коспекты уроков


Предварительный просмотр:

Разработка открытого урока. Окружающий мир. 3 класс.

Тема урока: Мир животных.

Цели урока:

Образовательная: сформировать представление о разнообразии животных на Земле.
Познакомить с группами животных: звери, птицы, рыбы, пресмыкающиеся, земноводные, паукообразные, насекомые, ракообразные; показать на основании каких признаков зоологи разделяют животных по группам, научить определять к какой группе относится определенное животное.
Развивающая: Развивать познавательную активность детей, умение сравнивать внешний вид животных, рассуждать, делать выводы.
Воспитательная: Воспитывать коммуникативные компетенции в процессе работы в группе, интерес к животному миру Земли, формировать ответственное, бережное отношение к животным.

Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:

Регулятивные: умение выделять и осознавать то, что уже знают о мире животных и что ещё нужно узнать.
Познавательные: делать простейшие выводы о взаимосвязи между представителями живой природы, учиться классифицировать животных.
Личностные: уважительно относиться к мнению других ребят, формировать своё мнение.
Коммуникативные: участвовать в диалоге со сверстниками; отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других; умение работать в группах. 

Планируемые достижения учащихся.

-усвоить, что на Земле есть разнообразные животные и приводить примеры животных разных групп;

-понимать, что каждый вид животных является частью целого мира фауны.

Оборудование:

« Окружающий мир»,3 кл., Учебник для общеобразовательных учреждений. А.А. Плешаков М.

Рабочие тетради «Окружающий мир»,3 кл. часть 1

Компьютерная презентация «Разнообразие животных»

Компьютер, колонки

Мультимедийный проектор с экраном

Карточки с изображением животных

Ход урока:

1. Организационный момент. (слайд 1)

Прозвенел уже звонок

Значит, начался урок.

Сели все за парты дружно

Нам теперь работать нужно.


Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем.

Сегодня мы продолжим говорить об удивительном мире, который нас окружает.

2. Экологическая разминка. Проверка выполнения домашней работы

(слайд 2)

Фронтальный опрос по изученной теме:

  • Какую роль играют растения в жизни людей?
  • Почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими?
  • Назови несколько растений, нуждающихся в охране.
  • Что люди делают для охраны растений?
  • Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинить растениям вреда?
  • Как называется раздел биологии, в котором изучаются растения? (ботаника – наука о растениях
  1. Актуализация опорных знаний. (слайд 3)

-Сегодня мы познакомимся еще с одним разделом биологии. Но для этого нам нужно разгадать кроссворд и узнать ключевое слово темы нашего урока.

1. Вдоль дорог, вдоль тропинок встречается это растение. Будто специально растёт там, чтобы помочь, если надо путешественнику, натёршему ногу, поранившему руку.

2. Из травы смотрит весёлый фиолетовый глазок. Значит, будет хорошая погода. Перед дождём этот цветок обязательно закроется.

3. Сегодня полянка золотисто-жёлтая от цветов, завтра – бело-пушистая. Жёлтые цветы превращаются в белые “головки”, а с головок слетают лёгкие пушинки.

4. На изломе стебля этого растения выступает оранжевый сок. Когда-то верили, что этим соком можно сводить бородавки. Это свойство дало название растению.

5. С запахом этого растения знаком даже тот, кто никогда не бывал в лесу. Ведь у некоторых конфет такой приятный вкус и запах именно благодаря этому растению.

6. Дерево с большими, красиво вырезанными листьями можно было бы назвать “музыкальным” - из его древесины изготавливают музыкальные инструменты.

7. Ветки этого кустарника покрыты острыми и твёрдыми колючками.

8. Весной в лесу на этом дереве загораются маленькие красные и синие “лампочки”. Это почки дерева. А под Новый год на этих деревьях вспыхивают гирлянды настоящих лампочек.

Ответы: 1. Подорожник. 2. Фиалка. 3. Одуванчик. 4. Чистотел. 5. Мята. 6.Клен. 7. Боярышник. 8. Ель.

4. Определение темы урока.

- Прочитайте, какое слово получилось в выделенной строке?(ЖИВОТНЫЕ.)

- Сегодня мы покидаем царство растений, и переходим к изучению животных.

Посмотрим на слайд. (слайд 4)

- Одинаковые или разные животные, изображенные на слайде, по внешним признакам. (Разные)

Игра «Угадай голос животного».

- Ребята, послушайте сейчас звуки и подумайте, кто их издает, одинаковые ли они? (включаю звуки)

- Звуки были одинаковые или разные? (Разные).

- Сформулируйте тему нашего урока. (Разнообразие животных)

- Наука о животных называется - зоология.

- Произнесём это слово по слогам хором. (Зоология)

-Это еще один из разделов биологии. Ученые-зоологи делят царство животных на большое число групп, руководствуясь определенными признаками.

5. Работа по теме урока. (слайд 5)

1).- Найдите «лишнее» животное. По какому признаку определили?

2). Работа по рядам в парах. (слайд 6)

- Разделите животных на группы по другим признакам.

1 ряд - по питанию: хищные и травоядные,

2 ряд - по месту обитания: в воздухе, на земле, в воде,

3 ряд – по признакам сходства: птицы, рыбы, звери, насекомые.

3)Создание проблемной ситуации. (слайд 7)

- Можно ли отнести к одной из групп (птицы, рыбы, звери, насекомые) крокодила, морскую звезду, лягушку?

- Какое предположение можно сделать? (Что групп больше чем 4)

4). Знакомство с группами позвоночных животных. (слайд 8)

-Вопрос «Как разделить животных по группам?» с давних пор интересовал ученых разных стран. Существовали разные мнения. Великий древнегреческий учёный и мыслитель Аристотель (IV в. до н. э.) впервые попытался разделить царство животных на группы. Их получилось две: животные, имеющие кровь (звери, птицы, земноводные и пресмыкающиеся, рыбы), и животные без крови (насекомые, раки, моллюски и другие низшие животные).

Основателем классификации, т. е. разделения животных на группы, был шведский ученый Карл Линней. По его мнению, нужно было делить животных на группы по признакам сходства.

-Наше представление о царстве животных было бы не совсем полным, если бы мы умолчали еще о нескольких группах живых существ. Что это за группы?

а) Пресмыкающиеся (рептилии) (слайд 9)

-Какие признаки сходства вы видите у этих животных?

Тело пресмыкающихся покрыто сухими чешуйками или панцирем, защищающими организм от высыхания. Это животные, которые передвигаются ползком или волоча брюхо по земле. Большинство из них являются хищниками и откладывают яйца.

- Как бы вы назвали эту группу животных?

-Учёные назвали – пресмыкающиеся или рептилии.

б)Земноводные (слайды 10)

-Какие признаки сходства вы видите у этих животных?

Часть жизни живут на суше, часть - в воде. Кожа голая, нежная. Земноводные отличаются от пресмыкающихся тем, что потомство появляется в воде, а пресмыкающиеся откладывают яйца на суше.

- Как бы вы назвали эту группу животных?

-Учёные назвали – земноводные.

5). Первичное закрепление.

- Мы говорили о позвоночных животных.

Как вы понимаете слово «позвоночные»?

-Перечислите группы позвоночных животных.

Игра – физминутка «Звери – земноводные – пресмыкающиеся» (слайд 11)

Звери – руки вверх, земноводные – руки на пояс, пресмыкающиеся – на корточки.

Крокодил, лиса, лягушка, змея жаба, ящерица, медведь, черепаха, заяц……..бабочка –это насекомое.

Физминутка «Утром бабочка проснулась». Насекомые – беспозвоночные животные.

-А теперь давайте определим, на какие группы делятся беспозвоночные животные.

6) Знакомство с группами беспозвоночных животных.(слайд 12)

-Какие признаки сходства вы видите у этих животных?

а) Следующая группа — моллюски. Кто относится к этой группе?

Сообщение ученика. Моллюски

На Земле обитает около 130 000 видов этих животных. Их можно встретить на поверхности и внутри почвы, в морях, реках, озерах, на равнинах и в горах, среди камней и травы, даже на деревьях. Но большинство предпочитает жить в океане.

Моллюски питаются растениями, мелкими животными и органическими остатками. Тело моллюсков состоит из головы, туловища и ноги, при помощи которой передвигаются. У плавающих моллюсков нога преобразована в щупальца, при помощи которых они плавают и ловят добычу. Почти все защищены раковиной. У крупных моллюсков зачатки раковины могут быть спрятаны под кожей, как, например, у кальмара.

Люди добывают моллюсков — мидий, устриц, которые считаются деликатесом.

б) -Какие признаки сходства вы видите у этих животных?(слайд 13)

Следующая группа — это иглокожие.

-Назовите представителей этой группы. Рассмотрите изображения этих животных. Как вы думаете: за что они получили своё названия?

Сообщение ученика. (слайд 14) - Морские звезды

Сейчас известно около 1500 видов морских звезд. Свое название эти иглокожие получили из-за формы тела животных, имеющих пять лучей. Но есть виды, у которых таких лучей до 50. Каждый луч звезды усажен сотнями мелких трубочек-ножек.

Морские звезды отличаются друг от друга по форме, окраске, размерам, строению известковых, иголок. Они населяют дно морей и океанов. У этих животных есть одна особенность, напоминающая ящериц. Если у звезды оторвать конечность, то на ее месте вырастет новая. А из оторванной разрастется новое животное.

Большинство морских звезд - хищники. Они едят мелких рачков, рыб, моллюсков и даже своих собратьев — иглокожих, при помощи гибких лучей, которыми звезда захватывает добычу.

Сообщение ученика. (слайд 15) - Морские ежи

Сейчас известно около 800 видов иглокожих, относящихся к этому классу.

Обычно морские ежи похожи на немного приплюснутый шар, но могут быть и другой формы. Тело ежей покрыто иглами разнообразной формы - гладкими, ребристыми, с шипами, отросткамиДлина игл может доходить до 30 сантиметров. Иглы нужны ежам для защиты и передвижения. Ежи ходят на иглах, как на ходулях.

Среди ежей есть ядовитые. Если уколоться об их иголки, то человека может парализовать.

Морских ежей с удовольствием едят морские котики, а во время отливов — птицы, песцы и лисы.

в) -Какие признаки сходства вы видите у этих животных?(слайд 16)

Еще одна группа, которую мы добавим сегодня в классификацию животных - ракообразные

Сообщение ученика. ракообразные

Тело ракообразных состоит из сегментов, покрытых панцирем. Это голова, грудь, брюшко. Панцирь по мере роста животного линяет и заменяется новым, более просторным. На груди и брюшке располагаются конечности, с помощью которых раки передвигаются - 10 ног и 1 пара клешней. Глаза состоят из множества мелких глазков. На голове усики-антенны. Усики служат органами чувств, а иногда помогают при передвижении. Органы дыхания-жабры.. Питаются водорослями, водными животными. К ракообразным относятся раки, крабы, креветки, мокрицы. Размножаются ракообразные с помощью яиц, которых откладывается большое количество.

Многие ракообразные служат кормом для животных. Человек так же употребляет их в пищу.

г) -Какие признаки сходства вы видите у этих животных?(слайд 17)

Группа животных — паукообразные.

Сообщение ученика. паукообразные.

Ученые насчитывают около 27 000 видов этих животных. Они очень широко распространены. Паукообразные – это пауки, скорпионы, сенокосцы, клещи. Насекомые и пауки — родственные группы животных. У насекомых шесть ног, а у пауков — восемь. У насекомых обычно есть две пары крыльев, а у пауков их нет. Тело насекомых разделено на три части — голова, грудь и брюшко. У пауков голова и грудной отдел слиты. У пауков 4или 8 глаз, но зрение у них плохое и охотятся они, ощущая ногами колебания паутины и воздуха.

Сзади на брюшке расположены паутинные бородавки. Выходящее из них вещество, застывая в воздухе, превращается в шелковую паутинную нить. Паучья нить — самое прочное натуральное волокно. Гигантская паутина некоторых пауков с южных островов Тихого океана столь прочна, что может служить для изготовления рыболовных сетей. Паучьи ловушки очень разнообразны. У одних они похожи на сеть, у других — на купол.

д) -Какие признаки сходства вы видите у этих животных?

Последняя группа животных, рассмотренных нами сегодня – черви.

Сообщение ученика. (слайд 18) черви.

К червям относятся почти 46 000 видов животных. Они обитают в почве (дождевой червь), пресных водоемах (пиявки) и морях.

Дождевые черви помогают улучшать почву. Пиявки используются в медицине. А морские черви-полихеты являются основным кормом рыб и других морских животных. Это все полезные черви. Но существует много вредных червей-паразитов. Они вызывают различные заболевания у людей и животных. В организм человека они попадают из-за несоблюдения правил гигиены. Немытые фрукты и овощи, грязные руки, грязная вода, неопрятное содержание домашних-животных — все это причины появления заболеваний, связанных с попаданием в организм червей. Человек должен хорошо знать червей. Полезных надо охранять, а с вредными — бороться.

7. Первичное закрепление.

- Мы послушали сообщения о беспозвоночных животных.

-Как вы понимаете беспозвоночные? Перечислите беспозвоночных животных.

7. Закрепление изученного. Игра « Животные заблудились»(слайд 19)

8. Итог урока. Рефлексия. (слайд 20)

- Ребята задайте вопросы по новой теме урока.
- К какой группе принадлежат …
- Как называется группа, если у животных 6 ног, 8 ног, чешуя, шерсть, и т.д.

- Что на уроке было самым интересным?

«Сигнальные карточки»

Если вам всё было понятно, поднимите карточку зеленого цвета,
если есть один или два вопроса непонятных, поднимите жёлтый цвет, если вообще всё трудно и непонятно, поднимите красный цвет. Хорошо, что больше зеленых, но молодцы и те ребята, которые не боятся признаться, что есть ещё непонятное.

9. Домашнее задание. (слайд 21)

На выбор:

  1. Подготовить сообщение о необычном животном.
  2. Нарисовать фантастическое животное, какого на свете не существует. На следующем уроке проведём парад загадочных животных.

10Оценивание.
Спасибо за урок. Урок окончен.



Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку. 1 класс. Тема: «Алфавит».

Цель: ознакомить с алфавитом (азбукой) и его ролью в жизни людей;формировать умения использовать алфавит на практике; способствовать развитию орфографической зоркости; расширять кругозор учащихся; развивать мышление, речь.

http://www.uroki.net/bp/adlog.php?bannerid=133&clientid=22&zoneid=113&source=&block=0&capping=0&cb=4d69c718267751f0082d2bf44933e66c

1.Чистописание.

Во время минутки чистописания у доски двое учащихся выполняют индивидуальную работу.

1)Вставь пропущенную букву.

Пру. , хле., сле., сне..

2)Вставь пропущенную букву.

Камыш., ч.й, щ.ка, ч.до.

На доске запись : а б в абв ( учитель объясняет написание букв и соединений).

Учитель: Какая буква на ваш взгляд «лишняя» и почему?

Рассмотрите закономерность и продолжите ряд букв.

Учитель: отгадайте загадки.

- Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья – хрипловатая.

(ворона)

- Сам алый, сахарный.

Кафтан зелёный, бархатный.

(Арбуз)

- Дерево, про которое говорят «русская красавица» (берёза)

Дети записывают слова в тетрадь и проговаривают орфограммы.

арбуз берёза ворона

2.Сообщение темы, цели урока.

1) Буквы, расположенные друг за другом в определённом порядке называются «алфавит».

2) Тема нашего урока «Алфавит».

3) Ребята, а что вы хотели бы узнать на уроке об алфавите?

(Учащиеся высказывают свои предложения- суждения)

4) Учитель подводит итог: цель нашего урока:

-узнать, как образовалось слово «алфавит»,

-для чего нужен алфавит,

- где применяют алфавит;

На доске учитель открывает план.

Изучая новый материал, мы будем совершенствовать орфографическую зоркость.

3.Изучение нового материала.

1)Учитель: что же такое алфавит? Дети высказывают свои предположения. Учитель обобщает и делает вывод.

(Алфавит- это последовательность букв русского языка.)

Учитель: Катя провела поисковую работу и узнала: как образовалось слово «алфавит».

Катя: Слово «алфавит» образовалось от названий первых греческих букв: альфа (а) и вита (в). По- другому можно сказать «азбука».

Учитель: А сколько же букв в алфавите?

Практическая работа. Учащиеся считают количество букв в алфавите.

Учитель: Для чего же нужен алфавит?

2)Анализ ситуаций.

Ситуация 1.При помощи алфавита можно поставить слова в определённом порядке,т.е. по алфавиту. Попробуйте поставить слова по алфавиту.

http://www.uroki.net/bp/adlog.php?bannerid=134&clientid=22&zoneid=114&source=&block=0&capping=0&cb=a1aec320fd4447131bf553e0d5cbc43e

Трава, дуб, жир, пальто. (До выполнения работы – назвать все орфограммы в словах).

Проверка: Сколько подчеркнули орфограмм? (самоконтроль).

Ситуация 2.Ребята, а если мы не знаем, как правильно пишется слово? Как поступить в этом случае? (Обратиться за помощью в словарь).

Учитель: Да, действительно. Попробуйте найти быстро в словаре слово «картофель». ( Трудно быстро выполнить задание). Для того, что бы быстро найти слово, в словаре слова записаны в алфавитном порядке.

Игра «Кто быстрее?» (Дети находят слово на определённую букву)

Физкультминутка.

Ситуация 3.Обратимся сейчас к классному журналу. Вы часто наблюдали, как учитель берёт журнал, чтобы поставить оценку ученику. Быстро находит фамилию ученика. Как вы думаете: почему? (Дети высказывают свои предположения. Конечно, уже опираются на «алфавит»).

Задание: напишите фамилия наших учеников в алфавитном порядке.

Богданова, Борисенкова. Проблемная ситуация: две фамилии начинаются на одну букву. (Предположения учащихся, объяснение учителя).

Самостоятельная работа по вариантам.

1 вариант. Вега, Васильев.

2 вариант. Кузьмина, Крылова.

Взаимопроверка. Дети обмениваются тетрадями.

Ситуация 4.Ребята, посещая библиотеку, вы заметили, что библиотекари быстро находят ту или иную книгу. Почему?

Сейчас, вы будете исполнять роль библиотекаря. Вам нужно поставить книги в алфавитном порядке. (У детей на парте карточки с фамилиями авторов. Карточки правильно разложить. С.Маршак,В.Бианки,А.Пушкин,Ш.Перро).

Проверка с доски.

3)Беседа: Для чего нужны книги? (Читать - много знать.)

4)Творческая работа. Составьте нераспространенное предложения о библиотеке, книгах и слова, что бы стояли в алфавитном порядке.

Вспомните: что такое предложение? (Ольга читает. Книга лежит.) Назовите главные члены предложения. Распространите предложение.

5) Самостоятельная разноуровневая работа. (Учащиеся выбирают и выполняют задание, которое им доступно.)

Учитель:

1 уровень:

У Бориса Заходера есть такие строки (записаны на доске)

Мне нужны такие вещи:

Молоток, напильник, клещи.

Названия инструментов запишите в алфавитном порядке.

2 уровень:

на доске картинки с изображением инструментов:

шило, игла, ножницы.

Написать название инструментов в алфавитном порядке.

4.Итог урока.

Что нового узнали на уроке? ( Опираясь на план, подводят итог урока.) С каким настроением вы уйдете с урока? Почему? Оцените свою работу. В тетради на полях учащиеся оценивают свою работу. Ставят знаки: +, -,?  + доволен работой, - не доволен, ? что-то не получилось.



Предварительный просмотр:

Тема урока. Имя прилагательное.

Цель урока: ответить на вопрос урока, доказать значимость имен прилагательных,

совершенствовать навыки определения признаков частей речи: имени существительного, имени прилагательного, формировать навыки грамотного письма, воспитывать чувство коллективизма, умения работать совместно.

1.Чистописание.

н 

нн

Какое правило напоминает вам это соединение? (Написание слов с удвоенной согласной)

На доске учитель открывает слова: длина рано весна

Образуйте от этих слов, слова с удвоенной согласной. Дети на следующей строке записывают слова: длинный ранний весенний

Какой частью речи являются эти слова? Что такое имя прилагательное?

2.Сообщение темы и цели урока.

На доске учитель открывает запись. Какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные?

Ребята, сегодня на уроке мы должны ответить на этот вопрос.

3.Работа по проблеме урока.

1)Внимательно прочитайте записанные на доске слова и разделите их на две группы: Норка, гладкая, красные, галка, лисичка, рыжие, бантик, пушистая.

Проверка вслух. По какому признаку вы определили слова в первый столбик? (имена существительные) Назовите орфограммы в словах.

Какой ещё признак объединяет эти слова? Докажите. (Многозначность)

Назовите признаки имен существительных.

Учитель открывает запись на доске.

сущ., одуш., собств., ед. ч., м.р.

сущ., одуш., нариц., ед. ч., ж. р.

сущ., одуш., нариц., мн.ч.

Какие имена существительные из этих слов подходят к морфологическому разбору? Что означает знак вопроса?

Как же уточнить значение многозначности слов? (По смыслу предложения, в котором это слово встретилось)

Обратимся ко второй группе слов. На какие вопросы отвечают эти слова. Дополните этот столбик своими словами.

Попробуем ответить, для чего нужны в русском языке такие слова.

Послушайте текст.

*Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы.

*Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы.

О чем первый текст? (О весне)

О чём второй текст? (О весне)

Можно ли считать эти тексты одинаковыми? Докажите.

Что же отличает первый текст от второго? (наличие прилагательных)

Во втором тексте я использовала прилагательное последний для описания снега. Но это прилагательное не такое уж красивое. Ведь можно было взять, например, слово пушистый, серебристый. (Это точное описание снега)

http://www.uroki.net/bp/adlog.php?bannerid=134&clientid=22&zoneid=114&source=&block=0&capping=0&cb=fd05609d633ad9c4c2321afa4d7bad16

Вывод: Имена прилагательные нужны для точности описания и уточнения.

Давайте попробуем наиболее точно описать зимний снег и весенний снег.

Задание по вариантам.

1 вариант: из слов выбирает прилагательные, которые помогут описать зимний снег.

2 вариант: из слов выбирает прилагательные, которые помогут описать весенний снег.

Последний, искристый, мокрый, колючий, грязный, пушистый, серебристый, мягкий, рыхлый, белый, свежий, серый.

Проверка. Коллективное обсуждение. Подчеркнуть орфограммы.

Вывод: Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя.

Игра. Отгадайте кто это?

Бурый, мохнатый, косолапый. (Медведь)

Зелёный, сладкий, сахарный. (Арбуз)

Спелое, круглое, сочное. (Яблоко)

Слова, какой части речи уточняют имена прилагательные? ( им.сущ.)

Словарная работа. Подберите к словарным словам 8 блока имена прилагательные. Дайте точное описание предметам. Подчеркните окончание прилагательных.

Взаимопроверка.

Письмо по памяти. Утром запел голосистый соловей.

Задание: написать предложение по памяти, подчеркнуть орфограммы. Выполнить разбор предложения.

Коллективная проверка. Сколько орфограмм подчеркнули? Назовите схему предложения, которая подходит к данному предложению:

1)------- =====_______ . 2) -

Для чего же нужны имена прилагательные? (Для описания и уточнения предмета)

Что именно уточняют имена прилагательные? (им. сущ.)

Разноуровневая самостоятельная работа.

«5» ….утром Кирилл пош.л в … рощу на травке засверкала …роса запели…птицы.

(Вставить имена прилагательные)

«4» Март-первый в.сенний месяц поб.жали говорливые ручьи

(Подчеркнуть имена прилагательные)

4.Итог урока.

Ребята, смогли мы ответить на вопрос, поставленный в начале урока?

Какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные?

Что нового для себя вы узнали на уроке?

Что понравилось?



Предварительный просмотр:

Тема: Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Цель: формировать навыки правописания слов с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать непарные твёрдые и мягкие согласные звуки русского языка; применять правила правописания; подбирать примеры с определённой орфограммой.

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

II. Актуализация знаний учащихся.

1.Фронтальный опрос.

На какие группы делятся все звуки русского языка?

- Чем отличаются согласные звуки от гласных?

- Назовите согласные звуки, которые всегда твёрдые.

- Назовите согласные звуки, которые всегда мягкие.

2. Минутка чистописания.

Ч ч Чч Щ щ Щщ.

3. Орфографическая минутка.

- Какие буквосочетания с шипящими вы знаете?

(чк, чн, нч,чт, щн, нщ).

- Как пишутся эти сочетания? (Без мягкого знака).

Графический диктант.

Запишите через запятую только опасные буквосочетания в словах, которые я сейчас продиктую.

Ночка, точно, мечта, овощной, молочный, мощный, звёздочка, птенчик.

Взаимопроверка. Сверка с образцом на доске:


https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/16/s_5a34ccb30fee3/774471_1.png

4. Словарная работа.

Картинный диктант на тему «Животные».

- Я вам буду показывать картинки, а вы должны записать слова – названия предметов, изображённых на этих картинках. В каждом слове нужно поставить ударение и подчеркнуть букву, написание которой необходимо запомнить.

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/16/s_5a34ccb30fee3/774471_2.png

Самопроверка по образцу, данному на доске. Самооценка с помощью знаков https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/16/s_5a34ccb30fee3/774471_3.png

- Поднимите руку, кто все слова написал без ошибок. Поставьте карандашом на полях «!».

- Поднимите руку, кто допустил 1 – 2 ошибки. Поставьте на полях «+». Кто допустил больше 2 ошибок - «-».

III. Самоопределение к деятельности.

На доске:

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/16/s_5a34ccb30fee3/774471_4.png

На какие группы можно разделить эти согласные звуки? (Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие).

Назовите всегда мягкие звуки. (, ], [щ, ]).

- Назовите всегда твёрдые звуки. ([ж], [ш])

- Послушайте грамматическую сказку про эти звуки.

Жили-были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалёку жили гласные У, Ю, Ы, И, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные – Ы, Ю, Я. Искали – искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чём не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие – с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

На доске запись:

Ы

Ж Иhttps://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/16/s_5a34ccb30fee3/774471_5.png

Ш У

Ч Ю

Щ Я

А

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/16/s_5a34ccb30fee3/774471_6.png Работа в паре.

На каждой парте лежит карточка с такими же буквами, как на доске.

Соедините эти буквы в «пары дружбы».

Коллективная проверка.

- С какой буквой дружат буквы ж и ш в сочетаниях жи, ши? А с какой буквой никогда не дружат?

Аналогично разбираются сочетания ча – ща, чу – щу.

1 человек из каждой пары выходит к доске и соединяет буквы на доске.

- Определите тему сегодняшнего урока.

- Откройте учебник на стр. 10 и прочитайте тему. Проверьте, правильно ли вы предположили?

- Какие цели мы перед собой поставим?

(Правильно писать слова с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу).

IV. Работа по теме урока.

1. Давайте скажем, как пишутся сочетания жи, ши?

На доске:

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/16/s_5a34ccb30fee3/774471_7.png

Как пишутся сочетания ча, ща?

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/16/s_5a34ccb30fee3/774471_8.png

- Как пишутся сочетания чу, щу?

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/16/s_5a34ccb30fee3/774471_9.png

2. Словарная работа.

Посмотрите на условный значок на доске. https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/16/s_5a34ccb30fee3/774471_10.png

- Что он обозначает?

- Какое же новое словарное слово мы с вами узнаем?

Мы сегодня объединяли буквы в «пары дружбы». Подберите синоним к слову друг.

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/16/s_5a34ccb30fee3/774471_11.png

Назовите безударную гласную букву в этом слове.

- Запишите слово в тетрадь. Поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить.

3. Работа по учебнику.

Упр.11 (стр. 10).

(Выполнение с комментированием)

V. Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться.

Два – нагнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

Семь, восемь – лень отбросим.

VI. Закрепление изученного материала.

  1. – Прочитайте слова тётушки Совы на стр.11.

- Написание слов с какими орфограммами мы будем закреплять?

2. Упр.14 (стр. 11).

Коллективный разбор по шагам:

а) чтение слов;

б) – в какие группы можно объединить слова?

(с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу).

в) – запишите слова, в которых выделенные слоги являются безударными.

Самостоятельное выполнение.

Проверка: один ученик читает выписанные слова, остальные учащиеся проверяют себя.

Если задание выполнено правильно, на полях выставляют знак «+».

3. Устный диктант.

- Покажите карточку с буквой – орфограммой.

Пруж..на, ч..лки, камыш.., ч..мазый, перч..тки, ж..раф, пуш..стый.

VII. Рефлексия.

Письмо слов с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Отгадывание загадок. Учащиеся записывают слова – отгадки, подчёркивают сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу. Один ученик работает на доске.

Из горячего колодца

Через нос водица льётся.

айник)

Полосатая, зубастая,

Под водою рыщет,

Маленьких рыбок ищет.

ука)

Он высокий и пятнистый,

С длинной – длинной шеей.

А питается он листьями –

Листьями деревьев.

ираф)

На четыре ноги

Надевают сапоги.

Перед тем как надевать,

Стали обувь надувать.

ины)

+ Чашка, чудо.

Ученик, работавший у доски, открывает решение. Оценка с помощью светофора: зелёный цвет – всё выполнено правильно, красный – есть ошибки.

Взаимопроверка. Учащиеся обмениваются тетрадями, проверяют работы друг друга по образцу на доске, ошибки исправляют карандашом.

- Правильно ли написал ваш сосед? Оцените его.

«!» - молодец, ты всё написал правильно.

«+» - хорошо, но ещё немного ошибаешься.

«-» - тебе нужна помощь учителя.

VIII. Подведение итогов.

- С какими орфограммами познакомились на уроке?

- Что должны помнить о написании этой орфограммы?

- Всё ли вам было понятно?

- Какое задание вам было интересно выполнять?

- Кому нужна помощь учителя или товарищей?

IX. Домашнее задание: стр.11 упр.15, выучить правило.



Предварительный просмотр:

Урок здоровья в 3 классе

Тема: «Здоровые зубы здоровью любы!»

Урок проводится группой третьеклассников.

Цель урока: дать учащимся представление о значении зубов, познакомить с правилами ухода за ними.

Оборудование:

  • компьютер, мультимедийная установка,
  • зубная щётка,
  • зубная паста,
  • зеркальце,
  • заготовки для детской работы,
  • книги о здоровье зубов.

Ход урока:

Учитель:

- Ребята, мы приглашаем вас на урок здоровья. Тема нашего урока: «Зубы и уход за ними». Сегодня перед вами выступят учащиеся 3 «А» класса, участники проекта «Здоровые зубы здоровью любы».

Мы попросим вас ответить на вопрос: «Зачем человеку нужны зубы?». Правильно, зубы нужны,

  • чтобы пережёвывать пищу;
  • чтобы чётко произносить слова;
  • здоровые зубы украшают лицо.

1.«Какие бывают зубы»

1 ученик 

- Во время еды необходимо тщательно пережёвывать пищу. От этого она лучше смачивается слюной. Измельчённую пищу легче проглотить, она быстрее переваривается в желудке. Когда человек рождается, у него совсем нет зубов. Первые, молочные зубы появляются у него на первом году жизни, а к 6-7 годам их становится 20. К этому времени многие молочные зубы уже выпали, и на их месте появились новые, постоянные. У вас, ребята, уже выросли передние постоянные зубы. К 10-11 годам все молочные зубы заменятся постоянными. К 20 годам у человека должно быть 32 зуба. Если человек потеряет постоянный зуб – новый на его месте уже не вырастет.

Практическое занятие 1.

2 ученик:

- Возьмите зеркальце. Найдите у себя постоянные зубы, молочные зубы. Они отличаются цветом и размером. Временные зубы бело-голубоватого цвета и меньше по размеру. За молочными зубами нужно ухаживать так же тщательно, как и за постоянными. Если молочные зубы будут болеть, во рту будет много микробов, тогда постоянные зубы здоровыми не вырастут.

Все зубы разные по форме и размеру, так как выполняют разную работу. Передние зубы – это резцы. Рассмотрите их в зеркало. Они находятся вверху и внизу прямо посередине. Проведите языком по краю. Чувствуете, какие они острые. Этими зубами мы откусываем небольшие кусочки от пищи. Например, когда едим яблоко, хлеб.

По бокам резцов расположены клыки. Да, они так называются. Клыки нужны для разрывания и разгрызания плотной пищи, например, морковки, мяса. Посмотрите на них – они не такие, как резцы. Чувствуете, какие у них острые края? Клыки есть у многих животных, особенно у хищников. У кошки тоже есть клыки.

А пережёвывают, перетирают пищу большие и малые коренные зубы. Их поверхность неровная, с выступами. Так легче перетирать пищу.

Зубы всякие нужны, зубы всякие важны!

2. Строение зуба.

- Вы узнали, ребята, что зубы выполняют очень трудную работу. А чтобы хорошо справляться с ней, зубы должны быть хорошо защищены.

(слайд)

3 ученик. 

- Такая защита у зубов есть! Ребята, легонько постучите кончиком ручки по зубам. Чувствуете, какие они твёрдые. Это потому что они покрыты толстым слоем эмали. Нет ничего более твёрдого в нашем организме, чем эмаль. Она твёрже, чем кость. Здоровую крепкую эмаль не берёт даже сверло, а острие сабли при ударе об эмаль тупится.

Внутри зуба под эмалью спряталась мягкая пульпа. Здесь помещены нервы и кровеносные сосуды, через которые в зуб поступают кислород питательные вещества и витамины, необходимые для роста и сохранения зуба. У каждого зуба есть свой корень. Он закрепляет зубы, чтобы они не шатались и не выпадали. Через корень проходит нерв, который передаёт сигнал в мозг и обратно о состоянии ваших зубов. Основание зуба со всех сторон окружено десной. Очень важно, чтобы дёсны были здоровыми, иначе инфекция может распространиться на зуб и разрушить его.

(входит Баба Яга)- 4 ученик

А вот и бабушка Яга – беззубая старушка.

Костяная я нога – детишкам всем подружка.

Зубки изучаете?

А зачем – не знаете.

А я люблю погрызть орешки,

Чупа-чупс и кириешки.

Я сухарики кусала,

Предпоследний зуб сломала.

И теперь один лишь зуб.

С ним хлопот не знаю.

Да я и одним зубом всех перекусаю.

-А это что у вас за правило? (читает с доски)

Как поел, почисти зубки.

Делай так 2 раза в сутки.

Предпочти конфетам фрукты,

Очень важные продукты.

Чтобы зуб не беспокоил,

Помни правило такое:

К стоматологу идём

В год 2 раза на приём.

И тогда улыбки свет

Сохранишь на много лет! (смеётся)

У меня своё правило есть (достаёт из-под фартука, читает)

Как поел, не чисти зубки.

Делай так 3 раза в сутки!

Ешь конфеты, а не фрукты.

Во! Отличные продукты!

Если зуб забеспокоил,

Помни правило такое:

К стоматологу – ни шагу!

Получишь орден за отвагу!

-Правильно? А вообще-то я к вам на минутку, забежала посоветоваться, как правильно сказать:

У рыбей нет зубей?

У рыбов нет зубов?

У рыб нет зуб?

(Дети отвечают: У рыб нет зубов)

- Мы, Баба Яга, всегда знали, что у тебя проблемы с зубами, да ты к тому же ещё и неграмотная. Сядь лучше, послушай ребят. (Баба Яга садится)

Физкультминутка.

Весёлые движения топ, топ, топ!

Полезные движения хлоп, хлоп, хлоп!

Кто ими занимается топ, топ, топ!

Здоровья набирается хлоп, хлоп, хлоп!

А кто не занимается топ, топ, топ!

С болезнями намается хлоп, хлоп, хлоп!

3. Почему болят зубы?

- Ну что ж, Баба Яга прекрасно обходится одним зубом, а мы-то с вами должны беречь свои зубы. Сейчас мы узнаем, почему болят зубы.

Вы слышали, ребята, о том, какая крепкая эмаль на наших зубах. Но почему же она разрушается? Да, эмаль разрушается очень быстро, если за зубами не ухаживать. На поверхности эмали появляются маленькие трещины. А отчего они появляются?

5 ученик (слайд) 

Трещины на эмали зубов могут появиться, если грызть зубами твёрдые орехи, леденцы, от дурной привычки брать в зубы гвозди, булавки, грызть ручки, карандаши. Кроме того, трещины могут появиться, если сразу после горячей еды выпить, например, холодный сок, воду или откусить мороженное. Эмаль может потерять свою прочность, если человек неправильно питается: не пьёт молоко, не ест творог, овощи, фрукты, чёрный хлеб, а, наоборот, ест много конфет и других сладостей.

6 ученик. 

После еды в эти маленькие трещины и в узенькие щелочки между зубами попадают остатки пищи. Если их не удалять, они начинают гнить, в результате образуются опасные микробы, которые будут и дальше разрушать эмаль зубов, и в зубе образуется полость или попросту дырка. Такое заболевание называется кариес. Если такой зуб не лечить сразу, то потом возникает сильная боль, даже может разболеться вся область вокруг зуба. Вместе с грязными руками в рот тоже могут попасть микробы, опасные для зубов. Поэтому очень важно мыть руки перед едой. А ещё больные зубы вредят другим органам: сердцу, почкам. Человек с больными зубами не может хорошо пережёвывать пищу, и от этого может заболеть желудок.

- Если врач не залечит дупло, пока оно маленькое, то дупло будет увеличиваться в размерах и достигнет внутренней части зуба, и поэтому зуб начинает болеть. Если вовремя не обратиться к врачу, то можно потерять зуб. Но многие ребята очень боятся зубного врача.

(дети разыгрывают сценку «Вредный Петя»)

Ребёнок-ведущий (7 ученик)

- Жил на свете мальчик Петя.

Больше всех любил на свете

Этот мальчик шоколад,

Чоко-пай и мармелад.

-Что ж, конфеты любят дети.

- Но не чистил зубы Петя.

Щётки, как огня, боялся.

Даже редко умывался.

Петя (8 ученик)

- Фу, колючая какая!

Поцарапает мой рот.

Фу! Противная какая!

Кто такую в рот возьмёт?!

Ведущий:

- Ведь не думал он, ребята,

Что зубы заболят когда-то.

Вот шоколадку Петя съел,

И зуб у Пети заболел.

Петя бегает, кричит:

-Помогите! Зуб болит!

Ой! Ой! Ой! Нет сил терпеть!

Что ж теперь мне умереть?

Мама Петеньку жалеет,

Полосканье в чашке греет.

- Мы пойдём с тобой к врачу.

А Петя снова: «Не хочу!»

- Петя, Петя, ты не трусь.

- Нет! Я врача совсем боюсь!

У него сверло такое!

Вмиг просверлит он меня!

У него щипцы такие!

Все зубы вырвет у меня!

Там уколы ставят всем.

Там убьют меня совсем!

У врача ужасный вид.

Пусть уж лучше зуб болит.

(подбегает Баба Яга)

- Ты, касатик, потерпи.

Шоколадкой закуси.

Будем вместе: ты да я!

Мы беззубая семья!

(Петя убегает от Бабы Яги)

Ведущий

- Зря кричишь ты: «Ой! Ой! Ой!»,

Доктор ведь совсем не злой.

Вы его не бойтесь, дети,

Он добрее всех на свете.

С ним давно знакома я.

Это мамочка моя!

(выходит девочка-врач, берёт мальчика за руку, садит в кресло)

Вы, больной, меня не бойтесь,

Не тряситесь, успокойтесь (лечит)

Не убьём, не искалечим.

Мы немножко вас полечим.

Вот и всё! Стал зуб здоров!

Все:- Не бойтесь, дети, докторов!

Практическое занятие 2

(Детям выдаются листочки с изображением зуба)

- Это наш Зубик. Он здоров. Но вот в нём, как в Замке, поселяется Зубная боль. Как она попала в наш Замок? Где нашла вход?

(рисуют карандашом маленькую дырочку) Чтобы ей не голодать, мы её всё время подкармливаем: то конфетку, то печенье ей. Боль растёт, растёт. Растёт и дырка, в которой она живёт. Что же нужно сделать, чтобы Боль не попала в Замок? Правильно, нужно выгнать её из Замка и больше не пускать? Это может сделать только врач. Давайте мы, как Лису метлой из чужой норки, выгоним её из Замка (стирают резинкой) и закроем вход в Замок (закрашивают зуб). И Зубик опять улыбается.

4.Чтобы зубы были здоровыми.

- Чтобы в кабинете врача не было больно и страшно, нужно приходить к врачу тогда, когда зубы ещё не болят, не реже 2-х раз в год. А ещё нужно выполнять очень простые правила, и о них вам расскажут наши ребята.

9 ученик.

- Чтобы зубы были здоровыми, их нужно чистить и ухаживать за ними.

Чистят ножи, и кастрюли, и трубы –

Как же не чистить до завтрака зубы?

Нужно удалять остатки пищи, которые застревают между зубами и в маленьких трещинках. И в этом вам поможет зубная щётка. Щетина её «выметает» остатки пищи, а зубная паста или зубной порошок очищают зубы и рот от микробов. После этого зубы снова становятся белыми, блестящими, гладкими.

У каждого человека должна быть своя зубная щётка. Щетинка её не должна быть очень жесткой, чтобы не повредить дёсны и не поцарапать во рту.

Менять щётку нужно 4 раза в год. Чистить зубы следует 2 раза в день: утром и вечером перед сном, а после каждого приёма пищи нужно полоскать рот.

Практическое занятие 3.

- А сейчас мы поучимся правильно чистить зубы.

1. Вначале нужно вымыть руки с мылом.

2. Зубную щётку хорошо промыть под струёй воды и стряхнуть.

3. На щётку выдавить немного зубной пасты.

4. Верхние зубы следует чистить сверху вниз, а нижние – снизу вверх. Потом, несильно нажимая, провести щёткой вправо и влево; так же чистят зубы и изнутри. Потом чистят жевательную поверхность каждого зуба. Чистить зубы нужно не менее 3-х минут.

5. Затем хорошенько прополоскать рот тёплой водой.

6. Тщательно промыть зубную щётку, стряхнуть и поставить в стакан ручкой вниз, чтобы щётка просохла.

- Мы научились правильно чистить зубы. А теперь узнаем, как надо питаться, чтобы зубы не портились.

10 ученик.

Чтобы зубы не портились, нужно в пищу употреблять молоко, молочные продукты, овощи, фрукты. Особенно полезен зубам витамин Д, он содержится в рыбе, яичном желтке, молоке, масле. Полезно есть капусту, лук, чеснок, горох, фасоль, апельсины, помидоры, гречку, овсянку, морскую капусту, ржаной хлеб. Эти продукты содержат витамина, кальций, фосфор, укрепляющий эмаль зубов.

Практическое занятие 4.

- Выбери те продукты, которые полезны для зубов. ( На доске картинки: морковка, яблоко, конфета, капуста, творог, арахис, шоколадка, помидор, эскимо, молоко, сухарики. Дети выбирают те, что полезны для зубов)

- Заканчивая наш урок, мы хотим пожелать вам всем здоровья. Берегите свои зубы с детства, и тогда, когда вы станете взрослыми, ваши зубы не доставят вам неприятностей.

Так давайте, друзья, наши зубы беречь,

На уроке об этом сегодня шла речь.

Будем зубы лелеять, будем любить,

И улыбкой своей сможем всех мы пленить!

Урок здоровья в 3 классе



Предварительный просмотр:

Конспект урока  литературного чтения

Класс:  3

Учитель: Пешехонова Елена Николаевна

МАОУ ДСОШ №4
Наименование УМК: «Школа России»

Тема урока: Л.Н.Толстой «Прыжок»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Педагогическая технология: технология продуктивного чтения.

Цели: познакомить обучающихся с рассказом Л.Н.Толстого «Прыжок», учить понимать текст, определять смысл событий и поступков героев, выражать своё отношение к героям.

Задачи:

образовательные: обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении; задавать вопросы, находить ответы на них в тексте;

развивающие: развивать умение анализировать, делать выводы,  совершенствовать речевые умения; развивать творческие способности;

воспитательные:  воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость,  культуру делового общения; уважительное отношение  к мнению, отличному от своего.

Планируемые результаты:

предметные УУД: формирование умения прогнозировать содержание текста, использовать разные виды чтения, воспринимать и оценивать содержание текста, участвовать в его обсуждении;

личностные УУД: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; формирование учебно-познавательного интереса к изучаемому материалу, желания осваивать новые виды деятельности;

метапредметные УУД: волевая  саморегуляция; целеполагание;  формирование умения находить и использовать необходимую информацию,  контролировать процесс и его результаты, осознавать качество усвоения материала; формирование умения участвовать в диалоге, в коллективной беседе; взаимодействовать с партнёрами, находить общее решение.

Формы работы: фронтальная работа,  индивидуальная, работа в группах.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация,  учебник – Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова «Литературное чтение» 3 класс  М., Просвещение  2014г.

Ход урока:

1.Организационный момент.

 Прочитайте высказывание К.Д.Ушинского.   (слайд 2)

«Уметь читать в широком смысле этого слова, значит, уметь извлечь из мёртвой буквы живой смысл»

                                                               К.Д.Ушинский

- Вам понятны эти слова? Что они означают?

- Готовы ли вы читать так?

2. Речевая разминка.

Краб забрался на трап

И заснул крепко краб.

А кальмар не дремал,

Краба в лапы поймал.

(медленное чтение; с ускорением; быстрое, в темпе скороговорки)

3. Проверка домашнего задания.     (План на слайде 3)

Пересказ по 2 варианту плана из учебника.

- Удалось ли голосом, интонацией показать своё отношение к героям? (Кому сочувствовал рассказчик, за кого переживал, когда радовался или огорчался?).

4. Работа с текстом до чтения. Постановка целей урока.

1.

- Перед вами портрет автора писателя. Кто это?  О ком они и для кого он писал свои произведения?     (Слайд 4)

Определить название нового произведения вам помогут фотографии. (Слайд 5)

- Кто на них изображён?

- Когда дети прыгают?

Какое слово объединяет фотографии?

«Прыжок» - это и есть название нового произведения.

Что такое прыжок?   (Слайд 6)

Предположите, о чём пойдёт речь в произведении?

Посмотрите на иллюстрацию.         (Слайд 7)

- Она подтверждает ваши предположения?

2.

- Что же мы должны сделать сегодня на уроке?

Цели:  прочитать …    (рассказ)                      (Слайд 8)

проверить …   (свои предположения)

провести диалог с… (автором, с текстом)

понять …        (то главное, что хотел сказать нам автор)

5. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение – слушание текста.

Подготовленные ученики читают 2 абзаца.

 – Что будет дальше?

Продолжение чтения: 3 абзац.

- Как поведёт себя мальчик?

Учитель читает следующую часть рассказа: 4-5 абзацы.

- Что произойдёт?

Чтение детьми до конца текста.

- Ребята, вам было страшно?

А мальчику ?

Почему он там оказался?

Почему прыгнул?

Надо в этом разобраться, тщательно изучить содержание рассказа.

2. Словарная работа.                        (Слайд 9)

Палуба, мачта, каюта, парус, аршин, ядро.

                                                                               

3. Повторное  чтение.

Чтение по частям: 1 часть. (2 абзаца)

(Учитель.)

-  С чего началась эта история?  

- Почему в начале произведения говорится о погоде и о том, что весь народ был на палубе?

(Кругосветное плавание на парусном корабле продолжалось около 3 лет.)

- О чём вы хотите спросить автора? (предположительно)

 - Откуда взялась обезьяна на корабле?

-Что делала обезьяна?  

- Как у обезьяны оказалась шляпа?

- Что мы знаем о мальчике?

Учитель.

- Как звали мальчика?

- Почему автор не говорит нам этого, зато сообщает, что он сын капитана?

(Его все знают)

Ещё больше расходилась  - это            (Слайд 10)

(проверка понимания языка текста)

а) ходила быстро

б) ещё больше кривлялась и прыгала

в) ходила большими шагами        Физминутка

Чтение следующего отрывка (3 абзац)

 - Почему мальчик полез на мачту корабля?

Подтвердите это отрывком из текста.

- Какие чувства он при  этом испытывал? (Обида на смех матросов; стыд, он не мог оказаться в смешном положении и подвести отца)

(Почему покраснел? Когда мы краснеем?)

- Найдите в тексте слова, описывающие его действия на тот момент.

(погрозил ей, крикнул на неё, покраснел, скинул куртку, бросился на мачту, взобрался, думал схватить)

Продолжение чтения

- В каком темпе и с какой интонацией надо читать следующий отрывок? Почему?

Музыкальный отрывок.   (Слайд 11)

- Что помогает представить музыка?

- Понимал ли мальчик, что делает, когда ступил на перекладину? Почему?

-Что значит «разобрал задор»?    (Слайд 12)

- Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? В какой момент?

- Какие слова это подтверждают?

- Можно ли было не допустить такой ситуации?

- Какая опасность подстерегала мальчика?

- Кто его спас?

Прочитайте себе отрывок, из которого мы узнали, как он это сделал?

- Каким человеком был капитан?

(Капитан – сильный человек, решительный, любящий своего сына, быстро оценил ситуацию и принял решение)

- Помните, я спрашивала вас, почему он прыгнул? Можете что-то дополнить теперь?

(Мальчик не мог не выполнить приказ капитана)

- Почему капитан заплакал?

- Нужны ли в наше время такие люди?

- Как проявили себя матросы в конце этого происшествия?

6. Работа с текстом после чтения.

Работа в парах.

- Поговорим о мальчике. Охарактеризуйте его поведение, зачеркнув лишние слова. Добавьте то, что считаете нужным.   (Слайд 13)

вспыльчивость

глупость

хвастовство

обидчивость

мальчишеский задор

желание испытать себя

желание покрасоваться

стремление отстоять своё достоинство

Работа над названием рассказа         


- Л.Н.Толстой назвал свой рассказ «Прыжок». Вспомните фотографии, которые мы рассматривали в начале урока. В чём отличие прыжка, о котором он рассказал?

Знаете ли вы, что это не просто рассказ. Это быль.

- Что это значит?  (рассказ о том, что произошло на самом деле)

- Почему писатель рассказал об этом своим читателям? К чему он их призывает?

- Почему в конце рассказа ничего не говорится об обезьяне?

7. Рефлексия. Подведение итогов.

Над чем произведение заставило вас задуматься?

Если бы вы советовали кому-то прочитать это произведение, то как бы это сделали?

Какую пословицу можно вспомнить в связи со счастливым концом истории?

Домашнее задание: составить план рассказа и        (Слайд 14)

а) пересказать подробно;

б) пересказать от лица мальчика;

в) сравнить поведение мальчиков в рассказах «Акула» и «Прыжок».

(Слайд 15)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Л.Н.Толстой Прыжок Учитель начальных классов МАОУ ДСОШ№4 с УИОП» Пешехонова Елена Николаевна

Слайд 2

Уметь читать в широком смысле этого слова, значит, уметь извлечь из мёртвой буквы живой смысл. К.Д.Ушинский

Слайд 3

План 1. У берегов Африки. 2.Долгожданная команда: «Купаться!» 3. Соревнование юных пловцов в открытом море. 4. Отец любуется сыном и подбадривает его. 5. Появление морского чудовища. 6. Визг испуганных мальчиков. 7. Страх и отчаяние отца. 8. Мгновенное решение. 9. Спасение мальчиков. Крики радости.

Слайд 4

Лев Николаевич Толстой

Слайд 6

Обобщать знания о . . . Развивать умение использовать . . . Прыжок – быстрое, с отталкиванием, перемещение тела. Из словаря Ожегова С.И.

Слайд 7

Обобщать знания о . . . Развивать умение использовать . . .

Слайд 8

Обобщать знания о . . . Развивать умение использовать . . . Цели: прочитать … проверить… провести диалог … понять … рассказ предположения с автором главную мысль текста

Слайд 9

Обобщать знания о . . . Развивать умение использовать . . . палуба мачта каюта парус аршин пушечное ядро Старинный артиллерийский снаряд в виде шарообразного тела.

Слайд 10

Обобщать знания о . . . Развивать умение использовать . . . Ещё больше расходилась а) ходила быстро б) ещё больше кривлялась и прыгала в) ходила большими шагами

Слайд 11

Обобщать знания о . . . Развивать умение использовать . . . Разобрал задор а) испытывал сильное возбуждение б) охватил азарт в) проявилась горячность г) пришла спокойная уверенность

Слайд 12

Обобщать знания о . . . Развивать умение использовать . . .

Слайд 13

Обобщать знания о . . . Развивать умение использовать . . . вспыльчивость глупость хвастовство обидчивость мальчишеский задор желание испытать себя желание покрасоваться стремление отстоять своё достоинство

Слайд 14

Обобщать знания о . . . Развивать умение использовать . . . Домашнее задание Составить план текста. 2. Задание по выбору: а) подробно пересказать; б) пересказать от лица мальчика; в) сравнить поведение мальчиков из рассказов «Акула»и «Прыжок».

Слайд 15

Обобщать знания о . . . Развивать умение использовать . . . Ссылки на используемые ресурсы Фотографии прыжков в воду https://yandex.ru/images/search?p=12&text=фотография%20прыжка%20ребёнка%20в%20воду&lr=213 Фотографии прыжков детей ttps://yandex.ru/images/search?text=фотографии%20прыжков%20детей&lr=213 Фотография Л,Толстого, рисунки к рассказу https://yandex.ru/images/search?text=толстой%20прыжок%20фото%20толстого%20и%20рисунки%20к%20рассказу&stype=image&lr=193&source=wiz Фотография чугунного ядра https://yandex.ru/images/search?text=фотография%20чугунного%20ядра&stype=image&lr=193&source=wizhttps://yandex.ru/images/search?text=фотография%20чугунного%20ядра&stype=image&lr=193&source=wiz Шаблоны презентации https://yandex.ru/images/search?text=шаблоны%20презентаций%20для%20начальной%20школы&stype=image&lr=213&source=wiz



Предварительный просмотр:

Урок математики в 3 классе на тему "Умножение семи, деление на семь (закрепление)"

ТЕМА: Умножение семи, деление на семь (закрепление)

ЦЕЛЬ: закреплять знания детей таблицы умножения и деления на 7. Совершенствовать вычислительные навыки учащихся, умения решать уравнения , выражения задачи. Развивать умение анализировать, обобщать, делать логические выводы, нестандартно мыслить, правильно оценивать свои знания. Воспитывать уважение к товарищам, любовь к природе, интерес к совместному поиску, к предмету математики.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент

1.Ожидание и сообщение темы урока

- Отгадайте загадку

« Постоянного места не имеет, день и ночь бродит, весь мир обходит. Что это?»

(Солнце)

Посмотрев на ночное небо, можно увидеть огромное количество звезд, то ярких, то еле заметных. Вдоль всего неба проходит светлая полоса, состоящая из бесчисленного количества звезд,- это часть звездного образования – Галактика. Солнце – ближайшая к нам звезда, входящая в состав Галактики. Вокруг Солнца обращаются планеты. Вместе с ним они составляют солнечную систему, в которую входят девять известных больших планет со спутниками, множество малых планет – астероидов, а также кометы , метеориты и мелкие метеорные тела.

- Сегодня мы с вами совершим полет на космическом корабле по нашей Солнечной системе. А чтобы наш полет прошел успешно, и мы удачно возвратились на Землю, нам надо будет выполнить очень много заданий. Готовы, ребята?

II.Актуализация опорных знаний учащихся.

Ученики. Наш девиз:

Не зевай по сторонам –

Ты сегодня космонавт!

Берись скорее за работу,

Будь внимателен: не сбейся со счету!

Учитель. А теперь можно отправляться в полет.

Ученик. По ступенькам поднялись,

Дружно за руки взялись.

Аккуратно нужно сесть, Чтоб приборы не задеть.

Раз, два, три!

Число и тему запиши!

Дети ведут запись в тетради.

ИГРА «КОСМИЧЕСКИЙ СТАРТ»

На доске рисунки ракет, выполненные цветным мелом, примеры написаны под ракетами.

урок математики в 3 классе

7х3=21

35:7=5

7х8=54

урок математики в 3 классе

14:7=2

6х7=43

49:7=7

урок математики в 3 классе

7х8=56

63:7=9

7х4=28

- Вы должны определить, какая ракета может отправиться в космическое путешествие. Если ответы на старте правильные, ракета взлетит. Проверьте правильность вычислений.

III.Работа по теме урока.

Перед вами карта нашего маршрута. Первым объектом путешествия будет Луна. Луна – спутник Земли. Она меньше Земли в 89 раз. День длится на Луне две недели. А сколько это дней? (14.)

За это время Луна нагревается до температуры +120 градусов С. Сколько в этом числе единиц I разряда, II разряда, III разряда? (Ответы детей.)

Ночь на Луне длится столько же сколько и день, и за это время она остывает до – 150 градусов С. Представьте это число в виде суммы разрядных слагаемых.

В память о том, что мы побывали на Луне, оставим флажок, а для этого выполним следующие задания:

1. У вас на столах лежат геометрические фигуры. Сгруппируйте их по каким-либо определенным признакам и докажите правильность своего решения. (1 группа – треугольники; 2 группа – четырехугольники; 3 группа- трапеции.)

Сложите из этих фигур ракету.

2.Выразите:

1 дм 3 см = … см

42 дм = … м … дм

90 дм = … м

5 м 2 дм = … дм

3. Сравните:

(42-7):7 ;8х(32-26)

7х3 ;28:7

5х4:2 ;6х2:4

42:7х6 ;35:7х5

3.Математические цепочки.

а) Солнце – это тело…

97- жидкое

100- газообразное

103- твердое

фигурная скобка-6х5-10:4х7-28х8+44

б) Сколько оборотов совершило Солнце в галактике с момента своего рождения?

9-15

5-23

12-20

фигурная скобка-40:5х3+12:4х7-33:6

в) Какая планета такого же размера, как Земля?

35- Марс

41- Плутон

29- Юпитер

фигурная скобка-4х3:2х4:3х5:4:2х7

Учитель. Кто первым побывал в космосе? ( Ю.А. Гагарин.)

Сколько времени продолжался первый в мире полет в космос? (108 минут.)

Найдите: 108 минут = … час … мин

На Луне укрепляется флажок.

Ученик. Ждет нас быстрая ракета

Для полета на планету.

Отправляемся на Марс –

Звезды, в гости ждите нас!

Учитель. Марс – красная планета. Но не от жары она выглядит как раскаленный камень – на Марсе холодно. А цвет такой ей придает песок красного цвета, которого там очень много. Встречают нас жители этой планеты – марсиане.

Марсиане приготовили вам задания на листиках, ведь на Марсе много песка, а деревьев совсем нет. Поэтому жители Марса надеются с вашей помощью озеленить свою планету.

Надо расставить знаки «+», «- », «х», «:» так, чтобы равенства были верными.

7…7…7…7…7=6

6…6…6…6=5

4…4…4…4=5

9…9…9…9=11

Учитель. Для чего нужны деревья? (Ответы детей.)

Недаром в народе говорят:

Много леса – не губи.

Мало леса – береги.

Нет леса – посади.

Марс мы с вами озеленили, и я надеюсь, что каждый из вас посадит и вырастит дерево на нашей планете Земля.

А сейчас побываем в гостях у марсианских школьников и решим задачу.

«7» марсиан высадили на своей планете аллею из 42 деревьев. Сколько марсиан надо привлечь к работе, чтобы высадить еще 30 деревьев?

Учитель. Молодцы! Теперь мы можем оставить на Марсе свой флажок и продолжить наш путь к Юпитеру.

Ученик. Таинственный Юпитер,

Подожди ты нас чуть-чуть.

Сумеем в пути и к тебе заглянуть!

Учитель. Пока наш корабль летит, давайте немножко отдохнем.

На доске плакат с изображением космических ракет на фоне звездного неба.

Сколько звездочек у нас,

Столько мы присядем раз.

Сколько здесь ракет зеленых,

Столько сделаем наклонов.

Сколько здесь у нас кружков,

Столько сделаем прыжков.

В невесомости плывем

Мы под самым потолком.

Корабль качается – раз, два, три!

За партою-пультом тихонько замри!

Ну, вот мы и на Юпитере. Будьте осторожны – на планете огнедышащие вулканы, вокруг летают хвостатые кометы с заданиями.

Задания на кометах

15+Х=81

Х-24=39

60-Х=18

Учитель. Молодцы! Время нашего полета подходит к концу. Есть планеты, на которых мы сегодня не побывали. Но мы обязательно туда отправимся на следующих уроках.

Возвращаться нам пора,

По местам, мои друзья!

Путь наш лежит на Землю. Чтобы посадка была удачной, вы должны вычислить периметр посадочной полосы.

Начертите прямоугольник со сторонами 5см и 3см.

Как найти периметр? Чему он равен? (Ответы детей.)

Ученик. Из полета возвратились

И на Землю приземлились!

Учитель. В память о космическом путешествии вы можете получить вот такие ракеты, которыми закрыты ответы примеров. А для этого примеры необходимо решить.

75+15:3-21

9х4-56:7

(27-15):(61-55)

(14+26):10х7

3х(6+2):6

30-(5х6):3

Каждый ученик выходит к доске, решает пример и за правильный ответ получает ракету.

IV.Итог урока.