Копилка для коллег
Скачать:
Предварительный просмотр:
Волшебные упражнения...
Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Она является важнейшим регулятором поведения. От самооценки зависят взаимоотношения ребенка с окружающими, отношение к успехам и неудачам. Расхождение между притязаниями ребенка и его реальными возможностями ведёт к неправильной самооценке, вследствие чего поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т.д.).
Предлагаю Вам несколько коррекционных упражнений, направленных на формирование адекватной самооценки дошкольников.
УПРАЖНЕНИЕ «ВОЛШЕБНЫЕ ОЧКИ»
Цель: снять эмоциональное напряжение, способствовать сплочению детского коллектива.
Игровое действие: Взрослый торжественно объявляет, что у него есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. «Вот я сейчас примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать). «А теперь пусть каждый из вас примерит очки, посмотрит на других и постарается увидеть, как можно больше хорошего в каждом. Может быть, даже то, чего раньше не замечал». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае если кто-то затрудняется, можно помочь ему и подсказать какое-либо достоинство его товарища. Повторения здесь не страшны, хотя по возможности желательно расширять круг хороших качеств.
УПРАЖНЕНИЕ «ВОЛШЕБНЫЙ ДОЖДИК»
Цель: понизить уровень тревожности, повысить самооценку и сплотить детей в группе.
Рекомендуемый возраст детей: от 4-х лет.
Игровое действие: Спросите детей, нравится ли им играть летом под теплым дождиком? Расскажите, что сейчас, пока они разговаривали, как раз пошел такой дождик, но не обычный, а волшебный (клеевой). Теперь все склеились в одну цепочку и могут так отправиться гулять. Постройте детей друг за другом, предложите взяться за плечи стоящего впереди и отправляйтесь в путешествие по комнате. Предупреждайте ребят, что на пути встречаются различные препятствия, которые нужно обойти или преодолеть (притаившиеся звери, густой лес, болото и др.), и для этого нужно крепко держаться друг за друга. После того, как дети поиграют, объявите, что дождик закончился и можно подвигаться спокойно и даже полежать на траве под солнышком.
УПРАЖНЕНИЕ «Я – ОЧЕНЬ ХОРОШИЙ(АЯ)!»
Цель: создать благоприятный эмоциональный фон для повышения у детей уверенности в себе.
Рекомендуемый возраст детей: от 5-ти лет.
Игровое действие: Попросите детей сесть на стульчики в круг и по очереди сказать: «Я очень хороший(ая)», но сначала предложите потренироваться. Для этого хором вместе с ними произнесите слово «я» шепотом, обычным голосом и крикнув. Таким же образом повторите с детьми слова «очень» и «хороший(ая)». Предложите всем дружно сказать полностью фразу: «Я очень хороший(ая)». Затем пусть дети по очереди любым голосом скажут о себе: «Я – Света! Я – очень хорошая!» Затем встаньте с ними в круг и, взявшись за руки, повторите 3 раза шепотом, обычным и громким голосом: «Мы очень хорошие!»
УПРАЖНЕНИЕ «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Цель: помочь ребенку замечать свои умения и достижения, чтобы почувствовать себя увереннее и смело осваивать новое.
Рекомендуемый возраст детей: от 6-ти лет.
Игровое действие: Встаньте на небольшом расстоянии от ребенка и объясните ему суть игры: Вы произносите начало предложения и бросаете ему мяч, поймав, он должен закончить предложение и кинуть мяч обратно. В ходе игры вы многократно произносите: «Я могу...», «Я умею...», «Я хочу научиться...». Ребенок каждый раз повторяющуюся фразу должен закончить разными словами, чтобы понять, сколькому он уже научился и что может продолжать свои успехи и осваивать новое.
Предварительный просмотр:
Игры для сплочения детско-родительского коллектива
УПРАЖНЕНИЕ «Я ПОДРОС, И ТЫ ПОДРОС»
Цель: снять эмоциональное напряжение, способствовать сплочению детско-родительской пары.
Игровое действие: Участники образуют два круга – внутренний – дети (разворачиваются спиной в центр) и внешний - родители. Образуются пары. Далее вместе с ведущим произносят:
Я подрос, и ты подрос, у меня нос и у тебя нос.
У меня щёчки и у тебя щёчки.
Мы с тобой два друга. Любим мы друг друга!
При этом пары выполняют движения: открытой ладонью показывают на себя и партнера, прикасаются кончиками пальцев к своему носу и к носу партнера, к щёчкам, обнимаются или пожимают руку.
ИГРА «ВОЛШЕБНОЕ ЗЕРКАЛО»
Цель: отработка навыков взаимодействия взрослого и ребенка, развитие воображения, ориентировки в пространстве и на своем теле, умения повторять движение взрослого.
Игровое действие: Взрослый показывает движения, ребенок должен его повторить.
Ну-ка, зеркальце, смотри,
Все мне верно повтори.
Встану я перед тобой,
Повторяй-ка все за мной!
УПРАЖНЕНИЕ «МАШИНЫ»
Цель: снять эмоциональное напряжение, способствовать сплочению группы.
Игровое действие: Участники встают парами (родитель и ребёнок).
Ребёнок в роли «машины», ребёнок в роли «мойщика».
В течении пяти минут машину приводят в порядок: моют, протирают, полируют, проговаривая все свои действия, используя как можно больше ласковых слов.
Затем родители меняются с детьми ролями.
После игры можно спросить у детей, в какой роли им было приятнее.
УПРАЖНЕНИЕ «ЛАДОШКИ»
Цель: снять эмоциональное напряжение, способствовать сплочению детско-родительской пары.
Игровое действие:
Ведущий. Встаньте напротив друг друга в паре или сядьте удобно так, чтобы ваши руки могли встретиться. Закройте глаза.
По команде пусть ваши руки сначала: найдут друг друга … познакомятся … проявят симпатию … потанцуют … подерутся … помирятся … попрощаются.
Примечание: Обсудить чувства участников на разных этапах.
Предварительный просмотр:
Памятка "Эмоциональное развитие дошкольников"
«Что нужно знать об эмоциональном развитии дошкольника»
3 года
- Может вести себя некоторое время «хорошо»
- Способен играть вместе с другими детьми в игрушки и фантазийные игры.
- Помогает взрослым.
- В какой-то мере чуток к переживаниям других.
- Допускает незначительные изменения в обещаниях взрослых.
- Не хочет сотрудничать с другими детьми.
- Не хочет заботиться о других.
- Эмоционально глух к боли, причиняемой окружающим людям и животным.
- Истерики, слезы, крик.
4 года
- Ведет себя «хорошо» более продолжительное время
- Способен к сотрудничеству со сверстниками.
- Способен усвоить правила очередности.
- Может проявлять заботу о младшем или животном и сочувствие к обиженным.
- Напоминает поведение ребенка более младшего возраста (снимается лаской и терпимостью взрослых к временному регрессу в поведении).
5 лет
- Ведет себя хорошо в течение всего пребывания в ДОУ
- Соблюдает распорядок дня.
- Ориентируется во времени по часам.
- Лучше понимает стремление взрослых к порядку и опрятности и способен в какой-то мере помогать им в этом.
- Разоблачает любое отступление в поведении взрослых от декларируемых ими правил.
- Бурно реагирует на ложь взрослых, допущенную в разговоре друг с другом.
6 лет
- Теряет непосредственность в поведении, «хорошее» поведение становится самостоятельно поддерживаемой нормой.
- Способен подчинять эмоции своим не очень отдаленным целям.
- Удерживает принятую на себя роль до окончания игры или достижения поставленной цели.
- Начинает сознавать свои переживания.
- Начинает активно интересоваться отношением окружающих к самому себе, формировать свою собственную самооценку.
- Использует ложь, как форму ухода от соблюдения нормы.
- Повышенная двигательная активность.
- Ябедничает.
- Небрежен в выполнении монотонных операций.
Предварительный просмотр:
"Речевые формулы" для конструктивного общения
Как возразить родителю, чтобы избежать возникновения конфликта?
- Очень хорошо, что Вы подняли этот вопрос, и…
- Спасибо, что Вы обратились с этой проблемой к нам, и мы обязательно ее решим, когда это будет удобно нам с Вами….
- Я уважаю Ваше мнение, и в то же время вижу эту ситуацию с другой стороны…., а как Вы видите выход из этой ситуации…, что мы можем предпринять?... (дождаться первого предложения от родителя)
- Нам это важно, давайте подумаем, как нам решить эту проблему, и избежать данной ситуации в будущем…..
Как сформулировать просьбу, чтоб отказать было невозможно?
Универсальные:
- Только Вы……. в этой ситуации можете нам помочь
- Как замечательно, что Вы подошли…..
- Я больше ни к кому не могу обратиться, только к Вам…..
- Я знаю, что только Вы справитесь, потому что…….
- Только Ваши знания и родительский (педагогический, жизненный) опыт могут нам помочь……
- Нам очень нужна именно Ваша помощь……
К родителю:
- Только Ваши знания и родительский опыт могут нам помочь……
К руководителю:
- Зная Вашу компетентность, я именно к Вам обращаюсь за помощью….
К коллеге:
- Вы уже работали по этой теме, мне нужен Ваш профессиональный совет…
Как утешить?
- Все будет хорошо, я (мы) постараемся Вам помочь…..
- Я вам сочувствую, Вы можете рассчитывать на нашу помощь…
- Давайте будем надеяться на лучшее! У меня тоже была похожая ситуация и…..
Как извиниться?
- Извините, возможно, я не правильно высказала свою мысль…
- Я прошу прощения, что так произошло….
- Приношу свои извинения, это была случайность….
- Прошу Вас меня извинить за то, что……надеюсь…
СОВЕТ: Простые подсказки в непростых ситуациях
Ситуация: Родители систематически приводят ребёнка в дошкольное учреждение с опозданием
Шаг 1: аккуратно выяснить причину опоздания. Например:
- Я волновалась, что вас так долго не было….Ничего серьезного, надеюсь не произошло?
Шаг 2:
Показать как важно и значимо для ребенка участвовать в режимных процессах. Для этого предлагаем несколько речевых «формул»
- Вы знаете, насколько режимные моменты важны для положительного эмоционального состояния и формирования самостоятельности Вашего малыша…
- Я понимаю как Вам трудно, и все-таки очень бы хотелось, чтобы… Давайте поможем ребёнку вместе…
- Я Вас понимаю, Ваши проблемы и сложности, но давайте подумаем еще и о Вашем ребёнке….
Ситуация: Родитель просит не выводить ребёнка на прогулку
- Ваше беспокойство понятно мне, однако мы работаем в определённом режиме…
- К сожалению, я не могу выполнить Вашу просьбу, потому что……..
- Мне очень жаль, но я вынуждена Вам отказать…….
- Очень хотелось бы вам помочь, но, к сожалению это невозможно, потому что….
- Я Вас услышала – здоровье ребенка – прежде всего! Полностью с вами согласна, и именно поэтому мы следим, чтобы во время прогулки ребята были одеты по погоде, создаем условия для их движения и других интересных занятий…
Предварительный просмотр:
Памятка для педагогов "Пути решения конфликта"
1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
2. Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счёты.
5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
6. Научитесь слышать доводы своего оппонента.
7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
9. Умейте вовремя останавливаться.
10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.
11. Лучший способ общения – избегать необоснованных и скандальных конфликтов во взаимоотношениях.
12. Оценка деятельности группы, разрешение конфликтных ситуаций является правом каждого родителя и педагога. Но критика должна быть внутренней, она должна высказываться в ДОУ с глазу на глаз.
13. Критика должна быть обоснованной, конструктивной, тактичной.
14. В любой ситуации попробуйте поставить себя на место другого человека.
15. Все спорные вопросы решаемы. Главное, решать все вопросы в спокойной и деловой обстановке. Если не получается решить проблему между родителями и воспитателями группы, то необходимо обратиться к администрации ДОУ (Заведующему, Зам. зав по ВМР) с указанием причин спора.
16. Помните, что взрослый для ребёнка пример в поведении, труде, одежде, отношении к другим людям.
Предварительный просмотр:
Основные знания и умения первоклассника.
Внимание.
• Занимается каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение 20-30 минут.
• Находит сходства и отличия между предметами, картинками.
• Умеет выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
• Легко играет в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.
Математика.
• Знает цифры от 0 до 10.
• Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.
• Арифметические знаки: «+», «-», «=».
• Деление круга, квадрата напополам, четыре части.
• Ориентируется в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.
Память.
• Запоминает 10-12 картинок.
• Рассказывает по памяти стихотворения, скороговорки, пословицы, сказки и т.п.
• Пересказывает текст из 4-5 предложений.
Мышление.
• Заканчивает предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.
• Находит лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
• Определяет последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.
• Находит несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
• Складывает пазлы без помощи взрослого.
• Складывает из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик.
Мелкая моторика.
• Правильно держит в руке ручку, карандаш, кисть и регулирует силу их нажима при письме и рисовании.
• Раскрашивает предметы и штрихует их, не выходя за контур.
• Вырезает ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
• Выполняет аппликации.
Речь.
• Составляет предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.
• Понимает и объясняет смысл пословиц.
• Составляет связный рассказ по картинке и серии картинок.
• Выразительно рассказывает стихи с правильной интонацией.
• Различает в словах буквы и звуки.
Окружающий мир.
• Знает основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
• Называет времена года; явления природы; перелетных и зимующих птиц; месяцы; дни недели; свои фамилию, имя и отчество; фамилию, имя, отчество своих родителей и место их работы; свой город; адрес; какие бывают профессии.