Татарский национальный орнамент/ Татар халкының милли орнаменты
Учебно-методический материал для уроков и внеурочных занятий по татарскому языку и литературе для 1-11 классов. Пособие для подготовки к занятиям по теме татарский национальный орнамент.
Содержание:
1. История татарского орнамента от древности до современности .................3
2. Татарский народный орнамент: основа, философия и будущее. Традиция,
абстракция, геометрия............................................................................................7
3. Тюльпан – традиционный для татарской культуры символ ...........................12
4. Татарский орнамент в декорировании посуды ...............................................12
5. Техника точечной росписи по стеклу и керамике ...........................................14
6. Татарские орнаменты и узоры в современном декоративно-прикладном
искусстве ................................................................................................................18
7. Список использованной литературы ................................................................22
История татарского орнамента от древности
до современности
Орнамент – красивый рассказчик. Вглядитесь в него, и он расскажет о своём крае и времени, когда родился, о своём народе и событиях, которые пережил вместе с ним. Мы изучим наш орнамент. Ответим на вопрос, чем интересна история татарского узора?
Орнамент – это узор, который украшает изделия и предметы различных форм и размеров – от ювелирных украшений до архитектурных строений. Орнамент многолик и многообразен. Это универсальный вид искусства. Татарский орнамент складывался тысячелетиями, начиная с эпохи древнетюркских каганатов и даже раньше – с первобытной эпохи. Он прошел очень долгий путь развития. В нем всегда отражались природа и символически значимые для человека предметы, образы. Поэтому, если взять древний орнамент, то мы сможем увидеть в нём окружающий мир, природные явления, характерные для далеких предков татар, проживавших на Алтае, в Центральной и Южной Азии. Так, к узорам, имеющим древнее происхождение надо отнести мотив лотоса, розетки, сердцеобразный, пальметты (стилизованное изображение листьев пальмы). Последний мотив, в зависимости от трактовки, связан и с восточноазиатским искусством и с искусством гуннов и с искусством древней Греции. Влияние греческой культуры ощутила на себе Великая Болгария, занимавшая территорию Крыма и Приазовья с их греческими колониями.
Появление мотива лотоса можно объяснить проживанием наших предков на территориях Дальнего Востока, Центральной и Передней Азии. Примечательно, что комбинация мотивов пальметты восточноазиатского характера и лотоса встречается среди тюркоязычных народов Поволжья и Приуралья только в орнаменте казанских татар. После того, как предки татар оказались на территории Волго-Камья, в орнаменте появились новые мотивы. Они связаны с флорой и фауной данного региона. В домонгольский период Волжской Булгарии популярными в орнаменте были стилизованные изображения, лося, лисицы, куницы, сокола и др. Часто встречаются узоры из мотивов полевых цветов: ромашки, колокольчики, незабудки, маки и др. Сохраняются и узоры, связанные со степной культурой, такие, как мотив тюльпана, куст караганника, изображения диких гусей и т.д.
В эпоху Золотой Орды в орнаменте отражается влияние монгольского и китайского искусств, например, появляются облаковидные мотивы, мотив плетенки, в новой трактовке можно увидеть изображение лотоса. Чаще встречаются мотивы, отображающие чужеземных животных – льва, павлина, косули и др., популярными становятся фантастические мотивы – драконы, сфинксы, двуглавые птицы.
В состав Золотой Орды, как известно, входило немало племен – предков нынешних тюркских народов: кыпчаки, огузы и др. Такое смешение культур оказало своё влияние на орнамент казанских и в целом поволжских татар.
В эпоху Казанского ханства на татарское орнаментальное искусство сильно влияют турецкая и иранская культуры. Так, орнамент пополняется мотивами из репертуара садовых цветов – георгинов, астр, маков, пионов и других, которые были популярными в узорах привозных восточных тканей. Завоевание Казанского ханства и включение его в состав Российского государства оказало сильное влияние на специфику татарского узоротворчества. Русское искусство в основе своей было религиозным, христианским. Что касается русского орнамента, то он, и по сей день, имеет изобразительную основу, связанную со стремлением реалистичной передачи тех или иных образов. У татар же, со времени принятия Ислама, орнамент имеет условно-декоративную, абстрактную символическую и иногда метафорическую основу. В нём нет изобразительной реалистической трактовки образов. Речь идет о другом мышлении в искусстве, которое находится в рамках мусульманского художественного мировоззрения, связанного с эстетической доктриной ислама. Если вернуться к татарам, оказавшимся в составе русского государства, то были и периоды насильственного крещения. Татарская община противилась ему и пыталась защитить себя даже на уровне изобразительного языка искусства. В этот период были усилены запреты на изображения живых существ и исчезают мотивы, имеющие в основе изображение креста. Татарские вышивальщицы не вышивали крестиком (кроме татар крещеных), и эта техника вышивки распространяется среди них лишь в 1960-е гг. В итоге, мы больше увидим влияние татарского орнамента в русском искусстве, нежели наоборот.
Арабские геометрические мотивы, так называемые арабески и гирихи – это те виды узоров, которые были изобретены арабами в сфере орнамента. Они стали всеобщими для мусульманского искусства и встречаются в творчестве почти всех мусульманских народов. Гирихи и арабесковый орнамент украшали архитектурные памятники г.Булгара, их можно увидеть на археологических фрагментах от исчезнувших ханских зданий Казанского кремля. Геометрические композиции в виде гириха и сложное переплетение геометрических и растительных узоров в арабесковом орнаменте получили распространение в средневековой монументальной архитектуре ислама.
У татар, с завоеванием Казанского ханства, монументальная архитектура, как вид архитектуры, связанный с господствующим классом, перестала развиваться. Она возрождается в конце XIX в., в связи с указами императрицы Екатерины II, разрешившей татарам строить каменные мечети и дома знати.
Сейчас татарский орнамент возрождается в творчестве современных профессиональных художников и народных мастеров, художников-любителей. Его можно увидеть и на некоторых монументальных зданиях в Казани и других городах республики, в пространственно-предметной и бытовой среде. Орнамент украшает предметы интерьера: шамаили, ляухэ, настенные тарелки, декоративную керамику; обрядовые и бытовые предметы – намазлыки, полотенца, скатерти, подносы, шкатулки и др.; элементы костюма (платья, жилетки, головные уборы, обувь). Кто-то индивидуально, кто-то небольшими цехами занимается моделированием и пошивом одежды и ее составных частей в татарском стиле. Для желающих, есть возможность заказать и печатное нанесение на одежду татарского узора. Есть мастерицы, вышивающие узоры татарского орнамента и работающие и с канителью, и с золотыми нитями. Популярен орнамент в изделиях из дерева и керамики, особенно в настенных тарелках, в ювелирных украшениях. Мастера-ювелиры, работающих в технике популярной для татар ажурной филиграни, с использованием драгоценных камней, выбирают для своих изделий старинные орнаментальные формы.
Сегодня татарский орнамент является неотъемлемой частью современной культуры Татарстана. Он украшает национальные костюмы, предметы быта, архитектуру и даже современные произведения искусства. Это свидетельствует о его важности и актуальности в современном мире.
Татарский орнамент не только визуально привлекателен, но и имеет глубокий смысл. Он передает историческую память и национальные ценности татарского народа. Каждый орнаментальный узор имеет свою историю и символику, которая отражает особенности татарской культуры.
История татарского орнамента является богатой и уникальной. Он является связующим звеном между прошлым и настоящим, сохраняя и передавая наследие татарского народа. Татарский орнамент продолжает восхищать своей красотой и служит гордостью для всех татар.
Вывод. История татарского орнамента уходит в глубокую древность. Он возник в период средневековья и был тесно связан с религиозными и культовыми практиками. Орнаментальные узоры использовались для украшения храмов, мечетей, одежды и предметов интерьера.
Первые орнаменты татарского народа появились задолго до прихода ислама на эти земли. Они были вдохновлены природой и имели геометрические формы. Это были простые узоры из прямых и кривых линий, которые символизировали взаимосвязь между человеком и природой.
С появлением ислама в Татарстане в 10 веке орнаменты стали более сложными и получили новое значение. Исламский орнамент имел свои уникальные формы и символику. Он часто содержал надписи на арабском языке, которые передавали духовные и этические ценности ислама.
В течение веков татарский орнамент эволюционировал и смешивался с другими культурами, которые влияли на Татарстан. Влияние персидской, китайской, среднеазиатской и русской культур отразилось в формах и узорах татарского орнамента. Это создало уникальный и разнообразный стиль, отличающийся от других национальных орнаментов.
В XX веке национальные орнаменты в Татарстане продолжали развиваться. В начале века орнаменты были в основном геометрическими и абстрактными. Одно из ключевых изменений, произошедших в национальных орнаментах в XX веке, — использование цвета. Традиционные татарские орнаменты долгое время были ограничены чёрно-белой цветовой гаммой, однако в XX веке, с развитием технологий окрашивания материалов, орнаменты начали появляться в ярких и насыщенных тонах.
Сегодня татарский орнамент является неотъемлемой частью современной культуры Татарстана. Он украшает национальные костюмы, предметы быта, архитектуру и даже современные произведения искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Татарский национальный орнамент | 677.4 КБ |