Результативность профессиональной деятельности

Скобелкина Ольга Сергеевна
  1. Результативность профессиональной деятельности
  1. Динамика развития обучающихся

В школе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, интегрированные в классы и дети, обучающиеся по индивидуальной форме обучения на дому.

Педагогами для учащихся с ограниченными возможностями здоровья разработаны адаптированные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья. На индивидуальных консультациях мною с педагогами обсуждаются методы и приёмы работы с учащимися. Обучение организовано и проводится, учитывая индивидуальные особенности и состояние здоровья каждого учащегося. С учащимися мною организованы индивидуальные консультации, коррекционно-развивающие занятия.

Эти учащиеся на особом контроле. Регулярно (не менее трех раз в год) приглашаются в школу психиатр и логопед Республиканского психоневрологического диспансера для консультативного осмотра и назначения лечения детям. Запросами для проведения консультаций мультипрофессиональной бригады являются:

  • проблемы в усвоении программного материала,
  • нарушения устной и письменной речи,
  • нарушения эмоционально-волевой сферы,
  • патологические формы нарушения поведения.

Мною организуются приёмы специалистов, оповещаются родители. Также педагогам оказывается помощь в написании характеристик для приёмов. Дети, как правило, осматриваются в присутствии родителей, такая форма работы удобна для всех. При невозможности быть на консультации родители оформляют доверенность на осмотр своего ребёнка специалистами школы. Согласно рекомендациям специалистов диспансера в школе мною проводится психологическая диагностика, коррекционно-развивающая работа с учащимися (развитие познавательной сферы личности; развитие эмоционально-волевой сферы; формирование коммуникативных умений и навыков), консультирование учащегося, педагогов и родителей, организация семинаров для педагогов. Также в течение года учащиеся направляются  на консультацию к медицинскому психологу диспансера.

Таблица №1. Количество учащихся, обучающихся по программам, рекомендованным ПМПК (подробнее в приложении)

Таблица №2. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (подробнее в приложении)

Таблица №3. Количество детей, получивших консультацию специалистов РПНД(подробнее в приложении)


Таблица №4. Динамика результатов коррекционно-развивающей деятельности(подробнее в приложении)

Проанализировав полученные данные  за три мониторинговых года, можно сделать следующие выводы (см. Таблицу №4):
  • В первый мониторинговый год к концу учебного года мы видим увеличение количества учащихся до 32 человек. В связи с этим мы наблюдаем и в конце первого полугодия, и в конце года определенное количество учащихся без динамики (16%). Наряду с этим, происходит увеличение процентного отношения учащихся с положительной динамикой (от 31% до 59%)  и уменьшение процентного отношения учащихся с волнообразной динамикой (от 53% до 25%).
  • Во второй мониторинговый год наблюдается увеличение  процентного отношения учащихся с положительной динамикой (от 26% до 60%) за счет уменьшения количества учащихся с волнообразной динамикой развития (от 60% до 40%).
  • В третий мониторинговый год наблюдается увеличение  процентного отношения учащихся с положительной динамикой (от 26% до 54%) за счет уменьшения количества учащихся с волнообразной динамикой развития (от 69% до 46%).
  • Во второй и третий мониторинговые годы на конец периода нет учащихся с отсутствием динамики развития.
  • По итогам второго мониторингового года наблюдается самый высокий процент учащихся с положительной динамикой (60%).
  • По итогам первого мониторингового года наблюдается наименьший процент учащихся с волнообразной динамикой (25%).

Таким образом, считаю свою работу по данному направлению эффективной.

  1. Организация индивидуальных и групповых консультаций для участников образовательного процесса

Одним из важнейших направлений деятельности педагога-психолога является консультирование участников образовательного процесса (см. Таблицу №2).

Консультирование школьников организуется как по запросу со стороны самих ребят, так и по запросу педагогов и родителей. В ходе консультирования решаются следующие задачи: 

  • оказать помощь подросткам и старшеклассникам, испытывающим трудности в обучении, общении или психическом самочувствии;
  • обучать подростков и старшеклассников навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, использование своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития;
  • оказать психологическую помощь и поддержку школьникам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания.

Консультирование педагогов осуществляется на основе сотрудничества психолога и педагога для решения вопросов успешного обучения и личностного развития школьников. В ходе консультирования педагогу предлагается ситуация равноправного сотрудничества в поиске путей и методов решения тех или иных проблем, достижения конкретных целей. Психолог излагает свою точку зрения и предлагает возможные формы своего участия в реализации решений, которые принял сам педагог. В консультировании педагогов считаю нужным выделить три направления:

  • консультирование педагогов-предметников и классных руководителей по вопросам разработки и реализации программ обучения и воспитательного воздействия;
  • консультирование педагогов по поводу проблем обучения, поведения или межличностного взаимодействия конкретных учащихся или ученических групп;
  • социально-посредническая работа в ситуациях разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов в школьных системах отношений: учитель-учитель, учитель-ученик, учитель-родитель и др.

Одной из форм организации консультативной работы в школе является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк), который представляет собой организационную форму, в рамках которой происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения каждого ребенка в процессе обучения. Консилиум позволяет объединить информацию, которой владеют педагоги, классный руководитель, медицинский работник ОУ, социальный педагог и педагог-психолог, и на основе целостного видения несовершеннолетнего, с учетом его актуального состояния и динамики предыдущего развития, разработать и реализовать общую линию дальнейшего развития и обучения.  На протяжении четырех лет я являюсь организатором школьного консилиума. Мною ежегодно составляется план заседаний школьного  консилиума (см. Приложение). Кроме плановых заседаний консилиума проводятся внеплановые, если в этом есть необходимость. По итогам заседаний все данные заносятся в журнал консилиума, оформляются необходимые для этого информационные справки.

Таблица №1.  Проведенные заседания школьного ПМПк. (подробнее в приложении)


Консультирование родителей может быть проведено по запросу родителей, либо по инициативе психолога. Целями консультирования могут быть:
  • информирование родителей о школьных проблемах ребенка;
  • консультативно – методическая помощь родителям в организации эффективного детско-родительского общения;
  • необходимость получения дополнительной информации о ребенке;
  • психологическая поддержка родителей в случае обнаружения серьезных психологических проблем у их ребенка либо в связи с серьезными эмоциональными переживаниями и событиями в его семье.

Таблица №2.  Количество проконсультированных участников образовательного процесса

 

Учебный год

Общее количество проконсультированных

Количество обучающихся

Количество родителей

Количество педагогов и администрации

2017-2018

359

210

205

44

2018-2019

317

148

119

40

2019-2020

349

220

150

38

 

С каждым годом количество учащихся, родителей увеличивается. Учащиеся приходят на консультации по различным проблемам.

Тематика основных обращений к психологу:

1.Обращения детей и подростков:

  • конфликты с учителями;               
  • конфликты с родителями.
  • личностные проблемы;                              
  • межличностные отношения;
  • проблемы в период проведения экзаменов,
  • проблемы профессионального самоопределения.

2.Обращения родителей:

  • нарушения поведения;                               
  • учебные проблемы;
  • конфликты с одноклассниками;   
  • нарушения детско-родительских отношений.

3.Обращения педагогов:

  • поведенческие проблемы;  
  • учебные проблемы (мотивация);
  • межличностное общение в системе «учитель-ученик»;
  • взаимоотношения внутри классных коллективов;
  • решение конфликтных ситуаций;            
  • подготовка родительских собраний.

4.Обращения администрации:

  • запрос на работу с конкретным учеником или педагогом;
  • учебные проблемы;                        
  • перспективное планирование;
  • содействие в создании образовательных и учебных программ;
  • решение конфликтных ситуаций.