Результативность профессиональной деятельности
- Результативность профессиональной деятельности
- Динамика развития обучающихся
В школе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, интегрированные в классы и дети, обучающиеся по индивидуальной форме обучения на дому.
Педагогами для учащихся с ограниченными возможностями здоровья разработаны адаптированные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья. На индивидуальных консультациях мною с педагогами обсуждаются методы и приёмы работы с учащимися. Обучение организовано и проводится, учитывая индивидуальные особенности и состояние здоровья каждого учащегося. С учащимися мною организованы индивидуальные консультации, коррекционно-развивающие занятия.
Эти учащиеся на особом контроле. Регулярно (не менее трех раз в год) приглашаются в школу психиатр и логопед Республиканского психоневрологического диспансера для консультативного осмотра и назначения лечения детям. Запросами для проведения консультаций мультипрофессиональной бригады являются:
- проблемы в усвоении программного материала,
- нарушения устной и письменной речи,
- нарушения эмоционально-волевой сферы,
- патологические формы нарушения поведения.
Мною организуются приёмы специалистов, оповещаются родители. Также педагогам оказывается помощь в написании характеристик для приёмов. Дети, как правило, осматриваются в присутствии родителей, такая форма работы удобна для всех. При невозможности быть на консультации родители оформляют доверенность на осмотр своего ребёнка специалистами школы. Согласно рекомендациям специалистов диспансера в школе мною проводится психологическая диагностика, коррекционно-развивающая работа с учащимися (развитие познавательной сферы личности; развитие эмоционально-волевой сферы; формирование коммуникативных умений и навыков), консультирование учащегося, педагогов и родителей, организация семинаров для педагогов. Также в течение года учащиеся направляются на консультацию к медицинскому психологу диспансера.
Таблица №1. Количество учащихся, обучающихся по программам, рекомендованным ПМПК (подробнее в приложении)
Таблица №2. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (подробнее в приложении)
Таблица №3. Количество детей, получивших консультацию специалистов РПНД(подробнее в приложении)
Таблица №4. Динамика результатов коррекционно-развивающей деятельности(подробнее в приложении)
- В первый мониторинговый год к концу учебного года мы видим увеличение количества учащихся до 32 человек. В связи с этим мы наблюдаем и в конце первого полугодия, и в конце года определенное количество учащихся без динамики (16%). Наряду с этим, происходит увеличение процентного отношения учащихся с положительной динамикой (от 31% до 59%) и уменьшение процентного отношения учащихся с волнообразной динамикой (от 53% до 25%).
- Во второй мониторинговый год наблюдается увеличение процентного отношения учащихся с положительной динамикой (от 26% до 60%) за счет уменьшения количества учащихся с волнообразной динамикой развития (от 60% до 40%).
- В третий мониторинговый год наблюдается увеличение процентного отношения учащихся с положительной динамикой (от 26% до 54%) за счет уменьшения количества учащихся с волнообразной динамикой развития (от 69% до 46%).
- Во второй и третий мониторинговые годы на конец периода нет учащихся с отсутствием динамики развития.
- По итогам второго мониторингового года наблюдается самый высокий процент учащихся с положительной динамикой (60%).
- По итогам первого мониторингового года наблюдается наименьший процент учащихся с волнообразной динамикой (25%).
Таким образом, считаю свою работу по данному направлению эффективной.
- Организация индивидуальных и групповых консультаций для участников образовательного процесса
Одним из важнейших направлений деятельности педагога-психолога является консультирование участников образовательного процесса (см. Таблицу №2).
Консультирование школьников организуется как по запросу со стороны самих ребят, так и по запросу педагогов и родителей. В ходе консультирования решаются следующие задачи:
- оказать помощь подросткам и старшеклассникам, испытывающим трудности в обучении, общении или психическом самочувствии;
- обучать подростков и старшеклассников навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, использование своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития;
- оказать психологическую помощь и поддержку школьникам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания.
Консультирование педагогов осуществляется на основе сотрудничества психолога и педагога для решения вопросов успешного обучения и личностного развития школьников. В ходе консультирования педагогу предлагается ситуация равноправного сотрудничества в поиске путей и методов решения тех или иных проблем, достижения конкретных целей. Психолог излагает свою точку зрения и предлагает возможные формы своего участия в реализации решений, которые принял сам педагог. В консультировании педагогов считаю нужным выделить три направления:
- консультирование педагогов-предметников и классных руководителей по вопросам разработки и реализации программ обучения и воспитательного воздействия;
- консультирование педагогов по поводу проблем обучения, поведения или межличностного взаимодействия конкретных учащихся или ученических групп;
- социально-посредническая работа в ситуациях разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов в школьных системах отношений: учитель-учитель, учитель-ученик, учитель-родитель и др.
Одной из форм организации консультативной работы в школе является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк), который представляет собой организационную форму, в рамках которой происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения каждого ребенка в процессе обучения. Консилиум позволяет объединить информацию, которой владеют педагоги, классный руководитель, медицинский работник ОУ, социальный педагог и педагог-психолог, и на основе целостного видения несовершеннолетнего, с учетом его актуального состояния и динамики предыдущего развития, разработать и реализовать общую линию дальнейшего развития и обучения. На протяжении четырех лет я являюсь организатором школьного консилиума. Мною ежегодно составляется план заседаний школьного консилиума (см. Приложение). Кроме плановых заседаний консилиума проводятся внеплановые, если в этом есть необходимость. По итогам заседаний все данные заносятся в журнал консилиума, оформляются необходимые для этого информационные справки.
Таблица №1. Проведенные заседания школьного ПМПк. (подробнее в приложении)
Консультирование родителей может быть проведено по запросу родителей, либо по инициативе психолога. Целями консультирования могут быть:
- информирование родителей о школьных проблемах ребенка;
- консультативно – методическая помощь родителям в организации эффективного детско-родительского общения;
- необходимость получения дополнительной информации о ребенке;
- психологическая поддержка родителей в случае обнаружения серьезных психологических проблем у их ребенка либо в связи с серьезными эмоциональными переживаниями и событиями в его семье.
Таблица №2. Количество проконсультированных участников образовательного процесса
Учебный год | Общее количество проконсультированных | Количество обучающихся | Количество родителей | Количество педагогов и администрации |
2017-2018 | 359 | 210 | 205 | 44 |
2018-2019 | 317 | 148 | 119 | 40 |
2019-2020 | 349 | 220 | 150 | 38 |
С каждым годом количество учащихся, родителей увеличивается. Учащиеся приходят на консультации по различным проблемам.
Тематика основных обращений к психологу:
1.Обращения детей и подростков:
- конфликты с учителями;
- конфликты с родителями.
- личностные проблемы;
- межличностные отношения;
- проблемы в период проведения экзаменов,
- проблемы профессионального самоопределения.
2.Обращения родителей:
- нарушения поведения;
- учебные проблемы;
- конфликты с одноклассниками;
- нарушения детско-родительских отношений.
3.Обращения педагогов:
- поведенческие проблемы;
- учебные проблемы (мотивация);
- межличностное общение в системе «учитель-ученик»;
- взаимоотношения внутри классных коллективов;
- решение конфликтных ситуаций;
- подготовка родительских собраний.
4.Обращения администрации:
- запрос на работу с конкретным учеником или педагогом;
- учебные проблемы;
- перспективное планирование;
- содействие в создании образовательных и учебных программ;
- решение конфликтных ситуаций.