Профессиональная деятельность

Скобелкина Ольга Сергеевна
  1. Профессиональная деятельность
    1. Организация образовательной среды  (коррекционной, развивающей)

Школа расположена в поселке, которая находится в 17 километрах от Петрозаводска, т.е. является сельским образовательным учреждением. Организован ежедневный подвоз детей  из четырех населенных пунктов. Социальный состав школы разнообразен: в ней учатся дети из различных по социальному статусу и материальному положению семей, в том числе из многодетных и малообеспеченных, а также социального риска. Кроме этого, в школе есть дети из полных и неполных семей, находящиеся под опекой. В школе получают образование учащиеся с ограниченными возможностями здоровья. В школе небольшое количество детей, что позволяет наблюдать за каждым ребенком не только в кабинете, но и в урочной и внеурочной деятельности и вовремя скорректировать программу сопровождения. 

Дифференцированный и индивидуальный подходы, учет индивидуальных особенностей учеников, при таком разнообразии контингента обучающихся осуществлять сложно, как непросто выполнить свое основное профессиональное предназначение – создать условия для успешного развития каждого ребенка в условиях школы. Однако именно сложность состава учащихся и наличие множества учеников с различными проблемами усиливают потребность в таком специалисте, как педагог-психолог и необходимость в психолого-педагогической службе в структуре школы.

Основы работы педагога-психолога:

Следует обозначить цели и главные направления деятельности психолого-педагогической службы в школе, определить содержание работы педагога-психолога.

И.В. Дубровиной, основателем практической психологии в российском образовании, было выделено два основных направления:

  • актуальное: ориентировано на решение сиюминутных проблем, связанных с трудностями, которые возникают у обучающихся в процессе обучения;
  • перспективное: нацелено на развитие личности обучающегося.

Только в тесной взаимосвязи обоих направлений психолого-педагогическая служба может оптимизировать развитие обучающихся. На этой основе определяется содержание деятельности педагога-психолога.

В основе реализуемой модели психологической службы в  школе лежат идеи М.Р. Битяновой о сопровождении ребенка в процессе всего школьного обучения. Под «сопровождением» понимается система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально – психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия. Объектом школьной психологической практики выступает обучение и психологическое развитие ребенка в ситуации школьного взаимодействия, предметом – социально-психологические условия успешного обучения и развития.

Одна из важнейших задач работы – психологическое обоснование концепции развития и функционирования школы. Вполне очевидно, что каждый педагогический коллектив выбирает из всего многообразия вариантов работы свой, который более всего отвечает его внутренним потребностям. Но одна из задач школы – социальная поддержка и реабилитация учащихся, содействие их успешной социализации в стремительно меняющемся обществе. В связи с этим целью психолого-педагогической службы является создание условий для успешного формирования личности творческой и самостоятельной, гуманной и внутренне свободной, способной ценить себя и уважать других, адаптироваться в новых социально-экономических условиях, создание специальных условий для оказания помощи учащимся, имеющим проблемы в обучении и психологическом развитии.

По-моему, потребность в психологической поддержке детей сейчас особенно велика. Крайняя неустойчивость и неустроенность жизни способствует девальвации духовных и нравственных ценностей, увеличению риска нервных срывов. К этому добавляются и многочисленные подростковые проблемы: недовольство своей внешностью, эмоциональные переживания, связанные с юношеской любовью и дружбой,  осложнения отношений с родителями, неудовлетворенность положением в своей группировке и лидерства в ней. Сказывается также информационное пресыщение: неумеренный просмотр ТВ, компьютерные игры, социальные сети и т.д.

Прежде всего, считаю необходимым рассказать о своём рабочем месте. СанПины требуют для психолога отдельный кабинет не менее 10 кв.м. В нашей школе это требование соблюдено. Оформление моего кабинета отвечает ряду требований – комфортность, гармоничность, доверительность атмосферы, зонирование кабинета с учётом направлений работы школьного психолога. Цветовое решение выполнено в спокойных пастельных цветах.

Свой кабинет я рассматриваю как своеобразное поле взаимодействия психолога с детьми, родителями, педагогами, в центре которого сосредоточены интересы, прежде всего ребёнка. Позиция «ребенок, прежде всего» определяет акценты в работе кабинета и его обеспечения.

Созданная предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребёнка, создать возможности для развития познавательных процессов, речи, и эмоционально-волевой сферы. Кабинет распределен на зоны.

Зона – организационно – планирующее пространство, в котором расположены письменный стол и стул для взрослого, шкаф для документации, магнитофон с набором аудиоматериала, ноутбук, психологическая литература (консультативные материалы; программное и методическое обеспечение коррекционной и развивающей работы с детьми и родителями). В моем арсенале имеется наглядный, демонстрационный и раздаточный материал ко всем используемым в коррекционно – развивающей работе программ и методикам. Собрано необходимое количество стимульного материала к диагностическим методикам для детей, педагогов и родителей, картотеки игр и упражнений для развития и коррекции познавательной, эмоционально – волевой и коммуникативной сферы, материала для психопрофилактической и просвещенческой работы с педагогами и родителями.

Зона  -  игровое пространство.  Это стеллаж и полки с игрушками, детские столы с детскими стульями, игрушки для выплеска негативных эмоций у детей, разнообразный художественный материал, развивающие игры. Имеется двухсторонняя магнитная доска, стенд для обыгрывания сказок и моделирования эмоциональных состояний.  Кроме этого, в кабинете есть консультативно-диагностическая зона, тренинговая (коррекционно-развивающая).

Обстановка, созданная в кабинете педагога – психолога, уравновешивает эмоциональный фон каждого ребенка, способствует его психическому благополучию, а также соответствует рекомендациям СанПиН и отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей.

 

  1. Работа с документацией

В своей деятельности я руководствуюсь следующими документами:

  • Конституцией РФ, Конвенцией ООН о правах ребенка,
  •  Всеобщей декларацией прав человека,
  • Федеральным законом «Об образовании в РФ», приказами Министерства просвещения Российской Федерации, 
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального, общего и среднего общего образования,
  • локальными актами школы,
  • другими нормативно-правовыми документами.

Основными документами педагога-психолога являются:

  • план работы на год, утвержденный директором школы;
  • аналитический отчет о работе за год;
  • журнал учёта видов деятельности;
  • индивидуальные психодиагностические материалы (в отношении обучающихся);
  • отчеты и аналитические материалы о реализации программ психологической поддержки и планов оказания помощи конкретным категориям обучающихся,  родителям;
  • журнал учета консультаций обучающихся, родителей, педагогов;
  • перечень психологических методик, используемых  в работе.

Положение о психологической службе образования обозначает основные  направления профессиональной деятельности психолога. Это общее, в каждом конкретном учреждении, приобретает свои особенные индивидуальные черты. Психолог выполняет социальный заказ школы (всех участников образовательного процесса: педагогов, учеников и родителей).

 

  1. Выбор диагностических и программно-методических материалов

В своей работе использую различные диагностические и программно-методические материалы различных авторов и собственные методические разработки с учётом особенностей детей, типа, вида и приоритетных направлений деятельности.

Одними из главных направлений работы педагога-психолога является психолого-педагогическая диагностика. Целью психолого-педагогической диагностики является изучение индивидуальных особенностей личности обучающихся для выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии;  определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы; раннего выявления профессиональных и познавательных интересов; определения индивидуального стиля познавательной деятельности и др.  Мероприятия указанного направления проводятся в соответствии с планом работы.  Диагностика имеет своей целью информационное обеспечение процесса сопровождения. Проводя диагностику, использую современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Полученные психодиагностические данные необходимы мне:

  • для составления социально – психологического портрета школьника (описания его школьного статуса);
  • для определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии;
  • для выбора средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.

На мой взгляд, те методики, которые я  использую в работе, дают наиболее полную картину состояния ребенка на данный момент. Таким образом, уже несколько лет введены диагностические минимумы, которые включают в себя:

  • наблюдение за учеником в учебной и внеурочной деятельности;
  • беседы с педагогами и родителями;
  • психологическое обследование учеников;
  • анализ тетрадей, классных журналов;
  • сравнение полученных результатов с предыдущими результатами диагностик.

По итогам проведения диагностического минимума (см. Приложение №4) заполняется итоговый документ – сводная таблица результатов и индивидуальная карта динамики развития.  Следует отметить, что подобранные методики позволят проследить динамику развития конкретного ученика на протяжении всего обучения в школе. Например: диагностика мотивации проходит на этапе поступления в школу, в конце 1 класса, на этапе перехода из начальной школы в среднее звено, в конце 7 класса, в конце 9 класса, в конце 11 класса. Результаты диагностики обсуждаются с классным руководителем на индивидуальной консультации, на школьном консилиуме. Также данные представляются (по запросу) заместителю директора по учебной работе, социальному педагогу. После проведения психолого-педагогической диагностики считаю нужным разработать рекомендации обучающимся, педагогам и родителям и наметить программу коррекции.

Коррекционно-развивающая работа предполагает создание условий для коррекционно-развивающей поддержки всем нуждающимся учащимся через оказание услуг, в том числе направление к соответствующим специалистам.

Развивающая деятельность ориентирована на создание социально – психологических условий для целостного развития школьников, а психокоррекционная – на решение в процессе такого развития конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия. Психокоррекционная работа осуществляется как в групповой, так и в индивидуальной форме. Выбор конкретной формы работы зависит от характера проблемы, возраста ребенка, его индивидуальных особенностей.

Кроме этого, мною совместно с педагогами и социальным педагогом школы проводится работа с неуспевающими учащимися и учащимися, состоящими на учете. Мною проводятся диагностика; совместные консультации родителей, детей и учителей; посещаются семьи; решаются проблемы учащихся и разрабатываются планы действий с ними; проблемы обсуждаются  на школьном консилиуме (см. п.3.2); учащиеся совместно с родителями направляются на консультации в Республиканский психоневрологический диспансер и Центр диагностики и консультирования. Кроме этого, с этими учащимися проводятся тренинги и развивающие занятия.

При составлении своих коррекционных программ для работы с учащимися использую различные коррекционные программы, опубликованные в газете «Школьный психолог», а также изданные отдельными тиражами, а именно:

Коррекционно-развивающие программы, программы профилактики и сопровождения

Программа психологического сопровождения ФГОС  в начальной школе (1-4 классы)

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС ООО (5-9 классы) Т. Евграфова. Научная организация труда школьника. Осознанное мышление. Групповые занятия для учащихся 6-7 классов.

Н.П. Локалова. 120 уроков психологического развития младших школьников.

Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в начальной  школе (1-4). – М.: Генезис, 2004. – 303с.

Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – СПб.: Питер, 2009.

Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (7-8 классы). – М.: Генезис, 2005. – 167с.

Подготовка к занятиям способствует накоплению разнообразного методического и дидактического материала, которым впоследствии очень охотно пользуются педагоги школы.

 

  1. Планирование деятельности специалиста

Планирование моей работы осуществляется в соответствии с современными требованиями. В приложениях представлены план работы педагога-психолога, программа мониторинга УУД

Целью работы школьного психолога является: психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в процессе обучения (создание условий для успешного развития ребёнка в условиях школы).

Задачи:

  1. систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребёнка и динамику его психического развития в процессе школьного обучения;
  2. создавать социально-психологические условия  для развития личности учащихся и их успешного обучения;
  3. создавать специальные условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в обучении и психологическом развитии.

В соответствии с поставленными задачами выделены направления практической деятельности в рамках процесса сопровождения:

  • общая диагностика учеников, учителей и родителей;
  • коррекционно-развивающая и консультативная работа со школьниками с выявленными психологическими проблемами обучения и развития;
  • консультирование учеников, педагогов и родителей по вопросам обучения, развития и эмоционального состояния школьников и ученических групп;
  • психологическое просвещение учеников, учителей, родителей;
  • социально-диспетчерская деятельность (оказание помощи в поиске нужных специалистов).

Кроме выше представленных,  в процессе деятельности, мною решаются следующие задачи:

  • совершенствовать систему сопровождения учащихся, а также систему учета и контроля сопровождения;                                 
  • организовать более четкую работу школьного консилиума;
  • совершенствовать работу по психологическому просвещению педагогов, родителей, учащихся,
  • пополнять кабинет психолога методическим, диагностическим и коррекционным материалом;
  • использовать в работе ИКТ, создание компьютерной базы данных.

Для реализации главной цели от педагога-психолога наряду с диагностическими, консультативными и коррекционными умениями требуется способность к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию инициативной деятельности, направленной на их разрешение, соорганизации собственных усилий с деятельностью всех участников образовательного процесса учреждения образования. Объектом комплексной помощи выступает учебно-воспитательный процесс, предметом – ситуация развития учащегося, как система отношений его с миром, с окружающими сверстниками и взрослыми, а также с самим собой.

Мною ежегодно составляется план работы на учебный год, который утверждается директором школы. В школе организовано сопровождение учащихся. Программы сопровождения реализуются по параллелям: 1 класс, на этапе перехода из начальной школы в среднее звено, выпускные классы.

В связи с переходом школы на обучение по новым образовательным стандартам мною разработан план сопровождения учащихся начальной школы, в ходе которого решаются следующие задачи:

  • Разрабатывать  критерии  и методы  оценивания  сформированности метапредметных и личностных компетенций учащихся начальной школы;
  • Систематически отслеживать психолого-педагогических компетентности ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения;
  • Формировать у обучающихся способность к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
  • Создавать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении.
  • Психологическое сопровождение школьников охватывает все этапы обучения, начинается с момента подготовки ребенка к школе и продолжается до конца обучения в старшей школе:

Содержание работы на разных ступенях общего образования

  • Готовность и адаптация к обучению в школе. Ступень начального образования:

Ежегодно в школе реализуется программа дополнительного образования для будущих первоклассников «Скоро в школу», в которой  я принимаю активное участие. Целью моей работы по этой программе является создание наиболее оптимальных условий для образования детей старшего дошкольного возраста и профилактики дезадаптации в школе. Моя работа направлена на формирование положительного отношения к школе, снижение уровня тревожности,  развитие познавательных процессов и коммуникативных навыков. Занятия проходят в игровой форме, с чередованием видов деятельности, учетом индивидуальных особенностей, возможностей и интересов каждого ребенка, положительной оценкой личностных достижений каждого ученика. В рамках программы в целях психологического просвещения мною регулярно проводятся индивидуальные консультации родителей и общие родительские собрания. Считаю работу по этой программе необходимой.

Ежегодно в мае-июне проводится индивидуальная диагностика готовности детей к обучению в школе. Диагностика проводится специалистами школы в присутствии родителей. По результатам диагностики и консультации родителям даются рекомендации по систематизации и обобщении знаний, по подготовке детей к школе. При необходимости дети направляются на консультацию к специалистам РПНД. В августе с учителями 1-х классов проходят консультации по подготовке недели адаптации и подбору оптимальных приемов работы с детьми. С 1 сентября в течение недели учителя проводят программу адаптации. В конце первой недели сентября проводится диагностика мотивации, эмоционального состояния, произвольной сферы и коммуникативных навыков. В конце четверти диагностика произвольности и эмоционального  состояния дублируются, и делается вывод о динамике. Со второй недели сентября начинается посещение уроков, с целью наблюдения адаптации учеников и учителя. В конце сентября проводится заседание школьного консилиума совместно с классными руководителями, на котором обсуждаются результаты диагностики, наблюдений, выявляется группа детей, испытывающих сложности и разрабатывается индивидуальный маршрут сопровождения. С результатами диагностики знакомятся  родители на родительском собрании.  В течение года проходит наблюдение за деятельностью учеников и учителей на уроках и во внеурочное время. Проводятся индивидуальные консультации для учителей и родителей. В мае мною проводится диагностика мотивации, с которой знакомятся родители на родительском собрании. Данная работа проводится согласно плану сопровождения учащихся начальной школы (см. Приложение электронное).

  • Ступень основного образования:

Совместно с педагогами в школе реализуется программа сопровождения школьников на этапе перехода из начальной школы в среднее звено, которая состоит из 2 частей:

  • 1 этап (второе полугодие 4 класса) – создание социально-психологических и педагогических предпосылок для успешного перехода выпускников начальной школы в среднее звено.
  • 2 этап (первое полугодие 5 класса) – создание в рамках образовательной среды условий для адаптации и успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене.

В школе разработан план психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС ООО. В рамках плана считаю необходимым развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) обучающихся, родителей, педагогов; обеспечение преемственности в психологическом сопровождении формирования УУД у обучающихся  младшего школьного возраста и обучающихся основной школы, адаптации к новым условиям обучения; поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития; помощь в решении проблем социализации: трудности в обучении, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута; формирование жизненных навыков; формирование навыков позитивного коммуникативного общения;  профилактика нарушения эмоционально-волевой сферы; помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; профилактика девиантного поведения; профессиональная ориентация; сопровождение одаренных обучающихся, детей «группы риска», обучающихся, находящихся под опекой; систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения, подбор методов и средств оценки сформированности универсальных учебных действий; выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии и осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи таким детям.

Программа сопровождения выпускников, реализуемая в школе, включает в себя работу по выявлению профессиональных намерений и личностного самоопределения и  психологической помощи в период подготовки и во время экзаменов. В течение года в 9-х классах проводятся занятия по профориентации. Ученики заполняют опросники и тесты, позволяющие выявить свои интересы и склонности, участвуют в деловых и ролевых играх, тренинговых упражнениях, каждый составляет свой профессиональный портрет». В декабре обычно проводится родительское собрание. Для ребят и родителей организуются индивидуальные консультации не только с психологом, но и со специалистами профцентра.  Ребята в марте-апреле выезжают на экскурсии в учебные заведения. Кроме профориентационной работы, мною организуется психологическая подготовка  девятиклассников в период подготовки и проведения государственной итоговой аттестации.

  • Старшая ступень образования:

В течение года ведется работа по вопросу психологической подготовки к выпускным экзаменам. Проводятся групповые и индивидуальные  консультации и тренинги. Проходят выступления на родительских собраниях: «Как помочь ребенку подготовиться к экзаменам», «ЕГЭ и выпускник». В период экзаменов выпускникам оказывается индивидуальная и групповая консультативная помощь ученикам, учителям и родителям, по снятию психологического напряжения и тревожности.

Индивидуальная работа с обучающимися:

Кроме этого, в школе организовано сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Каждый учебный год начинается с составления плана сопровождения специалистами и педагогами школы. В течение всего учебного года проводится диагностическая, коррекционная и консультативная работа с учащимися и их родителями. Отслеживается динамика развития и обучения учащихся, результаты которой отражаются в индивидуальной карте сопровождения. Также для обучения детей разработаны индивидуальные образовательные маршруты. Мною с учащимися организованы коррекционно-развивающие занятия. Кроме этого, мною в школе организована работа школьного консилиума (см. п. 3.2). Педагоги, специалисты и администрация школы на его заседаниях обсуждают проблемы различного рода: отслеживание эмоционального состояния учащихся,  обучения и  развития учащихся.

С детьми организованы индивидуальные и групповые коррекционные занятия психолога,  направленные на социализацию,  развитие коммуникативных навыков и мыслительных процессов и развития речи, профилактику девиантного поведения.

Родители всех учащихся этого класса приглашаются на индивидуальные консультации, которые совместно проводят психолог и классный руководитель. На консультациях объясняются особенности обучения и поведения детей с задержкой психического развития, обсуждались приемы работы в отношении ребенка со стороны родителей и школы. Регулярно проводится заседания школьного консилиума, на которых обсуждаются особенности работы с каждым учеником, динамика обучения и развития.

По итогам обучения в начальной школе учащиеся проходят консультацию психолого-медико-педагогической комиссии.

Вся работа ведется с опорой на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий.

  1. Организация взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса

При организации взаимодействия с субъектами образовательного процесса я учитываю все направления своей деятельности.

Целью принципиально важного направления деятельности педагога-психолога, каким является психологическая профилактика и просвещение, является развитие психологической культуры обучающихся, педагогов, родителей. Психологическое просвещение учеников, учителей и родителей осуществляется в активной форме (тренинги, семинары, активные лекции).

Психологическое просвещение школьников ориентировано на создание условий для активного присвоения и использования школьниками социально – психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития. Оно эффективно в том случае, если предлагаемое знание в данный момент значимо, актуально для отдельного ученика или ученической группы и форма передачи знаний знакома или привлекательна.

За прошедшие три года были разработаны и проведены тренинговые занятия и программы:

  • начальная школа – «Уроки психологического развития»;
  • среднее звено – классные часы по адаптации в 5 классе, тренинговые занятия по профориентации (9 класс), «Конфликты»;
  • старшая школа – «Уроки психологии», «Толерантность», «Конфликты. Почему они возникают», «Я на ЕГЭ».

По запросу классных руководителей проводятся классные часы. А также учителям оказывается методическая помощь в подготовке и проведении классных часов и других внеклассных мероприятий.

Психологическое просвещение старшеклассников организуется через уроки психологии в 10-11 классе. Занятия проводятся в соответствии с программой.  На уроках ребята в форме активных лекций, дискуссий, диспутов, получают научные психологические знания, применение которых происходит во время тренингов и деловых игр. С удовольствием ребята заполняют различные опросники и тесты. Также проводятся индивидуальные консультации по запросу учеников. По-моему, это важная часть работы школьного психолога.

  • Работа с педагогическим коллективом школы:

Психологическое просвещение педагогов в нашей школе направлено на создание таких условий, в рамках которых педагоги могли бы получить профессионально значимое для них знание. В этом случае психологические знания и навыки позволяют педагогам:

  • организовать эффективный процесс предметного обучения школьников и с методической и с содержательной точек зрения;
  • построить оптимальную систему взаимоотношений со школьниками, родителями и коллегами;
  • осознать и осмыслить себя в профессии и общении с другими участниками внутришкольных взаимодействий.

При работе с педагогическим коллективом стараюсь учитывать потребности педагогов, запрос администрации и самозапросы. С самого начала своей деятельности я попыталась выстроить деловые отношения с педагогами, выработать общий язык, общий стиль работы и взгляд на процесс становления личности учащихся.

  • По этому направлению стараюсь проводить семинары для педагогов по психологическому просвещению в форме активных лекций и тренингов. Также для проведения семинаров и тренингов в школу мною приглашаются специалисты РПНД и специалисты Центра диагностики и консультирования. Работа с родителями:

Психологическое просвещение родителей направлено на создание ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка. Мне важно попытаться познакомить родителей с актуальными проблемами детей, способствуя тем самым более глубокому пониманию взрослыми динамики детского развития. Психолог как-бы «погружает» родителей в значимые, насущные вопросы, решаемые их детьми в данный момент школьного обучения и психологического развития, и предлагает подходящие для этого момента формы родительско – детского общения.

Психологическое просвещение родителей чаще всего проходит в групповой форме на родительских собраниях. Обычно на собрании представляется информация об особенностях возраста, типичных трудностях в учебной деятельности и в общении, результатах диагностики. Часто после собраний родители приходят на индивидуальные консультации. Традиционными являются следующие собрания:

  • Как подготовиться к поступлению в 1 класс – май-июнь, для родителей будущих первоклассников.
  • Адаптация первоклассников – октябрь.
  • Почему трудно в 5 классе – май, для родителей четвероклассников.
  • Адаптация пятиклассников – октябрь-ноябрь.
  • Подростки. Почему нам трудно вместе – родители 6-7- классников.
  • Как помочь выбрать профессию – родители выпускников.
  • Как помочь сдать ГИА и ЕГЭ –  родители выпускников.
  • Десятиклассники.

Считаю, что проведение таких родительских собраний позволяет предупредить проблемы в построении взаимоотношений между детьми и родителями.

  • Сотрудничество педагога-психолога:

Мною осуществляется социально-диспетчерская деятельность, которая направлена на получение детьми, их родителями и педагогами (школьной администрацией) социально-психологической помощи, выходящей за рамки функциональных обязанностей и профессиональной компетенции школьного психолога.

В рамках данного направления очень тесно школа сотрудничает со специалистами Республиканского психоневрологического диспансера, Республиканского центра диагностики и консультирования. Регулярно мной в школу приглашаются специалисты РПНД (психиатр и логопед) для консультации учеников, имеющих проблемы в учебной деятельности (даются направления на ПМПК), решения вопроса о форме обучения  (домашнего обучения), назначения медикаментозного лечения, консультации родителей, отслеживания динамики развития учащихся. Дети, нуждающиеся в изменении образовательного маршрута (по результатам диагностики), направляются в центр диагностики и консультирования для прохождения психолого-медико-педагогической комиссии. Консультации специалистов проводятся в присутствии родителей, либо по доверенности на педагога-психолога.

  1. Использование современных образовательных технологий, включая ИКТ –технологии

В своей работе уделяю внимание использованию современных образовательных технологий (в том числе ИКТ-технологий), умею адаптировать их в соответствии с педагогической ситуацией.

Участвую  в работе сетевого профессионального сообщества https://nsportal.ru/ . на данном сайте размещаю свои методические разработки, участвую в форумах, прохожу различные тесты. 

В своей работе считаю важным использование современных образовательных технологий (в том числе ИКТ-технологий), адаптируюих в соответствии с педагогической ситуацией.

Современные технологии позволяют, с одной стороны,  повысить интеллектуальный потенциал обучающихся, с другой стороны,  способствуют развитию их личностных качеств, которые позволят им быстро ориентироваться в окружающем пространстве, генерировать новые идеи, принимать решения в сложных, противоречивых ситуациях. В своей деятельности применяю различные технологии:

  • здоровьесберегающие,
  • проектно-исследовательские,
  • групповые,
  • информационные.
  • игровые.

Особое внимание уделяю групповым технологиям. К групповым технологиям относят, прежде всего, групповую и межгрупповую работу. Основу моей методической копилки по данным технологиям составляет следующая методическая литература: Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии»; К. Фопель «Как научить детей сотрудничать», « Технология ведения тренинга»; И.В. Вачков «Групповые методы в работе школьного психолога», «Практикум по психологическим играм с детьми и подростками» (под ред. М.Р. Битяновой), Битянова М.Р., Беглова Т.В. «Учимся решать проблемы» и др. Данные технологии эффективны в работе с детьми всех возрастных категорий и со взрослыми людьми (учителями, родителями). Формами  групповой работы являются групповая диагностика, развивающие и коррекционно-развивающие занятия, тренинги, психологические игры, мастер-классы для взрослых.

Также я размещаю свои материалы на страницах сайта Шуйской средней школы https://shuja.nubex.ru/5052/6100/ . В своей работе считаю необходимым оформление документации и  систематизация диагностических и программно-методических материалов в электронной форме.  Кроме этого, при проведении занятий с учащимися пользуюсь материалами сайта: Профориентатор.ру - www.proforientator.ru, Адалин  - adalin.mospsy.ru. и др.

  1. Организационно - методическая работа

Мною постоянно изучается и обобщается опыт социально-педагогической и психологической работы, накапливаются методические материалы для организации учебного и воспитательного процесса и предоставления возможности их использования педагогическими работниками, классными руководителями, руководителями методических объединений, социальным педагогом.

Методическая работа включает сотрудничество педагога-психолога с заместителями директора школы по вопросам реализации поставленных перед учреждением образования задач, в том числе – участие в составлении плана работы школы; совместно с социальным педагогом проводится разработка программ воспитательного воздействия; участие в подготовке вопросов на заседания методических объединений .

По запросу администрации учреждения образования выполняю психологический анализ мероприятий.

В рамках социально-психологического обеспечения управленческих  процессов участвую в разработке программ развития учреждения образования,  провожу мониторинговые исследования, осуществляю поиск и апробацию форм работы и обеспечиваю эффективное взаимодействие классных руководителей и всего педагогического коллектива.

О своем плане работы, а также о системе взаимодействия с классными руководителями и учителями-предметниками информирую членов педагогического коллектива. Общее руководство моей деятельности осуществляет директор школы.

Также имею многолетний опыт секретаря школьного консилиума. 

  1. Экспертная деятельность

В школе вхожу в состав аттестационной комиссии. В рамках экспертной деятельности мною посещаются открытые уроки, которые педагоги нашей школы показывают на открытых мероприятиях. Я анализирую уроки и внеклассные мероприятия с психолого-педагогической точки зрения. По итогам посещений уроков и внеклассных мероприятий мною составляются отзывы об уроках с рекомендациями. Кроме этого, я посещаю уроки в рамках внутришкольного контроля по плану, по итогам которого проходят обсуждения уроков, деятельности педагога и учащихся на них; составляются рекомендации по работе с классом или с отдельными учащимися.