дидактической единицы учебного материала, что позволяет использовать в работе нестандартные уроки, которые вызывают, прежде всего, интерес учеников, развитие их творческого потенциала, способствующих оптимальному развитию и воспитанию.
- Виды нестандартных уроков:
- Урок- деловая игра.
- Урок- пресс конференция.
- Урок-соревнование.
- Урок-консилиум.
- Урок-зачет.
- Урок- театральное представление.
- Урок-лекция и т.д..
- Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
- «преднамеренные ошибки»;
- поиск информации в предложенных источниках;
- взаимоконтроль;
- диспут;
- заучивание материала наизусть в классе;
- КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).
- Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
- поиск лишнего;
- упорядочивание;
- «цепочки»;
- составление схем-опор;
- работа с разного вида таблицами;
- работа со словарями;
- Для диагностики и формирования коммуникативных и культурологических универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
- составь задание партнеру;
- отзыв на работу товарища;
- групповая работа по составлению проекта, ОК;
- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
- «подготовь презентацию...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.
- Технология опыта
Основное требование нового Федерального государственного образовательного стандарта – научить школьника учиться, т.е. самостоятельно добывать знания из различных источников, уметь работать с информацией и эффективно использовать ее в учебной и профессиональной деятельности, поэтому в качестве технологии мною была выбрана проектная деятельность, т.к. она полностью соответствует культурологическому подходу в преподавании русского языка и, конечно, литературы, так как он развивает интеллектуальные и творческие способности учащихся.
Проектная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений: учащиеся формулируют проблему, собирают и обрабатывают информацию, проводят эксперименты, анализируют полученные результаты. Проектная деятельность способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Учебный проект – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. [14;31]
Проект очень хорошо помогает в учебном процессе, дополняет и углубляет его содержание.
- Результативность опыта.
Эффективность профессионального опыта:
Уровень сформированности творческих и интеллектуальных способностей учащихся проводился по методике Н.А. Вагановой, согласно которой можно выделить следующие типы потенциала детей:
- художественный, когда у ребенка наблюдается склонность к
творческим проявлениям именно в художественной деятельности;
- исследовательский, когда ребенок обладает природной любознательностью, стремится к активной поисковой и исследовательской деятельности;
- творческий, когда проявляет вербальное творчество, демонстрирует богатую фантазию и творческое воображение.
Одним из показателей работы выявления уровня самореализации школьников – являются результаты участия детей в творческих конкурсах и олимпиадах.
Уровень самореализации школьников
Заключение.
При реализации проектов лингвокультурологической направленности, а в частности составления словарей разного типа, у детей развиваются:
- коммуникативные умения, информационные умения, в том числе умения поиска, систематизации, обработки и интерпретации лингвистического и культуроведческого материала с целью его дальнейшего использования в решении различных коммуникативных задач;
- умения соединять знания, полученные из других изучаемых предметов;
- учебные умения обобщать, выделять главное, анализировать, сопоставлять, находить сходное и различное, устанавливать взаимосвязи, умения интегрировать знания в соответствии с речевой учебной задачей.
- творческий эффект лингвокультурологических исследований, который позволяют каждому ребенку проявить творческую индивидуальность.
- чувство гордости за вклад своего народа в мировую культуру и цивилизацию в целом;
- речевое самосовершенствование.
Создавая собственные словари, ученики становятся субъектами познавательной деятельности, которая воспитывает инициативность, самостоятельность, развивает творческие способности учащихся. Работа со словом, с лингвистическими словарями и другой справочной литературой повышает орфографическую грамотность, развивает языковое чутьё.
Библиографический список
- Бердникова Л. И. Русский язык в системе развивающего обучения - Оренбург, Изд-во ООИУУ, 1997.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 2009
- Богданова Г.А. Из опыта проведения уроков - зачетов //Русский язык в школе, 1988, №2.
- Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании русского языка // Рус. язык в школе. - 1996. - № 1.
- Величко Л.И. Работа над текстом на уроке русского языка. - М., 1983.
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 1981.
- Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996. — 112 с.
- Десяева Н.Д., Наполькова Т. В. Пути организации самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка. Пособие для учителя. - М.: Прометей, 1989.
- Калшанский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка. - М., 1984.
- Кирилина Л.И. Современные технологии обучения русскому языку как средств повышения качества образования в условиях модернизации и профессиональная компетентность учителя // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 6 – стр. 82-88.
- Леонтьев А.А. Язык, Речь, речевая деятельность. - М., 1969.
- Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. - М., 1976.
- Нарушевич А.Г. Русский язык. Проекты? Проекты…Проекты! 5-11 классы: учебно методическое пособие / Под ред. Н.А. Сениной. - Ростов н/Д: Легион, 2013.
- Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка: Пособия для учителя. - М.:Просвещение, 1986.
- Полякова Т.Н. Метод проектов в школе: теория и практика применения М., 2011. С.31.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.