Здоровьесбережение

Мищанин Марина Геннадьевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 «Калинка»

г. Назарово Красноярского края

Консультация для педагогов

Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни

у дошкольников»

Подготовила:

Старший воспитатель М.Г. Мищанин

2018г.

Формирование культуры здорового образа

 жизни дошкольников

Дошкольный возраст является важным и ответственным периодом. В этот период происходит перестройка функционирования разных систем детского организма, поэтому крайне необходимо всячески способствовать воспитанию у детей этого возраста привычек и потребностей к здоровому образу жизни, поддержанию и укреплению своего здоровья. Это одна из приоритетных задач, которая стоит перед родителями и педагогами. Именно в это время нужно начинать формирование основ здорового образа жизни у дошкольников.

Надо отметить, что в настоящее время отмечается низкий уровень знаний о ценности своего здоровья родителей и о здоровье их детей. Как известно, здоровье чаще всего зависит от образа жизни, чуть менее – от окружающей среды. Поэтому задача родителей и педагогов — воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и обязанности его беречь. И начинать формирование основ здорового образа жизни у дошкольников как можно раньше.

В дошкольный период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма. Очень важно в это время заложить детям определенную базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, сформировать потребность регулярных и систематических занятий физической культурой и спортом.

Так как под здоровым образом жизни понимается активная деятельность человека, направленная на сохранение и улучшение здоровья, то к этой активности следует отнести такие компоненты как: правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма и сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

Главным образом в формировании основ здорового образа жизни у дошкольников и правильного отношения к своему здоровью у дошкольников являются соответствующие игры, просмотр фильмов, мультфильмов, чтение и обсуждение художественной литературы, викторины, пешие прогулки, дни здоровья, спортивные праздники. Именно такие мероприятия являются наиболее интересными для детей, и в этом процессе продуктивней формировать нужное отношение к здоровому образу жизни у дошкольников.

В ходе физкультурно-оздоровительной работы, а именно физкультурных минуток, минуток здоровья, двигательных разрядок, элементов релаксации и т.п., закладываются физические, психические и нравственные качества детей, воспитываются самостоятельность и творчество.

Необходимо уделить серьезное внимание культурно-гигиеническим навыкам, сформировать привычки правильного умывания, вытирания, ухаживания за полостью рта, пользования носовым платком, правильного поведения при кашле и чихании.

Необходимо чтобы дети имели возможность систематически двигаться. Для этого нужно способствовать развитию основных двигательных качеств, поддерживать в течение всего дня работоспособность на высоком уровне. Однако нужно учитывать, что здоровый образ жизни дошкольников предполагает чередование активных и спокойных игр, так что разумный баланс между двигательной активностью и отдыхом должен быть сохранен.

 

Возрастные особенности дошкольников, которые необходимо учитывать при формировании у них культуры здорового образа жизни

         Дошкольный возраст характеризуется бурным развитием основных функциональных систем, которые способствуют созданию устойчивого уровня адаптации и обеспечивают здоровье ребёнка в течение всего его последующего развития. В период дошкольного детства происходят «глубинные» перестройки в обмене веществ, которые связаны с максимальной частотой детских инфекций и представляют серьёзную опасность для здоровья детей. Но даже здоровый дошкольник нуждается в тщательной заботе и участии со стороны окружающих его взрослых. Это связано с тем, что здоровье ребёнка формируется на протяжении всей его жизни.

          Отношение ребёнка к своему здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. У детей дошкольного возраста можно выделить следующие возрастные предпосылки для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни:

-активно развиваются психические процессы;

-заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии, дети стараются сохранять и демонстрировать правильную осанку;

-дети старшего дошкольного возраста способны самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания, прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности.

        В то же время следует учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать в работе по формированию здорового образа жизни.

        Дети младшего дошкольного возраста понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью ещё не могут.

        В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как  «не болели». Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги.  Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк), а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги).

          В старшем дошкольном возрасте, благодаря возрастанию личного опыта, отношение к здоровью существенно меняется. Дети  начинают соотносить занятия физкультурой с укреплением здоровья и в его определении (как, собственно, и взрослые), на первое место ставят физическую составляющую. В этом возрасте дети, хотя ещё интуитивно, начинают выделять и психическую, и социальную компоненты здоровья («там все так кричали, и у меня голова заболела»).  При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации занятий физкультурой, отношение детей к своему здоровью существенно меняется. Сформированность отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни, становится основой формирования у детей потребности в здоровом образе жизни.

            Итак, активность, любознательность, подвижность, с одной стороны, а с другой - подвижность нервных процессов, подверженность инфекционных к простудным заболеваниям, аллергическим реакциям у детей дошкольного возраста являются важными предпосылками формирования здорового образа жизни, позволяющими знакомить и учить детей правильному отношению к своему здоровью и взаимодействию с окружающим миром. В то же время, каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать в работе по формированию здорового образа жизни.            

                                                     



Предварительный просмотр:

Модель

организации двигательной активности

дошкольников ДОУ

Основные направления  физкультурно-оздоровительной работы

  1. Создание условий

  • организация здоровьесберегающей среды в ДОУ
  • обеспечение   благоприятного  течения   адаптации
  • выполнение   санитарно-гигиенического  режима

  1. Организационно-методическое и педагогическое направление

  • пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей и педагогов
  • изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик
  • систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров
  • определение показателей   физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами  диагностики.

  1. Физкультурно-оздоровительное направление

  • решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры
  • коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом здоровье

  1. Профилактическое направление

  • проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и нераспространению   инфекционных заболеваний
  • предупреждение   острых заболеваний   методами  неспецифической профилактики

Виды и формы двигательной активности

II гр.        ран. возр.

(2-3года)

Мл. гр.

(3-4года)

Средняя гр.

(4-5лет)

Старшая гр. (5-6лет)

Подготовительная к школе  гр.

(6лет – до школы)

Утренняя гимнастика

Ежедневно

3-5 мин.

Ежедневно

3-5 мин.

Ежедневно 5-7 мин.

Ежедневно 7-10 мин.

Ежедневно 10-12 мин.

Физкультминутки

 2 мин.

 2-3 мин.

2-3 мин.

2-3 мин.

2-3 мин.

Музыкально– ритмические движения.

НОД (музыка)

4-5 мин.

НОД (музыка)

6-8 мин.

НОД (музыка)  

8-10 мин.

НОД  (музыка) 10-12 мин.

НОД (музыка) 12-15 мин.

ННОД по физ. развитию (2 в зале, 1 на улице)

3 раза в неделю по 10 мин.

3 раза в неделю по 15 мин.

3 раза в неделю по 20 мин.

3 раза в неделю по 25 мин.

3 раза в неделю по 30 мин.

Подвижные игры на прогулке

Ежедневно не менее двух игр по 6-8 мин.

Ежедневно не менее двух игр по 6-8 мин.

Ежедневно не менее двух игр по 8-10 мин.

Ежедневно не менее двух игр по 10-15 мин.

Ежедневно не менее двух игр по 10-15 мин.

Закаливающие мероприятия

Ежедневно 3-5 мин.

Ежедневно 3-5 мин.

Ежедневно 5-8 мин.

Ежедневно 10-15 мин.

Ежедневно 10-15 мин.

Физкультурный досуг

-

1 раз в месяц по 20 мин.

1 раз в месяц по 30 мин.

1 раз в месяц по 35-40 мин.

1 раз в месяц 40–50мин.

Спортивный праздник

-

2 раза в год по 30-40 мин.

2 раза в год по 40-50 мин.

2 раза в год по 50-60мин.

2 раза в год по 60-80мин.

День здоровья

1 раз в квартал

Самостоятельная двигательная деятельность детей

Ежедневно. Характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей детей.

Проводится под руководством воспитателя.

Каникулы

2р. в год (декабрь, июнь-август). Двигательный режим насыщается играми, музыкальными развлечениями, спорт. играми, соревнованиями



Предварительный просмотр:

Аналитическая справка по результатам летне-оздоровительной работы в МАДОУ «Детский сад № 9 «Калинка» в 2018-2019 г.

 

         Летняя оздоровительная работа осуществлялась в  МАДОУ «Детский сад № 9 «Калинка»  согласно годовому плану.

В летний период функционировало одно здание (9 возрастных групп).

        Программа мероприятий была выстроена с учетом комплексно-тематического планирования, возрастных особенностей детей и обеспечивала решение следующих задач:

  1.  Создание условий, обеспечивающих охрану жизни и укрепления здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма.
  2. Создание условий для развития самостоятельности, инициативы и творческих способностей детей.
  3. Просвещение родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.

        Для реализации поставленных задач педагогами совместно с родителями воспитанников в летний период произведено благоустройство территории ДОУ: оформлены клумбы, оборудованы участки групп, обновлена разметка площадки для организации игр по ПДД. В оформлении участков нестандартным оборудованием для организации самостоятельной деятельности детей активное участие приняли педагоги и родители воспитанников группы «Фея». Все сотрудники ДОУ приняли участие в оформлении клумб.

             Особое внимание в летне-оздоровительный период уделялось питанию воспитанников, питание носило сбалансированный характер, с учетом соблюдения норм потребления продуктов и калорийности.

            Выдача пищи проходила согласно режиму питания, составленного на летний оздоровительный период. Регулярно отслеживалась гигиена приема пищи в группах, эстетика организации питания.

            Для достижения оздоровительного эффекта в летний период режим дня предусматривал максимальное пребывание детей на свежем воздухе с учетом равномерного распределения двигательной активности в первую и вторую половину дня, а так же температурного режима. Одним из компонентов рационально построенного режима дня являлись прогулки на открытом воздухе, которые повысили двигательную активность детей за счет включения беговых упражнений, использования подвижных игр различной активности, эстафет, элементов спортивных игр, экскурсий.

            За летне-оздоровительный период педагогами всех возрастных групп были проведены разнообразные мероприятия:

  • развлечения и досуги «День защиты детей», «Праздник мыльных пузырей», «Праздник Ивана-Купалы», «День цветов», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!», «Светофор-наш друг» и пр.
  • экскурсии и целевые прогулки на почту, к пешеходному переходу, к светофору, в парк М. Ладыниной и др.
  • различные игры, беседы, ситуативные разговоры, направленные на формирование ЗОЖ.

          Осуществление педагогического и санитарного просвещения родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период было организовано через консультации, индивидуальные беседы, папки – передвижки, памятки и т.д.: «Требования к одежде детей в летний период», «Повышение двигательной активности детей  в домашних условиях»,  «Аллергия -это серьезно», «Помните: здоровье начинается со стопы»,  «Оказание первой помощи при отравлениях детей ядовитыми грибами и растениями, укусах насекомых, тепловом и солнечном ударе» и т.д.

           Исходя из выше изложенного, можно сказать, что летняя оздоровительная компания в ДОУ прошла достаточно успешно. Все запланированные мероприятия реализованы.

03.09.2019г.

Старший воспитатель  _____________Мищанин М.Г.