Методическая копилка

Карпова Лена Семеновна

В разделе "Методическая копилка" размещён материал для учителей биологии и химии. Буду рада, если Вы найдёте что-то полезное для себя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проверочный тест по теме «Деление клеток. Митоз»

Выберите правильные ответы из предложенных вариантов и обведите кружком.

1. Укажите правильную последовательность фаз митоза:

А) метафаза, профаза, анафаза, телофаза

Б) профаза, телофаза, анафаза, метафаза

В) телофаза, метафаза, анафаза, профаза

Г) профаза, метафаза, анафаза, телофаза

2. Перед митозом клетка содержит 8 хромосом. Сколько хромосом содержит потомок этой клетки после митоза?

А) 4               В) 16

Б) 8                Г) 32

3. Перед митозом клетка содержит 8 хромосом. Сколько у нее в этот момент хроматид?

А) 4               В) 16

Б) 8                Г) 32

4. Часть жизненного цикла клетки от ее возникновения и до начала следующего деления называют:

А) метафазой        В) интерфазой

Б) телофазой         Г) профазой

5. Расхождение хроматид к разным полюсам клетки происходит в:

А) анафазу          В) метафазу

Б) телофазу            Г) интерфазу

6. Формирование веретена деления происходит в:

А) метафазу        В) профазу

Б) анафазу              Г) телофазу  

7. Хромосомы располагаются в экваториальной плоскости клетки в:

А) интерфазу        В) метафазу

Б) профазу               Г) телофазу

8. Назовите последнюю фазу митоза

А) метафаза             В) анафаза

Б) профаза               Г) телофаза

9. Какова в среднем продолжительность митоза?

А) 1 – 2 минуты         В) 1 – 2 часа

Б) 1 – 2 суток             Г) 1-2 недели

10. Какие клетки образуются у животных в процессе митоза?

А) соматические       В) половые

Б) споровые               Г) с половинным набором хромосом

Проверочный тест по теме «Деление клеток. Митоз»

Выберите правильные ответы из предложенных вариантов и обведите кружком.

1. Укажите правильную последовательность фаз митоза:

А) метафаза, профаза, анафаза, телофаза

Б) профаза, телофаза, анафаза, метафаза

В) телофаза, метафаза, анафаза, профаза

Г) профаза, метафаза, анафаза, телофаза

2. Перед митозом клетка содержит 8 хромосом. Сколько хромосом содержит потомок этой клетки после митоза?

А) 4               В) 16

Б) 8                Г) 32

3. Перед митозом клетка содержит 8 хромосом. Сколько у нее в этот момент хроматид?

А) 4               В) 16

Б) 8                Г) 32

4. Часть жизненного цикла клетки от ее возникновения и до начала следующего деления называют:

А) метафазой        В) интерфазой

Б) телофазой         Г) профазой

5. Расхождение хроматид к разным полюсам клетки происходит в:

А) анафазу          В) метафазу

Б) телофазу            Г) интерфазу

6. Формирование веретена деления происходит в:

А) метафазу        В) профазу

Б) анафазу              Г) телофазу  

7. Хромосомы располагаются в экваториальной плоскости клетки в:

А) интерфазу        В) метафазу

Б) профазу               Г) телофазу

8. Назовите последнюю фазу митоза

А) метафаза             В) анафаза

Б) профаза               Г) телофаза

9. Какова в среднем продолжительность митоза?

А) 1 – 2 минуты         В) 1 – 2 часа

Б) 1 – 2 суток             Г) 1-2 недели

10. Какие клетки образуются у животных в процессе митоза?

А) соматические       В) половые

Б) споровые               Г) с половинным набором хромосом

Проверочный тест по теме «Мейоз»

Выберите правильные ответы из предложенных вариантов и обведите кружком.

1. Процесс деления, в результате которого состоит из исходной диплоидной клетки образуются четыре клетки, называют:

А) митозом           В) оплодотворением

Б) дроблением      Г) мейозом

2. В процессе мейоза образуются клетки с набором хромосом:

А) диплоидным    В) равным материнскому

Б) гаплоидным     Г) удвоенным

3. Перед мейозом клетка содержит 8 хромосом. Сколько хромосом содержит потомок этой клетки после первого деления мейоза?

А) 4                В) 16

Б) 8                 Г) 32

4. В результате I этапа мейоза из одной материнской клетки образуются:

А) две дочерние клетки с уменьшенным вдвое набором хромосом

Б)  четыре дочерние клетки с уменьшенным вдвое набором хромосом

В) две дочерние клетки с увеличенным вдвое числом хромосом

Г) две дочерние клетки с числом хромосом, равным материнской клетке

5. Благодаря конъюгации и кроссинговеру происходит

А) уменьшение числа хромосом вдвое

Б) увеличение числа хромосом вдвое

В) обмен генетической информацией между гомологичными хромосомами

Г) увеличение числа клеток

6. Процесс кроссинговера происходит в:

А) профазе I          В) анафазе II

Б) метафазеII         Г) телофазе I

7. Мейоз по другому называют:

А)  редукционным делением            В) почкованием

Б) простым бинарным делением      Г) дроблением

8. В результате II этапа мейоза происходит образование:

А) Образование двух гаплоидных клеток

Б) Образование двух диплоидных клеток

В) Образование четырех гаплоидных клеток

Г) Образование четырех диплоидных клеток

9. Во второе мейотическое деление вступают клетки с каким набором хромосом:

А) диплоидным     В) гаплоидным

Б) триплоидным    Г) нет верного ответа

10. Путем мейоза образуются клетки:

А) нервные            В) мышечные

Б) половые             Г) соматические

Проверочный тест по теме «Мейоз»

Выберите правильные ответы из предложенных вариантов и обведите кружком.

1. Процесс деления, в результате которого состоит из исходной диплоидной клетки образуются четыре клетки, называют:

А) митозом           В) оплодотворением

Б) дроблением      Г) мейозом

2. В процессе мейоза образуются клетки с набором хромосом:

А) диплоидным    В) равным материнскому

Б) гаплоидным     Г) удвоенным

3. Перед мейозом клетка содержит 8 хромосом. Сколько хромосом содержит потомок этой клетки после первого деления мейоза?

А) 4                В) 16

Б) 8                 Г) 32

4. В результате I этапа мейоза из одной материнской клетки образуются:

А) две дочерние клетки с уменьшенным вдвое набором хромосом

Б)  четыре дочерние клетки с уменьшенным вдвое набором хромосом

В) две дочерние клетки с увеличенным вдвое числом хромосом

Г) две дочерние клетки с числом хромосом, равным материнской клетке

5. Благодаря конъюгации и кроссинговеру происходит

А) уменьшение числа хромосом вдвое

Б) увеличение числа хромосом вдвое

В) обмен генетической информацией между гомологичными хромосомами

Г) увеличение числа клеток

6. Процесс кроссинговера происходит в:

А) профазе I          В) анафазе II

Б) метафазеII         Г) телофазе I

7. Мейоз по другому называют:

А)  редукционным делением            В) почкованием

Б) простым бинарным делением      Г) дроблением

8. В результате II этапа мейоза происходит образование:

А) Образование двух гаплоидных клеток

Б) Образование двух диплоидных клеток

В) Образование четырех гаплоидных клеток

Г) Образование четырех диплоидных клеток

9. Во второе мейотическое деление вступают клетки с каким набором хромосом:

А) диплоидным     В) гаплоидным

Б) триплоидным    Г) нет верного ответа

10. Путем мейоза образуются клетки:

А) нервные            В) мышечные

Б) половые             Г) соматические



Предварительный просмотр:

Разработка интегрированного урока

Авторы:

Карпова Лена Семеновна – учитель химии МБОУ «Ожулунская СОШ»

Терютина Лена Ивановна – учитель физики МБОУ «Ожулунская СОШ»

Тема урока «Физические и химические явления»

Предмет: физика и химия

Класс: 7-8

Цель урока: формирование знаний о физических и химических явлениях, выяснение их существенных отличий

Задачи урока: 1. Ознакомить учащихся с физическими и химическими явлениями;

2. Развивать умение отличать физические явления от химических;

3. Воспитать внимательность, наблюдательность, аккуратность.

Тип урока: интегрированный урок-исследования

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная, работа в группах.

Оборудование: компьютер, проектор, оборудование для исследовательской работы (спиртовки, фарфоровые чашки, пробирки, держатели, сахар, мел, парафин, растворы сульфата меди, серной кислоты, гидроксида натрия, магний, стакан с водой).

Этапы урока:

  1. Орг момент. Вводное слово учителя физики: - Здравствуйте, сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Этот урок интегрированный, он помогает объединить знания по химии и физике. Урок будут проводить Терютина Л.И.-  учитель физики, Карпова Л.С. – учитель химии МБОУ «Ожулунская СОШ».
  2. Мотивация, формулировка ключевого вопроса урока.

Давайте посмотрим краткий видеоролик. Что вы увидели на видеоролике? (природа)

  1. Актуализация знаний.

Мы часто говорим о природе. О том, что природу необходимо изучать, беречь и охранять. Но что такое природа? (ответы учащихся)

Все что тебя окружает, называется природой. Живая природа – это животные, растения, другие организмы. Неживая природа – океаны, моря, земля и воздух, планеты и звезды… Человек вокруг себя создал множество предметов и живет среди них.

        Что вы видите на картинках? (природные явления). В природе все время происходят какие-то изменения. Все изменения, происходящие в природе, называются явлениями природы. Приведите примеры природных явлений (ответы учащихся).

        Какие предметы изучают природные явления (физика, химия, биология, география).

        Молодцы, сегодня мы будем изучать два вида явления. Тема нашего урока «Физические и химические явления».

        Учитель объясняет правила заполнения оценочного листа.

Учитель химии: Итак, сегодня мы должны определить сущность этих явлений, происходящих с веществами, выявить их признаки, Мы будем работать по группам, каждая группа это отдельная лаборатория. Вы должны выполнить все лабораторные работы строго по инструкции соблюдая все правила ТБ (подписываются в листочке ТБ)

  1. Основной этап урока. Выполнение исследовательской работы в группах.

Учитель химии: Сейчас вам предлагается выполнить самостоятельно исследовательскую работу по определению явлений.

Учащиеся выполняют опыты, демонстрирующие различные явления, по технологическим картам. Проделав опыты, учащиеся должны четко различать физические и химические явления. И сделать выводы.

Учитель физики: Подведем итоги по проделанной работе. Отчет групп.

Анализируем: произошли ли изменения с веществами в ходе экспериментов? Если произошли, то какие конкретно? Составление схемы на доске.

Выставление оценок в оценочный лист.

Учитель химии: В каких опытах вы обнаружили физические явления, а в каких химические? Каковы их признаки? Давайте определим признаки «Физических и химических явлений» (учащиеся по итогам своих опытов заполняют таблицу на доске).

Назовите признаки физических явлений? Сформулируйте вывод. Назовите признаки химических явлений. Сформулируйте вывод.

  1. Этап закрепления и обобщения знаний.

Учитель физики: Любой исследователь должен иметь прочные знания. Вам предлагается диктант, который позволит выяснить насколько успешно и плодотворно вы провели свое исследование.

Диктант «Определи явление»

  1.  Сжатие пружины
  2. Пригорание яичницы
  3. Ледоход на реке
  4. Замерзание воды
  5. Образование накипи
  6. Растворение уксуса в воде
  7. Горение природного газа
  8. Плавление свинца
  9. Прокисание яблочного сока
  10. Горение спирта   (физические явления – 1,3,4,8; химические явления – 2,5,6,7,9,10)

За 1 ошибку – оценка «5»

За 2-4 ошибки – оценка «4»

Более 5 ошибок – оценка «3»

  1. Оценочно-рефлексивный этап

Учитель обращает внимание на поставленные задачи в начале урока.

Учитель физики: Справились ли мы с поставленными задачами? Какие явления происходят вокруг нас?

  1. Домашнее задание. Придумать поговорки о физических и химических явлениях
  2. Рефлексия. Учитель химии: перед вами оценочные листы. Оцените свою работу на уроке. Если возникли трудности, отметьте какие.

Подведение итогов работы класса на уроке, особое внимание обращается на самых активных учеников, слаженность работы в группе, взаимоподдержка при выполнении исследования.

Учитель: Урок окончен. Спасибо за урок.

Приложение №1

Технологическая карта исследовательской работы

Первая  группа

Учтите, что описывать свойства вещества – это значит указать:

А) в каком агрегатном состоянии находится вещество: твердое, жидкое или газообразное;

Б) цвет вещества;

В) запах вещества, если он есть;

Г) растворимо ли вещество в воде

Нюхать вещество следует очень осторожно!

Задание: возьмите кусочек мела и растворите в стакане с водой. Затем разотрите кусочек нового мела в фарфоровой ступке. Растворите в стакане с водой. Результаты занесите в таблицу

Свойства мела

До опыта

После опыта

Агрегатное состояние

Форма

Растворимость

Цвет

Вторая  группа

Учтите, что описывать свойства вещества – это значит указать:

А) в каком агрегатном состоянии находится вещество: твердое, жидкое или газообразное;

Б) цвет вещества;

В) запах вещества, если он есть;

Г) растворимо ли вещество в воде

Нюхать вещество следует очень осторожно!

Задание: растворите сахар в воде с пробиркой. Возьмите новую пробирку, сделайте из сахара карамель, для этого нагрейте сахар в пробирке. Попробуйте растворить в воде. Результаты занесите в таблицу

Свойства мела

До опыта

После опыта

Цвет

Растворимость

Запах

Третья  группа

Учтите, что описывать свойства вещества – это значит указать:

А) в каком агрегатном состоянии находится вещество: твердое, жидкое или газообразное;

Б) цвет вещества;

В) запах вещества, если он есть;

Г) растворимо ли вещество в воде

Нюхать вещество следует очень осторожно!

Задание: возьмите кусочек парафина. Растворите в стакане с водой. Зате положите новый парафин в фарфоровую чашку, закрепите держателем чашку и нагрейте в спиртовке. Попробуйте растворить парафин в воде. Что вы наблюдаете?  Результаты занесите в таблицу.

Свойства парафина

До опыта

После опыта

Агрегатное состояние

Форма

Цвет

Растворимость

Четвертая  группа

Учтите, что описывать свойства вещества – это значит указать:

А) в каком агрегатном состоянии находится вещество: твердое, жидкое или газообразное;

Б) цвет вещества;

В) запах вещества, если он есть;

Г) растворимо ли вещество в воде

Нюхать вещество следует очень осторожно!

Задание: возьмите раствор сульфата меди (раствор голубого цвета). Налейте в 2 пробирки 35 капель сульфата меди. Первую пробирку оставьте для сравнения, а во вторую добавьте к нему осторожно гидроксид натрия 3-5 капель. Что вы наблюдаете? Результаты занесите в таблицу.

Свойства вещества

До опыта

После опыта

Агрегатное состояние

Цвет

Осадок

Пятая  группа

Учтите, что описывать свойства вещества – это значит указать:

А) в каком агрегатном состоянии находится вещество: твердое, жидкое или газообразное;

Б) цвет вещества;

В) запах вещества, если он есть;

Г) растворимо ли вещество в воде

Нюхать вещество следует очень осторожно!

Задание: осторожно прилейте 35 капель серной кислоты в пробирку и измерьте температуру раствора. Затем положите 2 кусочка магния. Что вы наблюдаете? Измерьте снова температуру.  Результаты занесите в таблицу.

Свойства вещества

До опыта

После опыта

Агрегатное состояние

Цвет

Газ

Температура



Предварительный просмотр:

Тема урока: Приключения секретных агентов

Тип урока: обобщение и систематизация знаний по курсу химии в 8 классе.

Цель: Обобщение знаний по курсу химии в 8 классе.

Задачи:

Образовательные: повторить и закрепить знания по основным темам курса; проверить степень усвоения данного материала.

Развивающие: способствовать развитию познавательного интереса к предмету, эрудиции, логического мышления, умения анализировать, делать выводы и четко их формулировать.

Воспитательные: воспитывать личностные качества, способствующие успешному выполнению совместной работы в группах (наблюдательность, уважительное отношение к другим членам группы, умение выслушать чужое мнение и т. д.)

Девиз урока: “Чтобы победить – надо знать, уметь, думать”.

План урока:

  1. Организационный этап
  2. Мобилизующий этап
  3. Тест на сообразительность
  4. Тест на быстроту и на ловкость
  5. Определение времени шифровки
  6. Определение номера телефона
  7. Определение пароля
  8. Тест на смекалку, или расшифруй шифровку
  9. Заключительный этап

Ход урока

Учитель приветствует участников урока. Учащиеся делятся на команды и выбирают себе название.

Учитель: Ребята, все вы, наверное, любите смотреть по телевизору различные детективные фильмы. Назовите наиболее известных героев-сыщиков. (Ответы учащихся: Джеймс Бонд, Шерлок Холмс, Ниро Вульф, Эркюль Пуаро и т.д.). А хотели бы вы сами стать сыщиками, ну хотя бы на один урок? Я думаю, что да. Сегодня это случится, мы станем секретными агентами, которые, являясь промежуточным звеном в сложной и запутанной цепи секретной организации, должны получить и передать очень важную информацию следующему звену. Для начала давайте определим тему нашего урока. На экране представлена запись. Посмотрите на нее внимательно и прочитайте название темы, состоящее из трех слов.

ПАРИСЕКГЕЛКЮРНЕТТЧОНЕНВИЫХЯ

Совершенно верно, тема этого урока: Приключения секретных агентов.

Итак, приключения начинаются! Что важно иметь любому секретному агенту для того, чтобы хорошо выполнять свою работу? (Ответы учащихся: смелость, ловкость, ум, смекалку, выносливость, быстроту и т. д.). Конечно, вы абсолютно правы. Прежде чем стать секретным агентом, необходимо пройти курс обучения и сдать различные тесты на соответствие. Сейчас мы проверим, можете ли вы быть секретными агентами. Начинаем первое испытание.

1 тур: Тест на сообразительность.

Команды отгадывают химические загадки.

  • Какие элементы вращаются вокруг Солнца? (Уран, плутоний).
  • Какой элемент всегда рад? (Радон).
  • Какой газ утверждает, что он – это не он? (Неон).
  • Какой неметалл является лесом? (Бор).
  • Какой элемент состоит из названий двух животных? (Мышьяк).
  • Какой элемент является настоящим гигантом? (Титан).
  • В состав названия каких элементов входит дерево? (Никель, дубний).
  • Какой элемент называют по имени одной части света? (Европий)

Ну, что же, ребята, вы с успехом прошли первое испытание. На мой взгляд, любой секретный агент должен быть не только сообразительным, но ещё быстрым и ловким. Поэтому начинаем второе испытание.

2 тур: Тест на быстроту и ловкость.

Командам выдаются карточки, на которых написаны формулы веществ. Учащиеся должны написать, к каким классам относятся данные вещества.

                                                                                        Карточка 1.

НNO3

NaCl

F

KOH

CO2

H2S

Ag3PO4

Fe

Cu(OH)2

Ответы: Кислота, соль, неметалл, основание (щелочь), оксид, кислота, соль, металл, основание.

Ребята, вы прекрасно справились с заданием и доказали всем, что соответствуете уровню подготовки секретных агентов. Я вас поздравляю!

Ну, а теперь переходим к делу. Как я уже говорила, вы - секретные агенты, которые должны получить шифровку и передать ее дальше. Если вы не справитесь с препятствиями на пути, то потеряете ценную секретную информацию. Поэтому необходимо сделать все, чтобы шифровка была передана в нужное время и в нужное место. Вы готовы к этому? Тогда желаю успеха! Поехали!

Для начала нам необходимо определить время передачи шифровки. Итак, тур 3 – определение времени передачи шифровки.

3 тур: Определение времени передачи шифровки.

        Учащимся необходимо поставить валентности соединений. Полученные валентности будут указывать нам время передачи шифровки.

                                                                                Карточка 2

  • CaO        
  • BaCl        
  • AlBr        
  • NaSO4             
  • MgCO3         
  • HI

Правильный ответ: 20  часов.

Молодцы, теперь мы знаем время передачи шифровки, но как ее передать и куда? Для этого нам нужно расшифровать номер телефона. Тогда, начинаем 4 тур.

4 тур: Определение номера телефона для передачи шифровки.

Командам выдается карточка, на которой написаны левые части уравнений. Учащиеся должны их дописать, уравнять и сложить все коэффициенты.

                                                                        Карточка 3

  • Н22=
  • Ba(OH)2 + H2SO4=
  • Li + O2=
  • Zn + HCl =
  • AlBr3+CaS=
  • K2SO4+Ag3РO4=

Правильный ответ: 4262810

Ребята, мы в вас не ошиблись, вы действительно хорошие агенты, если с такой легкостью решаете все сложные задания. Теперь мы знаем время передачи шифровки, телефон, по которому будем звонить, но без пароля никто с вами разговаривать не будет. Поэтому следующий шаг – это разгадать пароль. Итак, начинаем 5 тур.

5 тур: Определение пароля.

Команды получают карточки, на которых написаны латинские названия химических элементов. Учащиеся должны найти элемент по таблице Менделеева, указать их порядковые номера и перевести числа в буквы при помощи пронумерованного алфавита.

                                                                                Карточка 4.        

  1. Selenium (34) Д
  2. Calcium (20) Ж
  3. Silicium (28) Е
  4. Magnesium (12) Й
  5. Kalium (19) М
  6. Fluorum (9)  С
  7. Ferrum (26) Б
  8. Aluminium (13) 0
  9. Helium (2) Н
  10. Selenium (34) Д

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

А

Н

В

Г

Ы

Э

З

Г

С

Ф

Ё

Й

О

Щ

М

Т

Ъ

Ш

М

Ж

И

Э

А

П

Р

Б

Ю

Е

Я

Х

З

У

П

Д

И

Правильный ответ и пароль: Джеймс Бонд.

Молодцы, справились с заданием. Теперь мы знаем все, что необходимо для выполнения секретного задания. Но каждый секретный агент должен не просто принять и передать шифровку, он должен суметь ее прочитать. Готовы? Тогда начинаем 6 тур.

6 тур: Тест на смекалку, или расшифруй шифровку.

На экране появляются ребусы:

                          

              Натрий                                                      Железо

                        

Азот                                                        Свинец

                        

Магний                                                Золото

Ну что, ребята, вы справились и с этим заданием. Я могу только поаплодировать вам и поздравить с успешным прохождением всех нелегких препятствий, которые мы приготовили. Вы с честью выдержали экзамен.

Итак, еще раз вспомним. В ходе урока мы установили время передачи шифровки – 20 часов, номер телефона – 4262810, пароль – Джеймс Бонд и зашифрованные слова – натрий, железо, азот, свинец, магний и золото. Возможно, это вам, действительно, когда-нибудь пригодится в жизни. А сегодня я хочу поблагодарить вас за активное участие.

        



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В программе внеурочной деятельности «Мудрый совенок» ставится  задача - ознакомление учащихся сведениями о химии, биологии, формирование представлений о явлениях и законах окружающего мира, с которыми  они непосредственно сталкиваются в повседневной жизни. Особенностью внеурочной деятельности является в основном подготовка учащихся к восприятию и осмыслению химических процессов, изучаемых в старших классах, практического применения знаний.

Основное место в курсе «Мудрый совенок» занимают самостоятельная и творческая работа учащихся - индивидуальная и групповая, эксперимент и наблюдения, игры для развития системного мышления, рефлексия.

Курс подталкивает ученика к самостоятельному мышлению, логике и рациональности в рассуждениях, развитию фантазии, а также умению анализировать наблюдаемую ситуацию и приходить к правильному решению, умению видеть важное и делать правильные выводы.

Содержание курса позволяет ученику любого уровня подготовки активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить свои возможности и способности.

Данная внеурочная деятельность проводится 1ч в неделю, на год рассчитана на 35 часов, для учащихся 4 класса.

4. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы от 10-12 лет.

2. Цель и задачи программы.

Цель: осмысление и расширение личного опыта обучающихся в области естествознания, приучение к научному познанию мира, развитие у обучающихся интереса к изучению химии, биологии; формирование умений наблюдать природные явления и выполнять опыты и экспериментальные исследования объектов и явлений природы; развитие познавательных интересов и творческих способностей обучающихся, передача им опыта творческой деятельности.

Задачи образовательной программы:

Задачи образовательные: 

- способствовать формированию первоначальных представлений о химической сущности явлений природы, ознакомить обучающихся с увлекательно-познавательными опытами, в основе которых лежат законы химии, биологии. Раскрыть закономерности наблюдаемых явлений, их практическое применение.

Задачи развивающие: 

- развивать внимание, умение наблюдать явления, проводить простейшие естественнонаучные эксперименты, сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни.

С помощью игр для развития системного мышления преодоление стереотипов в мышлении и привычных действий, выработать новые подходы к решению проблем, глубже понять особенности человеческого мышления, учат видеть, как устроен мир, правильно взаимодействовать с ним. Игра дает возможность совершить ошибку без тяжелых последствий.

Задачи воспитательные: 

  • способствовать формированию уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
  • развивать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • формирование коммуникабельности и способности донести свои идеи, мысли, изобретения до общества;
  • получить коллективный опыт в анализе поведения или решении проблем.

На занятиях и в самостоятельной работе обучающихся сочетаются теоретическая работа с достаточным количеством практических работ, уделяется большое внимание анализу данных, получаемых экспериментально, предоставляется возможность создавать творческие проекты, проводить самостоятельные исследования.

Планируемые результаты:

Познавательные:

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя схемы-опоры, ПК, учебный текст, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;
  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • Вычитывать все уровни текстовой информации.
  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Личностные:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию.
  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
  • Знания основных принципов и правил отношения к живой и неживой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.
  • Реализация установок здорового образа жизни.
  • Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.
  • Эстетического отношения к живым и неживым объектам.
  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Регулятивные:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  • Проговаривать последовательность действий на занятии. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе знакомства с новым явлением.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятиях. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
  • Уметь организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (танцевальные минутки, гимнастика для глаз и т.д.).

Коммуникативные

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
  • умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • слушать и понимать речь других, средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  • в дискуссии уметь вы двинуть аргументы и контраргументы;
  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать  ошибочность своего мнения и корректировать его;
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
  • привлечение родителей к совместной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «Занимательные опыты» для  обучающихся 4 класса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

  • использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;
  • умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
  • использование различных источников для получения научной информации.
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Основное содержание программы включает разделы: «Введение», в котором дается представление о том, что изучает физика и химия «Тела и вещества», «Взаимодействие тел», «Физические явления», «Человек и природа».

Из всего комплекса современных методов познания природы в курсе содержатся сведения о некоторых из них: наблюдениях, измерениях, экспериментах, моделировании и показывается их взаимосвязь; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.

Выполняя пропедевтическую роль, программа внеурочной деятельности «Занимательные опыты» для обучающихся 5-6 классов содержит системные, а не отрывочные знания. Большое внимание в нем уделяется преемственным связям между начальной и основной школой, интеграции знаний вокруг ведущих идей, определяющих структуру курса и способствующих формированию целостного взгляда на мир.

В курсе даются первые представления о таких понятиях, как «масса», «взаимодействие», «сила», «энергия», «атом», «молекула», «химический элемент».

Интеграция различных естественнонаучных областей знания основана на представлении о единстве природы и общем для всех естественных наук методе познания.

Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную учебную, исследовательскую и практическую деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, становления ответственности как черты личности.

4 КЛАСС (35 ч, 1 ч в неделю)

1. ВВЕДЕНИЕ (5 часов)

Природа. Тела и вещества. Что изучает биология. Что изучает химия. Наблюдения и опыты. Инструктаж по ТБ. Измерительные приборы. Измерения.

2. ТЕЛА И ВЕЩЕСТВА (10 часов)

Форма, объем, цвет, запах. Состояние вещества. Масса. Взвешивание тел. Температура. Строение вещества. Молекулы, атомы, ионы. Движение частиц вещества. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Строение атома. Атомы и ионы. Простые и сложные вещества. Кислород. Воздух. Водород. Вода. Растворы и взвеси. Плотность.

3. ХИМИЯ ДОМА (11 часов)

Знакомство с водой. Свойства воды. Знакомство с пищевыми уксусной и лимонной кислотами, их свойства, значение в быту.

Знакомство с пищевой содой. «Гашение» соды уксусом. Применение пищевой соду в быту. Нашатырный спирт и этанол. Их свойства, применение в быту и медицине. Перекись водорода. Активированный уголь. Знакомство с понятием «адсорбция»; значение адсорбции в жизни, в быту. «Зеленка» и йод – «друзья» асфальта. Применение в быту, медицине.

4. ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (5 часов).

Механическое движение. Скорость движения. Относительность механического движения. Звук. Тепловое расширение. Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Теплопередача.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ (4 часа)

Демонстрация опытов. Подготовка проектов. Защита проектов. Наблюдения, опыты – источник знаний о природе явлений. Круглый стол.

Календарно-тематический план

Тема по программе

Кол-во часов

Прим.

дата

Факт. дата

Примечание

1. ВВЕДЕНИЕ

Природа. Тела и вещества. Что изучает биология. Что изучает химия. Наблюдения и опыты

Эксперимент «Горящий сахар»

Эксперимент «Число капель»

1

Измерительные приборы. Измерения.

Эксперимент «Дождемер»

Эксперимент «Определение размеров физического тела».

1

Измерения.

Эксперимент «Измерение объема  раствора».

1

Измерения.

Эксперимент «Измерение объема не правильных тел».

Эксперимент «След»

1

Эксперименты.

Эксперимент «Унесенные ветром»

Эксперимент «Ветромер без сучьев»

Изготовление подарка «Мраморная бумага»

1

2. ТЕЛА И ВЕЩЕСТВА

Форма, объем, цвет, запах. Состояние вещества.

Эксперимент «Сравнение физических тел по их характеристикам».

Эксперимент «Наблюдение воды в различных состояниях».

Эксперимент «Это все – вода?»

Эксперимент «Твердое, жидкое, газообразное»

Эксперимент «Исчезновение воды»

1

Масса. Взвешивание тел.

Эксперимент «Измерение массы тела на рычажных весах»

Эксперимент «Тяжеловесный воздушный шарик»

Эксперимент «Безвоздушное пространство?»

Эксперимент «Сжатый воздух»

Эксперимент «Сильный воздух»

Эксперимент «Волшебная бумага»

1

Температура.

Эксперимент «Тепло или холодно?»

Эксперимент «Измерение температуры воды и воздуха»

Эксперимент «Температура в теплицах»

Эксперимент «Соревнование аккумуляторов тепла»

Эксперимент «Кто быстрее простудится»

Эксперимент «Измерение тепла»

Эксперимент «Обогреватель для рук»

Эксперимент «Рукотворное тепло»

Эксперимент «Ощущение тепла»

Эксперимент «Зима летом»

Эксперимент «Твой собственный термометр»

1

Строение вещества. Молекулы, атомы, ионы.

Эксперимент «Наблюдение делимости вещества»

Эксперимент «Движущиеся чернила»

Эксперимент «Большая путаница»

Эксперимент «Наблюдение явления диффузии»

Эксперимент «Дым от свечи»

Эксперимент «Травяные духи»

Эксперимент «Волнующий аромат»

Эксперимент «Зажми нос»

1

Движение частиц вещества. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества.

Эксперимент «Наблюдение взаимодействия частиц различных веществ»

Эксперимент «Водяной клей»

Эксперимент «Водяная горка»

Эксперимент «Сухая вода»

Эксперимент «Невидимая пленка»

Домашний эксперимент «Выращивание кристаллов соли и меди»

1

Строение атома. Атомы и ионы.

Эксперимент «Наблюдение горения»

Эксперимент «Масляная вода»

Эксперимент «Дело вкуса»

Эксперимент «Где соль?»

1

Простые и сложные вещества. Кислород. Воздух. Водород. Вода.

Эксперимент «Исчезновения в воде»

Эксперимент «Полное насыщение»

Эксперимент «Горячее разделение»

1

Поверхностное натяжение. Мыльные пузыри и плёнки  

Эксперимент «Плавающая игла».

Эксперимент «Бездонный бокал».

Эксперимент «Мыльные пузыри».

Эксперимент «Гибкая оболочка мыльных пузырей».  

Эксперимент «Трюки с пузырями».

Эксперимент «Мал мала меньше»

Эксперимент «Превращение мыльного пузыря»

Эксперимент «Шар в бочке»

1

Растворы и взвеси. Плотность.

Эксперимент «Разделение растворимых и нерастворимых веществ фильтрованием».

Эксперимент «Измерение плотности вещества».

Эксперимент «Не растворяется»

Эксперимент «Разделение смесей и растворов»

Эксперимент «Белая смесь»

Эксперимент «Загадка плотности»

Эксперимент «Масло на льду»

Эксперимент «Двухэтажный гараж»

Эксперимент «Магическое яйцо»

1

3. ХИМИЯ ДОМА

Эксперимент «Сладкие чудеса на кухне»

1

Эксперимент «Определение глюкозы в овощах и фруктах»

1

Эксперимент «Получение крахмала и опыты с ним»

1

Эксперимент  «Чипсы»

1

Эксперимент «Газированные напитки»

1

Эксперимент «Молоко»

1

Эксперимент «Моющие средства для посуды».

1

Эксперимент «Фильтруем загрязненную воду»

1

Эксперимент «Акварельные краски»

1

Эксперимент «Как удалить накипь?»

1

Друзья Мойдодыра. Почему мыло моет?

1

4. ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

Эксперимент «Разноцветные чудеса»

1

Эксперимент «Выпадение осадков»

1

Эксперимент «Газы – какие они?»

1

Плавление и отвердевание.

Эксперимент «Наблюдение изменения длины тела при нагревании и охлаждении»

Эксперимент «Отливка игрушечного солдатика»
Эксперимент «Нагревание стеклянной трубки»

Эксперимент «Наблюдение за плавлением снега»

Эксперимент «Деформация под действием льда»

Эксперимент «Расширение»

Эксперимент «Ледяная гора»

Эксперимент «Фокус с кубиком льда»

Эксперимент « Змея и бабочка».

Эксперимент «Русская печка».

Эксперимент «Вьюга»

Эксперимент «Ледяной ком»

Эксперимент «Снежный цемент»

Эксперимент «Ледяной подарок»

Эксперимент «Соленый лед»

1

Испарение и конденсация. Теплопередача.

Эксперимент «От чего зависит скорость испарения жидкости»
Эксперимент «Наблюдение охлаждения жидкости при испарении»

Эксперимент «Наблюдение теплопроводности воды и воздуха» 

Эксперимент «Домашняя газированная вода».

Эксперимент  «Живые дрожжи».

Эксперимент  «Шпионы».

Эксперимент  «Вулкан».

Эксперимент «Термос»

Эксперимент «Образование облаков»

1

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Демонстрация опытов. Подготовка проектов.

1

Демонстрация опытов. Подготовка проектов.

1

Защита проектов

1

Наблюдения, опыты – источник знаний о природе явлений. Круглый стол.

1