Использование национально-регионального компонента в процессе воспитании учащихся
Опубликовано 30.01.2014 - 22:09 - Проняшина Вера Викторовна
Актуальность опыта. Народная культура обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений.
Ведущей педагогической идеей опыта является воспитание школьников средствами народной культуры, развитие у учащихся интереса к народной культуре, потребности приобщения к народным традициям, формирование интересов и вкусов детей, воспитание личности школьника средствами народного творчества.
Инновационный подход состоит в понимании этнокультурного воспитания как «организации всей жизни и деятельности растущего человека как нравственно ориентированной личности».
Цель данного опыта
Создание педагогических условий, способствующих воспитанию детей школьного возраста средствами народной культуры в условиях современной школы.
Организация учебно-воспитательного процесса
В практике своей работы воспитание детей школьного возраста с использованием национально-регионального компонента и элементов народной культуры я реализую через:
1. постижение основных пластов народного искусства: фольклора; прикладного искусства;
2. введение ученика в мир народной культуры посредством образов русской культуры «от родного порога»;
3. использование туристических походов, экскурсий, кружковой работы.
4. знакомство с народным творчеством, историей народа, его традициями и обычаями;
5. знакомство с историей Отечества, символикой, историческим наследием;
6. изучение основных жанров фольклорных сочинений;
7. знакомство с культурой малой Родины, своего края, их традициями, обычаями, музыкой. В своей работе я использую национально-региональный компонент:
сказки народов, живущих на территории Мордовии;
народный эпос;
фразеологию и лексику малых народов Республики Мордовия;
народную поэзию;
музыку;
традиции и обычаи мордвы, татар, русских;
материалы школьного и краеведческого музеев.
Вся работа по развитию и воспитанию школьников средствами народной культуры в условиях современной школы , я думаю, даст хорошие результаты, так как:
- дети с интересом воспринимают материал;
- у учащихся появляется устойчивый интерес к народной культуре и к истории народа, чувство гордости за свое Отечество, уважительное отношение к коренным жителям края, где они родились;
- у учащихся воспитывается патриотическое отношение к Малой Родине;
- у учащихся воспитывается толерантное отношение к окружающим людям и окружающей их среде.