Использование национально-регионального компонента в процессе воспитании учащихся

Проняшина Вера Викторовна
Актуальность опыта. Народная культура обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. 
Ведущей педагогической идеей опыта является воспитание  школьников средствами народной культуры, развитие у учащихся интереса к народной культуре, потребности приобщения к народным традициям, формирование интересов и вкусов детей, воспитание личности школьника средствами народного творчества. 
Инновационный подход состоит в понимании этнокультурного воспитания как «организации всей жизни и деятельности растущего человека как нравственно ориентированной личности».
Цель данного опыта 
Создание педагогических условий, способствующих воспитанию детей школьного возраста средствами народной культуры в условиях современной школы. 
Организация учебно-воспитательного процесса 
В практике своей работы воспитание детей школьного возраста с использованием национально-регионального компонента и  элементов народной культуры я реализую через: 
1.  постижение основных пластов народного искусства: фольклора; прикладного искусства; 
2. введение ученика в мир народной культуры посредством образов русской культуры «от родного порога»; 
3. использование туристических походов, экскурсий, кружковой работы.
4. знакомство с народным творчеством, историей народа, его традициями и обычаями; 
5. знакомство с историей Отечества, символикой, историческим наследием; 
6. изучение основных жанров фольклорных сочинений; 
7. знакомство с культурой малой Родины, своего края, их традициями, обычаями, музыкой.                                                                    В своей работе я использую национально-региональный компонент:
сказки народов, живущих на территории Мордовии;
народный эпос;
фразеологию и лексику малых народов Республики Мордовия;
народную поэзию; 
музыку;
традиции и обычаи мордвы, татар, русских;
материалы школьного и краеведческого музеев.
        Вся работа по развитию и воспитанию  школьников средствами народной культуры в условиях современной школы , я думаю, даст хорошие результаты, так как: 
- дети с интересом воспринимают материал;    
- у учащихся появляется устойчивый интерес к народной культуре и к истории народа, чувство гордости за свое Отечество, уважительное отношение к коренным жителям края, где они родились;
- у учащихся воспитывается патриотическое отношение к Малой Родине;
- у учащихся воспитывается толерантное отношение к окружающим людям и окружающей их среде.