Копилка для коллег

Асфандиярова Светлана Геннадьевна

Предварительный просмотр:

Волшебные упражнения...

https://3.bp.blogspot.com/-qrOJDBixjpg/Wjakzg_48EI/AAAAAAAAA7U/JHemBIU-jZcv26OGsTwUV6X9YlwkIlURACLcBGAs/s200/1%25D0%25B4%25D0%25B5%25D1%2582%25D0%25B82.png


Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Она является важнейшим регулятором поведения. От самооценки зависят взаимоотношения ребенка с окружающими, отношение к успехам и неудачам. Расхождение между притязаниями ребенка и его реальными возможностями ведёт к неправильной самооценке, вследствие чего поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т.д.).

Предлагаю Вам несколько коррекционных упражнений, направленных на формирование адекватной самооценки дошкольников.


УПРАЖНЕНИЕ «ВОЛШЕБНЫЕ ОЧКИ»

Цель: снять эмоциональное напряжение, способствовать сплочению детского коллектива.
Игровое действие: Взрослый торжественно объявляет, что у него есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. «Вот я сейчас примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать). «А теперь пусть каждый из вас примерит очки, посмотрит на других и постарается увидеть, как можно больше хорошего в каждом. Может быть, даже то, чего раньше не замечал». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае если кто-то затрудняется, можно помочь ему и подсказать какое-либо достоинство его товарища. Повторения здесь не страшны, хотя по возможности желательно расширять круг хороших качеств.

УПРАЖНЕНИЕ «ВОЛШЕБНЫЙ ДОЖДИК»

Цель: понизить уровень тревожности, повысить самооценку и сплотить детей в группе.
Рекомендуемый возраст детей: от 4-х лет.
Игровое действие: Спросите детей, нравится ли им играть летом под теплым дождиком? Расскажите, что сейчас, пока они разговаривали, как раз пошел такой дождик, но не обычный, а волшебный (клеевой). Теперь все склеились в одну цепочку и могут так отправиться гулять. Постройте детей друг за другом, предложите взяться за плечи стоящего впереди и отправляйтесь в путешествие по комнате. Предупреждайте ребят, что на пути встречаются различные препятствия, которые нужно обойти или преодолеть (притаившиеся звери, густой лес, болото и др.), и для этого нужно крепко держаться друг за друга. После того, как дети поиграют, объявите, что дождик закончился и можно подвигаться спокойно и даже полежать на траве под солнышком.

УПРАЖНЕНИЕ «Я – ОЧЕНЬ ХОРОШИЙ(АЯ)!»

Цель: создать благоприятный эмоциональный фон для повышения у детей уверенности в себе.
Рекомендуемый возраст детей: от 5-ти лет.
Игровое действие: Попросите детей сесть на стульчики в круг и по очереди сказать: «Я очень хороший(ая)», но сначала предложите потренироваться. Для этого хором вместе с ними произнесите слово «я» шепотом, обычным голосом и крикнув. Таким же образом повторите с детьми слова «очень» и «хороший(ая)». Предложите всем дружно сказать полностью фразу: «Я очень хороший(ая)». Затем пусть дети по очереди любым голосом скажут о себе: «Я – Света! Я – очень хорошая!» Затем встаньте с ними в круг и, взявшись за руки, повторите 3 раза шепотом, обычным и громким голосом: «Мы очень хорошие!»

УПРАЖНЕНИЕ «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Цель: помочь ребенку замечать свои умения и достижения, чтобы почувствовать себя увереннее и смело осваивать новое.
Рекомендуемый возраст детей: от 6-ти лет.
Игровое действие: Встаньте на небольшом расстоянии от ребенка и объясните ему суть игры: Вы произносите начало предложения и бросаете ему мяч, поймав, он должен закончить предложение и кинуть мяч обратно. В ходе игры вы многократно произносите: «Я могу...», «Я умею...», «Я хочу научиться...». Ребенок каждый раз повторяющуюся фразу должен закончить разными словами, чтобы понять, сколькому он уже научился и что может продолжать свои успехи и осваивать новое.



Предварительный просмотр:

Игры для сплочения детско-родительского коллектива

https://2.bp.blogspot.com/-W3TK3LloxGI/Wg7pBVBbdNI/AAAAAAAAA4M/U_JMSbbZP-IKhMO4l06LJRM6IDmP9t3rACLcBGAs/s200/depositphotos_71239761-Mother-and-daughter-stylized-vector.jpg

УПРАЖНЕНИЕ «Я ПОДРОС, И ТЫ ПОДРОС»

Цель: снять эмоциональное напряжение, способствовать сплочению детско-родительской пары.
Игровое действие: Участники образуют два круга – внутренний – дети (разворачиваются спиной в центр) и внешний - родители. Образуются пары. Далее вместе с ведущим произносят:

Я подрос, и ты подрос, у меня нос и у тебя нос.

У меня щёчки и у тебя щёчки.

 Мы с тобой два друга. Любим мы друг друга!


При этом пары выполняют движения: открытой ладонью показывают на себя и партнера, прикасаются кончиками пальцев к своему носу и к носу партнера, к щёчкам, обнимаются или пожимают руку.
 

ИГРА «ВОЛШЕБНОЕ ЗЕРКАЛО»

Цель: отработка навыков взаимодействия взрослого и ребенка, развитие воображения, ориентировки в пространстве и на своем теле, умения повторять движение взрослого.
Игровое действие: Взрослый показывает движения, ребенок должен его повторить.

Ну-ка, зеркальце, смотри,

Все мне верно повтори.

Встану я перед тобой,

Повторяй-ка все за мной!

УПРАЖНЕНИЕ «МАШИНЫ»

Цель: снять эмоциональное напряжение, способствовать сплочению группы.
Игровое действие: Участники встают парами (родитель и ребёнок).
Ребёнок в роли «машины», ребёнок в роли «мойщика».
В течении пяти минут машину приводят в порядок: моют, протирают, полируют, проговаривая все свои действия, используя как можно больше ласковых слов.
Затем родители меняются с детьми ролями.
После игры можно спросить у детей, в какой роли им было приятнее.
 

УПРАЖНЕНИЕ «ЛАДОШКИ»

Цель: снять эмоциональное напряжение, способствовать сплочению детско-родительской пары.
Игровое действие:
Ведущий. Встаньте напротив друг друга в паре или сядьте удобно так, чтобы ваши руки могли встретиться. Закройте глаза.
По команде пусть ваши руки сначала: найдут друг друга … познакомятся … проявят симпатию … потанцуют … подерутся …   помирятся … попрощаются.
Примечание: Обсудить чувства участников на разных этапах.



Предварительный просмотр:

Памятка "Эмоциональное развитие дошкольников"

 

«Что нужно знать об эмоциональном развитии дошкольника»

    3 года

  • Может вести себя некоторое время «хорошо»
  • Способен играть вместе с другими детьми в игрушки и фантазийные игры.
  • Помогает взрослым.
  • В какой-то мере чуток к переживаниям других.
  • Допускает незначительные изменения в обещаниях взрослых.
  • Не хочет сотрудничать с другими детьми.
  • Не хочет заботиться о других.
  • Эмоционально глух к боли, причиняемой окружающим людям и животным.
  • Истерики, слезы, крик.

 

    4 года

  • Ведет себя «хорошо» более продолжительное время
  • Способен к сотрудничеству со сверстниками.
  • Способен усвоить правила очередности.
  • Может проявлять заботу о младшем или животном и сочувствие к обиженным.
  • Напоминает поведение ребенка более младшего возраста (снимается лаской и терпимостью взрослых к временному регрессу в поведении).

 

    5 лет

  • Ведет себя хорошо в течение всего пребывания в ДОУ
  • Соблюдает распорядок дня.
  • Ориентируется во времени по часам.
  • Лучше понимает стремление взрослых к порядку и опрятности и способен в какой-то мере помогать им в этом.
  • Разоблачает любое отступление в поведении взрослых от декларируемых ими правил.
  • Бурно реагирует на ложь взрослых, допущенную в разговоре друг с другом.

   

     6 лет

  • Теряет непосредственность в поведении, «хорошее» поведение становится самостоятельно поддерживаемой нормой.
  • Способен подчинять эмоции своим не очень отдаленным целям.
  • Удерживает принятую на себя роль до окончания игры или достижения поставленной цели.
  • Начинает сознавать свои переживания.
  • Начинает активно интересоваться отношением окружающих к самому себе, формировать свою собственную самооценку.
  • Использует ложь, как форму ухода от соблюдения нормы.
  • Повышенная двигательная активность.
  • Ябедничает.
  • Небрежен в выполнении монотонных операций.



Предварительный просмотр:

"Речевые формулы" для конструктивного общения

 

Как возразить родителю, чтобы избежать возникновения конфликта?

- Очень хорошо, что Вы подняли этот вопрос, и… 

- Спасибо,  что Вы обратились с этой проблемой к нам, и мы обязательно ее решим, когда это  будет удобно нам с  Вами….

- Я уважаю Ваше мнение, и в то же время  вижу эту ситуацию с другой стороны…., а как Вы видите выход из этой ситуации…, что мы можем предпринять?... (дождаться первого предложения от родителя)

- Нам это важно, давайте подумаем, как  нам решить эту проблему, и избежать данной ситуации в будущем…..

 

Как сформулировать просьбу, чтоб отказать было невозможно?

Универсальные:

- Только Вы……. в этой ситуации можете нам помочь

- Как замечательно, что Вы подошли…..

- Я больше ни к кому не могу обратиться, только к Вам…..

- Я знаю, что только Вы справитесь, потому что…….

- Только Ваши знания и  родительский (педагогический, жизненный) опыт могут нам помочь……

- Нам очень нужна именно Ваша помощь……

 

К родителю:

- Только Ваши знания и  родительский  опыт могут нам помочь……

К руководителю:

- Зная Вашу компетентность, я именно к Вам обращаюсь за помощью….

К коллеге:

- Вы уже работали по этой теме, мне нужен Ваш профессиональный совет…

 

Как утешить?

-  Все будет хорошо, я (мы) постараемся Вам помочь…..

- Я вам сочувствую, Вы можете рассчитывать на нашу помощь…

-  Давайте будем надеяться на лучшее! У меня тоже была похожая ситуация и…..

 

Как извиниться?

- Извините, возможно,  я не правильно высказала свою мысль…

- Я прошу прощения, что так произошло….

- Приношу свои извинения, это была случайность….

- Прошу Вас меня извинить за то, что……надеюсь…

 

СОВЕТ: Простые подсказки в непростых ситуациях

Ситуация: Родители систематически приводят ребёнка в дошкольное учреждение с опозданием

Шаг 1:  аккуратно выяснить причину опоздания. Например:

- Я волновалась, что вас так долго не было….Ничего серьезного, надеюсь не произошло?

Шаг 2:

Показать как важно и значимо для ребенка участвовать в режимных процессах. Для этого предлагаем несколько речевых «формул»

 

- Вы знаете, насколько режимные моменты важны для положительного эмоционального  состояния и формирования самостоятельности Вашего малыша…

- Я понимаю как Вам трудно, и все-таки очень бы хотелось,  чтобы… Давайте поможем ребёнку вместе…

- Я Вас понимаю, Ваши проблемы и сложности, но давайте подумаем еще и о Вашем ребёнке….

 

Ситуация: Родитель просит не выводить ребёнка на прогулку

- Ваше беспокойство понятно мне, однако мы работаем в определённом режиме…

- К сожалению, я не могу выполнить Вашу просьбу, потому что……..

- Мне очень жаль, но я вынуждена Вам отказать……. 

- Очень хотелось бы вам помочь, но,  к сожалению это невозможно, потому что….

- Я Вас услышала – здоровье ребенка – прежде всего! Полностью с вами согласна, и именно поэтому мы следим, чтобы во время прогулки ребята были одеты по погоде, создаем условия для их движения и других интересных занятий…



Предварительный просмотр:

Памятка для педагогов "Пути решения конфликта"

 

1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.

 

2. Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.

 

3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.

 

4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счёты.

 

5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.

 

6. Научитесь слышать доводы своего оппонента.

 

7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.

 

8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.

 

9. Умейте вовремя останавливаться.

 

10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.

 

11. Лучший способ общения – избегать необоснованных и скандальных конфликтов во взаимоотношениях.

 

12. Оценка деятельности группы, разрешение конфликтных ситуаций является правом каждого родителя и педагога. Но критика должна быть внутренней, она должна высказываться в ДОУ с глазу на глаз.

 

13. Критика должна быть обоснованной, конструктивной, тактичной.

 

14. В любой ситуации попробуйте поставить себя на место другого человека.

 

15. Все спорные вопросы решаемы. Главное, решать все вопросы в спокойной и деловой обстановке. Если не получается решить проблему между родителями и воспитателями группы, то необходимо обратиться к администрации ДОУ (Заведующему, Зам. зав по ВМР) с указанием причин спора.

 

16. Помните, что взрослый для ребёнка пример в поведении, труде, одежде, отношении к другим людям.

 



Предварительный просмотр:

Основные знания и умения первоклассника.

 

   Внимание.

• Занимается каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение 20-30 минут.

• Находит сходства и отличия между предметами, картинками.

• Умеет выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.

• Легко играет в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

 

   Математика.

• Знает цифры от 0 до 10.

• Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.

• Арифметические знаки: «+», «-», «=».

• Деление круга, квадрата напополам, четыре части.

• Ориентируется в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за  и т. п.

 

   Память.

• Запоминает 10-12 картинок.

• Рассказывает по памяти стихотворения, скороговорки, пословицы, сказки и т.п.

• Пересказывает  текст из 4-5 предложений.

 

   Мышление.

• Заканчивает предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.

• Находит лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.

• Определяет последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.

• Находит несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.

• Складывает пазлы без помощи взрослого.

• Складывает из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик.

 

  Мелкая моторика.

• Правильно держит в руке ручку, карандаш, кисть и регулирует силу их нажима при письме и рисовании.

• Раскрашивает предметы и штрихует их, не выходя за контур.

• Вырезает ножницами по линии, нарисованной на бумаге.

• Выполняет аппликации.

 

   Речь.

• Составляет предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.

• Понимает и объясняет смысл пословиц.

• Составляет связный рассказ по картинке и серии картинок.

• Выразительно рассказывает стихи с правильной интонацией.

• Различает в словах буквы и звуки.

 

   Окружающий мир.

• Знает основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.

• Называет времена года; явления природы; перелетных и зимующих птиц; месяцы; дни недели; свои фамилию, имя и отчество; фамилию, имя, отчество своих родителей и место их работы; свой город; адрес; какие бывают профессии.